Зларин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
Зларин | |
---|---|
Закат на Зларине | |
![]() | |
Координаты: 43 ° 41' с.ш. 15 ° 51' в.д. / 43,683 ° с.ш. 15,850 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Графство | Шибеник-Книн |
Муниципалитет | Шибеник |
Область | |
• Общий | 8,19 км 2 (3,16 квадратных миль) |
Высота | 174 м (571 фут) |
Население (2011) [ 1 ] | |
• Общий | 284 |
• Плотность | 35/км 2 (90/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 22232 |
Код города | (+385) 22 |
Зларин — небольшой остров у далматинского побережья Хорватии недалеко от материкового города Шибеник . В административном отношении входит в состав Шибенско-Книнского уезда . В зимнее время на острове проживает 284 человека. [ 1 ] но с марта по октябрь его население существенно увеличивается до 1500 человек, главным образом потому, что люди переезжают из Шибеника в теплые месяцы. В Зларине проживает большое сообщество иностранцев.
Самая высокая точка Зларина — Клепац, высота 174 метра (571 фут) над уровнем моря . В яркие и солнечные дни с этой точки можно увидеть гору Велебит и вулканический остров Ябука в Адриатическом море . В Зларине растет множество инжирных деревьев, кипарисов и других природных растений. Внутренние части острова необитаемы и покрыты густым лесом. Зларин — один из немногих островов Адриатического моря, куда не разрешен доступ автомобилей.
Географическое положение
[ редактировать ]Зларин имеет площадь 8,19 квадратных километров (3,16 квадратных миль) и береговую линию 18,7 км (11,6 миль). [ 2 ] третий по величине остров Шибеникского архипелага, расположенный к юго-западу от Шибеника в средней Далмации. Он расположен чуть более чем в 2 километрах (1 миле) от материка. В административно-территориальном разделе Республики Хорватия Зларин относится к Шибеник-Книнскому округу, точнее к городу Шибеник. Остров связан с материковыми городами Шибеник и Водице паромом примерно 8 раз в день.
История
[ редактировать ]![]() |
Богатая история Зларина восходит к каменному веку, о чем свидетельствуют два типичных для того периода каменных топора.
Люди каменного века, живя на опушках полей в простых убежищах, обрабатывали землю и приручали животных.
В начале бронзового века, в третьем тысячелетии до нашей эры, их образ жизни был разрушен кочевниками-иллирийцами. Они воздвигли грачины – городища, расположенные на вершинах холмов, которые использовались как средство контроля за скотом, а также как сторожевые башни на случай нападения с моря.
Из-за ограниченности полей и пастбищ в период классической античности на острове была низкая плотность населения. Только с распространением оливковых деревьев и виноградной лозы во времена римлян, а также с рыболовством и развитием производства соли население выросло.
Большинство археологических находок в этом районе представляют собой могилы периода классической античности. В этих могилах имелись фрагменты амфор, которые чаще всего имели печать производителя, что позволяло определить примерный возраст той или иной находки. Также было найдено надгробие римской эпохи, встроенное в стену замка Драго.
В результате кораблекрушения у восточного побережья Зларина, в бухте Платац, были обнаружены многочисленные остатки торгового судна (грузового судна) первого века нашей эры.
Конец периода поздней античности в этих областях ознаменован приходом паннонских аваров в Далмацию в начале VII века. За этим последовали ссылки на хорватов.
Первое упоминание имени Зларин является упоминанием Зларина как составной части Шибеника в документе хорватско-венгерского короля Беле IV «Привилегии» от 1245 года.
Существует множество теорий относительно происхождения названия; от финикийского происхождения (Зарим – архипелаг) до Золотого острова (Insula auri) Юрая Шижгорича и, наконец, до теории присутствия на острове нарентийских пиратов, которые в целях облегчения навигации в неизведанных водах называли места, используя знакомые имена своей Родины. Другие источники также подтверждают, что этот прекрасный остров и его залив были для пиратов того времени идеальной гаванью и отправной точкой для грабежей побережья. По следам названия было обнаружено месторождение Зларин на реке Неретве, а над ним - деревня Клепчи (сегодня название относится к самой высокой точке острова) недалеко от Вележаских гор (островной бухты).
Первые нотариальные записи датируются 1386 годом и включают в себя первое упоминание фамилий некоторых жителей Зларина и Шибеника – владельцев виноградников.
В том же году имеются также записи о Зларинской церкви Св. Марии, построенной плебеем Юрай (светским священником), владельцем поместья, на фундаменте позднеантичного здания. Из-за общей ситуации и первых османских вторжений в район Шибеника, Зларин заселился большим количеством жителей.
Первые поселения были созданы в районе Котора (рядом с загоном, первыми фермерскими поселениями) и в Боровице, традиционно дальше от побережья в целях облегчения защиты и обработки земли.
В начале 15 века деревня (вилла) Зларин имела 20 домов и более 70 жителей, и вскоре возникла необходимость в новой, более крупной церкви; Итак, в 1448 году была построена церковь Богоматери Рашельской.
Спасаясь от турок, в 15 и 16 вв. на острова временно заселили жители окрестных и соседних областей; однако некоторые из них остались, тем самым увеличив число жителей.
В 17 и 18 вв. Экономика постоянно развивалась, в основном опираясь на виноградарство, выращивание оливок, рыболовство, морской транспорт и сбор кораллов, что сегодня является брендом Зларина.
Виноградарство стало основной отраслью промышленности острова, особенно в 19 веке. когда огромный спрос на вино на европейском рынке способствовал выкорчевыванию земель на территории острова и в его окрестностях, в районах Срима, Заблаче, а также на более мелких островах Сестриче и Обонян.
В начале 19 в. Зларин стал муниципальным центром, получил телеграфную станцию, почту, начальную школу, а в гавани Зларина был построен оперативный причал, подходящий для швартовки парусников, больших пароходов, а также линкоров тогдашнего австро-венгерского флота. С развитием портовой инфраструктуры в конце 19 века, после Шибеника, Зларинский порт стал самым значительным в районе с точки зрения морского сообщения.
Перед нынешней Лерохой был устроен центральный рынок в средиземноморском стиле, а жизнь острова вращалась вокруг порта и побережья. Это место приобретало форму островного городка.
В восточной части Зларинского поля, во внутренней части острова, все более заметной становилась небольшая деревня Боровица, а ее бедные, трудолюбивые жители благодаря своему положению долго сохраняли свои обычаи, традиционные костюмы, легенды и песни.
Позднее распространение возбудителя древесины виноградной лозы, филлоксеры и виноградной ложной мучнистой росы, распад традиционных парусников с последующим приходом иностранных пароходов и дешевого иностранного оливкового масла стали причинами массовой эмиграции островитян в Северную и Южную Америку.
Эмиграция в следующий период 20 в. ознаменовал жизнь острова. Мужчины, оставив матерей и молодых жен вместе с детьми, иммигрировали преимущественно в заморские страны в поисках лучшей жизни.
Во время Второй мировой войны жители Зларина сопротивлялись фашистской оккупации, многие из них погибли при этом. После войны многие зларинцы достигли высоких постов в югославской армии и флоте. Во время войны Зларин несколько раз подвергался бомбардировкам.
Традиции
[ редактировать ]Зларин славится своими красными кораллами. Летом, когда на острове много туристов, можно стать свидетелем церемонии, которую устраивают моряки, отправляющиеся ночью в море на поиски кораллов. Поются далматинские песни, а мужчины и женщины одеты в типичные для этой местности народные костюмы. Церемония проводится с целью пожелать удачи морякам.
Традиционная одежда обычно изготавливается из легкой ткани трех разных цветов: черного, красного и белого. Женская одежда богато украшена. С народной одеждой принято носить золотые ожерелья и серьги, а также белые носки и черные туфли. Дамы носят ножи на спине народной одежды.
Ежегодно яхт-клуб Зларина организует три лодочные регаты: «Зларинская регата крсташа», «Латинский идрун на курея» и новогодняя «Зларинская регата крсташа». «Latinskin idrun na kureja» предназначен для деревянных лодок, построенных старинными, исключительно ручными традиционными способами и приводимых в движение латинским парусом (гротом, треугольным парусом).
-
Люди
-
Латинская регата1
-
Латинская регата2
Известные люди из Зларина
[ редактировать ]- Энтони Маглика , предприниматель, основатель Maglite
- Ивица Маткович (1913–1945), усташей . комендант концлагеря
- Ягода Калопер , художник, актриса
- Весна Парун , поэт
- Брайан Юркан, журналист
- Роберт П. Катика, архитектор
Фотографии Зларин
[ редактировать ]-
Памятник Зларину морякам
-
Лерой
-
Прекрасный вид на Зларин из Заблаче


Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Население по возрасту и полу по населенным пунктам, перепись 2011 года: Зларин» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . Декабрь 2012.
- ^ Дупланчич Ледер, Чай; Уйевич, Олово; Чала, Менди (июнь 2004 г.). «Протяженность береговой линии и площади островов хорватской части Адриатического моря определены по топографическим картам масштаба 1:25 000» (PDF) . Геоадрия . 9 (1). Задар : 5–32. дои : 10.15291/geoadria.127 . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ «Путь прошлого» . Зларин . 18 мая 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стулли, Бернар (1980). «История Зларина» (PDF) . Народное искусство . 17 (1): 195–202 . Проверено 6 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Совет по туризму Зларина. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (на хорватском, английском, немецком и итальянском языках).
- Сайт портала Зларин
- «План городского развития Зларина» (на хорватском языке). Город Шибеник. Апрель 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2012 г. Проверено 5 июня 2013 г.