Jump to content

Югославский эсминец Любляна

Любляна / Любляна
два военных корабля рядом рядом с доком на фоне гор
Любляны Однотипный корабль «Белград» (справа) и лидер флотилии «Дубровник» (слева) в Которском заливе после захвата Италией.
История
Королевство Югославия
Имя Любляна
Тезка Любляна
Заложен 1936
Запущен 28 июня 1938 г.
Введен в эксплуатацию ноябрь 1939 г.
Не работает 17 апреля 1941 г.
Судьба В плену у Италии
Италия
Имя Понравилось
Приобретенный 17 апреля 1941 г.
В эксплуатации 1 ноября 1941 г.
Судьба Выброшен на мель и потерпел крушение у побережья Туниса 1 апреля 1943 года.
Общие характеристики
Класс и тип «Белоград » Эсминец типа
Смещение
Длина 98 м (321 фут 6 дюймов) над землей
Луч 9,45 м (31 фут)
Черновик 3,18 м (10 футов 5 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час)
Дополнить 145
Вооружение

Любляна ( Сербо-хорватское произношение: [/ ˌlu bliˈɑ nə] ) — третий и последний «Белоград», эсминец класса построенный для Королевского югославского флота ( сербско-хорватская латынь : Kraljevska mornarica ; сербско-хорватская кириллица : Краљевска морнарица ; КМ) в конце 1930-х годов. и предназначен для работы в составе дивизия под руководством командира флотилии Дубровника . Он поступил на вооружение КМ в ноябре 1939 года, был вооружен главной батареей из четырех Škoda 120-мм (4,7 дюйма) орудий в сверхмощных одиночных установках - двух в носовой части и двух в кормовой части надстройки - и имел практическую максимальную скорость 35 узлов (65 узлов). км/ч; 40 миль в час).

В 1940 году «Любляна» села на мель на риф у югославского порта Шибеник и затонула из-за серьезных повреждений корпуса. После значительных усилий его сняли с мели, а затем отбуксировали в военно-морской арсенал в Тивате в Которском заливе для ремонта. В результате этого инцидента он приобрел среди югославских моряков репутацию « неудачливого корабля ». Югославия вступила во Вторую мировую войну , когда Германии под руководством державы Оси вторглись в апреле 1941 года , а Любляна , все еще находившаяся в ремонте, была захвачена итальянцами . После ремонта и переоборудования, включая замену зенитного вооружения , с ноября 1942 года он служил в Королевском военно-морском флоте Италии под названием Lubiana , в основном в качестве сопровождения конвоев на маршрутах между Италией и Грецией, а также Италией и Тунисом . Он погиб 1 апреля 1943 года из-за навигационной ошибки в условиях плохой видимости у побережья Туниса. Он оказался на мели, а затем заброшен из-за сильного волнения на море и был объявлен полностью потерянным.

В начале 1930-х годов Королевский флот Югославии ( сербско-хорватский : Kraljevska mornarica ; сербско-хорватская кириллица : Kraljevska mornarica ; KM) реализовал концепцию лидера флотилии , которая включала строительство больших эсминцев, подобных эсминцам Первой мировой войны Royal Navy V и W- класс эсминцев . [ 1 ] В межвоенном военно- морском флоте Франции лидеры флотилий должны были действовать как полуфлотилии из трех кораблей или с одним лидером флотилии, действующим вместе с несколькими меньшими эсминцами. ХМ решил построить три таких лидера флотилии — корабли, которые могли бы развивать высокую скорость и обладать длительным сроком службы. Требование к выносливости отражало планы Югославии по переброске лидеров флотилии в центральное Средиземноморье , где они смогут действовать вместе с французскими и британскими военными кораблями. Результатом этого стало строительство эсминца «Дубровник» в 1930–1931 годах. Вскоре после того, как ему был заказан, наступление Великой депрессии и сопутствующее экономическое давление привели к тому, что из запланированной полуфлотилии был построен только один корабль. [ 2 ]

Британский дипломатический персонал сообщил, что, хотя три больших эсминца не собирались строить, намерение, чтобы Дубровник мог использовать несколько эсминцев меньшего размера, сохранялось. В 1934 году КМ решил приобрести три эсминца меньшего размера для работы в дивизии под командованием Дубровника , что привело к созданию «Белград» класса . [ 3 ]

Описание и конструкция

[ редактировать ]

Корабли класса «Белград» были построены по проекту, основанному на модифицированной версии французского «Бурраск» класса . [ 4 ] а третий и последний корабль этого класса, «Любляна» , был построен компанией Jadranska brodogradilišta в Сплите , Югославия, под контролем Франции. [ 5 ] Эта верфь принадлежала совместно Ярроу и Шантье де ла Луар . [ 6 ] Класс «Белград» имел улучшенную форму корпуса по сравнению с классом «Бурраск» , особенно в кормовой части , где не было стоек для глубинных бомб под главной палубой. Их силуэт также был ниже и более современным, чем у класса Bourrasque, с двумя воронками одинаковой высоты, а не с тремя разной высоты. Нижние секции труб находились внутри надстройки в миделе корабля в кормовой части бака , где также располагались проход в котельную и некоторые кабинеты. Помещения офицеров находились в кормовой части под ютом и в рубке , а помещения старшин и матросов — в носовой части. В целом этот класс был быстрым, но легким, тяжелым и имел ограниченную дальность полета. [ 4 ]

Любляна была названа в честь югославского города Любляна . Она имела общую длину 98 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,45 м (31 фут) и нормальную осадку 3,18 м (10 футов 5 дюймов). корабля Стандартное водоизмещение составляло 1210 тонн (1190 длинных тонн ), при полной загрузке — 1655 тонн (1629 длинных тонн) . Экипаж «Любляны» состоял из 145 человек личного состава, включая офицеров и рядовых. [ 7 ] [ 8 ]

Корабль был оснащен паровыми «Парсонс», турбинами приводящими в движение два гребных винта, используя пар, вырабатываемый тремя водотрубными котлами Ярроу, работающими на жидком топливе, которые были расположены с одним котлом в носовой котельной и двумя котлами в кормовой котельной. Ее турбины были установлены в двух машинных отделениях одно за другим в кормовой части котельных: передняя турбина приводила в движение вал правого борта , а кормовая турбина приводила в движение левый вал. Общая мощность была оценена в 40 000–44 000 лошадиных сил на валу (30 000–33 000 кВт ), а Любляна была рассчитана на максимальную скорость 38 узлов (70 км / ч; 44 мили в час), хотя ее сестра Белград достигла 39 узлов (72 км / ч). 45 миль в час) во время испытаний. [ 9 ] В эксплуатации Любляна смогла достичь практической максимальной скорости только 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час). [ 8 ] Она перевозила 120 тонн (120 длинных тонн) мазута , [ 8 ] в девяти бункерах, расположенных по обе стороны от котельных и в двойном дне непосредственно под мостом . Бункер с маслом в двойном дне отрицательно повлиял на ее дифферент . [ 7 ] Ее дальность полета в 1941 году во время службы в Италии составляла 1200 морских миль (2200 км; 1400 миль) и 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). [ 7 ]

Первоначальное намерение вооружить этот класс четырьмя чехословацкого производства . Škoda 140 мм (5,5 дюйма) L/56 [ а ] орудия, находящиеся на борту «Дубровника », были быстро сброшены, так как они были слишком тяжелыми для меньших эсминцев. [ 11 ] Вместо этого основное вооружение Любляны сверхбоевых состояло из четырех 120-мм (4,7 дюйма) орудий Škoda L/46 в одиночных установках : двух в носовой части надстройки и двух в кормовой части, защищенных артиллерийскими щитами . [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] Всего к основным орудиям было перевезено 2400 снарядов. [ 11 ] Ее систему управления огнем предоставила голландская фирма Hazemeyer . [ 12 ] с передней наводкой стрельбы с дальномером 4 м (13 футов) на мостике и кормовой наводкой 3 м (9,8 футов), установленной на кормовой рубке. [ 11 ] Первоначально ее вторичное вооружение должно было состоять из четырех 47-мм (1,9 дюйма) зенитных орудий Škoda в двух спаренных установках, но из-за задержек в разработке этих новых орудий 40-мм (1,6 дюйма) зенитные орудия Bofors L/60. были установлены вместо. Всего к этим орудиям было изготовлено 10 000 патронов. [ 11 ] Их крепления располагались по обе стороны кормовой палубы укрытия. [ 14 ] [ 15 ] Два 15-мм (0,59 дюйма) пулемета Zbrojovka Brno Model 60 устанавливались в одиночных установках на крыльях мостика. [ 11 ] Были выбраны два французских тройных торпедных аппарата , но источники различаются относительно того, были ли это старые 550-мм (21,7 дюйма) аппараты. [ 8 ] или более новые трубки диаметром 533 мм (21,0 дюйма). [ 11 ] [ б ] Торпедные аппараты устанавливались по диаметральной плоскости в носовой и кормовой части рубки, располагавшейся между кормовой трубой и квартердеком. На крыше рубки был установлен прожектор. [ 15 ] [ 16 ] Любляна также могла нести 30 морских мин . [ 8 ] доставлено с кормовых рельсов шахты. «Любляна» также была оснащена двумя стойками для глубинных бомб в кормовой части. [ 11 ]

Любляна была заложена в 1936 году. [ 12 ] [ 17 ] спущен на воду 28 июня 1938 г., [ 8 ] завершено 23 сентября 1939 г., [ 18 ] и был принят в состав КМ в ноябре 1939 года. [ 19 ]

Югославская служба

[ редактировать ]

Вскоре после ввода в строй «Любляна» участвовала в учениях по противолодочной борьбе в проливах между крупными островами Млет и Корчула у побережья Далмации 23 января 1940 года. Во время учений экипаж «Любляны » заметил, что она отклонилась на правый борт – Заподозрили неисправность рулевого механизма – и сработала вторичная система рулевого управления. В учениях участвовали оба ее однотипных корабля, и на следующий день дивизия направилась в сторону Шибеника с визитом в порт, чтобы ознакомить население с новыми эсминцами. Кораблям было приказано плыть в Шибеник через узкий канал Св. Антония , но из-за сильного северного ветра их командиры попросили разрешить им стоять на якоре за пределами канала до тех пор, пока ветер не утихнет. Эта просьба была отклонена, так как общественность ждала их прибытия вместе с главнокомандующим КМ контрадмиралом Марианом Поличем . Когда около 17:05 она проходила через самое узкое место канала возле входа в гавань, Корма « Любляны » качнулась на правый борт и ударилась о подводные камни на восточном берегу канала. Корпус правого борта и вал правого борта были повреждены, повреждение последнего привело к эксцентричному вращению гребного винта правого борта, который врезался в корпус в районе рулевого механизма. Обе турбины были выведены из строя, так как пришлось отключить переднюю турбину, приводящую в движение правый вал, а машинное отделение кормовой турбины было затоплено. Без энергии инерция Любляны понесла ее вперед в восточную часть гавани Шибеника , где она остановилась. Первоначально масштабы ущерба были недооценены, и оба якоря были сброшены. Это действие не позволило двум буксирам, которые быстро отреагировали, отбуксировать ее в безопасное место, и им удалось спасти только команду. Погиб один член экипажа, матрос, утонувший в кормовом машинном отделении. Около 18:15 «Любляна» перевернулась и затонула. Он остановился вверх тормашками на относительно небольшой глубине на дне гавани, наклонившись влево под углом 120 градусов. Созданная военно-морская следственная комиссия привела к досрочному выходу на пенсию практически всего состава штаба югославского флота. [ 19 ]

Ни одна спасательная компания в Югославии не имела оборудования и опыта для подъема Любляны , поэтому для этой задачи была привлечена фирма Трипковича из Триеста. Директор компании Готфрид Фрайгерр фон Банфилд – самый успешный австро-венгерский военно-морской летчик Первой мировой войны – был известен многим бывшим австро-венгерским военно-морским работникам, служившим тогда в КМ. водоизмещением 247 тонн (243 длинных тонны) Банфилд прибыл в Шибеник на буксире «Гладиатор» через четыре дня после того, как он затонул. К его команде присоединились буксир КМ Jaki и итальянские буксиры Audax и Cyclops спасательное судно KM Spasilac . , а спасательным штабом выступило [ 19 ] Была надежда, что спасение удастся завершить в течение двух недель, но зимнее море и погодные условия сильно осложнили задачу. [ 20 ] Во время одной из попыток гидравлические цилиндры, позаимствованные у Королевского военно-морского флота Италии, освободились, когда буксирный трос разорвался, и уплыли, чтобы их забрал Дубровник . В ночь с 29 февраля на 1 марта итальянский океанский лайнер SS Leonardo da Vinci случайно столкнулся с затопленной «Любляной» , еще больше повредив ее руль направления и гребные винты. Корпус « Любляны » был герметично закрыт, и 10 мая судно поставили на ровный киль, покоившись на дне из 80 000 мешков с песком. Восемь дней спустя первая попытка поднять ее провалилась: она поднялась всего на один метр, прежде чем тросы разошлись. Наконец, 10 июля ее подняли в присутствии Банфилда и нового главнокомандующего ХМ контрадмирала Джулиана Лутеротти . Затем «Любляну» отбуксировали в Тиват в Которском заливе для ремонта. [ 21 ] Этот инцидент, произошедший вскоре после его ввода в строй, привел к тому, что сочли его « неудачливым кораблем ». югославские моряки [ 19 ]

Итальянский сервис

[ редактировать ]

В апреле 1941 года Югославия была захвачена державами Оси , а 17 апреля Любляна была захвачена в Тивате Королевским флотом Италии, где она все еще находилась на ремонте. Корабль отбуксировали в Полу для переоборудования и ремонта. [ 21 ] [ с ] Ее основные орудия были сохранены, но каждая из ее 40-мм орудий заменена одной 37-мм (1,5 дюйма) пушкой, а третья одиночная 37-мм пушка заменила прожектор на рубке. Ее 15-мм пулеметы также были сняты, а к ее вооружению были добавлены восемь одиночных 20-мм (0,79 дюйма) орудий Breda Model 35 L/65 , два из которых заменили кормовые торпедные аппараты. Оба директора стрельбы были сняты, а передний заменен на итальянский директор РМ-2 на мостике. [ 11 ] Верх ее воронки также был срезан под более острым углом. [ 24 ] и она была окрашена в яркий камуфляж . [ 25 ]

Корабль был официально принят в состав Королевского флота Италии под названием Lubiana с опознавательными буквами «LA» 1 ноября 1941 года. [ 21 ] но фактически не работал до конца октября [ 21 ] [ 24 ] [ 22 ] или, возможно, ноябрь 1942 года. [ 23 ] Он был придан 1-й флотилии эсминцев 1-й эскадры, действовавшей в Ионическом море и южной Адриатике . [ 21 ] Она служила в эскорте до апреля 1943 года, а Туниса . с начала 1943 года действовала на маршруте снабжения [ 24 ] Однако ее первым идентифицированным эскортом был захваченный греческий танкер «Патракис Номикос » водоизмещением 7020 брутто-регистровых тонн (брт) из Бриндизи на юге Италии в Патры на западе Греции в конце ноября 1942 года. [ 21 ] С 9 февраля по 22 марта 1943 года Лубиана участвовала в серии транспортных конвоев для немецкой и итальянской армий в Северной Африке. [ 26 ] В их число входило сопровождение теплохода « Омбрина» из Таранто на юге Италии через Палермо на Сицилии в Бизерту в Тунисе в период с 21 по 23 февраля, а также сопровождение теплоходов «Марко Фоскарини» и «Никколо Томмазео» и парохода «Фоджа» между Таранто и Бизертой через период с 17 по 19 марта. [ 21 ]

Затем корабль участвовал в сопровождении еще одного конвоя в Тунис, начиная с 27 марта. [ 27 ] включая ее последнее сопровождение танкера Bivona и пароходов Giacomo C , Aquila и Le Borgne в Тунис. [ 21 ] В условиях плохой видимости и плохой погоды Лубианы экипаж допустил навигационную ошибку, и вместе с Ле Борном и Аквилой она застряла около 04:00 1 апреля примерно в 1,6 км (1 миле) к востоку от Рас-эль-Ахмара – примерно в 8 морских милях ( 15 км; 9,2 миль) к западу от полуострова Кап-Бон – при входе в Тунисский залив . Из-за сильного волнения на море и неблагоприятных погодных условий спасти Лубиану было невозможно , и она была брошена, разбилась о скалы и была объявлена ​​​​полностью потерянной. [ 18 ] [ 23 ] [ 28 ] [ д ] Находясь на итальянской службе, Лубиана выполнила 46 миссий, в том числе 18 сопровождений конвоев между Италией и Грецией или Италией и Тунисом, а также завершила шесть перебросок войск, провела 12 испытаний и 10 других миссий, проплыла 8 914 морских миль (16 509 км; 10 258 миль) и сожжено 2905 т (2859 длинных тонн) мазута. [ 18 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ L/56 обозначает длину ствола. В данном случае орудие L/56 имеет калибр 56 , а это означает, что длина ствола в 56 раз превышала диаметр его канала ствола . [ 10 ]
  2. Фрейвогель отмечает, что новые 533-мм французские торпеды, вероятно, могли стрелять из 550-мм труб. [ 11 ]
  3. Военно-морской историк Джон Робертс утверждает, что она была взята в плен в Шибенике. [ 22 ] и Робертс, и военно-морской историк Маурицио Брешиа заявляют, что после захвата ее отбуксировали в Которский залив, а затем в Фиуме для ремонта. [ 22 ] [ 23 ] но как самый последний и специализированный источник по югославской военно-морской истории предпочтение в этом вопросе отдается Звонимиру Фрейвогелю. [ 21 ]
  4. По словам военно-морского историка Марека Твардовского, он был потоплен у побережья Туниса британской авиацией 1 апреля 1943 года. [ 29 ]
  • «Пополнение флота Югославии» . Великобритания и Восток . Лондон, Великобритания: Бриттен. 1938. OCLC   183360562 .
  • Брешиа, Маурицио (2012). Флот Муссолини . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-59114-544-8 .
  • Браун, Дэвид (1995). Потери кораблей во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-914-7 .
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-329-2 .
  • Фрейвогель, Звонимир (2014). «От Глазго до Генуи под тремя флагами - лидер югославской флотилии Дубровник» (PDF) . Военный сборник . 4 (2). Сочи, Российская Федерация: Академическое издательство Исследователь: 83–88. ISSN   2309-6322 . Проверено 25 октября 2014 г.
  • Фрейвогель, Звонимир (2020). Боевые корабли Королевского флота Югославии 1918–1945 гг . Том. 1. Загреб: Деспот Бесконечный. ISBN  978-953-8218-72-9 .
  • Фрейвогель, Звонимир и Гробмайер, А.Х. (2006). «Вопрос 36/05: Вооружение югославского эсминца «Сплит ». Военный корабль Интернешнл . XLIII (4): 362. ISSN   0043-0374 .
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех народов (Иллюстрированный справочник) . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Джарман, Роберт Л., изд. (1997). Политические дневники Югославии 1918–1965 гг . Том. 2. Слау, Великобритания: Издания Кембриджского архива. ISBN  978-1-85207-950-5 .
  • Чернуски, Энрико и О'Хара, Винсент П. (2005). «Звездный раскол » . В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 97–110. ISBN  978-1-84486-003-6 .
  • Робертс, Джон (1980). "Италия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 280–317. ISBN  978-0-87021-913-9 .
  • Ровер, Юрген и Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-105-9 .
  • Твардовский, Марек (1980). "Югославия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 355–359. ISBN  978-0-87021-913-9 .
  • Уитли, Майкл Дж. (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-326-7 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8ff98c21271d4aa4ac21b98af0ef085__1725951300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/85/c8ff98c21271d4aa4ac21b98af0ef085.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav destroyer Ljubljana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)