Немецкий вспомогательный крейсер Орион
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2020 г. ) |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Курмарк |
Тезка | Курмарк |
Владелец | СТОЛ |
Оператор | СТОЛ |
Заложен | 1930, Блом и Восс , Гамбург. |
Запущен | 1930 |
Введен в эксплуатацию | 1930 |
Судьба | Реквизирован Кригсмарине , 1939 г. |
![]() | |
Имя | Орион |
Тезка | Орион |
Оператор | Военно-морской |
Номер двора | 1 |
Приобретенный | Реквизирован в 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 9 декабря 1939 г. |
Переименован |
|
реклассифицирован | Вспомогательный крейсер «Орион» , 9 декабря 1939 года. |
Псевдоним(а) |
|
Судьба | Потоплен в результате авианалета 4 мая 1945 г. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 7021 брт , 3540 нрт |
Смещение | 15 700 тонн |
Длина | 148 м (486 футов) |
Луч | 18,6 м (61 фут) |
Черновик | 8,2 м (27 футов) |
Движение | 4 паровых турбины , 1 вал, 4 котла, 6200 л.с. (4,6 МВт) |
Скорость | 14,8 узлов (27,4 км/ч) |
Диапазон | 18 000 морских миль (33 000 км) |
Дополнить | 356 (разное) |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 х плуг К 196 А-1 1 х Накадзима E8N |

Орион (HSK-1) — вспомогательный крейсер Кригсмарине нацистской Германии , выполнявший функции торгового рейдера во время Второй мировой войны . [1] Компания Blohm & Voss построила его в Гамбурге в 1930–31 годах как грузовой корабль «Курмарк» . Военно-морской флот реквизировал его в начале Второй мировой войны, переоборудовал во вспомогательный крейсер «Орион» и вступил в строй 9 декабря 1939 года. В Кригсмарине он был известен как Schiff 36 , а в Королевском флоте он имел обозначение Raider A. Она была названа в честь созвездия Ориона .
Строительство и переоборудование
[ редактировать ]Компания Blohm & Voss в Гамбурге построила корабль как грузовое судно для компании Hamburg America Line (HAPAG). В целях экономии паровые турбины с лайнера «Нью-Йорк» повторно использовали . Это оказалось плохим решением, поскольку «Орион» всю жизнь страдали от проблем с двигателем.
После начала войны немецкое Seekriegsleitung (Командование военно-морских операций) было плохо подготовлено к рейдерской войне. Действия немецких вспомогательных крейсеров Первой мировой войны были оценены немецкими военными планировщиками и признаны большим успехом, нарушившим британское торговое судоходство по всему миру. Однако общее влияние на войну было оценено как довольно незначительное, поэтому 5 сентября 1939 года была начата лишь небольшая программа переоборудования торговых судов во вспомогательные крейсеры.
Первыми двумя реквизированными кораблями были « Курмарк» ( «Орион» ) и «Ноймарк» ( немецкий вспомогательный крейсер «Виддер» ), и переоборудование началось немедленно.
Рейдерское путешествие
[ редактировать ]Один из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне, «Орион» покинул Германию 6 апреля 1940 года.под командованием корветтенкапитана (позже фрегаттенкапитана ) Курта Вейхера . Под видом нейтрального корабля она прошла на юг через Атлантический океан , где атаковала и потопила «Хаксби» , грузовое судно водоизмещением 5207 брт .
В мае 1940 года «Орион» обогнул мыс Горн и вошел в Тихий океан . Он вошёл в воды Новой Зеландии заложил мины у Окленда в июне 1940 года и в ночь с 13 на 14 июня 1940 года , одна из которых пять дней спустя затонула океанский лайнер RMS Niagara . Два других корабля подорвались на минах с «Ориона» , а также два траулера и вспомогательный тральщик.
Затем Орион совершил набег через Индийский и Тихий океаны, атаковав еще четыре корабля. Один корабль, норвежское грузовое судно Tropic Sea , было захвачено без боя и отправлено в оккупированную Францию в качестве приза, хотя оно было затоплено в Бискайском заливе после встречи с HMS Truant . Остальные корабли, встреченные Орионом, были потоплены.
20 октября 1940 года он встретился с немецким вспомогательным крейсером «Комет» и кораблем снабжения «Кульмерланд» . Действуя сообща, они потопили еще семь кораблей, в том числе лайнер «Рангитан». [2] и пять кораблей у берегов Науру , прежде чем разойтись в новом году.
Немецкий военно-морской атташе в Японии вице-адмирал Пауль Веннекер купил гидросамолет Nakajima E8N в начале 1941 года. Его отправили на борту корабля снабжения «Мюнстерланд» для встречи с «Орионом» на островах Мауг в Северных Марианских островах. Они встретились 1 февраля 1941 года, и «Орион», таким образом, стал единственным немецким военным кораблем времен Второй мировой войны, использовавшим японский поплавок.
Еще шесть месяцев плавания в Индийском океане ничего не дали, хотя свою последнюю жертву, Чосера , она все же встретила и поймала в июле 1941 года в Южной Атлантике, когда «Орион» направлялся домой.
Орион вернулся в Бордо в оккупированной Франции 23 августа 1941 года. После 510 дней и 127 337 морских миль (235 828 км) в море он потопил десять кораблей общим тоннажем 62 915 брутто-регистровых тонн (брт), а также еще два (всего 21 125 брт). ) в сотрудничестве с Кометой .
Немецкое грузовое судно Anneliese Essberger , замаскированное под норвежское грузовое судно Herstein , должно было встретиться с «Орионом» 30 августа 1941 года. Запланированной встречей был пункт Корона на 28 градусах северной широты, 43 градусах западной долготы. Но грузовое судно не смогло увидеть « Орион» , и продолжил путь на север. [3]
Более поздняя история
[ редактировать ]Выведенный из эксплуатации как торговый рейдер, в 1944 году корабль был переименован в «Гектор» и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. В январе 1945 года он был снова переименован в «Орион» и использовался для перевозки беженцев из восточных провинций Германии через Балтийское море в порты северной Германии и оккупированной Дании. По пути в Копенгаген 4 мая 1945 года, после того как он забрал экипаж старого линкора « Шлезиен» , «Орион» был сбит двумя бомбами, сброшенными самолетами советского 51-го минно-торпедного авиационного полка у Свинемюнде . Экипажу удалось высадить яростно горящее судно на песчаную отмель, однако более 150 пассажиров и членов экипажа погибли. [1] Халк был списан в 1952 году. [4]
История рейдов
[ редактировать ]Потоплен Орионом
[ редактировать ]- 24 апреля 1940 г., Хэксби, 5 207 брт.
- 19.06.1940, Тропическое море, 8750 брт.
- 16 августа 1940 г. отмечено 2489 брт.
- 20 августа 1940 г. Уничтожено 9691 брт.
- 14 октября 1940 г. , Рингвуд, 7 203 брт.
- 29 июля 1941 г., Чосер, 5792 брт.
Потоплен минами, заложенными Орионом.
[ редактировать ]- 19 июня 1940 г., RMS Ниагара, 13 415 брт.
- 14 мая 1941 г. ХМНЗС Пурири 927 GRT
(Утверждения нескольких источников о том, что грузовые суда «Порт Боуэн» и «Балтанник» также стали жертвами мин «Ориона», при изучении доступных сейчас записей кажутся необоснованными)

Концерт с Кометой
[ редактировать ]- 25 ноября 1940 г. Холмвуд 546 брт.
- 1940-11-27 Рангитан [5] 16 712 брт
- 6 декабря 1940 г., третье, 4413 брт.
- 1940-12-08 Триада [6] 6378 брт
- 1940-12-08 Триастр [7] 6032 брт
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Хильфскрейцер (Вспомогательный крейсер) Орион» . Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Холмвуд и Рангитан потопили NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Гизе, О (1994). Съемки войны . Аннаполис: Военно-морской институт США. стр. 89–99. ISBN 1557503079 .
- ^ «Орион (HSK-1) (+1945)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Рангитан (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Триадик (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «МВ Триастер (+1940)» . Место крушения . Проверено 5 декабря 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Август К. Муггенталер (1981). Это были немецкие вспомогательные крейсера 1939-1945 гг. Вооруженные торговые суда в действии (на немецком языке). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 3-87943-261-9 .
- Август Карл Муггенталер (1977). Немецкие рейдеры Второй мировой войны . Прентис: Энглвуд Клиффс. ISBN 978-0709166832 .
- Пол Шмаленбах (1979). Немецкие рейдеры: история вспомогательных крейсеров ВМС Германии, 1895–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0850593518 .
- Стивен Роскилл (1954). Война на море 1939–1945 гг . Том. Я. Лондон: HMSO.
- « Орион (корабль)» . Официальная военная история Новой Зеландии . Университет Виктории в Веллингтоне .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Майкл Эммерих (28 августа 2012 г.). «Орион (HSK 1)» . История немецкого флота .
53 ° 57' с.ш., 14 ° 17' в.д. / 53,950 ° с.ш., 14,283 ° в.д.
- корабли 1930 года
- Вспомогательные крейсера Кригсмарине
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Морские инциденты в мае 1945 г.
- Корабли постройки в Гамбурге
- Корабли линии Hamburg America Line
- Корабли, потопленные советской авиацией
- Пароходы Германии
- Торговые рейдеры времен Второй мировой войны
- Крейсера Германии времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Балтийском море