Битва за Липарские острова
Битва за Липарские острова | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Первой Пунической войны. | |||||||
Липарские острова , также известные как Эолийские острова. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Карфаген | Римская республика | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Боёдес Ганнибал Гиско | Гней Корнелий Сципион Асина ( военнопленный ) | ||||||
Сила | |||||||
20 кораблей | 17 кораблей | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | 17 кораблей захвачено Сципион захвачен |
Битва за острова Липари или битва при Липаре — морское сражение, произошедшее в 260 г. до н. э. во время Первой Пунической войны . Эскадра кораблей из 20 карфагенских под командованием Боёда застала врасплох 17 римских кораблей под командованием старшего консула года Гнея Корнелия Сципиона в гавани Липары . Неопытные римляне показали себя плохо: все 17 их кораблей были захвачены вместе со своим командиром.
Римляне недавно построили флот, чтобы оспорить морской контроль карфагенян в западной части Средиземноморья, и Сципион поспешно двинулся к Липарам с передовой эскадрой. Битва была не более чем стычкой, но примечательна как первое морское столкновение в Пунических войнах и первый раз, когда римские военные корабли вступили в бой. Сципион был выкуплен после битвы и впоследствии стал известен как Асина (латинское слово «ослица»). Римляне выиграли два последовавших за этим более крупных морских сражения и установили грубый паритет в мореплавании.
Первоисточники
[ редактировать ]Основной источник почти всех аспектов Первой Пунической войны. [примечание 1] — историк Полибий ( ок. 200 — ок. 118 до н. э.), грек, отправленный в Рим в 167 г. до н. э. в качестве заложника. [2] [3] Среди его работ — ныне утерянное руководство по военной тактике. [4] но наиболее известен он своим трудом «Истории» , написанным где-то после 146 г. до н. э., то есть примерно через столетие после битвы. [2] [5] Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной по отношению к карфагенской и римской точкам зрения. [6] [7]
Карфагенские письменные источники были уничтожены вместе с их столицей Карфагеном в 146 г. до н.э., и поэтому отчет Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. [8] Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. [9] [10] Только первая книга из 40, входящих в «Истории», посвящена Первой Пунической войне. [11] Точность рассказа Полибия широко обсуждалась на протяжении последних 150 лет, но современный консенсус заключается в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. [11] [12] [13] Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказывается довольно надежным»; [14] в то время как Декстер Хойос описывает его как «на удивление хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». [15] Существуют и другие, более поздние истории войны, но в фрагментарной или краткой форме. [3] [16] и они обычно более подробно освещают военные действия на суше, чем на море. [17] Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Диона Кассия , хотя классик Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно следует отдавать предпочтение, если он отличается от любого из других наших рассказов». [10] [примечание 2]
Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические данные реконструкций, таких как трирема Олимпиада . [19] было обнаружено несколько артефактов С 2010 года на месте битвы при Эгатах , последней битвы войны, произошедшей девятнадцать лет спустя, . Их анализ и восстановление других предметов продолжаются. [20]
Фон
[ редактировать ]Операции на Сицилии
[ редактировать ]Первая Пуническая война между Карфагеном и Римом разразилась в 264 г. до н.э. [21] Карфаген был авторитетной морской державой в западном Средиземноморье; Рим недавно объединил под своим контролем материковую Италию к югу от реки Арно . Непосредственной причиной войны стал контроль над сицилийским городом Мессана (современная Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы , самый могущественный город-государство на Сицилии. [22] К 260 г. до н.э. война длилась четыре года, и римляне продвинулись в Сицилию, добившись ряда успехов, включая захват Агригента , важной карфагенской базы. Однако карфагенский флот неоднократно совершал набеги на тылы римлян и даже на побережье Италии. Их контроль над морем также не позволил римлянам успешно блокировать те карфагенские города, которые находились на побережье. Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнемогают, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владения и заключить взаимоприемлемый мирный договор. [23]
Корабли
[ редактировать ]Во время этой войны стандартным военным кораблем была квинкверема , что означает «пятивесельный». [17] Квинкверема была галерой , ок. 45 метров (150 футов) в длину, ок. Ширина 5 метров (16 футов) на уровне воды, палуба стоит ок. Высота 3 метра (10 футов) над уровнем моря, водоизмещение около 100 длинных тонн (110 коротких тонн ; 100 тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км / ч) в течение длительного времени. [24] Современная реплика галеры «Олимпия» развивала скорость 8,5 узлов (9,8 миль в час; 15,7 км/ч) и курсировала со скоростью 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч) в течение нескольких часов подряд. [17] Суда строились как катафракты , или «защищенные», корабли с закрытым корпусом и полной палубой, способные перевозить легионеров в качестве морской пехоты и катапульты . [25] [26] У них был отдельный «весловой ящик», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. [27]
В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкерему в качестве образца для своей собственной. [28] Будучи начинающими корабелами, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, что делало их медленнее и менее маневренными. [29] Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн , настолько повсеместной, что Полибий вообще использует ее как сокращение от «военного корабля». [30] На квинкереме находился экипаж из 300 человек, из которых 280 были гребцами и 20 палубными членами экипажа и офицерами; [31] обычно он также будет иметь на борту 40 морских пехотинцев, [32] и если бы считалось, что битва неизбежна, это число было бы увеличено до 120. [33] [34]
Чтобы гребцы гребли как единое целое, а также выполняли более сложные боевые маневры, требовалось долгое и упорное обучение. [35] По крайней мере, половина гребцов должна была иметь некоторый опыт, чтобы эффективно управлять кораблем. [25] В результате римляне изначально оказались в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Все военные корабли были оснащены тараном — тройным набором бронзовых лопастей шириной 60 см (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных по ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавки, галеры неподвижно прилегали к носу и закреплялись бронзовыми шипами. [36] [37] За столетие, предшествовавшее Пуническим войнам, абордаж становился все более распространенным явлением, а таран уменьшился, поскольку более крупным и тяжелым судам, принятым на вооружение в этот период, не хватало скорости и маневренности, необходимых для тарана, а их более прочная конструкция уменьшала эффективность тарана даже в случае об успешной атаке. [38] [39]
Боевой
[ редактировать ]В Риме существовала давняя процедура: ежегодно избирать двух мужчин, известных как консулы , каждый из которых возглавлял свои вооруженные силы. консул года . Командовать флотом получил патриций Гней Корнелий Сципион, старший Он вышел в море с первыми построенными 17 кораблями. Будучи первыми римскими военными кораблями, они некоторое время тренировались в родных водах, прежде чем отправиться в Мессану. Там они готовились к прибытию основного флота и обеспечивали логистику римской армии при морской переправе на Сицилию. [40] [41]
Пока Сципион находился у Мессинского пролива, он получил информацию о том, что гарнизон города Липара готов перейти на сторону римлян. Липара была главным портом Липарских островов и представляла постоянную угрозу римским коммуникациям через пролив. Хотя его экипажи были еще неопытны, а недавно спроектированные и построенные корабли все еще проходили ходовые испытания, консул не смог устоять перед искушением завоевать важный город без боя и отплыл в Липару. В некоторых древних источниках высказывалось предположение, что предложение сдать Липару было уловкой, вдохновленной Карфагеном, чтобы побудить римлян направить свои корабли туда, где они могли попасть в засаду, но источники не дают много подробностей и обычно носят проримский характер. [42] [43]
Римляне вошли в гавань Липары. Карфагенским флотом командовал Ганнибал Гиско , генерал, который командовал гарнизоном в Агригенте, и базировался в Панорме (современный Палермо ), примерно в 100 километрах (62 милях) от Липари. Когда он услышал о наступлении римлян на Липару, он отправил в город 20 кораблей под командованием Боодеса , карфагенского аристократа. Карфагеняне прибыли ночью и заперли римлян в гавани. На следующее утро Боёдес повел свои корабли в атаку на римлян в гавани. Люди Сципиона оказали небольшое сопротивление. Неопытные экипажи не могли сравниться с хорошо обученными карфагенянами и были быстро побеждены. Некоторые римляне запаниковали и бежали вглубь страны, а сам консул попал в плен вместе со многими другими римскими старшими офицерами. В некоторых более поздних сообщениях Сципион предательски захвачен во время переговоров , но это, вероятно, римская выдумка. Все римские корабли были захвачены, большинство из них получили небольшие повреждения. [43] [44] [45] Битва была не более чем стычкой, но примечательна как первое морское столкновение в Пунических войнах и первый раз, когда римские военные корабли вступили в бой. [42]
Последствия
[ редактировать ]Позже Сципион был освобожден, вероятно, за выкуп. Его легкое поражение принесло ему уничижительный прозвище Асина , что означает «осел» на латыни . Этот когномен был тем более оскорбительным, что «асина» было женской формой слова «осел», в отличие от мужской формы «асинус». Несмотря на это, карьера Сципиона процветала, и в 254 г. до н.э. он стал консулом во второй раз. [46] [47]
Вскоре после победы при Липаре Ганнибал Гиско вел разведку с 50 карфагенскими кораблями, когда столкнулся с полным римским флотом. Он сбежал, но потерял большую часть своих кораблей. [47] [48] Именно после этой стычки римляне установили корвусы на свои корабли. [49] [50] Корвус представлял собой мост шириной 1,2 м (4 фута) и длиной 11 м (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который предназначался для проникновения и закрепления в палубе вражеского корабля. Это позволяло морским пехотинцам легче брать на абордаж корабли противника и захватывать их. [33]
Позже в том же году коллега-консул Сципиона Гай Дуилий передал подчинённые части римской армии и принял командование флотом. Он быстро отплыл в поисках битвы. Два флота встретились у берегов Мил в битве при Милах . У Ганнибала Гиско было 130 кораблей, и историк Джон Лэзенби подсчитал, что у Дуилия было примерно столько же. [51] С помощью корвуса римляне захватили 50 карфагенских судов. [примечание 3] и нанес карфагенянам резкое поражение. [53]
Война должна была продлиться еще 19 лет, прежде чем закончиться поражением Карфагена и заключением мира. [54] [55] После этого Рим стал ведущей военной державой в западном Средиземноморье и, в большей степени, во всем средиземноморском регионе. За время войны римляне построили более 1000 галер, и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на 600 лет. [56]
Примечания, цитаты и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «Пунический» происходит от латинского слова Punicus (или Poenicus ), что означает « карфагенянин происхождение карфагенян », и является ссылкой на финикийское . [1]
- ^ Источники, кроме Полибия, обсуждаются Бернаром Минео в «Основных литературных источниках Пунических войн (кроме Полибия)». [18]
- ^ Цифры карфагенских потерь взяты из Полибия. Другие древние источники сообщают о 30 или 31 корабле, захваченном и 13 или 14 потопленных. [52]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сидвелл и Джонс 1997 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Советы 1985 , с. 432.
- ^ Шатт 1938 , с. 53.
- ^ Уоллбанк 1990 , стр. 11–12.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x – xi.
- ^ В этом 2016 г. , стр. 23–24.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 23.
- ^ Шатт 1938 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси 2006 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Голдсуорси, 2006 , стр. 20–21.
- ^ Лазенби 1996 , стр. x–xi, 82–84.
- ^ Советы 1985 , стр. 432–433.
- ^ Карри 2012 , с. 34.
- ^ Ойос 2015 , с. 102.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Голдсуорси 2006 , с. 98.
- ^ Минео 2015 , стр. 111–127.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 23, 98.
- ^ Royal & Hearing 2019 , стр. 107-1. 13–18.
- ^ Уормингтон 1993 , с. 168.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 74–75.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 92, 96–97, 130.
- ^ Коутс 1995 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б де Соуза 2008 , с. 358.
- ^ Мейер 1986 , с. 120.
- ^ Коутс 1995 , стр. 129–130, 138–139.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 97, 99–100.
- ^ Мюррей 2011 , с. 69.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 104.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 100.
- ^ Советы 1985 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б Кассон 1995 , с. 121.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 102–103.
- ^ Кассон 1995 , стр. 278–280.
- ^ Карри 2012 , стр. 35–36.
- ^ Hearing & Royal 2012 , с. 14.
- ^ Майлз 2011 , с. 178.
- ^ Валлинга 1956 , стр. 77–90.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 105.
- ^ Харрис 1979 , стр. 183–4.
- ^ Jump up to: а б Голсуорси 2006 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Бэгналл 1999 , с. 61.
- ^ Харрис 1979 , стр. 184–5.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 105–6.
- ^ Майлз 2011 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Ранков 2015 , с. 153.
- ^ Лазенби 1996 , с. 67.
- ^ Лазенби 1996 , с. 68.
- ^ Майлз 2011 , с. 182.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 70–71.
- ^ Лазенби 1996 , стр. 73–74.
- ^ Голдсуорси 2006 , с. 106.
- ^ Лазенби 1996 , с. 157.
- ^ Бэгналл 1999 , с. 97.
- ^ Голдсуорси 2006 , стр. 128–129, 357, 359–360.
Источники
[ редактировать ]- Бэгналл, Найджел (1999). Пунические войны: Рим, Карфаген и борьба за Средиземноморье . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6608-4 .
- Кассон, Лайонел (1995). Корабли и мореплавание в древнем мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5130-8 .
- Коутс, Джон Ф. (1995). «Корабельная архитектура и весельные системы древних галер». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галер: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–141. ISBN 0-85177-554-3 .
- Голсуорси, Адриан (2006). Падение Карфагена: Пунические войны 265–146 гг. до н. э . Лондон: Феникс. ISBN 978-0-304-36642-2 .
- Харрис, Уильям (1979). Война и империализм в республиканском Риме, 327–70 гг. до н. э . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814866-1 .
- Хау, Лиза (2016). Нравственная история от Геродота до Диодора Сицилийского . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1107-3 .
- Ойос, Декстер (2015) [2011]. Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Лэзенби, Джон (1996). Первая Пуническая война: Военная история . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2673-3 .
- Мейер, Фик (1986). История мореплавания в классическом мире . Лондон; Сидней: Крум и Хелм. ISBN 978-0-7099-3565-0 .
- Майлз, Ричард (2011). Карфаген должен быть разрушен . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-101809-6 .
- Минео, Бернард (2015) [2011]. «Основные литературные источники Пунических войн (кроме Полибия)». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. стр. 111–128. ISBN 978-1-1190-2550-4 .
- Мюррей, Уильям (2011). Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-993240-5 .
- Ранков, Борис (2015) [2011]. «Война фаз: стратегии и тупики». В Ойосе, Декстер (ред.). Спутник Пунических войн . Чичестер, Западный Суссекс: Джон Уайли. стр. 149–166. ISBN 978-1-4051-7600-2 .
- Роял, Джеффри Г .; Туса, Себастьяно , ред. (2019). Место битвы у Эгатских островов в конце Первой Пунической войны. Полевые работы, анализ и перспективы, 2005–2015 гг . Археологическая библиотека. Том. 60. Рим: L'Erma di Bretschneider. ISBN 978-88-913-1835-0 .
- Шатт, Роуленд (1938). «Полибий: Очерк». Греция и Рим . 8 (22): 50–57. дои : 10.1017/S001738350000588X . JSTOR 642112 . S2CID 162905667 .
- Сидвелл, Кейт С .; Джонс, Питер В. (1997). Мир Рима: Введение в римскую культуру . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-38600-5 .
- де Соуза, Филип (2008). «Морские силы». В Сабине, Филип; ван Вис, Ханс и Уитби, Майкл (ред.). Кембриджская история греческих и римских войн, Том 1: Греция, эллинистический мир и возвышение Рима . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 357–367. ISBN 978-0-521-85779-6 .
- Советы, ГК (1985). «Битва при Экномусе». Historia: Журнал древней истории . 34 (4): 432–465. JSTOR 4435938 .
- Туса, Себастьяно; Роял, Джеффри (2012). «Пейзаж морского сражения у Эгадских островов (241 г. до н. э.)» (PDF) . Журнал римской археологии . 25 . Издательство Кембриджского университета: 7–48. дои : 10.1017/S1047759400001124 . ISSN 1047-7594 . S2CID 159518193 .
- Уолбанк, ФРВ (1990). Полибий . Том. 1. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06981-7 .
- Валлинга, Герман (1956). Абордажный мост римлян: его конструкция и функция в военно-морской тактике Первой Пунической войны . Гронинген: Дж. Б. Уолтерс. OCLC 458845955 .
- Уормингтон, Брайан (1993) [1960]. Карфаген . Нью-Йорк: ISBN Barnes & Noble, Inc. 978-1-56619-210-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Полибий (2020) [ок. 167–118 до н. э.]. «Истории» . Веб-сайт Билла Тэйера . Перевод Патона, Уильям Роджер ; Тайер, Билл. Чикагский университет . Проверено 4 мая 2020 г.