Jump to content

Карфагенский тофет

Карфагенский тофет
Текущее представление тофета
Текущая презентация тофета: стелы и циппы из песчаника Эль-Хауарии.
Расположение Саламбо, Карфаген, Тунис
Область Северная Африка
Тип Древняя священная территория
Примечания к сайту
Управление Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Публичный доступ Да
Неверное обозначение
Тип Культурный
Критерии я, iii, vi

Карфагенский тофет — древнее священное место, посвященное финикийским божествам Танит и Ваалу , расположенное в карфагенском районе Саламбо, Тунис , недалеко от Пунических портов . Этот тофет , «гибрид святилища и некрополя», [1] содержит большое количество детских могил, которые, по некоторым интерпретациям, были принесены в жертву или захоронены здесь после их безвременной кончины. Этот район является частью археологического памятника Карфагена, ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия .

Карта различных элементов археологического памятника Карфагена
План различных элементов археологического памятника Карфагена, тофет показан под номером. 25.

Вопрос о судьбе этих детей тесно связан с финикийской и пунической религией , но прежде всего с тем, как религиозные обряды — и, помимо этого, финикийская и пуническая цивилизация — воспринимались евреями в случае финикийцев, или римлянами , во время конфликтов в которых они столкнулись с пуниками. Действительно, термин «тофет» изначально использовался для обозначения места недалеко от Иерусалима , синонима ада : [2] это название, взятое из библейских источников , приводит к жуткой интерпретации обрядов, которые должны были там происходить. Последние работы были вдохновлены историей этого сайта, например, работа Гюстава Флобера . [3] роман Саламбо [4] (1862 г.), давший название местности, где было обнаружено святилище. Кроме того, комикс Le Spectre de Carthage , часть приключений Аликс , написанная Жаком Мартеном отсюда черпает вдохновение .

Основная трудность в определении причины захоронений заключается в том, что единственные письменные источники, сообщающие об обряде детей принесения в жертву , являются чужими для города Карфагена. Что касается археологических источников – стел и циппов – они открыты для множества интерпретаций. В результате дебаты между различными историками, изучавшими этот предмет, были оживленными в течение долгого времени и до сих пор полностью не урегулированы. Поэтому требуется предельная осторожность, поскольку древний историк сталкивается с письменными и археологическими источниками, которые если и не расходятся, то, по крайней мере, открыты для интерпретации.

История открытий и раскопок

[ редактировать ]

Ранние стадии

[ редактировать ]

О существовании стел на этом месте известно уже давно, самые ранние документальные упоминания относятся к 1817 году. [5] Эти стелы были разбросаны по всему археологическому объекту Карфагена из-за разброса, произошедшего после его разрушения в 146 г. до н.э. и последующей деятельности по градостроительству , которая нарушила почву во время строительства римского города. Со временем Карфаген стал объектом значительных исследований, включая добычу строительных материалов, в том числе мрамора . Это способствовало постепенному разрушению основных памятников. Между 1825 и 1827 годами Жан-Эмиль Гумберт, голландский солдат и археолог, отправил циппи и вотивные подставки в Национальный музей древностей в Лейдене . В Археологическом музее Кракова также хранятся несколько прекрасных пунических стел с этого места. [6]

Картина с изображением корабля в Брестской гавани.
Маджента в Брестской гавани

Особое место в истории Карфагена следует также отвести грузу Лувра и затоплению « флота , затонувшего в Мадженты», флагмана Средиземноморского Тулоне 31 октября 1875 года в результате пожара , за которым последовал взрыв. [7] На борту находилось более 2000 пунических стел и других артефактов, в том числе статуя императрицы Сабины , жены римского императора Адриана (117–138). Археологические находки были погружены в Ла-Гулетт и получены в результате раскопок (санкционированных Садок-беем ) Прико де Сент-Мари , переводчика Генерального консульства Франции . После кораблекрушения дайверы извлекли часть стел и статуи, а археологические экспонаты были рассеяны по различным коллекциям, в том числе по Национальной библиотеке Франции . Что касается затонувшего корабля, то его взорвали, чтобы не препятствовать доступу в порт . На глубине двенадцати метров то, что осталось от затонувшего корабля, постепенно заилилось. провели три археологические кампании В 1995–1998 годах Макс Геру и Группа исследований морской археологии по восстановлению стел и головы статуи. В апреле–мае 1995 года была найдена голова статуи Сабины. [8] за ними в апреле – мае 1997 г. было обнаружено около 60 фрагментов стел и фрагментов статуи. Наконец, в 1998 году на поверхность было поднято 77 фрагментов или стел. [9]

Жан Гершек Спиро (1847-1914), пастор и одно время профессор колледжа Садики , был одним из пионеров в этой области. Он вернулся в Лозанну с 19 стелами и написал книгу « Les inscriptions et les les votives de Carthage» (1895). У нас нет никаких указаний на обнаружение тофета ни в раскопках Прико де Сент-Мари, ни в раскопках Спиро. В первом случае упоминалось только обнаружение стел, повторно использованных в стенах римского периода. Все эти останки, первоначально принадлежавшие тофету, были перенесены в древности, и никто не искал точного места, где их можно было бы сгруппировать вместе. Археологические коллекции Спиро носили преимущественно эпиграфический характер. Случайное открытие должно было изменить наше представление о целом участке топографии Пунического Карфагена. [ нужна ссылка ]

Открытие 1921 года

[ редактировать ]
Старая фотография раскопок 1921 года.
Раскопки Тофета в 1921 году.

так называемая « стела священника ». В 1921 году в ходе тайных археологических раскопок, которые были очень распространены в то время, была обнаружена [10] Известняковая . стела высотой более метра [11] Изображение взрослого человека в типичной шляпе коэнима (пунического священника), пунической тунике и с маленьким ребенком на руках было предложено торговцем просвещенным энтузиастам древностей Полю Гилли и Франсуа Икару , государственным служащим, дислоцированным в Тунисе . Столкнувшись с произведением, которое, казалось, во всех отношениях подтверждало библейские данные и некоторых классических авторов, оба энтузиаста были тронуты и решили положить конец тайне, чтобы ни одно открытие не могло ускользнуть от внимания археологов и историков. Они купили землю и раскапывали ее до осени 1922 года. [ нужна ссылка ]

Первые американские раскопки, проведенные в 1925 году под руководством Фрэнсиса Уилли Келси и Дональда Бенджамина Хардена, позволили получить полное представление об организации этого места. К сожалению, смерть Келси в 1927 году положила конец раскопкам. Отец Габриэль-Гийом Лапейр , белый отец , раскопал соседний участок в 1934-1936 годах и собрал разнообразный археологический и эпиграфический материал, но без стратиграфических подробностей, необходимых для понимания контекста открытия. [ нужна ссылка ]

Недавние раскопки: от Пьера Синтаса до международной кампании ЮНЕСКО

[ редактировать ]

«Часовня Синтас» и культовые сооружения

[ редактировать ]
Часть керамической мебели из часовни Синтас в Музее Карфагена.
Часть мебели из часовни Синтас выставлена ​​в Национальном музее Карфагена.

Начиная с конца Второй мировой войны , Пьер Синтас проводил раскопки на этом месте и в 1947 году обнаружил одну из особенностей, вызвавшую в то время такие споры: объект, известный как «часовня Синтас» в честь ее первооткрывателя. Окруженный каменной кладкой в ​​камере площадью около 1 м², то, что было интерпретировано как фундамент высокого периода, было составлено из керамических изделий различного происхождения, датируемых VII веком до нашей эры , что является самым ранним свидетельством присутствия финикийцев на этой земле. Они были тщательно изучены и отложены в расщелинах родной почвы. [12] В частности, извилистая датировка керамики, некоторые из которых явно были эгейскими, означает, что дата была ниже той, которую впервые предложил Цинтас. [13]

Последние американские раскопки

[ редактировать ]

Эти последние раскопки, связанные с международной кампанией, проводимой ЮНЕСКО , проводились в период с 1976 по 1979 год под эгидой Американских школ восточных исследований (ASOR) и Лоуренса Стейджера . [ нужна ссылка ]

В результате раскопок было доказано, что это место непрерывно использовалось на протяжении шести столетий, его предполагаемая площадь составляла 6000 м². 2 20 000 урн были обнаружены в различных слоях:

Как только священное место было полностью занято, его засыпали землей, и отложения начались снова на следующем уровне. [14]

Обнаруженные в ходе первоначальных раскопок останки были подвергнуты судебно-медицинской экспертизе, результаты которой вызвали больше недоумения, чем дали ответов на мучительные вопросы, заданные специалистами. [ нужна ссылка ]

Топография места и археологические находки

[ редактировать ]

Характеристики сайта

[ редактировать ]
Часть тофета под римским фундаментом
Тофет под римским фундаментом.

«Раскопать — значит разрушить»: эта распространённая поговорка археологов (копатель уничтожает объект своей науки) ещё более справедлива в случае с тофетом, в силу характера места, «серия наложенных друг на друга слоев земли». , урны и экс-вото» и наложение стел. [15] Следует также отметить, что периметр этого места точно не был известен из-за потрясений на территории Карфагена со времен Римской империи и интенсивной урбанизации, которая означала, что тофет тогда находился в жилом районе. Расположенный в южной части города, недалеко от торгового порта , участок находился в особенно нездоровом и болотистом месте. В ходе раскопок археологи достигли уровня солоноватой воды . [ нужна ссылка ]

Тофет, как и Моти , находился вдали от живых и даже от некрополя в строгом смысле и имел четыре общие характеристики с другими тофетами:

Прежде всего, это место нетронуто: в ходе различных археологических раскопок не было обнаружено никаких археологических слоев, предшествовавших прибытии финикийских купцов. То же самое относится и к другим тофетам, которые были идентифицированы и раскопаны в финикийско-пуническом мире. [ нужна ссылка ]

Это место также расположено под открытым небом, хотя самое известное изображение тофета — это изображение части, расположенной под римскими сводами , которая была обнаружена во время раскопок Келси. Этот образ, который, по общему признанию, довольно близко соответствует месту, где должно было произойти столь ненавистное жертвоприношение, не является тем пространством, каким оно представлялось в то время, ограниченным и находящимся под открытым небом. [ нужна ссылка ]

Третьей характеристикой тофета является тот факт, что это место обычно полностью огорожено: однако в Карфагене ограда тофета была обнаружена лишь частично во время раскопок Пьера Синтаса . Однако это ограждение, похоже, было захвачено еще в V веке до нашей эры . Что касается точной площади поверхности тофета, то весьма маловероятно, что она когда-либо будет известна, учитывая городское распространение современного Карфагена, особенно в прибрежной зоне. [ нужна ссылка ]

Последней особенностью этого места является его двойная функция: вотивная (стелы, посвященные Баал-Хаммону или Танит ) и погребальная (погребальные стелы). [16] Свидетельство этой двойной функции можно найти в том факте, что термин «молк» (подношение) очень редко встречается в стелах с эпиграфами, остальные же связаны с погребальными урнами без каких-либо других указаний. [ нужна ссылка ]

Стратиграфия тофета и типология стел и циппов

[ редактировать ]

Организация периода (Танит I, II, III)

[ редактировать ]
Теоретическая стратиграфия тофета по Хардену в 1925 г.
Стратиграфия Хардена (раскопки Келси в 1925 г.).

Типология находок, и стел в частности, является плодом американских раскопок, начиная с раскопок Келси-Хардена 1925 года, и уточнялась в 1970-х годах , как резюмировал Франсуа Декре : «Принимая во внимание различные типы керамики содержащие прах жертв и установку жертвенных кладов, мы можем выделить три фазы в этой стратификации: самую раннюю, когда вазы были покрыты грудами мелких камней или гальки , вторую [...], которая содержит урны, помещенные под обелиск ; -образные камни, батилы или подциппы различных типов и самые поздние, характеризующиеся плоскими стелами с треугольными вершинами, иногда обрамленными акротерионом ». [17]

Все отложения имеют стереотипный характер: закопанная урна, окруженная камнями с обожженными костями, сопровождаемая погребальными приношениями, такими как терракотовые маски и небольшие маски из стеклянной пасты , найденные во время археологических раскопок, и увенчанная памятниками, которые могли быть стелами или циппами. [ нужна ссылка ]

Стратиграфия тофета (раскопки АСОР 1976-1979 гг.).

Раскопки позволили нам охарактеризовать различные периоды использования тофета, начиная от египетского влияния и заканчивая эллинистическим стилем: [15] первый, известный как Танит I ( 750 г. до н. э . – 600 г. до н. э .), представляет собой циппы из песчаника и баэтил, с урнами, хранящимися в расщелинах местной почвы, и циппе-трон из песчаника. Период Танит II ( 5 век до н.э. 8 век до н.э. ) представляет собой подраздел: в Таните II-а чиппе-трон все еще присутствует, но в Таните II-б он заменен известняковыми стелами. Последний период использования памятника, Танит III ( 2 в. до н. э. 146 г. до н. э. ), представляет собой изящные известняковые стелы ( 1 в. до н. э. ) с акротериями, иногда богато украшенными резьбой различных мотивов. [ нужна ссылка ]

Типы мотивов, встречающихся на стелах

[ редактировать ]
Стела с пламенем и знаком Танит из Лионского музея изящных искусств.
Стела с финикийской вотивной надписью , мотивом пальмы и знаком Танит из карфагенского тофета, сейчас находится в изящных искусств Музее в Лионе.

Эти знаки особенно распространены на поздних стелах, поскольку формы ранних стел указывают на влияние, особенно египетское . [ нужна ссылка ]

Существует множество религиозных символов, в том числе знак Танит , который долгое время считался характерным для финикийцев западного Средиземноморского бассейна, но примеры которого были обнаружены при раскопках на территории современного Ливана. Знак бутылки также очень присутствует, [15] отождествлялся с богиней-матерью, которая всегда присутствовала в бассейне Средиземного моря . Астральные знаки, Луна и Солнце , также представлены и иногда переплетаются, образуя розетку ; эти знаки являются символами вечности. [ нужна ссылка ]

На более поздних стелах появляется фигуративная орнаментика: животные ( слоны ), растительные элементы ( пальмы ), люди, например раскрытая ладонь , портреты, обнаруживающие эллинское влияние и, конечно, изображения мужчин в целом (сцена жреца с ребенок) и морская стихия ( лодочка ). Это смешение семитских черт и внешнего вклада наиболее очевидно, когда Карфаген вступает в контакт с греческим миром , особенно с Сицилией . [ нужна ссылка ]

Пуническая эпиграфика

[ редактировать ]

На стелах иногда были выгравированы однотипные надписи, но которые раскрывали тофет как «святилище народного выражения и пылкого благочестия». [18]

Посвящающие либо загадали желание, либо поблагодарили за его исполнение: «Великой госпоже Танит Пене Баал и господину Баалу Хаммону то, что [ такой-то ], сын [ такого-то ], предложил пусть они [ Баал ] или она [ Танит ] услышат [ его ] голос и благословят [ его ]». Надписи были стереотипны в «отчаянно сухой и повторяющейся форме». [19]

Римская оккупация этого места

[ редактировать ]

Во времена Римской империи это место использовалось повторно: при раскопках были обнаружены фундаменты храма, посвященного Сатурну , а многочисленные фундаменты для более поздних построек пробились сквозь археологические слои. На этом месте также видны римского фундамента опоры , на месте тофета, раскопанного Пьером Синтасом , мастерские ремесленников ( гончаров ) и ангары , а также дома, в которых были собраны мозаики, в том числе мозаика Времен года, которая сейчас находится в Музее Бардо . [20]

Нынешнее место является важной частью экскурсии по древнему Карфагену, хотя его расположение представляет собой пеструю коллекцию стел разных периодов, особенно самого раннего. Почти все выставленные стелы изготовлены из Эль-Хауариа песчаника , хотя в сводчатой ​​части есть несколько более поздних известняковых стел.

Археологические дебаты о детском жертвоприношении на этом месте

[ редактировать ]
Фотография взята из статьи Смита «Античность» «Кладбище или жертвоприношение? Захоронения младенцев на Карфагенском тофете». На этом изображении сравниваются зубы кремированного ребенка, найденные на тофете Карфагена, с нормальными детскими зубами из другого археологического памятника.

Практиковалось ли принесение в жертву детей на тофете Карфагена или нет, остается спорным вопросом для археологов. Среди археологов ведутся оживленные споры о том, был ли Тофет просто детским кладбищем или местом ритуального жертвоприношения. было опубликовано несколько статей, В археологическом журнале Antiquity посвященных раскопкам Карфагенского тофета. в период с 2010 по 2013 год серию статей, Патрисия Смит и Джеффри Шварц опубликовали в журнале Antiquity посвященных этой проблеме. Оба археолога поставили под сомнение выводы, которые другой сделал на основании останков этого места. Шварц был непреклонен в том, что останки, найденные на тофете Карфагена, принадлежали новорожденным детям, умершим естественной смертью. Смит оспорил эту точку зрения, сославшись на то, что кости подверглись усадке из-за кремации, а дети того же возраста, найденные на обычных пунических кладбищах, не кремировались. Эти кремированные останки были также обнаружены вместе с останками животных, которые также были кремированы. На других левантийских и карфагенских кладбищах останков животных и детей не обнаружено. Смит пришел к выводу, что тофет Карфагена, вероятно, был местом ритуального жертвоприношения детей. [21] Споры о назначении карфагенского тофета продолжаются до сих пор. Точных доказательств того, что это было детское кладбище или место детского жертвоприношения, нет. При определении этой области карфагенского поселения следует учитывать исторический контекст и древние источники. Этот ракурс отсутствует как в анализе карфагенского тофета, проведенном Смитом, так и Шварцем. [22]

Исторические интерпретации места

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Заряженные источники

[ редактировать ]
Картина Гойи, изображающая миф о Сатурне, боге, пожирающем своих детей.
Миф о Сатурне, пересмотренный художником Франсиско де Гойей .

Древние источники, в которых упоминаются религиозные обряды пуников, — греческие и латинские. Диодор Сицилийский подробно упоминает о них в связи с нападением на Карфаген Агафокла , тирана Сиракуз : [23] «Они [ карфагеняне ] считали, что Кронос лучших из своих сыновей также настроен к ним враждебно, потому что они, прежде принесшие в жертву этому богу , начали тайно покупать детей, которых затем кормили и отправляли на жертвоприношение . было обнаружено, что некоторые из принесенных в жертву [ детей ] были подменены. Учитывая эти вещи и видя, что враг [ армия Агафокла ] расположилась лагерем перед стенами, они почувствовали религиозный страх при мысли о том, что разрушили традиционные почести, воздаваемые богам. Сгорая желанием исправить свои обиды, они выбрали двести наиболее уважаемых детей и принесли их в жертву во имя государства. Остальные, против которых были ропоты, добровольно сдались в плен; у них [ в Карфагене ] была бронзовая статуя Кроноса, с руками распростёртыми ладонями вверх и наклонённая к земле, так что помещённый в неё ребёнок перекатился и упал в яму, полную огня ». [24]

Дионисий Галикарнасский упоминает предполагаемые человеческие жертвоприношения в своих Antiquités romaines (I, 38, 2): «Говорят, что древние приносили жертвы Кроносу так, как это делалось в Карфагене, пока существовал город». [25] Порфирий Тирский в «О воздержании» (II, 56, 1) утверждает, что «финикийцы по случаю великих бедствий, таких как войны , эпидемии или засухи , приносили в жертву жертву, взятую из числа существ, которых они больше всего лелеяли, которых они назначен голосованием как жертва, предложенная Кроносу».

В «О суевериях» (XIII) Плутарх обвиняет родителей в неспособности проявить благочестие к своим детям: «Карфагеняне предлагали своих детей с полным осознанием и знанием, а те, у кого их не было, покупали детей у бедняков, как ягнят или молодых птиц , в то время как мать стояла рядом без слез и стонов. Если она стонала или плакала, она теряла продажную цену, а ребенка все равно приносили в жертву, однако все пространство перед статуей наполнялось звуками флейт и барабанов ; что крики не были слышны».

Позднее Тертуллиан в «Апологетике» считал, что «дети публично приносились в жертву Сатурну, в Африке, до тех пор, пока не проконсулировал Тиберий, который разоблачил самих жрецов этого бога, привязав заживо к самым деревьям своего храма, покрывавшим эти боги». преступления с их тенью, как и столь многие вотивные кресты: я беру в свидетели моего отца, который, будучи солдатом, выполнил этот приказ проконсула, но и сегодня это преступное жертвоприношение продолжается в тайне». [26]

Молчание из других основных источников

[ редактировать ]

Столкнувшись с этими обличающими текстами, стоит отметить молчание других историков. [ ласковые слова ] особенно когда речь идет об основных источниках по древней истории, таких как Геродот , Фукидид , Полибий или Ливий Тит, Лансель отмечает, что «[ это ] молчание [...] резко выделяется в совокупности обвинений в нечестии и вероломстве, которые, среди классических авторов — обычный удел карфагенян». [27] По мнению этого специалиста, такое отсутствие имеет смысл, поскольку эти древние авторы указывали бы на любое отношение, которое они находили шокирующим по отношению к обычным практикам их греческой или латинской культуры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бенишу-Сафар, Элен , «Похоронные ритуалы пуников», Средиземноморье финикийцев: от Тира до Карфагена (на французском языке), Париж, Сомоги, 2007, стр. 255.
  2. ^ Чтобы узнать больше об этой теме, обратитесь к статьям Тофет и Геенна .
  3. Автор описывает обряд, описанный в его романе, как «приготовление горчицы», цитата из Collectif 2007 , с. 62
  4. ^ Это относится, в частности, к главе, озаглавленной Молох .
  5. ^ Гумберт 1821 , с. 2.
  6. ^ Бешауш 2001 , с. 44.
  7. ^ « Маджента » . Archeonavale.org (на французском языке) . Проверено 13 января 2021 г. .
  8. Уведомление № 21917, базовый Атлас, Лувр .
  9. ^ По этому вопросу см. «Морская археология» . Culture.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 13 января 2021 г. .
  10. ^ Бешауш 2001 , с. 76.
  11. ^ Бешауш 2001 , с. 77.
  12. ^ Шарль-Пикар и Пикард 1958 , стр. 37–45.
  13. ^ Пьер Синтас изменил свою интерпретацию открытия между своей статьей 1948 года в Revue tunisienne под названием «Un Sanctuaire Précarthaginois sur la grève de Salammbô», в которой он первоначально датировал месторождение концом 2-го тысячелетия до нашей эры, и первым томом его Manuel d'archéologie punique (стр. 315–324), опубликованный в 1970 году, в котором он поместил его в первую половину VII века.
  14. ^ Липински 1992 , с. 463.
  15. ^ Jump up to: а б с Эннабли и Слим 1993 , с. 36.
  16. ^ Шницер Морис , «Пуническая религия в Карфагене», Карфаген: история, его след и его эхо (на французском языке), Париж, Французская ассоциация художественного действия, 1995, стр. –100-106.
  17. ^ Указ 1977 г. , стр. 145–146.
  18. ^ Бенишу-Сафар, Элен, «Погребальные ритуалы пуников», Средиземноморье финикийцев: от Тира до Карфагена (на французском языке), Париж, Сомоги, 2007, стр. 254.
  19. ^ Лансель 1992 , с. 340.
  20. ^ Эннабли и Слим 1993 , с. 38.
  21. ^ Смит, Патрисия; Стагер, Лоуренс Э.; Грин, Джозеф А.; Авишай, Гал (22 ноября 2013 г.). «Кладбище или жертвоприношение? Детские захоронения у Карфагенского Тофета» . Античность . 87 (338): 1191–1199. дои : 10.1017/s0003598x00049954 . ISSN   0003-598X .
  22. ^ Кселла, Паоло; Куинн, Жозефина; Мельхиорри, Валентина; Доммелен, Питер ван (22 ноября 2013 г.). «Финикийские яблоки раздора» . Античность . 87 (338): 1199–1207. дои : 10.1017/s0003598x00049966 . ISSN   0003-598X .
  23. ^ Slim & Fauqué 2001 , с. 64.
  24. См. критическое прочтение этого текста в Gras, Rouillard & Teixidor 1994 , стр. 178–179.
  25. ^ Гра, Руйяр и Тейксидор 1994 , с. 176.
  26. ^ Тертуллиан, Апологетика , IX, 2-3 .
  27. ^ Лансель 1992 , с. 348.

Общие работы о финикийцах или о Риме в Африке.

[ редактировать ]
  • Фонтана, Элизабет; Ле Мо, Элен (2007). Средиземноморье финикийцев: от Тира до Карфагена (на французском языке). Париж: Институт арабского мира/Сомогия. ISBN  978-2757201305 . .
  • Баурен, Клод; Бонне, Коринн (1992). Финикийцы: моряки с трех континентов (на французском языке). Париж: Арман Колен. ISBN  2200212232 . .
  • Грейс, Майкл; Руйяр, Пьер; Тейксидор, Хавьер (1994). Финикийская вселенная (на французском языке). Париж: Арто. ISBN  2700307321 .
  • Хьюгонио, Кристоф (2000). Рим в Африке: от падения Карфагена до начала арабского завоевания (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN  2080830031 . .
  • Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Тюрнхаут: Бреполи. ISBN  2503500331 .
  • Москати, Сабатино (1997). Финикийцы (на французском языке). Париж: Фондовый. ISBN  2234048192 . .
  • Коллектив (5 ноября 2007 г.). «Средиземноморье финикийцев». Знание искусств (на французском языке) (344). ISSN   0293-9274 .

Общие работы над Карфагеном

[ редактировать ]
  • Амадаси Гуццо, Мария Джулия (2007). Карфаген (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2130539629 . .
  • Бешауш, Азедин (2001). Легенда о Карфагене . Археология (на французском языке). Париж: Editions Gallimard. ISBN  2070532127 .
  • Шарль-Пикар, Гилберт ; Пикард, Колетт (1958). Повседневная жизнь Карфагена во времена Ганнибала (на французском языке). Париж: Хашетт.
  • Указ Франсуа (1977 г.). Карфаген или морская империя (на французском языке). Париж: история Seuil-Points. ISBN  2020047128 .
  • Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир (на французском языке). Париж: Les Belles Lettres. ISBN  2251410333 . .
  • Эннабли, Абдельмаджид; Слим, Хеди (1993). Карфаген: археологические раскопки (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN  997370083X .
  • Хассин Фантар, Мхамед (1995). «Пуническая архитектура Туниса». Археологические файлы (на французском языке) (200): 6–17. ISSN   1141-7137 .
  • Хассин Фантар, Мхамед (1998). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Тунис: Алиф. ISBN  9973220196 . .
  • Хассин Фантар, Мхамед (2007). Карфаген: Пунический город (на французском языке). Тунис: Церера. ISBN  978-9973220196 . .
  • Гиффорд, Джон А.; Рэпп-младший, Джордж; Виталий, Ванда (1992). «Палеогеография Карфагена (Тунис): изменение берегов в первом тысячелетии до нашей эры» . Журнал археологической науки . 19 (5): 575–596. Бибкод : 1992JArSc..19..575G . дои : 10.1016/0305-4403(92)90029-3 . ISSN   0305-4403 .
  • Лансель, Серж (1992). Карфаген (на французском языке). Париж: Файард. ISBN  2213028389 .
  • Мендлесон, Кэрол (1995). «Каталог пунических стел Британского музея». В Национальном институте наследия (ред.). Материалы 3-го Международного конгресса финикийских и пунических исследований (Тунис, 11-16 ноября 1991 г.) . Том. 2. Тунис. стр. 258–263. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Пикард, Колетт (1990). «Молькские жертвоприношения у пуников: факты и гипотезы». Семитика (на французском языке). 39 :77–88.
  • Слим, Хеди; Фоке, Николя (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Святого Августина (на французском языке). Париж: Менгес. ISBN  285620421X .
  • Слим, Хеди; Маджуби, Аммар; Белходжа, Халед; Эннабли, Абдельмаджид (2003). Общая история Туниса (на французском языке). Полет. I. Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN  2706816953 . .
  • Стагер, Лоуренс (1978). «Раскопки в Карфагене: Пунический проект». В Восточном институте Чикаго (ред.). Годовой отчет . Чикаго. стр. 27–36. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Шницер, Морис; Николе, Клод (2001). «Карфаген и пуническая цивилизация». В Presses Universitaires de France (ред.). Рим и завоевание Средиземноморья (на французском языке). Полет. 2. Париж. стр. 545–593. ISBN  978-2130519645 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Тлатли, Салах-Эддин (1978). Пунический Карфаген: урбанистика, город, его функции, его влияние (на французском языке). Париж: Адриен-Мезоннёв.
  • Коллектив (1995). Карфаген: история, его след и его отголосок (на французском языке). Париж: Французская ассоциация художественных действий. ISBN  9973220269 . .
  • Коллектив (1992). Чтобы спасти Карфаген: исследование и сохранение Пунического, римского и византийского города (на французском языке). Париж/Тунис: ЮНЕСКО/INAA. ISBN  9232027828 .

Особая работа над карфагенским тофетом

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81c10430faa9ed9c27ce2c0ea126c8a0__1715414280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/a0/81c10430faa9ed9c27ce2c0ea126c8a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carthage tophet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)