Jump to content

Мертвое прошлое

«Мёртвое прошлое»
Рассказ Айзека Азимова
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Жанр (ы) научная фантастика
Публикация
Опубликовано в Потрясающая научная фантастика
Тип публикации Периодическое издание
Издатель Стрит и Смит
Тип носителя Печатная версия ( журнал , твердый и мягкий переплет )
Дата публикации апрель 1956 г.
Хронология
 
Франшиза
 
Когда-нибудь

« Мёртвое прошлое » — научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова , впервые опубликованный в апрельском номере журнала Astounding Science Fiction за 1956 год . Позже он был собран в фильмах «Земля достаточно места» (1957) и «Лучшее из Айзека Азимова» (1973) и адаптирован в эпизод научно-фантастического телесериала «Из неизвестного» . Его образец — антиутопическая фантастика , но с тонкими нюансами.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Азимов экстраполирует двойную тенденцию к централизации академических исследований и научной специализации, чтобы изобразить мир, в котором государственный контроль над научными исследованиями контролируется огромной бюрократией , а ученым фактически запрещено работать за пределами их узкой области специализации. В условиях этих ограничений невинно работает Арнольд Поттерли, профессор древней истории . Поттерли, знаток древнего Карфагена , желает получить доступ к хроноскопу , устройству, позволяющему непосредственно наблюдать за событиями прошлого, чтобы установить, действительно ли карфагеняне приносили детей в жертву огню .

Впервые созданный нейтрино много лет назад физиком- по имени Стербинский, хроноскоп теперь находится под исключительным контролем правительства. Когда правительственная бюрократия в лице бюрократа Таддеуса Арамана отклоняет просьбу Поттерли о доступе к хроноскопу, Поттерли запускает тайный исследовательский проект по созданию собственного хроноскопа. В его поисках помогают два человека: молодой исследователь-физик по имени Джонас Фостер и дядя физика, профессиональный (то есть имеющий лицензию правительства) научный писатель Ральф Ниммо.

В результате этой работы команда делает ряд открытий. Во-первых, они узнают, что правительство подавляет исследования в области хроноскопии; тем не менее, Фостер изобретает способ создания хроноскопа, который гораздо более компактен и энергоэффективен, чем у его изобретателя-первопроходца. Хотя это открытие радует Поттерли, Фостер вскоре доказывает, что ни один хроноскоп не может заглянуть в прошлое более чем на 120 лет. При любой попытке наблюдать более раннее время неизбежный шум полностью заглушает сигнал. Таким образом, правительственные отчеты о хроноскопических наблюдениях предыдущих лет являются явной выдумкой.

Личностные конфликты и столкновения мотиваций приводят к ссорам членов команды друг с другом. Поттерли и его жена по-прежнему обеспокоены смертью их маленькой дочери во время пожара в доме много лет назад, и есть предположение, что он подсознательно пытается оправдать карфагенян за принесение в жертву детей, чтобы оправдать себя от возможности того, что он случайно устроил пожар, в результате которого погибла его дочь. Когда он видит реакцию своей жены на хроноскоп и понимает, что она будет использовать его, чтобы одержимо наблюдать за короткой жизнью их дочери, он предупреждает власти и принимает на себя вину. Его коллега Фостер, ныне охваченный интеллектуальной гордостью и рвением к свободному исследованию, пытается опубликовать свое открытие, но внезапно и неожиданно задерживается Таддеусом Араманом, бюрократом, который отклонил первоначальный запрос Поттерли на исследование.

Когда Араман пытается добиться от Фостера обещания не настаивать на публикации, в дело вступает дядя Фостера, Ниммо. Ниммо оказывается таким же мятежным и несговорчивым, как и двое других, и Араман, разочарованный их нежеланием сотрудничать, не имеет другого выбора, кроме как объявить о руке правительства. Он сообщает, что Фостер был задержан благодаря тому, что правительство использовало хроноскоп для слежки за заговорщиками.

Араман сообщает, что правительственное агентство хроноскопии не только не подавляло научные исследования из-за слепого авторитаризма , но и пыталось защитить людей единственным известным им способом. Как узнали Фостер и Поттерли, хроноскоп по своей сути ограничен недавним временем — но что, если вместо того, чтобы фокусировать его на далеком прошлом, он был настроен на прошлое, произошедшее на одну сотую секунды назад? Мертвое прошлое, говорит Араман, — это всего лишь синоним «живого настоящего». Если планы создания хроноскопа, особенно новой и улучшенной версии Фостера, когда-либо дойдут до широкой публики, возникшая в результате чума вуайеризма фактически уничтожит концепцию конфиденциальности . По словам Арамана, даже государственные служащие, которым теперь поручено работать с хроноскопом, иногда нарушают правила и используют его для шпионажа в личных целях.

Затем Ниммо сообщает, что, пытаясь снять давление с Фостера, он уже отправил подробную информацию о хроноскопе Фостера в несколько своих постоянных рекламных агентств. Подробности о том, как сравнительно легко и дешево построить хроноскоп, теперь доступны каждому.

Араман смирился с разоблачением хроноскопа и оставляет троим академикам проницательную фразу: «Счастливой золотой рыбки вам, мне, всем, и пусть каждый из вас жарится в аду вечно. Арест отменен».

Поворот этой истории – то, что человек из правительства действительно был здесь, чтобы помочь – подтверждает идею о том, что мир целенаправленных исследований на самом деле представляет собой антиутопию. Тезис Азимова, раскрываемый в финальной сцене, заключается в том, что центральный контроль над научными исследованиями не обязательно аморален, но в конечном итоге он может оказаться невозможным. Персонаж Таддеуса Арамана — узнаваемый представитель антиутопии, подобный Битти в « 451 по Фаренгейту» и Мустафе Монду в «О дивном новом мире» , оба из которых также признают ограниченность механизмов контроля своих обществ. [ нужна ссылка ]

Однако рецензент Макс Браун отметил, что «в финальной сцене правительственный человек упрекает главных героев в создании« мира аквариума », в котором конфиденциальность перестала существовать. Однако на самом деле такой мир уже существовал на протяжении двух поколений - только это Вторжение в частную жизнь до сих пор было монополией правительства. Фактически хроноскоп давал правительству гораздо большую всеведущую власть, чем даже пресловутый телеэкран из « Оруэлла Девятнадцать восемьдесят четыре» . Единственное, что сделали главные герои, — это разрушили государственную монополию на это потрясающее явление. власть и позволить «рыбам» увидеть друг друга... Основная предпосылка Азимова заключается в том, что действующие из лучших побуждений правительственные чиновники, обладающие полной властью знать, что кто-то делает в любой момент, смогут на протяжении целых двух поколений воздерживаться от этого. злоупотребляя этой властью. Честно говоря, я не обладаю такой уверенностью в человеческой природе. Я бы, конечно, не хотел, чтобы правительство имело такую ​​власть в течение двух лет, не говоря уже о двух поколениях». [1]

Примечания

[ редактировать ]
  • Азимов написал эту историю после семи лет работы профессором Медицинской школы Бостонского университета . В 1973 году он сказал, что старался не допустить, чтобы его личная жизнь появлялась в художественной литературе, но «Мертвое прошлое» было исключением, таким как научно-исследовательская обстановка и интерес главного героя к Карфагену. [2]
  • В своей автобиографии «В памяти, но зеленой » Азимов пишет: «Эта история, одна из моих любимых, больше всего запомнилась мне тем, что я вложил в нее случайно. То, что я планировал, было историей, которая перевернула бы обычное представление о том, что государственное планирование является тираническим. и что свобода научных исследований – это хорошо. истории с отличной мотивацией. Любой критик, читающий эту историю, обязательно заключит, что я планировал этот сюжет с самого начала, хотя клянусь, что это не так».
  • Имя Араман похоже на персонажа рассказа « Последний козырь », «Р.Э. Манн» (каламбур на Аримана ).
  • Азимова festschrift Фонд «Друзья» Фонда включает продолжение книги «Мертвое прошлое» американского писателя-фантаста Барри Н. Мальцберга под названием «Вечное настоящее». [3]
  • Алекс Козински сослался на эту статью в статье Stanford Law Review о конфиденциальности в Интернете и слежке в Интернете . [4]
  • Азимов придумал науку «нейтриника», обнаружение и манипулирование частицами нейтрино , чтобы объяснить, как работает хроноскоп. Хотя существование нейтрино было постулировано еще в 1930 году, первое подтвержденное сообщение о его обнаружении было опубликовано через несколько месяцев после того, как эта история впервые появилась.

См. также

[ редактировать ]
  • « E значит усилие », новелла Т. Л. Шерреда 1947 года , в которой изобретатель пытается использовать аналогичный аппарат для раскрытия секретных махинаций военных.
  • «Частный сыщик», рассказ Льюиса Пэджетта 1949 года , в котором мужчина замышляет убийство, зная, что за каждым его действием будут наблюдать из будущего в рамках суда над ним.
  • «Свет иных дней» — роман Стивена Бакстера , в котором показано, что технология червоточин имеет почти те же последствия, что и хроноскоп.
  • « Зарплата », рассказ Филипа К. Дика, впервые опубликованный в 1953 году (за три года до «Мертвого прошлого»), о машине, которая смотрит в будущее. История была адаптирована к фильму «Paycheck» (2003).
  • « Отчет меньшинства », рассказ Филипа К. Дика, впервые опубликованный в 1956 году (в том же году, что и «Мертвое прошлое»), также использует концепцию «хроноскопии», или рассмотрения совсем недавнего прошлого, чтобы шпионить за людьми, которые могут планировать преступления; оба предполагают экстраполяцию на самое ближайшее будущее. История была адаптирована для фильма под названием «Особое мнение» .
  • Действие рассказа Дэймона Найта «Я вижу тебя », опубликованного в 1976 году, происходит в мире сразу после окончания рассказа Азимова, где дешевые хроноскопы (или хроноскопы Озо, как их называет Дэймон Найт) используются всеми, хотя в этом рассказе любое время в прошлом можно просмотреть.
  • «Наблюдение за прошлым: Искупление Христофора Колумба» , роман Орсона Скотта Карда , опубликованный в 1996 году, рассказывает об использовании хроноскопов и ограничениях, налагаемых на конфиденциальность и/или государственную тайну.
  • «Взгляд в прошлое» , детективный роман Джайлза Скотта, впервые опубликованный в 2010 году, визуализирует мир, в котором «ретро-просмотр» (хроноскопия) только начинает использоваться полицией, в то время как широкая публика изо всех сил пытается примириться с социальными нормами. нарушение, которое оно вызывает.
  • Пуническая религия и Тофет - во многом связаны с предысторией истории.
  • Devs — сериал с практически идентичным сюжетом.
  1. ^ Макс Г. Браун, «Государственная власть в реальности и вымысле», в Журнале либертарианских исследований , летний выпуск 1987 г.
  2. ^ Азимов, Исаак (1973). "Введение" . Лучшее от Айзека Азимова . Книги Сферы. стр. ix–xiv. ISBN  0-385-05078-Х . LCCN   74-2863 .
  3. ^ «Вечное настоящее», Барри Н. Мальцберг . Друзья Фонда . Проверено 1 октября 2016 г.
  4. ^ Козинский, Алекс (12 апреля 2012 г.). «Мёртвое прошлое» . Стэн. Л. Преподобный Интернет . Парадокс конфиденциальности. 64 (117). Главный судья Апелляционного суда девятого округа США
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc553a7f258eb96654bacb84e3c9aa3f__1692573540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/3f/fc553a7f258eb96654bacb84e3c9aa3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Dead Past - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)