Последний вопрос
«Последний вопрос» | |||
---|---|---|---|
Рассказ Айзека Азимова | |||
![]() | |||
Страна | Соединенные Штаты | ||
Язык | Английский | ||
Жанр (ы) | научная фантастика | ||
Публикация | |||
Опубликовано в | Ежеквартальный журнал научной фантастики | ||
Тип публикации | Периодическое издание | ||
Издатель | Публикации Колумбии | ||
Тип носителя | Печатная версия ( журнал , твердый и мягкий переплет ) | ||
Дата публикации | ноябрь 1956 г. | ||
Хронология | |||
Ряд | Мультивак | ||
|
« Последний вопрос » — научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова . Впервые он появился в ноябрьском номере журнала Science Fiction Quarterly за 1956 год и в антологиях сборников «Девять завтрашних дней » (1959), «Лучшее из Айзека Азимова» (1973), «Сны роботов» (1986), «Лучшая научная фантастика Айзека Азимова» (1986). , ретроспектива Opus 100 (1969) и в книге «Исаак Азимов: Полное собрание рассказов», Vol. 1 (1990). Хотя он также считал это одной из своих лучших работ. [1] «Последний вопрос» был любимым рассказом Азимова, написанным его собственным автором, и входит в слабосвязанную серию рассказов, касающихся вымышленного компьютера под названием Multivac . На протяжении нескольких поколений человечество задавало Мультиваку вопросы об энтропии .
История пересекается с научной фантастикой, теологией и философией . Он был признан контрапунктом к Фредрика Брауна « рассказу Ответ», опубликованному двумя годами ранее. [2] [3]
История
[ редактировать ]Создавая Multivac, Азимов экстраполировал тенденцию к централизации, которая характеризовала планирование вычислительных технологий в 1950-х годах, на совершенный глобальный компьютер с централизованным управлением. Увидев в планетарии адаптацию своего произведения , Азимов «в частном порядке» пришел к выводу, что этот рассказ был его лучшей научной фантастикой, когда-либо написанной. Он поставил его чуть выше, чем « Уродливый маленький мальчик » (сентябрь 1958 г.) и « Двухсотлетний человек » (1976 г.). История задает вопрос о судьбе человечества и человеческом существовании в целом, подчеркивая внимание Азимова к важным аспектам нашего будущего, таким как рост населения и проблемы окружающей среды. [4]
«Последний вопрос» наряду с « Сумерками » (1941) входит в число самых известных и признанных рассказов Азимова. Он писал в 1973 году: [5]
Почему это мой любимый? Во-первых, идея пришла мне в голову сразу, и мне не пришлось с ней возиться; и я написал это с пылом, и мне почти не пришлось менять ни слова. Подобные вещи вызывают симпатию к любому рассказу любому писателю. Кроме того, это оказало на моих читателей самое странное воздействие. Часто кто-то пишет мне и спрашивает, могу ли я дать им название рассказа, который, по их мнению, я написал, и сказать, где его найти. Они не помнят названия, но когда описывают историю, это неизменно «Последний вопрос». Дело дошло до того, что недавно мне по междугороднему телефону позвонил отчаявшийся человек, который начал: «Доктор Азимов, я думаю, вы написали рассказ, название которого я не могу вспомнить…» скажите ему, что это был «Последний вопрос», и когда я описал сюжет, оказалось, что это действительно та история, которую он искал. Я оставил его убежденным, что могу читать мысли на расстоянии тысячи миль.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История сосредоточена вокруг Multivac, саморегулирующегося и самокорректирующегося компьютера. Мультивак десятилетиями получал данные, оценивая данные и отвечая на вопросы, что позволило человеку выйти за пределы планетарных границ Земли. Однако в 2061 году Мультивак начал понимать более глубокие основы человечества. В каждой из первых шести сцен разные персонажи задают компьютеру один и тот же вопрос: как можно предотвратить угрозу человеческому существованию, создаваемую тепловой смертью Вселенной : «Как можно массово увеличить чистую величину энтропии Вселенной? » уменьшилось?" Это эквивалентно вопросу: «Можно ли обратить вспять действие второго закона термодинамики (используемого в истории как увеличение энтропии Вселенной)?» Единственный ответ Мультивака после долгих «раздумий» — «НЕДОСТАТОЧНО ДАННЫХ ДЛЯ ЗНАЧИМОГО ОТВЕТА».
История переносится во времени в более поздние эпохи человеческого и научного развития. Эти новые эпохи подчеркивают цели человечества в поисках «большего»; больше пространства, больше энергии, больше планет для обитания, когда нынешняя станет перенаселенной. По мере того, как влияние человечества на Вселенную расширяется, компьютеры впоследствии становятся более компактными, о чем свидетельствует «Микровак», меньшая и более совершенная версия Мультивака, отмеченная во второй эпохе истории, в которой подробно описывается заселение человечества на «Планете X- 23 дюйма. В каждую эпоху кто-то решает задать последний «последний вопрос» относительно обращения и уменьшения энтропии. Каждый раз, когда потомку Мультивака задают этот вопрос, он обнаруживает, что не может решить проблему, и все, что он может ответить, это (лингвистически все более изощренный): «ДАННЫХ ПОКА НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ЗНАЧИМОГО ОТВЕТА».
В последней сцене богоподобный потомок человечества, единый психический процесс более триллиона, триллиона, триллионов людей, распространившихся по всей вселенной, наблюдает, как звезды мерцают одна за другой, когда материя и энергия заканчиваются, и с ними пространство и время. Человечество спрашивает AC («Аналоговый компьютер» [а] ), окончательный потомок Мультивака, существующий в гиперпространстве за пределами гравитации и времени, вопрос энтропии в последний раз, прежде чем последние представители человечества сольются с AC и исчезнут. AC по-прежнему не может ответить, но продолжает размышлять над этим вопросом даже после того, как пространство и время перестают существовать. В конечном итоге АС понимает, что он еще не объединил все доступные данные во всех возможных комбинациях, и поэтому начинает трудный процесс реорганизации и объединения каждого последнего бита информации, который он получил на протяжении эпох и посредством своего слияния с человечеством. В конце концов АС находит ответ — что обращение энтропии на самом деле возможно, — но ему некому сообщить об этом, поскольку Вселенная уже мертва. Поэтому он решает ответить демонстрацией. История заканчивается заявлением AC:
И АС сказал: « ДА БУДЕТ СВЕТ! » И стал свет —
Темы
[ редактировать ]Философия
[ редактировать ]Хотя наука и религия обычно находятся в оппозиционных отношениях, [7] «Последний вопрос» исследует некоторые библейские контексты (« Да будет свет »). В истории Азимова такие аспекты, как великий смысл существования, достигаются благодаря как технологиям, так и человеческим знаниям. Эволюция от Мультивака к AC также имитирует своего рода цикл существования. [8]
Антиутопический счастливый конец
[ редактировать ]Цель Мультивака была концептуализирована стремлением к знаниям, продвигая идею о том, что больше знаний приведет к лучшему и более плодотворному будущему человечества. Однако ответы компьютера относительно будущего предполагают неизбежное истощение Солнца, и эта жажда знаний становится навязчивой идеей о будущем. Конец истории демонстрирует дихотомию между уничтожением и миром. [9]
Драматические адаптации
[ редактировать ]Планетарий показывает
[ редактировать ]- «Последний вопрос» был впервые адаптирован для Планетария Абрамса в Мичиганском государственном университете (в 1966 году) с голосом Леонарда Нимой , как написал Азимов в своей автобиографии «В радости все еще чувствуется» (1980).
- Он был адаптирован для Планетария Стразенбурга в Рочестере, штат Нью-Йорк (в 1969 году), под руководством Яна К. МакЛеннана.
- Он был адаптирован для Эдмонтонского центра космических наук в Эдмонтоне, Альберта (начало 1970-х годов), под руководством Джона Холта.
- Он был адаптирован для планетария Гейтса в Денверском музее естественной истории в 1973 году под руководством Марка Б. Петерсона. [10]
Впоследствии он играл на:
- Планетарий Фелса Института Франклина в Филадельфии, 1973 год. [11] [12]
- Планетарий школьного округа Ридинг в Ридинге, штат Пенсильвания , 1974 год. [12]
- Планетарий Буля, Питтсбург, 1974 год. [13]
- Космический транзитный планетарий Музея науки в Майами, 1977 год. [14]
- Планетарий Вандербильта в Сентерпорте, Нью-Йорк, 1978 год. [15] прочитано певцом и автором песен, жителем Лонг-Айленда Гарри Чапином.
- Планетарий Хансена в Солт-Лейк-Сити, штат Юта (1980 г.) [16] и 1989 год [17] )
- Чтение истории транслировалось на BBC Radio 7 в 2008 и 2009 годах. [18]
- Планетарий Гейтса в Денвере, Колорадо (в начале 2020 г.) [19]
В 1989 году Азимов обновил адаптацию звездного шоу, добавив в него квазары и черные дыры. [17]
«Глубокая мысль» Дугласа Адамса (из «Автостопом по Галактике »), похоже, отсылает к Мультиваку, по крайней мере, в фильме 2005 года , говоря, что для ответа недостаточно данных.
См. также
[ редактировать ]- Лучшее из Айзека Азимова - Сборник из двенадцати рассказов Айзека Азимова, опубликованный в 1973 году.
- Циклическая модель - космологические модели, включающие неопределенные самоподдерживающиеся циклы.
- « Последний ответ » — научно-фантастический рассказ Айзека Азимова.
- Технологическая сингулярность - гипотетический момент времени, когда технологический рост становится неконтролируемым и необратимым.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Большая книга научной фантастики: лучшая коллекция . Энн Вандермеер, Джефф Вандермеер. Нью-Йорк. 2016. ISBN 978-1-101-91009-2 . OCLC 928107748 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гарднер, Мартин (1983). Почему философского писателя .
- ^ Лэндон, Брукс (2008). «компьютеры в научной фантастике». В Ганне, Джеймс; Барр, Марлин С.; Канделария, Мэтью (ред.). Чтение научной фантастики .
- ^ Большая книга научной фантастики: лучшая коллекция . Энн Вандермеер, Джефф Вандермеер. Нью-Йорк. 2016. ISBN 978-1-101-91009-2 . OCLC 928107748 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Азимов, Исаак (1973). "Введение" . Лучшее от Айзека Азимова . Книги Сферы. стр. ix–xiv. ISBN 0-385-05078-Х . LCCN 74-2863 .
- ^ «Ежеквартальная новая серия научной фантастики v04n05 (1956 11) (slpn)» . Ноябрь 1956 г. — из Интернет-архива .
- ^ Попова, Мария (13 августа 2013 г.). «Религия против гуманизма: Айзек Азимов о науке и духовности» . Маргинал . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «Анализ последнего вопроса» . Конкурсы творческих работ . 20 июня 2015 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «Для значимого ответа данных пока недостаточно» , Предупреждение о спойлере , University of Minnesota Press, стр. 23–46, 29 октября 2019 г., doi : 10.5749/j.ctvr7fd26.4 , ISBN 9781452962924 , S2CID 242355987 , получено 6 апреля 2022 г.
- ^ «Азимов, Исаак, 1920–1992 — Социальные сети и архивный контекст» . snaccooperative.org . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ «Без названия» . Филадельфийский исследователь . 2 сентября 1973 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолш, Джон Ф. (30 июня 1974 г.). « Последний вопрос» обращается к зрителям в планетарии» . Читающий орел . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Олесь, Павел (18 июля 1974 г.). «Питтсбург Пресс». Просмотр звезд. п. 17.
- ^ «Новости Майами, 2 сентября 1977 г., стр. 53» . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «НА ОСТРОВЕ» . Нью-Йорк Таймс . 9 июля 1978 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 06 февраля 2017 г.
- ^ «Планетарий представляет «Последний вопрос» » . Новости Дезерета . 28 января 1980 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Планетарий просит звезду научной фантастики обновить историю» . Новости Дезерета . 30 мая 1989 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ «BBC Radio 7 — Айзек Азимов — Последний вопрос» . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ «Последний вопрос Айзека Азимова (18:00)» . Денверский музей природы и науки . Архивировано из оригинала 31 января 2020 г. Проверено 31 января 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказы 1956 года
- Конец вселенной в фантастике
- Фантастика об искусственном интеллекте
- Фантастика, действие которой происходит в 2061 году.
- Художественная литература, действие которой происходит в 7-м тысячелетии или позже.
- Рассказы «Мультивак» Айзека Азимова
- Религия в научной фантастике
- Рассказы Айзека Азимова
- Работы первоначально опубликованы в журнале Science Fiction Quarterly.