Сара Мальдорор
Сара Мальдорор | |
---|---|
Рожденный | Сара Дукадос 19 июля 1929 г. Презерватив , Франция |
Умер | 13 апреля 2020 г. Фонтене-ле-Бри , Франция | (90 лет)
Род занятий | Кинорежиссер, писатель |
Заметная работа | Самбизанга (1972) |
Супруг | Марио Пинто де Андраде |
Дети | две дочери |
Сара Мальдорор (19 июля 1929 г. - 13 апреля 2020 г.) [1] французский кинорежиссер европейского и гваделупского происхождения. Она наиболее известна своим художественным фильмом «Самбизанга» (1972) о войне 1961–1974 годов в Анголе . [2] [3]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]родилась Сара Дукадос в 1929 году в Кондоме, Жер , на юго-западе Франции, и была одной из четырех детей в своей семье. Ее отцом был чернокожий француз из Гваделупы . После его смерти, когда Сара была маленькой, ее овдовевшая мать изо всех сил пыталась прокормить семью, работая горничной. Иногда юную Сару помещали на попечение в приют. [3]
Переехать в Париж
[ редактировать ]К 1950-м годам Дукадос переехала в Париж, где стала участвовать в творческих кругах. Изучая драму, она и группа других чернокожих студентов сформировали театральную труппу под названием Les Griots . Они читали «Сезера» и ставили пьесы «Huis Clos » Жана-Поля Сартра , а также таких драматургов, как Пушкин и Синг . [3]
Париж также был центром активистов за независимость Африки. В этот период Дукадос выбрала фамилию своей художницы из «Песен Мальдорора» ( Лотреамона псевдоним Исидора Дюкасса , франко-уругвайского поэта). [3]
Около 1956 года она познакомилась с поэтом и ангольским националистом Марио Пинту де Андраде , который учился в Лиссабоне . Они поженились и стали «партнерами на всю жизнь». [3]
В 1958 году Мальдорор убедил Жана Жене предоставить Ле Грио первые права на постановку его новой пьесы «Негры » под постановкой Роджера Блина , актёра и театрального режиссёра. Ее переворот привлек внимание интеллектуалов и художников. Когда постановка открылась в 1959 году, газета Le Monde назвала ее «захватывающей работой сезона». [3]
Мальдорор и Андраде вместе сосредоточили свою активность в Африке. Их пригласил в Гвинею-Конакри ее новый лидер Секу Туре , который помог ей обрести независимость. Андраде увеличил свою политическую активность, став основателем Народного движения за свободу Анголы и его первым президентом.
Мальдорор изучал сюрреалистическую поэзию в Париже и был заинтригован связями между ее последователями и французскими коммунистами. В Гвинее ей была предоставлена стипендия для изучения киноискусства в Институте кинематографии имени Герасимова (также известном как Институт Максима Горького в Москве) . В 1961–62 годах она работала с Марком Донским . В этот период она также познакомилась с Усманом Сембеном , известным сенегальцем. автор, ставший известным как «отец» современного африканского кино. [4] [3]
(У Сары и Марио было две дочери: Аннушка де Андраде, родившаяся в Москве в 1962 году, и Хенда Дукадос Пинто де Андраде. [5] )
Кинокарьера
[ редактировать ]После учебы Мальдорор с Андраде и их дочерью какое-то время жили в Марокко, где в 1964 году у них родилась вторая дочь Хенда.
В 1964 году семья отправилась в Алжир , который с момента обретения Алжиром независимости в 1962 году описывался как «новая антиимпериалистическая метрополия третьего мира». [3] Здесь Мадорор работал ассистентом в Джилло Понтекорво знаменитом фильме «Битва за Алжир» (1966), действие которого происходит во время отделения страны от Франции. [6] Она также работала ассистентом алжирского режиссера Ахмеда Лаллема в его фильме «Эллес» (1966), документальном фильме о молодых алжирских женщинах и их взглядах на будущее. Она была посредником между мужчинами-режиссерами и женщинами, которых они хотели снимать в этом традиционном обществе. Это были ее первые проекты в кино. [3]
Мальдорор сняла свой дебютный короткометражный фильм Monangambée (1968) в Анголе. Он основан на рассказе ангольского писателя Хосе Луандино Виейры . Название этого 17-минутного фильма «Монангамбе » отсылает к призыву, который использовали ангольские антиколониальные активисты, чтобы сигнализировать о проведении деревенского собрания. Фильм снимался с актерами-любителями в Алжире .
Ее первый полнометражный фильм «Самбизанга» (1972) также был основан на рассказе Виейры ( A vida verdadeira de Domingos Xavier ). Действие происходит в 1961 году, в начале войны за независимость Анголы . Мальдорор снимала это во франкоязычном Конго-Браззавиле , так как для нее было бы невозможно получить разрешение в Анголе. [3]
В нем исследуется жизнь разных народов того времени: деревенские жители, многие из которых работают над крупными общественными проектами португальцев; африканская полиция и милиция, работающие на португальцев; сети сопротивления среди ангольцев в деревнях и городах, а также борьба женщин. В нем рассказывается о бедной замужней женщине, чей муж Домингуш Ксавье арестован и увезен португальской полицией, и о ее настойчивых попытках найти его в городе Луанда , где было несколько видов тюрем. Его пытают на допросе, и он умирает, прежде чем она успевает добраться до него. [7] Фильм был выбран для представления Анголы на фестивале «Две недели режиссеров» на Каннском кинофестивале в 1971 году. [8] [9]
Прием
[ редактировать ]Guardian Сценарист Марк Казинс включил Самбизангу в список десяти лучших африканских фильмов 2012 года, заявив, что он «столь же смелый и яркий, как Караваджо ». картины [10]
Мальдорор — одна из первых женщин, снявших художественный фильм в Африке. Ее объектами были женщины времен движения за независимость, и ее работы часто включаются в исследования роли африканских женщин в африканском кино.
Она вернулась во Францию, завершив множество коммерческих, а также личных проектов и фильмов. Многие из ее ранних фильмов были утеряны.
Мальдорор умер 13 апреля 2020 года в возрасте 90 лет от , вызванных COVID-19 осложнений во время пандемии COVID-19 во Франции . [11]
Награды
[ редактировать ]- на Золотой Танит кинофестивале в Карфагене 1972 года.
- Мальдорор получил Национальный орден «За заслуги» (Франция) в 2011 году от правительства Франции. [12]
Наследие
[ редактировать ]- Самбизанга (1972), считающаяся ее шедевром, включена в «Сборник критериев» вместе с двумя сопроводительными комментариями, в том числе коротким американским режиссером Мартином Скорсезе .
- Вместе с Монангамбе (1968) и L'Hôpital de Ленинград/Ленинградская больница (1982) Самбизанга был представлен на вечернем показе London Review of Books в The Garden Cinema 8 июня 2024 года в Лондоне. [13]
- «Ленинградская больница » (1982) по заказу телеканала France 2TV, действие происходит в Советском Союзе в 1930-е годы; по рассказу Виктора Сержа [14]
Фильмография
[ редактировать ]- Монангамбе , 1968 год.
- Оружие для банты , 1970 год.
- Карнавал в Гвинее-Бисау , 1971 год.
- Самбизанга , 1972 год.
- Карнавал в Сахеле , 1977 год.
- Фольго, Иль-де-Фё
- И собаки молчали
- Человек , страна
- Базилика Сен-Дени
- Десерт для Констанции , 1983 год.
- Кладбище Пер-Лашез
- Фрукты
- Лорен
- Робер Лапужад, художник
- Тото Биссенте , певец
- Рене Депестр , поэт
- «Ленинградская больница » (1982) по заказу телеканала France 2TV, действие происходит в Советском Союзе в 1930-е годы; по рассказу Виктора Сержа [15]
- Тунисская литература из Национальной библиотеки.
- Сенегалия в Нормандии
- Робер Дуано , фотограф
- Повседневный расизм , 1983.
- Пассажир Тассили , 1987 год.
- Эме Сезер , маска слов , 1986 год.
- Эммануэль Унгаро , кутюрье
- Луи Арагон – Маска в Париже
- Влади, художник
- Леон Дж. Дамас , 1995 г.
- Детское кино , 1997
- Лесное племя (Во времена людей)
Документальный фильм о Саре Мальдорор
[ редактировать ]- Сара Мальдорор или ностальгия по утопии , Анн Лор Фолли , Франция/Того, 1998.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моуринья, Хорхе; Люсинда Канелас (13 апреля 2020 г.). «Умерла Сара Мальдорор, пионер африканского кино» . ПУБЛИЧНЫЙ .
- ^ «Ангола: жестокость предательства» . Деревенский голос . 6 декабря 1973 года . Проверено 5 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хардинг, Джереми (23 мая 2024 г.). « Меня интересуют только женщины, которые борются» ». Лондонское обозрение книг : 31–34.
- ^ «Мальдорор» . www.africanwomenincinema.org . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «Сара Мальдорор, премия Анголы в области культуры и искусства 2020 года» . Голос Америки (на португальском языке). 22 ноября 2020 г. Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Сэйр, Нора (22 ноября 1973 г.). «Обзор фильма – Самбизанга (1973)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Дембров, Майкл. «Самбизанга и Сара Мальдорор» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Обзор Самбизанги» . МУБИ . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Монангамби – Две недели 1971 / Короткометражный фильм» . Две недели режиссеров .
- ^ Казинс, Марк (3 сентября 2012 г.). «Африканское кино: десятка лучших» . Хранитель .
- ^ «Сара Мальдорор, пионер панафриканского кино, умирает от коронавируса» . За границей 1-й (на французском языке). 13 апреля 2020 г.
- ^ «Награждение Сары Мальдорор Национальным орденом за заслуги перед Фредериком Миттераном» . Вимео. 27 июля 2011 года . Проверено 22 августа 2012 г.
- ^ «Сара Мальдорор в фокусе: Самбизанга» . Кинотеатр «Сад» . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Сара Мальдорор в фокусе: шорты + обсуждение» . Кинотеатр «Сад» . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Сара Мальдорор в фокусе: шорты + обсуждение» . Кинотеатр «Сад» . Проверено 10 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]и