Сапатизм

Сапатизм — вооруженное движение, отождествляемое с идеями Эмилиано Сапаты , одного из лидеров Мексиканской революции , отраженными главным образом в Плане Айялы (1911). Члены Освободительной армии Юга во главе с Сапатой были известны как «сапатисты». Сапатизм — это форма аграрного социализма .
Философия
[ редактировать ]Сапатизм в первую очередь озабочен земельной реформой и перераспределением земель в соответствии с Планом Айялы и Аграрным законом, написанным в 1915 году и подписанным Мануэлем Палафоксом. Такие документы подтверждали право гражданина иметь возможность владеть и обрабатывать землю, что земли должны были быть справедливо возвращены коренным крестьянам-земледельцам, деревни должны были сохранять право на содержание эхидо . [1] Это был прямой ответ на посягательство, с которым столкнулись во время Порфириато . Сапатисты и многие сельские крестьяне выступили против усилий Порфирио Диаса по приватизации ранее общинных земель, потому что небольшие участки мешали посеять достаточное количество кукурузы и основных культур , чтобы пережить год. [2] Сапатизм призвал к созданию более широкой и лучшей системы, в которой можно было бы рассматривать земельные претензии и возвращать коллективные земли соответствующим общинам.
Девиз сапатизма «Свобода, справедливость и закон», позже измененный на «Реформа, свобода, справедливость и закон», как полагают, был заимствован, хотя и не под сильным влиянием, Рикардо Флореса Магона анархистской газеты Regeneración . Он отражал популярную фразу, используемую Мексиканской Либеральной партией , « Tierra y Libertad », что на английском языке означает « Земля и свобода ». [1] [3]

Сапатизм также связан с бандитизмом . Это была обычная тактика сапатистских сил по грабежу богатой землевладельческой элиты в Мексике. Бандитизм в войсках станет растущей проблемой, о чем Франсиско И. Мадеро будет кричать и использовать как пренебрежение к Сапате и сапатизму в целом. Опасаясь последствий, связанных с репутацией бандита, Сапата попытается обеспечить соблюдение правил, запрещающих войскам грабить бедных. [1] [3]
Мексиканская революция
[ редактировать ]Идеалы сапатизма распространились по всей Мексике во время Мексиканской революции, но армия была локализована в штате Морелос, и впоследствии идеалы сапатизма в основном практиковались и насаждались только в штате Морелос. [4] Идеалы сапатизма были высмеяны и осуждены Франсиско И. Мадеро , который дал разрешение на публикацию Плана Айялы, чтобы «все знали, насколько сумасшедший Сапата». Сапатизм вступил в противоречие с идеологиями Венустиано Каррансы и Франсиско И. Мадеро, потому что это противоречило идее о том, что Мексиканская революция была созданием городского рабочего класса. [1]
Сапатизм окажет влияние на Конституцию Мексики 1917 года из-за огромного количества радикальных делегатов на Конституционном съезде Керетаро . Статья 27 , в частности, достигнет одной из многих целей сапатизма. Он потребовал вернуть земли, которые были приватизированы и взяты под контроль Порфирио Диаса. В нем также говорилось, что землю можно отобрать, если она не использовалась должным образом, и вместо этого передать ее населению. Статья 123 включала трудовые права всех работников, законы о детском труде и законы, защищающие женщин на рабочем месте. [5]
После убийства Эмилиано Сапаты
[ редактировать ]
Сапатизм продолжился после убийства Эмилиано Сапаты в 1919 году. Многие из оставшихся сапатистов продолжали сражаться с силами Венустиано Каррансы, другие мирно сдались в обмен на амнистию. [1] В 1920 году Альваро Обрегон встал на сторону сапатистов в перевороте против правительства Венустиано Каррансы. Это привело к проведению аграрных реформ в штате Морелос. [6]
Эмилиано Сапата после его смерти стал национальным героем. Лицо Эмилиано Сапаты стало представителем сапатизма в целом, и его образ будет использоваться всякий раз, когда будет обсуждаться земельная реформа.
После того, как Мексика подписала Североамериканское соглашение о свободной торговле , Сапатистская армия национального освобождения ( АНОС ) объявила войну мексиканскому правительству. Их идеология ( неозапатизм ) будет похожа на первоначальный сапатизм мексиканской революции, но включает в себя дополнительные феминистские и антинеолиберальные настроения. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Вомак, Джон (1970). Сапата и Мексиканская революция . Винтажная книга, V-627. Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-0-394-70853-9 .
- ^ Крейб, Раймонд Б. (01 ноября 2004 г.), Картографическая Мексика: история государственных фиксаций и беглых ландшафтов , Duke University Press, ISBN 978-0-8223-8594-3
- ^ Перейти обратно: а б Бранк, Сэмюэл (1996). « Печальная ситуация мирных жителей и солдат»: Бандитизм сапатизма в мексиканской революции» . Американский исторический обзор . 101 (2): 331–353. дои : 10.2307/2170394 . ISSN 0002-8762 .
- ^ Гарза, Хисауро А. (лето 1979 г.). «Политическая экономия и перемены: сапатистское аграрное революционное движение». Сельская социология . 44 (2): 281–306 – через EBSCO.
- ^ Официально, Диарио. «Конституция 1917 года — Мексиканская революция и США | Выставки — Библиотека Конгресса» . www.loc.gov . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Рассел, Филипп (2011). История Мексики: от завоевания до наших дней . Рутледж.
- ^ «Сапатистское движение: борьба за права коренных народов в Мексике» . Австралийский институт международных отношений . Проверено 29 апреля 2024 г.