Повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты
Повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты Сапатистские повстанческие автономные муниципалитеты ( испанский ) | |
---|---|
правительственные единицы Мексики Автономные | |
1994–2023 | |
![]() Территория, контролируемая сапатистами в Чьяпасе на пике их развития | |
Гимн | |
Сапатистский гимн | |
Капитал | Нет ( де-юре ) Овентик (Тиамнал, Ларраинсар ) ( де-факто ) [1] |
Demonym | сапатисты |
Область | |
• Координаты | 16 ° 55'33 "с.ш. 92 ° 45'37" з.д. / 16,92583 ° с.ш. 92,76028 ° з.д. |
• 2018 | 24 403 км 2 (9422 квадратных миль) |
Население | |
• 2018 | 300,000 [2] [3] |
Статус | Бывший де-факто автономный Чьяпас регион |
Правительство | Советы хорошего правительства |
• Тип | Муниципальный совет |
• Девиз | Здесь правит народ, а правительство подчиняется ( испанский ) «Здесь правит народ, а правительство подчиняется» |
История | |
1 января 1994 г. | |
• улитки Установлены [4] | 9 августа 2003 г. |
• Шестая декларация Сельвы Лакандона [5] | 30 июня 2005 г. |
• Растворенный [6] | 5 ноября 2023 г. |
• Реорганизованы в местные автономные органы власти. [7] | 12 ноября 2023 г. |
Повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты ( исп . Municipios Autónomos Rebeldes Zapatistas , MAREZ ) были основными правительственными единицами, использовавшимися до 2023 года на де-факто автономных территориях, контролируемых нео-сапатистов базами поддержки в мексиканском штате Чьяпас . Они были основаны после восстания сапатистов , произошедшего в 1994 году. [8] и были частью более широкого конфликта в Чьяпасе . Несмотря на попытки переговоров с правительством Мексики , которые привели к подписанию Сан-Андресских соглашений в 1996 году, автономия региона остается непризнанной этим правительством. [9]
Сапатистская армия национального освобождения (САНО) не обладает формальной политической властью в правительстве сапатистов. Согласно конституции, ни один командир или член Тайного революционного комитета коренных народов не может занимать руководящие или правительственные должности в этих местах. [10]
MAREZ были обнаружены в пределах официальных муниципалитетов , а некоторые даже находились в пределах одного муниципалитета, как в случае с Сан-Андрес-Ларрайнсар и Окосинго . MAREZ координировались автономными сапатистскими советами хорошего правительства ( испанский : Juntas de Buen Gobierno ), и их основными целями было содействие образованию и здравоохранению на своих территориях. Они также боролись за земельные права, труд и торговлю, жилье и вопросы поставок топлива, продвигая искусство (особенно язык и традиции коренных народов) и отправляя правосудие. [11]
17 августа 2019 года сапатисты объявили о значительном увеличении количества автономных муниципалитетов и новом сроке действия центров сапатистской автономии. В большинстве случаев эти центры автономного сопротивления и сапатистского восстания (испанский: Centros de Resistencia Autónoma y Rebeldía Zapatista , CRAREZ ) включают Караколь (английский: «Улитка»), Совет хорошего правительства и повстанческий автономный сапатистский муниципалитет (МАРЕС). . Сапатисты связывают этот рост, прежде всего, с усилиями «женщин, мужчин, детей и старейшин, оказывающих поддержку сапатистам», а во вторую очередь с обратными последствиями стратегии мексиканского государства по борьбе с повстанцами, которая «генерирует конфликты и деморализацию». среди несапатистов. [12] Было объявлено одиннадцать новых центров автономного сопротивления и сапатистского восстания (CRAREZ); в частности, четыре новых автономных муниципалитета и семь новых Караколес (каждый из которых сопровождается Советом хорошего правительства). Это увеличило общее количество караколес с пяти до двенадцати, а общее количество автономных сапатистских центров достигло 43, включая 27 первоначальных автономных сапатистских муниципалитетов, 5 первоначальных караколесов и 11 недавно объявленных автономных сапатистских центров. [12]
В ноябре 2023 года, после роста насилия со стороны картелей, АННО объявила о реорганизации сапатистской автономии и роспуске МАРЕЗ, при этом только Караколес остался открытым для местных жителей. Позже в том же месяце они объявили о реорганизации MAREZ в тысячи «Местных автономных правительств» (GAL), которые образуют общерегиональные « Коллективы сапатистских автономных правительств » (CGAZ) и общезональные «Ассамблеи коллективов сапатистских автономных правительств» ( АКГАЗ). [7]
Фон
[ редактировать ]1 января 1994 года тысячи членов АНОС оккупировали города штата Чьяпас, сжигали полицейские участки, занимали правительственные здания и вступали в стычки с мексиканской армией. АННО требовала «работы, земли, жилья, еды, здравоохранения, образования, независимости, свободы, демократии, справедливости и мира» в своих сообществах. [13] Сапатисты во время своей революции захватили у крупных землевладельцев более миллиона акров земли. [14]
Распределение
[ редактировать ]С 2003 года повстанческие сапатистские автономные муниципалитеты (МАРЕЗ) координировали свои действия в очень небольших группах, называемых караколами (по-английски: «улитки» или «ракушки»). До этого неосапатисты использовали название Агуаскальентес в честь места проведения Национально-демократического съезда, организованного АНОС 8 августа 1994 года; [15] это название отсылало к Конвенции Агуаскальентеса во время Мексиканской революции , где Эмилиано Сапата и другие лидеры встретились в 1914 году, и Сапата заключил союз с Франсиско Вильей .
МАРЕЗ | Улитка | Прежнее название (Агуаскальентес) | Группы коренных народов | Район и муниципалитеты, в которых они были найдены |
---|---|---|---|---|
| Мать морских улиток нашей мечты | Реальность | Тохолабалес , Цельталес и Мамес | Пограничные джунгли. « Окосинго , маркиз де Комильяс » |
| Вихрь наших слов | Морелия | Целталес , Цоцилес и Тохолабалес | Цоц Чой Альтамирано , Комитан |
| Сопротивление новому рассвету | Гарруча | Цельталес | Целтальские джунгли « Окосинго , Альтамирано » |
| Это говорит за все | Роберто Барриос | Чолес , Зокес и Целталес | Северная зона Чьяпаса Сан-Андрес Ларраинар, Эль-Боске , Симожовель-де-Альенде |
| Сопротивление и восстание во имя человечества | Овентич | Цоцилес и Целталес | Альтос-де-Чьяпас, Сан-Андрес Ларраинсар, Теописка. |
Надежда человечества | Эхидо Санта-Мария | Чикомусело | ||
Эрнесто Че Гевара | Вифлеем | мотоцикл | ||
Насаждение сознания, чтобы пожинать плоды революций на всю жизнь | Тулан Кау | Аматенанго-дель-Валле | ||
21 декабря | Канал Хулуб | Хилон |
КРАРЕС | Улитка | Прежнее название (Агуаскальентес) | Район и муниципалитеты, в которых они были найдены |
---|---|---|---|
Шаги истории для жизни человечества | Сердце мятежного коллектива семян, память товарища Галеано | Союз | Сен-Квентин |
Семя, которое процветает вместе с совестью тех, кто борется вечно | Достойная спираль, переплетающая цвета человечества, в память о павших | ||
Новая Заря в сопротивлении и восстании за жизнь и человечество | Процветание мятежного семени | Деревня Новая Родина | Окосинго |
Бунтующее мышление коренных народов | В честь памяти товарища Мануэля | Долорес Идальго | Окосинго |
Свет, который сияет в мире | Сопротивление и бунт, новый горизонт | Город Новый Иерусалим | Окосинго |
Сердце нашей жизни для нового будущего | Корни сопротивлений и восстаний человечества | Эхидо Джолья | Видимо |
Цветок нашего слова и свет нашего народа, отражающий интересы всех | Хасинто Канек | Сообщество CIDECI-Unitierra | Сан-Кристобаль-де-лас-Касас |
Управление
[ редактировать ]

В рамках МАРЭЗ каждое народное собрание состояло примерно из 300 семей, в принятии решений мог участвовать любой человек старше двенадцати лет. Эти собрания стремились достичь консенсуса , но были готовы вернуться к голосованию большинства . Сообщества сформировали федерацию с другими сообществами, чтобы создать автономный муниципалитет, который сформировал дальнейшие федерации с другими муниципалитетами для создания региона. [18] Каждая община имела три основные административные структуры: (1) комиссариат , отвечающий за повседневное управление; (2) совет по контролю за землей , который занимался лесным хозяйством и спорами с соседними общинами; и (3) агентство , агентство общественной полиции. [19]
Государственные услуги
[ редактировать ]После роспуска MAREZ субкоманданте Мойзес заявил в официальном заявлении, что Караколес (сапатистские общественные центры) продолжат предоставлять свои услуги местным жителям, но будут «закрыты для посторонних». [6] [20] [21] [22]
Образование
[ редактировать ]Сапатисты управляют сотнями школ с тысячами учителей. Они построены на принципах демократического образования , при котором учащиеся и сообщества коллективно принимают решение о школьной программе, а оценки учащимся не выставляются. [23]
Здравоохранение
[ редактировать ]Сапатисты поддерживают универсальное медицинское обслуживание, которое предоставляется бесплатно. Однако пациентам по-прежнему приходится платить за лекарства, чтобы покрыть расходы на пополнение запасов. [24] К середине 1990-х годов сапатисты построили в регионе две новые больницы и 18 поликлиник. [23] Одно исследование 2014 года показало следующие достижения сапатистского здравоохранения:
- В 2005 году 84,2% детей-сапатистов были полностью вакцинированы, тогда как в проправительственных общинах этот показатель составлял 74,8%. [25]
- В регионах, где раньше наблюдались значительно высокие показатели смертности при родах, сейчас наблюдается период в восемь и более лет, когда материнская смертность не регистрируется.
- Запрещено производство и употребление алкоголя, что напрямую связано со снижением заболеваемости многими болезнями и инфекциями, включая язвы, цирроз печени, недостаточность питания и хирургические раны. [26] Запретить употребление алкоголя было коллективным решением. Найели, представитель сапатистов, заявил, что алкоголь «вреден для здоровья и просто тратит деньги». [27]
Согласно одному из отчетов Oventic от 2016 года:
В Овентике была небольшая, но, казалось бы, полностью функциональная медицинская клиника, которая, судя по всему, предлагала базовую медицинскую помощь. Табличка на двери гласила, что общие консультации, гинекология, оптометрия и лабораторные услуги доступны пять дней в неделю. Экстренные службы работали круглосуточно семь дней в неделю. Похоже, в их распоряжении была новая блестящая машина скорой помощи. Другие услуги, предлагаемые несколько дней в неделю, включали стоматологию и УЗИ. [28]
Вода
[ редактировать ]Многие сапатистские общины расположены в сельской местности и имеют ограниченный доступ к проточной воде. Были реализованы проекты по снабжению сапатистских общин пресной водой. В одном случае Роберто Аренас , небольшая община Целталь , построила собственную службу водоснабжения с помощью активистов солидарности. Такие проекты координировались демократическим путем. В отчете Рамора Райана отмечается: [29] : 10
Хороший правительственный комитет автономного муниципалитета передает дело избранной водной комиссии, и варианты взвешиваются. Комиссия консультируется с различными сторонами, включая местного командующего САНО и членов тайного комитета, и, в конце концов, после того, как вопрос был обсужден, кажется, половиной жителей этого конкретного региона джунглей, сообщество Роберто Аренаса уведомляется. о правомерности их запроса. Это процесс, аналогичный тому, что происходит в любой точке мира на уровне местных советов, за исключением одного существенного различия: государственные органы вообще не участвуют в этом; это автономный процесс, контролируемый жителями общин. Нет разделения между тем, кем управляют, и тем, кто правит, — это одно и то же.
Райан описал процесс завершения водного проекта: [29] : 179
Мы делаем много мелких деталей, дорабатываем то и это. Помогаю людям строить семейные стойки для кранов, копаю тут и там, проверяю давление, затягиваю клапаны. Группа женщин собирается утром, чтобы собрать подставку для крана для коллективной стирки одежды. Мешок с цементом — самый последний — выделяем для последующего строительства большого бетонного умывальника. День отмечен небольшими кризисными моментами: люди подходят и говорят, что вода не поступает в их дом, но обычно это просто засоренная труба или неисправное соединение. Действительно, система практически безупречна и работает прекрасно; это был образцовый проект.
Реформа сапатистской автономии 2023 г.
[ редактировать ]В начале ноября 2023 года коммюнике, подписанное субкоманданте Моисесом, объявило о роспуске повстанческих сапатистских автономных муниципалитетов. [6] [20] [21] [22] вместе с их Советами хорошего правительства. [20] [21] [22] В объявлении говорилось, что с немедленного вступления в силу все позиции и документы, связанные с MAREZ, будут считаться недействительными. [21] В заявлении уточняется, что Караколес (сапатистские общественные центры) продолжат предоставлять свои услуги местным жителям, но будут «закрыты для посторонних». [6] [20] [21] [22]
Хотя он не описал конкретные причины роспуска, Мойзес сослался на рост насилия со стороны картелей вдоль границы Гватемалы и Мексики , где расположены многие из его муниципалитетов. [6] [20] [21] В штате Чьяпас уже наблюдался рост контрабанды людей , торговли наркотиками и открытого конфликта между картелем Синалоа и картелем нового поколения Халиско . [6] [21] В сентябре 2021 года АННО назвала ситуацию в штате « гражданской войной ». [22] Сапатисты сообщили, что картели, которые они связаны с правительством Мексики, проводили в регионе «блокады дорог, грабежи, похищения людей, вымогательство, принудительную вербовку и перестрелки». [6] [20] [21] [22] В заявлении города штата Чьяпас описываются как находящиеся в «полном хаосе». [20] [21] [22] и что многие из них (в том числе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Комитан , Лас-Маргаритас и Паленке ) контролировались картелями. [20] [21] Они также сообщили, что мексиканская армия и Национальная гвардия , перебросившие в регион тысячи солдат, не боролись с преступным насилием; они утверждали, что войска мексиканского государства находились там только для предотвращения нелегальной иммиграции в Соединенные Штаты . [6] [20] [21] [22]
Согласно заявлению, решение о роспуске MAREZ обсуждалось за несколько месяцев до этого объявления. [20] [21] Было высказано предположение, что это решение было принято в связи с предстоящими всеобщими выборами в Мексике в 2024 году . По словам мексиканского антрополога Гаспара Моркечо, сапатисты также становились «все более изолированными», разрывая связи с другими организациями. Моркечо утверждал, что это заставило многих представителей молодого поколения покинуть сапатистские муниципалитеты в поисках работы или образования. [6]
Мойзес пообещал, что в будущих заявлениях будут разъяснены причины такого решения, а также подробности реструктуризации «сапатистской автономии». В заявлении также говорится о намерении сапатистов отпраздновать 30-летие своего восстания, приглашая людей прийти, а также предупреждая, что Чьяпас больше не является безопасным. [6] [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Караколес и хунты хорошего правительства» . Архивировано из оригинала 19 августа 2013 года . Проверено 21 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Видал, Джон (17 февраля 2018 г.). «Мексиканские сапатистские повстанцы, 24 года спустя, непокорные в горных крепостях» . Хранитель . ISSN 1756-3224 . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Иннес, Эрин (17 февраля 2018 г.). « Нам не нужно разрешение, чтобы быть свободными»: женщины-сапатисты и «модернизация» НАФТА» . Брайарпатч . ISSN 0703-8968 . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Гонслес Казанова, Пабло (11 сентября 2003 г.). «Сапатистские улитки: сети сопротивления и автономии» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «Шестая декларация Сельвы Лакандоны» . Enlace Сапатиста . 30 июня 2005 г. Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Клементе, Эдгар Х. (6 ноября 2023 г.). «Мексиканское повстанческое движение сапатистов заявляет, что оно распускает свои «автономные муниципалитеты» » . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Субкоммандер повстанцев Мойзес (13 ноября 2023 г.). «Часть девятая: Новая структура сапастской автономии» . Enlace Сапатиста . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Рейес Годельманн, Икер (30 июля 2014 г.). «Сапатистское движение: борьба за права коренных народов в Мексике» . Австралийский институт международных отношений . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Вильегас, Паулина (26 августа 2017 г.). «В Мексике, уставшей от насилия, сапатистские повстанцы решаются заняться политикой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Глория Муньос Рамирес (2003). 20 и 10 огонь и слово . Журнал Rebeldía и Demos, Media Development, SA de CV La Jornada Ediciones.
- ^ Субкоманданте Повстанец Маркос (июль 2003 г.). «Чьяпас: Тринадцатая стела» . Письма и сообщения АННО .
- ^ Jump up to: а б Мойзес, субкоманданте повстанцев (17 августа 2019 г.). «Коммюнике CCRI-CG АНОС и мы прорвали осаду» . Сапатистская ссылка . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Муньос Рамирес, Глория (2008). Огонь и слово: история сапатистского движения . Перевод Карлсена, Лауры; Цари Арии, Александр. Огни города п. 22. ISBN 978-0-87286-488-7 . LCCN 2007052477 .
- ^ Грубачич, Андрей ; О'Хирн, Денис (2016). «Сапатисты». Жизнь на грани капитализма: приключения в изгнании и взаимопомощь . Издательство Калифорнийского университета . п. 129. ИСБН 9780520287303 . JSTOR 10.1525/j.ctv1xxx8z . LCCN 2015036704 .
- ^ «Лос-Агуаскальентес: культурные центры в самом сердце джунглей Лакандон, а также в горах и уголках Сапатисты» . мятежный Ицкуинтли . Проверено 14 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Идальго, Онисимо; Кастро Сото, Густаво (2003). «Изменения в САНО». Чьяпас-аль-Диа . Бюллетень СИЕПАК. Сан Кристобаль де лас Касас.
- ^ Jump up to: а б Ойкономакис, Леонидас (19 августа 2019 г.). «Сапатисты объявляют о значительном расширении автономных территорий» . Журнал РОАР . ISSN 2468-1695 . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Флуд, Эндрю (1999). «Сапатисты, анархизм и «прямая демократия» » . Анархо-синдикалистский обзор . № 27. ISSN 1069-1995 .
- ^ Бармейер, Нильс (2009). «Кто правит бал? Работа сапатистского правительства». Развитие сапатистской автономии: конфликт и участие НПО в повстанческом Чьяпасе . Издательство Университета Нью-Мексико . п. 89. ИСБН 978-0-8263-4584-4 . LCCN 2008045276 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Энрикес, Элио (5 ноября 2023 г.). «ЭЗЛН объявляет об исчезновении своих автономных муниципалитетов» . Ла Хорнада (на испанском языке) . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Флорес, Мигель (7 ноября 2023 г.). «Именно так АНОС уступила контроль над автономными муниципалитетами в Чьяпасе в пользу CJNG и картеля Синалоа » . Infobae (на испанском языке) . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ферри, Пабло (6 ноября 2023 г.). «АНОС объявляет об исчезновении своей гражданской структуры: «В городах Чьяпаса царит хаос» » . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Зибечи, Рауль (2012). Территории сопротивления: картография латиноамериканских социальных движений . АК Пресс . п. 132. ИСБН 978-1-84935-107-2 . LCCN 2012937110 .
- ^ Куэвас, Дж. Х. (март 2007 г.). «Здоровье и автономия: случай Чьяпаса» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала (PDF) 23 ноября 2021 года.
- ^ Кастелланос, Лаура (4 января 2014 г.). «Самоубийство преследует Сан-Андрес» . Эль Юниверсал (на испанском языке) . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Варфилд, Циан (октябрь 2014 г.). Понимание сапатистской автономии: анализ здравоохранения и образования .
- ^ Контрерас Баспинеиро, Алекс (8 мая 2004 г.). «Сапатисты отвергают войну с наркотиками» . Новости Нарко . Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ Маллетт-Ауттрим, Райан (13 августа 2016 г.). «Два десятилетия спустя: взгляд на столицу сапатистов Овентич» . Ссылки: Международный журнал социалистического обновления . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Райан, Рамор (2011). Сапатистский источник: анатомия повстанческого водного проекта и уроки международной солидарности . АК Пресс . ISBN 978-1-84935-072-3 . LCCN 2011925323 .
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бармейер, Нильс (2009). «Кто правит бал? Работа сапатистского правительства». Развитие сапатистской автономии: конфликт и участие НПО в повстанческом Чьяпасе . Издательство Университета Нью-Мексико . ISBN 978-0-8263-4584-4 . LCCN 2008045276 .
- Серулло, Маргарет (2009). «Другая политика сапатистов: субъекты автономии». В Фазенфесте, Дэвид (ред.). Обеспечение социальной справедливости: критические исследования социальных преобразований 21 века . Исследования в области критических социальных наук. Том. 13. Издательство «Брилл» . стр. 289–299. дои : 10.1163/ej.9789004176546.i-350.94 . ISBN 978-90-04-17654-6 .
- Шабо, Шон; Винтаген, Стеллан (2020). «Одно «нет» насилию, много «да» помимо насилия: сапатистское достоинство, автономия, противодействие». В Джексоне, Ричард; Ллевеллин, Джозеф; Манавароа Леонард, Гриффин; Гнот, Эйдан; Карена, Тонг (ред.). Революционное ненасилие: концепции, случаи и противоречия . Книги Зеда . стр. 107–131. ISBN 978-1-78699-825-5 .
- Элдридж Фицуотер, Дилан (2019). Автономия в наших сердцах: сапатистское автономное правительство через призму языка цоцилей . ПМ Пресс . ISBN 978-1-62963-580-4 . LCCN 2018931534 .
- Грубачич, Андрей ; О'Хирн, Денис (2016). «Сапатисты». Жизнь на грани капитализма: приключения в изгнании и взаимопомощь . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520287303 . JSTOR 10.1525/j.ctv1xxx8z . LCCN 2015036704 .
- Халкин, Александра (2008). «Вне объектива коренных народов: сапатисты и автономное видеопроизводство». В Уилсоне, Памела; Стюарт, Мишель (ред.). Глобальные средства массовой информации коренных народов: культуры, поэтика и политика . Издательство Университета Дьюка . стр. 160–180. ISBN 9780822388692 .
- Ковель, Джоэл (2007) [2002]. «Экосоциализм». Враг природы: конец капитализма или конец света? . Книги Зеда . стр. 242–275. ISBN 978-1-84277-870-8 .
- Муньос Рамирес, Глория (2008). Огонь и слово: история сапатистского движения . Перевод Карлсена, Лаура; Рейес Ариас, Алехандро. Огни города . ISBN 978-0-87286-488-7 . LCCN 2007052477 .
- Райан, Рамор (2011). Сапатистский источник: анатомия повстанческого водного проекта и уроки международной солидарности . АК Пресс . ISBN 978-1-84935-072-3 . LCCN 2011925323 .
- Скорость, Шеннон (2014). «Сапатистская автономия, местное управление и органическая теория прав». В «Воине», Роберт (ред.). Мир коренных народов Северной Америки . Рутледж . стр. 82–102. ISBN 978-0-415-87952-1 . LCCN 2013039796 .
- Сталер-Шолк, Ричард (2014). «Мексика: автономия, коллективная идентичность и сапатистское общественное движение». В Сталер-Шолке, Ричард; Ванден, Гарри Э.; Беккер, Марк (ред.). Переосмысление латиноамериканских социальных движений: радикальные действия снизу . Роуман и Литтлфилд . стр. 187–207. ISBN 978-1-4422-3567-0 . LCCN 2014030142 .
- Зибечи, Рауль (2012). Территории сопротивления: картография латиноамериканских социальных движений . АК Пресс . ISBN 978-1-84935-107-2 . LCCN 2012937110 .
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Чаттертон, Пол; Райан, Рамор (2008). «¡Йа Баста! Возобновление борьбы сапатистов за автономию». Город . 12 (1): 115–125. Бибкод : 2008Город...12..115С . дои : 10.1080/13604810801933800 . ISSN 1360-4813 . S2CID 145770382 .
- Кортес Руис, Карлос (2004). «Социальные стратегии и государственная политика в зоне проживания коренных народов в штате Чьяпас, Мексика» (PDF) . Бюллетень IDS . 35 (2): 76–83. дои : 10.1111/j.1759-5436.2004.tb00124.x . ISSN 0265-5012 .
- Динерштейн, Ана Сесилия (2013). «Скорость улитки: фактическая автономия сапатистов и мексиканское государство» . Банные бумаги в международном развитии и благополучии (20): 1–17. дои : 10.2139/ssrn.2401859 . ISSN 2040-3151 . S2CID 153929083 .
- Эрл, Дункан; Симонелли, Жанна (2004). «Сапатисты и глобальное гражданское общество: пересмотр отношений». Европейский обзор исследований Латинской Америки и Карибского бассейна (76): 119–125. дои : 10.18352/erlacs.9689 . ISSN 0924-0608 . JSTOR 25676076 .
- Форбис, Мелисса М. (2016). «После автономии: сапатисты, повстанческое коренное население и деколонизация». Колониальные исследования поселенцев . 6 (4): 365–384. дои : 10.1080/2201473X.2015.1090531 . ISSN 2201-473X . S2CID 159590375 .
- Фокс, Джонатан (2007). «Сельская демократизация и децентрализация на стыке государства и общества: что считается «местным» правительством в мексиканской сельской местности?» . Журнал крестьянских исследований . 34 (3–4): 527–559. дои : 10.1080/03066150701802934 . ISSN 0306-6150 . S2CID 152847463 .
- Мальдонадо-Вильяльпандо, Эранди; Панек-Гальвес, Хайме; Демария, Федерико; Наполетано, Брайан М. (2022). «Новые инновации для плюривселенной: свидетельства сапатизма и автономного сапатистского образования» . Наука об устойчивом развитии . 17 (4): 1301–1316. Бибкод : 2022SuSc...17.1301M . дои : 10.1007/s11625-022-01172-5 . ISSN 1862-4065 . ПМЦ 9261257 . ПМИД 35818623 .
- Гонсалес Казанова, Пабло (2005). «Сапатистские «караколы»: сети сопротивления и автономии». Социализм и демократия . 19 (3): 79–92. дои : 10.1080/08854300500257963 . ISSN 0885-4300 . S2CID 144853640 .
- Гильен, Диана (2017). «Общества в движении против институциональной преемственности? Опыт сапатистов». Латиноамериканские перспективы . 44 (4): 114–138. дои : 10.1177/0094582X16635292 . ISSN 0094-582X . S2CID 147296630 .
- Харви, Нил (2005). «Инклюзия через автономию: сапатисты и инакомыслие». Отчет NACLA по Америке . 39 (2): 12–17. дои : 10.1080/10714839.2005.11722353 . ISSN 1071-4839 . S2CID 152256789 .
- Харви, Нил (2016). «Практика автономии: сапатизм и деколониальное освобождение». Этнические исследования Латинской Америки и Карибского бассейна . 11 (1): 1–24. дои : 10.1080/17442222.2015.1094872 . ISSN 1744-2222 . S2CID 146183871 .
- Мора, Мариана (2003). «Воображение, чтобы слушать: размышления о десятилетии сапатистской борьбы». Социальная справедливость . 30 (3): 17–31. ISSN 1043-1578 . JSTOR 29768206 .
- Мора, Мариана (2007). «Сапатистская антикапиталистическая политика и «Другая кампания»: уроки борьбы за права и автономию коренных народов». Латиноамериканские перспективы . 34 (2): 64–77. дои : 10.1177/0094582X06299086 . ISSN 0094-582X . S2CID 145172536 .
- Мора, Мариана (2015). «Политика справедливости: сапатистская автономия на окраинах неолиберального мексиканского государства». Этнические исследования Латинской Америки и Карибского бассейна . 10 (1): 87–106. дои : 10.1080/17442222.2015.1034439 . ISSN 1744-2222 . S2CID 146985966 .
- Рейес, Альваро; Кауфман, Мара (2011). «Суверенитет, коренное население, территория: сапатистская автономия и новые практики деколонизации». Южноатлантический ежеквартальный журнал . 110 (2): 505–525. дои : 10.1215/00382876-1162561 . HDL : 10161/10650 . ISSN 0038-2876 .
- Сталер-Шолк, Ричард (2007). «Сопротивление неолиберальной гомогенизации: сапатистское движение за автономию». Латиноамериканские перспективы . 34 (2): 48–63. дои : 10.1177/0094582X06298747 . ISSN 0094-582X . JSTOR 27648009 . S2CID 143631891 .
- Сталер-Шолк, Ричард (2010). «Сапатистское общественное движение: инновации и устойчивость». Альтернативы: глобальные, локальные, политические . 35 (3): 269–290. дои : 10.1177/030437541003500306 . ISSN 0304-3754 . S2CID 144511806 .
- ван дер Хаар, Джемма (2004). «Восстание сапатистов и борьба за автономию коренных народов». Европейский обзор исследований Латинской Америки и Карибского бассейна (76): 99–108. ISSN 0924-0608 . JSTOR 25676074 .
- Зугман, Кара (2005). «Автономия поэтическим голосом: сапатисты и политическая организация в Лос-Анджелесе». Латиноамериканские исследования . 3 (3): 325–346. дои : 10.1057/palgrave.lst.8600157 . ISSN 1476-3435 . S2CID 143742914 .