Сеять людей
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
50,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Язык семай , малайский язык | |
Религия | |
Анимизм , христианство и ислам . | |
Родственные этнические группы | |
Народ темиар , народ ланох , кхмерский народ. |
Семай ) (также известный как Май Семай или Сэнгой Хик [2] ) — полуоседлая этническая группа, проживающая в центре Малайского полуострова в Юго-Восточной Азии , известная особенно своим ненасилием. [3] Эту характеристику дал Роберт Нокс Дентан, антрополог, изучавший семаи в 1960-х годах, хотя после последующих полевых исследований он предложил более детальную точку зрения. [4] Они говорят на семаи , австроазиатском языке, тесно связанном с темиарским , на котором говорят соседние темиары . Семаи граничат с Темиарами на севере и Джа-Хутом на юге. [5] Семаи принадлежат к группе сеноев и являются одной из крупнейших коренных этнических групп на полуострове и самой крупной группой сеноев. Большинство семаи существуют за счет выращивания зерновых культур, охоты и рыболовства.
Происхождение
[ редактировать ]
Считается, что семаи являются потомками коренного населения Юго-Восточной Азии, прибывшего на Малайский полуостров примерно где-то в период с 8000 по 6000 год до нашей эры. [6] По данным Архива Оранг Асли Государственного колледжа Кин , в 1991 году насчитывалось 26 627 семаи. [7] а по данным Центра проблем Оранг Асли в 2000 году их было 34 248. [8] Семай, живущий на Малайском полуострове. Это число увеличилось в последние годы с появлением лучшего питания, а также с улучшением санитарии и здравоохранения. В эти цифры, однако, не входят другие народы семаи или смешанного происхождения, большинство из которых ассимилировались с другими культурами и покинули свои исконные племенные земли в поисках лучших возможностей трудоустройства и образования, особенно в крупных городах. [ нужна ссылка ]
Генетическое исследование, проведенное в 1995 году группой биологов из Национального университета Сингапура, показало тесную связь между семайами и кхмерами Камбоджи. Это соответствует языковому положению семаи, язык которых принадлежит к мон-кхмерской семье. Более того, семаи, похоже, более тесно связаны с яванцами, чем со своими малайскими соседями на полуострове. [9] Считается, что малайцы прибыли на полуостров примерно через 1000 лет после Семаи. [6] сначала мирно торговал с ними. Однако когда малайцы создали королевства и приняли ислам, эти отношения изменились. Малайцы стали считать семай «презираемыми язычниками». [6] и санкционированные убийства взрослых семай и похищение маленьких детей. [6] В правительствах нескольких штатов Малайзии есть религиозные агентства, которые осуществляют программы по обращению семаи в ислам. [6]
Пропитание
[ редактировать ]Семаи — полуоседлые садоводы, практикующие «подсечное» земледелие. [5] В качестве средств к существованию они в основном полагаются на выращивание риса и корней маниоки или маниоки. [6] Семаи используют мачете для расчистки лесных массивов, после чего сжигают и сажают на этом участке урожай. [5] После двух-трех урожаев, когда земля истерлась, [5] Семаи начнут сажать растения на новом участке. Семаи также дополняют свой рацион охотой и рыбалкой, а также выращиванием кур (для собственного потребления), коз и уток (для продажи малайцам). Рыбу в основном ловят женщины, которые используют ловушки-корзины, чтобы выловить рыбу, тогда как охотой в основном занимаются мужчины, используя духовые пистолеты, отравленные дротики и копья. [6] Любая пойманная крупная дичь, такая как олени, свиньи, питоны или бинтуронги (медвежьи кошки), передается сообществу. [5]
Культура
[ редактировать ]Урегулирование
[ редактировать ]
Семаи проживают поселениями от 30 до 200 человек. [6] Отдельные домохозяйства состоят из нуклеарных семей, иногда с несколькими дальними родственниками. [5] Большинство жилищ построено из дерева, бамбука, с плетеными стенами и соломенными крышами из пальмовых листьев. В домах семаи нет видимых спален, особенно для детей, поскольку все они спят в главном зале. Единственным разделением, по-видимому, являются занавески из деревянных бус для родительских покоев. Эту форму разделения также переняли прибрежные малайцы, которые используют вместо них занавески из морских ракушек , и дейтеромалайцы, которые используют ткань батика для формирования занавесей. Здесь нет замков или других обычных устройств, предотвращающих нежелательное проникновение в любую из этих комнат. Простой способ сообщить о том, что вход нежелателен, — это опустить шторы. Чтобы обеспечить вход, занавеску раздвигают по бокам и привязывают, образуя проем. Выраженное разрешение необходимо запрашивать в тех случаях, когда вход необходим при закрытых шторах. Вход без разрешения является нарушением и влечет за собой своего рода естественное возмездие. [ нужна ссылка ]
Что касается пространства и владычества, то, по-видимому, не существует различия между публичной и частной сферами, и, таким образом, «западную концепцию конфиденциальности, внутренней или какой-либо иной, не существует». [10] Эту концепцию разделяют и сельские малайцы, многие из которых произошли от смешанных браков с семаи и другими людьми оранг-асли . Они несут с собой мудрость и знания семаи, включая их ненасильственные и пацифистские тенденции, гармонизированные с другими преобладающими религиями, принятыми ими. [ нужна ссылка ]
Свадьба
[ редактировать ]
Подавляющее большинство браков семай являются моногамными. Менее пяти процентов женщин состоят в полигинном браке. [6] Браки семай экзогамны: восточные семаи не могут вступать в брак с кровными родственниками или кровными родственниками, а западные семаи не должны жениться на ком-либо, кто происходит от одного из его бабушек и дедушек. [5] Поэтому в большинстве браков пары из разных населенных пунктов. Это может быть причиной того, что после брака у Семай, как правило, амбилокальный образ жизни. [6] или переключайтесь между проживанием с женой или родственником мужа каждые несколько недель, постепенно удлиняя период времени, оставшийся до тех пор, пока пара не решит остепениться. Одной из причин, по которой семаи передвигаются между местами жительства, является тоска по дому. [5] Даже после того, как они успокоились, пары иногда расстаются, «отправляясь на неделю или месяц в гости к своему кровному родственнику». [5] Модель амбилокального проживания может также объяснить, почему мало браков являются полигинными. [5] как по практическим причинам организации поездок, так и по причине того, что пары имеют тенденцию расставаться после длительных периодов раздельного проживания, [5] разводы и повторные браки довольно распространены. [11]
Ненасилие
[ редактировать ]Семаи известны своим чрезвычайно низким уровнем насилия. [12] Хотя насилие среди семаи и имеет место, оно, как сообщается, случается редко; В своей статье в 2004 году Роберт Дентан сообщил, что с 1970-х годов произошло только четыре убийства, хотя семаи, возможно, неохотно раскрывают информацию о боевых действиях. Было высказано предположение, что ненасилие Семаи является ответом на исторические угрозы со стороны рабовладельческих государств; поскольку семаи постоянно терпели поражения от работорговцев и малазийских иммигрантов, они предпочитали бежать, а не сражаться, и это превратилось в общую норму ненасилия. [13] Семаи ценят «ладить вместе» и избегают насилия, проявляя высокую терпимость к плохому поведению, чтобы предотвратить конфликт. [14] Семаи обычно объясняют умение спорить следствием внешнего влияния, например школы, хотя споры среди семаи возникли еще до такого контакта; Самооценка семаи не терпит признания в том, что они склонны к спорам, агрессивны или злы. [15]
Однако это не означает, что семаи неспособны к насилию; во время чрезвычайного положения в Малайзии британцы завербовали некоторых семаи для борьбы с коммунистическими повстанцами, и Дентан утверждает, что семаи считают, что по мере индустриализации Малайзии семаи будет труднее использовать свою стратегию бегства, и вместо этого им придется сражаться. [16] [17] [18] Кроме того, Брюс Кнауфт утверждает, что, хотя Дентан сообщил только о двух убийствах в период с 1955 по 1977 год, это было в контексте исследуемой популяции в 300 человек, и это дает уровень убийств 30,3 на 100 000 человек, что в три раза выше, чем в Соединенных Штатах в 1977 году. 1990-е годы (хотя это оспаривается из-за проблем, касающихся соответствующей базовой популяции, которая может привести к существенно более низким оценкам количества убийств). [19] Также известно, что иногда физическое насилие происходит из-за сексуальной ревности. [20]
Мировоззрение
[ редактировать ]Мировоззрение Семай заключается в том, что они живут во враждебном и опасном мире, находящемся вне их контроля. Джунгли, окружающие их деревни, считаются полными ужасающих сил и злобных существ (до такой степени, что семаи неохотно идут в джунгли в одиночку, особенно ночью). Поскольку семаи считают себя беспомощными во враждебном мире, единственным источником безопасности и заботы является их сообщество. Это причина акцента Семай на общественной гармонии и ненасилии, поскольку насилие угрожает уничтожить их единственный предполагаемый источник безопасности. [21]
Наполнять
[ редактировать ]Важным верованием, которое влияет на многие аспекты культуры семай, является Пунан. Пунан – это идея о том, что делать кого-то несчастным, особенно навязывая свои собственные желания или отрицая его или ее желания, является табу. Семаи считают, что совершение пунан увеличит вероятность получения физических травм. [5] Важность пунана в жизни семаи можно увидеть, например, в их нормах разделения еды, стиле руководства, методе воспитания детей.
Разделение еды
[ редактировать ]
Совместное использование еды, или система, с помощью которой Семай распределяет еду, является одним из наиболее важных способов взаимодействия членов сообщества. [5] Когда поймана крупная дичь, она делится поровну между членами сообщества. [5] Социальной нормой считается делиться всем, что можно себе позволить. Небольшой улов делится между членами нуклеарной семьи или близкими соседями. Если это более крупный улов с большим излишком, мясо распределяется по всему поселению. [5] Считается пунаном отказать в просьбе о еде или попросить больше, чем может дать донор. [5] Этот тип распределения продуктов питания не только помогает построить отношения между сообществом, но также помогает обеспечить продовольственную безопасность отдельных домохозяйств, поскольку увеличивает вероятность хорошего питания каждый день.
Лидерство
[ редактировать ]У семаи нет ни полиции, ни правительства как такового . По мнению Дентана, взрослыми людьми, похоже, управляет прежде всего общественное мнение. Сами семаи говорят: «Здесь нет никакой власти, кроме смущения». Хотя популярные и легко разговаривающие люди оказывают влияние в государственных делах, у семаи нет официальных лидеров. [ нужна ссылка ]
Споры в общине Семай разрешаются путем проведения бечараа , или публичного собрания, в доме старосты. Это собрание может длиться несколько дней и включает в себя тщательное обсуждение причин, мотивов и разрешения спора участниками спора и всем сообществом, заканчивающееся тем, что староста требует от одного или обоих участников спора не повторять свое поведение, чтобы оно не поставило под угрозу сообщество. У семаи есть поговорка: «Есть больше причин бояться спора, чем тигра». [22]
Детство
[ редактировать ]Детей-семаи никогда не наказывают и не принуждают против их воли. [23] Если родитель просит ребенка что-то сделать, а ребенок говорит: «Я не хочу», дело решено. Однако родители семаи используют страх перед незнакомцами и насилием в природе, например грозой и молнией, чтобы контролировать поведение детей, если это когда-либо станет необходимым. Также распространена концепция, подобная карме , когда детям рассказывают истории о духах (мамбанге по-малайски) и лесных духах, которые понесут возмездие, если их неприкосновенность будет нарушена. Детей также учат бояться собственных агрессивных импульсов. [24] [25] Идея менгалы или уступки наиболее ценится там, где детей с самого раннего возраста учат «уступать дорогу» другим, чтобы сохранить мир и гармонию в деревне. В отличие от американских детей, которых учат быть самостоятельными и смелыми, детей-семаи приучают бояться, особенно незнакомцев. Поскольку грозы особенно опасны для семай из-за причиняемого ими ущерба, когда ребенок злится, родители кричат: «Тарлайд!» - действие, называемое Тарлайдом, - это действие, которое, как говорят, способно пробудить гнев духов и вызвать стихийные бедствия; Родители-семаи используют страх, который сопровождает эти бури, чтобы побудить детей контролировать свои собственные агрессивные импульсы. Родители также могут угрожать ударить своих детей и поднять кулак или мачете, но на самом деле они не выполняют эту угрозу, а самое худшее, что может получить ребенок, — это стук. [26]
Игры, в которые играют дети Семай, не являются соревновательными. [27] Эти игры включают в себя виды спорта, которые поощряют физическую активность и усилия, так что тело утомляется и, следовательно, готовится ко сну и последующим сновидениям . Одна игра включает в себя избиение других детей палками; палки, однако, всегда останавливаются в нескольких дюймах от цели, чтобы никто не пострадал. В современные игры тоже играют, но со значительными модификациями. Например, в игре в бадминтон не используются перегородки и не ведется счет. Волан бьют намеренно так, чтобы другой игрок мог легко его перехватить и передать назад и так далее. Цель, кажется, чисто для тренировки. Дети действительно участвуют в грубых играх, но они чрезвычайно мягкие и предполагают минимальный физический контакт или вообще его отсутствие. [28] Хотя у семаи самих соревновательных игр нет, они импортировали соревновательные игры из других культур и модифицировали их. В играх-соревнованиях конфликты быстро разрешаются путем уважения к старшему игроку, которого всегда считают правым. [29]
Народ семай также известен своим традиционным танцем севанг, который обычно исполняется на таких мероприятиях, как празднование рождения, похороны, церемония обрезания, исцеление болезней и другие суеверия ; из которых некоторые из этих событий могут длиться от трех до шести дней. [30]
Духовность и убеждения
[ редактировать ]
Анимистические традиции Семаи включают божество грома по имени Энку . [ нужна ссылка ] Небольшую безглазую змею называют повязкой Грома. [ нужна ссылка ] Одними из наиболее важных существ, связанных с громом, являются Наги . [31] группа огромных подземных драконов, которые разоряют деревни во время гроз и ассоциируются с радугой. Чунта – это ритуал, проводимый с целью заставить злых духов уйти. [31] Чунта совершается посреди шторма, когда мужчина собирает дождь в бамбуковый контейнер, пока он почти не наполняется, затем разрезает себе кожу и позволяет крови стечь в контейнер. [ нужна ссылка ]
Семаи делят животный мир на три категории: хеб для тех, у кого есть перья или мухи, ка для тех, у кого округлая чешуя или влажная кожа и кто живет в воде или рядом с ней, и менхар для тех, кто живет на земле или на деревьях. . Менхар также включает грибы . У семаи есть ограничения на употребление в пищу животных, относящихся к двум группам, например, змеи считаются несъедобными, потому что они живут на суше (как менхар ), но имеют чешую и лишены ног (как ка ). [ нужна ссылка ]
Район расселения
[ редактировать ]
Некоторые из поселений, в которых расположены люди семай, включают:
- Кампонг Куала Бот, Сунгай Бот, Тапах , Перак
- Суак Пади, Паданг Чангкат, Парит , Перак
- Чендерианг , Тапа, Перак
- Бату 6, Бату 7 и Бату 8, район Батанг Паданг , Тапах, Перак
- Деревня Чингунг , Беранг Улу, Перак
- Деревня Улу Герунтум, Гопенг , Перак
- Кампунг Бату Бернакай, округ Кампар , Перак
- Деревня Оранг Асли Реданг Пунггор, район Хилир Перак , Перак
- Район Бандар-Рундинг, Тапа, Перак
- Деревенские поселения в Южном Пераке, Перак
- Пост Гедонг, Перак
- Деревня коренных народов Куала Сента, Бидор , Перак
- План переселения Бетау, Куала Липис , Паханг
- Сунгай Руил, Танах Рата , округ Кэмерон-Хайлендс , Паханг
- Деревня Харонг, Деревня Джентил, Ланай, Деревня Пантос [30] и Куала Меданг, Куала Липис, Паханг
- Деревня коренных народов Сунгай Семалин, Сега, Рауб , Паханг
Население
[ редактировать ]Динамика численности народа семай в Малайзии :
Год | 1960 [32] | 1965 [32] | 1969 [32] | 1974 [32] | 1980 [32] | 1991 [33] | 1993 [33] | 1996 [32] | 2000 [34] | 2003 [34] | 2004 [35] | 2010 [1] | 2020 [36] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 11,609 | 12,748 | 15,506 | 16,497 | 17,789 | 28,627 | 26,049 | 26,049 | 34,284 | 43,892 | 43,927 | 49,697 | 60,438 |
Во всех возрастных группах мужчин, как правило, больше, чем женщин, возможно, из-за высокого уровня смертности во время родов. [6]
Популярная культура
[ редактировать ]- Оригинал (2017), [37] Фильм режиссера Дэвида Лью рассказывает о девушке двухрасового происхождения, которая пытается заново открыть для себя свое наследие семай. Это первый фильм, в котором язык семай используется примерно в 50% диалогов. [38]
Известные люди
[ редактировать ]- Амани Уильямс Хант Абдулла , юрист и активистка Оранг Асли. [39]
- Рамли Мохд Нор , бывший офицер полиции и нынешний член парламента от избирательного округа Кэмерон-Хайлендс . [40]
- Бахари Белатон, декан Школы компьютерных наук Университета Сайнс Малайзии. [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кирк Эндикотт (2015). Коренные жители Малайзии: прошлое, настоящее и будущее оранг-асли . НУС Пресс. п. 3. ISBN 978-99-716-9861-4 .
- ^ Айвор Хью Норман Эванс (1968). Негритосы Малайи . Касс. ISBN 0-7146-2006-8 .
- ^ Чилла Даллос (2011). От равенства к неравенству: социальные изменения среди новых оседлых торговцев-охотников-собирателей Ланоха на полуострове Малайзия . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-144-2661-71-4 .
- ^ «Семай: Голая правда» . Колумбийский центр археологии . 19 апреля 2022 г. Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Дентан, Роберт Нокс (1968). «Семаи: ненасильственный народ Малайи» . Тематические исследования в области культурной антропологии.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дентан, Р.К., и Скоггард, Айова (2012). Краткое описание культуры: Семай. Нью-Хейвен: файлы области человеческих отношений. Получено с https://ehrafworldculturals.yale.edu/document?id=an06-000.
- ^ «Архив Оранг Асли» . Государственный колледж Кин. Архивировано из оригинала 9 октября 2014 г. Проверено 26 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Статистика населения Оранг-Асли» . Центр проблем Оранг Асли. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 11 июля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Н. Саха, Дж. В. Мак, Дж. С. Тай, Ю. Лю, Дж. А. Тан, П. С. Лоу, М. Сингх, «Популяционно-генетическое исследование среди оранжевых асли (семаи сенои) Малайзии: малайские аборигены», Биология человека , Национальный университет Сингапур, февраль 1995 г., 67(1):37-57.
- ^ Дэвид Д. Гилмор, Формирование мужественности: культурные концепции мужественности (Yale University Press, 1990: ISBN 0-300-04646-4 ), с. 213.
- ^ Фикс, АГ (1988). Популяционная структура Семай-Сенои и генетическая микродифференциация. Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International. Получено с https://ehrafworldculturals.yale.edu/document?id=an06-006.
- ^ Кемп, Грэм и Дуглас П. Фрай. Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире. Рутледж, 2004, стр.137.
- ^ Лири, Джон. Насилие и люди мечты: оранг-асли в условиях чрезвычайной ситуации в Малайзии, 1948–1960 гг. № 95. Издательство Университета Огайо, 1995, стр. 262.
- ^ Младший, Стивен. «Насилие и месть в эгалитарных обществах». Журнал искусственных обществ и социального моделирования 8, вып. 4 (2005).
- ^ Ройс, Джозеф. «Играйте в жестоких и ненасильственных культурах». Антропос Х. 5./6 (1980): 799-822.
- ^ Лири, Джон. Насилие и люди мечты: оранг-асли в условиях чрезвычайной ситуации в Малайзии, 1948–1960 гг. № 95. Издательство Университета Огайо, 1995.
- ^ Кемп, Грэм и Дуглас П. Фрай. Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире. Рутледж, 2004, стр.139.
- ^ Робарчек, Клейтон А. и Роберт Нокс Дентан. «Кровавое опьянение и кровожадный Семай: развенчание еще одного антропологического мифа». Американский антрополог 89, вып. 2 (1987): 356-365.
- ^ «Кнауфт, Брюс М., Мартин Дейли, Марго Уилсон, Леланд Дональд, Джордж Э. Э. Моррен-младший, Кейт Ф. Оттербейн, Марк Ховард Росс, ХЮЭ Тоден ван Вельцен и В. ван Ветеринг. «Переосмысление насилия в простых человеческих обществах: Убийство среди гебуси Новой Гвинеи [и комментарии и ответы ». Current Anthropology 28, № 4 (1987): 457–500». «Элсуорт, Райан М. и Роберт С. Уокер. «Социобиология смертельного насилия в малых обществах». В Международном справочнике по биосоциальной криминологии Routledge, стр. 85–102. Routledge, 2014». Дискуссию об убийстве в простых обществах см. в книге «Бетциг, Лаура, Роберт Нокс Дентан, Брюс М. Кнауфт и Кит Ф. Оттербейн. О пересмотре насилия в простых человеческих обществах» (1988): 624-636.
- ^ Этология, Мир, Питер Вербек и Бенджамин А. Питерс. «Ниша развития мира». (2018).
- ^ Грей, Джеймс Сильверберг Дж. Патрик. Агрессивность и миролюбие у человека и других приматов. Издательство Оксфордского университета по запросу, 1992, стр. 200–203.
- ^ Де Ваал, Наша внутренняя обезьяна , стр. 166.
- ^ Кен Ригби (2002). Новые взгляды на издевательства . Издательство Джессики Кингсли. п. 24 . ISBN 184-6423-23-6 .
- ^ Кирк Эндикотт (2015). Коренные жители Малайзии: прошлое, настоящее и будущее оранг-асли . НУС Пресс. ISBN 978-997-1698-61-4 .
- ^ Дуглас П. Фрай (2015). Война, мир и человеческая природа: конвергенция эволюционных и культурных взглядов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-019-0232-46-7 .
- ^ Мосс, Г. (1997). Объяснение отсутствия насильственных преступлений среди семаи Малайзии: справляется ли криминологическая теория с этой задачей? Журнал уголовного правосудия, 25 (3), 177–194. два : 10.1016/s0047-2352(97)00003-2
- ^ Бонта, «Сотрудничество и конкуренция в мирных обществах».
- ^ Нарваес, Дарсия, Кристин Валентино, Агустин Фуэнтес, Джеймс Дж. Маккенна и Питер Грей, ред. Наследственные ландшафты в эволюции человека: культура, воспитание детей и социальное благополучие. Издательство Оксфордского университета, 2014, стр.180.
- ^ Ройс, Джозеф. «Играйте в жестоких и ненасильственных культурах». Антропос Х. 5./6 (1980): 799-822.
- ^ Перейти обратно: а б «Знакомство с жизнью общины Семай Пантос» . Ежедневные лучи. 15 ноября 2013 года . Проверено 26 мая 2018 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Шазван Акиф. «Сравнение людей Ланох и Семаи» . Академия . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нобута Тошихиро (2009). «Жизнь на периферии: развитие и исламизация среди оранг-асли в Малайзии» (PDF) . Центр проблем Оранг Асли . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Колин Николас (2000). Оранг Асли и борьба за ресурсы. Политика, развитие и идентичность коренных народов на полуострове Малайзия (PDF) . Центр проблем Оранг Асли и Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN 87-90730-15-1 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Основные данные/статистика» . Центр проблем Оранг Асли. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Альберто Гомес (2004). Современность и Малайзия: расселение лесных кочевников Менрака . Рутледж. ISBN 11-341-0076-0 .
- ^ «Основные данные/статистика» . ДЖАКОА . Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ «Асли» . Кино онлайн . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Иван Лох (19 октября 2017 г.). «Диалог Семай – первый в отечественном кино» . Звезда . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Азди Саймон Амир (14 июня 2019 г.). «Трудная поездка в деревни Оранг-Асли» . Новые времена проливов . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Шеннон Тео (26 января 2019 г.). «БН разгромил PH на дополнительных выборах в Кэмерон-Хайлендс, за которыми пристально следили» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Мартин Венгадесан (20 июня 2020 г.). «От скромного начала до первого декана факультета Оранг Асли» USM . Малайзикини . Проверено 28 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Архив Оранг Асли , Государственный колледж Кин.
- Дентан, Роберт Нокс , 1968, Семаи: ненасильственный народ Малайи , Холт, Райнхарт и Уинстон, ISBN 0-03-069535-X ; представитель 1979 как издание для полевых работ, Тематические исследования в области культурной антропологии, Нью-Йорк, Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Де Ваал, Франс, 2005, Наша внутренняя обезьяна: ведущий приматолог объясняет, почему мы такие, какие мы есть , Riverhead Books.
- Бонта, Брюс Д. 1997. «Сотрудничество и конкуренция в мирных обществах». Психологический бюллетень 121(2):299-320.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://projekt.ht.lu.se/rwaai RWAAI (Хранилище и рабочее пространство австроазиатского нематериального наследия)
- http://hdl.handle.net/10050/00-0000-0000-0003-66BF-5@просмотреть Семай в цифровом архиве RWAAI
