Селетарные люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2023 г. ) |
![]() Мужчина и женщина-оранг-селетар из Пасир-Гуданга , Джохор , в традиционной одежде. | |
Общая численность населения | |
---|---|
3,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пролив Джохор : | |
![]() | 1,042 (2010) [ 2 ] |
![]() | 1,200 [ 3 ] |
Языки | |
Язык оранг-селетар , малайский язык | |
Религия | |
Анимизм (преимущественно), Ислам , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Народ Джакун , Оранг Канак , Оранг Куала , Народ Темуан , Оранг Лаут |
Народ селетар (также известный как селитар или слитар ) — одна из 18 этнических групп оранг-асли в Малайзии . [ 4 ] Они отнесены к прото-малайской народной группе, которая образует три основные народные группы оранг-асли . [ 5 ] Оранг Селетар также считаются частью Оранг Лаут . [ 6 ] выходцы из пролива Джохор ; отделяющий Сингапур от полуострова Малайзия .
Несмотря на близость к развитым странам, оранг-селетар в значительной степени сохраняют традиционный образ жизни. В Сингапуре народ селетар считается частью малайского сообщества. В Малайзии правительство считает Оранг Селетар одним из 18 официально зарегистрированных племен Оранг Асли . Как Оранг Асли , народ Селетар находится под защитой Департамента развития Оранг Асли (JAKOA), который до 2011 года был известен как Департамент по делам Оранг Асли ( Jabatan Hal Ehwal Orang Asli , JHEOA). Целью JAKOA является повышение уровень жизни коренного населения соответствовать средним показателям по стране.
Хотя оранг-селетар изначально классифицировались как часть оранг-лаут , правительство Малайзии и Джакоа классифицируют народ селетар как одно из коренных прото-малайских племен, одну из трех подгрупп оранг-асли сегодня. Это один из немногих коренных народов полуострова Малайзия , чей образ жизни связан с морем, а не с тропическим лесом.
Люди Селетар называют себя Кон Селетар с приставкой «Кон-» или просто Кон ; который, как полагают, имеет мон-кхмерское происхождение. Для сравнения, на старомонском и среднемонском языках Кон означает «человек, принадлежащий к определенной этнической или социальной группе». [ 7 ]
Народ селетар говорит на своем собственном языке оранг-селетар, который тесно связан с малайским.
Район расселения
[ редактировать ]
Селетары издавна вели кочевой образ жизни в пределах мангровых лесов и болот вдоль Предела Тебрау , а также в устьях впадающих в него рек. Они жили по обе стороны пролива, свободно перемещаясь с одного берега на другой, несмотря на наличие границы между Сингапуром и Малайзией . [ 7 ] Ширина Джохорского пролива в любом месте не превышает 2 км, а в некоторых местах не превышает 500 метров. Такая узкая полоска воды никогда не была помехой морским кочевникам.
В конце 19 века мангровые леса доминировали на большей части прибрежных территорий и в устьях рек на севере Сингапура , на момент прихода сюда британских колонистов они составляли около 13% территории острова. Именно здесь жила большая часть народа Селетар. Мангровые леса – это уникальное хранилище богатых и разнообразных водных растений и природных ресурсов, эксплуатация которых создала традиционный хозяйственный комплекс этого народа. В 20 веке мангровые леса в Сингапуре были вырублены, и жители Селетар были вынуждены покинуть регион. [ 8 ]
Сейчас они живут только на малазийской стороне. Они в значительной степени отказались от кочевого образа жизни и начали жить в более организованных поселениях, расположенных на южном побережье Джохора , где есть 9 деревень, а именно: Кампунг Телук Кабунг, Кампунг Симпанг Аранг, Кампунг Сунгай Темун, Кампунг Бакар Бату , [ 9 ] Кампунг Пасир Салам, Кампунг Пасир Путих , Кампунг Куала Масаи, Кампунг Телук Джава и Кампунг Конг Конг. Некоторые из этих деревень находятся дальше от побережья. [ 10 ]
На северном побережье Сингапура в 1980-х годах было 3 деревни, но сейчас их уже не найти. Все они живут в Малайзии . Некоторые из селетаров, живущих в настоящее время на южном побережье Джохора, видят исторические связи с Сингапуром . Другие же интегрировались в малайскую общину Сингапура . [ 7 ]
Население
[ редактировать ]Динамика численности населения в Малайзии следующая:
Год | 1960 [ 11 ] | 1965 [ 11 ] | 1969 [ 11 ] | 1974 [ 11 ] | 1977 [ 12 ] | 1980 [ 11 ] | 1993 [ 13 ] | 1996 [ 11 ] | 2000 [ 14 ] | 2003 [ 14 ] | 2004 [ 15 ] | 2010 [ 2 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 252 | 290 | 277 | 374 | 514 | 497 | 801 | 801 | 1,037 | 1,407 | 1,407 | 1,042 |
Данные переписи населения JHEOA 1996 года зафиксировали 801 человек-селетар, из которых 796 проживали в штате Джохор , а еще пять — в Селангоре . [ 11 ]
Некоторые источники, такие как Ethnologue [ 16 ] или Проект Джошуа, [ 3 ] до сих пор сообщают данные о присутствии людей Селетар в Сингапуре , но это может быть не точно. По словам Ариффина, в его общей оценке численности населения говорится о 6 или 7 семьях селетаров, оставшихся в Сингапуре , что составляет около 32-38 человек; в Джохоре он насчитал 514 человек-селетаров по состоянию на 1977 год. [ 12 ] Сегодня в Сингапуре почти не осталось людей-селетаров.
Язык
[ редактировать ]
Они говорят на языке оранг-селетар , который принадлежит к малайской группе австронезийских языков . Проект «Этнолог» относит его к малайскому (макроязыку) . [ 16 ]
Французский исследователь Кристиан Пельрас в 1972 году провел анализ языка того времени с помощью доступного языкового словаря Orang Seletar . Он пришел к выводу, что это всего лишь диалект малайского языка , поскольку 85% слов Селетара были малайскими, а еще 5% слов также присутствуют в малайском языке, но имеют несколько иное значение. 10% остальных слов не имеют аналогов в малайском языке . Некоторые из этой последней группы, по-видимому, имеют совпадения на языках, обычно используемых на острове Калимантан . Однако есть и слова, которым Пельрас не смог найти аналогов в других австронезийских языках . Среди 15% немалайских слов языка оранг-селетар почти нет слов, общих для соседнего языка дуано . [ 17 ]
Свежие данные полевых исследований, опубликованные в 2015 году Кевином Блиссеттом и Дирком Эллингом. В результате опроса на языке оранг-селетарского носителя был составлен список общей лексики, соответствующий общепринятому общепринятому списку Сводеша . Ответы респондентов записывались на цифровой диктофон, а затем расшифровывались с помощью Международного фонетического алфавита . Он предоставляет ценную информацию о том, как на самом деле произносить произнесенные слова. Однако это только начало исследования. Этот язык все еще требует огромного количества дополнительных исследований и записей, прежде чем он будет сохранен в значительной степени. [ 18 ]
Как и выводы Пелраса, эти данные отражают тесную лексическую близость языка оранг-селетар с малайским языком . Многие слова точно такие же, как и их соответствия в малайском языке ; другие могут быть получены из малайских слов путем простых фонологических изменений. Небольшая группа слов кажется уникальной для языка Оранг Селетар и не имеет явной связи с малайским языком . Такие характеристики указывают на то, что это малайский диалект, но не как полностью независимый язык. [ 18 ]
Однако есть и веские контраргументы. Во-первых, язык оранг-селетар непонятен малайцам. Во-вторых, и малайцы, и народы селетар считают малайский язык и язык оранг-селетар отдельными языками. Кроме того, похоже, что между этими двумя языками существуют значительные грамматические различия. [ 18 ]
Тревожная ситуация складывается с состоянием языка оранг-селетар . Пока представители старшего и среднего возраста общаются друг с другом исключительно или преимущественно на родном языке, однако малайский язык чаще используют молодые поколения и люди, живущие вне сообщества . Это ситуация, когда с каждым поколением хранителей языка оранг-селетар становится все меньше, и что еще более тревожно, так это то, что лишь немногие люди-селетар учат родному языку своих детей. [ 18 ] Таким образом, наблюдается тенденция к постепенному вытеснению языка оранг-селетар , подобного языкам других коренных оранг-асли народов полуострова Малайзия , стандартным малайским языком . Неудивительно, что ЮНЕСКО включила язык оранг-селетар в список языков, находящихся под серьезной угрозой исчезновения. [ 19 ]
нет письменности В языке оранг-селетар . [ 16 ]
Религия
[ редактировать ]
Хотя народ селетар очень близок к малайскому языку , они оставались анимистами вплоть до 1980-х годов. [ 7 ]
Миссионерская деятельность малазийских властей из Департамента исламского развития Малайзии в те дни не велась активно. [ 11 ] Да и сами селетарцы не очень-то воспринимают основные принципы ислама . Постулаты религии, предлагаемые малайским народом, выглядели для них слишком абстрактными. Для этих морских кочевников это всего лишь тексты, оторванные от реальной жизни. Мусульманская религия не имеет для них смысла и практических функций. Представление о едином Боге слишком недоступно и, в отличие от духов природы, не может влиять на конкретные события. [ 7 ]
Как и раньше, народ Селетар поклоняется многочисленным духам ( мамбангам ), которые, по их мнению, обитают повсюду: они живут на деревьях, под водой, в скалах, в пещерах, в воздухе и так далее. По убеждению жителей Селетара, при неуважении к окружающей среде; это обитель духов, произойдут такие несчастья, как болезни, конфликты и смерть. Единственный способ их лечения — экзорцизм и умиротворение духов. С землей связаны смерти и болезни селетарцев. Они шли на берег, чтобы вылечить больного или похоронить мертвого. [ 20 ]
Ситуация изменилась в 1980-е годы, когда правительство Малайзии начало работать над укреплением позиции страны по исламу . Мусульманские миссионеры занимались обращением ислама среди языческого коренного народа оранг-асли страны. В 1997 году, по статистике JHEOA, на территории штата Джохор проживало уже 240 мусульман . [ 11 ] Это примерно четверть населения народа Селетар. По данным проекта Джошуа , 5% жителей Селетара — христиане. [ 20 ]
В связи с тем, что большинство народа Селетар не являются мусульманами и до сих пор исповедуют анимизм , они не воспринимаются обществом как малайцы. [ 21 ]
История
[ редактировать ]
Доколониальный период
[ редактировать ]Оранг лаут были одними из первых обитателей прибрежных районов Малаккского пролива . Оранг Селетар когда-то были частью морских кочевников Оранг Лаут , которые жили в лодках в море, на островах, в прибрежных районах и устьях рек. [ 22 ] со своими сторонниками появился малайский принц Парамешвара , будущий правитель Малаккского султаната Так, когда в Малакке , в этом месте уже существовала небольшая рыбацкая деревня, население которой составляли оранг лаут . Парамешвара затем установил с ними связи, включив лидеров оранг-лаут в политическую иерархию своего королевства и посредством разумных браков в самой королевской семье.
Превосходные знания бесчисленных островов и коварных морей, полученные от орангаутов опытными мореплавателями и флотоводцами. Несмотря на то, что они не были мусульманами, их люди служили в малайском Малаккском султанате , а позднее в Джохорском султанате . Например, принадлежал Ханг Туах , самая известная фигура в истории малайского адмирала и классический образец воина-рыцаря в малайском фольклоре к числу оранг-лаут . На протяжении сотен лет лояльность орангаутов малайским правителям Малаккского султаната была решающим фактором сохранения и процветания королевства.
Оранг лаут Малакки, или, как их называли, оранг селат («народ пролива» или «народ проливов»), были хорошо известны первым европейским колонизаторам. Португальские источники, в частности, называют их «селатами» или «селатами». Португальский историк XVI века Жуан де Барруш называет их «низкими и подлыми» людьми, склонными к пиратству и набегам. [ 23 ]
Под британским правлением
[ редактировать ]К середине девятнадцатого века участие британских малайцев и орангаутов в морской торговле было отменено британской колонией, и с пиратством было покончено. Тогда орангауты были вынуждены изменить свой образ жизни. Некоторые из них приняли ислам и стали частью малайского народа. В то время как другие продолжали вести примитивную жизнь за счет того, что были мореплавателями, и уходили на окраины общества. Считается, что Оранг Селетар произошел из Пулау Селетар Селетар в и Сингапуре . Они были уроженцами Сингапура и одними из первых поселенцев на острове. [ 24 ] Народ селетар поселился среди мангровых зарослей в северной части острова Сингапур . Формально они оставались подданными султана Джохора , тогда как малайский народ игнорировал такие группы. Британские колонисты в целом воспринимали их как дикарей; которые по своему образу жизни больше похожи на нецивилизованных людей. [ 25 ] Среди мангровых зарослей северного Сингапура появился основатель города Сингапур сэр Томас Стэмфорд Раффлз, посетивший остров в 1819 году, чтобы обсудить свою принадлежность к британским владениям . Подсчитано, что в то время в Сингапуре проживало около 200 человек селетар, которые жили примерно в 30 лодках. [ 8 ] Из некогда гордых военных моряков и стражей морей они превратились в всеми забытый народ, над которым издевались государство и соседи.
Европейские колониальные державы в большей степени полагались на промышленное развитие и развитие товарного и растениеводческого производства. В этой системе не было места таким людям, как Селетар. В середине XIX века тропические леса на севере Сингапура начали расчищать под каучуковые плантации. В 1923 году 600 акров земли в округе Селетар было отведено под строительство военной авиабазы. Многие жители Селетара затем переехали в Джохор . С согласия бывшего султана Джохора Абу Бакара (1886-1895) им было разрешено селиться вдоль реки Пулай на юго-западе страны. [ 7 ]
Переселение из Сингапура в Малайзию
[ редактировать ]
В 1950-60-х годах . началось бурное экономическое развитие Сингапура Происходит новое освоение и открытие новых земель. Кроме того, правительство Сингапура , только что получившего независимость в 1965 году, выразило опасения, что кочевое племя, свободно пересекающее государственную границу, потенциально подвергается риску контрабанды. В этот период происходит значительная новая миграция народа селетар на южном побережье Джохора , в Малайзию . Жители Селетара вспоминали времена, когда появлялось много государственных служащих и полицейских и задавало им разные вопросы. Тогда у них не было ни паспортов, ни гражданства, поэтому им было страшно подумать, что их могут арестовать. В результате значительная часть селетарцев по собственному желанию перебралась в Джохор . Этот случай произошел примерно в 1967 году. [ 7 ]
В конце концов все племя было переселено в Джохор в соответствии с межправительственными соглашениями. [ 26 ] Все жители Селетара стали гражданами Малайзии. Однако к концу 1987 года им разрешили свободно передвигаться через Джохорский пролив неофициально, без необходимости проходить иммиграционные контрольно-пропускные пункты.
Привязанность властей Малайзии к народу Селетар, по-видимому, обусловлена их давними отношениями по схеме « покровитель-клиент » с султаном Джохора . Они собирали для султана продукты леса и мангровых деревьев, исполняли традиционные танцы на малайских праздниках, их приглашали на охоту с султаном на оленей и кабанов. Поэтому они имели право собирать лесную продукцию в Джохоре без каких-либо ограничений. [ 7 ]
В 1970-х годах народ селетар, все еще живший в лодках, начал селиться на суше. В Сунгай-Ландас на южном побережье Джохора правительство Малайзии специально выделило участки земли для сингапурского народа селетар. [ 7 ]
есть три деревни Селетар На северном побережье Сингапура . Две из трех деревень — Кампонг Танджонг Ирау в районе Сембаванг и Кампонг Вак Суманг в Пунгголе к востоку от Джохорской дамбы . Эта группа людей Селетар была вынуждена покинуть страну в апреле 1986 года, чтобы освободить место для дальнейших проектов развития. [ 7 ]
Впоследствии остатки сингапурского народа селетар были ассимилированы в более широкую малазийскую общину, а основная община продолжила свою жизнь на другом берегу реки Джохор . Сегодня они поселились в глубине полуострова Малайзия и имеют собственные поселения.
Современность
[ редактировать ]
Сейчас народ селетар проживает в 9 деревнях вдоль южного побережья Джохора , причем некоторые из этих деревень отодвинуты дальше от моря. [ 10 ]
Развитие достигло их порога. Джохор , расположенный на южной оконечности Малайского полуострова , — быстро развивающийся штат. Развитие происходит по всему штату, но особенно в прибрежном регионе из-за его близости к Сингапуру . Южный Джохор присоединился к амбициозному проекту Искандар Малайзия китайская экономическая зона Шэньчжэнь , находящаяся в тесном контакте с Гонконгом , стартовавшему в 2006 году . За образец была взята . Точно так же Искандар Малайзия должна тесно взаимодействовать с Сингапуром . Этот проект занимает одно из центральных мест в Девятом плане развития Малайзии.
Семь из девяти деревень расположены в районе Искандар Малайзия в Малайзии . Новая постройка не только уничтожает мангровые болота, но и уже приспосабливается к домам жителей деревни. Люди чувствуют, что такие действия просто вынуждают их бежать, но им некуда бежать. Другие события, такие как мелиорация земель в мангровых болотах, повлияли на средства к существованию жителей деревни Селетар в этом районе, вынудив их тем самым уйти в более чистые воды Сингапура для рыбалки. [ 27 ]
Сложность ситуации еще и в том, что только две деревни-поселения, а именно Бакар-Бату в округе Джохор-Бару и Симпанг-Аранг в округе Геланг-Патах , были частично официально объявлены заповедниками Оранг-Асли в соответствии с Законом об аборигенах 1954 года. [ 28 ] Остальные живут на земле, принадлежащей государству или частным лицам. Не имея постоянного статуса своего поселения, в любой момент и в любое время из любого села селетарцы могут быть выселены, если этого потребуют нужды развития региона.
188 Люди селетар, являющиеся жителями деревень Бакар Бату и Сунгай Темун, подали иск в Высокий суд города Джохор-Бару против 13 ответчиков из-за вторжения на их традиционные земли. Они утверждают, что приобрели права на свои традиционные территории по крайней мере с 1950-х годов, и поэтому считают дальнейшее отчуждение своей территории незаконным и недействительным. [ 29 ] Жители одного из названных сел в 2012 году обнаружили 10 разрушенных могил, что, по их мнению, было связано с расчисткой земли под строительство. Этот факт также фигурирует в иске. [ 28 ]
Интересы «Селетар» в суде представляла группа юристов Комитета адвокатуры по правам оранж-асли. Пикантность ситуации в том, что среди респондентов не только строительные компании, но и Управление регионального развития Искандара (IRDA), Департамент развития Оранг-Асли (JAKOA), федеральное правительство Малайзии и правительство штата Джохор . [ 28 ] Поэтому слушание затянулось на несколько лет. В декабре 2013 года Высокий суд Джохор-Бару постановил прекратить незаконное вторжение на обычную территорию народа Селетар и прекратить там всю работу до разрешения вопроса. 24 июня 2014 года Апелляционный суд отклонил решение двух из 13 обвиняемых об отмене запрета. [ 29 ]
Чем бы ни закончился судебный процесс, остановить реализацию проекта «Искандар Малайзия» уже невозможно. Большинство поселков расположены недалеко от моря, и эти районы наиболее привлекательны для коммерческого строительства. Кроме того, идет активное очищение мангровых зарослей, в результате чего море становится все более загрязненным. Таким образом, народ Селетар теряет свои традиционные ресурсы, которые все еще были необходимы для обеспечения его выживания. Правительство пытается решить этот вопрос в деликатной форме, предлагая селетарцам альтернативные формы занятости. [ 10 ]
Неравнодушные личности пытаются привлечь внимание к судьбе народа, реальной угрозе утраты его уникальных традиционных знаний. Соответствующие публикации были опубликованы в СМИ и Интернете. В 2011 году вышел 20-минутный документальный фильм о « Лот, Ума Ам », что переводится как «Море, мой дом». Он дает возможность заглянуть в малоизвестную жизнь коренных жителей, которые на протяжении нескольких поколений называли Джохорский пролив своим домом. [ 30 ]
Также в 2001 году в селе Сунгай Темун при поддержке частных спонсоров открылся Культурный центр «Селетар» с собственной музейной экспозицией, целью которого является сохранение культурного наследия в надежде, что молодые поколения не забудут о своих корнях. [ 31 ]
Культура
[ редактировать ]Образ жизни и традиционная социоэкономика
[ редактировать ]
Прибрежная зона островов Малайского архипелага отличается богатством морской флоры и фауны. Еще сравнительно недавно густые мангровые леса покрывали берега Джохорского пролива . Традиционно Оранг Селетар сильно зависят от морепродуктов. [ 32 ] Именно на их природные ресурсы ориентирована традиционная социально-экономическая деятельность селетарского народа. Они всегда считали себя частью природы и находились с ней в гармонии. Давление на природу было минимальным, люди брали только то, что им было необходимо для повседневных нужд, и это не мешало пополнению природных ресурсов.
В мангровых джунглях народ Селетар оставался практически потерянным для внешнего мира. Они бродили по проливам, лабиринту узких ручьев, меняя свое местоположение в зависимости от приливов и времени года. В значительной степени они сохраняют такой образ жизни и в наши дни, но их традиционное жизненное пространство значительно сократилось. Люди Селетар также входят в устья рек и поднимаются над реками, впадающими в Джохорский пролив . При этом они не рискуют выйти в открытое море и никогда не покидают вод узкого, мелкого и спокойного Джохорского пролива . [ 17 ]
До недавнего времени люди селетар жили в лодках, которые они называли да'м пау , или сампан на малайском языке . [ 33 ] Каждая лодка представляла собой настоящую плавучую хижину, рассчитанную на одну семью. Поэтому лодки еще называли сату келамин , что означает «одна семейная пара». Несмотря на небольшие размеры лодки, вся их жизнь прошла здесь. В лодке люди Селетар готовили и готовили еду, ели там, а также отдыхали там. В лодке рождаются и растут дети. [ 7 ]
Традиционные лодки Селетар представляют собой простые землянки, которые делали раньше. [ 17 ] У этой лодки есть крыша, называемая каджан , которая выполняет роль холста, покрытого пальмовыми листьями. Во время дождя такая кровля будет протекать. В таких условиях очень сложно и иногда гаснет огонь для приготовления пищи. Раньше для сжигания использовали только дрова, а теперь покупают керосин. [ 7 ] В непогоду люди находят безопасное убежище среди охраняемых мангровых зарослей.
Из-за вырубки лесов у жителей Селетара больше нет необходимых материалов для постройки лодок. Поэтому сейчас покупают лодки, кстати, гораздо лучшего качества. Люди используют свои старые навыки для изготовления моделей традиционных лодок для продажи туристам.
Основу традиционного социально-экономического хозяйства селетарского народа составляет промысел ракообразных (креветок, крабов и др.). При этом они используют примитивное оборудование в виде банок-ловушек с отверстиями, которые размещаются на дне с помощью железных крючков с длинной деревянной ручкой. Тот же примитивный метод использовался до недавнего времени и в качестве рыболовного снаряжения. Основным инструментом для рыбной ловли (точнее, охоты) было бамбуковое копье, зазубренное на кончике; это называется тикам . [ 17 ] Здесь важна не сила оружия, а умение охотника обращаться с копьем, когда он плывет под водой. Кстати, селетарцы умеют ловить рыбу голыми руками. [ 10 ] ручная ловля , называемая панкингом . Часто используется [ 17 ] Еще одним источником существования народа селетар является выращивание морских мидий, особенно в Кампунг Сунгай Темон, недалеко от залива Данга , Джохор . [ 34 ]
До сих пор они вели естественный образ жизни и лишь иногда выходили на берег, чтобы обменять улов рыбы на рис и другие продукты. Раньше они практиковали исключительно бартерные операции, а теперь на деньги покупают больше риса и даже курицы, мяса, сахара, кофе и, конечно же, одежды и керосина. Им не нужно покупать овощи. У них есть своя рыба, креветки и крабы.
Основу питательных веществ составляют крабы и тапиока , которую они называют уби-каю . [ 7 ]
Помимо продуктов, мангровые заросли содержат большие запасы ценных пород древесины. Так, листья пальмы Нипах используются для строительства соломенных крыш, а из сока этого растения получают сахар. Листья пандана идут на циновки и покрытия для навеса. По лесу встречается дерево Гелам и другие виды мангровых зарослей Ризофора с местными названиями, такими как каю бакау и каю рикау . Еще одно полезное растение – нибонг, из которого делают удочки. Также собирают различные сорта ротанга. Некоторые из этих видов растений находятся под охраной, и только жители Селетара могут собирать их. Большая часть этой продукции ими не использовалась, а была выменена из прибрежных районов Малайзии на другие товары. [ 7 ]
С годами истощения рыбы в проливах Джохор и Сингапур они стали зависеть от продажи древесины Бакау из мангровых зарослей. [ 35 ] Отсюда и необходимость ведения им кочевого образа жизни. Однако изменения в их социально-экономическом развитии изменили их образ жизни.
Есть среди них те, кто работал на промышленных предприятиях. Рыбаки Orang Seletar также приспособили для рыбалки современное снаряжение. Есть даже те, кто владеет ресторанами морепродуктов. [ 12 ]
Социальная структура
[ редактировать ]
Социальная организация и родственная структура селетарцев не обнаруживают никаких признаков иерархии. Однако у них должен быть старейшина, выполняющий функции главы деревни, по имени Батин ; который официально назначен властями представлять местное сообщество в отношениях с малайским народом. [ 7 ]
Семейные отношения внутри народа селетар эгалитарны и поэтому по своей природе не имеют четкого разделения труда по половому признаку. Мужчина и женщина в равной степени занимаются сбором урожая и рыбалкой, а также контактируют с посторонними. [ 7 ]
Члены опекунской семьи очень преданы друг другу и все работают вместе. Они не выходят ловить рыбу, пока все члены семьи не соберутся вместе. Это и понятно, ведь, как правило, в одной лодке всегда живут вместе три поколения семьи. Эта ситуация вызывает некоторые проблемы с обучением детей Селетара, которое осуществляется в последнее время. Школьники вынуждены оставаться на пляже, когда их семья уезжает на море. Как выход, они используют помощь соседей, оставшихся в это время в деревне. Они остаются рядом, чтобы присматривать за детьми, пока их семья отсутствует. [ 10 ]
Для детей помощь родителям, бабушкам и дедушкам в рыбной ловле не считается рутиной, а формой отдыха, так как они потом могут прыгнуть в воду и выйти из лодки. [ 10 ]
Детей от 3 лет учат плавать, просто бросая их в море. Если дети в 4 года еще не умеют плавать, мать кормит их жареным мясом песчаной акулы; это, по их мнению, должно помочь детям научиться плавать. Следовательно, для детей «Селетар» умение плавать считается естественным и, когда они подрастут, они уже смогут плавать под водой без использования кислородной маски более десяти минут. Они способны видеть рыбу под водой и ловить ее голыми руками. [ 10 ]
Жители Селетар верят, что морская вода омолаживает, в отличие от пресной. Они предпочитают принимать ванну с морской водой, потому что тогда они чувствуют себя более энергичными, а считается, что пресная вода ослабляет активность их организма. [ 10 ]
Легенды
[ редактировать ]Среди народа селетар существует легенда, похожая на библейскую историю о Всемирном потопе . Легенда Селетар гласит, что однажды в Джохоре шел продолжительный дождь , который лил 40 дней и 40 ночей. Уровень воды поднялся до подножья горы Пулай . Чтобы выдержать сильный поток воды, жители Селетар связали все свои плавучие хижины. Но, к сожалению, веревка оборвалась. Некоторые из них погибли во время наводнения. [ 30 ]
Отношения с соседями
[ редактировать ]
Народ Селетар имеет весьма смутное представление о существовании других групп морских кочевников. Более того, они не чувствуют с ними родства. [ 17 ]
Вместо этого у них есть определенная близость к народу якун , «малайским аборигенам» внутренних районов полуострова Малайзия . Говорят, например, что они и жители округа Клуанг понимают язык друг друга, и эти языки имеют 70% общих элементов, хотя это утверждение не проверено. [ 17 ] В районе Сегамат , расположенном во внутренних районах Джохора , находится священное место под названием Крамат , где почиталась мифическая «королева» или раджа Пермэмпшн , которым, по преданию, в прошлом подчинялся народ Селетар. Другой законный правитель, к которому они обращаются за советом, жил «на побережье Явы». Правители Джохорского султаната для них не являются законными правителями, а лишь временными хозяевами или пенумпангами . Кроме того, они считают малайцев относительно недавними мигрантами. Таким образом, селетарцы осознают себя частью подлинного коренного населения на том же уровне, что и жители оранг-асли страны. Из-за этого они положительно относятся к названию « Оран Асли », которое к ним также официально относится. [ 17 ]
С другой стороны, малайцы, несмотря на свою этническую близость, не воспринимают селетаров как часть малайского общества. Здесь дело не в этническом, а в культурном признаке. Селетарцы не являются приверженцами ислама , и это отталкивает их от малайского общества. Привычки селетарцев также отличаются от малайцев. Они живут в лодках, ведут кочевой образ жизни, держат собак в лодках и едят харамную еду запрещенную . Из-за этих факторов малайцы обращают внимание на плохую гигиену селетарцев. Вся эта сложность закрепила стереотипное отношение малайцев к селетарам, как к людям «грязным» и «нечистым». [ 7 ]
Другое непонимание малайцами образа жизни селетаров также было связано с мистическими суевериями народа селетар. Они верят, что морские кочевники обладают могущественной магией, способной причинить вред другим людям. Часто рассказывают истории о китайцах и малайцах, пострадавших таким образом. [ 7 ]
Селетарцы, в свою очередь, также не хотят становиться малайцами . Они боятся потерять собственную культуру и, главное, личную свободу, и хотят трудоустроиться на работу. Они, как и их предки, хотят иметь возможность есть свинину и делать то, что им нравится. [ 26 ]
Народ Селетар подвергается возмутительному остракизму со стороны малайского народа. [ 7 ] Вместо этого они поддерживают хорошие отношения с местным китайским населением . Жители Селетара доверяют китайским торговцам больше, чем своим малайским соседям. Браки между этими двумя этническими группами не редкость. [ 10 ] При этом китайцы даже становятся членами сообщества Селетар, перенимая их образ жизни. [ 7 ] Тесное родство с китайцами и селетарцами объясняется еще и тем, что «и они, и другие едят свинину». [ 17 ] Во время Второй мировой войны многие китайские дети были спрятаны родителями среди селетарцев и присматривали за ними. Лица маленьких китайских детей натерли грязью, так что они стали похожи на селетарских детей. Теперь, с помощью китайцев , жители Селетара, в частности, смогли открыть свои собственные рестораны морепродуктов. [ 26 ]
Изменения в жизни селетарцев
[ редактировать ]
Жизнь в регионе Джохора стремительно меняется, меняется и жизнь народа Селетар. Еще в 1970-е годы некоторые из них поселились на суше. Эта группа выращивает чемпедак и джекфрут , а также ямс и сладкий картофель . Они также собирают мангровую древесину для китайской компании по производству древесного угля. [ 7 ]
Поощряя переход народа селетар к постоянным поселениям, правительство Малайзии основало для них новые деревни на побережье. Сейчас они живут в специальных для них хижинах, построенных на сваях над водой. Правительственные чиновники выбрали такой тип поселений, принимая во внимание традиционный образ жизни этих морских кочевников и тот факт, что эти люди не могут жить без моря. Хотя бы раз в день селетарцы продолжают выходить в море, а ночью приносят домой все, что смогли добыть за день. Селетарцы говорят, что не могут заснуть, не увидев неба над головой. Поэтому лишь некоторые из них полностью осели на земле.
В то же время жители Селетара теперь освоили некоторые новые методы ловли рыбы с использованием сетей и троллинга , а также использования моторных лодок. Малайцы воспринимают такие изменения как готовность народа селетар «стать цивилизованными» ( дах тамадун ) и научиться жить, как малайцы. Однако народ Селетар продолжает вести кочевой образ жизни, что дает им определенную степень личной свободы. По этой причине они не хотят вступать в структурированное общество, у их детей проблемы с посещением школы, а взрослые увязли в религиозных практиках.
Цивилизация стремительно и неуклонно наступает на традиционную жизнь селетарцев, и они не в силах остановить это наступление. Чтобы выжить в условиях урбанизации и социальных перемен, они должны овладеть новыми навыками и новыми способами получения дохода. Лучшим способом помочь им адаптироваться и жить нормальной жизнью была бы реализация программ и проектов, которые бы использовали существующие знания и традиции народа в пользу сообщества, не перемещая их в другие регионы. [ 10 ] Хотя все это лишь на уровне идей, народ Селетар остался одним из беднейших народов Малайзии . [ 20 ] Возможным выходом из бедности для них может стать ресторанный и туристический бизнес. В деревне Сунгай Темун уже есть несколько ресторанов морепродуктов. Самая большая группа их клиентов — местные китайцы , блюда также готовятся в соответствии с китайской кухней. [ 26 ]
Очень немногие из жителей Селетара достигли гораздо большего прогресса в образовании. Бывает, когда над их детьми в школах часто издеваются из-за их выдающейся внешности и акцента. Многие дети Селетар не оканчивают школу. В результате без надлежащего образования молодые люди не могут получить достойную работу, а это обрекает их на тяжелую жизнь как изгоев малазийского общества.
Теряя свои традиционные природные ресурсы, селетарцы теряют также свою идентичность и навыки, приобретенные веками, которые не передаются новому поколению. В результате возникает вопрос об утрате народом собственной национальной идентичности. [ 10 ]
Понимая ситуацию, жители Селетар создали Общество туризма и культуры Селетар, целью которого является сохранение аспектов своей традиционной культуры и создание альтернативных источников средств к существованию. [ 36 ] Совместно с исследователями Малазийского общества морских наук (MSMS) местные китайцы, полюбившие этих людей и их образ жизни в деревне Сунгай Темун, открыли Культурный центр Селетар. [ 26 ] Центр занимает площадь 232 м2. 2 . Проект финансировался Глобальным экологическим фондом. Среди них выставка старых черно-белых фотографий, сделанных английским фотографом доктором Иваном Полуниным , архивные документы и карты, рассказывающие об истории народа селетар, моделях его традиционных лодок и типах охотничьих орудий, используемых в этом племени. сообщество. [ 31 ] Культурный центр «Селетар» имеет свою страницу в Facebook. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оранжевый Селетар» . Проект Джошуа . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кирк Эндикотт (2015). Коренные жители Малайзии: прошлое, настоящее и будущее оранг-асли . НУС Пресс. ISBN 978-99-716-9861-4 .
- ^ Jump up to: а б «Оранж Селетар в Сингапуре» . Проект Джошуа . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Бен Тан (25 октября 2015 г.). «Сообщество Джохор Оранг Асли приветствует инициативу по изучению проблем с общежитиями» . Ракьят Пост . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Зафарина Зайнуддин (2012). Генетические и стоматологические профили оранг-асли на полуострове Малайзия . Издательство УСМ. ISBN 978-98-386-1550-1 .
- ^ Ян Гловер (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории . Психология Пресс. ISBN 04-152-9777-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Мариам Али (2002). «Сингапурские Оранг Селетар, Оранг Калланг и Оранг Селат: Последние поселения» . Племенные сообщества в малайском мире: исторические,… . Племенные сообщества в малайском мире: исторические, культурные и социальные перспективы: 97–118 . Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джером Лим (30 июля 2014 г.). «Весло по волшебному водному лесу» . Долгая и извилистая дорога . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Джеффри Бенджамин; Синтия Чоу (2002). Племенные сообщества в малайском мире: исторические, культурные и социальные перспективы . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 98-123-0167-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Нобая Ахмад; Аснарулхади Абу Сама; Ханина Халиматуссаадия Хамсан; Мароф Редзуан (2012). «Сообщество Селетар (Оранг Лаут) Джохора и проблемы на пути развития» (PDF) . Международные труды экономического развития и исследований (IPEDR). Архив, Том 48. С. 139–142 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нобута Тошихиро (2009). «Жизнь на периферии: развитие и исламизация среди оранг-асли в Малайзии» (PDF) . Центр проблем Оранг Асли . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Ариффин бин Нопия (1979). Энтони Р. Уокер (ред.). Краткое введение в оранг-селетар побережья Джохора с особым упором на кампунг-симпанг-аранг . Секция социальной антропологии, Школа сравнительных социальных наук, Университет Сайнс, Малайзия. ОСЛК 16319990 .
- ^ Колин Николас (2000). Оранг Асли и борьба за ресурсы. Политика, развитие и идентичность коренных народов на полуострове Малайзия (PDF) . Центр проблем Оранг Асли и Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN 87-90730-15-1 . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Основные данные/статистика» . Центр проблем Оранг Асли . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Альберто Гомес (2004). Современность и Малайзия: расселение лесных кочевников Менрака . Рутледж. ISBN 11-341-0076-0 .
- ^ Jump up to: а б с «Оранжевый Селетар» . Этнолог . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кристиан Пелрас (1972). «Заметки о некоторых водных популяциях Нусантарского архипелага» . Архипелаг . 3 . Архипелаг, Том 3: 133–168. дои : 10.3406/arch.1972.992 . Проверено 8 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кевин Блиссетт и доктор Дирк Элсинг (24 июня 2015 г.). «Ранняя документация языков оранг-селетар и сугут-сунгай» . Журнал студенческих исследований, Университет Бригама Янга . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Кристофер Мозли (2009). «Атлас языков мира, находящихся под угрозой» (PDF) . ЮНЕСКО . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Селетары в Малайзии» . Проект Джошуа . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Хасан Мат Нор; Абд. Рахим Мохд Нор; Катиман Ростам; Иса Мохамед; Заини Сакави (2009). «Почему мы такие? Конфликт в сообществе Оранг Селетар и развитие Искандара, Джохор-Бару, Малайзия» (PDF) . ГЕОГРАФИЯ Онлайн . Малайзийский журнал общества и космоса, 5, выпуск 2: 59–69. ISSN 2180-2491 . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Раджмах Хасан (16 июня 2014 г.). «Судьба народа Селетар: Кто прекрасен?» . Посланник Малайзии . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Андре Винк (2004). Индо-исламское общество: 14-15 вв . БРИЛЛ. стр. 104–108. ISBN 90-041-3561-8 .
- ^ Назарудин Зайнун (2015). Антропология и история в местной мудрости . Издательство УСМ. ISBN 978-98-386-1932-5 .
- ^ Джеймс Р. Логан (1847). «Оранжевый Слетар» . Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии I. стр. 302–304 . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тан Ви Ченг (24 октября 2011 г.). «Оранжевый Селетар: взрыв из прошлого Сингапура» . Кочевая республика . Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Зазали Муса (1 апреля 2021 г.). «Тяжелая работа, чтобы держать голову над водой» . Звезда . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Судебная битва против крупных застройщиков продолжается из-за территорий предков» . Центр проблем Оранг Асли (COAC). 26 марта 2014 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Оранг Селетар выиграл еще один раунд в суде» . Центр проблем Оранг Асли (COAC). 25 июня 2014 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Ивонн Янг Ай Пэн (январь 2012 г.). «Будь голосом безмолвного Оранга Селетара» (PDF) . Информация Джохор Бар . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Шон Яп (4 августа 2011 г.). «Культурное наследие Селетара» . Звезда . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ К. Прагалат (30 июля 2013 г.). «Наши села не упомянуты в отчете ОВОС» . Свободная Малайзия сегодня. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Джеффри Бенджамин (2003). Племенные сообщества в малайском мире . Flipside Digital Content Company Inc. ISBN 9814517410 .
- ^ Мухриз Хазим. «Селетар и мидии» . Малайзия сейчас . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Зайхан Мохамед Юсоф (17 декабря 2014 г.). «Попался в рыбацкую колею» . Азия Один. Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Культурный центр Селетар» . Общество культуры и туризма «Селетар» . Проверено 17 ноября 2017 г.
