Кадазанский народ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2018 г. ) |
![]() Кадазанский мужчина и женщина в традиционных костюмах во время празднования Кааматана. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ( Сабах , Лабуан ) | |
Языки | |
Кадазан , Сабах малайский , стандартный малайский , английский | |
Религия | |
Христианство (большинство), ислам , момолианство | |
Родственные этнические группы | |
Кадазан-Дусун , Сино-Кадазан , Гамлет , австронезийские народы |
Кадазанцы проживающая — этническая группа, в штате Сабах в Малайзии . Они встречаются в основном в Пенампанге на западном побережье Сабаха, в прилегающих районах и в различных местах внутри страны.
В результате интеграции культуры и языка, а также политических инициатив был создан новый термин « Кадазан-Дусун », объединяющий две группы «Кадазан» и « Дусун ». Вместе они составляют самую крупную этническую группу в Сабахе. Кадазан-Дусун был признан Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) коренным народом Борнео с документально подтвержденным наследием с 2004 года. [ 1 ]
Происхождение термина «Кадазан»
[ редактировать ]провел обширное исследование Гундохинг Ричард Фрэнсис Тунгголу под названием « Происхождение и значение терминов «Кадазан» и «Дусун» . В статье подробно объясняется происхождение термина Кадазан.
Считается, что есть основания полагать, что этот термин использовался задолго до 1950-х годов. У боболианцев или бобохизанцев Борнео были опрошены, чтобы лучше понять истинное значение термина «Кадазан». По словам боболианца Лотуда, боболианца Одуна Бадина, термин «Кадазан» означает «народ земли». Бобохизан из Пенампанга, Гундохинг Дусия Муцзин, дал похожее значение слову «Кадазан» и повторил, что этот термин всегда использовался для обозначения «народа Земли».
Более ста лет назад Кадазанами правил Брунейский султанат; Кадазан или Кадаян (в Лотуде, Кимараганге, Ливане и т. д.) официально назывались Султанатом как «Оран Дусун», что буквально означает «люди фруктового сада» на малайском языке. В административном отношении султанат (или, точнее, сборщик налогов) называл кадазанцев «Оран Дусун», но на самом деле «Оран Дусун» были кадазанами. Отчет об этом факте был зафиксирован в ходе первой переписи населения, проведенной компанией Северного Борнео в Сабахе в 1881 году. Оуэн Раттер писал в 1927 году, что коренные жители, проживающие в Папаре, предпочитали называть себя кадазанцами. В административном отношении все кадазаны относились к категории дусунов. Только благодаря созданию KCA (Культурной ассоциации Кадазан) в 1960 году эта терминология была исправлена и заменена на «Кадазан». Когда Сабах, Саравак, Сингапур и Малайя образовали Федерацию Малайзии в 1963 году, в административном отношении все дусуны, родившиеся с тех пор, назывались кадазанами.
Первоначально в период с 1963 по 1984 год не было никаких конфликтов в отношении «Кадазан» как идентичности «Оран Дусун». снова разделение между Кадазаном и «Оран Дусун». Это было во многом успешным и стало предшественником падения правящей политической государственной партии Парти Берсату Сабах (PBS). Затем PBS через KCA ввела новый термин «Кадазандусун», обозначающий как «Оран Дусун», так и «Кадазан». Сегодня и Сингапур, и Малайзия признают эту этническую группу Кадазандусун.
Генетические исследования
[ редактировать ]Согласно исследованиям генотипических данных SNP по всему геному, проведенным исследовательской группой по генетике человека из Университета Малайзии в Сабахе (2018), [ 2 ] Северные борнео-душуны (сонсогон, рунгус, лингкабау и мурут) тесно связаны с аборигенами Тайваня (ами, атаял) и неавстро-меланезийскими филиппинцами (висаянами, тагалогами, илокано, минанубу).
Культура
[ редактировать ]
Культура Кадазан находится под сильным влиянием выращивания риса, кульминацией которого являются различные деликатесы и алкогольные напитки, приготовленные с помощью различных процессов домашнего брожения. Тоомис и линутау — основные варианты рисового вина, которые подают и употребляют в населенных пунктах Кадазана, а также являются основным продуктом общественных собраний и церемоний Кадазана.
Самый важный праздник кадазанцев — Кааматан , или праздник урожая, во время которого чествуют дух риса после годового урожая. Это происходит в мае, а два последних дня месяца являются праздничными днями на всей территории Сабаха. Самым знаменитым событием во время празднования является коронация Ундук Нгадау , королевы красоты праздника урожая. За этот титул соревнуются молодые женщины Кадазанского, Дусунского, Мурутского или Рунгусского происхождения из определенных районов. Конкурс красоты проводится в честь духа Хуминодуна, мифологического персонажа беспрецедентной красоты, который, как говорят, отдал свою жизнь в обмен на обильный урожай для своей общины.
В браке приданое выплачивается семье невесты, и между семьями жениха и невесты проводятся тщательно продуманные переговоры. В качестве традиционного жеста вежливости и вежливости приданое метафорически раскладывается спичками на плоской поверхности, и представители каждой стороны толкают и тянут палочки через границу, чтобы обозначить торг о приданом. Приданое традиционно состояло из водяных буйволов, свиней, мешков с рисом и даже урн с тапаем . Современные переговоры о приданом также включают в себя денежные средства и документы о праве собственности на землю. Приданое включает в себя расходы на свадьбу, а также любые дополнительные расходы сверх цены приданого, которые должна оплатить семья невесты. Женщины Кадазан из Пенампанга и женщины Дусун из округов Кенингау , Ранау и Туаран считаются обладателями самого дорогого приданого.
Хотя для кадазанцев традиционно принято заключать браки в пределах деревни или соседней деревни, снижение ксенофобии за последние несколько десятилетий облегчило трудности, когда-то связанные с межрасовыми браками. Из-за подавляющего христианского влияния и некоторых браков с супругами-мусульманами, приводящих к обязательному обращению в ислам, по-прежнему вызывает возмущение и неприятие и, как известно, яростно разделяет традиционных кадазан. В последнее время ислам стал восприниматься растущим меньшинством как средство достижения политических целей, учитывая тот факт, что местное малайское меньшинство в последние годы приобрело политическое влияние. Правящие малайские политические партии также открыто предоставляют политические и экономические привилегии кадазанцам, которые соглашаются принять ислам, а также другим кадазанцам-нехристианам. Обращение в ислам в контексте Малайзии также приводит к автоматическому обращению в малайский язык по закону этнической принадлежности (источник?). Возникший в результате демографический сдвиг в последние годы еще больше усугубил сокращение численности общины Кадазан-Дусун и, как следствие, усложнил ее усилия по сохранению наследия. (статистика?)
Кухня
[ редактировать ]
Традиционная кадазанская кухня включает в себя в основном варку или приготовление на гриле, при этом практически не используется масло, с уникальными для данной местности модификациями и нюансами, а также с особым использованием местных ингредиентов, особенно побегов бамбука , саго и пресноводной рыбы. От простых закусок из незрелого манго, заправленного соевым соусом и хлопьями чили, до разнообразных маринованных продуктов, известных под общим названием «полдень» , острый и острый вкус, обусловленный подкислителями или методами ферментации, является ключевой характеристикой традиционной кухни Кадазан. Одним из самых известных кадазанских блюд является хинава , которая по своей сути схожа с южноамериканским севиче .
Это салат, приготовленный из кусочков сырой рыбы, маринованных в соке цитрусовых, имбиря, лука и других ингредиентов, таких как горькая тыква и тертые сушеные семена бамбангана , которые по текстуре похожи на сушеные кокосовые ветки. Это блюдо иногда подают в некоторых ресторанах Сабахана, в которых нет традиционного кадазанского меню.
Еще одно популярное блюдо — пинасакан , который состоит из морской или пресноводной рыбы (обычно более мелких видов), приготовленной с бамбанганом (разновидность манго, встречающегося на Борнео) или такоб-акобом (очень терпкие сухофрукты). Плоды бамбангана . также едят во время еды в качестве закуски Его часто маринуют в полдень и украшают тертыми семенами бамбангана. Тухау — это ароматный местный корень, из которого часто готовят салат или консервируют с уксусом в качестве полдника .
Дикий кабан или бакас , приготовленный на углях, тушеный или даже приготовленный в полдень, очень популярен среди общины Кадазандусун и часто является незаменимым предметом на свадьбах и крупных собраниях. Среди сладостей — хиномпука , клейкий рисовый пирог, приготовленный на пару в банановых листьях и приправленный темным пальмовым сахаром. Жители Кадазана также известны лихингом — сладким вином, сваренным из клейкого риса и натуральных дрожжей.
На современную кухню Кадазан влияют китайская и малайская кухня, а также международные тенденции, и в ней часто использование традиционных ингредиентов интерпретируется по-новому. Например, бамбанган доступен со вкусом мороженого, а куриный суп или суп манук нансак миампай лихинг одинаково популярен как в китайской, так и в кадазанской общинах. Лихинг также используется в маринадах, местных вариантах самбала и даже в качестве ароматизатора для жареной лапши.
Музыка и танец
[ редактировать ]Кадазанцы также разработали свой собственный уникальный танец и музыку. Сумазау — это название танца между мужчиной и женщиной, исполняемого парами, а также группами пар, который обычно сопровождается симфонией бронзовых гонгов ручной работы, которые индивидуально называются тагунг . Церемониальное кольцо из тканевого пояса носят как мужчины, так и женщины. Сопровождение Сумазау . и гонга обычно исполняется во время радостных церемоний и торжеств, наиболее частыми из которых являются свадебные пиры Сомпотон — еще один музыкальный инструмент.

Кадазан имеет музыкальное наследие, состоящее из различных типов тагунг ансамблей с выступами/набалдашниками - ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов , которые действуют как гудение без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента. Используются также ансамбли кулинтанган – ансамбли с мелодическим инструментом горизонтального типа. [ 3 ] [ 4 ]
Покойная главная жрица Бобохизан Бианти Муцзин из Кг. Кандазон и Верховная Жрица Бобохизан Бинджулин Сигаюн из Кг. В период их расцвета с хунгабами консультировались по вопросам эволюции тагунга или гонгов и ритма ударов. Недавно были проведены консультации с ОКК Датуком Джинтолом Могутингом, бывшим главой местного населения Пенампанга, который был знатоком традиционной культуры и обычаев, и он дал аналогичное повествование легенды, которая использовалась на протяжении веков из поколения в поколение.
Было сказано, что после воскрешения Хуминодуна из первоначального Бамбаазона образ жизни общины Нунук Раганг , как они тогда были известны, начал улучшаться, поскольку появилось много еды. Далее легенда повествует, что дух Хуминодуна основал бобохизан, когда их обучали искусству обрядов, ритуальным практикам и церемониям, табу, традиционным культурам, включая искусство удара в гонг и танец Сумазау . Во времена цивилизации Нунук Раганг бобохизанцы научили людей придавать бамбуку разную длину, форму и размер и составили из него ансамбль из семи музыкальных инструментов, седьмым предметом которого был барабан ( ганданг ), который мы сегодня знаем как тонгкунгон . Тонгунгу и Тонунггак . Бобохизаны затем научили людей ритмическому ритму тагун , известному сегодня как магагунг , ботибас и дунсай . Другой музыкальный инструмент — Кулинтанган ; сродни ксилофону, исполнялся как аккомпанемент магагунгу .
В конце 18 века брунейские торговцы представили на Северном Борнео латунные гонги и изделия из латуни. Кадазанцы были очарованы этими новыми медными изделиями, поскольку считали, что медные изделия элегантны и мелодичны по звуку гонга. Затем они начали приобретать коллекции духовых инструментов этих времен как семейные реликвии, и гонги были составлены в типичный ансамбль из семи инструментов, чтобы заменить бамбуковые гонги. С тех пор удары и ритм гонга были улучшены для разнообразного использования. Удары гонга, сопровождающие любые ритуальные церемонии, обычно монотонны.
Что касается свадеб, торжеств и приемов для высокопоставленных лиц, ритм ударов гонга волнующий, мелодичный, живой и плавный. Иногда ритм гонга ботибаса исполняется как вариация. Во время похорон удары гонга Дунсай очень торжественны и грозны как символ уважения к умершим. Одинокий удар гонга с короткими интервалами использовался в качестве сигнала о чрезвычайных ситуациях, таких как пожар в доме, пропавшие без вести люди, заблудившиеся в джунглях или утонувшие. Однако лишь немногие жители Кадазана владеют навыками победы над тагунгами . Для приобретения опыта потребуется одна долгая практика.
Проблема в том, что современная кадазанская молодежь не склонна приобретать навыки игры на традиционных музыкальных инструментах. Таким образом, соревнования магагунг и соревнования Сумазау организуются на уровне деревни не только для того, чтобы отметить празднование Кааматана , но и для сохранения и развития культуры музыки и танца Кадазан. В конце концов, соревнования проводятся на районном уровне, где соревнования Сумазау оценивались по хореографии, а магагунг - по ударам гонга, ритму и темпу.
В начале 1900-х годов эти латунные изделия были ценными предметами и стали символом семейного достатка. Когда-то они пользовались большим спросом в качестве приданого для брака. Семьи, у которых их не было, сталкиваются с трудностями в удовлетворении требований о приданом и будут вынуждены искать эти предметы в другом месте перед свадьбой. Этот обычай до сих пор преобладает в некоторых районах. Примечательно, что во многих районах большая часть приданого конвертируется в наличные деньги. Что касается бадилов или канонов, медных изделий и особенно гонгов, то они стали бесценным и редким товаром. Обычный набор гонгов будет стоить около 10 000 ринггитов, а лучший набор с высококачественным звуком — около 15 000 ринггитов. Оригинальные гонги, хотя и известные в народе как латунные, не являются полностью латунными. На самом деле они изготовлены из композитов железа, латуни и меди для создания гладкого, реверберирующего и ксилофонического тона. Гонги, полностью изготовленные из латуни, не пользуются популярностью, поскольку производимый ими звук имеет плоский звуковой резонанс.
Кулинтанган или миниатюрные гонги состоят из девяти ансамблей, и по желанию их можно исполнять одновременно с гонгом, чтобы усилить музыку гонга. Гонги последнего типа полностью изготовлены из плоских листов железа, которые производятся в Кудате. Их обычно можно приобрести на рынке выходного дня или на Таму в Донгонгоне, Пенампанг, где каждый комплект будет стоить от 700 до 1500 ринггитов. Качество звука этих гонгов больше похоже на звон тарелок и пронзительные крики. Люди, которым интересно узнать, какие мелодии гонги самого высокого качества, могут посетить любые соревнования по магагунгу и сумазау во время Фестиваля урожая Кааматан с 30 по 31 мая в Культурной ассоциации Гонконга Кадазан Дусун (KDCA) в Пенампанге.
Религия
[ редактировать ]Большинство кадазанцев — христиане, в основном католики. [ 5 ] и некоторые протестанты . [ 6 ] Ислам также исповедует растущее меньшинство. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] До обращения в христианство и ислам доминирующей религией было момолианство , которое некоторые учёные приравнивают к анимизму.
Анимизм
[ редактировать ]
Анимизм был преобладающей религией до прибытия римско-католических миссионеров во время правления британской администрации Северного Борнео в 1880-х годах. Протестантское влияние обусловлено более поздним британским влиянием в 20 веке. Для древних Кадазан-Дусунов не существовало «религии», и для них это было просто своего рода отношения между видимым и невидимым.
Система верований Кадазан сосредоточена вокруг одного всемогущего божества по имени Кинорохинган. Выращивание риса является центром жизни Кадазана, поэтому вокруг выращивания риса отмечаются различные обряды и фестивали. Кааматан — самый узнаваемый праздник, приписываемый Кадазан-Дусун . Этот ежегодный фестиваль, по сути, является церемонией благодарения и в былые времена также служил для умилостивления духа риса Бамбаазона . Специальные ритуалы проводятся до и после каждого сбора урожая племенной жрицей или духовным медиумом, известным как Бобохизан .
Кроме того, большинство жителей Кадазан-Дусун верят, что духи их предков обитают на вершине горы Кинабалу. Кадазанцы называют эту гору Акинабалу , что состоит из двух слов «Аки», что означает «предки», и «Набалу» (или Набаху), что означает «гроб». В совокупности Акинабалу означает «обитель мертвых». Бобохизан каждый год проводит ритуал, чтобы умилостивить руководящий дух скакуна. Цель проведения таких ритуалов — умилостивить дух горы Кинабалу, а также духов предков. Религиозные церемонии понимаются как средство получения одобрения духа и его просьбы. их защита во время подъема. [ 10 ]
Сообщество Кадазан как ритуальный изолятор находится в постоянном взаимодействии с миром духов. Это включает в себя ряд жертвенных церемоний для создания сбалансированного ритуального состояния между Кадазаном и миром духов. Кадазанцы верят в четырех главных духов; Всемогущий Создатель ( Минамангун ), дух живого человека ( кодудуво ), призрачный дух мёртвого ( томбиво ) и злой дух ( огонь ).
Значение Бобохизана
[ редактировать ]о помощи Когда просят Бобохизан для лечения чьей-то продолжительной или тяжелой болезни, обычно вызывают жрицу. Бобохизан будет проинформирована самой последней информацией, которая даст ей хорошие знания в поиске причины болезни.
Бобохизан также может провести предварительные консультации с сусукуон или консультантами доброго духа. Прежде чем Бобохизан пойдет в дом больного на следующий день, ей сначала придется проконсультироваться со своим сусукуоном накануне вечером, чтобы найти наилучший возможный способ и определить правильные подношения, к которым она могла бы подойти во время церемонии исцеления. Тогда она узнает, понадобится ли в качестве жертвы курица, свинья или даже буйвол. Иногда может потребоваться всего лишь простая инаит для исцеления больных или молитва. Бобохизан должен выбрать несколько инаитов или молитв в зависимости от причины болезни. Основой является popo'ontong или sumuku , чтобы связаться с консультантами доброго духа для получения дальнейших указаний.
Бобохизан может перейти к любой из следующих или к другим формам молитв; поиск заблудившегося духа больного и подготовка к его возвращению домой, умилостивление злых духов, вызывающих болезнь человека, с помощью подношений, достижение стадии Рундукона [ 11 ] или находиться в трансе возможного диалога со злым духом, в котором жрица становится оракулом для общения, пытаясь узнать намерения злого духа. Это самое продолжительное представление Бобохизана, которое может длиться почти 24 часа.
Они также могут читать молитвы, чтобы «очистить мусор», наведенный в тело человека злым духом, излечить человека от воздействия черной магии и освободить больного от хватки или беспокойства мертвых. После лечения Бобохизаном в течение суток, а иногда и трёх дней не разрешается выходить из дома.
Чествование Бамбазона
[ редактировать ]Готовясь к церемонии, деревенская жрица тщательно отбирает стебли риса и связывает их перед началом сбора урожая. Эти стебли оставляют в поле, и их нельзя срезать или трогать до завершения сбора урожая. Отобранные стебли риса символизируют дух риса, то есть Бамбаазон . Как только урожай собран, эти стебли жрица срезает и относит в дом хозяина поля. Дух будет в доме. Магавау Затем произойдет , когда пади провеют и сложат в амбары.
Церемония Магавау
[ редактировать ]Церемония Магавау начинается сразу после захода солнца. Жрица и ее слуги сидят на полу в гостиной и начинают петь древние молитвы ( инааит ) Бамбаазону. Это продолжается и дальше, до поздней ночи. После этого жрица и служители встают и медленно кружат по гостиной, воспевая. Через некоторое время они начинают петь хвалебные песни Бамбаазону. На этом этапе мужчины присоединяются к кругу и поют вместе со жрицей и служителями. Во время пения они ритмично топают ногами по полу и через равные промежутки времени произносят впечатляющий «панкис», который является триумфальным криком кадазанцев. Эта церемония будет продолжаться до рассвета, когда будут готовы накормить Бамбаазон ферментированным рисом ( хабот ) с ингредиентами, похожими на тапай , приготовленными специально для Бамбаазона накануне вечером, и тапай . Церемония заканчивается весельем в знак благодарения. Бамбаазон остается в доме, охраняя рис в сарае до следующего посевного сезона, когда начинается еще одна церемония, известная как моногит выполняется, чтобы отвезти «ее» на рисовое поле.
Вот пример молитв или заклинаний:
Одои када кати ганганг арай
я буду ждать тебя
как убирать осень
одои кососодоп не могигинипи
косоу ку до победи Кито
здесь есть еда, здесь толпа
Я не знаю, что делать
до мамагаавау до паай дити
ду унсику ноди кака до Бамбаазон
до косуни вагу до'ун тисо
мы отправимся в небо?
Ом огуму ноди до памаканан токоу мантад до паай
Исторические верования
[ редактировать ]Предки современных кадазанцев были среди людей, мигрировавших с Тайваня. Их можно назвать тайваньскими аборигенами (формозцами). Исследование показало: «В течение следующей тысячи лет, до 1500 г. до н. э., австронезийцы распространились на юг через Филиппины, на Целебесы, Молуккские острова, северное Борнео и восточную Яву. Одна ветвь пошла на восток от молуккского острова Хальмахера около 1600 г. до н. э., чтобы колонизировать восточная Меланезия (1200 г. до н. э.) и Микронезия (500 г. до н. э.) Миграция продолжалась и в Полинезию к 0 г. н.э. на Гавайи и остров Пасхи к 500 году. Австронезийцы наконец достигли последней необитаемой земли на земле, Новой Зеландии, где-то около 1300 года». [ 12 ]
Существует противоположное мнение, что предки кадазанцев были выходцами из Юньнани. Если в этом есть доля правды, то возникает вопрос, мигрировали ли они сначала на Тайвань, а затем в более поздний период отправились на юг.
Открытие Томом и Барбарой Харриссонами в 1958 году «Глубокого черепа» Homo Sapiens возрастом 37 000 лет в пещерах Ниах в Бараме на территории современного Саравака побудило некоторых выдвинуть теорию миграции людей «из Борнео» в 1958 году. части Азии.
Эпоха Нунук Раганга
[ редактировать ]Доисторический Кадазан можно проследить до того времени, когда Нунук Раганг существовало дерево . В настоящее время он примерно расположен в Тампиасе, где встречаются две реки (Ливагу и Гелибанг) к востоку от Ранау и Тамбунана . Нунук — слово Дусун, обозначающее баньяновое дерево. Раганг также происходит от дусунского слова «араганг», что означает «красный». Нунук выглядит как гигантское мангровое дерево с сильно развитыми опорными стеблями и глубокими углублениями, которые служат хорошим естественным укрытием. Нунук Раганг, или «красный баньян», как рассказывали старики Виду Тамбунан, имел в окружности шесть вытянутых рук. По оценкам, верхняя часть его навеса могла укрыться под семью соединенными хижинами Кадазан-Дусун, размеры хижины которых составляют 12 на 20 футов. [ 13 ] Согласно местным верованиям, его многочисленные ветви и гигантская густая листва служили идеальным убежищем и средой обитания диких животных, птиц, насекомых и даже духов. Считалось, что из корней гигантского дерева вырабатывается красный латекс, имеющий большую лечебную ценность. Фактически, латекс Нунука до сих пор используется для лечения сыпи и других незначительных кожных заболеваний.
Решение об эвакуации из района Нунук Раганг из-за наступления миноритов на Нунук Раганг было принято на встрече бобохизанцев с народом. Лидеры договорились, что народу Тагахас (буквально «сильный») будет поручена роль арьергарда, в то время как другие немедленно покинут Нунук Раганг. Притоки рек стали для них главным ориентиром в направлении миграций. Направление миграции каждой группы определяется течением реки Ливагу. Бобохизан сказал, что, если бы Кадазан-Дусуны не покинули Нунук Раганг, их бы сегодня не существовало.
Кадазан и рунгус мигрировали из Нунук-Раганг через реку Лабук. Группировка Кадазана и Рунгуса позже прибыла в Темпасук, Кота Белуд через долину Марак-Парак. Именно здесь они приняли решение разделиться: одна группа направится в Матунггонг, Кудат, а другая - на западное побережье, особенно в Пенампанг и Папар. Первоначально поселение кадазанцев представляло собой местность с обильным зарослем мангровых зарослей («тангар-тангар»), предположительно это территория современного Белурана. Следовательно, их называют Тангара или Тангаа. Что касается Рунгус, то они достигли места, где, по описаниям, был белый песок («пирунгусан»), что объясняет, как Рунгус получили свой демоним.
Кадазан и Рунгус имеют сходство в своих языках, скорее всего, из-за близкого родства в Нунук Раганге. Заселяя Западное побережье, кадазанцы встретили брунейцев и других поселенцев. Происходила бартерная торговля, в ходе которой кадазанцы получали от брунейцев гонги, медные и серебряные изделия, ожерелья и браслеты.
PS Теория Шима
[ редактировать ]Согласно книге П.С. Шима «Жители внутренних районов Сабаха: до, во время и после Нунук Раганга», опубликованной в 2007 году, говорится, что предки Кадазандусунов происходили из Барама, Саравак, начиная с 1200 года.
PS Шим настаивал на том, что племя Кадазан заселило равнины Киманиса, Папар около 1220 года. Другая группа, идентифицирующая себя как племя Татана, поселилась в Бунду, Куала Пенью. Впоследствии большое количество кадазанцев мигрировали из Папара в Путатан-Пенампанг в 1800-х годах. В частности, первой группой была группа Тангаа. Вторая группа получила название «Бангкаакон», которое последовало впоследствии.
Между Тангаа и Бангкааконом произошла война, которая, как полагают, произошла где-то в Томбово, Путатан. Ссора была настолько серьезной, что группе Бангкаакона пришлось уйти и, следовательно, основать поселение в районе, известном сегодня как Мининтод, Инанам. [ 14 ]
Кадазан в народной сказке Рунгус
[ редактировать ]Согласно легендам, которые передаются из поколения в поколение, так называемый Момогун Рунгус был основан человеком, которого преследовали братья за то, что он обладал различными навыками. Он хорошо умел делать ловушки для животных и изготавливать оружие, которое тогда могло защитить его общину. Именно из-за его навыков его преследовали. За это он был наказан вместе со своей верной женой и людьми, изгнанием их в океан.
Корабли, на которые они сели, застряли на острове Борнео, поэтому они направились в Пампанг-Набалу в религиозных целях. Он называл себя «Усан-Усан», у которого не было семьи, поскольку его преследовали собственные братья и сестры.
Пока они были там, они были воскрешены религиозными духами после поклонения Лумаагу Набалу. Религиозные церемонии продолжали развиваться, поскольку они становились все более многолюдными. Религиозным деятелем, знатоком права, унаследовавшим обычаи Усан-Усана, был Аки Боболизан Гомбурон. По мере того, как толпа росла, они чувствовали, что необходимо, чтобы законы общества были опубликованы в соответствии с правилами Усан-Усана.
Аки Боболизан Гомбурон ввел в действие самый строгий Закон Гомбурона, согласно которому, если кто-то совершил прелюбодеяние, его утопили в воде, поместив в ловушку или «подгузник» рядом с большим камнем. Камень должен выбрать преступник. Если кто-то умышленно убил (кого-то или что-то), то этот человек тоже будет наказан.
Эти правила действовали до тех пор, пока Аки Боболизан Гурауманук не получил откровение от Лумаага Набалу об отмене Закона Гомбурона. Согласно откровению, любой грех можно искупить или заплатить забоем, который назывался «мангараха» (забой свинины). Все грехи, которые можно искупить убийством людей, должны быть искуплены через жертвоприношение скота. Эту задачу выполнил «Боболизан», что примерно означает «плательщик за грех и посредник, просящий прощения у Кинорингана». Значение слова «Боболизан» происходит от рунгусского слова «bwolzi», что означает «покупать». Свиней, которых использовали, чтобы получить благословение или попросить прощения у Кинорингана, нельзя называть «вогок/вогок» («свинья»), но их следует называть «бволзи». «Бвользи» относится к роли животного, приносимого в жертву, как искупителя, чтобы преступник мог получить новый дух после искупления греха.
Затем население Момогуна все больше и больше росло в эпоху Аки Нунук Раганга. Аки Нунук Раганг был самым известным боболизаном в развитии учения религии Лабус (анимизма). Прежде чем Аки Нунук Раганг скончался, Аки Боболизан Гурауманук получил сообщение от Лумаага Набалу. Это сообщение касалось нового правила, согласно которому три сына Аки Нунука Раганга должны переселиться куда-нибудь еще, потому что Лумааг Набалу сказал, что все реки, текущие с горы Кинабалу в море, принадлежат Момогуну. Поэтому внуки или потомки Момогуна должны выбрать высокое место, холм или самую высокую гору в любой местности, где они будут поселяться. Все реки, текущие к морю с самых высоких холмов, были местами, которые охранял дух Лумааг Набалу, приглашая его посредством церемонии, называемой Момуринаайт (упоминание семи имен главных духов, охранявших Момогун).
Учение Боболизана Гурауманука было развито Аки Нунуком Рагангом. Всю волю Аки Боболизана Гурауманука огласил Аки Нунук Раганг. Тремя сыновьями Аки Нунука Раганга были Аки Рунгсуд (предок Рунгус), Аки Лонгувай (предок Кадазан) и Аки Турумпок (предок всех племен Дусун).
Аки Нунук Раганг отправил своих сыновей Аки Рунгсуда (старшего сына) и Аки Лонгувая (второго сына) на побережье, завоевав Помпод Тана (Кудат, Кота Маруду и Питас), чтобы его не беспокоили вторжения Мизонвайга. Согласно сообщению, которое они получили через Рундукон (к которому обратился Лумааг, говоривший на непонятном языке), говорилось, что район встречи Рахат Котонобвон (море на западе) и Рахат Косилзахон (море на востоке) начал вторгаться посторонними ( пираты). Аки Нунук Раганг решил взять под свой контроль всю прибрежную территорию, чтобы обеспечить безопасность людей. Поэтому за безопасность побережья отвечали Аки Рунгсуд и Аки Лонгувай.
Аки Турумпок, как младший сын, считался Тандон Тонгкоб (наследовавший дом отца), в котором Аки Турумпок унаследовал дом своего отца. Тандон Тонгкоб до сих пор существует в обычаях народа Рунгус. «Тандон тонгкоб» означает «содержимое или обитатель, остающийся в комнате». Итак, Аки Турумпок был наследником Кг. Нунук Раганг и стал там лидером.
Вскоре Аки Нунук Раганг умер и был похоронен возле глубокого озера. Озеро расположено в нынешнем месте под названием Кампунг Тампиас в районе Лубук Сугут, Сандакан. Согласно легенде, через 40 дней после похорон Аки Нунук Раганга, в день церемонии «Монгупус», посреди могилы Аки Нунук Раганга выросла смоковница. Смоковница отличалась от других, потому что она была красной, и если поцарапать листья, из дерева вытекла человеческая кровь. Затем жители Аки Нунук Раганга поклонились этому дереву и назвали его Нунук Раганг, потому что считали, что это дерево было воплощением Аки Нунук Раганга.
Аки Рунгсуду удалось завоевать Помпод Тана, и их потомков стали называть Момогун Рунгус. Тем временем Аки Лонгувай боролся. Он не хотел покидать Нунук Раганг, поскольку его жена была на тяжелом сроке беременности, и они позже последуют за Аки Рунгсудом. Путешествие Аки Рунгсуда будет отмечено кукурунганом (куриными клетками) в качестве указателей. Это произошло потому, что на каждой вершине холма, через которую должен был пройти Аки Рунгсуд, требовалось приносить в жертву курицу, чтобы призвать духа-хранителя Борнео, Лумаага, и как провозглашение власти над территорией, через которую они прошли.
Когда Аки Лонгувай отслеживал маршрут своего брата, он ошибся в направлении. Все это произошло из-за одного маршрута, на котором было два пути, идущих в противоположных направлениях. Кукурунган , отмеченный Аки Рунгсудом на протяжении всего пути путешествия, к сожалению, был перемещен человеком с плохим намерением в ложное положение. В результате Аки Лонгувай заблудился, пытаясь выследить путь Аки Рунгсуда, пока они не достигли Пинампанга или района Пенампанга («Пинампанг», скорее всего, происходит от кадазанского/рунгусского слова «пампанг», что означает «большие камни»). Им не хватало еды, и они решили разбить здесь холм.
Спустя долгое время они не пришли к Помпод Тане. Аки Рунгсуд в конце концов узнал через Лумаага, что Аки Лонгувай пропал. Аки Рунгсуд поручил своим людям найти Аки Лонгувая, и, к счастью, они нашли Аки Лонгсуда в Пинампанге. Слуги Аки Рунгсуда пригласили Аки Лонгвая присоединиться к миссии в Помпод Тана, но Аки Лонгсуд отклонил приглашение. Это произошло потому, что Аки Лонгувай не хотел жить в условиях войны и находиться там в условиях чрезвычайного положения. Чтобы выполнить просьбу отца, Аки Нунук Раганг кодори (покойного), Аки Лонгувай пообещал прислать своего старшего сына Аки Булуна, который родился после того, как они вышли из Нунук Раганга. Аки Булун без кого-либо приехал в Помпод Тана, когда ему было 17 лет. Однако Аки Булуна сопровождали семь необычных собак с высоким иммунитетом, которые, как говорили, могли победить тигра.
Во время сеанса разделения Помпод Тана на определенные области Аки Булун и Аки Рунгсуд разделили территорию, обозначив границы с помощью метода, который заключался в том, насколько далеко можно было услышать звук гонга Аки Рунгсуда. Таким образом, внимательные наблюдатели в то время разбили лагерь на каждой вершине холма в районе Помпод Тана, чтобы услышать звуки гонга. Если звука гонга больше не было слышно, то в землю вонзали копье, называемое Бинорудан . Бинорудан представлял собой копье, использовавшееся прибрежными воинами, размером с весло яхты и среднего размера.
Сегодня потомки Аки Булуна известны как Рунгус Гонсомон, которые когда-то доминировали на восточном побережье Кудата. Если подробнее, язык Рунгуса Гонсомона почти такой же, как язык Кадазана. Из-за большого количества диалектов в этнической группе Кадазан-Дусун считается, что исходным языком, использовавшимся до разделения Аки Рунгсуда и Аки Лонгувая, был Момогун Рунгус. Поскольку колонизаторы первоначально колонизировали район Пенампанга, он получил раннее развитие с открытием в то время магазинов для интересов колониального бизнеса. По словам предков, народ Аки Лонгувай, поселившийся в районе «кедай-кедай» или магазинов, изначально был известен как народ Кадазан. В Рунгусе какадазан означает «магазины» или, по сути, город. Когда люди Аки Рунгсуд обращаются к людям Аки Лонгувай, они называют их тулун антад сид какадазан, что означает «люди из магазинов или более продвинутых мест».
Район Нунук-Раганг через некоторое время стал местом хаоса из-за того, что Аки Турумпок отказался от религиозных законов Лабуса (анимизма). Аки Турумпок, скорее всего, участвовал в соревновании магических сил, в результате чего район Нунук Раганг получил копизо (плохой знак). Что бы они ни делали, это приведет к раздорам и враждебности друг к другу. Это состояние закончилось распространением болезни, поскольку церемония мамаси не проводилась.
Язык
[ редактировать ]Диалект Кадазан заимствовал несколько заимствованных слов, особенно из других языков коренных народов северного Борнео, а также из малайского языка.
Использование языка сокращается из-за использования малайского языка федеральным правительством Малайзии и использования английского языка миссионерами, что было сделано с помощью метода языкового сдвига, вызванного работой как колониального, так и федерального правительства. Штат Сабах ввел политику, направленную на предотвращение этого упадка, который также происходит с другими родными языками Сабаха. Это включало политику использования кадазана и других языков коренных народов в государственных школах. Также были предприняты усилия, чтобы позволить языку стать официальным в штате.
В более раннем отчете ЮНЕСКО за 2005 год язык Кадазан-Дусун был классифицирован как язык, находящийся под угрозой исчезновения, на котором говорят всего 300 000 человек. Этот язык, по-видимому, присоединился к 7000 других языков во всем мире, которым грозит исчезновение. [ 15 ] С другой стороны, Датук Филип Ласимбанг, председатель совета директоров Языкового фонда Кадазандусун (KLF), заявил, что язык Кадазандусун никогда не исчезнет, потому что он вошел в нашу систему образования, формализован и институционализирован. [ 16 ]
Сходства между языками кадазан и дусун достаточно, чтобы носители этих двух языков легко понимали друг друга. Короче говоря, наиболее заметным различием между этими двумя языками являются различия в их фонематических схемах.
Объединение
[ редактировать ]В настоящее время кадазанцы связаны с другим подобным коренным племенем, дусунами и различными другими коренными народами, под общим термином Кадазан-Дусун . Официально это признано результатом политических махинаций, в частности резолюцией 5-й Конференции делегатов ККА (Культурная ассоциация Кадазан, которая затем была переименована в Культурную ассоциацию Кадазан-Дусун (КДКА)) состоявшейся 4-5 ноября 1989 года. Было решено как лучший альтернативный подход к разрешению кризиса идентичности «Кадазан» или «Дусун», который нанес вред и препятствовал росту и развитию многоэтнического сообщества Кадазан-Дусун в социально-культурном, экономическом и политическом плане – с тех пор, как настроения Кадазан против Дусуна были политизированная в начале 1960-х гг.
Кадазанцы и дусуны имеют некоторое сходство в языке и культуре, хотя и с различиями в диалекте. Многие считают их традиционное географическое влияние основным различием между двумя этническими группами. плоских долин Кадазанцы - в основном жители дельт , благоприятствующих сельскому хозяйству на рисовых полях , в то время как дусуны традиционно являются жителями холмистых и горных регионов, характерных для внутренних районов Сабаха.
Статус коренного населения
[ редактировать ]Будучи коренными жителями штата Сабах и частью Малайзии, кадазаны наделены теми же политическими, образовательными и экономическими правами, что и преобладающее малайское население Малайзии. Приписываемый этому термин — Бумипутра (от санскрита Бхумипутра ), малайское слово, которое переводится как «Сыны Земли».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Язык: Кадазандусун, Малайзия . Канал Дискавери. 2004 . Проверено 16 марта 2022 г. - через ЮНЕСКО .
- ^ Да, Чи Вэй; Хок, Мохд Захирул; Пью-Китинган, Жаклин; и др. (2018). «Генетическая связь коренных этнических групп Северного Борнео с соседним населением Юго-Восточной Азии, как следует из полногеномных данных SNP» (PDF) . Анналы генетики человека . 82 (4): 216–226. дои : 10.1111/ahg.12246 . ПМИД 29521412 . S2CID 3780230 .
- ^ Меркурио, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин» . PnoyAndTheCity: Центр Кулинтанга – дом для пасикингов . Проверено 25 февраля 2006 г.
- ^ Матуски, Патрисия (1985). «Введение в основные инструменты и формы традиционной малайской музыки». Азиатская музыка . 16 (2): 121–182. дои : 10.2307/833774 . JSTOR 833774 .
- ^ «Оценка кадазанцев в Малайзии» . МАР . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года.
- ^ Кепинг, Элизабет (2004). Документ о миссии в Кадазане, штат Сабах, Малайзия . Конференция IAMS 2004 (Аннотация). Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
- ^ «Голоса Земли» . Наша Планета . Архивировано из оригинала 29 мая 2017 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Все больше иностранцев в Брунее принимают ислам» . BruDirect.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ geocities.com https://archive.today/20240524153734/https://www.webcitation.org/5kntkumGi?url=http://www.geocities.com/nunusaku/mkini180504.htm . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Кристи Биддер; Сильверина Анабель Кибат; Сайра Сайен (2014). «Гора Кинабалу: Священная эмблема первого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО на Борнео» . Туризм, отдых и глобальные изменения . 1 : ТОС-1–ТОС-9. Архивировано из оригинала 28 сентября 2018 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Кадазандусун Бытие» . Культурная ассоциация Кадазан Дусун Сабах (KDCA) . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Австронезийская экспансия – Тайвань, 4000 г. до н. э.» . сайты.ualberta.ca . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «Фольклор Сабаха, легенды и суеверия» . Культурная ассоциация Кадазандусун, Сабах . Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Хронология истории Кадазана» . KadazanHomeland.com . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 15 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Ричард А. Гонтусан (1 октября 2017 г.). «Языковая дилемма Кадазан-Дусун» . Дейли Экспресс Получено 1 октября.
- ^ «Кадазанский язык не вымрет: KDF» . Ежедневный экспресс . 16 октября 2016 г. Проверено 15 марта 2022 г.