Малайзийские малайцы
Малайзийские малайцы ملايو مليسياМалая Малайзия | |
---|---|
![]() Малайские дети играют в Тарик Упих Пинанг , традиционную игру, в которой нужно перетаскивать пальмовую ветвь. | |
Общая численность населения | |
17,610,458 57,9% населения Малайзии (2023 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
малайский | |
Религия | |
![]() | |
Родственные этнические группы | |
Малазийские малайцы ( малайский : Orang Melayu Malaysia , Jawi : ملايو مليسيا ) — малазийцы малайского происхождения , чья родословная полностью или частично происходит из малайского мира . По оценкам населения на 2023 год, малайзийские малайцы с общей численностью населения в 17,6 миллиона человек составляют 57,9% населения Малайзии, крупнейшей этнической группы в стране. Их можно разделить на две основные категории; Анак Джати (коренные малайцы или местные малайцы) и Анак Даганг (торговые малайцы или иностранные малайцы). [2] [3]
Анак Джати или коренные малайцы состоят из тех людей, которые придерживаются малайской культуры, произрастающей в прибрежных районах Малайского полуострова и Борнео. [3] Среди известных групп - брунейцы , кедаханцы , келантанцы , пахангиты , перакианцы , саравакцы и теренггануанцы . С другой стороны, Анак Даганг или иностранные малайцы состоят из потомков иммигрантов из других частей Малайского архипелага , которые стали гражданами малайских султанатов были поглощены и ассимилированы и в разное время малайской культурой, чему способствовало сходство образа жизни и общих черт. религия.
Иностранные малайцы имеют ачехское , банджарское , бугинское , яванское , мандаилингское и минангкабауское происхождение, пришедшее из Индонезии . [4] [5] Некоторые иностранные малайцы также могут быть выходцами из других частей Юго-Восточной Азии, включая чамов Индокитая, кокосовых малайцев с австралийских Кокосовых островов (Килинг), а также малайцев Патани на юге Таиланда. Существует также меньшинство малайцев, частично происходящее от недавних иммигрантов из многих других стран, ассимилированных с малайской мусульманской культурой .
Определение малайца
[ редактировать ]Отождествление малайского языка с исламом берет свое начало в 15 веке, когда энергичный дух малайской идентичности был развит и передан во времена султаната Малакка . общие окончательные признаки малайцев , Считается, что в эту эпоху были обнародованы что привело к этногенезу малайцев как основной этнорелигиозной группы в регионе. В литературе, архитектуре, кулинарных традициях, традиционной одежде, исполнительском искусстве, боевых искусствах и традициях королевского двора Малакка установила стандарты, которым подражали более поздние малайские султанаты. [6] [7] Сегодня наиболее общепринятые элементы малайского происхождения – малайские правители , малайский язык и культура, а также ислам – институционализированы в обеих странах с малайским большинством, Брунее и Малайзии . [8] [9] [10] [11] Будучи все еще полностью функционирующим малайским султанатом, Бруней провозгласил малайскую исламскую монархию своей национальной философией. [12] В Малайзии, где сохраняется суверенитет отдельных малайских султанатов и позиции ислама, малайская идентичность определена в статье 160 Конституции Малайзии .
Статья 160 определяет малайца как человека, рожденного от гражданина Малайзии , который называет себя мусульманином , обычно говорит на малайском языке , придерживается малайских обычаев и проживает в Малайзии, Сингапуре или Брунее . Это определение воспринимается некоторыми авторами как достаточно широкое, чтобы включать людей самого разного этнического происхождения, которых в основном можно определить как «малайзийских мусульман», и поэтому оно отличается от антропологического понимания того, что представляет собой этнический малайец . [13] Однако в Малайзии существуют мусульманские общины с самобытной культурой и разговорными языками, которые по конституции нельзя отнести к малайским. К ним относятся мусульманские общины, которые не полностью приняли малайский язык, например тамильские мусульмане и китайские мусульмане .
Это конституционное определение прочно закрепило историческую малайскую этнорелигиозную идентичность в правовой системе Малайзии. [13] где было высказано предположение, что малайец не может принять ислам, как это показано в решении Федерального суда по делу Лины Джой . [14] По состоянию на 2023 год малайцы составляли 57,9% населения Малайзии (включая выходцев из Малайзии или иностранцев малайского происхождения).
История
[ редактировать ]
Малайский мир , дом различных малайских австронезийских племен со времен последнего ледникового периода (около 15 000–10 000 лет до н. э.), демонстрирует удивительные этнические, языковые и культурные различия. [15] Местная анимистическая система верований , которая использовала концепцию семангата ( духа ) во всех природных объектах, преобладала среди древних малайских племен до прихода дхармических религий . [16] Глубоко в устье реки Мербок лежит множество исторических реликвий, которые обнажили несколько церемониальных и религиозных архитектурных сооружений, посвященных поклонению солнцу и горам. [17] [18] [19] В зените своего развития это массивное поселение растянулось на тысячу километров в ширину и доминировало на северных равнинах Малайского полуострова . [17] [18] В современных источниках этот район известен как затерянный город Сунгай Бату . Основанный в 535 году до нашей эры, он является старейшим свидетельством цивилизации Юго -Восточной Азии и потенциальным прародителем королевства Кедах Туа . Помимо Сунгай-Бату, прибрежные районы Малайского полуострова также стали свидетелями развития других последующих древних городских поселений и региональных политий, движимых преимущественно космополитическим аграрным обществом, процветающим квалифицированным мастерством, многонациональными торговцами и иностранными экспатриантами. упоминаются имена Акола, Пань Пань , Тун-Сунь, Цзе-ча , Чи-ту , Похуан , Лан-я-сю В китайских записях среди немногих . В пятом веке нашей эры эти поселения превратились в суверенные города-государства , коллективно созданные за счет активного участия в международной торговой сети и размещения дипломатических посольств Китая и Индии. [17] [18] этих небольших, процветающих морских торговых государств полуострова стали частью мандалы Шривиджайи Между VII и XIII веками многие из . [20]

Исламская вера пришла на берега Малайского полуострова примерно в 12 веке. [21] Самым ранним археологическим свидетельством ислама является Камень с надписью Теренггану, датируемый 14 веком. [22] К 15 веку султанат Малакка , гегемония которого распространялась на большую часть западного Малайского архипелага , стал центром исламизации на востоке. Исламизация привела к возникновению этнорелигиозной идентичности в Малакке, и термин «мелайу» затем стал казаться взаимозаменяемым с мелакцами, особенно при описании культурных предпочтений мелакцев по отношению к иностранцам. [6] Принято считать, что малайизация усилилась в районе Малаккского пролива после территориальной и коммерческой экспансии султаната в середине 15 века. [23] В 1511 году столица Мелаканы попала в руки португальских конкистадоров . Однако султанат оставался институциональным прототипом: парадигмой государственного управления и культурной точкой отсчета для таких государств-преемников, как Джохор , Перак и Паханг . [24] В ту же эпоху султанаты Кедах , Келантан и Патани господствовали в северной части Малайского полуострова. За Южно-Китайским морем Брунейская империя стала самым могущественным государством на Борнео и достигла своего золотого века в середине 16-го века, когда она контролировала земли на юге, до современного Кучинга в Сараваке , и на севере в направлении Филиппинского архипелага . [25] К 18 веку поселенцы Минангкабау и Бугис основали вождество Негери-Сембилан и султанат Селангор соответственно.

Исторически малайские государства полуострова имели враждебные отношения с сиамцами . Сама Малака вела две войны с сиамцами, в то время как северные малайские штаты на протяжении веков периодически находились под сиамским доминированием. С 1771 года Королевство Сиам при династии Чакри аннексировало Патани и Кедах . Между 1808 и 1813 годами сиамцы разделили Патани на более мелкие государства, а в 1839 году отделили Сетул , Лангу, Кубанг Пасу и Перлис от Кедаха. [28] [29] В 1786 году остров Пенанг был сдан в аренду Ост-Индской компании компанией Кедах в обмен на военную помощь против сиамцев. В 1819 году компания также приобрела Сингапур у Джохорской империи , позже, в 1824 году, голландскую Малакку у голландцев, а в 1874 году — Диндингс у Перака. Все эти торговые посты в 1826 году были официально известны как Стрейтс-Сетлментс и стали коронной колонией Британской империи. 1867 году. Британское вмешательство в дела малайских государств было оформлено в 1895 году, когда малайские правители Селангора Паханга , в , Перака и Негери-Сембилана приняли британских резидентов и образовали Федеративные малайские штаты . В 1909 году Кедах , Келантан , Теренггану и Перлис были переданы Сиамом британцам. Эти штаты вместе с Джохором позже стали известны как Нефедеративные малайские штаты . Во время Второй мировой войны все эти британские владения и протектораты, известные под общим названием Британская Малайя, были оккупированы Японской империей .
Малайский национализм , развившийся в начале 1900-х годов, имел скорее культурный, чем политический характер. Дискуссии о «малайской нации» были сосредоточены на вопросах идентичности и различий с точки зрения обычаев, религии и языка, а не на политике. Дебаты вокруг перехода сосредоточились на вопросе о том, кого можно назвать настоящим малайцем, и трения привели к появлению различных фракций среди малайских националистов. [30] Левые из Кесатуан Мелайу Муда были одними из первых, кто выступил с идеалом Республики Великой Индонезии как панмалайской идентичности . [31] Версия малайцев, предложенная этой группой, во многом была смоделирована на восточной концепции малайской расы , которая выходит за рамки религиозных границ и лишена роли монархии. [32] Еще одна попытка дать новое определение малайству была предпринята коалицией левых политических партий, AMCJA , которая предложила термин «мелайу» в качестве демонима или гражданства независимой Малайи. После вооруженного восстания, начатого Коммунистической партией Малайзии , деятельность большинства левых организаций прекратилась после объявления чрезвычайного положения в Малайзии в 1948 году, которое стало свидетелем крупных чисток, проведенных британским колониальным правительством. [31] Такое развитие событий дало возможность умеренным и традиционалистским фракциям закрепиться в борьбе за независимость Малайи. [33] Консерваторы во главе с Объединенной малайской национальной организацией , которая яростно пропагандировала малайский язык, ислам и малайскую монархию как ключевые столпы малайства , получили народную поддержку не только со стороны основного малайского населения, но и со стороны правителей Конференции правителей . Массовые протесты этой группы против Малайского союза , проекта унитарного государства, вынудили британцев принять альтернативный федералистский порядок, известный как Малайская Федерация . [15] Позже в 1963 году федерация была преобразована в Малайзию.
Язык
[ редактировать ]
Малайский язык является национальным языком и наиболее распространенным языком в Малайзии, где, по оценкам, проживает 20 процентов всех носителей малайского языка. [34] В соответствии с политикой федерального правительства используется терминология Bahasa Malaysia (буквально «малазийский язык»). [35] но в федеральной конституции официальный язык по-прежнему называется бахаса мелайу (буквально «малайский язык»). [36] Закон о национальном языке 1967 года определяет латинский алфавит (руми) в качестве официального алфавита национального языка, но разрешает использование традиционного алфавита джави . [37] Джави до сих пор используется в официальных документах государственных исламских религиозных ведомств и советов, на дорожных и строительных знаках, а также преподается в начальных и религиозных школах.
На малайском также говорят в Брунее , Индонезии , Сингапуре , Восточном Тиморе , а также в Таиланде и на австралийских Кокосовых островах и островах Рождества. Общее количество говорящих на стандартном малайском языке составляет около 60 миллионов. [38] Также около 198 миллионов человек говорят на индонезийском языке , который является разновидностью малайского языка. [39] Стандартный малайский язык отличается от индонезийского по ряду причин, наиболее яркими из которых являются словарный запас, произношение и правописание. Менее очевидные различия присутствуют в грамматике. Эти различия редко являются препятствием для эффективного общения между носителями индонезийского и малайского языков, но их, безусловно, достаточно, чтобы вызывать случайные недоразумения, обычно связанные с различиями в сленге или диалектах.
Малайский язык получил широкое распространение как лингва франка султаната Малакка (1402–1511). В этот период язык быстро развивался под влиянием исламской литературы. Развитие изменило природу языка за счет массового внедрения арабского и санскритского словарного запаса, получившего название «Классический малайский» . При Малакке язык превратился в форму, узнаваемую носителями современного малайского языка. Когда суд принял решение о создании Джохорского султаната , он продолжал использовать классический язык; он стал настолько ассоциироваться с голландским Риау и британским Джохором, что часто предполагается, что малайский язык Риау близок к классическому языку. Однако нет никакой связи между мелаканским малайским языком, используемым на Риау, и разговорным языком Риау. [40]
Варианты малайского языка в Малайзии различались в зависимости от штата, района или даже деревни. Диалект Мелака-Джохор, благодаря своей известности в прошлом, стал стандартной речью среди малайцев в Брунее, Малайзии и Сингапуре. Существуют также хорошо известные варианты малайских языков , которые в основном непонятны носителям стандартного малайского языка, включая келантанский , теренггануанский , пахангитский , кедаханский (включая перлисский и пенангитский), перакский , негери-сембиланский , саравакский и брунейский (включая брунейский пиджин сабах). малайский ).
Культура
[ редактировать ]Среднее малайское население Малайи по штатам, 1911-1947 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Итого: 1826307
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Малайская перепись населения. [42] [43] [44] |
В Малайзии конституция штата наделила малайских правителей полномочиями глав ислама и малайских обычаев в своем штате. Государственные советы, известные как Меджлис Агама Ислам дан Адат Истиадат Мелаю (Совет ислама и малайских обычаев), несут ответственность за консультирование правителей, а также за регулирование как исламских дел, так и малайского адата . [45] [46] Судопроизводство по вопросам, касающимся исламских дел и малайского адата, осуществляется в шариатском суде . Среди многих малайских подгрупп существует значительное генетическое, языковое, культурное и социальное разнообразие в результате сотен лет иммиграции и ассимиляции различных региональных этнических групп и племен в Юго-Восточной Азии .
Малайские культуры ведут свое происхождение от первых поселенцев, которые состоят в основном как из различных малайскоязычных , австронезийцев так и из различных австроазиатских племен. [47] Примерно в начале нашей эры дхармические религии были представлены в регионе, где они процветали с основанием многих древних морских торговых государств в прибрежных районах Малайского полуострова и Борнео. [48] [49] Большая часть культурных идентичностей, происходящих из этих древних государств, сохранилась среди жителей восточного побережья ( келантанцы , теренггануанцы , пахангиты ), северян ( кедаханцы и перакианцы ) и борнейцев ( брунейцы и сараваки ). [2]
В традиционной культуре малайзийских малайцев в значительной степени преобладает коренная малайская культура, смешанная с множеством иностранных влияний. В отличие от других региональных малайцев, южные малайцы (селангорцы, негери-сембиланцы, мелакцы и джохорцы) демонстрируют культурное наследие султаната Малакка . общие определяющие признаки малайства – религия ислам , малайский язык и малайский адат . Считается, что в регионе были распространены [50] Этот регион также демонстрирует влияние других частей Малайского архипелага из-за массовой миграции в 17 веке. Среди первых групп были минангкабау, обосновавшиеся в Негери-Сембилане , бугинцы , сформировавшие султанат Селангор и проживавшие в большом количестве в Джохоре .
Развитие многих малайских мусульманских центров в регионе побудило многих немалайских коренных жителей, таких как даяки , оранг-асли и оранг-лаут , принять малайский язык, приняв ислам, подражая малайской речи и их одежде. [51] На протяжении всей своей истории малайцы были известны как прибрежное торговое сообщество с меняющимися культурными особенностями. [52] [53] Они впитали , разделили и передали многочисленные культурные особенности других иностранных этнических групп. Культурное слияние местной малайской культуры с другими иностранными культурами также привело к этнокультурному развитию родственных арабских перанаканских культур , Баба Ньонья , Четти Мелака , Джави Пекан , Кристанг , Сам-сам и пенджабской перанаканской культур. [54]
Сегодня у некоторых малайцев есть недавние предки из других частей морской Юго-Восточной Азии , которых называют анак даганг («торговцы») или иностранные малайцы, которые ассимилировались с малайской культурой. Другое значительное население иностранных малайцев также включает ачехцев в Кедахе , банджаресцев и мандайлингов в Пераке , малайцев Чамса и Патани в Келантане и Теренггану , а также малайцев Кокоса в Сабахе. В период с 19 по начало 20 века значительное количество иммигрантов с Явы и Суматры прибыло в Малайю в качестве торговцев, поселенцев и наемных рабочих. Британская перепись 1911 по 1931 годы показывает, что многие иммигранты сконцентрировались на западном побережье Малайского полуострова и в основном преобладали этнические яванцы . [55] Процесс адаптации и ассимиляции, осуществленный этими этническими группами, позже породил новые малайские общины, которые до сегодняшнего дня сохраняют тесную связь со своими культурными корнями на Яве и Суматре. [56]
В 1971 году правительство создало «Национальную культурную политику», определяющую малазийскую культуру . Три принципа Национальной культурной политики: Культура Малайзии должна быть основана на местной культуре региона, то есть на малайской культуре, во-вторых, она может включать в себя подходящие элементы других культур, и, наконец, ислам должен играть в ней определенную роль. [57] Большая часть малайзийской культуры демонстрирует сильное влияние малайской культуры, пример можно увидеть в системе верований, согласно которой практика поклонения святыне Керамат , распространенная среди малазийских китайцев , берет свое начало из малайской культуры. Другое малайское культурное влияние также можно увидеть в традиционной одежде, кухне, литературе, музыке, искусстве и архитектуре. Традиционная малайская одежда различается в разных регионах, но наиболее популярными в наши дни являются Баджу Курунг и Баджу Кебая (для женщин) и Баджу Мелаю (для мужчин), которые признаны национальной одеждой Малайзии . [58]
Многие другие малайские культурные наследия считаются национальным достоянием Малайзии, включая Мак Йонг , Донданг Саян , Силат , Пантун , Сонгкет , Мек Мулунг , Крис , Ваянг Кулит , Батик , Пинас и Гамелан . [59] Классическая малайская литературная традиция , процветавшая с 15 в., и различные жанры малайского фольклора также составляют основу современной малайской литературы и фольклора . Музыкальная сцена Малайзии также стала свидетелем сильного влияния малайской традиционной музыки. Одним из особенно важных стало появление Irama Malaysia («Малайзийский бит»), типа малазийской поп-музыки, который сочетал в себе малайский социальный танец и синкретическую музыку, такую как Асли, Инанг , Джогет , Запин , Газаль , Бонгай , Дикир Барат , Бориа , Керонконг. и Родат . [60]
Демография
[ редактировать ]Малайзия
[ редактировать ]Малайцы составляют большинство этнических групп в Малайзии. В каждом штате численность малайцев составляет от примерно 40% до более 90%, за исключением Сабаха и Саравака , которые являются единственными штатами, где малайцы составляют менее 30%. Приведенные ниже цифры взяты из переписи населения 2023 года и данных за 2020 год. Численность населения также указана в процентах от общей численности населения штата, включая неграждан.
Состояние | Население | |||
---|---|---|---|---|
2023 [61] | 2020 [61] | |||
Джохор | 2,232,586 | 59.3% | 2,158,943 | 58.5% |
Кедах | 1,680,759 | 80.5% | 1,624,366 | 79.7% |
Келантан | 1,735,521 | 95.5% | 1,671,097 | 95.1% |
Куала-Лумпур | 846,564 | 47.4% | 824,770 | 46.5% |
Лабуан | 35,302 | 40.3% | 23,604 | 28.0% |
Малакка | 676,657 | 71.4% | 653,817 | 70.5% |
Негери Сембилан | 719,965 | 62.2% | 692,906 | 61.2% |
Паханг | 1,174,143 | 75.6% | 1,134,900 | 75.0% |
серебро | 1,408,982 | 58.7% | 1,359,760 | 57.7% |
Пенанг | 727,733 | 45.1% | 707,155 | 44.2% |
Перлис | 250,826 | 88.6% | 245,358 | 88.1% |
Путраджайя | 110,400 | 96.0% | 101,824 | 95.7% |
утро | 320,760 | 12.0% | 237,355 | 9.1% |
Саравак | 597,744 | 25.2% | 575,114 | 24.7% |
Селангор | 3,955,601 | 60.1% | 3,806,796 | 59.2% |
Теренггану | 1,144,450 | 97.4% | 1,090,433 | 97.1% |
Всего Малайзия | 17,610,458 | 57.9% | 16,901,578 | 56.8% |
Диаспора
[ редактировать ]Существует сообщество малазийских малайцев, составляющих 20% от общей численности населения внешней австралийской территории острова Рождества . [62]
Подгруппы Анак Джати
[ редактировать ]Группы Анак Джати состоят из всех малайских подгрупп, обитающих на Малайском полуострове и в прибрежных районах Сабаха и Саравака. Ниже приведены основные подгруппы.
Этническая группа | Язык | Родные места | Область |
---|---|---|---|
Брунейские малайцы | Бруней Малайский | Саравак ( Мири , Лавас и Лимбанг ), Сабах ( Сипитанг , Бофорт , Куала-Пенью , Папар , Кота-Кинабалу ), Лабуан | Прибрежный Борнео |
Малайский магазин | Кедах малайский | Кедах , Перлис , Пенанг и Северный Перак | Северный Малайский полуостров |
Келантанские малайцы | Келантан-Паттани малайский | Келантан и значительные группы населения в Южном Таиланде , Герик районе в Пераке и Бесут районе в Теренггану. | Восточное побережье Малайского полуострова |
Паханг малайцы | Паханг малайский | Паханг | Восточное побережье Малайского полуострова |
Малайская Ассамблея | Малайское серебро | серебро | Северный Малайский полуостров |
Саравак малайцы | Малайский Саравак | Саравак | Прибрежный Борнео |
Теренгганан малайцы | Теренггану малайский | Теренггану и значительные популяции в Джохоре ( Мерсинг ) и Паханге ( Куантан и Ромпин ) | Восточное побережье Малайского полуострова |
Подгруппы торговцев
[ редактировать ]Помимо Анак Джати или коренных малайцев, в Малайзии есть малайские общины, имеющие полное или частичное происхождение от других этнических групп Приморской Юго-Восточной Азии . Сообщества, называемые Анак Даганг , или торговцы, или иностранные малайцы, являются потомками иммигрантов различных этнических групп, таких как ачехцы , банджарцы , бойанцы , бугисы , чамы , яванцы , минангкабау и таусуги , которые эффективно ассимилировались с местной малайской культурой . [63] [64]
С 17 века наемники и торговцы Буги участвовали как в коммерческих, так и в политических предприятиях в малайских султанатах, позже основав свои основные поселения в устьях Кланга и Селангора . Другим случаем внутренних движений была миграция народов Минангкабау в Негери-Сембилан . В результате смешанных браков между иммигрантами Минангкабау и коренными протомалайскими народами Темуан возникла малайская община в Негери-Сембилане, которая широко приняла местное обычное право или Адат Бенар и традиционную политическую организацию. [65] Помимо того, что более ранние перемещения народов, охватывающие Малайский полуостров, описываются как двусторонние по своей природе, их можно охарактеризовать как небольшие по масштабам, без каких-либо других свидетельств массовой миграции, вызвавшей значительные демографические изменения. [66]
В 19 веке рост прибытия индонезийцев совпал с консолидацией британского влияния в Малайе . [67] Это был период бурного экономического роста, когда экономические центры в Стрейтс-Сетлментс и соседних с ними штатах западного побережья центральной и южной Малайи стали основным пунктом назначения иммигрантов. [68] В 1824 году британская администрация впервые начала подсчитывать индонезийское иммигрантское население в Стрейтс-Сетлментс. [69] К 1871 году индонезийское население в Стрейтс-Сетлментс составляло 12 143 человека, в основном их можно было найти в Сингапуре , при этом яванцы были самой многочисленной этнической группой. [70] Несмотря на это, индонезийское население было значительно небольшим, и его рост был медленным по сравнению с китайским населением. [68] В 1891 году территория переписи начала распространяться на Малайские Федеративные Штаты , и всего было зарегистрировано 20 307 индонезийцев. [71] В то же время штат Джохор под руководством Теменггонга Даенг Ибрагима (1841–1855) поощрял миграцию поместных рабочих с Явы для работы в сельскохозяйственном секторе штата. [72] Такая политика была продолжена при правлении его сына Абу Бакара . В результате в ходе первой общемалайской переписи населения 1911 года в Джохоре было зарегистрировано самое большое индонезийское население - 37 000 человек. [73] из 117 600 индонезийцев в Малайе. [74]
Между переписями 1911 и 1957 годов индонезийское население Малайи составляло от 8,6% до 14,5% от общей численности малайцев. [75] численно уступают коренным малайцам полуострова в северных и восточных штатах. [76] В отдельных штатах в период 1911—1957 годов индонезийское население превысило 50% от общей численности малайцев только в 1931 году, в Джохоре. [76] После 1957 года из-за более строгого государственного контроля за передвижением индонезийцев в Малайю маловероятно, чтобы в прошлом в Малайе можно было увидеть подобную иммиграционную модель. [77] Из-за их относительно небольшой численности населения и их тесных и прочных культурных и этнических связей с коренными малайцами в течение десятилетий большинство этих индонезийских иммигрантов были эффективно ассимилированы с малайской идентичностью . [63] [64] [78]
В более позднее время, во время войны во Вьетнаме , значительное количество чамов мигрировало на полуостров Малайзия предоставило им убежище , где правительство Малайзии из сочувствия к собратьям-мусульманам; большинство из них также ассимилировались с малайской культурой. [79]
Состояние | Малайя: Процент индонезийцев от общей численности малайского населения, [80] 1911-1957 [75] | ||||
---|---|---|---|---|---|
1911 | 1921 | 1931 | 1947 | 1957 | |
Сингапур | 42.4 | 39.9 | 42.1 | 38.2 | 31.7 |
Пенанг | 4.5 | 3.1 | 2.4 | 2.2 | 1.7 |
Малакка | 4.0 | 3.2 | 3.3 | 4.5 | 3.6 |
серебро | 16.6 | 18.8 | 21.4 | 17.1 | 10.5 |
Селангор | 27.3 | 28.4 | 45.6 | 43.9 | 32.3 |
Негери Сембилан | 4.5 | 3.9 | 6.5 | 5.9 | 4.7 |
Паханг | 1.2 | 4.2 | 5.8 | 3.0 | 2.6 |
Джохор | 34.2 | 42.5 | 51.5 | 31.5 | 25.6 |
Кедах | 1.0 | 1.2 | 1.6 | 1.0 | 1.1 |
Келантан | 0.01 | 0.3 | 0.1 | 0.1 | 0.1 |
Теренггану | 0.02 | 0.1 | 0.3 | 0.2 | 0.2 |
Перлис | 0.1 | 0.1 | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
Малая | 8.6% | 10.8% | 14.5% | 12.3% | 8.7% |
Генетика
[ редактировать ]Исследования генетики современных малайцев показывают сложную историю смешения человеческих популяций. Анализ показывает, что малайцы генетически разнообразны и что между различными популяциями малайцев существуют существенные различия. Различия могли возникнуть в результате географической изоляции и независимого смешения, произошедшего в течение длительного периода. Исследования показывают, что не существует единого репрезентативного генетического компонента, а есть четыре основных предковых компонента малайцев: австронезийские аборигены, протомалайцы, восточноазиатские и южноазиатские. Австронезийские и протомалайские компоненты составляли 60–70% генома. [81] Австронезийский компонент связан с тайваньскими народами ами и атаял , и генетический анализ австронезийского компонента у жителей Юго-Восточной Азии может подтвердить гипотезу «из Тайваня», хотя некоторые предполагают, что он в основном коренной с меньшим вкладом Тайваня. [82] [83] У прото-малайцев, таких как народ Темуан, есть генетические свидетельства того, что они покинули Юньнань , Китай, предположительно около 4000–6000 лет назад. [84] События смешения с выходцами из Южной Азии (индейцами) могли быть древними (по оценкам, у некоторых индонезийских малайцев они произошли до 2250 лет назад), тогда как события смешения с выходцами из Восточной Азии (китайцами) могли быть более поздними (100–200 лет назад). [81] хотя некоторые из них могли произойти на Яве до 15 века. [84] Есть также второстепенные компоненты, внесенные другими группами, такими как негритосы (первые жители Малайского полуострова), выходцы из Центральной Азии и европейцы. По оценкам, большинство событий примеси произошло от 175 до 1500 лет назад. [81]
Внутри самого Малайского полуострова малайцы генетически разделены на отдельные кластеры между северной частью Малайского полуострова и югом. [85] Анализ SNP пяти их субэтнических групп показывает, что Мелайу Келантан и Мелайу Кедах (оба на севере Малайского полуострова) тесно связаны друг с другом, а также с Мелайу Патани , но отличаются от Мелайу Минанг (западный), Мелайу Джава. и Мелаю Бугис (оба южные). [86] Народы Мелаю Минанг, Мелаю Джава и Мелаю Бугис демонстрируют тесные связи с народом Индонезии, что свидетельствует об их общем происхождении с этими народами. [84] Однако Мелаю Минанг генетически ближе к Мелаю Келантану и Мелаю Кедах, чем к Мелаю Джаве. Среди популяций мелайу-келантан и мелайу-кеда есть значительные индийские компоненты, в частности представители телугу и маратхи . Мелайу Кедах и Мелайу Келантан также имеют более близкое генетическое родство с двумя подгруппами Оранг Асли Семанга , Джахаи и Кенсиу , чем другие малайские группы. Четыре малайские субэтнические группы в этом исследовании (за исключением мелайу буги, которые связаны с народом Сулавеси , Индонезия) также демонстрируют генетическое сходство с протомалайским народом темуанцев с возможной примесью к популяциям джава и ва. Жители Юньнани . , Китай [86]
См. также
[ редактировать ]- Брунейские малайцы
- Патани малайцы
- Малайский сингапурский
- Кокосовые малайцы
- Малайский индонезийский
- Сама-Баяу
- Таусуг люди
- Даяки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Демографическая статистика Малайзии – первый квартал 2023 г.» (PDF) . Департамент статистики, Малайзия. 2023 . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мохд Хазми Мохд Росли; Рахмат Мохамад (5 июня 2014 г.). «Были ли малайцы иммигрантами?» . Малайская почта онлайн . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер и Уильямс 2006 , стр. 45–46.
- ^ Гулроуз Карим 1990 , с. 74
- ^ Суад Джозеф и Афсане Наджмабади 2006 , с. 436
- ^ Перейти обратно: а б Барнард 2004 , с. 4
- ^ Милнер 2010 , с. 230
- ^ Азлан Таджуддин (2012), Малайзия в мировой экономике (1824–2011): Капитализм, этнические разногласия и «управляемая» демократия , Lexington Books, стр. 94, ISBN 978-0-7391-7196-7
- ^ Ху, Бу Тейк; Ло, Фрэнсис (2001), Демократия в Малайзии: дискурсы и практики (Демократия в Азии) , Routledge, стр. 28, ISBN 978-0-7007-1161-1
- ^ Чонг, Теренс (2008), Глобализация и силы противодействия ей в Юго-Восточной Азии , Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 60, ISBN 978-981-230-478-0
- ^ Хефнер, Роберт В. (2001), Политика мультикультурализма: плюрализм и гражданство в Малайзии, Сингапуре и Индонезии , University of Hawaii Press, стр. 184, ISBN 978-0-8248-2487-7
- ^ Бенджамин, Джеффри; Чоу, Синтия (2002), Племенные сообщества в малайском мире: исторические, культурные и социальные перспективы , Лондон: Институт исследований Юго-Восточной Азии, стр. 55, ISBN 978-981-230-166-6
- ^ Перейти обратно: а б Фрит, Т. (1 сентября 2000 г.). «Этнорелигиозная идентичность и городские малайцы в Малайзии». Азиатская национальность . 1 (2). Рутледж: 117–129. дои : 10.1080/713611705 . S2CID 143809013 .
- ^ «Федеральный суд большинством голосов отклонил апелляцию Лины» . Звезда . Куала-Лумпур. 31 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 г. Проверено 23 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Худ Саллех 2011 , с. 28
- ^ Рэгман 2003 , стр. 1–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирсон 2015 г. [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с Холл 2017 , с. 111
- ^ Мок, Опалин (9 июня 2017 г.). «Археологи ищут царя в Сунгай Бату» . Малайская почта онлайн . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Сабризан (2006). «Ранние малайские королевства» . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Хуссин Муталиб 2008 , с. 25
- ^ ЮНЕСКО (2001). «Бату Берсурат Теренггану (Написанный камень Теренггану)» . Проверено 6 марта 2018 г.
- ^ Андайя 2008 , с. 200
- ^ Харпер 2001 , с. 15
- ^ Ричмонд 2007 , с. 32
- ^ Тан 1988 , с. 14
- ^ Чу 1999 , с. 78
- ^ Андайя и Андайя 1984 , стр. 62–68
- ^ Гангули 1997 , с. 204
- ^ Худ Саллех 2011 , с. 29
- ^ Перейти обратно: а б Blackburn & Hack 2012 , стр. 224–225.
- ^ Баррингтон 2006 , стр. 47–48.
- ^ Блэкберн и Хак 2012 , с. 227
- ^ Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. (2018). «Малайский: язык Малайзии» . Этнолог: Языки мира, Двадцать первое издание . СИЛ Интернешнл . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ «Махатхир сожалеет, что правительство слишком много внимания уделяет Бахасе» . Ежедневный экспресс . 2 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ «Федеральная конституция» (PDF) . Комиссия по назначениям судей. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Закон о национальном языке 1967 года» (PDF) . Генеральный прокурор Малайзии Чемберс. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2015 года . Проверено 20 октября 2015 г.
- ^ Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. (2018). «Малайский: макроязык Малайзии» . Этнолог: Языки мира, Двадцать первое издание . СИЛ Интернешнл . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. (2018). «Индонезийский: язык Индонезии» . Этнолог: Языки мира, Двадцать первое издание . СИЛ Интернешнл . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ Снеддон, Джеймс Н. (2003). Индонезийский язык: его история и роль в современном обществе . УНСВ Пресс. п. 70. ИСБН 978-0-86840-598-8 .
- ^ В колониальной переписи термин «другие малазийцы» использовался для обозначения других уроженцев Малайского архипелага или «иностранных малайцев». Начиная с 1957 года все эти разные этнические группы были сгруппированы в одну категорию «малайцев».
- ^ Бахрейн 1967 , с. 286
- ^ Тан 1982 , с. 37
- ^ «Перепись населения по штатам, полуостровная Малайзия, 1901–2010 гг.» (PDF) . Экономическая история Малайи: Институт Азии и Европы, Малайский университет. 2017 . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Пелетц 1992 , с. 119
- ^ Аминэ Мехди Парвизи 2010 , стр. 96–97
- ^ Фариш Нур 2011 , стр. 15–16
- ^ Милнер 2010 , стр. 24, 33.
- ^ Барнард 2004 , с. 7&60
- ^ Малайский Интернет 2005 .
- ^ Андайя и Андайя 1984 , с. 50
- ^ Милнер 2010 , с. 131
- ^ Барнард 2004 , стр. 7, 32, 33 и 43.
- ^ Гилл, Сарджит С. (2001). «Пенджабские перанаканские смешанные браки в Сабахе» (PDF) . Сари 19 : 189–203 – через журналarticle.ukm.my.
- ^ Бахрейн 1967 , стр. 272–280
- ^ Линда Сунарти 2017 , стр. 225–230
- ^ «Национальная культурная политика» . www.jkkn.gov.my. Национальный департамент культуры и искусств: Министерство туризма и культуры. 2018 . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Кондра 2013 , с. 465
- ^ «Обьек Варисан Тидак Кетара (Нематериальное культурное наследие)» . www.heritage.gov.my . Департамент национального наследия: Министерство туризма и культуры. 2018 . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ Матуски и Тан 2004 , с. 383
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2023 года» (PDF) .
- ^ Симона Деннис (2008). Остров Рождества: антропологическое исследование . Камбрия Пресс. стр. 91–. ISBN 978-1-60497-510-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 2010 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Линда Сунарти 2017 , стр. 225–230.
- ^ Нерави Седу, Нураззура Мохамад Диа и Фаузия Фатхил 2019 , стр. 143–167.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 297.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 282.
- ^ Перейти обратно: а б Бахрейн 1967 , с. 284.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 269.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 270.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 271.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 283.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 274.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б Бахрейн 1967 , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Бахрейн 1967 , с. 285.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 279.
- ^ Бахрейн 1967 , с. 267.
- ^ Юргенсмейер и Крыша 2011 , с. 1210.
- ^ В колониальной переписи термин «малайзийцы» использовался как общий термин для всех уроженцев Малайского архипелага , в то время как их этническая принадлежность перечислялась отдельно. Начиная с 1957 года все эти разные этнические группы были сгруппированы в одну категорию «малайцев».
- ^ Перейти обратно: а б с Лиан Дэн; Бун-Пэн Хо; Дуншэн Лу; Воэй-Юх Сау; Рик Тви-Хи Онг; Анурадхани Кастуриратне; Х. Джанака де Силва; бин Алви Зилфалил; Норихиро Като; Ананда Р. Викремасингхе; Йик-Ин Тео; Шухуа Сюй (3 сентября 2015 г.). «Анализ генетической структуры и примеси четырех географических малайских популяций» . Научные отчеты . 5 : 14375. Бибкод : 2015NatSR...514375D . дои : 10.1038/srep14375 . ПМЦ 585825 . ПМИД 26395220 .
- ^ Альберт Мин-Шан Ко; Чунг-Ю Чен; Цяомэй Фу; Фредерик Дельфин; Минкун Ли; Хун-Лин Чиу; Марк Стоункинг; Ин-Чин Ко (6 марта 2014 г.). «Ранние австронезийцы: на Тайвань и обратно» . Американский журнал генетики человека . 94 (3): 426–436. дои : 10.1016/j.ajhg.2014.02.003 . ПМК 3951936 . ПМИД 24607387 .
- ^ Педро А. Соарес; Жан А. Трежо; Тереза Рито; Бруно Кавадас; Кэтрин Хилл; Кен Хонг Энг; Мару МорминаАндрея Брандао; Росс М. Фрейзер; Цзе-И Ван; Джун-Хун Лоо; Кристофер Снелл; Цанг-Минг Ко; Антониу Аморим; Мария Пала; Винсент Маколей; Дэвид Булбек; Джеймс Ф. Уилсон; Леонор Гужман; Луиза Перейра; Стивен Оппенгеймер; Мари Лин; Мартин Б. Ричард (2016). «Выяснение происхождения австронезийскоязычного населения» . Генетика человека . 135 (3): 309–326. дои : 10.1007/s00439-015-1620-z . ПМЦ 4757630 . ПМИД 26781090 .
- ^ Перейти обратно: а б с Есть Иса Хатин; Аб Раджаб Нур-Шафавати; Мохд-Хайри Захри; Шухуа Сюй; Ли Цзинь; Сун-Гуань Тан; Мохаммед Ризман-Идид; бин Алви Зилфалил; и др. (Паназиатский консорциум SNP HUGO) (5 апреля 2011 г.). «Генетическая структура населения малайских субэтнических групп полуострова Малайзия» . ПЛОС ОДИН . 6 (4): e18312. Бибкод : 2011PLoSO...618312H . дои : 10.1371/journal.pone.0018312 . ПМК 3071720 . ПМИД 21483678 .
- ^ Бун-Пэн Хо; Лиан Дэн; Мат Джусо Юлия-Ашазила; Закария Зурайхан; Маамор Нур-Хасна; Аб Раджаб Нур-Шафавати; Ван Иса Хатин; Исмаил Эндом; бин Алви Зилфалил; Юсофф Халид; Шухуа Сюй (22 июля 2015 г.). «Мелкомасштабная структура населения малайцев на полуострове Малайзия и в Сингапуре и последствия для исследований ассоциаций» . Геномика человека . 9 (1): 16. дои : 10.1186/s40246-015-0039-x . ПМК 4509480 . ПМИД 26194999 .
- ^ Перейти обратно: а б Есть Иса Хатин; Аб Раджаб Нур-Шафавати; Али Этемад; Вэньфэй Цзинь; Пэнфэй Цинь; Шухуа Сюй; Ли Цзинь; Сун-Гуань Тан; Порнпрот Лимпрасерт; американский Амир Фейсал; Мохаммед Ризман-Идид; бин Алви Зилфалил; и др. (Паназиатский консорциум SNP HUGO) (2014). «Полногеномная структура популяционной структуры и примесей малайцев полуострова Малайзия» . Журнал Хьюго . 8 (1). 5. дои : 10.1186/s11568-014-0005-z . ПМЦ 4685157 . ПМИД 27090253 .
Библиография
[ редактировать ]- Андайя, Леонард Ю. (2008), Листья одного и того же дерева: торговля и этническая принадлежность в Малаккском проливе , издательство Гавайского университета, ISBN 978-0-8248-3189-9
- Андайя, Барбара Уотсон; Андайя, Леонард Юзон (1984), История Малайзии , Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-0-333-27672-3
- Аминэ Мехди Парвизи (2010), Государство, общество и международные отношения в Азии , издательство Амстердамского университета, ISBN 978-90-5356-794-4
- Бахрин, Тенгку Шамсул (1967), «Рост и распределение индонезийского населения в Малайе», Вклад в лингвистику, географию и этнологию , 123 (2): 267–286, doi : 10.1163/22134379-90002906
- Баррингтон, Лоуэлл (2006), После обретения независимости: создание и защита нации в постколониальных и посткоммунистических государствах , издательство Мичиганского университета, ISBN 978-0-472-06898-2
- Барнард, Тимоти П. (2004), Оспаривание малайской идентичности: малайская идентичность через границы , Сингапур: Издательство Сингапурского университета, ISBN 978-9971-69-279-7
- Блэкберн, Кевин; Хак, Карл (2012), Война, память и создание современной Малайзии и Сингапура , Национальный университет Сингапура, ISBN 978-9971-69-599-6
- Чу, Мелани (1999), Президентские записки: биография президента Юсофа бин Ишака , Сингапур: SNP Publications, ISBN 978-981-4032-48-3
- Кондра, Джилл (2013), Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда всего мира , ABC-CLIO, ASIN B00ODJN4WA
- Фариш Нур (2011), От Индерапура до Дарула Макмура, Деконструктивная история Паханга , Silverfish Books, ISBN 978-983-3221-30-1
- Гангули, Шумит (1997), Политика правительства и этнические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе , MIT press, ISBN 978-0-262-52245-8
- Гулроуз Карим (1990). Информационный ежегодник Малайзии за 1990-91 годы . Куала-Лумпур: Berita Publishing Sdn. Бхд. п. 74.
- Холл, Томас Д. (2017), Сравнение исторических подходов глобализации и мировых систем , Springer International Publishing, ISBN 978-331-9682-18-1
- Харпер, Тимоти Норман (2001), Конец Империи и создание Малайи , Лондон: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-00465-7
- Худ Саллех (2011), Энциклопедия Малайзии , том. 12 - Народы и традиции, издания Дидье Милле, ISBN 978-981-3018-53-2
- Хуссин Муталиб (2008), Ислам в Юго-Восточной Азии , Институт исследований Юго-Восточной Азии, ISBN 978-981-230-758-3
- Юргенсмайер, Марк ; Крыша, Уэйд Кларк (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. ISBN 978-1-4522-6656-5 .
- Melayu Online.com's Theoretical Framework , 2005, заархивировано из оригинала 21 октября 2012 г. , получено 4 февраля 2012 г.
- Матуски, Патрисия Энн; Тан, Суи Бенг (2004), Музыка Малайзии: классические, народные и синкретические традиции , Routledge, ISBN 978-075-4608-31-8
- Линда Сунарти (2017). «Формирование яванско-малайской идентичности на Малайском полуострове в XIX-XX веках» . Культурная динамика в глобализованном мире: материалы азиатско-тихоокеанских исследований в области социальных и гуманитарных наук . Рутледж: 225–230. дои : 10.1201/9781315225340-32 . ISBN 978-113-8626-64-5 .
- Миллер, Терри Э.; Уильямс, Шон (2006), Другие малайцы: национализм и космополитизм в современном малайском мире , University of Hawaii Press, ISBN 978-997-1693-34-3
- Милнер, Энтони (2010), Малайцы (Народы Юго-Восточной Азии и Тихого океана) , Уайли-Блэквелл, ISBN 978-1-4443-3903-1
- Пирсон, Майкл (2015), Торговля, обращение и потоки в мире Индийского океана , Серия Пэлгрейва по исследованиям мира Индийского океана, ISBN 978-113-7564-88-7
- Нерави Седу; Нураззура Мохамад Диах; Фаузия Фатхил (2019), Быть человеком: реагируя на изменения , Сингапур: Partridge Publishing Singapore, ISBN 978-154-3749-13-7
- Пелетц, Майкл Гейтс (1992), Доля урожая: родство, собственность и социальная история среди малайцев Рембау , University of California Press, ISBN 978-0-520-08086-7
- Рэгман, Заки (2003), Ворота в малайскую культуру , Asiapac Books Pte Ltd, ISBN 978-981-229-326-8
- Ричмонд, Саймон (2007), Малайзия, Сингапур и Бруней , публикации Lonely Planet, ISBN 978-1-74059-708-1
- Суад Джозеф; Афсане Наджмабади (2006). Экономика, образование, мобильность и космос (Энциклопедия женщин и исламских культур) . Академическое издательство «Брилл». п. 436. ИСБН 978-90-04-12820-0 .
- Тан, Лиок И (1988), Риторика Бангсы и Минзу , Азиатский институт Монаша, ISBN 978-0-86746-909-7
- Тан, Лунг Хо (1982), Государство и экономическое распределение на полуострове Малайзия: к альтернативному теоретическому подходу , Институт исследований Юго-Восточной Азии, ISBN 978-997-1902-44-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каммингс, Уильям (1998). «Малайская диаспора Малакки в Макассаре около 1500-1669 гг.». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 71 (1): 107–121.
- Хаджи Багенда Али (2019), Начало мусульман на Бали, Деревня Лолоан Джембрана, древнее существо , Deeppublish, ISBN 978-623-7022-61-9
- Рид, Энтони (2006), Веранда насилия: предыстория проблемы Ачеха , NUS Press, ISBN 978-9971-693-31-2
- Рид, Энтони (2009), Имперская алхимия: национализм и политическая идентичность в Юго-Восточной Азии , Cambridge University Press, ISBN 978-052-1872-37-9
