Выводы людей
![]() Темуанцы в традиционной одежде. | |
Общая численность населения | |
---|---|
19,343 (2010) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Поиск языка , Малайский язык , Малазийский английский | |
Религия | |
Культ предков (преимущественно) и значительная часть населения исповедуют христианство или ислам. [ 2 ] | |
Родственные этнические группы | |
Семелайский народ , [ 3 ] малайцы |
Темуанский народ ( Темуан : Уванг/Эанг Темуан , малайзийский : Оранг Темуан ) — протомалайская этническая группа, проживающая в западных частях полуострова Малайзия . Их можно встретить в штатах Селангор , Паханг , Джохор , Негери-Сембилан и Малакка . темуанцы классифицируются как часть группы Оранг Асли По данным правительства Малайзии, . Они также являются одними из крупнейших (только меньших по численности населения по сравнению с народом семай и народом джакун ) и наиболее распространенным из этнических групп оранг-асли.
Внешне темуанский народ; как и другие прото-малайцы , практически неотличимы от самих малайцев . У них прямые волосы и светло-коричневая кожа, но среди темуанцев встречаются сильные индивидуальные различия. Их средний рост составляет примерно 153 см у мужчин и 142 см у женщин. [ 4 ] В культурном отношении малайцы и протомалайцы также тесно связаны.
Они говорят на темуанском языке , австронезийском языке, тесно связанном с малайским .
Демография
[ редактировать ]
Темуанцев можно встретить почти в каждом штате полуостровной Малайзии , но большинство из них по-прежнему проживают в сельской местности и пригородных деревнях Селангор , Негери-Сембилан , а также Паханг и Малакка . Обычно эти деревни состоят из чисто темуанцев. Традиционно темуанцы были лесными жителями. Однако с реализацией программ экономического развития переселение жителей общин Оранг Асли в новые деревни часто осуществляется правительством в пригородных районах. В городских районах темуанцы живут вместе с другими этническими группами.
Динамика численности населения темуанцев в Малайзии :
Год | 1960 [ 5 ] | 1965 [ 5 ] | 1969 [ 5 ] | 1974 [ 5 ] | 1980 [ 5 ] | 1991 [ 6 ] | 1993 [ 6 ] | 1996 [ 5 ] | 2000 [ 7 ] | 2003 [ 7 ] | 2004 [ 8 ] | 2008 [ 9 ] | 2010 [ 1 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население | 5,241 | 7,221 | 8,631 | 8,698 | 9,449 | 15,057 | 16,020 | 16,020 | 18,560 | 22,162 | 21,512 | 22,700 | 19,343 |
Распределение населения темуанцев по штатам (1996 г., перепись JHEOA): - [ 5 ]
Состояние | Выводы | Всего Оранг Асли | Процент результатов |
---|---|---|---|
Селангор | 7,107 | 10,472 | 67.9% |
Негери Сембилан | 4,691 | 6,188 | 75.8% |
Паханг | 2,741 | 33,741 | 8.1% |
Малакка | 818 | 831 | 98.4% |
Джохор | 663 | 7,379 | 9.0% |
Общий | 16,020 | 92,529 | 18.0% |
Несмотря на усилия правительства по модернизации образа жизни коренных народов, оранг-асли по-прежнему остаются маргинализированной группой населения страны. Уровень грамотности среди коренного населения в 1991 году составлял 43% по сравнению с 86% по стране в то время. Средняя продолжительность жизни оранг-асли составляет 53 года, а уровень бедности составил 76,9%, при этом 35,2% считаются очень бедными («крайне бедными»). [ 10 ]
Язык
[ редактировать ]Темуанцы говорят на малайском языке , а также на своем собственном языке, называемом темуанским языком или бахасак темуан . Он отличается от малайского языка, но тесно связан с ним, на котором говорят их малайские соседи. Темуанский язык принадлежит к малайской группе малайско -полинезийских языков и очень близок к стандартному малайскому языку . Его часто считают одним из малайских диалектов. Интересно, что темуанский язык ближе к стандартному малайскому, чем диалект языка минангкабау , разговорного языка малайского народа в Негери-Сембилане, поселившегося вместе с темуанским народом. [ 11 ]
По сути, это разговорный язык с несколькими диалектными вариациями. Темуан разделен на два основных диалекта, а именно беландас и мантра, которые различаются в основном с точки зрения фонологии, а также некоторой лексики, но все же взаимно понятны друг другу. Пример диалекта Темуан Беландас: диак (он/она), хаджак (только), китак (мы), тай (частица конца предложения). Пример диалекта темуанской мантры: dien (он/она), hajen (только), kiten (мы), tea (частица конца предложения).
Традиционно у темуанцев нет собственной письменности. [ 12 ] Темуан в основном пишется латинским алфавитом, хотя стандартной орфографии не существует. Asyik FM , национальное радио Малайзии ежедневно вещает на языке темуан. [ 13 ] Обучение темуанцев ведется на малайском языке.
История
[ редактировать ]Считается, что протомалайцы прибыли на Малайский полуостров морским путем примерно за 2000 г. до н.э. [ 14 ] К V веку нашей эры оранг-асли уже были поставщиками продуктов джунглей в международные торговые сети. [ 15 ]
Популярная народная история народа Темуанцев во многих вариациях повествует о двух братьях, участвовавших в собирании земных племен во «времена благодати, когда люди понимали язык животных». По пути домой разразился шторм и перевернул их корабль. Абангу (старшему брату) удалось схватить свой духовой пистолет до того, как корабль затонул в бурных волнах, и доплыть до берега. Адику (младшему брату) удалось спасти только священный свиток, но этого было достаточно, чтобы взять верх над Абангом. Абанг оставался охотником-собирателем, а Адик, обладая недавно приобретенными знаниями, смог узаконить религию и написать новые законы, по которым люди могли бы жить. [ 16 ]
В XI веке территория Малайского полуострова перешла под власть Малайского королевства Шривиджая с центром в Палембанге ( Южная Суматра ). После разгрома Шривиджая яванским Маджапахитом в 13 веке последний взял власть над полуостровом. В конце 14 века малайцы, пришедшие с Суматры , основали на побережье торговые поселения. Среди них было королевство Малаккский султанат , которое вскоре стало ведущим государством региона. После захвата Малакки Португальской империей малайские правители перебрались в Джохор . Ключевым моментом в истории полуострова стало принятие ислама султаном Малакки в начале 15 века.
Во времена возникновения малайцев община темуанцев проживала на территории современного штата Негери-Сембилан и прилегающих к нему территорий. Основой их хозяйственной деятельности было выращивание орошаемого риса. Местные крестьяне использовали сложные методы орошения полей. Земля принадлежала местным общинам, которыми руководил батин – глава села. В то же время у темуанцев уже были свои политические структуры или протогосударственные образования. Малайцы называют аборигенов Джакунсом, Бидуандой, Мантрами, Оранг Букитом или Сакаисом.
В конце концов, малайское население постепенно распространилось во внутренние районы страны. В Негери-Сембилане эти мигранты состояли в основном из народа минангкабау с Западной Суматры . Колонизуя новые земли, они заключают соглашения с местными батинами. Посредством смешанных браков Минангкабау получили право наследовать власть. На территории Негери-Сембилан возникают княжества Минангкабау как правящие династии, корни которых восходят к местным батинам. Древняя история региона сохранилась в устных преданиях, которые передавались из поколения в поколение. Жители Негери-Сембилана знали, что сначала они находились под подчинением правителей Маджапахита, затем султана Малакки и его преемника - султаната Джохор .
Произошла активная интеграция мигрантов Минангкабау и местных жителей, таких как Джакун, Темуан, в единую этническую группу (бидуанда), ныне известную как малайцы Негери-Сембилана. Приняв ислам, темуанцы стали малайцами. Но не все коренные жители приняли новую религию. Группы, решившие остаться язычниками, были вынуждены отступить в горные джунгли и изменить свой образ жизни. Они начали жить охотой и сбором продуктов джунглей, а также возделывали неиспользуемые сельскохозяйственные угодья . Эти группы коренных народов стали меньшинством, отвергшим ассимиляцию.
В британско-малайский колониальный период мусульмане- бедуины уже считались малайцами, а к аборигенам стали причислять коренные группы темуанцев (устаревшее официальное название оранг-асли). Аборигены определялись как первобытные люди, нуждающиеся в патерналистской заботе. Оранг Асли были замечены только во время чрезвычайного положения в Малайзии (1948-1960 гг.), когда выяснилось, что большинство из них поддерживали коммунистических повстанцев, состоящих в основном из этнических китайцев. Китайцы имели тесные контакты с аборигенами, в частности, среди темуанцев, поскольку там было много людей смешанной китайско-темуанской крови. [ 5 ] Чтобы вывести оранг-асли из-под влияния коммунистов, правительство прибегло к переселению коренных общин на контролируемые им территории. Результатом этой агрессивной акции стала смерть около трети вынужденных переселенцев из-за антисанитарных условий проживания и психологического стресса. [ 5 ] Осознав свои ошибки, правительство изменило свои методы. Оранг-асли были тогда взяты под тотальный контроль, а их деревни были превращены в форты под охраной солдат, которые также были снабжены магазинами и медицинскими учреждениями. Забота об общинах коренных народов была обязанностью специального Департамента по делам аборигенов. Среди аборигенов были сформированы « Сенои Праак» — военизированное подразделение для борьбы с коммунистами. В состав отряда входили и темуанцы.
После провозглашения независимости Малайзии и чрезвычайного положения в Малайзии Департамент по делам аборигенов был переименован в Департамент Оранг Асли ( Jabatan Orang Asli на малайском языке, JOA), а в настоящее время — в Департамент развития Оранг Асли ( Jabatan Kemajuan Orang Asli на малайском языке). , ЯКОА). Этот отдел уполномочен решать все вопросы в общинах Оранг Асли, лишая их какой-либо автономии.
Быстрое экономическое развитие Малайзии, начавшееся в 1970-х годах, потребовало земли и природных ресурсов. Правительство, часто при участии JHEOA, все чаще посягает на земли оранг-асли, зачастую игнорируя их права, которые не всегда закреплены в законодательстве. Вторжения отдельных лиц, корпораций и правительства в районы, населенные оранг-асли, участились с середины 1980-х годов и получили широкое распространение в 1990-х годах. [ 6 ] Эти процессы больше всего затронули народ темуанцев, традиционные земли которого расположены в самом сердце полуострова Малайзия, недалеко от столицы. Сообщества из зоны застройки были переселены в другие районы. Некоторые деревни, например, в Букит-Ланджане , переезжали несколько раз. [ 10 ] На новых местах правительство предоставило аборигенам жилье, землю, базовую инфраструктуру, была передана коллективная собственность на плантации, а также выплачены компенсации за потерю традиционных земель. Часто возникали конфликтные ситуации. Иногда темуанские общины обращались в суд за нарушение их прав. В 2002 году Верховный суд обязал правительство штата Селангор выплатить компенсацию темуанской общине Кампунг Букит Тампои за потерю их обычной земли, которая была частью строительства шоссе. [ 17 ]
Экономика
[ редактировать ]Основными занятиями темуанцев являются сельское и лесное хозяйство. Основная продовольственная культура – рис. Выращиваются три сорта влажного риса ( масури , пулут и малинья ), весь урожай используется для собственного потребления. Однако покупка риса в магазинах по-прежнему необходима, поскольку многие семьи не получают достаточного количества риса со своих полей. Выращиваются также каучук и другие товарные культуры. Большинство оранг-асли владеют плантациями каучука, пальмового масла или какао. Продажа каучука обеспечивает этим людям большую часть денежного дохода. Они также продают некоторые продукты джунглей ( дуриан , петай , ротанг, бамбук), которые собирают в джунглях. [ 18 ] Помимо риса они также покупают табак, одежду и другие предметы роскоши.
Основная экономическая совокупность народа Темуана аналогична малайской. В какой-то степени эти соседние общины являются конкурентами, и по этой причине между ними действительно существует вражда. В прошлом между ними были драки и акты насилия. Несмотря на такую ситуацию, темуанцы торгуют с малайцами.
Помимо основной фермы, темуанцы разводят сады на своих задних дворах, где выращивают разнообразные овощи и тропические фрукты. Деревни Темуана обычно расположены недалеко от джунглей. Сбор продуктов джунглей приносит темуанцам доход, а также является дополнительным источником еды. Помимо дикорастущих фруктов, заготавливают лекарственные растения, а также древесину для строительства. В джунглях также охотятся на кабанов, оленей, обезьян, варанов, дикобразов и других животных и птиц. Они также ловят рыбу в близлежащих реках.
Некоторые темуанцы, в основном представители молодого поколения, работают в соседних городах. В поселке Деса Темуан; Расположенный на окраине Петалинг-Джая , жители сдают свои дома иностранным работникам. [ 19 ] Среди оранг-асли есть образованные люди, работающие в государственном секторе, но большинство из них по-прежнему придерживаются традиционного образа мышления и образа жизни.
Общество
[ редактировать ]
Темуанцы живут автономными сельскими общинами, состоящими из нуклеарных семей численностью от 50 до 500 человек.
Темуанские сообщества имеют сложную иерархию. Их возглавляет батин (сельский староста); самый уважаемый человек в обществе, которого считают человеком сильной личности, с обширными знаниями и опытом, честным и справедливым. Он — высший советчик, последнее средство. Батину . приписывают также сверхъестественные способности, и люди обращаются к нему не только за советом, но и за магическими средствами от мелких недугов Крестьянам приходилось отдавать батину небольшую часть урожая риса, а также крупную дичь. Должность батина обычно наследует старший сын, но если он не обладает чертами лидера, на его место может быть выбран кто-то другой. [ 20 ]
Помощником батина в управлении являются его заместитель пеманку (заместитель старосты села; в его обязанности входит раздел дичи, добытой на охоте), второй заместитель женанг и его помощник джекара ; последние двое организуют и контролируют коллективную работу. Пенгулу балай (заведующий залом) занимается организацией совместных праздников и торжеств. В темуанских общинах также есть несколько панглим , состоящих из бывших военачальников, возглавлявших группы солдат для защиты определенного участка деревни. [ 20 ]
Основной социальной ячейкой темуанского общества обычно являются нуклеарная семья или супружеские семейные ячейки. [ 21 ] Обычно большинство семей в одном селе связаны семейными и родственными (связанными через брак) узами. Рядом дома близких родственников. Нуклеарная семья также является основной экономической единицей темуанского общества. [ 22 ] У каждой семьи есть своя каучуковая плантация, рисовое поле и фруктовый сад. Дети во всем помогают своим родителям.
Установление родства ведется как по отцовской, так и по материнской линии. Многоженство не запрещено, но встречается очень редко. [ 23 ] Брак у темуанцев по большей части экзогенный, ментеры помогают расширить границы поиска супруга, за счет тесной связи между несколькими деревнями, что характерно для темуанских общин. Хотя темуанцы живут в тесном контакте с малайцами, китайцами и индийцами, смешанных браков практически не существует.
Несмотря на существенные изменения в своей жизни, темуанцы продолжают смотреть на мир глазами жителей джунглей. Им сложно адаптироваться к городской жизни. Даже после переселения в город они сохраняют родоплеменную структуру, придерживаясь традиционного образа жизни. У темуанского народа неоднозначное восприятие происходящих социокультурных и экономических изменений. Хотя люди в целом удовлетворены современными условиями жизни, они также недовольны утратой своей традиционной культуры.
Молодое поколение предпочитает жить современной жизнью, хочет веселиться и получать удовольствия. Красочная жизнь, которую они видят вокруг себя, является постоянным искушением. Многих молодых оранг-асли, особенно темуанцев, привлекает культура Бонгенг , где молодым людям по случаю свадьбы предлагают много бесплатной еды и они не спят всю ночь под современную музыку. [ 24 ]
Программа переселения ускорила процесс модернизации темуанского народа в плане электроснабжения, общественного транспорта, современного здравоохранения, но в то же время в новых условиях темуанский народ становится маргинализованным слоем общества. Из-за отсутствия квалификации они сталкиваются с трудностями в получении хорошей и стабильной работы. Они не экономят деньги, поскольку являются безрассудными транжирами. Серьезной проблемой стал и алкоголизм, а нехватка денег провоцирует людей на воровство. Другие серьезные социальные проблемы также включают азартные игры и незаконные скачки. [ 25 ]
Религия
[ редактировать ]
Большинство темуанцев (64,2%) исповедуют традиционные верования, 30% мусульмане, 5,8% христиане. [ 26 ] Традиционная религия ( адат пепати ) является частью их культуры.
Основная традиционная вера темуанцев заключается в том, что их Бог и предки всегда присутствуют рядом с ними, охраняя их безопасность. называет Тухан Веру в существование высшего бога народ Темуанцев (Бог) поместил их на землю ( Тана Туджух ) . Темуанцы верят, что Муянг в качестве хранителей тропического леса и что, если они не выполнят свой священный долг, весь мир перевернется с ног на голову и человечество погибнет. [ 27 ]
Темуанцы также верят, что весь мир населен призраками и духами ханту и джиннов . Каждое из этих сверхъестественных существ имеет свои территории и наделено определёнными качествами. Каждая река, холм, ручей, камень, дерево и куст одушевлены духом-хранителем. Реки охраняют драконы ( наги ) и змеи ( улар ), которые часто устраивают хаос, если их дома осквернены. Поэтому ко всем этим предметам темуанцы относились с большим уважением. Самая почитаемая из них — священная для темуанцев гора Гунунг Раджа («Гора правителя»), расположенная на границе Селангора и Паханга. Древняя темуанская легенда гласит, что именно на этой горе скрылись их предки во время Великого потопа , уничтожившего остальное человечество. [ 18 ]
Культура Темуанцев отражает их веру в этих духов природы. Их анимизм принимает форму табу , лекарственных трав, ритуальных церемоний и магии. У них есть дукун (народные целители) и деревенский бомох ( шаман ), который в состоянии транса общается с духами природы. Именно шаман возглавляет племя на ежегодном савай или севанге — древнем ритуале исцеления земли, призванном почтить память предков и умилостивить духов-хранителей. [ 28 ] В случае заболеваний и стихийных бедствий; которые, по мнению темуанцев, вызваны действиями злых духов, темуанцы также будут искать дукун или бомо, чтобы вылечить эту болезнь. Народный целитель дает больному лекарство на травах и в трансе совершает специальные обряды, обращающие действие духов. Темуанцы отличают своих шаманов по силе. Народные целители также оказывают услуги посторонним, но за деньги.
В верованиях Темуа также существуют различные табу, связанные с призраками и демонами. Лойок , злая птица, летающая вечером, вызывает болезни и смерть. Поэтому людям следует оставаться в это время дома и не выходить на улицу. Другая птица, Келонг Куат, действует как посланник из царства мертвых. Когда люди слышат звук этой птицы, они знают, что кто-то умер. Темуанцы не могут убить человека, иначе призрак убитого будет преследовать убийцу. Каждую ночь темуанцы зажигают во дворе огонь, чтобы отогнать злых духов и привидений; этой практики они продолжают придерживаться даже в городе. Во время обеда или ужина люди бросают немного еды злым духам в открытые двери или окна, чтобы они не смогли присоединиться к их столу. Из-за угрозы со стороны духов и привидений всю еду, купленную или принесенную извне, также необходимо вечером сжечь. [ 29 ]
Ежегодно под руководством шамана темуанцы проводят фестиваль савай — древний ритуал исцеления земли, во время которого почитают своих предков и пытаются успокоить духов-хранителей. [ 18 ]
В конце каждого года темуанцы отмечают самый большой праздник темуанской общины — Айк Гаяк Муян (День предков). Это происходит в конце декабря - начале января, после сбора урожая и фруктов. В каждой деревне своя дата праздника. Люди собираются на пир, чтобы поблагодарить своего Бога и предков за урожай, который они выращивают, и за мирную жизнь, которую они прожили. [ 30 ]
В 1970-х годах Малайзия начала политику обращения оранг-асли в ислам . Сначала вялотекущая, но она усилилась в 1980-е годы, а в 1990-е годы начались программы исламизации ( даква ), когда специально обученные мусульманские миссионеры действуют в общинах коренных народов, а также в молитвенных залах ( сурау ), открытых в каждом селе. В рамках программы даквы также осуществлялась политика «позитивной дискриминации» новообращенных мусульман путем поощрения материальными благами, льготами в сфере образования и продвижения по службе на государственной службе. Целью этой политики было облегчить ассимиляцию оранг-асли в малайскую общину. Однако результаты даквы не были впечатляющими. Особенно они были неэффективны в условиях темуанских поселений. Процент мусульман среди оранг-асли в 1997 году составлял 11,1% в Селангоре, 9,2% в Негери-Сембилане и 14,0% в Малакке. При этом процентное соотношение среди мусульман-темуанцев составило 1928 человек, в том числе 976 человек в штате Селангор, 592 человека в штате Негери-Сембилан, 241 человек в штате Паханг, 118 человек в штате Мелака и один человек в штате Джохор. [ 5 ]
Хотя сегодня темуанцы в основном придерживаются своих анимистических убеждений, остальные в настоящее время в значительной степени обратились либо в христианство , либо в ислам . [ 2 ] Это особенно происходит, когда темуанцы вступают в брак с людьми, не принадлежащими к их этнической группе, будь то малайцы , китайцы или другие этнические группы страны . [ 31 ] [ 32 ]
Миф о потопе
[ редактировать ]
Тысячи лет назад многие темуанцы умерли из-за того, что совершили «Селау» (грехи, которые разозлили бога и их предков; как его также называют Талан на языке Семак Бери). [ 33 ] ). Их бог послал наказание «Селау» в виде великого наводнения, которое в тот день утопило всех темуанских грешников. Только двое из темуанцев, по имени Мамак и Инак Бунгсук, выжили в тот день, забравшись на дерево Иглвуд в Гунунг Раджа (Королевская гора), расположенном на границе штатов Селангор и Паханг. [ 18 ] Там была темуанская деревня под названием Кампунг Оранг Асли Пертак. Мамак и Инак Бунгсук выжили, потому что у них была чарующая мантра или заклинание, помогающее ослабить шторм «Селау» . [ 27 ] Гунунг Гаджак (Гунунг Раджа, Паханг, Малайзия) стал местом рождения и прародиной племени Теман. [ 34 ]
Мамак Бунгсук (Адам) и Инак Бунгсук (Ева) — темуанские аналоги Адама и Евы в мифе о рождении человечества. [ 18 ]
Культура
[ редактировать ]Торжества
[ редактировать ]Айк Муян (День предков)
[ редактировать ]
Темуанцы отмечают Айк Муян (День предков) в конце года и начале нового года. [ 30 ] Айк Муян чтит своего предка за то, что он подарил им хорошую жизнь и спас от Селау (шторма). [ 35 ] Празднование пройдет в разные дни с 15 декабря по 15 января.
Список мест и даты празднования Айк Гаяк Муян :
- Деревня Кемпас Пулау Оранг Асли, Селангор : каждое 29 декабря.
- Деревня коренных народов Сунгай Мелут, Денгкил , Селангор : каждое 30 декабря.
- Деревня коренных народов Букит Тадом, Селангор : каждое 31 декабря.
- Orang Asli Village Puchong , Селангор : каждое 31 декабря.
- Кампунг Путра, Джелебу, Негери-Сембилан, каждое 31 декабря.
- Деревня Лангкап Оранг Асли в Танджунг-Ипохе, Негери-Сембилан : каждое 10 января.
- Деревня коренных народов Хулу Куанг, Раванг , Селангор : каждое 1 января.
- Деревня Букит Мачунг Оранг Асли, район Хулу Селангор , Селангор : каждое 9 января.
- Серендах Оранг Асли Деревня , район Хулу Селангор , Селангор : каждое 14 января.
Гого ( Богенг )
[ редактировать ]Гого ( Богэн ) — деревенский церемониальный танец. [ 36 ] Когда темуанцы поженятся, они организуют «Гого» между 8 часами вечера. до 7 утра следующего дня. Живая музыка будет играть музыку, и все жители другой деревни присоединятся к танцу.
Таможня
[ редактировать ]Некоторые традиционные суеверия, которых все еще придерживаются темуанцы:
- Уважение к старшим; Говорят, что неудача постигает тех, кто терпит неудачу в этом.
- Они не хвалят ребенка, полагая, что от этого ребенок заболеет и умрет.
- Если темуанец путешествует и выпадает небольшой дождь, он должен вставить лист в ухо, чтобы защитить себя в пути.
- Если темуан желает чего-то, чего он не может получить, он должен сказать «Пинах Хунан» и нанести слюну себе на шею, полагая, что невыполнение этого требования приведет к несчастному случаю.
- Темуан, который должен в спешке оставить еду, не съев еду, должен темпот (прикоснуться едой к коже) перед уходом, полагая, что невыполнение этого требования приведет к несчастному случаю или смерти.
- Темуанцы должны сохранять спокойствие во время грозы. Если он издаст шум, бог грома примет его за дьявола и ударит его. Темуанцы верят, что удар грома происходит, когда бог-громовержец охотится на чертей. Вот почему они должны хранить молчание; чтобы не дать богу грома нанести им удар.
- Убийцу будет преследовать призрак его жертвы.
- Держитесь подальше от места, где обитают привидения, чтобы вас не побеспокоил злой дух.
Иерархическая структура
[ редактировать ]- Внутренний , выводы лидера
- Мангку , помощник Батина (временно заменяет Батина, когда Батин уезжает из деревни)
- Дженанг , традиционный лидер
- Ментейик , советник Батина (на решение Ментейика Батин не влияет)
- Джекера , обязанность Джекеры заботиться об Энекбуа / Пн.
- Панглимак , Панглимак — вассал Иекеры.
- Акушерка/Бомо/Шаман , Находки Шамана
- Энекбуах/Пн , выводы обычных людей
Еда
[ редактировать ]Типичные темуанские блюда обычно готовятся в бамбуке. Темуанские блюда такие как: [ 37 ]
- Сом Темпояк, приготовленный с семомока (Elettariopsis slahmong) листьями
- Сладкий картофель с Пера фруктами
- Леманг
- Лепат банановый лист
- Улам (салат) с соусом чили
Традиционная медицина
[ редактировать ]Темуанцы также обладают знаниями в области традиционной медицины. Были и горожане, которые обращались за консультацией к Оранг Асли, чтобы вылечить свои болезни и проблемы. Среди болезней, которые шаман Темуан мог вылечить, такие как лихорадка, диарея, тромбоз, заболевание почек и многие другие, используя травы или лекарства животного происхождения. Примеры используемых трав: [ 38 ]
- Auricleria auricula-judae и Termitomyces clypeatus для лечения лихорадки.
- Polyalthia Bullata при диабете и для повышения либидо.
- Andrographis метельчатая при гипертонии и диабете, а ее корни - при гематохезии .
- Parkia speciosa при зубной боли, гипертонии и диабете.
Также известно, что сами темуанцы начали выращивать некоторые травы, что указывает на общие проблемы со здоровьем, с которыми они сталкиваются. Примерами таких видов, которые темуанцы выращивали вместо того, чтобы собирать их в дикой природе, являются: [ 39 ]
- Azadirachta indica для еды.
- Алоэ барбаденсис от перхоти, выпадения волос и ожогов.
- Alpinia galanga при кожных инфекциях.
- Cocos nucifera от лихорадки и кори.
- Куркума длинная от прыщей и прыщей.
- Hibiscus rosa-sinensis от седых волос.
- Zingiber officinale от лихорадки и метеоризма .
Распространенный метод применения трав у народа Темуан - пероральное употребление отвара корней, таких как Polyalthia Bullata, Andrographis метельчатая , Parkia speciosa , Zingiber officinale и многих других. [ 40 ] Другие методы применения трав включают еду, растирание, жевание, купание, мытье шампунем и припарки. У некоторых трав есть несколько способов применения своих лечебных свойств для лечения различных заболеваний. Например, отвар корня Alpinia conchigera используют в качестве шампуня для чистки головы от блох, его листья используют в качестве припарок для лечения фурункулов и послеродовых отеков на животе, а его корневище можно растирать в качестве растираний при болях в костях, а также порошок, который можно смешивать с водой в качестве припарки от болей в животе. [ 41 ]
Многие горожане также используют «Любовное зелье » ( Миньяк пенгасих , буквально означает «Любовное масло») шаманов Оранг Асли . Миньяк пенгасих — один из самых популярных предметов, получаемых от услуг шаманов Оранг Асли . Функция масла – вернуть чувства утраченных близких. [ 42 ]
Жилье
[ редактировать ]Традиционно темуанцы строили свои дома из материалов, найденных в близлежащем лесу. Сейчас традиционных домов почти не осталось. Даже в отдаленных деревнях жилье строят из деревянных брусьев и досок с использованием кирпича и извести. Деревня Темуан очень похожа на малайскую, разве что отличить ее можно только по наличию собак. [ 43 ] которых малайцам запрещено держать в качестве домашних животных. Дома обычно находятся на определенном расстоянии друг от друга.
В Деса Темуане есть два типа жилья: особняки для старшего поколения и многоквартирные дома для молодых семей. Часто дети живут с родителями и сдают их квартиры. Бывает, что какие-то дома сдаются, потом семья переезжает жить к родственникам в деревню. В Деса Темуане есть 3 магазина, общественный зал, музей, сурау , детский сад, игровая площадка, футбольное поле, начальная школа и библиотека. Большинство темуанских деревень, хотя и не все, [ 44 ] обеспечены электричеством и водоснабжением. Традиционно темуанцы использовали воду из близлежащего пруда для купания, мытья, туалета и еды; для водопровода использовались даже бамбуковые трубы.
Темуанцы продолжают смотреть на мир глазами жителя джунглей. Им сложно адаптироваться к шумной городской жизни. Они впадают в депрессию, живя в бетонном жилье, где днем может быть очень жарко, а ночью остается жарко. Им было комфортнее жить в мирной и прохладной обстановке старой деревни, где полно зеленых деревьев, защищающих их от солнечного света. К тому же там они чувствовали себя свободнее. [ 45 ]
Образование
[ редактировать ]
В традиционном сельском обществе у детей не было времени или необходимости посещать школу. От старшего поколения они научились основным жизненным навыкам, таким как строительство традиционных домов из коры деревьев с соломенной крышей и листьями, охота, посадка сельскохозяйственных культур, рыбалка, приготовление пищи и многое другое. [ 46 ] По этой причине темуанцы равнодушно относятся к формальной системе образования, хотя проживание на окраинах городских центров сделало для них доступными государственные школы, в которых в этом отношении они находятся в гораздо лучшем положении, чем другие группы оранг-асли. Большинство учеников Темуана бросают учебу после начальной школы или после трех лет обучения в средней школе. [ 45 ] Лишь небольшая часть темуанцев продолжает свое образование в колледжах и университетах.
Отсутствие образования также ограничивает их шансы получить работу. [ 25 ]
Утрата традиционных знаний
[ редактировать ]На протяжении веков народ Темуан сформировал богатую и разнообразную культуру. Но очень мало из этого было задокументировано, традиционные знания передавались устно из поколения в поколение. Устная традиция начала утрачиваться во время Второй мировой войны и чрезвычайного положения в Малайзии , когда темуанские общины подверглись принудительному переселению. Устное знание прекратилось, и к тому времени, когда темуанцы вернулись в джунгли в начале 1960-х годов, большая часть их традиций была утеряна. Процесс продолжился в связи с реализацией проектов развития и переселением темуанских общин в городские районы. Старые традиции стали ненужны поколению, родившемуся и выросшему в городской среде. [ 47 ]
Хотя поселенцы Деса Темуан все еще сохраняют темуанский язык, у них есть Комитет деревенского развития и безопасности ( Jawatankuasa Kemajuan dan Keselamatan Kampung на малайском языке, JKKK), возглавляемый традиционным лидером ток-батин , который придерживается обычных норм прав. Но традиционные обряды, танцы, кухня и даже народные игры остались в прошлом. Немногие сейчас владеют традиционным ремеслом, но эти предметы можно увидеть в местном музее. [ 45 ] Традиционная медицина также ушла в прошлое, люди больше не обращаются за лечением к дукунам , они предпочитают получать помощь в современных медицинских учреждениях, таких как поликлиники и больницы. Традиционный Новый год Каяк Муян празднуется дольше, поскольку темуанцы теперь празднуют Новый год вместе с другими малазийцами. Традиционные праздники с массовым употреблением спиртных напитков и громкими танцами не вписываются в среду городской жизни, нарушая покой соседей.
Темуанцы хорошо известны своими знаниями в области использования натуральных средств. В качестве сырья для лекарств используются десятки видов растений, а также грибы и некоторые животные. [ 38 ] Темуанцы используют их для лечения многих видов заболеваний: от ран и болей в суставах до таких серьезных недугов, как переломы костей, гипертония, диабет, лейкемия и опухоли и другие хронические заболевания. Некоторые растения собираются в лесу, некоторые выращиваются на приусадебных участках, среди них есть и приезжие растения. Большинство препаратов назначают перорально с последующим наружным применением. Наиболее распространенными способами приготовления фитопрепаратов являются отвар и порошок, полученные путем измельчения в ступке. Теперь современные лекарства стали легко доступны темуанцам. Вместо этого переселение и деградация лесов усложняют сбор лекарственных материалов в природе. Существует реальная угроза эрозии и утраты уникальных знаний народной медицины, поскольку молодые люди уже не заинтересованы в их сохранении.
Район расселения
[ редактировать ]
Некоторые из поселений, где проживают темуанцы, включают:
- Холм Тампе, Денгкиль, Сепанг , Селангор
- Деревня Сунгай Келуби, район Хулу Селангор , Селангор
- Букит Ланджан , Дамансара Пердана , Петалинг Джая , Селангор
- Кампонг Куала Пангсун, район Хулу Лангат , Селангор
- Брога , Семеных , Селангор
- Кампунг Пайя Лебар, Сунгай Луи, район Хулу Лангат , Селангор
- RPS Букит Чидинг, округ Куала-Лангат , Селангор
- RPS Куала Кубу Бхару , Селангор
- Кампунг Букит Тадом, Лабухан Даганг, Бантинг , район Куала Лангат , Селангор
- Кампунг Бусут Бару, район Куала-Лангат , Селангор
- Кампунг Гунтор, район Куала-Пила , Негери-Сембилан
- Гонг Дитч, Негери Сембилан
- Кампунг Тохор, район Джелебу , Негери-Сембилан
- Кампунг Букит Пайонг, Малакка
- Деревня Лубук Бандунг, Малакка
- Деревня коренных народов Сунгай Меринг, город Асахан , Малакка
- Деревня коренных народов Текир, Лабу , Серембан , Негери-Сембилан
- Деревня Оранг Асли Кубанг Бадак, Тебонг, район Алор Гаджа , Малакка
- Деревня аборигенов Букит Кемандол, Дженджаром , округ Куала-Лангат , Селангор
- Деревня Оранг Асли, секция 8, Ботанический парк, Шах Алам , Селангор
- Букит Кечик, район Куала-Лангат , Селангор
- Букит Перах, Бату Кикир , Джемпольский район , Негери-Сембилан
- Кампунг Путра, Дуриан Типус, Негери Сембилан
- Деревня Кемпас Пулау Оранг Асли, Бантинг , округ Куала-Лангат . Селангор
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кирк Эндикотт (2015). Коренные жители Малайзии: прошлое, настоящее и будущее оранг-асли . НУС Пресс. ISBN 978-99-716-9861-4 .
- ^ Jump up to: а б Хализа Мохд Саид, Зайнал Абидин Рамли и Сукма Дина Радин (май 2012 г.). «Расширение результатов экономической деятельности племен как достопримечательности коренных народов в Кампунг Денгкиле, Муким Сепанге, Селангоре» (PDF) . Междисциплинарный журнал современных исследований в бизнесе. п. 425 . Проверено 6 июля 2017 г.
- ^ «С. Каргер». Наследственность человека . Каргер. 1978. с. 62.
- ^ Альберто Г. Гомес (сентябрь 1982 г.). «Экологическая адаптация и изменение численности населения: семангские собиратели и темуанские садоводы в Западной Малайзии» (PDF) . Институт окружающей среды и политики Восток-Запад, Гонолулу, Гавайи . Проверено 05 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нобута Тошихиро (2009). «Жизнь на периферии: развитие и исламизация среди оранг-асли в Малайзии» (PDF) . Центр проблем Оранг Асли . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Колин Николас (2000). Оранг Асли и борьба за ресурсы. Политика, развитие и идентичность коренных народов на полуострове Малайзия (PDF) . Центр проблем Оранг Асли и Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN 87-90730-15-1 . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Основные данные/статистика» . Центр проблем Оранг Асли. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Альберто Гомес (2004). Современность и Малайзия: расселение лесных кочевников Менрака . Рутледж. ISBN 11-341-0076-0 .
- ^ М. Пол Льюис; Гэри Ф. Саймонс; Чарльз Д. Фенниг, ред. (2014). Этнолог: Языки мира, 17-е издание . SIL International ГЛОБАЛЬНЫЙ ПАБ. п. 21. ISBN 978-15-567-1332-3 .
- ^ Jump up to: а б Хафаза Абдул Карим и Амалина Хаслиса Хашим (2012). «Влияние схемы переселения на социокультурные изменения темуанской общины» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 42 : 362–373. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.04.200 .
- ^ Джеффри Бенджамин (2002). Синтия Чоу (ред.). «О племени в малайском мире» . Джеффри Бенджамин и Синтия Чоу (редакторы), Племенные сообщества в малайском мире: исторические, социальные и культурные перспективы. Лейден: Iias / Сингапур: Iseas . Международный институт азиатских исследований (Лейден) и Институт исследований Юго-Восточной Азии (Сингапур): 7–76 . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Путеводитель по Малакке, Малайзия: важная информация для бизнеса и развлечений в самом сердце Юго-Восточной Азии . Правительство штата Мелакка. 2004. с. 84. ИСБН 98-322-4109-Х .
- ^ Джеффри Бенджамин (2012). Стюарт МакГилл и Питер К. Остин (ред.). «Аслийские языки Малайзии и Таиланда: оценка» (PDF) . Языковая документация и описание, Vol. 11. С. 7–76 . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Тармиджи Масрон; Фудзимаки Масами; Норхасима Исмаил (октябрь 2013 г.). «Оранг Асли на полуострове Малайзия: население, пространственное распределение и социально-экономические условия» (PDF) . Журнал социальных и гуманитарных наук Рицумейкан . 6 (7). Университет Рицумейкан: 84.
- ^ Тармиджи Масрон; Фудзимаки Масами; Норхасима Исмаил (октябрь 2013 г.). «Оранг Асли на полуострове Малайзия: население, пространственное распределение и социально-экономические условия» (PDF) . Журнал социальных и гуманитарных наук Рицумейкан . 6 (7). Университет Рицумейкан: 81.
- ^ «Знакомьтесь, Темуан!» . Волшебная река . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Рафаэль Вонг (14 апреля 2008 г.). «Селангор может решить вопрос племени Темуан» . Звезда . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Ип Йоке Тенг (18 апреля 2009 г.). «Деревня, найденная коренными жителями поселением в подвешенном состоянии» . Звезда . Проверено 11.01.2020 .
- ^ Jump up to: а б Вильфредо Ф. Арсе и Габриэль К. Альварес, изд. (1983). Изменение численности населения в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 396. ИСБН 99-719-0256-7 .
- ^ Керниал Сингх Сандху и Пол Уитли, изд. (1983). Малакка: трансформация малайской столицы, 1400–1980 гг., Том 2 . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 412. ИСБН 99-719-0256-7 .
- ^ «Университет Сайнс Малайзия. Секция социальной антропологии». Предварительный отчет об исследовании, вопросы 4-6 . Секция социальной антропологии, Школа сравнительных социальных наук, Университет Сайнс, Малайзия. 1976. с. 226.
- ^ Уилфред Ф. Мейпл и Габриэль К. Альварес, ред. (1983). Изменение численности населения в Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. п. 412. ИСБН 01-958-0492-9 .
- ^ «Культура Бонгэн» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Станко Пелц и Миха Кодерман, изд. (2017). Природа, туризм и этническая принадлежность как движущие силы (де)маргинализации: взгляд на маргинальность с точки зрения устойчивости и развития . Спрингер. п. 152. ИСБН 978-33-195-9002-8 .
- ^ «Дискавери, Континент в Малайзии» . Проект Джошуа . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ман Эсс (2014). Легендарная история открытия: Вак Белл с Мамаком Бунгсуком . Предприятие «Голубой Кристалл».
- ^ Тан Суи Бенг (2005). «Акар Умби: Песни Дракона, самобытность коренных народов и права Темуанов на лес» . Алиран Ежемесячник . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ «Табу» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фатима Зайнал (28 апреля 2016 г.). «Как наша зависимость от ископаемого топлива вредит коренному населению» . Малайзия Кини . Проверено 11 ноября 2016 г.
- ^ «Университет Сайнс Малайзия. Секция социальной антропологии». Предварительный отчет об исследовании, вопросы 4-6 . Секция социальной антропологии, Школа сравнительных социальных наук, Университет Сайнс, Малайзия. 1976. с. 220.
- ^ А. Баер, Л. Е. Ли-Инджо, К. Б. Уэлч и А. Н. Льюис (1976). «Генетические факторы и малярия в Темуане» . Ам Джей Хум Жене . 28 (2): 179–88. ПМЦ 1684929 . ПМИД 817597 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Малая. Департамент музеев, Малайзия. Музейный отдел (1971). Журнал музеев Федерации, тома 16–23 . Департамент музеев штата Малайя. п. 6.
- ^ «Акар Умби» . Волшебная река . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ «Знакомство с темуанцами» . 2 июля 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ Бахук (23 апреля 2009 г.). "Словарь" . Находки коренных народов . Проверено 13.11.2016 .
- ^ Керри-Энн Огюстин (31 июля 2016 г.). «Добрая Земля» . Новые времена проливов . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Азлиза М.А., Онг ХК, Викинесвари С., Нурлида А. и Харон Н.В. (2012). «Этномедицинские ресурсы, используемые темуанцами в деревне Улу Куанг» (PDF ) Исследования по этномедицине . 6 . Камла-Радж, Этно Мед, 6 (1): 17–22. дои : 10.1080/09735070.2012.11886415 . S2CID 5840806 . Архивировано из оригинала (PDF) 0 января 2018 г. Получено 0 января 2018 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хин Чуи Онг, Норлия Ахмад и Пози Милоу (2011). «Традиционные лекарственные растения, используемые жителями деревни Кампунг-Теринг, Негери-Сембилан, Малайзия» (PDF) . Камла-Радж, Этно Мед, 5(3). стр. 169–173 . Проверено 02 января 2018 г.
- ^ Х.К. Онг, С. Чуа и П. Милоу (2011). «Этнолекарственные растения, используемые жителями деревни Темуан в Кампунг Джерам Кедах, Негери-Сембилан, Малайзия» (PDF ) Камла-Радж, Этно Мед, 5(2). стр. 100-1 95–100 . Получено 0 января 2018 г.
- ^ Фарида Ханум и Нурулхуда Хамза (1999). «Использование видов лекарственных растений племенем искателей леса Айер-Хитам, Селангор, полуостровная Малайзия» (PDF) . Universiti Putra Malaysia Press, Пертаника Дж. Троп. Сельское хозяйство. наук. 22(2). стр. 85–94 . Проверено 02 января 2018 г.
- ^ Кит Ли (2007). Танах Туджух: Близкие встречи с мифами о находках . Книги о серебряной рыбке. п. 74. ИСБН 978-98-332-2113-4 .
- ^ Адела С. Баер (1999). Здоровье, болезни и выживание: биомедицинский и генетический анализ оранг-асли из Малайзии . Центр проблем Оранг Асли. п. 177. ИСБН 98-340-0420-6 .
- ^ «Полевая поездка» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Винсент Тан (1 сентября 2019 г.). «Коренные племена Малайзии борются за исконную землю и права в современном мире» . Канал новостей Азия . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Лим Мэй Ли (31 марта 2015 г.). «Жить по-темуански» . ЯРОСТЬ . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Акар Умби» . Магическая река . Проверено 22 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр по проблемам оранг-асли (COAC). Архивировано 13 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- Веб-сайт поиска реальных людей
