Jump to content

Выводы людей

Выводы людей
Находки Уванга / Находки Еанга / Находки людей
Темуанцы в традиционной одежде.
Общая численность населения
19,343 (2010) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Малайзия ( Паханг , Селангор , Негери-Сембилан , Малакка , Джохор )
Языки
Поиск языка , Малайский язык , Малазийский английский
Религия
Культ предков (преимущественно) и значительная часть населения исповедуют христианство или ислам. [ 2 ]
Родственные этнические группы
Семелайский народ , [ 3 ] малайцы

Темуанский народ ( Темуан : Уванг/Эанг Темуан , малайзийский : Оранг Темуан ) — протомалайская этническая группа, проживающая в западных частях полуострова Малайзия . Их можно встретить в штатах Селангор , Паханг , Джохор , Негери-Сембилан и Малакка . темуанцы классифицируются как часть группы Оранг Асли По данным правительства Малайзии, . Они также являются одними из крупнейших (только меньших по численности населения по сравнению с народом семай и народом джакун ) и наиболее распространенным из этнических групп оранг-асли.

Внешне темуанский народ; как и другие прото-малайцы , практически неотличимы от самих малайцев . У них прямые волосы и светло-коричневая кожа, но среди темуанцев встречаются сильные индивидуальные различия. Их средний рост составляет примерно 153 см у мужчин и 142 см у женщин. [ 4 ] В культурном отношении малайцы и протомалайцы также тесно связаны.

Они говорят на темуанском языке , австронезийском языке, тесно связанном с малайским .

Демография

[ редактировать ]
Выводы ребенка.

Темуанцев можно встретить почти в каждом штате полуостровной Малайзии , но большинство из них по-прежнему проживают в сельской местности и пригородных деревнях Селангор , Негери-Сембилан , а также Паханг и Малакка . Обычно эти деревни состоят из чисто темуанцев. Традиционно темуанцы были лесными жителями. Однако с реализацией программ экономического развития переселение жителей общин Оранг Асли в новые деревни часто осуществляется правительством в пригородных районах. В городских районах темуанцы живут вместе с другими этническими группами.

Динамика численности населения темуанцев в Малайзии :

Год 1960 [ 5 ] 1965 [ 5 ] 1969 [ 5 ] 1974 [ 5 ] 1980 [ 5 ] 1991 [ 6 ] 1993 [ 6 ] 1996 [ 5 ] 2000 [ 7 ] 2003 [ 7 ] 2004 [ 8 ] 2008 [ 9 ] 2010 [ 1 ]
Население 5,241 7,221 8,631 8,698 9,449 15,057 16,020 16,020 18,560 22,162 21,512 22,700 19,343

Распределение населения темуанцев по штатам (1996 г., перепись JHEOA): - [ 5 ]

Состояние Выводы Всего Оранг Асли Процент результатов
Селангор 7,107 10,472 67.9%
Негери Сембилан 4,691 6,188 75.8%
Паханг 2,741 33,741 8.1%
Малакка 818 831 98.4%
Джохор 663 7,379 9.0%
Общий 16,020 92,529 18.0%

Несмотря на усилия правительства по модернизации образа жизни коренных народов, оранг-асли по-прежнему остаются маргинализированной группой населения страны. Уровень грамотности среди коренного населения в 1991 году составлял 43% по сравнению с 86% по стране в то время. Средняя продолжительность жизни оранг-асли составляет 53 года, а уровень бедности составил 76,9%, при этом 35,2% считаются очень бедными («крайне бедными»). [ 10 ]

Темуанцы говорят на малайском языке , а также на своем собственном языке, называемом темуанским языком или бахасак темуан . Он отличается от малайского языка, но тесно связан с ним, на котором говорят их малайские соседи. Темуанский язык принадлежит к малайской группе малайско -полинезийских языков и очень близок к стандартному малайскому языку . Его часто считают одним из малайских диалектов. Интересно, что темуанский язык ближе к стандартному малайскому, чем диалект языка минангкабау , разговорного языка малайского народа в Негери-Сембилане, поселившегося вместе с темуанским народом. [ 11 ]

По сути, это разговорный язык с несколькими диалектными вариациями. Темуан разделен на два основных диалекта, а именно беландас и мантра, которые различаются в основном с точки зрения фонологии, а также некоторой лексики, но все же взаимно понятны друг другу. Пример диалекта Темуан Беландас: диак (он/она), хаджак (только), китак (мы), тай (частица конца предложения). Пример диалекта темуанской мантры: dien (он/она), hajen (только), kiten (мы), tea (частица конца предложения).

Традиционно у темуанцев нет собственной письменности. [ 12 ] Темуан в основном пишется латинским алфавитом, хотя стандартной орфографии не существует. Asyik FM , национальное радио Малайзии ежедневно вещает на языке темуан. [ 13 ] Обучение темуанцев ведется на малайском языке.

Считается, что протомалайцы прибыли на Малайский полуостров морским путем примерно за 2000 г. до н.э. [ 14 ] К V веку нашей эры оранг-асли уже были поставщиками продуктов джунглей в международные торговые сети. [ 15 ]

Популярная народная история народа Темуанцев во многих вариациях повествует о двух братьях, участвовавших в собирании земных племен во «времена благодати, когда люди понимали язык животных». По пути домой разразился шторм и перевернул их корабль. Абангу (старшему брату) удалось схватить свой духовой пистолет до того, как корабль затонул в бурных волнах, и доплыть до берега. Адику (младшему брату) удалось спасти только священный свиток, но этого было достаточно, чтобы взять верх над Абангом. Абанг оставался охотником-собирателем, а Адик, обладая недавно приобретенными знаниями, смог узаконить религию и написать новые законы, по которым люди могли бы жить. [ 16 ]

В XI веке территория Малайского полуострова перешла под власть Малайского королевства Шривиджая с центром в Палембанге ( Южная Суматра ). После разгрома Шривиджая яванским Маджапахитом в 13 веке последний взял власть над полуостровом. В конце 14 века малайцы, пришедшие с Суматры , основали на побережье торговые поселения. Среди них было королевство Малаккский султанат , которое вскоре стало ведущим государством региона. После захвата Малакки Португальской империей малайские правители перебрались в Джохор . Ключевым моментом в истории полуострова стало принятие ислама султаном Малакки в начале 15 века.

Во времена возникновения малайцев община темуанцев проживала на территории современного штата Негери-Сембилан и прилегающих к нему территорий. Основой их хозяйственной деятельности было выращивание орошаемого риса. Местные крестьяне использовали сложные методы орошения полей. Земля принадлежала местным общинам, которыми руководил батин – глава села. В то же время у темуанцев уже были свои политические структуры или протогосударственные образования. Малайцы называют аборигенов Джакунсом, Бидуандой, Мантрами, Оранг Букитом или Сакаисом.

В конце концов, малайское население постепенно распространилось во внутренние районы страны. В Негери-Сембилане эти мигранты состояли в основном из народа минангкабау с Западной Суматры . Колонизуя новые земли, они заключают соглашения с местными батинами. Посредством смешанных браков Минангкабау получили право наследовать власть. На территории Негери-Сембилан возникают княжества Минангкабау как правящие династии, корни которых восходят к местным батинам. Древняя история региона сохранилась в устных преданиях, которые передавались из поколения в поколение. Жители Негери-Сембилана знали, что сначала они находились под подчинением правителей Маджапахита, затем султана Малакки и его преемника - султаната Джохор .

Произошла активная интеграция мигрантов Минангкабау и местных жителей, таких как Джакун, Темуан, в единую этническую группу (бидуанда), ныне известную как малайцы Негери-Сембилана. Приняв ислам, темуанцы стали малайцами. Но не все коренные жители приняли новую религию. Группы, решившие остаться язычниками, были вынуждены отступить в горные джунгли и изменить свой образ жизни. Они начали жить охотой и сбором продуктов джунглей, а также возделывали неиспользуемые сельскохозяйственные угодья . Эти группы коренных народов стали меньшинством, отвергшим ассимиляцию.

В британско-малайский колониальный период мусульмане- бедуины уже считались малайцами, а к аборигенам стали причислять коренные группы темуанцев (устаревшее официальное название оранг-асли). Аборигены определялись как первобытные люди, нуждающиеся в патерналистской заботе. Оранг Асли были замечены только во время чрезвычайного положения в Малайзии (1948-1960 гг.), когда выяснилось, что большинство из них поддерживали коммунистических повстанцев, состоящих в основном из этнических китайцев. Китайцы имели тесные контакты с аборигенами, в частности, среди темуанцев, поскольку там было много людей смешанной китайско-темуанской крови. [ 5 ] Чтобы вывести оранг-асли из-под влияния коммунистов, правительство прибегло к переселению коренных общин на контролируемые им территории. Результатом этой агрессивной акции стала смерть около трети вынужденных переселенцев из-за антисанитарных условий проживания и психологического стресса. [ 5 ] Осознав свои ошибки, правительство изменило свои методы. Оранг-асли были тогда взяты под тотальный контроль, а их деревни были превращены в форты под охраной солдат, которые также были снабжены магазинами и медицинскими учреждениями. Забота об общинах коренных народов была обязанностью специального Департамента по делам аборигенов. Среди аборигенов были сформированы « Сенои Праак» — военизированное подразделение для борьбы с коммунистами. В состав отряда входили и темуанцы.

После провозглашения независимости Малайзии и чрезвычайного положения в Малайзии Департамент по делам аборигенов был переименован в Департамент Оранг Асли ( Jabatan Orang Asli на малайском языке, JOA), а в настоящее время — в Департамент развития Оранг Асли ( Jabatan Kemajuan Orang Asli на малайском языке). , ЯКОА). Этот отдел уполномочен решать все вопросы в общинах Оранг Асли, лишая их какой-либо автономии.

Быстрое экономическое развитие Малайзии, начавшееся в 1970-х годах, потребовало земли и природных ресурсов. Правительство, часто при участии JHEOA, все чаще посягает на земли оранг-асли, зачастую игнорируя их права, которые не всегда закреплены в законодательстве. Вторжения отдельных лиц, корпораций и правительства в районы, населенные оранг-асли, участились с середины 1980-х годов и получили широкое распространение в 1990-х годах. [ 6 ] Эти процессы больше всего затронули народ темуанцев, традиционные земли которого расположены в самом сердце полуострова Малайзия, недалеко от столицы. Сообщества из зоны застройки были переселены в другие районы. Некоторые деревни, например, в Букит-Ланджане , переезжали несколько раз. [ 10 ] На новых местах правительство предоставило аборигенам жилье, землю, базовую инфраструктуру, была передана коллективная собственность на плантации, а также выплачены компенсации за потерю традиционных земель. Часто возникали конфликтные ситуации. Иногда темуанские общины обращались в суд за нарушение их прав. В 2002 году Верховный суд обязал правительство штата Селангор выплатить компенсацию темуанской общине Кампунг Букит Тампои за потерю их обычной земли, которая была частью строительства шоссе. [ 17 ]

Экономика

[ редактировать ]

Основными занятиями темуанцев являются сельское и лесное хозяйство. Основная продовольственная культура – ​​рис. Выращиваются три сорта влажного риса ( масури , пулут и малинья ), весь урожай используется для собственного потребления. Однако покупка риса в магазинах по-прежнему необходима, поскольку многие семьи не получают достаточного количества риса со своих полей. Выращиваются также каучук и другие товарные культуры. Большинство оранг-асли владеют плантациями каучука, пальмового масла или какао. Продажа каучука обеспечивает этим людям большую часть денежного дохода. Они также продают некоторые продукты джунглей ( дуриан , петай , ротанг, бамбук), которые собирают в джунглях. [ 18 ] Помимо риса они также покупают табак, одежду и другие предметы роскоши.

Основная экономическая совокупность народа Темуана аналогична малайской. В какой-то степени эти соседние общины являются конкурентами, и по этой причине между ними действительно существует вражда. В прошлом между ними были драки и акты насилия. Несмотря на такую ​​ситуацию, темуанцы торгуют с малайцами.

Помимо основной фермы, темуанцы разводят сады на своих задних дворах, где выращивают разнообразные овощи и тропические фрукты. Деревни Темуана обычно расположены недалеко от джунглей. Сбор продуктов джунглей приносит темуанцам доход, а также является дополнительным источником еды. Помимо дикорастущих фруктов, заготавливают лекарственные растения, а также древесину для строительства. В джунглях также охотятся на кабанов, оленей, обезьян, варанов, дикобразов и других животных и птиц. Они также ловят рыбу в близлежащих реках.

Некоторые темуанцы, в основном представители молодого поколения, работают в соседних городах. В поселке Деса Темуан; Расположенный на окраине Петалинг-Джая , жители сдают свои дома иностранным работникам. [ 19 ] Среди оранг-асли есть образованные люди, работающие в государственном секторе, но большинство из них по-прежнему придерживаются традиционного образа мышления и образа жизни.

Общество

[ редактировать ]
найден мужчина В Джохоле , Негери Сембилан .

Темуанцы живут автономными сельскими общинами, состоящими из нуклеарных семей численностью от 50 до 500 человек.

Темуанские сообщества имеют сложную иерархию. Их возглавляет батин (сельский староста); самый уважаемый человек в обществе, которого считают человеком сильной личности, с обширными знаниями и опытом, честным и справедливым. Он — высший советчик, последнее средство. Батину . приписывают также сверхъестественные способности, и люди обращаются к нему не только за советом, но и за магическими средствами от мелких недугов Крестьянам приходилось отдавать батину небольшую часть урожая риса, а также крупную дичь. Должность батина обычно наследует старший сын, но если он не обладает чертами лидера, на его место может быть выбран кто-то другой. [ 20 ]

Помощником батина в управлении являются его заместитель пеманку (заместитель старосты села; в его обязанности входит раздел дичи, добытой на охоте), второй заместитель женанг и его помощник джекара ; последние двое организуют и контролируют коллективную работу. Пенгулу балай (заведующий залом) занимается организацией совместных праздников и торжеств. В темуанских общинах также есть несколько панглим , состоящих из бывших военачальников, возглавлявших группы солдат для защиты определенного участка деревни. [ 20 ]

Основной социальной ячейкой темуанского общества обычно являются нуклеарная семья или супружеские семейные ячейки. [ 21 ] Обычно большинство семей в одном селе связаны семейными и родственными (связанными через брак) узами. Рядом дома близких родственников. Нуклеарная семья также является основной экономической единицей темуанского общества. [ 22 ] У каждой семьи есть своя каучуковая плантация, рисовое поле и фруктовый сад. Дети во всем помогают своим родителям.

Установление родства ведется как по отцовской, так и по материнской линии. Многоженство не запрещено, но встречается очень редко. [ 23 ] Брак у темуанцев по большей части экзогенный, ментеры помогают расширить границы поиска супруга, за счет тесной связи между несколькими деревнями, что характерно для темуанских общин. Хотя темуанцы живут в тесном контакте с малайцами, китайцами и индийцами, смешанных браков практически не существует.

Несмотря на существенные изменения в своей жизни, темуанцы продолжают смотреть на мир глазами жителей джунглей. Им сложно адаптироваться к городской жизни. Даже после переселения в город они сохраняют родоплеменную структуру, придерживаясь традиционного образа жизни. У темуанского народа неоднозначное восприятие происходящих социокультурных и экономических изменений. Хотя люди в целом удовлетворены современными условиями жизни, они также недовольны утратой своей традиционной культуры.

Молодое поколение предпочитает жить современной жизнью, хочет веселиться и получать удовольствия. Красочная жизнь, которую они видят вокруг себя, является постоянным искушением. Многих молодых оранг-асли, особенно темуанцев, привлекает культура Бонгенг , где молодым людям по случаю свадьбы предлагают много бесплатной еды и они не спят всю ночь под современную музыку. [ 24 ]

Программа переселения ускорила процесс модернизации темуанского народа в плане электроснабжения, общественного транспорта, современного здравоохранения, но в то же время в новых условиях темуанский народ становится маргинализованным слоем общества. Из-за отсутствия квалификации они сталкиваются с трудностями в получении хорошей и стабильной работы. Они не экономят деньги, поскольку являются безрассудными транжирами. Серьезной проблемой стал и алкоголизм, а нехватка денег провоцирует людей на воровство. Другие серьезные социальные проблемы также включают азартные игры и незаконные скачки. [ 25 ]

Темуанцы верят, что у каждого места, реки и океана в этом мире есть свой хранитель.

Большинство темуанцев (64,2%) исповедуют традиционные верования, 30% мусульмане, 5,8% христиане. [ 26 ] Традиционная религия ( адат пепати ) является частью их культуры.

Основная традиционная вера темуанцев заключается в том, что их Бог и предки всегда присутствуют рядом с ними, охраняя их безопасность. называет Тухан Веру в существование высшего бога народ Темуанцев (Бог) поместил их на землю ( Тана Туджух ) . Темуанцы верят, что Муянг в качестве хранителей тропического леса и что, если они не выполнят свой священный долг, весь мир перевернется с ног на голову и человечество погибнет. [ 27 ]

Темуанцы также верят, что весь мир населен призраками и духами ханту и джиннов . Каждое из этих сверхъестественных существ имеет свои территории и наделено определёнными качествами. Каждая река, холм, ручей, камень, дерево и куст одушевлены духом-хранителем. Реки охраняют драконы ( наги ) и змеи ( улар ), которые часто устраивают хаос, если их дома осквернены. Поэтому ко всем этим предметам темуанцы относились с большим уважением. Самая почитаемая из них — священная для темуанцев гора Гунунг Раджа («Гора правителя»), расположенная на границе Селангора и Паханга. Древняя темуанская легенда гласит, что именно на этой горе скрылись их предки во время Великого потопа , уничтожившего остальное человечество. [ 18 ]

Культура Темуанцев отражает их веру в этих духов природы. Их анимизм принимает форму табу , лекарственных трав, ритуальных церемоний и магии. У них есть дукун (народные целители) и деревенский бомох ( шаман ), который в состоянии транса общается с духами природы. Именно шаман возглавляет племя на ежегодном савай или севанге — древнем ритуале исцеления земли, призванном почтить память предков и умилостивить духов-хранителей. [ 28 ] В случае заболеваний и стихийных бедствий; которые, по мнению темуанцев, вызваны действиями злых духов, темуанцы также будут искать дукун или бомо, чтобы вылечить эту болезнь. Народный целитель дает больному лекарство на травах и в трансе совершает специальные обряды, обращающие действие духов. Темуанцы отличают своих шаманов по силе. Народные целители также оказывают услуги посторонним, но за деньги.

В верованиях Темуа также существуют различные табу, связанные с призраками и демонами. Лойок , злая птица, летающая вечером, вызывает болезни и смерть. Поэтому людям следует оставаться в это время дома и не выходить на улицу. Другая птица, Келонг Куат, действует как посланник из царства мертвых. Когда люди слышат звук этой птицы, они знают, что кто-то умер. Темуанцы не могут убить человека, иначе призрак убитого будет преследовать убийцу. Каждую ночь темуанцы зажигают во дворе огонь, чтобы отогнать злых духов и привидений; этой практики они продолжают придерживаться даже в городе. Во время обеда или ужина люди бросают немного еды злым духам в открытые двери или окна, чтобы они не смогли присоединиться к их столу. Из-за угрозы со стороны духов и привидений всю еду, купленную или принесенную извне, также необходимо вечером сжечь. [ 29 ]

Ежегодно под руководством шамана темуанцы проводят фестиваль савай — древний ритуал исцеления земли, во время которого почитают своих предков и пытаются успокоить духов-хранителей. [ 18 ]

В конце каждого года темуанцы отмечают самый большой праздник темуанской общины — Айк Гаяк Муян (День предков). Это происходит в конце декабря - начале января, после сбора урожая и фруктов. В каждой деревне своя дата праздника. Люди собираются на пир, чтобы поблагодарить своего Бога и предков за урожай, который они выращивают, и за мирную жизнь, которую они прожили. [ 30 ]

В 1970-х годах Малайзия начала политику обращения оранг-асли в ислам . Сначала вялотекущая, но она усилилась в 1980-е годы, а в 1990-е годы начались программы исламизации ( даква ), когда специально обученные мусульманские миссионеры действуют в общинах коренных народов, а также в молитвенных залах ( сурау ), открытых в каждом селе. В рамках программы даквы также осуществлялась политика «позитивной дискриминации» новообращенных мусульман путем поощрения материальными благами, льготами в сфере образования и продвижения по службе на государственной службе. Целью этой политики было облегчить ассимиляцию оранг-асли в малайскую общину. Однако результаты даквы не были впечатляющими. Особенно они были неэффективны в условиях темуанских поселений. Процент мусульман среди оранг-асли в 1997 году составлял 11,1% в Селангоре, 9,2% в Негери-Сембилане и 14,0% в Малакке. При этом процентное соотношение среди мусульман-темуанцев составило 1928 человек, в том числе 976 человек в штате Селангор, 592 человека в штате Негери-Сембилан, 241 человек в штате Паханг, 118 человек в штате Мелака и один человек в штате Джохор. [ 5 ]

Хотя сегодня темуанцы в основном придерживаются своих анимистических убеждений, остальные в настоящее время в значительной степени обратились либо в христианство , либо в ислам . [ 2 ] Это особенно происходит, когда темуанцы вступают в брак с людьми, не принадлежащими к их этнической группе, будь то малайцы , китайцы или другие этнические группы страны . [ 31 ] [ 32 ]

Миф о потопе

[ редактировать ]
Иллюстрация Мамака и Инака Бунгсука, отца-основателя и матери народа Темуан.

Тысячи лет назад многие темуанцы умерли из-за того, что совершили «Селау» (грехи, которые разозлили бога и их предков; как его также называют Талан на языке Семак Бери). [ 33 ] ). Их бог послал наказание «Селау» в виде великого наводнения, которое в тот день утопило всех темуанских грешников. Только двое из темуанцев, по имени Мамак и Инак Бунгсук, выжили в тот день, забравшись на дерево Иглвуд в Гунунг Раджа (Королевская гора), расположенном на границе штатов Селангор и Паханг. [ 18 ] Там была темуанская деревня под названием Кампунг Оранг Асли Пертак. Мамак и Инак Бунгсук выжили, потому что у них была чарующая мантра или заклинание, помогающее ослабить шторм «Селау» . [ 27 ] Гунунг Гаджак (Гунунг Раджа, Паханг, Малайзия) стал местом рождения и прародиной племени Теман. [ 34 ]

Мамак Бунгсук (Адам) и Инак Бунгсук (Ева) — темуанские аналоги Адама и Евы в мифе о рождении человечества. [ 18 ]

Культура

[ редактировать ]

Торжества

[ редактировать ]

Айк Муян (День предков)

[ редактировать ]
Выводы дня предков.

Темуанцы отмечают Айк Муян (День предков) в конце года и начале нового года. [ 30 ] Айк Муян чтит своего предка за то, что он подарил им хорошую жизнь и спас от Селау (шторма). [ 35 ] Празднование пройдет в разные дни с 15 декабря по 15 января.

Список мест и даты празднования Айк Гаяк Муян :

Гого ( Богенг )

[ редактировать ]

Гого ( Богэн ) — деревенский церемониальный танец. [ 36 ] Когда темуанцы поженятся, они организуют «Гого» между 8   часами вечера. до 7   утра следующего дня. Живая музыка будет играть музыку, и все жители другой деревни присоединятся к танцу.

Некоторые традиционные суеверия, которых все еще придерживаются темуанцы:

  1. Уважение к старшим; Говорят, что неудача постигает тех, кто терпит неудачу в этом.
  2. Они не хвалят ребенка, полагая, что от этого ребенок заболеет и умрет.
  3. Если темуанец путешествует и выпадает небольшой дождь, он должен вставить лист в ухо, чтобы защитить себя в пути.
  4. Если темуан желает чего-то, чего он не может получить, он должен сказать «Пинах Хунан» и нанести слюну себе на шею, полагая, что невыполнение этого требования приведет к несчастному случаю.
  5. Темуан, который должен в спешке оставить еду, не съев еду, должен темпот (прикоснуться едой к коже) перед уходом, полагая, что невыполнение этого требования приведет к несчастному случаю или смерти.
  6. Темуанцы должны сохранять спокойствие во время грозы. Если он издаст шум, бог грома примет его за дьявола и ударит его. Темуанцы верят, что удар грома происходит, когда бог-громовержец охотится на чертей. Вот почему они должны хранить молчание; чтобы не дать богу грома нанести им удар.
  7. Убийцу будет преследовать призрак его жертвы.
  8. Держитесь подальше от места, где обитают привидения, чтобы вас не побеспокоил злой дух.

Иерархическая структура

[ редактировать ]
  1. Внутренний , выводы лидера
  2. Мангку , помощник Батина (временно заменяет Батина, когда Батин уезжает из деревни)
  3. Дженанг , традиционный лидер
  4. Ментейик , советник Батина (на решение Ментейика Батин не влияет)
  5. Джекера , обязанность Джекеры заботиться об Энекбуа / Пн.
  6. Панглимак , Панглимак — вассал Иекеры.
  7. Акушерка/Бомо/Шаман , Находки Шамана
  8. Энекбуах/Пн , выводы обычных людей

Типичные темуанские блюда обычно готовятся в бамбуке. Темуанские блюда такие как: [ 37 ]

Традиционная медицина

[ редактировать ]

Темуанцы также обладают знаниями в области традиционной медицины. Были и горожане, которые обращались за консультацией к Оранг Асли, чтобы вылечить свои болезни и проблемы. Среди болезней, которые шаман Темуан мог вылечить, такие как лихорадка, диарея, тромбоз, заболевание почек и многие другие, используя травы или лекарства животного происхождения. Примеры используемых трав: [ 38 ]

Также известно, что сами темуанцы начали выращивать некоторые травы, что указывает на общие проблемы со здоровьем, с которыми они сталкиваются. Примерами таких видов, которые темуанцы выращивали вместо того, чтобы собирать их в дикой природе, являются: [ 39 ]

Распространенный метод применения трав у народа Темуан - пероральное употребление отвара корней, таких как Polyalthia Bullata, Andrographis метельчатая , Parkia speciosa , Zingiber officinale и многих других. [ 40 ] Другие методы применения трав включают еду, растирание, жевание, купание, мытье шампунем и припарки. У некоторых трав есть несколько способов применения своих лечебных свойств для лечения различных заболеваний. Например, отвар корня Alpinia conchigera используют в качестве шампуня для чистки головы от блох, его листья используют в качестве припарок для лечения фурункулов и послеродовых отеков на животе, а его корневище можно растирать в качестве растираний при болях в костях, а также порошок, который можно смешивать с водой в качестве припарки от болей в животе. [ 41 ]

Многие горожане также используют «Любовное зелье » ( Миньяк пенгасих , буквально означает «Любовное масло») шаманов Оранг Асли . Миньяк пенгасих — один из самых популярных предметов, получаемых от услуг шаманов Оранг Асли . Функция масла – вернуть чувства утраченных близких. [ 42 ]

Традиционно темуанцы строили свои дома из материалов, найденных в близлежащем лесу. Сейчас традиционных домов почти не осталось. Даже в отдаленных деревнях жилье строят из деревянных брусьев и досок с использованием кирпича и извести. Деревня Темуан очень похожа на малайскую, разве что отличить ее можно только по наличию собак. [ 43 ] которых малайцам запрещено держать в качестве домашних животных. Дома обычно находятся на определенном расстоянии друг от друга.

В Деса Темуане есть два типа жилья: особняки для старшего поколения и многоквартирные дома для молодых семей. Часто дети живут с родителями и сдают их квартиры. Бывает, что какие-то дома сдаются, потом семья переезжает жить к родственникам в деревню. В Деса Темуане есть 3 магазина, общественный зал, музей, сурау , детский сад, игровая площадка, футбольное поле, начальная школа и библиотека. Большинство темуанских деревень, хотя и не все, [ 44 ] обеспечены электричеством и водоснабжением. Традиционно темуанцы использовали воду из близлежащего пруда для купания, мытья, туалета и еды; для водопровода использовались даже бамбуковые трубы.

Темуанцы продолжают смотреть на мир глазами жителя джунглей. Им сложно адаптироваться к шумной городской жизни. Они впадают в депрессию, живя в бетонном жилье, где днем ​​может быть очень жарко, а ночью остается жарко. Им было комфортнее жить в мирной и прохладной обстановке старой деревни, где полно зеленых деревьев, защищающих их от солнечного света. К тому же там они чувствовали себя свободнее. [ 45 ]

Образование

[ редактировать ]
Темуанский ребенок из Кампунг Букит Паюнг, Малакка .

В традиционном сельском обществе у детей не было времени или необходимости посещать школу. От старшего поколения они научились основным жизненным навыкам, таким как строительство традиционных домов из коры деревьев с соломенной крышей и листьями, охота, посадка сельскохозяйственных культур, рыбалка, приготовление пищи и многое другое. [ 46 ] По этой причине темуанцы равнодушно относятся к формальной системе образования, хотя проживание на окраинах городских центров сделало для них доступными государственные школы, в которых в этом отношении они находятся в гораздо лучшем положении, чем другие группы оранг-асли. Большинство учеников Темуана бросают учебу после начальной школы или после трех лет обучения в средней школе. [ 45 ] Лишь небольшая часть темуанцев продолжает свое образование в колледжах и университетах.

Отсутствие образования также ограничивает их шансы получить работу. [ 25 ]

Утрата традиционных знаний

[ редактировать ]

На протяжении веков народ Темуан сформировал богатую и разнообразную культуру. Но очень мало из этого было задокументировано, традиционные знания передавались устно из поколения в поколение. Устная традиция начала утрачиваться во время Второй мировой войны и чрезвычайного положения в Малайзии , когда темуанские общины подверглись принудительному переселению. Устное знание прекратилось, и к тому времени, когда темуанцы вернулись в джунгли в начале 1960-х годов, большая часть их традиций была утеряна. Процесс продолжился в связи с реализацией проектов развития и переселением темуанских общин в городские районы. Старые традиции стали ненужны поколению, родившемуся и выросшему в городской среде. [ 47 ]

Хотя поселенцы Деса Темуан все еще сохраняют темуанский язык, у них есть Комитет деревенского развития и безопасности ( Jawatankuasa Kemajuan dan Keselamatan Kampung на малайском языке, JKKK), возглавляемый традиционным лидером ток-батин , который придерживается обычных норм прав. Но традиционные обряды, танцы, кухня и даже народные игры остались в прошлом. Немногие сейчас владеют традиционным ремеслом, но эти предметы можно увидеть в местном музее. [ 45 ] Традиционная медицина также ушла в прошлое, люди больше не обращаются за лечением к дукунам , они предпочитают получать помощь в современных медицинских учреждениях, таких как поликлиники и больницы. Традиционный Новый год Каяк Муян празднуется дольше, поскольку темуанцы теперь празднуют Новый год вместе с другими малазийцами. Традиционные праздники с массовым употреблением спиртных напитков и громкими танцами не вписываются в среду городской жизни, нарушая покой соседей.

Темуанцы хорошо известны своими знаниями в области использования натуральных средств. В качестве сырья для лекарств используются десятки видов растений, а также грибы и некоторые животные. [ 38 ] Темуанцы используют их для лечения многих видов заболеваний: от ран и болей в суставах до таких серьезных недугов, как переломы костей, гипертония, диабет, лейкемия и опухоли и другие хронические заболевания. Некоторые растения собираются в лесу, некоторые выращиваются на приусадебных участках, среди них есть и приезжие растения. Большинство препаратов назначают перорально с последующим наружным применением. Наиболее распространенными способами приготовления фитопрепаратов являются отвар и порошок, полученные путем измельчения в ступке. Теперь современные лекарства стали легко доступны темуанцам. Вместо этого переселение и деградация лесов усложняют сбор лекарственных материалов в природе. Существует реальная угроза эрозии и утраты уникальных знаний народной медицины, поскольку молодые люди уже не заинтересованы в их сохранении.

Район расселения

[ редактировать ]
Географическое положение Поиска людей и других общин Оранг Асли на полуострове Малайзия .

Некоторые из поселений, где проживают темуанцы, включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кирк Эндикотт (2015). Коренные жители Малайзии: прошлое, настоящее и будущее оранг-асли . НУС Пресс. ISBN  978-99-716-9861-4 .
  2. ^ Jump up to: а б Хализа Мохд Саид, Зайнал Абидин Рамли и Сукма Дина Радин (май 2012 г.). «Расширение результатов экономической деятельности племен как достопримечательности коренных народов в Кампунг Денгкиле, Муким Сепанге, Селангоре» (PDF) . Междисциплинарный журнал современных исследований в бизнесе. п. 425 . Проверено 6 июля 2017 г.
  3. ^ «С. Каргер». Наследственность человека . Каргер. 1978. с. 62.
  4. ^ Альберто Г. Гомес (сентябрь 1982 г.). «Экологическая адаптация и изменение численности населения: семангские собиратели и темуанские садоводы в Западной Малайзии» (PDF) . Институт окружающей среды и политики Восток-Запад, Гонолулу, Гавайи . Проверено 05 января 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нобута Тошихиро (2009). «Жизнь на периферии: развитие и исламизация среди оранг-асли в Малайзии» (PDF) . Центр проблем Оранг Асли . Проверено 19 января 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Колин Николас (2000). Оранг Асли и борьба за ресурсы. Политика, развитие и идентичность коренных народов на полуострове Малайзия (PDF) . Центр проблем Оранг Асли и Международная рабочая группа по делам коренных народов. ISBN  87-90730-15-1 . Проверено 19 января 2018 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Основные данные/статистика» . Центр проблем Оранг Асли. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 г. Проверено 19 января 2018 г.
  8. ^ Альберто Гомес (2004). Современность и Малайзия: расселение лесных кочевников Менрака . Рутледж. ISBN  11-341-0076-0 .
  9. ^ М. Пол Льюис; Гэри Ф. Саймонс; Чарльз Д. Фенниг, ред. (2014). Этнолог: Языки мира, 17-е издание . SIL International ГЛОБАЛЬНЫЙ ПАБ. п. 21. ISBN  978-15-567-1332-3 .
  10. ^ Jump up to: а б Хафаза Абдул Карим и Амалина Хаслиса Хашим (2012). «Влияние схемы переселения на социокультурные изменения темуанской общины» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 42 : 362–373. дои : 10.1016/j.sbspro.2012.04.200 .
  11. ^ Джеффри Бенджамин (2002). Синтия Чоу (ред.). «О племени в малайском мире» . Джеффри Бенджамин и Синтия Чоу (редакторы), Племенные сообщества в малайском мире: исторические, социальные и культурные перспективы. Лейден: Iias / Сингапур: Iseas . Международный институт азиатских исследований (Лейден) и Институт исследований Юго-Восточной Азии (Сингапур): 7–76 . Проверено 6 мая 2020 г.
  12. ^ Путеводитель по Малакке, Малайзия: важная информация для бизнеса и развлечений в самом сердце Юго-Восточной Азии . Правительство штата Мелакка. 2004. с. 84. ИСБН  98-322-4109-Х .
  13. ^ Джеффри Бенджамин (2012). Стюарт МакГилл и Питер К. Остин (ред.). «Аслийские языки Малайзии и Таиланда: оценка» (PDF) . Языковая документация и описание, Vol. 11. С. 7–76 . Проверено 6 мая 2020 г.
  14. ^ Тармиджи Масрон; Фудзимаки Масами; Норхасима Исмаил (октябрь 2013 г.). «Оранг Асли на полуострове Малайзия: население, пространственное распределение и социально-экономические условия» (PDF) . Журнал социальных и гуманитарных наук Рицумейкан . 6 (7). Университет Рицумейкан: 84.
  15. ^ Тармиджи Масрон; Фудзимаки Масами; Норхасима Исмаил (октябрь 2013 г.). «Оранг Асли на полуострове Малайзия: население, пространственное распределение и социально-экономические условия» (PDF) . Журнал социальных и гуманитарных наук Рицумейкан . 6 (7). Университет Рицумейкан: 81.
  16. ^ «Знакомьтесь, Темуан!» . Волшебная река . Проверено 7 января 2020 г.
  17. ^ Рафаэль Вонг (14 апреля 2008 г.). «Селангор может решить вопрос племени Темуан» . Звезда . Проверено 10 мая 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и «История» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 22 мая 2020 г.
  19. ^ Ип Йоке Тенг (18 апреля 2009 г.). «Деревня, найденная коренными жителями поселением в подвешенном состоянии» . Звезда . Проверено 11.01.2020 .
  20. ^ Jump up to: а б Вильфредо Ф. Арсе и Габриэль К. Альварес, изд. (1983). Изменение численности населения в Юго-Восточной Азии . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 396. ИСБН  99-719-0256-7 .
  21. ^ Керниал Сингх Сандху и Пол Уитли, изд. (1983). Малакка: трансформация малайской столицы, 1400–1980 гг., Том 2 . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 412. ИСБН  99-719-0256-7 .
  22. ^ «Университет Сайнс Малайзия. Секция социальной антропологии». Предварительный отчет об исследовании, вопросы 4-6 . Секция социальной антропологии, Школа сравнительных социальных наук, Университет Сайнс, Малайзия. 1976. с. 226.
  23. ^ Уилфред Ф. Мейпл и Габриэль К. Альварес, ред. (1983). Изменение численности населения в Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. п. 412. ИСБН  01-958-0492-9 .
  24. ^ «Культура Бонгэн» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 15 мая 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б Станко Пелц и Миха Кодерман, изд. (2017). Природа, туризм и этническая принадлежность как движущие силы (де)маргинализации: взгляд на маргинальность с точки зрения устойчивости и развития . Спрингер. п. 152. ИСБН  978-33-195-9002-8 .
  26. ^ «Дискавери, Континент в Малайзии» . Проект Джошуа . Проверено 19 мая 2020 г.
  27. ^ Jump up to: а б Ман Эсс (2014). Легендарная история открытия: Вак Белл с Мамаком Бунгсуком . Предприятие «Голубой Кристалл».
  28. ^ Тан Суи Бенг (2005). «Акар Умби: Песни Дракона, самобытность коренных народов и права Темуанов на лес» . Алиран Ежемесячник . Проверено 13 ноября 2016 г.
  29. ^ «Табу» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 19 мая 2020 г.
  30. ^ Jump up to: а б Фатима Зайнал (28 апреля 2016 г.). «Как наша зависимость от ископаемого топлива вредит коренному населению» . Малайзия Кини . Проверено 11 ноября 2016 г.
  31. ^ «Университет Сайнс Малайзия. Секция социальной антропологии». Предварительный отчет об исследовании, вопросы 4-6 . Секция социальной антропологии, Школа сравнительных социальных наук, Университет Сайнс, Малайзия. 1976. с. 220.
  32. ^ А. Баер, Л. Е. Ли-Инджо, К. Б. Уэлч и А. Н. Льюис (1976). «Генетические факторы и малярия в Темуане» . Ам Джей Хум Жене . 28 (2): 179–88. ПМЦ   1684929 . ПМИД   817597 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  33. ^ Малая. Департамент музеев, Малайзия. Музейный отдел (1971). Журнал музеев Федерации, тома 16–23 . Департамент музеев штата Малайя. п. 6.
  34. ^ «Акар Умби» . Волшебная река . Проверено 12 ноября 2016 г.
  35. ^ «Знакомство с темуанцами» . 2 июля 2018 года . Проверено 21 сентября 2018 г.
  36. ^ Бахук (23 апреля 2009 г.). "Словарь" . Находки коренных народов . Проверено 13.11.2016 .
  37. ^ Керри-Энн Огюстин (31 июля 2016 г.). «Добрая Земля» . Новые времена проливов . Проверено 12 ноября 2016 г.
  38. ^ Jump up to: а б Азлиза М.А., Онг ХК, Викинесвари С., Нурлида А. и Харон Н.В. (2012). «Этномедицинские ресурсы, используемые темуанцами в деревне Улу Куанг» (PDF ) Исследования по этномедицине . 6 . Камла-Радж, Этно Мед, 6 (1): 17–22. дои : 10.1080/09735070.2012.11886415 . S2CID   5840806 . Архивировано из оригинала (PDF) 0 января 2018 г. Получено 0 января 2018 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  39. ^ Хин Чуи Онг, Норлия Ахмад и Пози Милоу (2011). «Традиционные лекарственные растения, используемые жителями деревни Кампунг-Теринг, Негери-Сембилан, Малайзия» (PDF) . Камла-Радж, Этно Мед, 5(3). стр. 169–173 . Проверено 02 января 2018 г.
  40. ^ Х.К. Онг, С. Чуа и П. Милоу (2011). «Этнолекарственные растения, используемые жителями деревни Темуан в Кампунг Джерам Кедах, Негери-Сембилан, Малайзия» (PDF ) Камла-Радж, Этно Мед, 5(2). стр. 100-1 95–100 . Получено 0 января 2018 г.
  41. ^ Фарида Ханум и Нурулхуда Хамза (1999). «Использование видов лекарственных растений племенем искателей леса Айер-Хитам, Селангор, полуостровная Малайзия» (PDF) . Universiti Putra Malaysia Press, Пертаника Дж. Троп. Сельское хозяйство. наук. 22(2). стр. 85–94 . Проверено 02 января 2018 г.
  42. ^ Кит Ли (2007). Танах Туджух: Близкие встречи с мифами о находках . Книги о серебряной рыбке. п. 74. ИСБН  978-98-332-2113-4 .
  43. ^ Адела С. Баер (1999). Здоровье, болезни и выживание: биомедицинский и генетический анализ оранг-асли из Малайзии . Центр проблем Оранг Асли. п. 177. ИСБН  98-340-0420-6 .
  44. ^ «Полевая поездка» . Веб-сайт «Находки реальных людей» . Проверено 20 мая 2020 г.
  45. ^ Jump up to: а б с Винсент Тан (1 сентября 2019 г.). «Коренные племена Малайзии борются за исконную землю и права в современном мире» . Канал новостей Азия . Проверено 23 мая 2020 г.
  46. ^ Лим Мэй Ли (31 марта 2015 г.). «Жить по-темуански» . ЯРОСТЬ . Проверено 23 мая 2020 г.
  47. ^ «Акар Умби» . Магическая река . Проверено 22 мая 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 364444a3d6e194fd3ee35772791e8199__1716156540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/99/364444a3d6e194fd3ee35772791e8199.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temuan people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)