Jump to content

Даяки в политике

Soeara Pakat газета , издаваемая политической организацией Даяк Пакат Даджак.

Даяк в политике означает участие даяков в представлении своих политических идей и интересов за пределами своего сообщества. Движение продолжает оказывать глубокое влияние на развитие Индонезии и Малайзии , особенно на Калимантане и Сараваке .

Калимантан

[ редактировать ]

Ранние движения

[ редактировать ]

Рост образованных интеллектуалов-даяков на Калимантане в начале 1900-х годов объяснялся образованием, полученным в миссионерских миссиях во внутренних районах Калимантана. [ 1 ] Миссионерское образование служило для молодежи даяков альтернативой голландским формальным школам, которые были относительно дорогими и дискриминационными по своей природе. [ 1 ] Раньше у даяков, особенно у народа нгаджу , было традиционное образовательное учреждение, известное как Куву , в котором основное внимание уделялось знанию племенных законов, устных традиций и традиционной медицины. [ 1 ] Однако эта система была зарезервирована для группы аристократов внутри племени, известного как Утус Гантунг , и не была открыта для публики. Система Куву постепенно пришла в упадок к 1823 году, поскольку миссионерская деятельность стала более заметной после присутствия немецкого миссионера по имени Бранштейн. [ 1 ] Однако рост миссионерского образования не был линейным с коэффициентом обращения. В миссионерских школах, таких как школы Дж. Ф. Беккера в 1940 году, обучались сотни учеников даяков, но только 13 человек обратились в христианство и в основном сохранили свою индуистскую народную религию Кахаринган. [ 1 ] Многие семьи даяков больше интересовались возможностью получения образования для своего собственного дела, а не религиозной целью самого миссионера. [ 1 ]

Организованное политическое представительство даяков на Калимантане впервые появилось во времена голландской администрации. Феодальные султанаты Кутай , Банджар и Понтианак занимали видное место до возникновения голландского колониального правления. Ситуация изменилась после Тумбанг-Анойского соглашения 1894 года, когда многие представители даяков собрались и отказались от любых традиций племенной войны. [ 2 ] Даяки на индонезийской стороне активно организовывались в рамках различных ассоциаций, начиная с Лиги даяков (Сарекат Даяк), созданной в 1919 году в Банджармасине , до Партай Даяк в 1940-х годах, которая является ранним пан-даякизмом в Индонезии. [ 3 ] и по сей день, когда даяки занимают ключевые позиции в правительстве. Ранние настроения пандаякизма, направленные на объединение сотен субэтнических групп даяков, позже находились под влиянием роста индонезийского национализма и поэтому часто смешивались друг с другом. [ 1 ]

Ранний деятель даяков Хаусман Бабоэ , журналист-даяк, который руководил газетой Soeara Pakat , а позже также работал в газете Sinar Borneo , был другом видного индонезийского националиста Оэмара Саида Тьокроаминото . [ 4 ] Он был главой округа Куала-Капуас в 1919 году после того, как ранее с 1905 года занимался исключительно журналистикой, а позже работал в калимантанском журнале Barita Bahalap .

Другой деятель даяков, Джордж Обус, который также получил образование у миссионера, позже продолжил свое образование в Сурабае и основал Персатуан Пемуда Калимантан (Объединение молодежи Калимантана) или ППК. Джордж Обус позже стал представителем Даяка во время Молодежной клятвы в октябре 1928 года. Индонезийский исследовательский клуб также пригласил его сформировать Partai Persatuan Bangsa Indonesia (Партия единства индонезийской нации) или PBI в июне 1928 года, а позже стал членом партии. [ 1 ] Партию возглавил Соэтомо , а позже партия стала известна как Париндра и стала одной из самых активных индонезийских партий в Фольксрааде. [ 1 ] [ 5 ]

Вторая мировая война и индонезийская национальная революция

[ редактировать ]

Жестокая резня малайских султанов, местных правителей, интеллектуалов и политиков, совершенная Императорской японской армией во время Понтианакских инцидентов 1943–1944 годов в Западном Борнео (современная провинция Западный Калимантан), создала социальные возможности для народа даяков на Западе. Политическая и административная система Калимантана в Орде-ламы эпоху Сукарно , когда поколение преимущественно малайских администраторов на Западном Борнео было утрачено во время геноцида , учиненного японцами. Правящая элита даяков в основном осталась нетронутой из-за того, что они тогда в основном располагались во внутренних районах, а также потому, что японцев не интересовала война Даяк-Деса . [ 3 ] тем самым давая лидерам даяков преимущество занять административную и политическую должность после обретения Индонезией независимости .

Пост-независимость

[ редактировать ]
Губернатор Центрального Калимантана Тджилик Ривут , на снимке бои в горах Калимантана, ок. 1940-е годы

К созданию провинции Центральный Калимантан подтолкнуло ополчение даяков Мандау Талаванг Панчасила . С другой стороны, ополчение также помогало правительству бороться с исламистским восстанием в Южном Калимантане .

На выборах в Учредительное собрание Индонезии в 1955 году Партии единства даяков удалось получить:

  • 146 054 голоса (0,4% голосов по стране)
  • 33,1% голосов в Западном Калимантане (становится второй по величине политической партией после Масджуми )
    • партия получила 9 из 29 мест в Совете народных представителей Западного Калимантана.
  • 1,5% голосов в Центральном Калимантане (партии удалось получить 6,9% голосов в районах провинции с большинством даяков)

Позднее партия была распущена после приказа тогдашнего президента Сукарно, запрещавшего создание партий по этническому принципу . Затем члены партии продолжили свою карьеру в других политических партиях. Оэваанг Оэри присоединился к Индонезийской партии (Партай Индонезия), в то время как некоторые другие присоединились к католической партии (Партай Католик).

Среди наиболее видных индонезийских политиков-даяков - Тджилик Ривут , член Центрального индонезийского национального комитета . Он был удостоен звания Национального героя Индонезии в 1998 году за большой вклад во время индонезийской национальной революции на Калимантане . Он занимал пост губернатора Центрального Калимантана в период с 1958 по 1967 год. А в 1960 году Оэваанг Оерай был назначен третьим губернатором Западного Калимантана , став первым губернатором провинции даяков. Он занимал этот пост до 1966 года. Он также известен как один из отцов-основателей Партии единства даяков в 1945 году и активно помогал Брунейскому восстанию в 1962 году в разгар конфронтации между Индонезией и Малайзией .

В составе Индонезии Калимантан теперь разделен на пять автономных провинций: Северный, Западный, Восточный, Южный и Центральный Калимантан . В соответствии с индонезийской программой переселения , которая была инициирована голландцами в 1905 году, поселенцам из густонаселенных Явы и Мадуры было предложено селиться в индонезийских провинциях Борнео. После обретения Индонезией независимости масштабные проекты по переселению населения продолжались, вызывая социальную напряженность. В 2001 году правительство Индонезии прекратило переселение яванских поселений на индонезийское Борнео. [ 6 ] Во время убийств 1965–66 годов даяки убили до 5000 китайцев и заставили выживших бежать на побережье и в лагеря. От голода погибли тысячи китайских детей младше восьми лет. Китайцы отказались дать отпор, поскольку считали себя «гостями на чужой земле» исключительно с целью торговли. [ 7 ] 75 000 выживших китайцев были вынуждены покинуть свои дома и бежали в лагеря, где их содержали в прибрежных городах. Лидеры даяков были заинтересованы в очистке всей территории от этнических китайцев. [ 8 ] В Понтианаке оказались в затруднительном положении 25 000 китайцев, живущих в грязных и грязных условиях. Им приходилось принимать грязевые ванны. [ 9 ] Резня считается «темной главой в недавней истории даяков». [ 10 ]

С 1996 по 2003 год происходили жестокие нападения на индонезийских мадурских поселенцев, включая казни мадурских трансмигрантов. Насилие включало беспорядки в Самбасе в 1999 году и конфликт в Сампите в 2001 году, в результате которого в том году погибло более 500 человек. Вместо этого индонезийские военные и местные политики поддерживали дело даяков, и многие деятели даяков использовали насилие в политических целях. [ 11 ] [ 12 ]

Даяк в Индонезии имеет легальную культурную организацию - Национальный совет по традициям даяков ( Деван Адат Даяк ). У него есть местные отделения в округах и городах вплоть до деревень, признанные законами местного самоуправления, а также военизированное крыло Батамад . [ 13 ] [ 14 ] Он пользуется относительно высокой поддержкой со стороны правительства, включая тесные связи с индонезийскими военными. [ 15 ] [ 16 ]

Доминион Брук Раджа

[ редактировать ]

Политическое представительство даяков в Сараваке очень плохо сравнивается с их организованными собратьями на индонезийской стороне Борнео, отчасти из-за личной вотчины, которой был доминион Брук Раджа , и, возможно, из-за характера их исторических миграций из индонезийской части на тогда еще нетронутую территорию. Бассейн Раджанг . Преобразованный в колонию британской короны после окончания японской оккупации во Второй мировой войне , Саравак получил независимость от Великобритании 22 июля 1963 года вместе с Сабахом ( Северное Борнео ) 31 августа 1963 года и присоединился к Федерации Малайи и Сингапура , чтобы сформировать Федерация Малайзии 16 сентября 1963 года, считая себя равными партнерами в «браке» в соответствии с соглашениями из 18 и 20 пунктов и Малайзийским соглашением 1963 года .

После обретения независимости Саравак

[ редактировать ]

даяков Политическая активность в Сараваке берет свое начало в Национальной партии Саравака (SNAP) и Партии Песака Анак Саравак (PESAKA) во время строительства после обретения независимости в 1960-х годах. Эти партии в определенной степени формировали политику даяков в штате, хотя никогда не пользовались реальными привилегиями и преимуществами власти главного министра по отношению к своему большому электорату из-за их собственной политической разобщенности, когда некоторые даяки присоединялись к различным политическим партиям вместо того, чтобы консолидироваться внутри одной политической партии. вечеринка.

Первым главным министром Саравака был Датук Стивен Калонг Нингкан , который был отстранен от должности главного министра в 1966 году после судебного разбирательства и внесения поправок как в конституцию штата Саравак, так и в федеральную конституцию Малайзии из-за некоторых разногласий в отношении Соглашения из 18 пунктов в качестве условий. за образование Малайзии. Датук Пенгулу Тави Сли был назначен вторым главным министром Саравака, который был тихим человеком, который согревал сиденья, а затем его заменил Туанку Абдул Рахман Якуб (мусульманин Меланау) на посту третьего главного министра Саравака в 1970 году, который, в свою очередь, сменил его. Абдул Тайб Махмуд (мусульманин из Меланау) в 1981 году в качестве четвертого главного министра Саравака. После того, как Тайб Махмуд ушел в отставку 28 февраля 2014 года и стал следующим губернатором Саравака, он назначил своего зятя Аденана Сатема следующим главным министром Саравака, которого, в свою очередь, в 2017 году сменил Абанг Джохари Опенг .

Волна даякизма, то есть даякского национализма, всплывала как минимум трижды среди даяков Саравака, хотя они находились на оппозиционной стороне политики, а именно:

  • Альянсу Саравака, состоящему из SNAP и PESAKA, удалось победить на выборах в местный совет Саравака в 1963 году над оппозиционным пактом SUPP и PANAS, после чего Стивен Калонг Нингкан был назначен первым главным министром Саравака и подписано Малайзийское соглашение в Лондоне в 1963 году. . [ 17 ]
  • SNAP получила 18 мест (с 42,70% голосов избирателей) из 48 мест на выборах штата Саравак в 1974 году, а остальные 30 мест были завоеваны Национальным фронтом Саравака. Это привело к тому, что первый Ибан стал лидером оппозиции в парламенте Малайзии, т.е. Датук Шри Эдмунд Лангу стал ведущим депутатом Ибана от SNAP, а президент SNAP Джеймс Вонг был задержан в соответствии с Законом о внутренней безопасности (ISA).
  • PBDS ( Парти Банса Даяк Саравак ), отколовшаяся от SNAP на выборах в штате Саравак в 1987 году, получила 15 мест, в то время как ее партнер Пермас получил только 5 мест. В целом Национальный фронт Саравака выиграл 28 округов с 14 PBB; SUPP 11 и SNAP 3. [ 18 ] В обоих случаях SNAP и PBDS (обе партии сейчас распались) присоединились к Национальному фронту Малайзии в качестве правящей коалиции.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нуркахьяни, Лисявати (2019). Идея этнического единства даяков: период национального движения и образования провинции Центральный Калимантан, 1905-1960 гг . Понтианак: CV Media Джая Абади.
  2. ^ «Размышления о 125-летии Тумбангского соглашения Аной, Элиа: жители внутренних районов должны ходить в школу и колледж» . BeritaKalteng.Com (на индонезийском языке). 22 июля 2019 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон, Джейми С. (август 2003 г.). « «Примитивная» политика: взлет и падение партии единства даяков в Западном Калимантане, Индонезия» (PDF) . Институт азиатских исследований Национального университета Сингапура. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2014 года.
  4. ^ Фебриана, Вахью. «Хаусманн Бабое, пионер прессы Калимантана из Центрального Калимантана #HPN2018» . ммкальтенг (на индонезийском языке) . Проверено 27 апреля 2022 г.
  5. ^ Кристи, Клайв Дж.; ван дер Вейр, Пол В.; Соэмармо, Сухарни; Роуз, Мэвис (1988). «На пути к славной Индонезии: воспоминания и наблюдения доктора Соэтомо» . Тихоокеанские дела . 61 (3): 551. дои : 10.2307/2760507 . ISSN   0030-851X . JSTOR   2760507 .
  6. ^ Фернсайд, Филип М. (1997). «Трансмиграция в Индонезии: уроки ее экологических и социальных последствий» . Экологический менеджмент . 21 (4): 553–570. дои : 10.1007/s002679900049 . S2CID   155063286 – через Academia.edu.
  7. ^ Брейтуэйт, Джон; Брейтуэйт, Валери; Куксон, Майкл; Данн, Лия (2010). Аномия и насилие: неправда и примирение в индонезийском миростроительстве . АНУ Э Пресс. п. 294. ИСБН  978-1-921666-23-0 . В 1967 году даяки изгнали китайцев из внутренних районов Западного Калимантана. В этой китайской этнической чистке даяки были привлечены военными, которые хотели изгнать из внутренних районов страны тех китайцев, которые, по их мнению, поддерживали коммунистов. Самым верным способом добиться этого было изгнание всех китайцев из внутренних районов Западного Калимантана. Возможно, 2000–5000 человек были убиты (Davidson 2002:158) и, вероятно, большее число умерло из-за условий в переполненных лагерях беженцев, включая 1500 китайских детей в возрасте от одного до восьми лет, которые умерли от голода в лагерях Понтианак (стр. 173). Китайцы навсегда отступили в крупные города ... китайцы в Западном Калимантане редко оказывали сопротивление (хотя они уже имели конфликт с голландцами в девятнадцатом веке и в 1914 году). Вместо этого они бежали. Один старый китаец, бежавший в Понтианак в 1967 году, сказал, что китайцы даже не рассматривали и не обсуждали вариант нанесения ответного удара по даякам. Это произошло потому, что они были проникнуты философией гостя на чужой земле с намерением стать великой торговой диаспорой.
  8. ^ Хедман, Ева-Лотта Э. (2008). Конфликт, насилие и перемещение в Индонезии . Серия SOSEA-45 (иллюстрированное изд.). Публикации ПДУЭР. п. 63. ИСБН  978-0-87727-745-3 . Проверено 15 декабря 2011 г. Их «успех» объяснялся ролью лидеров коренных народов даяков. Региональные офицеры и заинтересованные лидеры даяков помогли превратить яростную антикоммунистическую среду на местном уровне в очевидные антикитайские настроения. В ходе этого процесса сельские китайцы были созданы как безбожные коммунисты, сообщники членов местной Коммунистической партии Индонезии... В октябре 1967 года военные с помощью бывшего губернатора Даяка Оэваанга Оэрая и его Ласикар Пангсума (ополчение Пангсумы) спровоцировали и способствовал резне этнических китайцев под руководством даяков. В течение следующих трех месяцев тысячи людей были убиты, а еще примерно 75 000 человек бежали из Самбаса и северных районов Понтианак в прибрежные городские центры, такие как Понтианак-Сити и Сингкаванг, чтобы укрыться в лагерях беженцев и «задержанных». Изгнав «сообщество» китайцев, Орай и его банда… намеревались снискать расположение нового режима Сухарто.
  9. ^ «Борнео: дом бумеранга» . Время . Том. 90, ч. 2. 1967. с. 37. Прежде чем индонезийская армия смогла остудить даяков, по меньшей мере 250 китайцев были убиты: католические миссионеры полагают, что на самом деле было убито около 1000 человек. Около 25 000 травмированных китайцев прибыли в сонный порт Понтианак на западе Борнео, где они живут в унылой нищете. Китайцы забиты в импровизированные помещения, купаются в грязных, заполненных нечистотами каналах.
  10. ^ Кукуруза, Чарльз (1991). Далекие острова: Путешествие по Индонезии . Викинг. ISBN  978-0-670-82374-1 . Проверено 15 декабря 2011 г. В недавней истории даяков была темная глава, касавшаяся китайцев, живущих на острове. Племена нижних холмов были мобилизованы индонезийской армией в середине шестидесятых годов для убийства многих тысяч китайцев в
  11. ^ «Этнический фашизм на Борнео» . Внутри Индонезии . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года . Проверено 7 июня 2021 г.
  12. ^ Линдер, Дайанна (ноябрь 1997 г.). «Дело 11 ICE: Этнический конфликт на Калимантане» . Инвентаризация конфликтов и окружающей среды . Архивировано из оригинала 18 декабря 2016 года . Проверено 3 декабря 2016 г.
  13. ^ «Перда №16 2008» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 августа 2021 года.
  14. ^ «Управление BATAMAD на срок службы на 2020–2025 годы в трех округах официально открыто | METROKalteng.com» . www.metrokalteng.com . 28 ноября 2020 г. . Проверено 26 августа 2021 г.
  15. ^ «Присутствуйте на инаугурации командира бригады Батамада, вот что сказал регент Мурунг Рая» . www.bornenews.co.id . Проверено 26 августа 2021 г.
  16. ^ Дом; Последний; Новости, Топ; Самый популярный; Архипелаг; Национальный; Регион, Новости; Международный; Бизнес. «Регент просит Батамад сотрудничать с правительством округа Западный Котаварингин» . Новости Антары Центральный Калимантан . Проверено 26 августа 2021 г. {{cite web}}: |last3= имеет общее имя ( справка )
  17. ^ «Цель Саравака по самоуправлению» . 20 июля 2015 г.
  18. ^ Чин, Джеймс (1995). «Государственные выборы в Сараваке 1987 и 1991 годов: анализ этнического голосования» (PDF) . Бюллетень исследований Борнео . 26 : 3–24.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f865fd4401c92cde019d9c5eca5fa369__1713691680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/69/f865fd4401c92cde019d9c5eca5fa369.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dayaks in politics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)