Хаусман Бабое
Хаусман Бабое | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Начало 1880-х годов Куала-Капуас, Голландская Ост-Индия |
Умер |
Хаусман Бабое был колониальным главой округа Куала-Капуас в Центральном Калимантане в Голландской Ост-Индии ; он также был одним из первых даякских журналистов и индонезийским националистом. Бабоэ родился в аристократической семье народа даяк-нгаю и занимал пост главы Куала-Капуас при голландском колониальном правительстве, но был уволен со своего поста из-за своих антиколониальных высказываний. Он стал видным политическим деятелем даяков, и его несколько раз обвиняли в том, что он коммунист, из-за его тесной связи с левой политической партией Сарекат Ракят . [ а ] Несмотря на то, что он был христианином , его индонезийские националистические идеалы сблизили его с Сарекат Исламом . [ 2 ]
Бабоэ организовал несколько конгрессов местных организаций Калимантана и попытался пригласить Оэмара Саида Тьокроаминото на свой конгресс, что вызвало волнения по всему Калимантану и последующий запрет на поездки со стороны правительства Голландской Ост-Индии. Бабоэ был казнен в 1943 году после того, как японские оккупационные военные обвинили его в сотрудничестве с бывшими жителями Нидерландов.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хаусман Бабое родился в деревне Хампатонг в Куала-Капуас, городе, который сейчас является столицей Регентства Капуас . Существуют противоречивые источники относительно года его рождения; возможные даты включают 1880, 1881 и 1885 годы. [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] Он родился в семье Утус Гантунг , аристократического класса народа Нгаджу . [ 3 ] [ 4 ] Деревня Хампатонг была основана в результате начала Банджармасинской войны в 1859 году, вызвавшей массовый исход из деревень вблизи реки Мангкатип, притока реки Барито . Хампатонг был населен в основном аристократическими семьями народа даяк-нгаджу и христианскими миссионерами, которые прозвали его кампонг адлигендроф (деревня дворян). Поскольку Бабоэ родился в аристократической семье, он и его семья жили относительно привилегированной жизнью по сравнению с остальным населением региона. [ 2 ] [ 3 ]
Отец Бабоэ, Ёсоэа Бабоэ, был женат на Соембоэле, дочери деревенского старосты. У пары было девять детей, включая Бабоэ. Большинство братьев и сестер Хаусмана покинули деревню после свадьбы. Хаусман Бабое работал колониальным администратором и часто путешествовал по Калимантану . Он женился на женщине по имени Регина и имел восемь детей. [ 2 ] Некоторые источники, однако, говорят, что позже он женился на второй женщине банджарской национальности . [ 2 ] с которой он позже развелся. Согласно этим источникам, этот второй брак принес ему ребенка по имени Руслан Бабое, о котором заботились Бабое и Регина. [ 3 ] [ 5 ]
Бабое получил образование у христианских миссионеров. Неясно, получал ли он когда-либо высшее образование из-за отсутствия записей. Он был назначен главой района Куала-Капуас, несмотря на то, что неясно, выполнил ли он для этого требования, например, получил высшее образование. Главы округов обычно должны были быть выпускниками OSVIA (Opleiding School Voor Inlandsche Ambtenaren), местной школы государственных служащих. [ 3 ] Индонезийские историки предположили, что Бабое был назначен на эту должность из-за его аристократического статуса, а также потому, что его дед Никодим Амбо также был главой округа. [ 3 ] [ 6 ] [ 2 ] В 1905 году Бабое начал работать журналистом в газете Sinar Borneo ; он также работал главой округа с 1919 по 1922 год. [ 4 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]Хаусман Бабое был вдохновлен ранними современными политическими движениями и организациями в Сурабае и выступал за создание Пакат Даяк, политической организации, основанной на даяках, аналогичной организациям Сарекат Ислам и Партии Индише . [ 7 ] В феврале 1922 года Бабоэ был уволен с поста главы округа из-за его все более антиколониальных высказываний и поддержки Паката Даяком восстания Сарекат Ислам в Сампите и Пангкалан Бун . [ 8 ]
В 1920 году Бабое основал кооператив под руководством Паката Даяка. В миссионерских записях он был описан как «восприимчивый к коммунистическим идеям». [ 8 ] и из-за своей политической деятельности находился под пристальным наблюдением правительства. [ 9 ] В 1924 году Бабое основал школу для даяков под названием Hollandsche Dajak School , которая использовалась для распространения националистических идей среди молодежи даяков. [ 7 ] Он продолжал помогать Сарекат Ислам, распространяя его политическую деятельность по всему Калимантану; он также основал еще одну частную школу в Ментангаи. [ 8 ] На Яве Бабое подружился с Оэмаром Саидом Тьокроаминото , председателем Сарекат Ислам. [ 7 ] Вскоре после освобождения Тьокроаминото и его предполагаемого плана посетить Калимантан Бабое мобилизовал политические организации даяков, такие как Серикат Даджак, еще одну организацию даяков, для распространения брошюр о визите среди населения внутренних даяков. Целью было собрать политическую поддержку Тьокроаминото и распространить антиправительственные идеи. [ 8 ] В результате волнений, последовавших за действиями Тьокроаминото, правительство запретило Тьокроаминото посещать Калимантан и ввело запрет на поездки по Калимантану, чтобы ограничить распространение брошюр Бабоэ. Запрет на поездки оказался неэффективным. [ 8 ]
В 1923 году Бабоэ вместе со многими активистами даяков учредил Национальный совет Борнео и в апреле того же года провел Национальный конгресс Борнео в Банджармасине . На конгрессе Бабое называли «советником по государственным делам» Сареката Ислама; он написал жалобу генерал-губернатору Голландской Ост-Индии, но это не возымело того эффекта, на который он надеялся. С 1924 по 1930 год голландские колониальные администраторы, известные как колониальные жители, на Калимантане регулярно включали упоминания о Бабое в свои отчеты, сводя к минимуму его влияние и пытаясь заверить колониальное правительство в Батавии , что он не представляет серьезной угрозы. [ 2 ] В октябре 1925 года Бабоэ выступил перед примерно 200 христианскими даяками в Куала-Капуасе с речью о земельных правах, статусе женщин и призывая коренных жителей Калимантана вступать в профсоюзы. Он также утверждал, что сельские жители должны выращивать овощи и фрукты, а не каучук, выступая за отмену налога на убой и выступая за сотрудничество между Коммунистической партией Индонезии (КПИ) и Сарекат Ислам на Яве. Газеты Банджармасина позже сообщили о его встрече как о коммунистической деятельности. [ 2 ]
В 1925 году и Сарекат Ислам, и Сарекат Даджак предприняли еще одну попытку пригласить Тьокроаминото на Калимантан; они также пригласили Агуса Салима . Позже, будучи председателем Сарекат Даджак, Бабое написал приглашение вместе с Мохамадом Арипом и Мохамадом Хорманом из Сарекат Ислам. В результате колониальное правительство снова запретило приглашенным деятелям с Явы въезд на Калимантан, но конгресс под руководством Сареката Даджака все же состоялся, в основном сосредоточившись на земельном налоге и принудительном труде. В декабре 1926 года Бабое и Сарекат Даджак возглавили еще один Национальный конгресс Борнео. Он также начал выступать за представительство даяков в Фольксрааде и что отсутствие средних школ в округах даяков показывает, что голландская администрация дискриминирует даяков.
За два месяца до Национального конгресса Борнео 1926 года Бабое основал «Суара Борнео» , газету с сильными индонезийскими националистическими настроениями. Его газета просуществовала недолго, главным образом из-за отсутствия финансирования и потому, что колониальное правительство в Банджармасине изгнало своего редактора Ахмада за коммунистические тенденции. [ 2 ] Ахмад, учитель и активист из Восточной Явы , был связан с Сарекат Ракят и PKI. Он был сослан на Калимантан в 1925 году, а в следующем году с ним подружился Бабое. Опасаясь общенационального коммунистического восстания и стремясь отделить его от Бабоэ, полиция отправила Ахмада обратно на Яву в ноябре 1926 года под предлогом предстоящего суда. Позже Суара Борнео написала, что задержание Ахмада доказало, что он поступал правильно. [ 2 ]
Суара Борнео в основном привлекала читателей из числа городских даяков и малайцев в Банджармасине, а некоторых читателей она достигла даже в Макассаре . Газета была отмечена идеями Индонезийского национального пробуждения , согласно которым все этнические идентичности должны рассматривать себя как часть целого и что все индонезийские люди «объединены одной судьбой». Бабое назвал первый выпуск своей газеты «Прогресс» и призвал читателей подписаться и присылать в газету новости, если они не содержат клеветы или религии. Его сочинения отошли от земельных прав и налогов, которые в основном касались только даяков, к вопросам идентичности, бросая вызов «диким стереотипам», часто используемым против индонезийских этнических групп, таких как даяки и мадурцы . [ 2 ] Бабое подвергся критике со стороны Bingkisan , другой прогрессивной газеты, базирующейся в Банджармасине, которая заявила, что его критика колониальных правительств часто была слишком вежливой и мягкой. Джерри ван Клинкен, исследователь политической истории Даяка, сказал, что умеренность Бабоэ была обусловлена его возрастом (к тому времени он был старше большинства индонезийских националистических лидеров) и тем, что он был относительно богат. [ 2 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]К 1930-м годам высказывания Бабоэ стали более умеренными, и колониальное правительство больше не считало его угрозой, которой он был раньше. Он был первым даяком в Банджармасине, у которого был автомобиль. [ 2 ] а также он купил жилой дом и склад в Сурабае для своей семьи. Позже он стал относительно успешным торговцем и бизнесменом на Калимантане. [ 5 ] Примерно в это же время, незадолго до японского вторжения в колонию , колониальное правительство пыталось отделить малайское и банджарское население от даяков. В результате произошло возрождение традиционной политики идентичности и ослабление прежних националистических настроений. [ 2 ]
Во время японской оккупации 20 декабря 1943 года японские военные казнили Бабоэ вместе с 250 другими людьми по обвинению в сотрудничестве с бывшими жителями Нидерландов. [ 2 ] Были казнены и трое его старших сыновей. [ 2 ] [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Хаусман Бабоэ считается одним из первых деятелей, которые привлекли жителей Калимантана, и особенно Даяка, к участию в индонезийском националистическом движении. Его организации, такие как Сарекат Даджак, позже стали основой политических движений даяков на Калимантане и Индонезии. Он также был пионером журналистики на Калимантане. [ 10 ] Вместе с Джорджем Обусом и Тджилик Ривутом Бабоэ считается пионером националистического движения на территории современного Центрального Калимантана , и он сыграл решающую роль в распространении индонезийского национализма на Калимантане. Идеи Бабоэ привели к созданию провинции Центральный Калимантан в 1957 году. [ 11 ]
В ноябре 1938 года политические движения даяков снова попытались быть назначенными в Фольксраад под названием «Комитет по осведомленности племен даяков». Его члены, которых возглавлял племянник Бабоэ Махир Махар, были государственными служащими, получившими образование как студенты и учителя в школах Бабоэ. [ 2 ] Один из его сыновей Руслан Бабое позже стал видным индонезийским дипломатом, работая консулом Индонезии в Сан-Франциско , а затем послом Индонезии в Венгрии в период с 1970 по 1974 год. [ 3 ]
улица в Палангка Райя . В честь Хаусмана Бабоэ названа [ 2 ] [ 3 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Левый раскол от партии Сарекат Ислам , которая стала политическим движением Коммунистической партии Индии (PKI), позже Коммунистической партии Индонезии (PKI). [ 1 ]
- ^ «Сарекат Ислам | политическая партия, Индонезия | Британника» . www.britanica.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р ван Клинкен, Джерри (2004). «Этногенез даяков и консервативная политика на внешних островах Индонезии». Индонезия в переходный период: переосмысление гражданского общества, региона и кризиса . стр. 107–128. OCLC 58045788 . ССНР 1030241 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нуркахьяни, Лисявати (2019). Идея этнического единства даяков: период национального движения и образования провинции Центральный Калимантан, 1905-1960 гг . Понтианак: CV Media Джая Абади.
- ^ Jump up to: а б с Массачусетс, Р. Масри Сареб Путра. 101 фигурка даяка: Кто вырезал историю: 1 (на индонезийском языке). Ан1маг. ISBN 978-602-6510-33-4 .
- ^ Jump up to: а б ван Клинкен, Джерри (1 апреля 2006 г.). «Колонизация Борнео: государственное строительство и этническая принадлежность в Центральном Калимантане» . Индонезия . 81 : 23–49. ССНН 1876543 .
- ^ Марко, Махин. Хаусман Бабое: забытая фигура народного движения даяков . OCLC 893851451 .
- ^ Jump up to: а б с Нуркахьяни, Лисявати (2019). Идея этнического единства даяков: период национального движения и образования провинции Центральный Калимантан, 1905-1960 гг . Понтианак: CV Media Джая Абади.
- ^ Jump up to: а б с д и ван Клинкен, Джерри (15 ноября 2007 г.). «Этногенез даяков и консервативная политика на внешних островах Индонезии» . Рочестер, Нью-Йорк. ССНР 1030241 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Массачусетс, Р. Масри Сареб Путра. 101 фигурка даяка: Кто вырезал историю: 1 (на индонезийском языке). Ан1маг. ISBN 978-602-6510-33-4 .
- ^ Фебриана, Вахью. «Хаусманн Бабое, пионер прессы Калимантана из Центрального Калимантана #HPN2018» . ммкальтенг (на индонезийском языке) . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Лисявати Нуркахьяни, Джуниар Пурба Юсри Дармади (2019). 1538. Идея этнического единства даяков в период национального движения и образования провинции Центральный Калимантан (1905-1960) (на индонезийском языке). Резюме Медиа Джая Абади. ISBN 978-623-7526-07-0 .