Абба Гросс
Абба Гросс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1887 Сморгонь |
Умер | Август 1964 г. (77 лет) [ 1 ] |
Занятие | Писатель |
Абба Львович Гордин (1887–1964) — израильский анархист, еврейский писатель и поэт.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Абба Гордин родился в 1887 году в Сморгони (ныне в Беларуси ) в семье раввина Иегуды Лейба Гордина из Ломжи и Хайе Эстер Соре Гордин (урожденной Миллер). [ 1 ] Подростком он организовал забастовку учеников портных в Острове , вел радикальную пропаганду в Креславке (Краславе) и Двинске (Даугавпилсе) , а также был ненадолго заключен в тюрьму после участия в неудавшейся революции 1905–1906 годов , возглавив демонстрантов на штурм тюрьма и освобождение политических заключенных в Вилкомире . [ 2 ] Он и его брат Вольф (Зеев) , которые в то время были связаны с рабочим сионистским молодежным движением Цейрей Цион, отошли от религии своего отца после смерти матери в 1907 году. [ 3 ] [ 4 ]
В 1908 году Абба и Вольф Гордин открыли светскую еврейскую школу «Иврия», где они экспериментировали с уникальной формой либертарианской педагогики . Они считали, что для преподавания современного, светского иврита необходимы конкретные и активные методы обучения, затрагивающие тело. [ 4 ] [ 3 ] Они основали собственное издательство «Новая педагогика» (Новая педагогика) для публикации своей теории и методологии.
Мигрировав в Москву вместе с другими беженцами во время Первой мировой войны , [ 3 ] он и Вольф (под собирательным названием «Братья Гординии», «Братья Гордины») вошли в редакцию влиятельной газеты «Анархия» , издававшейся в 1917–1918 годах. [ 1 ] Там они опубликовали серию работ, излагающих принципы «пананархизма», формы анархизма, призванной решать особые проблемы и чаяния «угнетенной пятерки»:
«Угнетенная пятерка» относилась к тем категориям человечества, которые пережили величайшие лишения под игом западной цивилизации: «рабочий-бродяга», национальное меньшинство, женщина, молодежь и отдельная личность. Пять основных институтов – государство, капитализм, колониализм, школа и семья – были признаны ответственными за их страдания. Гордины разработали философию, которую они назвали «пананархизмом» и которая предписывала пять лекарств от пяти губительных институтов, мучивших пять угнетенных элементов современного общества. Лекарствами от государства и капитализма были, по сути, безгражданство и коммунизм; однако для остальных трех угнетателей противоядия были гораздо более новыми: «космизм» (всеобщее устранение национальных преследований), «гинеантропизм» (эмансипация и гуманизация женщин) и «педизм» (освобождение молодых от «тиски рабского воспитания»). [ 5 ]
Поскольку напряженность между русскими анархистами и большевиками нарастала, Абба Гордин попытался заключить мир с большевистским правительством, основав среди анархистов « анархистско-универсалистскую » тенденцию, которая была готова отложить отмену государства. В докладной записке ЦК коммунистической партии от 1921 года отмечалось, что Всероссийская секция анархистов-универсалистов была «одной из самых миролюбивых в анархистском движении», поскольку она «признавала «рабочий парламентаризм» в лице советского правительства» и « считает необходимым участвовать в работе советского аппарата, отстаивать Красную Армию, гражданскую войну и диктатуру пролетариата как переходную форму к анархии». [ 6 ] Тем не менее, и Гордин, и анархисты-универсалисты столкнулись с растущими преследованиями со стороны правительства. Наблюдатели объяснили это преследование относительной популярностью Гордина среди радикального рабочего класса России. В книге «Семьдесят дней в России: что я видел » (1924) Анхель Пестанья , рассказывая о своем визите в Москву в 1920 году, отмечает, что Абба Гордин, «наиболее заметный представитель» среди тех анархистов, которые были «склонны принять централизм и диктатуру пролетариата», был заключен на три месяца в пресловутую Бутырскую тюрьму «за преступление, заключающееся в том, что он был избран в Моссовет рабочими завода, на котором он работал»:
Гордин работал на военном заводе. Когда состоялись выборы в Совет района, которому принадлежал его завод, несмотря на то, что коммунисты всегда допускали в избирательный список в Совет только своих выдвиженцев и не допускали поражения ни одного из своих кандидатов, рабочие в завод, где работал Гордин, выбрал его вместо кандидата от коммунистов. Когда в штаб-квартире Совета подсчитали голоса и выяснилось, что коммунист не был выбран, а вместо него был выбран Гордин, Совет применил право вето и аннулировал выборы, но только в отношении этого конкретного делегата, а не с что касается коммунистов, избранных в ходе того же процесса.
После того, как выборы были повторены с тем же результатом и впоследствии трижды признаны недействительными, Гордин был заключен в тюрьму, а заводу боеприпасов отказали в представительстве. [ 7 ] Александр Беркман сообщает, что только 25 мая 1920 года, после того как около 1500 бутырских узников отказались от еды, Гордин был освобожден «по приказу ЧК , в надежде сорвать голодовку». [ 8 ]
В 1925 году, выступая на публичном мероприятии, Абба Гордин был застрелен, а затем арестован ЧК; только личное заступничество жены Ленина позволило добиться его освобождения. [ 9 ] Абба и его жена Воронина бежали через маньчжурскую границу и направились в Шанхай. [ 10 ] [ 11 ]
Изгнание
[ редактировать ]Абба Гордин эмигрировал в США в 1927 году. [ 11 ] где он писал книги, эссе и стихи на нескольких языках. Позже он основал Еврейское этическое общество. Гордин стал соредактором нью-йоркского анархистского журнала Freie Arbeiter Stimme, выходящего на идиш , и редактором собственного полемического журнала The Clarion . К началу 1930-х годов Гордин определил национализм как более важную движущую силу современной истории, чем социально- классовый конфликт . Он также раскритиковал марксистскую доктрину как «гибрид… квазирелигии и псевдонауки», который свергнет одного короля за другого. [ 12 ]
Он эмигрировал в Израиль примерно в 1957 году, где перевел свои письмена с идиша на иврит. Гордин умер в Тель-Авиве в 1964 году. Службы состоялись 23 августа. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Единоличное авторство
[ редактировать ]На русском языке
[ редактировать ]- Anarkhizm-universalizm: K obosnovaniyu programmy [Anarchism-Universalism: On the Rationale for the Program] (1920)
- Ot yuridicheskogo anarkhizma k fakticheskomu [From Legal to Actual Anarchism] (1920)
- Deklaratsiya Moskovskoy organizatsii anarkho-universalistov: K vos'momu s"yezdu Sovetov [ Declaration of the Moscow Organization of Anarcho-Universalists: To the Eighth Congress of Soviets ] (1921)
- Интериндивидуализм [Интериндивидуализм] (1922)
- Egotika: Stikhi [Egoism: Poems] (1922)
На идиш
[ редактировать ]- Принципн ун цвекн-дерклерунг фун дер йидише этишер гезельшафт [Заявление о принципах и целях Еврейского этического общества] (1936)
- Идише этик [Еврейская этика] (1937)
- Грунт-принципн веселье идишкайт [Основные принципы еврейства] (1938)
- Идишер вельт-банем [Еврейское мировоззрение] (1939)
- Женщина и Библия (1939)
- Мораль в Идишн лебн [Мораль в еврейской жизни] (1940)
- Sotsiale obergleyberay un kritik [Социальные суеверия и критика] (1941)
- Di Yesoydes fun der gezelshaft [Основы общества] (1942)
- Ундзер банем [Наша концепция] (1946)
- Di Social frage [Социальный вопрос] (1940)
- Denker un dikhter (eseyen) [Мыслитель и поэт: Очерки] (1949)
- Eseyen (diskusyes un kharakteristikes) [Очерки (обсуждения и характеристики)] (1951)
- Зихройнес и хезбойнес (memuarn fun der rusisher revolutsye 1917–1924) . [ Воспоминания и оценки: Мемуары о русской революции ] (т. 1: 1955, т. 2: 1957)
- В герангл фар фрайхайт бух айнс: Русланд 1773–75, бух цвай: Русланд 1917–1919 [В борьбе за свободу. Книга первая: Россия 1773–75, Книга вторая: Россия 1917–19] (1956).
- Ш. Яновский (1864–1939): зайн лебн, кемфн ун шафн [Ш. Яновский (1864–1939): его жизнь, борьба и творчество] (1957).
- Идиш лебн в Америке (в шпигл фане Ф. Бимкос верк) [Еврейская жизнь в Америке (в отражении творчества Ф. Бимко)] (1957)
- Драйсик ёр в Lite un Poyln (ойтобиография) [Тридцать лет в Литве и Польше (Автобиография)] (1958)
- Шлойме хамелех: историк-римлянин [Царь Соломон: исторический роман] (1960)
По-английски
[ редактировать ]С Вольфом (Зеевым) Гордином
[ редактировать ]На иврите
[ редактировать ]- Сеферот ха-Иледим (Тарбут Ахруна) [ Детская литература (Новейшая культура) ] (1907)
- Мактав гальви эль мукири ха-Ханука [ Открытое письмо национальным любителям Хануки ] (1909)
- Gan Tiatruni l'iledim 5–4 утра tvi niginah [ Театральный сад для детей 5–4 лет с музыкальными нотами ] (1910)
- Ха-Сдерот Ха-Иледим [ Орден Детей ] (1913)
На идиш
[ редактировать ]- Megile tsu di yidn in goles [Книга для евреев в диаспоре] (1909)
- Ундзере хибурим (Наши трактаты) (1912)
- Fonetishe ortografye (Фонетическая орфография) (1913)
- Ундзер хедер (Наша школа) (1913)
- Der yung-mentsh oder der finf-bund: драматише шир в 5 актенах [Молодой человек или группа из пяти человек: драматическая поэма в пяти действиях] (1913)
- Триумфедье: драматише шир в финф актен [ Триумфатор: Драматическая комедия в пяти действиях ] (1914)
На русском языке
[ редактировать ]- Sistema Material’noy i Otnositel’noy Yestestvennosti [ The Systems of Material and Relative Naturalism ] (1909)
- Беседы с анархистом-философом (1918)
- Sotsiomagiya i sotsiotekhnika, ili Obshcheznakharstvo i obshchestroitel'stvo [Sociomagic and Sociotechnics, or Generalized Quackery Versus Global Construction] (1918)
- Anarkhiya dukha (Blagovest bezumiya) [Anarchy of the Spirit (The Gospel of Madness)] (1919)
- Pedagogika molodezhi ili Reproduktina. Ch. 1: Kritika shkoly [Pedagogy of Youth or Reproduction. Part 1: Critique of the school] (1919)
- Rechi anarkhista [Anarchist Speech] (1919)
- Анархия во сне: Земля анархии : Утопия-поэма (1919)
С Ханохом Левиным
[ редактировать ]- Сморгонь, Мехоз Виленский: Сефер 'едут ве-Зикарон (1965)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д JTA 1964 года .
- ^ «Папка № 1952, «Братья Гордины». Группа записей 3, Язык идиш и литература 1829–1941, 1955» (PDF) . ЙИВО . 1929. с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордин, Абба; Гордин, Вольф (2019). Кучинов, Евгений (ред.). Страна Анархия (утопия) . Москва: Общее место. п. 11. ISBN 978-999999-0-93-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Ходис, Марк Д., изд. (2019). Сморгонье, Виленский район; Книга памяти и свидетельства . Перевод Магов, Сара; Ландау, Джеррольд. еврейГен. стр. 209–228.
- ^ Аврич, Пол (2015). Русские анархисты . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 177. дои : 10.1515/9781400872480 . ISBN 978-1400872480 .
- ^ Максимофф, врач общей практики (1940). Гильотина в действии: Двадцать лет террора в России (данные и документы) (PDF) . Чикаго: Чикагское отделение Фонда Александра Беркмана. стр. 456–457.
- ^ Пестанья, Анхель (1924). «Семьдесят дней в России: Что я видел» . Либком .
- ^ Беркман, Александр (1925). Большевистский миф (Дневник 1920–1922 гг.) . Лондон: Хатчинсон и Ко, стр. 147 .
- ^ Goncharok, Moshe (2002). Pepel nashikh kostrov: ocherki istorii evreiskogo anarkhistskogo dvizheniia: idish-anarkhizm . Jerusalem: Problemen. p. 194. ISBN 978-9657237014 .
- ^ Arolovich, Amalia Viktorovna (2005). Anarkhizm-Universalizm v Kontekste Russkoy "Kosmicheskoy Paradigmy" Nachala XX Veka [Anarchism-Universalism In the Context of the Russian "Cosmic Paradigm" of the Early Twentieth Century] . Moscow State University. p. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Тюрк, Лилиан (2015). Религиозный нонконформизм и радикальный идишкайт. Абба Гордин (1887–1964) и процессы формирования сообщества в идишском анархистском еженедельнике Fraye Arbeter Shtime 1937–1945 (DPhil) (на немецком языке). Университет Мартина Лютера в Галле-Виттенберге. п. 59.
- ^ Аврич 2005 , с. 249.
Ссылки
[ редактировать ]- Аврич, Пол (2005). Русские анархисты . АК Пресс .
- Хеллер, Леонид (1996). «Путешествие в страну анархии [Маршрут: Утопия]». Cahiers du Monde Russe (на французском языке). 37 (3): 249–275. дои : 10.3406/cmr.1996.2460 .
- Хеллер, Леонид (2006). «Братья Гордины, анархизм и русский авангард [Братья Гордины, анархизм и русский авангард]» (PDF) . В Хазане, Владимир; Москович, Вольф (ред.). Русское слово в Земле Израиля, еврейское слово в России . Евреи и славяне (на русском языке). Иерусалим: Еврейский университет, Центр славянских языков и литератур. стр. 129–147. ISBN 978-965-93821-7-0 .
- Недава, Джозеф (1974). «Абба Гордин: Портрет еврейского анархиста». Советские еврейские дела . 4 (2): 73–79. дои : 10.1080/13501677408577196 . ISSN 0038-545X .
- «Абба Гордин, известный идишский писатель, поэт, умер в Израиле в возрасте 77 лет» . Еврейское телеграфное агентство . 24 августа 1964 года . Проверено 1 июня 2016 г.
- Нигер, Самуэль; Шацки, Джейкоб, ред. (1956). «Эйб (Отец) Гордин» . Уроки к Новому году идишерской литературы (на идиш). Нью-Йорк: Технологический университет-Университет . OCLC 4421599 .
- Тюрк, Лилиан (2015). Религиозный нонконформизм и радикальный идишкайт. Абба Гордин (1887–1964) и процессы формирования сообщества в идишском анархистском еженедельнике Fraye Arbeter Shtime 1937–1945 (DPhil) (на немецком языке). Университет Мартина Лютера в Галле-Виттенберге .
- 1887 рождений
- 1964 смертей
- Американские анархисты
- Американские антикапиталисты
- Американские эмигранты в Израиле
- Американские либертарианцы
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские политические писатели
- Писатели-анархисты
- Похороны на кладбище Кирьят Шауль.
- Анархисты-индивидуалисты
- Израильские анархисты
- Израильские антикапиталисты
- Израильские либертарианцы
- Израильские писатели-мужчины
- Израильские писатели публицистики
- Израильские политические писатели
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские анархисты
- Еврейские русские писатели
- Русские анархисты
- русские антикапиталисты
- Советские эмигранты в США
- Российские либертарианцы
- Русские писатели-мужчины
- русские писатели-публицисты
- русские политические писатели
- Поэты на языке идиш