Jump to content

Абба Гросс

Абба Гросс
Рожденный 1887  ( 1887 )
Сморгонь
Умер Август 1964 г. (77 лет) [ 1 ]
Занятие Писатель

Абба Львович Гордин (1887–1964) — израильский анархист, еврейский писатель и поэт.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Абба Гордин родился в 1887 году в Сморгони (ныне в Беларуси ) в семье раввина Иегуды Лейба Гордина из Ломжи и Хайе Эстер Соре Гордин (урожденной Миллер). [ 1 ] Подростком он организовал забастовку учеников портных в Острове , вел радикальную пропаганду в Креславке (Краславе) и Двинске (Даугавпилсе) , а также был ненадолго заключен в тюрьму после участия в неудавшейся революции 1905–1906 годов , возглавив демонстрантов на штурм тюрьма и освобождение политических заключенных в Вилкомире . [ 2 ] Он и его брат Вольф (Зеев) , которые в то время были связаны с рабочим сионистским молодежным движением Цейрей Цион, отошли от религии своего отца после смерти матери в 1907 году. [ 3 ] [ 4 ]

В 1908 году Абба и Вольф Гордин открыли светскую еврейскую школу «Иврия», где они экспериментировали с уникальной формой либертарианской педагогики . Они считали, что для преподавания современного, светского иврита необходимы конкретные и активные методы обучения, затрагивающие тело. [ 4 ] [ 3 ] Они основали собственное издательство «Новая педагогика» (Новая педагогика) для публикации своей теории и методологии.

Мигрировав в Москву вместе с другими беженцами во время Первой мировой войны , [ 3 ] он и Вольф (под собирательным названием «Братья Гординии», «Братья Гордины») вошли в редакцию влиятельной газеты «Анархия» , издававшейся в 1917–1918 годах. [ 1 ] Там они опубликовали серию работ, излагающих принципы «пананархизма», формы анархизма, призванной решать особые проблемы и чаяния «угнетенной пятерки»:

«Угнетенная пятерка» относилась к тем категориям человечества, которые пережили величайшие лишения под игом западной цивилизации: «рабочий-бродяга», национальное меньшинство, женщина, молодежь и отдельная личность. Пять основных институтов – государство, капитализм, колониализм, школа и семья – были признаны ответственными за их страдания. Гордины разработали философию, которую они назвали «пананархизмом» и которая предписывала пять лекарств от пяти губительных институтов, мучивших пять угнетенных элементов современного общества. Лекарствами от государства и капитализма были, по сути, безгражданство и коммунизм; однако для остальных трех угнетателей противоядия были гораздо более новыми: «космизм» (всеобщее устранение национальных преследований), «гинеантропизм» (эмансипация и гуманизация женщин) и «педизм» (освобождение молодых от «тиски рабского воспитания»). [ 5 ]

Поскольку напряженность между русскими анархистами и большевиками нарастала, Абба Гордин попытался заключить мир с большевистским правительством, основав среди анархистов « анархистско-универсалистскую » тенденцию, которая была готова отложить отмену государства. В докладной записке ЦК коммунистической партии от 1921 года отмечалось, что Всероссийская секция анархистов-универсалистов была «одной из самых миролюбивых в анархистском движении», поскольку она «признавала «рабочий парламентаризм» в лице советского правительства» и « считает необходимым участвовать в работе советского аппарата, отстаивать Красную Армию, гражданскую войну и диктатуру пролетариата как переходную форму к анархии». [ 6 ] Тем не менее, и Гордин, и анархисты-универсалисты столкнулись с растущими преследованиями со стороны правительства. Наблюдатели объяснили это преследование относительной популярностью Гордина среди радикального рабочего класса России. В книге «Семьдесят дней в России: что я видел » (1924) Анхель Пестанья , рассказывая о своем визите в Москву в 1920 году, отмечает, что Абба Гордин, «наиболее заметный представитель» среди тех анархистов, которые были «склонны принять централизм и диктатуру пролетариата», был заключен на три месяца в пресловутую Бутырскую тюрьму «за преступление, заключающееся в том, что он был избран в Моссовет рабочими завода, на котором он работал»:

Гордин работал на военном заводе. Когда состоялись выборы в Совет района, которому принадлежал его завод, несмотря на то, что коммунисты всегда допускали в избирательный список в Совет только своих выдвиженцев и не допускали поражения ни одного из своих кандидатов, рабочие в завод, где работал Гордин, выбрал его вместо кандидата от коммунистов. Когда в штаб-квартире Совета подсчитали голоса и выяснилось, что коммунист не был выбран, а вместо него был выбран Гордин, Совет применил право вето и аннулировал выборы, но только в отношении этого конкретного делегата, а не с что касается коммунистов, избранных в ходе того же процесса.

После того, как выборы были повторены с тем же результатом и впоследствии трижды признаны недействительными, Гордин был заключен в тюрьму, а заводу боеприпасов отказали в представительстве. [ 7 ] Александр Беркман сообщает, что только 25 мая 1920 года, после того как около 1500 бутырских узников отказались от еды, Гордин был освобожден «по приказу ЧК , в надежде сорвать голодовку». [ 8 ]

В 1925 году, выступая на публичном мероприятии, Абба Гордин был застрелен, а затем арестован ЧК; только личное заступничество жены Ленина позволило добиться его освобождения. [ 9 ] Абба и его жена Воронина бежали через маньчжурскую границу и направились в Шанхай. [ 10 ] [ 11 ]

Изгнание

[ редактировать ]

Абба Гордин эмигрировал в США в 1927 году. [ 11 ] где он писал книги, эссе и стихи на нескольких языках. Позже он основал Еврейское этическое общество. Гордин стал соредактором нью-йоркского анархистского журнала Freie Arbeiter Stimme, выходящего на идиш , и редактором собственного полемического журнала The Clarion . К началу 1930-х годов Гордин определил национализм как более важную движущую силу современной истории, чем социально- классовый конфликт . Он также раскритиковал марксистскую доктрину как «гибрид… квазирелигии и псевдонауки», который свергнет одного короля за другого. [ 12 ]

Он эмигрировал в Израиль примерно в 1957 году, где перевел свои письмена с идиша на иврит. Гордин умер в Тель-Авиве в 1964 году. Службы состоялись 23 августа. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]

Единоличное авторство

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]
  • Принципн ун цвекн-дерклерунг фун дер йидише этишер гезельшафт [Заявление о принципах и целях Еврейского этического общества] (1936)
  • Идише этик [Еврейская этика] (1937)
  • Грунт-принципн веселье идишкайт [Основные принципы еврейства] (1938)
  • Идишер вельт-банем [Еврейское мировоззрение] (1939)
  • Женщина и Библия (1939)
  • Мораль в Идишн лебн [Мораль в еврейской жизни] (1940)
  • Sotsiale obergleyberay un kritik [Социальные суеверия и критика] (1941)
  • Di Yesoydes fun der gezelshaft [Основы общества] (1942)
  • Ундзер банем [Наша концепция] (1946)
  • Di Social frage [Социальный вопрос] (1940)
  • Denker un dikhter (eseyen) [Мыслитель и поэт: Очерки] (1949)
  • Eseyen (diskusyes un kharakteristikes) [Очерки (обсуждения и характеристики)] (1951)
  • Зихройнес и хезбойнес (memuarn fun der rusisher revolutsye 1917–1924) . [ Воспоминания и оценки: Мемуары о русской революции ] (т. 1: 1955, т. 2: 1957)
  • В герангл фар фрайхайт бух айнс: Русланд 1773–75, бух цвай: Русланд 1917–1919 [В борьбе за свободу. Книга первая: Россия 1773–75, Книга вторая: Россия 1917–19] (1956).
  • Ш. Яновский (1864–1939): зайн лебн, кемфн ун шафн [Ш. Яновский (1864–1939): его жизнь, борьба и творчество] (1957).
  • Идиш лебн в Америке (в шпигл фане Ф. Бимкос верк) [Еврейская жизнь в Америке (в отражении творчества Ф. Бимко)] (1957)
  • Драйсик ёр в Lite un Poyln (ойтобиография) [Тридцать лет в Литве и Польше (Автобиография)] (1958)
  • Шлойме хамелех: историк-римлянин [Царь Соломон: исторический роман] (1960)

По-английски

[ редактировать ]
  • Коммунизм без маски (1940) ОСЛК   1840344

С Вольфом (Зеевым) Гордином

[ редактировать ]

На иврите

[ редактировать ]
  • Сеферот ха-Иледим (Тарбут Ахруна) [ Детская литература (Новейшая культура) ] (1907)
  • Мактав гальви эль мукири ха-Ханука [ Открытое письмо национальным любителям Хануки ] (1909)
  • Gan Tiatruni l'iledim 5–4 утра tvi niginah [ Театральный сад для детей 5–4 лет с музыкальными нотами ] (1910)
  • Ха-Сдерот Ха-Иледим [ Орден Детей ] (1913)
  • Megile tsu di yidn in goles [Книга для евреев в диаспоре] (1909)
  • Ундзере хибурим (Наши трактаты) (1912)
  • Fonetishe ortografye (Фонетическая орфография) (1913)
  • Ундзер хедер (Наша школа) (1913)
  • Der yung-mentsh oder der finf-bund: драматише шир в 5 актенах [Молодой человек или группа из пяти человек: драматическая поэма в пяти действиях] (1913)
  • Триумфедье: драматише шир в финф актен [ Триумфатор: Драматическая комедия в пяти действиях ] (1914)

На русском языке

[ редактировать ]

С Ханохом Левиным

[ редактировать ]
  • Сморгонь, Мехоз Виленский: Сефер 'едут ве-Зикарон (1965)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д JTA 1964 года .
  2. ^ «Папка № 1952, «Братья Гордины». Группа записей 3, Язык идиш и литература 1829–1941, 1955» (PDF) . ЙИВО . 1929. с. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Гордин, Абба; Гордин, Вольф (2019). Кучинов, Евгений (ред.). Страна Анархия (утопия) . Москва: Общее место. п. 11. ISBN  978-999999-0-93-6 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Ходис, Марк Д., изд. (2019). Сморгонье, Виленский район; Книга памяти и свидетельства . Перевод Магов, Сара; Ландау, Джеррольд. еврейГен. стр. 209–228.
  5. ^ Аврич, Пол (2015). Русские анархисты . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 177. дои : 10.1515/9781400872480 . ISBN  978-1400872480 .
  6. ^ Максимофф, врач общей практики (1940). Гильотина в действии: Двадцать лет террора в России (данные и документы) (PDF) . Чикаго: Чикагское отделение Фонда Александра Беркмана. стр. 456–457.
  7. ^ Пестанья, Анхель (1924). «Семьдесят дней в России: Что я видел» . Либком .
  8. ^ Беркман, Александр (1925). Большевистский миф (Дневник 1920–1922 гг.) . Лондон: Хатчинсон и Ко, стр. 147 .
  9. ^ Goncharok, Moshe (2002). Pepel nashikh kostrov: ocherki istorii evreiskogo anarkhistskogo dvizheniia: idish-anarkhizm . Jerusalem: Problemen. p. 194. ISBN  978-9657237014 .
  10. ^ Arolovich, Amalia Viktorovna (2005). Anarkhizm-Universalizm v Kontekste Russkoy "Kosmicheskoy Paradigmy" Nachala XX Veka [Anarchism-Universalism In the Context of the Russian "Cosmic Paradigm" of the Early Twentieth Century] . Moscow State University. p. 143.
  11. ^ Перейти обратно: а б Тюрк, Лилиан (2015). Религиозный нонконформизм и радикальный идишкайт. Абба Гордин (1887–1964) и процессы формирования сообщества в идишском анархистском еженедельнике Fraye Arbeter Shtime 1937–1945 (DPhil) (на немецком языке). Университет Мартина Лютера в Галле-Виттенберге. п. 59.
  12. ^ Аврич 2005 , с. 249.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 292ca3fc463c7a2b6fb70e5a30e0b046__1717003200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/46/292ca3fc463c7a2b6fb70e5a30e0b046.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abba Gordin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)