Идеология Коммунистической партии Советского Союза
Часть серии о |
сталинизм |
---|
Часть серии о |
ленинизм |
---|
Часть серии о |
марксизм |
---|
Политика Советского Союза |
---|
Портал Советского Союза |
До перестроечных реформ Горбачева, которые продвигали более либеральную форму социализма, формальной идеологией Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) был марксизм-ленинизм , форма социализма, состоящая из централизованной командной экономики с авангардистской экономикой. -партийное государство , ставившее целью осуществить диктатуру пролетариата . Идеологическая приверженность Советского Союза достижению коммунизма включала национально-коммунистическое развитие социализма в одной стране и мирное сосуществование с капиталистическими странами, одновременно занимаясь антиимпериализмом для защиты международного пролетариата , борьбы с преобладающей глобальной системой капитализма и продвижения целей русского коммунизма . Государственная идеология Советского Союза – и, следовательно, марксизм-ленинизм – возникла и развилась на основе теорий, политики и политической практики Маркса , Энгельса , Ленина и Сталина .
Марксизм–ленинизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Марксизм–ленинизм |
---|
Марксизм-ленинизм был идеологической основой Советского Союза. [1] Оно объясняло и узаконивало право КПСС на власть, а также объясняло ее роль как авангардной партии . [1] Например, идеология объясняла, что политика КПСС, даже если она была непопулярна, была правильной, потому что партия была просвещенной. [1] Это представлялось единственной истиной в советском обществе, и вместе с этим отвергалось понятие множественных истин. [1] Короче говоря, его использовали для оправдания ленинизма КПСС как средства для достижения цели. [1] Отношения между идеологией и процессом принятия решений были в лучшем случае двойственными, при этом большинство политических решений принималось в свете продолжающегося и постоянного развития марксизма-ленинизма. [2] которая, как единственная истина, не могла по самой своей природе устареть. [2]
Несмотря на то, что марксизм-ленинизм развивался с годами, у него было несколько основных принципов. [3] Основным принципом был статус партии как единоличной правящей партии. [3] В Конституции 1977 года партия называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». [3] Государственный социализм был необходим, и от Иосифа Сталина до Михаила Горбачева официальный дискурс считал частную социальную и экономическую деятельность, такую как капитализм , «замедляющей» развитие российского коллективного сознания и советской экономики. [4] Горбачев поддерживал приватизацию в некоторой степени Владимира Ленина и Николая Бухарина , но основывал свою политику на взглядах на новую экономическую политику 1920-х годов и поддерживал полную государственную собственность на командные высоты экономики . [4] В отличие от либерализма , марксизм-ленинизм подчеркивал не важность личности , а роль личности как члена коллектива . [4] В таком определении индивиды имеют право на свободу выражения мнения только в том случае, если это защищает интересы коллектива. [4] Например, в Конституции марксизма-ленинизма 1977 года было указано, что каждый человек имеет право выражать свое мнение, но это мнение может быть выражено только в том случае, если оно соответствует «общим интересам советского общества». [4] Короче говоря, количество прав, предоставляемых человеку, определялось государством и могло быть отнято государством по своему усмотрению. [4] Советский марксизм-ленинизм оправдывал национализм , а средства массовой информации изображали каждую победу Советского Союза как победу коммунистического движения в целом. [4] В значительной степени советский национализм был основан на этническом русском национализме . [4] Марксизм-ленинизм подчеркивал важность мирового конфликта между капитализмом и социализмом, а советская пресса говорила о прогрессивных и реакционных силах, утверждая при этом, что социализм находится на грани победы; что «соотношение сил» было в пользу Советского Союза. [4] До последних лет существования СССР идеология исповедовала государственный атеизм , и членам партии раньше не разрешалось быть религиозными. [5] Государство исповедовало веру в возможность тотального коммунистического способа производства , и любая политика рассматривалась как оправданная, если она способствовала достижению Советским Союзом этой стадии. [6]
ленинизм
[ редактировать ]В марксистской философии ленинизм — это корпус политической теории демократической организации революционной авангардной партии и достижения диктатуры пролетариата как политической прелюдии к установлению социалистического способа производства , разработанного Лениным. [7] Поскольку Карл Маркс почти не писал, если вообще когда-либо, писал о том, как будет выглядеть или функционировать социалистический способ производства, эти задачи были оставлены для решения более поздним ученым, таким как Ленин. [7] Его главный вклад в марксистскую мысль — концепция авангардной партии рабочего класса . [7] Авангардная партия задумывалась как сплоченная централизованная организация, возглавляемая интеллектуалами , а не самим рабочим классом. [7] Партия была открыта лишь для небольшого числа рабочих, причина в том, что рабочие в России еще не развили классовое сознание и поэтому нуждались в обучении, чтобы достичь такого состояния. [7] Ленин считал, что авангардная партия может инициировать политику от имени рабочего класса, даже если рабочий класс ее не поддерживает, поскольку авангардная партия будет знать, что лучше для рабочих, поскольку партийные функционеры достигли сознания. [7]
Ленин, в свете теории государства Маркса (которая рассматривает государство как репрессивный орган правящего класса), без колебаний навязывал стране перемены. [7] он рассматривал Диктатуру пролетариата , в отличие от диктатуры буржуазии , как диктатуру большинства. [7] Репрессивная власть государства должна была быть использована для преобразования страны и лишения бывшего правящего класса его богатства. [7] Ленин считал, что переход от капиталистического способа производства к социалистическому способу производства продлится длительный период. [8] По мнению некоторых авторов, ленинизм был по определению авторитарным. [7] В отличие от Карла Маркса , который считал, что социалистическая революция будет состоять только из рабочего класса и возглавляться им, Ленин утверждал, что социалистическая революция не обязательно должна руководиться одним лишь рабочим классом или состоять из него, вместо этого утверждая, что революцию должны были возглавить угнетенные классы общества, которыми в случае России был класс крестьян. [9]
сталинизм
[ редактировать ]Сталинизм, хотя и не является идеологией как таковой , относится к мыслям и политике Сталина. [10] Введение Сталиным концепции « социализма в одной стране » в 1924 году стало важным поворотным моментом в советском идеологическом дискурсе. [10] Советскому Союзу не нужна была мировая социалистическая революция для построения социалистического общества , утверждал Сталин. [10] Четыре года спустя Сталин начал свою «Вторую революцию» с введением государственного социализма и централизованного планирования . [10] В начале 1930-х годов он инициировал коллективизацию советского сельского хозяйства , деприватизировав сельское хозяйство, но не передав его под ответственность государства как такового , а вместо этого создал крестьянские кооперативы. [10] С началом «Второй революции» Сталин основал « культ Ленина » и культ личности, сосредоточенный на нем самом . [10] Например, название города Петрограда было изменено на Ленинград , город, где родился Ленин, переименован в Ульянов (имя Ленина), орден Ленина стал высшей государственной наградой, повсюду висели портреты Ленина; на общественных площадях, на фабриках, в офисах и т. д. [11] Рост бюрократии, последовавший за введением государственной социалистической экономики, полностью противоречил марксистскому понятию «отмирания государства». [12] Сталин попытался объяснить причины этого на XVI съезде (состоявшемся в 1930 г.); [12]
Мы стоим за усиление диктатуры пролетариата, которая представляет собой самую могучую и могущественную власть из всех когда-либо существовавших форм государства. Высшее развитие государственной власти для отмирания государственной власти — вот марксистская формула. Это «противоречиво»? Да, это «противоречиво». Но это противоречие вытекает из самой жизни и отражает целиком марксистскую диалектику. [12]
От идеи отмирания государства Сталин позже отказался на XVIII съезде (состоявшемся в 1939 году), на котором он выразил уверенность, что государство будет существовать, даже если Советский Союз достигнет коммунизма, пока он будет окружен капитализмом. . [13] Во второй половине его правления были созданы две ключевые концепции; теория «двух лагерей» и теория «капиталистического окружения». [12] Угроза капитализма была использована для укрепления личной власти Сталина, а советская пропаганда начала устанавливать прямую связь со Сталиным и стабильностью в обществе, утверждая, что без лидера страна развалится. [12] Сталин сильно отклонялся от классического марксизма, когда дело касалось «субъективных факторов», утверждая, что члены партии, независимо от ранга, должны заявлять о фанатичной приверженности линии и идеологии партии, и что в противном случае эта политика потерпит неудачу. [12]
Десталинизация
[ редактировать ]После смерти Сталина и после того, как последовавшая за этим борьба за власть утихла, начался период десталинизации , поскольку Советы обсуждали, чем будет марксизм-ленинизм в отсутствие его фактического принудительного эквивалента сталинизму. Во время хрущевской оттепели ответ заключался в том, что оно будет продолжать включать централизованное планирование с почти полным исключением рыночных механизмов , а также тоталитарную версию коллективизма и продолжающуюся ксенофобию, но что оно больше не будет включать крайнюю степень государственный террор, наблюдаемый в эпоху Великой чистки . Эта идеологическая точка зрения поддерживала светский апофеоз Ленина, рассматривая террористический аспект сталинизма как извращение, которое было запоздало исправлено, вместо того, чтобы признавать, что Ленин сам создал наследие государственного террора. Эта сюжетная линия сохранилась до эпохи Горбачева и даже в основном пережила гласность . Как описал это советский военный офицер и биограф Ленина Дмитрий Волкогонов : « Ленин был последним павшим бастионом. " [14]
Концепции
[ редактировать ]Диктатура пролетариата
[ редактировать ]Либо диктатура помещиков и капиталистов, либо диктатура пролетариата [...] Среднего курса нет [...] Среднего курса нет нигде в мире и быть не может.
— Ленин, утверждавший, что у людей было только два выбора; выбор между двумя разными, но разными классовыми диктатурами. [15]
Ленин, согласно своей интерпретации теории государства Маркса , считал демократию недостижимой где-либо в мире до того, как власть захватил пролетариат. [15] Согласно марксистской теории, государство является орудием угнетения и возглавляется правящим классом . [15] «орган классового правления». [16] Он считал, что к его времени единственным жизнеспособным решением была диктатура, поскольку война приближалась к окончательному конфликту между «прогрессивными силами социализма и выродившимися силами капитализма». [17] Русская революция 1917 года уже потерпела неудачу в соответствии со своей первоначальной целью, которая должна была стать источником вдохновения для мировой революции. [17] В результате первоначальная антигосударственная позиция и активная кампания за прямую демократию были заменены диктатурой. [17] С точки зрения большевиков, причиной этого изменения был недостаток развития России, ее статус единственного социалистического государства в мире, ее окружение империалистическими державами и ее внутреннее окружение крестьянством. [18]
Маркс, как и Ленин, считал принципиально неважным, управляется ли буржуазное государство в соответствии с республиканской , парламентской или конституционно-монархической политической системой, поскольку это не меняло самого способа производства . [19] Эти системы, независимо от того, управляются ли они олигархией или массовым участием, в конечном итоге все были диктатурой буржуазии по определению, потому что буржуазия, в силу самого состояния своего класса и своих интересов, будет продвигать и проводить политику в своем классе. интересов и, таким образом, в защиту капитализма. [20] Однако была разница; Ленин после неудач мировых революций утверждал, что это не обязательно должно измениться при диктатуре пролетариата. [21] Аргументация исходила из вполне практических соображений: большинство жителей страны не были коммунистами, и партия не могла ввести парламентскую демократию, поскольку это противоречило ее идеологии и привело бы к потере партии власти. [21] Поэтому он пришел к выводу, что «форма правления не имеет абсолютно ничего общего с» природой диктатуры пролетариата. [21] Бухарин и Троцкий согласились с Лениным, утверждая, что революция лишь разрушила старое, но совершенно не смогли создать ничего нового. [22] Ленин пришел к выводу, что диктатура пролетариата не изменит властных отношений между людьми, а, скорее, «трансформирует их производственные отношения так, чтобы в конечном итоге можно было преодолеть царство необходимости и, вместе с этим, обеспечить подлинную социальную свободу». осуществленный". [23]
Именно в период 1920–1921 гг. советские руководители и идеологи начали проводить различие между социализмом и коммунизмом; до сих пор эти два термина использовались для описания сходных состояний. [23] С тех пор эти два термина приобрели разные значения. Согласно советской идеологии, Россия находилась в процессе перехода от капитализма к социализму (который при Ленине взаимозаменяемо назывался диктатурой пролетариата), причем социализм был промежуточной стадией к коммунизму, а последний был заключительной стадией, следующей за социализмом. [23] К настоящему моменту партийные лидеры считали, что всеобщее массовое участие и истинная демократия могут сформироваться только на последнем этапе, хотя бы из-за нынешних условий в России в то время. [23]
[Потому что] пролетариат все еще настолько разделен, настолько деградировал, настолько коррумпирован по частям [...], что организация, охватывающая весь пролетариат, не может непосредственно осуществлять пролетарскую диктатуру. Его может осуществить только авангард, впитавший в себя революционную энергию класса.
- Ленин, объясняя все более диктаторский характер режима. [24]
В раннем большевистском дискурсе термин «диктатура пролетариата» не имел большого значения; те несколько раз, когда о нем упоминалось, его сравнивали с формой правления, существовавшей в Парижской Коммуне . [23] Однако с последовавшей Гражданской войной в России и последовавшими за ней социальными и материальными разрушениями ее значение трансформировалось из общинной демократии в дисциплинированное тоталитарное правление. [25] К этому моменту Ленин пришел к выводу, что в этом мире может выжить только пролетарский режим, столь же репрессивный, как и его противники. [26] Полномочия, ранее предоставленные Советам, теперь были переданы Совету Народных Комиссаров ; центральное правительство, в свою очередь, должно было управляться «армией закаленных революционных коммунистов [коммунистов, которых он называл партией]». [24] В письме Гавриле Мясникову Ленин в конце 1920 года объяснил свое новое толкование термина «диктатура пролетариата»; [27]
Диктатура означает не что иное, как власть, не ограниченную никакими законами, абсолютно не ограниченную никакими правилами и основанную непосредственно на силе. Термин «диктатура» не имеет другого значения, кроме этого . [27]
Ленин оправдывал эту политику, утверждая, что все государства по своей природе являются классовыми государствами и что эти государства поддерживаются посредством классовой борьбы . [27] Это означало, что диктатуру пролетариата в Советском Союзе можно было «завоевать и удержать только путем насилия над буржуазией». [27] Основная проблема этого анализа заключается в том, что партия стала рассматривать любого, кто выступает против партии или придерживается альтернативных взглядов, как буржуазию. [27] Однако злейшим врагом оставались умеренные, которые «объективно» считались «настоящими агентами буржуазии в рабочем движении, рабочими помощниками класса капиталистов». [28]
Следовательно, «буржуазия» стала синонимом «оппонента» и людей, несогласных с партией в целом. [29] Эти репрессивные меры привели к новой интерпретации диктатуры пролетариата и социализма в целом; теперь она определялась как чисто экономическая система. [30] Лозунги и теоретические работы о демократическом массовом участии и коллективном принятии решений теперь были заменены текстами, поддерживающими авторитарное управление. [30] Учитывая ситуацию, партия считала, что ей придется использовать те же силы, что и буржуазия, чтобы преобразовать Россию, поскольку другой альтернативы не было. [31] Ленин начал доказывать, что пролетариат, подобно буржуазии, не имеет единого предпочтения к форме правления и поэтому диктатура приемлема как для партии, так и для пролетариата. [32] На встрече с партийными чиновниками Ленин заявил - в соответствии со своим экономистским взглядом на социализм - что «промышленность необходима, а демократия - нет», далее утверждая, что «мы не обещаем никакой демократии или какой-либо свободы». [32]
Антиимпериализм
[ редактировать ]Империализм есть капитализм на той стадии развития, на которой устанавливается господство монополий и финансового капитала; в которой вывоз капитала приобрел заметное значение; в котором начался раздел мира между международными трестами; в котором завершился раздел всех территорий земного шара между крупнейшими капиталистическими державами.
— Ленин, приводя основные черты капитализма в эпоху империализма в книге «Империализм: высшая стадия капитализма» . [33]
Марксистская теория империализма была сформулирована Лениным в его книге « Империализм: высшая стадия капитализма» (опубликована в 1917 году). [34] Он был написан в ответ на теоретический кризис марксистской мысли, произошедший в связи с восстановлением капитализма в XIX веке. [34] По Ленину, империализм был особой стадией развития капитализма; этап, который он назвал государственно-монополистическим капитализмом . [34] Марксистское движение разделилось во мнениях относительно того, как решить проблему возрождения и возрождения капитализма после Великой депрессии конца XIX века. [35] Эдуард Бернштейн из Социал-демократической партии Германии (СДП) считал возрождение капитализма доказательством того, что капитализм превращается в более гуманную систему, добавляя далее, что основными целями социалистов было не свержение государства, а, скорее, захват власти. через выборы. [35] С другой стороны, Карл Каутский из СДП придерживался крайне догматической точки зрения, утверждая, что внутри марксистской теории не было кризиса. [35] Оба они, однако, отрицали или принижали роль классовых противоречий в обществе после кризиса. [35] Напротив, Ленин считал, что возрождение капитализма было началом новой фазы капитализма; эта стадия создается из-за усиления классового противоречия, а не из-за его уменьшения. [35]
Ленин не знал, когда началась империалистическая стадия капитализма, и утверждал, что было бы глупо искать конкретный год, однако он утверждал, что она началась в начале 20-го века (по крайней мере, в Европе). [33] Ленин считал, что экономический кризис 1900 года ускорил и усилил концентрацию промышленности и банковского дела, что привело к превращению связи финансового капитала с промышленностью в монополию крупных банков». [36] В книге «Империализм: высшая стадия капитализма » Ленин писал; «Двадцатый век знаменует собой поворот от старого капитализма к новому, от господства капитала вообще к господству финансового капитала». [36] Ленин определяет империализм как монопольную стадию капитализма. [37]
Несмотря на то, что радикальный антиимпериализм был изначальной основной ценностью большевизма, Советский Союз, начиная с 1939 года, широко рассматривался как де-факто имперская держава, идеология которой не могла позволить ему признать свой собственный империализм. С советской идеологической точки зрения просоветские фракции в каждой стране были единственным законным голосом «народа», независимо от того, были ли они фракциями меньшинства. Все остальные фракции были просто классовыми врагами «народа», нелегитимными правителями по своей сути, независимо от того, были ли они фракциями большинства. Таким образом, с этой точки зрения, любая страна, которая стала советской или советской союзницей, естественно, сделала это по законному добровольному желанию, даже если запрашивающим для этого требовалась советская помощь. Основными примерами были советское вторжение в Финляндию, повлекшее за собой аннексию финских частей Карелии , советское вторжение в Польшу , советскую оккупацию стран Балтии и послевоенное фактическое доминирование над государствами-сателлитами Восточного блока под предлогом полная независимость. В В постсоветскую эпоху даже многие украинцы, грузины и армяне чувствуют, что их страны были насильственно аннексированы большевиками, но это проблематичное мнение, поскольку просоветские фракции в этих обществах когда-то тоже были значительными. Каждая фракция считала, что другая не представляет истинных национальных интересов. Этот парадокс, похожий на гражданскую войну , можно увидеть в аннексии Крыма Российской Федерацией , поскольку проукраинские крымчане считали пророссийских крымчан нелегитимными, и наоборот.
Мирное сосуществование
[ редактировать ]Утрата империализмом своей главенствующей роли в мировых делах и всемерное расширение сферы действия законов социалистической внешней политики — отличительная черта современного этапа общественного развития. Главное направление этого развития — к еще большим изменениям в соотношении сил на мировой арене в пользу социализма».
— Николай Иноземцев , советский внешнеполитический аналитик, ссылаясь на серию событий (которые, по его мнению), приведут к окончательной победе социализма. [38]
«Мирное сосуществование» было идеологической концепцией, введенной при Хрущеве. [39] Хотя эта концепция была истолкована товарищами-коммунистами как предлагающая положить конец конфликту между системами капитализма и социализма, Хрущев вместо этого рассматривал ее как продолжение конфликта во всех областях, за исключением военной. [40] В концепции утверждалось, что обе системы были разработаны «посредством диаметрально противоположных законов», что привело к «противоположным принципам внешней политики». [38]
Эта концепция была пропитана ленинской и сталинской мыслью. [38] Ленин считал, что в международной политике доминирует классовая борьба , а Сталин в 1940-х годах подчеркивал растущую поляризацию , происходящую в капиталистической и социалистической системах. [38] Мирное сосуществование Хрущева было основано на произошедших практических изменениях; он обвинил старую теорию «двух лагерей» в игнорировании движения неприсоединения и национально- освободительного движения . [38] Хрущев считал эти «серые зоны», в которых будет вестись конфликт между капитализмом и социализмом. [38] Он по-прежнему подчеркивал, что главным противоречием в международных отношениях являются противоречия капитализма и социализма. [38] Советское правительство при Хрущеве подчеркивало важность мирного сосуществования, заявляя, что оно должно составлять основу советской внешней политики. [38] Они считали, что невыполнение этого требования приведет к ядерному конфликту . [38] Несмотря на это, советские теоретики по-прежнему считали мирное сосуществование продолжением классовой борьбы между капиталистическим и социалистическим мирами, но не основанной на вооруженном конфликте. [38] Хрущев считал, что конфликт на его нынешней стадии носит в основном экономический характер. [38]
Акцент на мирном сосуществовании не означал, что Советский Союз принял статичный мир с четкими границами. [38] Они продолжали отстаивать убежденность в неизбежности социализма и искренне верили, что мир достиг той стадии, когда «соотношение сил» движется в сторону социализма. [38] Кроме того, с установлением социалистических режимов в Восточной Европе и Азии советские специалисты по внешнеполитическому планированию полагали, что капитализм утратил свое доминирование как экономическая система. [38]
Социализм в одной стране
[ редактировать ]Концепция «социализма в одной стране» была задумана Сталиным в его борьбе против Льва Троцкого и его концепции перманентной революции . [41] В 1924 году Троцкий опубликовал свою брошюру « Уроки Октября» , в которой заявил, что социализм в Советском Союзе потерпит неудачу из-за отсталого состояния экономического развития, если не начнется мировая революция . [41] Сталин ответил на брошюру Троцкого своей статьей « Октябрь и теория перманентной революции товарища Троцкого ». [42] В нем Сталин заявил, что не верит в неизбежный конфликт между рабочим классом и крестьянами, добавив далее, что «социализм в одной стране вполне возможен и вероятен». [42] Сталин придерживался точки зрения, распространенной среди большинства большевиков того времени; существовала возможность реального успеха социализма в Советском Союзе, несмотря на отсталость страны и международную изоляцию. [42] Хотя Григорий Зиновьев , Лев Каменев и Николай Бухарин вместе со Сталиным выступали против теории перманентной революции Троцкого, они расходились во мнениях относительно того, как можно построить социализм. [42] По мнению Бухарина, Зиновьев и Каменев поддержали резолюцию XIV конференции (состоявшейся в 1925 г.), в которой говорилось, что «мы не можем завершить строительство социализма в силу нашей технологической отсталости». [42] Несмотря на довольно циничное отношение, Зиновьев и Каменев верили, что можно построить дефектную форму социализма. [42] На 14-й конференции Сталин подтвердил свою позицию, заявив, что социализм в одной стране возможен, несмотря на капиталистическую блокаду страны. [43] После конференции Сталин написал « Об итогах XIV конференции РКП(б) », в котором заявил, что крестьянство не восстанет против социалистической системы, потому что, по его мнению, крестьянство заинтересовано в ее сохранении. [43] Противоречия, которые возникнут с крестьянством в период социалистического перехода, предполагал Сталин, можно «преодолеть нашими собственными усилиями». [43] Он пришел к выводу, что единственной реальной угрозой социализму в Советском Союзе была военная интервенция. [44]
В конце 1925 года Сталин получил письмо от партийного чиновника, в котором говорилось, что его позиция «социализма в одной стране» противоречит собственным трудам Фридриха Энгельса по этому вопросу. [44] Сталин возражал, заявляя, что сочинения Энгельса «отражают» «эпоху домонополистического капитализма, доимпериалистическую эпоху, когда еще не существовало условий неравномерного, скачкообразного развития капиталистических стран». [44] С 1925 года Бухарин начал много писать на эту тему, а в 1926 году Сталин написал «К вопросам ленинизма» , в котором содержались его самые известные сочинения по этой теме. [44] Троцкий, опубликовав « Ленинизм» , начал опровергать аргументы Бухарина и Сталина, утверждая, что социализм в одной стране возможен, но только в краткосрочной перспективе, и утверждал, что без мировой революции было бы невозможно защитить Советский Союз от «восстановление буржуазных отношений». [44] Зиновьев, с другой стороны, не соглашался как с Троцким, так и с Бухариным и Сталиным, вместо этого твердо придерживаясь собственной позиции Ленина с 1917 по 1922 год, и продолжал утверждать, что в Советском Союзе без мировой революции можно построить только деградирующую форму социализма. [45] Бухарин к тому времени начал выступать за создание автаркической экономической модели, в то время как Троцкий, напротив, утверждал, что Советский Союз должен участвовать в международном разделении труда для развития. [46] В отличие от Троцкого и Бухарина, Сталин не верил в возможность мировой революции, заявляя в 1938 году, что мировая революция на самом деле невозможна, и заявляя, что Энгельс ошибался в этом вопросе. [13] На XVIII съезде Сталин довел эту теорию до неизбежного завершения, заявив, что коммунистический способ производства может быть задуман в одной стране. [13] Он рационализировал это, утверждая, что государство могло существовать в коммунистическом обществе, пока Советский Союз был окружен капитализмом. [13] Однако, что удивительно, с созданием государств-сателлитов в Восточной Европе Сталин заявил, что социализм в одной стране возможен только в такой большой стране, как Советский Союз, и что другие государства, чтобы выжить, должны следовать советской линии. . [47]
См. также
[ редактировать ]- большевизм
- Доктрина Брежнева
- Идеология Коммунистической партии Китая
- Идеология Трудовой партии Кореи
- Хо Ши Мин думал
- Кадаризм
- Политика Фиделя Кастро
- каузизм
- Реальный социализм
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Саква 1990 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Саква 1990 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1991 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Смит 1991 , с. 82.
- ^ Смит 1991 , с. 83.
- ^ Саква 1990 , стр. 206–212.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Смит 1991 , с. 76.
- ^ Смит 1991 , с. 77.
- ^ Смит 1991 , с. 767.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 1991 , с. 78.
- ^ Смит 1991 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 1991 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с д ван Ри 2003 , с. 133.
- ^ Волкогонов 1999 , Введение.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг 1996 , стр. 154–155.
- ^ Ленин, Владимир (1918). «Классовое общество и государство» . Государство и революция . Том. 25 (Собрание сочинений). Интернет-архив марксистов (опубликовано в 1999 г.) . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг 1996 , с. 155.
- ^ Хардинг 1996 , с. 156.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 155–156.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг 1996 , с. 158.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б с д и Хардинг 1996 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1996 , с. 161.
- ^ Хардинг 1996 , с. 160.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с д и Хардинг 1996 , с. 162.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 162–163.
- ^ Хардинг 1996 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1996 , с. 165.
- ^ Хардинг 1996 , стр. 165–166.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1996 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф 1995 , с. 352.
- ^ Jump up to: а б с Макдонаф 1995 , с. 339.
- ^ Jump up to: а б с д и Макдонаф 1995 , стр. 344–347.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф 1995 , с. 353.
- ^ Макдонаф 1995 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Эванс 1993 , с. 72.
- ^ Эванс 1993 , с. 71.
- ^ Эванс 1993 , стр. 71–72.
- ^ Jump up to: а б ван Ри 2003 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ван Ри 2003 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с ван Ри 2003 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и ван Ри 2003 , с. 129.
- ^ ван Ри 2003 , стр. 129–130.
- ^ ван Ри 2003 , с. 130.
- ^ ван Ри 2003 , стр. 134–135.
Библиография
[ редактировать ]Статьи и журнальные записи
[ редактировать ]- Макдонаф, Терренс (1995). «Ленин, империализм и этапы капиталистического развития». Наука и общество . Том. 59, нет. 3. Гилфорд Пресс . стр. 339–367. JSTOR 40403507 .
Книги
[ редактировать ]- Бур, Роланд (2017). Сталин: от теологии к философии социализма у власти = CITEREFBoer2017 . Спрингер Сингапур . ISBN 9789811063664 .
- Браун, Арчи (1996). Фактор Горбачева . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0192880529 .
- Итон, Кэтрин Блисс (2004). Повседневная жизнь в Советском Союзе . Издательская группа Гринвуд . ISBN 978-0313316289 .
- Эйзен, Джонатан (1990). Читатель гласности . Мичиганский университет . ISBN 978-0453006958 .
- Эванс, Альфред (1993). Советский марксизм-ленинизм: упадок идеологии . АВС-КЛИО . ISBN 978-0275947637 .
- Фейнсод, Мерль ; Хаф, Джерри Ф. (1979). Как управляется Советский Союз . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674410305 .
- Гилл, Грэм (2002). Истоки сталинской политической системы . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0674410305 .
- Хардинг, Нил (1996). Ленинизм . Издательство Макмиллан . ISBN 978-0333664827 .
- Харрис, Джонатан (2005). Подрыв системы: горбачевская реформа партийного аппарата 1986–1991 гг . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-0742526785 .
- Кенез, Питер (1985). Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521313988 .
- Лено, Мэтью Эдвард (2004). Ближе к массам: сталинская культура, социальная революция и советские газеты . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674013193 .
- Ловенхардт, Джон; ван Ри, Эрик; Озинга, Джеймс (1992). Взлет и падение советского Политбюро . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0312047849 .
- Мэтьюз, Марвин (1983). Образование в Советском Союзе: политика и институты со времен Сталина . Рутледж . ISBN 978-0043701140 .
- Саква, Ричард (1990). Советская политика: Введение . Рутледж . ISBN 978-0415005067 .
- Саква, Ричард (1998). Советская политика в перспективе . Рутледж . ISBN 978-0415071536 .
- Смит, Гордон (1988). Советская политика: преемственность и противоречия . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0312007959 .
- Смит, Гордон (1991). Советская политика: преемственность и противоречия (2-е изд.). Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0333535769 .
- Суэйн, Джефф (2006). Троцкий . Образование Пирсона . ISBN 978-0582771901 .
- ван Ри, Эрик (2003). Политическая мысль Иосифа Сталина: исследование революционного патриотизма двадцатого века . Рутледж . ISBN 978-1-135-78604-5 .
- Волкогонов, Дмитрий (1999). Вскрытие империи: семь лидеров, построивших советский режим . Свободная пресса. ISBN 978-0684834207 .
- Уильямс, Саймонс (1984). Устав партии коммунистического мира . Издательство БРИЛЛ . ISBN 978-9024729753 .
- Циммерман, Уильям (1977). Даллин, Александр (ред.). Двадцать пятый съезд КПСС: оценка и контекст . Стэнфордский университет . Гувер Пресс . ISBN 978-0817968434 .