Культ личности Иосифа Сталина



Культ личности Иосифа Сталина стал заметной чертой советской массовой культуры . [ 1 ] Историк Арчи Браун считает празднование 50-летия Сталина 21 декабря 1929 года отправной точкой культа его личности . [ 2 ] До конца правления Сталина советская пропаганда представляла Сталина как всемогущего и всезнающего лидера, имя и образ Сталина появлялись повсюду . [ 3 ]
Образ Сталина в пропаганде и средствах массовой информации.
[ редактировать ]
Построение культа личности вокруг Сталина должно было происходить разумно, как объясняет британский историк Ян Кершоу в своей книге «История Европы первой половины 20 века « В ад и обратно» :
Культ Сталина нужно было строить осторожно. И дело было не только в том, что сам этот человек был физически невзрачным – миниатюрный и приземистый, с большими моржовыми усами, сильно изрытыми оспой, – или потому, что он был скрытным, очень замкнутым человеком, говорящим тихим, сдержанным голосом. его русский язык выражался сильным грузинским акцентом, который никогда не покидал его. Настоящей проблемой была гигантская тень Ленина. Нельзя было рассматривать Сталина как узурпатора легендарного образа великого большевистского героя и вождя революции. Поэтому поначалу Сталин действовал осторожно. [ 4 ]
Ленин не хотел, чтобы Сталин стал его преемником, заявив, что «товарищ Сталин слишком груб», и предложил партии найти кого-то «более терпеливого, более лояльного, более вежливого». [ 5 ] [ 6 ] Сталину не удалось полностью подавить «Завещание Ленина», предложив другим отстранить Сталина от должности руководителя Коммунистической партии . Тем не менее, после смерти Ленина по всему Советскому Союзу появилось 500 000 экземпляров фотографии Ленина и Сталина, очевидно беседующих как друзья на скамейке. [ 6 ] До 1932 года на большинстве советских пропагандистских плакатов Ленин и Сталин были изображены вместе. [ 7 ] Эту пропаганду подхватил Сталин, который использовал их отношения в выступлениях перед пролетариатом, заявляя, что Ленин был «великим учителем пролетариев всех наций», и впоследствии отождествляя себя с пролетариями по их родству как общих учеников Ленина. [ 8 ] Однако в конце концов в советской прессе эти две фигуры слились; Сталин стал воплощением Ленина. Первоначально пресса приписывала любые успехи в Советском Союзе мудрому руководству как Ленина, так и Сталина, но в конечном итоге только Сталин стал признанной причиной советского благополучия. [ 9 ]
Празднование 50-летия Сталина в декабре 1929 года положило начало строительству культа вокруг Сталина. Публично Сталин был скромен, отвергая предположения о том, что он равен Ленину, но позволял продолжать двойное прославление этих двух людей, а затем перенес его в первую очередь на себя. К 1933 году в центре Москвы было вдвое больше бюстов и изображений Сталина, чем Ленина, а редкие публичные выступления Сталина вызывали овации продолжительностью 15 и более минут. [ 4 ]
Советская пресса постоянно восхваляла Сталина, называя его «Великим», «Любимым», «Смелым», «Мудрым», «Вдохновителем» и «Гением». [ 6 ] Он изображался как заботливый, но сильный отец, а советское население было его «детьми». [ 10 ] С 1936 года советская пресса стала называть Сталина «Отцом народов». [ 11 ] напоминая крестьянству образ предыдущего правителя, царя, которого считали «суровым семейным патриархом». После многих лет революций и гражданской войны российский народ жаждал сильного и целеустремлённого руководства. [ 12 ]
Взаимодействие Сталина с детьми стало ключевым элементом культа личности. Сталин часто участвовал в публичном обмене подарками с советскими детьми самого разного этнического происхождения. Начиная с 1935 года фраза «Спасибо дорогому товарищу Сталину за счастливое детство!» появлялся над дверными проемами детских садов, детских домов и школ; дети также скандировали этот лозунг на фестивалях. [ 13 ]
В речах Сталин описывался как «наш лучший колхозник», «наш ударник , наш лучший из лучших» и «наш любимый, наша путеводная звезда». [ 6 ] Образ Сталина как отца был одним из способов, с помощью которых советские пропагандисты стремились включить традиционные религиозные символы и язык в культ личности; титул «отца» теперь в первую очередь принадлежал Сталину, в отличие от русских православных священников. Культ личности также перенял христианские традиции шествия и поклонения иконам посредством использования сталинских парадов и чучел. Повторно применяя различные аспекты религии к культу личности, пресса надеялась сместить преданность церкви от церкви к Сталину. [ 14 ]
Первоначально пресса также стремилась продемонстрировать прямую связь между Сталиным и простым народом; газеты часто публиковали коллективные письма сельскохозяйственных или промышленных рабочих, восхваляющие вождя, [ 15 ] а также рассказы и стихи о встрече со Сталиным. Вскоре после года Октябрьской революции 1917 Иван Товстуха составил биографический раздел о Сталине для Русского энциклопедического словаря «Гранат» . [ 16 ] Несмотря на то, что большая часть описания карьеры Сталина была сильно приукрашена, оно завоевало такое расположение публики, что была выпущена четырнадцатистраничная брошюра под названием « Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография» тиражом 50 000 экземпляров . [ 17 ] количество подобных сообщений сократилось Однако после Второй мировой войны ; Сталин отошел от общественной жизни, и вместо этого пресса начала концентрироваться на дистанционных контактах (т.е. сообщениях о получении телеграммы от Сталина или о встрече с вождем издалека). [ 18 ] Другой заметной частью образа Сталина в средствах массовой информации была его тесная связь с Владимиром Лениным . Советская пресса утверждала, что Сталин был постоянным спутником Ленина, пока последний был жив, и что поэтому Сталин внимательно следовал учениям Ленина и мог продолжить большевистское наследие после смерти Ленина. [ 19 ] Сталин яростно защищал правильность взглядов Ленина публично, и тем самым Сталин подразумевал, что, будучи верным последователем ленинизма, его собственное руководство было столь же безупречным. [ 20 ]
Другие проявления преданности
[ редактировать ]Сталин стал центром литературы, поэзии, музыки, картин и фильмов, демонстрировавших льстивую преданность. Примером может служить Александра О. Авдеенко , взятый из более ранней речи, произнесенной им в 1935 году: «Гимн Сталину» [ 21 ]
Спасибо, Сталин. Спасибо, потому что я рад. Спасибо, потому что я в порядке. Сколько бы мне ни исполнилось лет, я никогда не забуду, как мы принимали Сталина два дня назад. Пройдут столетия, и грядущие поколения будут считать нас счастливейшими из смертных, счастливейшими из людей, потому что мы жили в веке столетий, потому что нам выпала честь видеть Сталина, нашего вдохновенного вождя... Всё принадлежит тебе, вождь нашей великой страны. И когда женщина, которую я люблю, подарит мне ребенка, первое слово, которое она произнесет, будет: Сталин... [ 22 ]
Часть серии о |
сталинизм |
---|
![]() |

Многочисленные изображения и статуи Сталина украшали общественные места. был построен гигантский памятник, посвященный Сталину В 1955 году в Праге , который простоял до 1962 года. Статуя была подарком Сталину из Праги на шестьдесят девятый день рождения, чтобы увековечить «личность господина Сталина, главным образом, его идеологические особенности». [ 23 ] После 5 лет строительства массивный памятник весом 17 000 тонн наконец был представлен публике, на котором был изображен Сталин, один из которых стоял впереди группы пролетарских рабочих. [ 24 ] Статуи Сталина изображали его ростом и телосложением, приближающимся к очень высокому царю Александру III , но фотографические данные показывают, что его рост составлял от 5 футов 5 дюймов до 5 футов 6 дюймов (165–168 см). Искусство на сталинскую тематику появлялось и в частном порядке: начиная с начала 1930-х годов во многих частных домах были «сталинские комнаты», посвященные вождю и украшенные его портретом. [ 25 ] Хотя это не была официальная форма, партийные лидеры по всему Советскому Союзу подражали обычной одежде диктатора: темно-зеленой куртке, бриджам, ботинкам и кепке, чтобы доказать свою преданность. [ 6 ]
Культ также привел к публичному религиозному поведению: к концу 1930-х годов люди вскакивали со своих мест и вставали всякий раз, когда имя Сталина произносилось на публичных собраниях и конференциях. Никита Хрущев назвал это «своего рода физической культурой, которой мы все занимаемся». [ 26 ]
Появление культа также привело к повальному увлечению переименованиями: в честь советского лидера были переименованы многочисленные города, села и города . и В его честь также были названы Сталинская премия Сталинская премия мира , и он получил несколько громких званий (например, « Отец народов », «Строитель социализма», «Архитектор коммунизма», «Лидер прогрессивного человечества») среди других. .
Культ достиг нового уровня во время Второй мировой войны, когда имя Сталина было включено в новый советский государственный гимн .
В декабре 1949 года Сталин отпраздновал свое предполагаемое 70-летие (на самом деле он родился в декабре 1878 года). Его день рождения широко отмечался по всему СССР. В украинском городе Мариуполе бывший Санаторный проспект переименован в проспект Сталина. В его честь были построены различные статуи и учреждения. 2 декабря 1949 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о создании правительственной комиссии ко дню рождения Сталина. Спустя 18 дней Верховный Совет наградил орденом Ленина Сталина . 21 декабря, на следующий день после награждения, в Большом театре состоялось торжественное собрание, посвященное 70-летию Сталина . [ 27 ] На мероприятии присутствовали известные мировые лидеры, в том числе китайский лидер Мао Цзэдун и заместитель премьер-министра Восточной Германии Вальтер Ульбрихт . Маршал Монгольской Народной Республики Хорлоогийн Чойбалсан , бывший когда-то фаворитом Сталина, на церемониях не присутствовал, отправив вместо него генсека Юмджаагийна Цеденбала . Для Мао празднование стало частью его первого государственного визита в СССР после прихода к власти.
Во многих странах Восточного блока день рождения Сталина также широко отмечался. Болгарский . город Варна был переименован в Сталина, а Мусала - в Пик Сталина Герлаховский штит в Чехословакии также был переименован в честь Сталина.
Сталин и молодежь
[ редактировать ]
Одним из способов распространения культа Сталина был комсомол , Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи в Советской России, созданный в 1918 году. Возраст этих молодых людей колебался от 9 до 28 лет, что делало его благоприятным инструментом для изменения членов. и идеология Советского Союза. Эта организация была создана для того, чтобы воспитать из следующего поколения тот тип социалистов, который представлял себе Сталин. Быть частью этой организации было выгодно участникам, поскольку они имели преимущество перед нечленами, когда дело касалось получения стипендий и работы. [ 28 ] Как и большинство молодежных клубов, они сосредоточили внимание на образовании и здоровье своих членов, занимаясь спортом и физическими упражнениями. Они также сосредоточили внимание на поведении и характере молодых людей. Детей поощряли отвергать любого, кто не воплощает социалистические ценности. Случаи лжи и мошенничества на школьном дворе заканчивались «классными судами». [ 29 ] Сталин хотел, чтобы в его образе будущего Советского Союза преобладало лучшее, поэтому он ввел в действие указ, который будет наказывать подростков за правонарушения, чтобы гарантировать, что «хорошие яблоки» будут теми, кто прокладывает дорогу к его идеальному обществу. [ 30 ]
Такие организации, как комсомол, в то время оказывали не единственное влияние на детей. Такие мультфильмы, как «Голос незнакомца» Ивана Иванова-Вано , укрепили идею советской культуры, изображая иностранное мышление и обычаи как нежелательные и странные. [ 31 ] Дети играли в свою собственную версию «Ковбоев и индейцев» под названием «Красные и белые», а дети боролись за роль главных партийных лидеров, таких как Сталин. [ 29 ]
Иллюзия единогласной поддержки
[ редактировать ]Культ личности существовал прежде всего среди советских масс; явного проявления культа среди членов Политбюро и других высокопоставленных партийных чиновников не наблюдалось. Однако из-за боязни оказаться на обочине оппозиционеры иногда не решались честно выражать свою точку зрения. Эта атмосфера самоцензуры создала иллюзию бесспорной поддержки Сталина со стороны правительства, и эта предполагаемая поддержка еще больше подпитывала культ советского населения. Политбюро и секретариат Коминтерна (ИККИ) также производили впечатление единогласных в своих решениях, хотя зачастую это было не так. Многие высокопоставленные лидеры Политбюро, такие как Жданов и Каганович, иногда не соглашались со Сталиным. Не все предложения Сталина были приняты, но об этом не было доведено до сведения лиц, не относящихся к партийному руководству. Руководство партии обсуждало и обсуждало различные альтернативы, но всегда представляло себя монолитным для внешнего мира, чтобы казаться более сильным, более заслуживающим доверия и единым. В руководстве это также считалось правильным. Ленинская практика, поскольку ленинский организационный принцип демократического централизма обеспечивал «свободу дебатов», но требовал «единства действий» после принятия решения. Меньшинство считало своим долгом подчиниться воле большинства, и сам Сталин практиковал это, проигрывая голоса. [ 32 ]
Мнение Сталина о своем культе
[ редактировать ]Как и Ленин, Сталин вел себя на публике скромно и непритязательно. Джон Гюнтер в 1940 году описывал посетителям вежливость и хорошие манеры «самого могущественного человека в мире». [ 6 ] В 1930-е годы Сталин произнес несколько речей, в которых умалялось значение отдельных лидеров и пренебрегалось культом, формировавшимся вокруг него, изображая такой культ как небольшевистский ; вместо этого он подчеркнул важность более широких социальных сил, таких как рабочий класс . [ 33 ] [ 34 ] Публичные действия Сталина, казалось, подкрепляли его явное презрение к культу: Сталин часто редактировал отчеты о приемах в Кремле, сокращая аплодисменты и похвалы в свой адрес и добавляя аплодисменты другим советским лидерам. [ 33 ] Уолтер Дюранти заявил, что Сталин в черновике своего интервью диктатора отредактировал фразу с «наследника мантии Ленина» на «верного слугу Ленина». [ 6 ]
В 1934 году на баннере должны были быть изображены Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, но имя Сталина было удалено из него, однако к 1938 году его более чем устраивало знамя со своим именем. [ 35 ] Однако в 1936 году Сталин запретил переименовывать места в его честь. [ 36 ] В некоторых мемуарах Молотов утверждал, что Сталин сопротивлялся культу личности, но вскоре смирился с ним. [ 37 ]
Финский коммунист Арво Туоминен сообщил о саркастическом тосте, произнесенном самим Сталиным на новогоднем вечере в 1935 году, в котором он сказал: «Товарищи! Я хочу предложить тост за нашего патриарха, жизнь и солнце, освободителя наций, архитектора социализма». [он отбарабанил все названия, применявшиеся к нему в те дни] – Иосиф Виссарионович Сталин, и я надеюсь, что это первая и последняя речь, произнесенная в адрес этого гения сегодня вечером». [ 38 ] В начале 1938 года Николай Ежов предложил переименовать Москву в «Сталинодар». [ 39 ] Вопрос был поднят на заседании Президиума Верховного Совета . Сталин, однако, отнесся к этой идее совершенно негативно, и по этой причине город сохранил название Москва. [ 39 ]
Почитание Сталина советским народом за его роль лидера победы Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне помогло стабилизировать их веру в советскую систему, фактор, о котором Сталин знал. Историк Арчи Браун писал: «Сам Сталин считал, что его «образ»… как харизматического, почти сверхчеловеческого лидера помог укрепить поддержку коммунизма и придать ему легитимность». Постоянным в убеждениях Сталина было то, что русский народ, особенно крестьянство, привыкло к тому, что им правил один человек, царь, и не понимало сложности структуры власти и управления в Советском Союзе. Из-за этого должен был быть один человек, которого воспринимали как правителя , кого-то, кого они могли бы, по его словам, «уважать и во имя которого жить и трудиться». [ 40 ] В 1940 году Гюнтер заметил, что «[Сталин] знает, что русские понимают мастера». По его словам, диктатор легко мог остановить поклонение, но "допустил и поощрял свое собственное виртуальное обожествление". «Или, возможно, ему нравится» поклонение, предположил Гюнтер. [ 6 ]
Однако Сталин препятствовал всякому интересу к его частной и семейной жизни и разглашал лишь ограниченную личную информацию. [ 36 ] Он редко появлялся на публике и редко встречался с послами: по состоянию на 1940 год за 20 лет он встретился только с семью иностранными журналистами для официальных интервью, а в течение первой пятилетки не произносил речей и не появлялся на публике в течение 18 месяцев. [ 6 ]
Никита Хрущев в своей «Секретной речи» на XX съезде партии в феврале 1956 года утверждал, что Сталин лично дописал от руки к рукописи житийной « Краткой биографии Сталина» , опубликованной в 1948 году, такие отрывки, как: «Хотя свою задачу он выполнил как руководитель партии и народа, обладающий высочайшим мастерством и пользовавшийся безоговорочной поддержкой всего советского народа, Сталин никогда не позволял, чтобы его работа была омрачена малейшим намеком тщеславия, самомнения или самолюбия». Кроме того, Хрущев утверждал, что Сталин расширил список своих достижений, перечисленных в книге. [ 41 ] Несмотря на это, ученые привели доказательства, ставящие под сомнение утверждения Хрущева. Сегодня мало кто из ученых ссылается на речь Хрущева как на надежный источник, и теперь кажется очевидным, что Сталин не доверял окружавшему его культу личности. [ нужна ссылка ]
Истории детства Сталина
[ редактировать ]16 февраля 1938 года, после выхода в свет книги « Рассказы о детстве Сталина» , издательская комиссия была вынуждена отозвать книгу, так как Сталин утверждал, что книга является примером чрезмерного поклонения герою, возвысившего его образ до идеалистических размеров. . Сталин пренебрежительно отзывался об этом излишестве, выражая обеспокоенность тем, что идолопоклонство не может заменить строгого большевистского изучения и что правые уклоны в СССР могут представить его как ошибку большевизма. [ 42 ] В частности, он написал:
Я категорически против публикации «Рассказов детства Сталина». Книга изобилует массой неточностей, переделок, преувеличений и незаслуженных похвал. Некоторые писатели-любители, писаки (возможно, честные писаки) и некоторые поклонники сбили автора с пути. Обидно за автора, но факт остаётся фактом. Но это не главное. Важно то, что книга имеет тенденцию запечатлевать в сознании советских детей (да и народа вообще) культ личности вождей, непогрешимых героев. Это опасно и вредно. Теория «героев» и «толпы» — это не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в людей, так говорят эсеры. Народ делает героев, — так отвечают большевики эсерам. Книга несет воду на ветряную мельницу эсеров. Какая бы книга ни подлила воду в мельницу эсеров, эта книга утонет в нашем общем, большевистском деле. Я предлагаю сжечь эту книгу. [ 43 ]
Более точное изображение его детства и достижений можно найти во многих других областях письма и жанра. [ 44 ]
Конец культа и десталинизация
[ редактировать ]
Десталинизация — это процесс политических реформ, который произошел после смерти Сталина , в ходе которого большинство действий Иосифа Сталина во время его правления были осуждены и правительство реформировано. Февраль 1956 года стал началом разрушения его имиджа, лидерства и социалистической законности в условиях оттепели Никиты Хрущева на 20-м съезде партии . [ 45 ] [ 46 ] Конец правления Сталина был встречен позитивными и негативными изменениями. Изменения и последствия касались политики, искусства и литературы, экономической сферы и социальной структуры. [ 47 ]
Его смерть и дестабилизация его культового руководства были встречены шансом на новые реформы и изменения в его режиме, который изначально был немедленно заперт под его контролем. Жесткий контроль, который он держал в отношении того, что публиковалось, что пропагандировалось и какие изменения в правительстве и экономике, стал доступен. Когда контроль, который держал Сталин, был передан правительству, в идеале была принята одобренная методология. [ 48 ] Результатом этого стала система коллективного руководства. В результате остались Никита Хрущев , Лаврентий Берия , Николай Булганин , Георгий Маленков , Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович членами этого комитета . Программа десталинизации вскоре была введена в действие Хрущевым, поскольку он принял в правительство противоположную личность. Это позволило улучшить отношения с Западом в будущем. [ 49 ]
Первая волна десталинизации
[ редактировать ]После смерти Сталина Никиты Хрущева на ХХ съезде партии в 1956 году в «Секретной речи» он, как известно, осудил культ личности Сталина, заявив: «Недопустимо и чуждо духу марксизма -ленинизма возвысить одного человека, превратить его в сверхчеловек, обладающий сверхъестественными характеристиками, подобными характеристикам бога». [ 50 ] «Секретная речь» положила начало политической реформе, известной как «преодоление/разоблачение культа личности». [ 51 ] позже названная десталинизацией, целью которой было искоренить влияние Сталина на советское общество. Это также побудило людей найти освобождение и начать публичное восстание в Польше и Венгрии . [ 49 ] Эти изменения неизбежно встретили сопротивление. Даже потеряв расположение Сталина во время своего руководства, Молотов по-прежнему выступал в пользу режима Сталина, выступая против десталинизации и критикуя преемников Сталина. [ 52 ] Мао Цзэдун вместе с некоторыми другими коммунистическими лидерами, первоначально поддерживая борьбу против «культа личности», критиковал Хрущева как оппортуниста, который просто стремился атаковать сталинское руководство и политику, чтобы реализовать новую, отличную от сталинской политики. эпоху можно было бы считать антимарксистским ревизионизмом . [ 53 ]
При преемнике Хрущева Леониде Брежневе просталинистские силы попытались восстановить репутацию Сталина как «Великого вождя». Не сумев сделать этого на XXII съезде партии весной 1966 года, они обратились к другому методу — тексту речи, которую Брежнев должен был произнести в ноябре того же года в Грузии , на родине Сталина. Черновик речи, произнесенной убежденными сталинистами, был представлен Брежневу, который, будучи человеком осторожным, разослал его другим чиновникам для комментариев. Один из его советников, Георгий Арбатов , при поддержке своего начальника Юрия Андропова , изложил Брежневу аргументы против проекта: реабилитация Сталина осложнит отношения Советского Союза с коммунистическими государствами Восточной Европы, особенно с теми, которые возглавлялись людьми, которые были жертвы действий Сталина; изменение статуса Сталина еще раз, так скоро после его понижения, затруднит положение западных коммунистических партий; было бы трудно примирить резкие слова, сказанные в адрес Сталина видными коммунистическими лидерами в 20-м и 20-м гг. XXII съезд партии ; и, наконец, было указано, что сам Брежнев участвовал в этих съездах, что вызвало вопросы о его собственной роли. В результате этих аргументов речь была переписана без всякого упоминания о реабилитации Сталина. Хотя в данном случае антисталинисты преобладали, использование словосочетания «период культа личности» – относящегося к 1934–1953 гг. – исчезло, что указывает на смягчение официальной антисталинской линии. Таким образом, стало легче публиковать просталинские взгляды и труднее доводить до публики антисталинские произведения. [ 54 ]
Вторая волна
[ редактировать ]Ситуация изменилась, когда Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза , высшим руководящим постом страны. В речи, произнесенной в ноябре 1987 года, накануне празднования 70-летия большевистской революции, Горбачев сказал:
Иногда утверждают, что Сталин не знал фактов беззакония. Имеющиеся в нашем распоряжении документы говорят о том, что это не так. Вина Сталина и его ближайших соратников перед партией и народом за массовые репрессии и беззаконие огромна и непростительна. Это урок для всех поколений. [ 55 ]
После этого, в период гласности («открытости») и перестройки («перестройки»), инициированных Горбачевым, произошла очередная волна десталинизации. Эта «вторая волна» превратилась в нечто более фундаментально антикоммунистическое. Оно осуждало не только Сталина, но и других ответственных людей в иерархии советской власти. В конце концов, вместо традиционной закрытой коммунистической авторитарной системы была принята нечто более близкое к западной демократической структуре. [ 56 ] Эта кампания была направлена на полную реструктуризацию Советского Союза, вовлекая общественные круги в борьбу с коммунизмом и положив конец Советскому Союзу . [ 56 ] [ 57 ]
После распада Советского Союза в Российской Федерации при Владимире Путине возобновился как централизованный, так и авторитарный контроль над государством, а также культ Сталина, сосредоточенный прежде всего на его роли в разгроме нацистской Германии и победе во Второй мировой войне. . [ 56 ] В этот период, в начале 2000-х годов, Россия утратила свою роль мировой сверхдержавы, и восстановление положительного наследия Сталина помогло смягчить ощущаемую потерю статуса, вернув символ страны – хотя и государства-предшественника Советского Союза – на пике своего могущества. [ 56 ] [ 47 ]
Третья волна
[ редактировать ]Тем не менее, «третья волна» более амбивалентной десталинизации все же смогла начаться примерно в 2009 году. Это способствовало переоценке сталинизма , а также увековечению памяти жертв его тоталитарного режима. Например, Дмитрий Медведев президент России заявил о катынской резне польских офицеров Советской Армией во время Второй мировой войны, что «Сталин и его приспешники несут ответственность за это преступление», повторив предыдущее заявление российского парламента: « Катынское преступление было совершено по прямому приказу Сталина и других советских руководителей». Новая десталинизация, отчасти вызванная возобновлением взаимодействия России с Западом, в отличие от той, что проводилась при Горбачеве, не сопровождалась либерализацией и реформированием политической системы, которая остается централизованной, авторитарной и зависимой от репрессий против народа со стороны властей. полиция безопасности, как и во времена Сталина. Такая парадоксальная ситуация, когда репутация Сталина занижена, но государство по сути следует по проторенному им пути, приводит к двойственности официальной позиции. С одной стороны, московским властям не разрешили вывесить награды с изображением Сталина к празднованию 65-летия победы СССР над нацистской Германией, а Медведев заявил, что Сталин «совершил много преступлений против своего народа. И хотя страна добившись успеха под его руководством, то, что было сделано против его собственного народа, не может быть прощено». С другой стороны, нет недостатка в публикациях и телевизионных программах, прославляющих Сталина. Антисталинские настроения не подавляются, но и просталинские взгляды тоже не подавляются. И, несмотря на официальные заявления о виновности Сталина, власть имущие по-прежнему стремятся использовать символическую ценность диктатора для поддержки своего собственного монопольного контроля над страной. [ мнение ] [ 56 ]
В классах по всей России студенты обучаются по современному учебнику, который представляет Сталина просто как эффективного лидера, которому пришлось прибегнуть к крайним мерам, чтобы защитить Россию и обеспечить ее лидерскую роль в глобальном масштабе. [ 57 ] Опрос, проведенный в 2019 году, показал, что 70% россиян считают, что Сталин оказал положительное влияние на российскую историю, в то время как только 51% россиян относятся к Сталину положительно. [ 58 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гилл, «Культ советского лидера», стр.167.
- ^ Браун 2009 , с. 71.
- ^ Гилл, Грэм (декабрь 2021 г.). Маркес, Ксавье (ред.). «Культ Сталина как политическая религия» . Религии . 12 (12: Религия, ритуалы и культы политических лидеров ). Базель : MDPI : 112. doi : 10.3390/rel12121112 . eISSN 2077-1444 .
- ^ Jump up to: а б Кершоу 2016 , с. 269.
- ^ Сигельбаум, Льюис (17 июня 2015 г.). «Наследие Ленина» . Семнадцать мгновений советской истории .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гюнтер, Джон (1940). Внутри Европы . Харпер и братья. стр. 516–517, 530–532, 534–535.
- ^ Боннелл, Иконография власти , стр.158.
- ^ «Интернет-архив марксистов — Ответ на приветствие рабочих Главных железнодорожных мастерских в Тифлисе» . www.marxists.org . Проверено 3 февраля 2019 г.
- ^ Гилл, «Культ советского лидера», стр.169.
- ^ Гилл, «Культ советского лидера», стр.171.
- ^ Отец народов в Энциклопедическом словаре запоминающихся слов и фраз.
- ^ Кершоу 2016 , стр. 269–70.
- ^ Келли, «На ковре-самолете», стр. 206–207.
- ^ Боннелл, Иконография власти , стр.165.
- ^ Эннкер, Бенно (2004) «Культ Сталина, большевистское правление и взаимодействие с Кремлем в 1930-е годы», в Apor, Balázs et al. ред. Культ лидера в коммунистической диктатуре: Сталин и Восточный блок . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр.85
- ^ Бранденбергер, Дэвид (2014). Пропагандистское государство в кризисе: советская идеология, идеологическая обработка и террор при Сталине, 1927-1941 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300159639 .
- ^ Дэвис, Сара (2005). Сталин: Новая история . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 252 .
- ^ Келли, «На ковре-самолете», стр.208.
- ^ Гилл, «Культ советского лидера», стр.168.
- ^ Такер, Роберт (1990) Сталин у власти: революция сверху, 1929–1941 Нью-Йорк: Нортон. стр.154
- ^ "Спасибо тебе, товарищ Сталин (Валерий Ефимов) / Проза.ру" . proza.ru . Retrieved 2021-12-17 .
- ^ Авиденко, А.О. Холсолл, Пол (ред.). «Гимн Сталину» . Справочник по современной истории в Интернете . Университет Фордэма, 1997 год . Проверено 2 сентября 2012 г.
- ^ «Пражский памятник Сталину» . Нью-Йорк Таймс . 19 декабря 1948 г. с. 17.
- ^ Шимов, Ярослав (8 июня 2016 г.). «Монстр: памятник, уничтоживший своего создателя» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Келли, «На ковре-самолете», стр.202.
- ^ Браун, Арчи (2009) Взлет и падение коммунизма Нью-Йорк: HarperCollins. стр.61. ISBN 978-0-06-113879-9
- ^ Лев Котюков. Забытый поэт. Archived 2007-09-28 at the Wayback Machine
- ^ «Комсомол | Советская молодежная организация» . Британская энциклопедия . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кенни, Джулия (18 сентября 2015 г.). «Культ личности Сталина: его истоки и развитие» . Йоркский историк . Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ «Жизнь при Сталине: детство или культ?» . Россия 20 века . 13 октября 2014 г. Проверено 22 апреля 2018 г.
- ^ КристофШмит (21 марта 2017 г.), Советский мультфильм "Голос незнакомца", 1949 г. , получено 22 апреля 2018 г.
- ^ Арво Туоминен. Дорога Серпа и Молота .
- ^ Jump up to: а б Дэвис, «Сталин и создание культа вождя в 1930-е годы», стр. 30–31.
- ^ Сталин, Иосиф (август 1930 г.). «Письмо товарищу Шатуновскому» . Интернет-архив марксистов . Проверено 17 июля 2024 г.
Вы говорите о своей «преданности» мне. Возможно, это была просто случайная фраза. Возможно. Но если бы эта фраза не была случайной, я бы посоветовал вам отказаться от «принципа» преданности личности. Это не большевистский путь. Будьте преданы рабочему классу, его партии, его государству. Это хорошая и полезная вещь. Но не путайте ее с преданностью личности, этой суетной и бесполезной безделушкой слабоумных интеллигентов.
- ^ Пиш, Анита (2016). «Культ личности Сталина в советских плакатах, 1929–1953: архетипы, изобретения и измышления» . Австралийский национальный университет . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, «Сталин и создание культа вождя в 1930-е годы», стр. 41.
- ^ Дэвис, Сара (2014). Мир Сталина: диктуя советский порядок . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300182811 . OCLC 875644434 .
- ^ Туоминен, Арво (1933). Хейсканен, Пилтти (ред.). Колокола Кремля . Перевод Лейно, Лили. Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. п. 162.
- ^ Jump up to: а б Гетти, Джон Арчибальд (1994). Сталинский террор: новые перспективы . Издательство Кембриджского университета . п. 37. ИСБН 0-521-44125-0 . OCLC 256629977 .
- ^ Браун 2009 , с. 196.
- ^ Браун 2009 , с. 243.
- ^ «Письмо о изданиях для детей, направленное в ЦК ВКП(б)» . Марксисты.орг . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Voprosy Istorii(Questions of History)No. 11, 1953
- ^ «Иосиф Сталин – факты и резюме» . History.com . Проверено 24 апреля 2018 г.
- ^ «Десталинизация | Советская история» . Британская энциклопедия . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Хрущева, Нина Л. (19 февраля 2006 г.). «День, когда Хрущев похоронил Сталина» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Проверено 27 апреля 2018 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Джонс, Полли (2006). Дилеммы десталинизации: переговоры о культурных и социальных изменениях в эпоху Хрущева . Рутледж. ISBN 1134283466 .
- ^ «Рост культа личности Сталина» . Культ личности Сталина в советских плакатах, 1929–1953 гг . Австралийский национальный университет . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Никита Хрущев – Холодная война» . History.com . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Кагановский, Лиля (2008). Как советский человек был разрушен . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. Мистер. 146.
- ^ Джонс, Полли (2006). Дилеммы десталинизации: переговоры о культурных и социальных изменениях в эпоху Хрущева . Рутледж. п. 2. ISBN 978-1-134-28347-7 .
- ^ Гласс, Эндрю (23 апреля 2018 г.). «Трумэн противостоит Молотову в Белом доме, 23 апреля 1945 года» . Политик . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Мао Цзэдун (июль 1964 г.). «О фальшивом коммунизме Хрущева и его исторических уроках для мира» - через Интернет-архив марксистов.
- ^ Браун 2009 , стр. 400–401.
- ^ Браун 2009 , с. 485.
- ^ Jump up to: а б с д и Липман, Маша (16 декабря 2010 г.). «Третья волна российской десталинизации» . Внешняя политика . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Россия переписывает наследие Иосифа Сталина» . Чикаго Трибьюн . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Восприятие Сталина» . Аналитический центр Юрия Левады. 19 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Боннелл, Виктория Э. (1999) Иконография власти: советские политические плакаты при Ленине и Сталине Беркли, Калифорния: University of California Press. ISBN 978-0-52-022153-6
- Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Нью-Йорк: ecco (HarperCollins). ISBN 978-0-06-113879-9 .
- Дэвис, Сара (2004) «Сталин и создание культа лидера в 1930-е годы», в Apor, Balázs et al. ред. Культ лидера в коммунистической диктатуре: Сталин и Восточный блок , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан ISBN 978-1-34-951714-5
- Гилл, Грэм (1980) «Культ советского лидера: размышления о структуре лидерства в Советском Союзе», Британский журнал политической науки, версия 10.
- Келли, Катриона (2005) «На ковре-самолете: дети и культ вождя в сталинскую эпоху», «Славянский и восточноевропейский журнал», т.49.
- Кершоу, Ян (2016). В ад и обратно: Европа 1914–1949 . Нью-Йорк: Книги Пингвина . ISBN 978-0-14-310992-1 .