История железнодорожного транспорта в Швейцарии
Строительство и эксплуатация швейцарских железных дорог в XIX веке осуществлялись частными железными дорогами. Первой внутренней линией была линия длиной 16 км, открытая из Цюриха в Баден в 1847 году. К 1860 году железные дороги соединили западную и северо-восточную Швейцарию. Первая альпийская железная дорога была открыта под перевалом Готард в 1882 году. Вторая альпийская линия была открыта под перевалом Симплон в 1906 году.
В 1901 году основные железные дороги были национализированы и образованы Швейцарские федеральные железные дороги . В первой половине двадцатого века они были электрифицированы и постепенно модернизировались. После Второй мировой войны железные дороги быстро уступили свою долю на железнодорожном рынке автомобильному транспорту, поскольку количество автомобилей возросло и было построено больше дорог. С 1970 года федеральное правительство стало более активно участвовать в модернизации железных дорог, особенно в городских районах и на магистральных маршрутах в рамках проекта «Рейл 2000» . два основных трансальпийских маршрута — Готардская железная дорога и подход Лётшберг к туннелю Симплон реконструируются Кроме того, в рамках проекта NRLA .
Происхождение
[ редактировать ]В 1833 году Великое Герцогство Баден разработало планы строительства железной дороги, соединяющей города Майнц и Франкфурт с Базелем и далее с Куром и Северной Италией . [ 1 ] Первая линия в Швейцарии, продолжение французской железной дороги Страсбург-Базель ( французский : Chemin defer de Strasbourg à Bâle ) от Мюлуза до Базеля, достигла временной станции за пределами стен Базеля 15 июня 1844 года и постоянной станции 11 декабря 1845 года. (Компания Chemins defer de l'Est взяла на себя управление компанией в 1854 году.) Реагируя на опасения Швейцарии по поводу французского влияния из-за локомотивов с названием «Наполеон» , эльзасцы приобрели для них отдельный локомотив под названием « Город Базель» ( по-французски : Виль де Бал ). их доступ в Базель. [ 2 ] Великого Герцогства Баден Линия государственной железной дороги в долине Рейна достигла первоначальной железнодорожной станции Базель-Баден в 1855 году. Несмотря на постоянные дискуссии, прошло некоторое время, прежде чем эти линии были продлены до Швейцарии. [ 3 ]
Ранние железные дороги
[ редактировать ]Первая внутренняя швейцарская линия, Швейцарская Северная железная дорога ( нем . Schweizerische Nordbahn , SNB) длиной 16 км, открылась из Цюриха в Баден в 1847 году. Частные компании под руководством швейцарских предпринимателей, промышленников и банкиров построили следующую волну железных дорог. [ 4 ] В 1850 году Швейцарский федеральный совет пригласил двух британских инженеров, Роберта Стефенсона и Генри Суинберна, разработать планы железнодорожной сети Швейцарской Конфедерации. [ 5 ] Они предложили построить сеть протяженностью 645 км вдоль долин, избегая каких-либо переходов через Альпы , и все они в конечном итоге были построены. [ 6 ]
Хотя Конституция 1848 года наделила федеральное правительство полномочиями в отношении железных дорог, первоначально оно решило децентрализовать железнодорожную политику. ответственность за управление политикой в отношении строительства и эксплуатации железных дорог Первый Закон о железных дорогах 1852 года возложил на кантоны , включая лицензирование компаний, координацию линий, технические характеристики и ценовую политику. Железные дороги должны были строиться частными компаниями с ограниченной ответственностью при участии муниципалитетов и кантонов, которые могли получить выгоду от проектов. Несмотря на отсутствие общего планирования и соперничество между компаниями, железнодорожная сеть, подобная той, которую предложили Стефенсон и Суинберн, вскоре сформировалась на севере и западе Швейцарии, после завершения строительства сообщения от французской границы на крайнем западе недалеко от Женевы до Австрийская граница на крайнем северо-востоке в Санкт-Маргретене , 10 декабря 1860 года. [ 4 ]

В 1853 году Швейцарская центральная железная дорога ( нем . Schweizerische Centralbahn , SCB) начала строительство линии Базель-Ольтен через перевал Хауэнштайн с ответвлениями от Ольтена до Аарау , Люцерна , Берна и Туна и от Герцогенбухзее до Золотурна и Биля . В то же время Швейцарская Северо-Восточная железная дорога ( нем . Schweizerische Nordostbahn , NOB) сосредоточилась в восточной Швейцарии в кантонах Цюрих и Тургау ; его сеть охватывала линии от Цюриха до Боденского озера и до Шаффхаузена , а затем до Люцерна . Объединенные швейцарские железные дороги (VSB) построили линии от Винтертура до Роршаха и от Валлизеллена до Рапперсвиля , Сарганса и Кура . Существовали контракты на совместное использование взаимосвязанной линии VSB между Везеном и Гларусом и линии NOB между Цигельбрюке , Нефельсом , Гларусом и Линталем . [ 4 ]
В этот же период в западной Швейцарии вдоль Женевского озера были построены железные дороги от Женевы до Лозанны и Бекса и от Моржа до Ивердона . Пароход соединял Женеву с линией от Ле Бувере до Мартиньи . Основным застройщиком во внутренней части Во была Западно-Швейцарская компания ( фр . Compagnie de l'Ouest-Suisse , OS), а в Вале - Компания Линии Италии ( фр . Compagnie de la Ligne d'Italie , поглощенная компанией Simplon ( фр . Compagnie du Simplon ) в 1874 году. Железная дорога Юра -Невшатель возникла из линий от Ле-Локля и Ле-Верьера вдоль озера Невшатель до Ла-Нёввиля . [ 4 ]
Кантон Фрибур отложил строительство линии из Берна в Лозанну, стремясь провести ее через город Фрибур, а не по равнинной местности дальше на запад; в 1857 году швейцарское правительство, кантон Во и Западно-Швейцарская компания сдались, разрешив начать строительство линии, открывшейся в 1862 году. Кантон Берн попытался проводить собственную политику в отношении своих железных дорог. По инициативе федерального политика Якоба Штемпфли Швейцарская железная дорога Восток-Запад ( нем . Schweizerische Ostwestbahn , OWB) в 1857 году начала строительство линии — чтобы конкурировать со Швейцарской центральной железной дорогой — между Ла-Нёввилем (на озере Биль ) и Цюрихом через Берн. , Лангнау-им-Эмменталь , Люцерн и Цуг , но без привлечения достаточного финансирования, чтобы гарантировать его завершение. В июне 1861 г. он обанкротился; Кантон Берн принял завершенный участок от Ла-Неввиля и Лангнау и включил его в состав Государственной железной дороги Берна ( нем . Bernische Staatsbahn , BSB), которая продолжила строительство линии до Люцерна. Недостающий участок от Лангнау до Энтлебух и Люцерн не были завершены до 1875 года. Концессия на линию Цюрих-Люцерн через Аффольтерн-ам-Альбис была передана железной дороге Цюрих-Цуг-Люцерн ( нем . Zürich-Zug-Luzern-Bahn , ZZL), дочерней компанией НОБ. [ 4 ]
Финансовые трудности привели к серии слияний и увеличению иностранных инвестиций в железнодорожные компании. Французские инвестиции в Швейцарию также стимулировались интересом к переходам через Альпы. Многие из первоначальных компаний объединились со Швейцарской Северо-восточной железной дорогой ( нем . Schweizerische Nordostbahn ) и с Объединенными швейцарскими железными дорогами ( нем . Vereinigte Schweizerbahnen , VSB) на востоке, а также с железной дорогой Юра-Симплон ( французский : Compagnie du Jura-Simplon , JS) на западе. Несмотря на финансовые трудности, к 1860 году непрерывная линия протянулась от Женевы до Боденского озера, а к 1870 году были завершены другие основные маршруты. Пароходы соединялись с железными дорогами через несколько крупных озер: Женевское , Невшатель , Тун , Люцерн и Констанц. Соединение с сетями соседних стран произошло в Романсхорне (паромами до Линдау и Фридрихсхафена ), в Базеле по железной дороге с Баденской магистралью и с французскими Chemins de Fer de l'Est , в Шаффхаузене с Баденской магистралью и в Ле Верьер. до линии на Понтарлье и Париж. [ 4 ]
1870–1902
[ редактировать ]Франко -прусская война (1870–71) выявила проблемы частной железной дороги с необходимостью быстрой переброски войск, что привело к принятию второго Закона о железных дорогах 1872 года. Он передал контроль над строительством, эксплуатацией, тарифами и бухгалтерским учетом железных дорог. и лицензирование железнодорожных компаний от кантонов федеральному правительству. Возможность национализации железных дорог федеральным правительством также стала частью политической повестки дня. [ 7 ]
Иоганн Якоб Зульцер (1806–1883), политик Демократической партии из Винтертура , основал железную дорогу Боденское озеро – Женевское озеро ( нем . Bodensee-Genfersee-Bahn ), позже переименованную в Швейцарскую национальную железную дорогу ( нем . Schweizerische Nationalbahn , SNB), чтобы преодолеть недостатки существующих железных дорог в обеспечении адекватной и скоординированной сети. Планировалось построить линию от Боденского озера и Зингена до Лозанны через Винтертур, Аргау , Золотурн , Лисс , Мюртен и Пайерн . Строительство началось в 1875 году, но в 1878 году оно обанкротилось, а его активы были приобретены NOB и SCB. [ 7 ]
Альпийские железные дороги
[ редактировать ]
До строительства Готардской железной дороги не было железнодорожного сообщения с Италией с севера на юг. Железнодорожные линии заканчивались у подножия Альп: VSB достигла Кура в 1858 году, SCB достигла Люцерна и Туна в 1859 году, а в 1878 году Симплонская железная дорога (часть компании Western Switzerland-Simplon с 1881 года) достигла Брига . Швейцарские железнодорожные компании и регионы конкурировали за строительство железной дороги через различные швейцарские альпийские перевалы: Лукманье , Шплюген , Готард и Симплон . Ввиду завершения строительства Бреннерской железной дороги на востоке в 1867 году и начала строительства железнодорожной линии Фрежюс в 1857 году (завершено в 1871 году) на западе, было решено построить Готардскую железную дорогу, и были подписаны контракты со Швейцарией, Немецкие и итальянские подрядчики в 1869 году. Несмотря на финансовые трудности, линия была открыта в 1882 году. [ 8 ]
В 1878 году швейцарцы на референдуме одобрили федеральные субсидии на железнодорожный переезд в восточных и западных Альпах. в Западных Альпах В 1913 году было завершено строительство железнодорожной линии — Лечберг , но это не был федеральный проект, а был инициативой кантона Берн . Ни один восточный железнодорожный переезд так и не был построен. Вместо этого Ретийская железная дорога (RhB) открыла линию Альбула в 1903 году, а железная дорога Бернина завершила линию Бернина в 1910 году, обеспечив сообщение с Италией. Первоначально эти линии были построены для туристов, но позже их использовали и для грузовых перевозок. [ 8 ]
Ответвления
[ редактировать ]В 1870-х годах начали строить ветки. Две трети из них были построены как узкоколейные линии для снижения затрат. В период с 1874 по 1877 год было построено пятьдесят веток, в том числе железная дорога Гау (нем. Gäubahn ) между Золотурном и Ольтеном (завершена в 1876 году) и линии долины Брой возле Фрайбурга (1877), обе первоначально запланированные SNB. Также в этот период были построены железная дорога Эмменталь (нем. Emmentalbahn ) от Золотурна до Бургдорфа и Лангнау-им-Эмменталь (открыта в 1875-81 гг.) и железная дорога Веденсвиль-Айнзидельн («паломническая железная дорога», открыта в 1877 г.). Также между 1874 и 1881 годами была открыта Южная железная дорога Аргау , от Рупперсвиля до Роткройца , которая позже стала грузовой фидерной линией на Готардскую железную дорогу. Железная дорога Боденское озеро – Тоггенбург (от Романсхорна до Нессау и Швейцарской юго-восточной железной дороги ( нем . Schweizerische Südostbahn ) соединяла центрально-восточную часть Швейцарии с югом. [ 9 ]
Закон о железных дорогах 1852 года предусматривал 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея . Реформа 1872 года позволила построить местные и горные железные дороги разной колеи. Швейцарская компания местных железных дорог планировала построить узкоколейную сеть в альпийском регионе, но построить Аппенцеллер-бан ( Аппенцелльская железная дорога) удалось только из-за финансовых проблем. В регионе Юра кантона Берн компания Jura Bernois Railway (JB) построила железную дорогу при огромной финансовой помощи кантона Берн. линия Юра с главной железнодорожной линией между Делле и Базелем, а также линии от Биля до Сонсебоз-Сомбеваля , Делемона и Ла-Шо-де-Фона Между 1873 и 1877 годами была построена . В 1880-х годах узкоколейные линии были построены к изолированным фабрикам и деревням Во и региона Юра. [ 9 ]

К 1880 году в альпийских регионах были построены железные дороги, ведущие к нескольким долинам и туристическим зонам. В Граубюндене Ретийская железная дорога развила линии (RhB), основанная в 1889 году, к началу Первой мировой войны вдоль долин Хинтеррайна , Фордеррейна , Альбулы , Энгадина и Поскьяво . В Бернском Оберланде были построены железные дороги, соединяющие туристический регион вокруг озера Тун . В западных Альпах были построены узкоколейные линии, такие как линия Монтрё-Ленк-им-Зимменталь , железная дорога Фурка-Оберальп (FO) и железная дорога Грюйер-Фрибур-Морат (GFM). Ориентированная на туристов линия Домодоссола-Локарно , также называемая железной дорогой Чентовалли ( по-итальянски «100 долин»), была завершена в 1923 году, соединив Тичино и Вале через Италию. [ 9 ]
Начало двадцатого века
[ редактировать ]Национализация
[ редактировать ]Закон о железных дорогах 1872 года предоставил федеральному правительству широкие полномочия в железнодорожном секторе. В 1879 году федеральное правительство учредило новое Министерство почты и железных дорог, наделенное полномочиями над железными дорогами и почтовым сектором. Банкротство нескольких железнодорожных компаний в 1870-х годах, забастовки железнодорожников и противодействие иностранной собственности на железные дороги привели к поддержке национализации железных дорог. В 1891 году национализация SCB была отклонена на референдуме, но была одобрена Федеральным советом в 1897 году. Референдум 1898 года вызвал серьезные споры, получив самый высокий на тот момент уровень участия в голосовании и получив большинство в две трети. . Между 1900 и 1909 годами Швейцарская Конфедерация приобрела пять крупных железнодорожных компаний: Jura-Simplon Railway (JS, 937 км), Swiss Northeastern Railway (NOB, 771 км), Swiss Central Railway (SCB, 398 км), United Swiss Railways ( VSB, 269 км) и Готардской железной дороги (273 км), образующих Швейцарские федеральные железные дороги (SFR). В 1903 году сеть SBB взяла на себя Брюнигскую железную дорогу метровой колеи (нем. Brünigbahn), открытую в 1888 году, и швейцарскую судоходную линию на Боденском озере. В период с 1913 по 1948 год она приобрела еще четыре небольшие частные железные дороги. [ 10 ]
Договорная цена покупки, составившая более 1 миллиарда швейцарских франков, подверглась критике, особенно потому, что владельцы прекратили инвестировать, когда начались дебаты по поводу национализации. Стоимость национализации не была отнесена непосредственно в федеральный бюджет, а представляла собой долг СФР. В результате высокого долгового бремени SBB существенно препятствовал развитию железных дорог до 1944 года, когда он был освобожден от долга, возникшего в результате его национализации. [ 10 ]
Модернизация
[ редактировать ]Большая часть железнодорожной сети была однопутной , а ее оборудование и подвижной состав находились в основном в плохом состоянии и не могли справиться с растущим движением транспорта. Тяжелое финансовое положение в первой половине 20 века ограничило модернизацию швейцарской железнодорожной сети. Основными проведенными работами были электрификация, дублирование и повышение безопасности. Электрификация началась в экспериментальном порядке в 1888 г. и завершилась в 1960 г. Она ускорилась из-за нехватки угля во время двух мировых войн. Особо следует отметить раннюю электрификацию линии Берн-Лёчберг-Симплон , которая была открыта в 1913 году с однофазной работой. В начале Второй мировой войны 77% швейцарской железнодорожной сети было электрифицировано, в то время как уровень электрификации других европейских железных дорог составлял 5%. [ 11 ]
Строительство туннелей сократило расстояния и улучшило уклоны, что позволило улучшить обработку растущего трафика. Туннель Симплон между Бригом и Изеллей , Италия, был открыт в 1906 году. Тоннель Мон-д'Ор был открыт между Валлорбом и Франом являлся частью маршрута Восточного экспресса между Парижем и Стамбулом , Франция, в 1915 году и с 1919 по 1919 год . 1962. В 1916 году был открыт базовый туннель Хауэнштайн между Ольтеном и Базелем. [ 11 ]
Частные железные дороги
[ редактировать ]Частные железные дороги были построены для соединения городов с пригородами, начиная с железной дороги Берн-Мури-Ворб метровой колеи, открытой в 1898 году и ныне являющейся частью регионального транспорта Берн-Золотурн . Дополнительные пригородные линии стандартной колеи были построены, чтобы соединить Берн с Туном через долину Гюрбе ( железная дорога долины Гюрбе ) и со Шварценбургом , а линии метровой колеи были продлены до Цолликофена и Золотурна . Великая депрессия 1930-х годов сильно ударила по частным железным дорогам, что привело к операционному дефициту, что помешало обновлению оборудования и подвижного состава. В соответствии с Законом о частной помощи 1939 года федеральное правительство предоставило финансовую поддержку частным железным дорогам в обмен на техническое обновление и электрификацию, а также реорганизацию частных железных дорог в региональные сети. [ 12 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]


После многих лет крупных инвестиций в дороги в послевоенные годы доля железнодорожного транспорта в общем пассажирском рынке Швейцарии к концу 1960-х годов значительно сократилась. В это время Швейцарские федеральные железные дороги решили, что необходимы изменения для увеличения патронажа железных дорог. Чтобы увеличить частоту движения, было запущено больше поездов; это привело к увеличению количества пассажиров на маршруте Берн – Цюрих на 75% в период с 1971 по 1983 год. В 1970-х годах правительство Швейцарии и SFR решили улучшить железнодорожное сообщение. В 1972 году SFR ввело расписание с регулярными интервалами (нем. Taktfahrplan ). По этому расписанию поезда прибывают и отправляются на каждую станцию в одну и ту же минуту каждого часа. Службы на вокзале Цюриха были реорганизованы таким образом, что поезда прибывали на каждую линию раньше часа или получаса и отправлялись через час или полчаса, что облегчило пересадку на поезда других линий. [ 13 ]
Железнодорожный 2000
[ редактировать ]В конце 1960-х годов SFR разработало предложение о новой магистральной линии восток-запад ( нем . Haupttransversale , NHT). Это рассмотрела Швейцарская транспортная комиссия ( нем . Schweizerische Gesamtverkehrskommission , GVK). В 1977 году, после почти шести лет работы, ГВК представило 400-страничный отчет, в котором рекомендовалось строительство новой железной дороги между Женевой и Боденским озером , а также между Базелем и Ольтеном. На этих маршрутах в общей сложности 120 километров новых линий позволят поездам двигаться со скоростью до 200 километров в час, как и французские TGV . [ 14 ] [ 15 ] Комитет федерального правительства поддержал предложение SFR, но посчитал, что инвестиции следует первоначально сосредоточить на участках маршрута между Базелем, Ольтеном и Берном. Это предложение было широко признано слишком узким по своим преимуществам, и в середине 1984 года SFR учредило экспертную группу под названием Rail 2000 для разработки более широкого подхода. [ 14 ] [ 15 ] Эта группа разработала план по улучшению железнодорожного транспорта по всей Швейцарии на основе подхода скоординированных регулярных поездов. Федеральный парламент проголосовал за одобрение Rail 2000 в мае 1986 года. В частности, он выделил швейцарских франков 5,4 миллиарда на новую линию Матштеттен-Ротрист между Ольтеном и Берном и на соединение от Герцогенбухзее до Золотурна . Это было одобрено на референдуме 1987 года большинством в 57,0%. [ 16 ]
Цюрих S-Bahn
[ редактировать ]После многих лет дебатов 29 ноября 1981 года референдум в кантоне Цюрих согласился на заимствование 520 миллионов швейцарских франков на строительство основных линий городской железной дороги Цюриха , основанных вокруг туннеля от главного вокзала Цюриха (соединяющегося с на запад, юг и север) до станции Цюрих-Штадельхофен (соединяющейся с юго-востоком) и Дитликона (соединяющейся с северо-востоком) и Дюбендорфа (соединяющейся с востоком). 27 мая 1990 года городская железная дорога была введена в эксплуатацию, а затем в несколько этапов расширена до нынешней сети протяженностью 380 километров.
Альпийские переходы
[ редактировать ]В 1996 году было одобрено финансирование модернизации двух основных альпийских железнодорожных переездов, Готардской железной дороги, включая Готардский базовый туннель длиной 57 км и базовый туннель Летшберг на подходе к Симплонскому туннелю . Базовый туннель Лечберг был открыт в 2007 году, но строительство большей части его второй линии было отложено на неопределенный срок. Готардский базовый туннель был наконец открыт в 2016 году, после почти двух десятилетий работы, что сделало высокоскоростное путешествие под Альпами реальностью. Южнее, на оси Готард, базовый туннель Сенери в 2020 году планируется открыть .
См. также
[ редактировать ]- Список железнодорожных компаний Швейцарии
- Список исторических железных дорог и фуникулеров Швейцарии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Штайгер, Алоис (2015). Йозеф Мартин Штайгер, забытый федеральный советник Люцерна (на немецком языке). Некоммерческая организация города Люцерн. п. 26. ISBN 978-3-033-04958-1 .
- ^ Хофрейтер, Томас. «План Мяхли» (PDF) . Бауманн и Си, Банкиры . стр. 40–41.
- ^ Ханс-Петер, Берчи (1998–2009). «Железные дороги, начало» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии . Архивировано из оригинала 5 июля 2009 года . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ханс-Петер, Берчи (1998–2009). «Железные дороги, период строительства 1850-1870 гг.» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии. Архивировано из оригинала 5 июля 2009 года . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ Ханс-Петер, Берчи (2005). «Швейцарская центральная железная дорога (SCB)» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии . Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ Аллен, Дж. Фриман (1952). Железные дороги, прошлое, настоящее и будущее . Лондон: Издательство Орбис. п. 78. ИСБН 0-85613-322-1 .
- ^ Jump up to: а б Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Анн-Мари (1998–2009). «Процесс концентрации в районе магистралей (Объединение магистралей)» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии. Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 29 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Анн-Мари (1998–2009). «Альпийские железные дороги» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии. Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 3 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Анн-Мари (1998–2009). «Ветки» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии. Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 9 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Анн-Мари (1998–2009). «Национализация (Nationalization)» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии. Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Энн Мари. «Техническая модернизация» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Ханс-Петер, Берчи; Дублер, Энн Мари. «Частные железные дороги в отдаленных районах и мегаполисах» (на немецком языке). Исторический лексикон Швейцарии . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Краучи (2004), стр. 14
- ^ Jump up to: а б Краучи (2004), стр. 12.
- ^ Jump up to: а б Краучи (2004), стр. 13
- ^ Краучи (2004), стр. 15
Ссылки
[ редактировать ]- Бекманн, Сильвия и Дитмар (2012). Швейцария – История железных дорог: Большой альбом [ Швейцария – История железных дорог: Большой альбом ] (на немецком языке). Мюнхен: ГераМонд. ISBN 9783862451395 .
- Краучи, Кристиан; Штёкли, Ули (2004). Еще поезда в Швейцарию. История Bahn 2000 [ Еще поезд в Швейцарию. История Rail 2000) ] (на немецком языке). Цюрих: AS-Verlag. ISBN 3-909111-06-8 .