Базовый туннель Лёчберг
![]() построенным столетней давности, Базовый туннель Лётшберг вместе с железнодорожным туннелем Симплон, образуют западную часть проекта NRLA. (желтый: основные туннели, красный: существующие основные пути, цифры: год завершения) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Официальное название | Немецкий : Базисный туннель Лечберг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Линия | Линия Лёчберг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение | Путешествие по Бернским Альпам в Швейцарии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Координаты | 46°34′41″N 7°38′56″E / 46.578°N 7.649°E – 46 ° 18'32 "N 7 ° 49'55" E / 46,309 ° N 7,832 ° E | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система | БЛС , СББ КФФ ФФС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начинать | Фрутиген , кантон Берн , 780 м (2560 футов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец | Рарон , кантон Вале , 654 м (2146 футов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Операция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа началась | 5 июля 1999 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открыто | 14 июня 2007 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владелец | БЛС НЕТЦ АГ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оператор | БЛС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трафик | железная дорога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характер | Пассажирские, Грузовые | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 34,5766 км (21,4849 миль) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дорожек | Одна однопутная трубка на 20 км, две однопутные трубки на 14 км. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ дюйма колея ) ( стандартная ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электрифицированный | 15 кВ 16,7 Гц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая скорость |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самая высокая точка | 828 м (2717 футов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самая низкая высота | 654 м (2146 футов) (южный портал) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка | 3–13 ‰ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карта маршрута | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|


Базовый туннель Лёчберг длиной 34,57 км (21,48 миль) (LBT) представляет собой железнодорожный базовый туннель на BLS AG, компании линии Лётшберг проходящей через Бернские Альпы в Швейцарии, примерно на 400 м (1300 футов) ниже существующего туннеля Лёчберг . Он проходит между Фрутигеном , Берном , и Рароном , Вале .
Базовый туннель Лёчберг был построен как один из двух центральных элементов проекта NRLA (Новое железнодорожное сообщение через Альпы). Строительство LBT началось в 1999 году и достигло прорыва в 2005 году. Церемония, посвященная его завершению, состоялась в июне 2007 года; первые поезда начали курсировать в декабре 2007 года. Стоимость строительства этой первоначальной скважины оценивается в 4,3 миллиарда швейцарских франков (3,59 миллиарда долларов США). [ 2 ] Всего через несколько лет после открытия LBT стал насыщенным из-за наличия однопутного участка длиной 21 км (13 миль); без завершения второго ствола его общая мощность значительно снизилась. В 2016 году был заключен контракт на строительство второй очереди LBT, стоимость которого оценивается в 1 миллиард швейцарских франков. Итоговый план был представлен весной 2019 года. Решение о полном или частичном завершении строительства второй трубы базового туннеля Лечберг ожидается в 2023 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Начальное строительство
[ редактировать ]LBT был построен главным образом для облегчения движения грузовых автомобилей по швейцарской дорожной сети за счет обеспечения более быстрых маршрутов для железнодорожных грузов в качестве альтернативы. Как сообщается, в период с 1980-х по 2000-е годы объем перевозок по европейской оси север-юг (порты Северного моря в/из Северной Италии и вдоль « Голубого банана» ) увеличился более чем в десять раз, что потребовало инвестиций в инфраструктуру, чтобы лучше справляться с растущим спросом. [ 6 ] Соответственно, LBT позволяет загружать значительное количество грузовиков и прицепов на поезда в Германии, проезжать через Швейцарию по железной дороге и разгружаться в Италии ( автомобильное шоссе или прицеп-платформа соответственно). Это также сокращает время в пути для немецких туристов, направляющихся на швейцарские горнолыжные курорты, и позволяет Вале добраться до Берна на расстоянии , сокращая время в пути на 50%. Общая стоимость составила 4,3 миллиарда швейцарских франков (по состоянию на 2007 год с поправкой на цены 1998 года). Этот туннель и Готардский базовый туннель являются двумя центральными элементами швейцарского проекта NRLA . [ 7 ] [ 8 ]
В 1994 году на этом участке было проведено раннее бурение. [ 6 ] В 1999 году начались полномасштабные строительные работы на ЛБТ. [ 9 ] [ 10 ] В основном он был раскопан с использованием комбинации традиционных методов, включая бурение и взрывные работы. Примерно 80% туннеля было построено с использованием этих традиционных методов. [ 9 ] Остальные 20% были выкопаны с использованием туннелепроходческих машин (ТБМ). Раскопки велись как с северного, так и с южного порталов. [ 9 ] В апреле 2005 года процесс строительства достиг важной вехи, когда был достигнут прорыв; Мероприятие посетило 1000 гостей. [ 6 ] Сообщается, что в процессе раскопок было использовано 15 тысяч килограммов (16 коротких тонн) взрывчатки, а добытый материал мог бы заполнить грузовой поезд длиной 4000 километров (2500 миль). [ 6 ] Работа в течение следующего года была сосредоточена на процессе оснащения и установке всех эксплуатационных систем, включая сам путь. [ 9 ]
В июле 2006 года строительство путей на ЛБТ было объявлено завершенным. Затем было проведено обширное тестирование, включающее более 1000 тестовых запусков, в ходе которых, среди прочего, основное внимание уделялось использованию системы ETCS Level 2. После того, как все системы были проверены, в июне 2007 года была проведена официальная церемония открытия LBT; на этом мероприятии туннель был признан самым длинным наземным туннелем в мире. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] LBT превысил свой бюджет примерно в 2,7 миллиарда долларов примерно на 840 миллионов долларов, что повлияло на его работу. [ 6 ]
9 декабря 2007 года LBT был объявлен действующим. [ 14 ] Первоначально через LBT проходили только регулярные грузовые перевозки, а также меньшинство международных и пассажирских поездов InterCity (без остановок между Шпицем и Бригом); пассажирские поезда продолжали ходить по старому расписанию (до декабря 2007 года время в пути между Шпицем и Бригом считалось равным 56 минутам, даже если фактическое время в пути по LBT составляло всего около 30 минут). С февраля 2008 года LBT регулярно используется на обычных междугородних маршрутах. Время в пути между Виспом и Шпицем составляет около 28 минут, из которых 16 минут приходится на LBT. [ нужна ссылка ]
Дополнительные этапы
[ редактировать ]В результате резкого роста затрат, связанных с общим проектом NRLA, было решено перенаправить средства из туннеля Лёчберг в базовый туннель Готард . Это решение о финансировании оставляет LBT в частично завершенном состоянии на длительный период. После полного завершения LBT будет состоять из двух однопутных проходов, расположенных рядом от портала к порталу, соединенных примерно через каждые 300 м (980 футов) поперечными разрезами, что позволит использовать другой туннель для эвакуации. [ 15 ]
В настоящее время с юга на север треть тоннеля является двухпутной , треть — однопутной со второй скважиной, но не оборудованной, а треть представляет собой только однопутный туннель с параллельной разведочной штольней, обеспечивающей запасной выход. Этот неиспользуемый западный канал использовался ремонтными бригадами как средство доступа к действующему восточному туннелю; соседняя разведочная скважина, пробуренная в начале 1990-х годов, также оказалась полезной для этих целей. [ 9 ]
Процесс строительства был разделен на три этапа, из которых на сегодняшний день завершен только первый этап:
- Первый этап : строительство примерно 75% длины Западной трубы и всей восточной трубы главного туннеля, туннеля Энгстлиге, двух мостов через Рону и ответвления от Стега. Пути проложены в восточных трубах туннелей LBT и Энгстлиге, а также на протяжении примерно 12 км (7,5 миль) в западной трубе LBT, начиная с юга.
- Второй этап : укладка путей в пробуренной, но необорудованной части западной трубы LBT и западной трубы тоннеля Энгстлиге.
- Третий этап : строительство оставшихся 8 км (5,0 миль) западной трубы, прокладка путей на ветке Стег и подключение этой ветки к основной линии Бриг-Лозанна, но в направлении Лозанны.
Второй и третий этапы могут выполняться одновременно или по отдельности. Стоимость завершения работ по LBT оценивается примерно в один миллиард швейцарских франков . [ 16 ] Проект также включает в себя два параллельных моста через реку Рона в кантоне Вале, туннель Энгстлиге длиной 2,6 км (1,6 мили) (построенный открытым способом; два пути разделены стеной). Контракт на планирование второго и третьего этапов был заключен в 2016 году со швейцарским инжиниринговым консорциумом IG Valbt , возглавляемым SRP Ingenieur . [ 16 ] Итоговый план был представлен на рассмотрение в начале 2019 года. [ 9 ] и решение о финансировании только второго этапа или обоих этапов, второго и третьего, ожидается в 2023 году. Первый вариант, естественно, дешевле и работает на два года быстрее, но он обеспечивает гораздо меньшую мощность и требует полного закрытия линии на восемь месяцев. [ 3 ]
Операция
[ редактировать ]Его владелец, компания BLS NETZ AG , представляет LBT как один из самых безопасных, современных и технически сложных железнодорожных туннелей в мире. [ 7 ] Компания объяснила перегруженность туннеля сочетанием быстрого роста пассажирских и грузовых перевозок с наличием однопутного участка, что серьезно ограничивает его общую пропускную способность; он считает внедрение двухпутного бега «абсолютно необходимым». Эксплуатация LBT якобы влияет на надежность и гибкость расписания всей швейцарской железнодорожной сети, а также способствует снижению производственных затрат за счет перевозимых по ней грузовых перевозок. [ 7 ]
21 километр (13 миль) однопутных путей без разъездов значительно усложняет работу. Несмотря на относительно недавнюю дату завершения, LBT уже стал основным узким местом для железнодорожных грузов, пересекающих Альпы. [ 9 ] [ 7 ] Обычно поезда, использующие LBT, планируются группами, которые курсируют в каждом направлении с длинными интервалами; поезда, опоздавшие более чем на семь минут, либо направляются по старой линии, либо должны ждать следующего доступного интервала расписания в своем направлении на LBT, что в любом случае приводит к длительным задержкам. [ 14 ] К 2019 году около 110 поездов в день использовали LBT, а еще 66 поездов продолжали использовать старый горный туннель, в основном из-за текущих ограничений пропускной способности базового туннеля. Из этих 110 30 осуществляли пассажирские перевозки, а 80 перевозили различные виды грузов, включая интермодальные грузовые перевозки и тяжелые грузовые поезда дальнего следования. Тяжелые грузовые поезда с максимальным весом до 3600 тонн (4000 коротких тонн) и максимальной длиной 1500 метров (4900 футов) должны использовать LBT, поскольку их колея превышает максимальную ширину ранее существовавшей горной дороги. [ нужна ссылка ] . Сообщается, что к 2017 году LBT облегчил перевозку 35,7 миллионов брутто-тонн (79 миллиардов фунтов) железнодорожных грузов. [ 9 ]
LBT управляется и контролируется из специального центра управления, расположенного в соседнем Шпице. [ 14 ] В туннеле предусмотрены различные меры по реагированию на чрезвычайные ситуации; для использования в таких обстоятельствах пара туннелей промежуточного доступа соединяются с основными скважинами на ряде подземных аварийных станций. Поезда также можно перемещать между двумя отверстиями с помощью нескольких перекрестных звеньев, расположенных по всей длине. [ 8 ]
13 марта 2020 года вторая скважина LBT была временно закрыта для движения транспорта после обнаружения попадания воды и песка, пока были проведены восстановительные работы для устранения этой проблемы. [ 17 ] Помимо очистки внутренней части туннеля, удаления песка и лишней воды с помощью всасывания и промывки дренажной системы, в стволе были установлены временные стальные резервуары с регулярными проверками туннеля с особым вниманием к этому вопросу. Кроме того, были определены решения по предотвращению повторения подобных ситуаций в долгосрочной перспективе, которые должны быть включены в план для утверждения Федеральным управлением транспорта в конце 2020 года; в случае одобрения разделы LBT должны быть соответствующим образом изменены. [ 17 ] 27 апреля 2020 года было объявлено, что LBT полностью открыт. [ 18 ]
Скорость движения
[ редактировать ]- Регулярные грузовые поезда: 100 км/ч (62,1 мили в час)
- Квалифицированные грузовые поезда: 160 км/ч (99,4 миль в час).
- Пассажирские поезда: 200 км/ч (124,3 миль в час)
- Наклон пассажирских поездов : 250 км/ч (155,3 миль в час)
Геотермальная энергия
[ редактировать ]Теплые грунтовые воды непрерывно оттекают из ЛБТ. Тепло этой воды, вытекающей из туннеля, используется для обогрева Tropenhaus Frutigen , тропической теплицы, производящей экзотические фрукты, мясо осетров и икру . [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Атлас, Высокоскоростная железная дорога 2021 на веб-сайте Международного союза железных дорог (UIC) .
- ^ «Базовый туннель Лечберг официально открыт» . SWI swissinfo.ch . 15 июня 2007 г. Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Модернизация базового туннеля Лечберг переходит в следующий этап» . железная дорога-news.com . 12 августа 2020 г.
- ^ «BLS получает разрешение на планирование частичного расширения базового туннеля Лечберг – 13 июня 2022 г. – BLS AG» . БЛС . 18 октября 2016 г.
- ^ «BLS модернизирует базовый туннель Лётшберг – BLS Ltd» . БЛС . 18 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Туннель под Альпами соединяет север и юг Европы» . Новости Эн-Би-Си . 28 апреля 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Базовый туннель Лёчберг: новое альпийское железнодорожное сообщение, соединяющее Европу» . БЛС АГ. 18 августа 2016 года . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вийемье, Ф.; Тойшер, П.; Бир, Р. (июль 1997 г.). «Базовый туннель железной дороги Лётшберг» . Туннельная и подземная космическая техника . 12 (3). Туннельное строительство и подземные космические технологии, том 12, выпуск 3: 361–368. Бибкод : 1997ТУСТИ..12..361В . дои : 10.1016/S0886-7798(97)00034-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Рейнольдс, Патрик (21 марта 2019 г.). «Лечберг планирует полностью завершить строительство базовой линии железной дороги» . Tunneltalk.com.
- ^ Тойшер, Питер и Хуфшмид, Питер. (январь 2000 г.). «Базовый туннель Лётшберг – начало строительных работ» . Отчет Конгресса IABSE . 16 (4): 1705–1714. дои : 10.2749/222137900796314464 . ISBN 3-85748-101-3 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Клэппер, Брэдли С. (16 июня 2007 г.). «Самый длинный сухопутный туннель в открытом мире Швейцарии» . Вашингтон Пост . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ «Огромный швейцарский туннель открывается в Альпах» . Новости Би-би-си. 15 июня 2007 года . Проверено 19 июня 2007 г.
- ↑ TSR Journal, 15 июня 2007 г., выпуск в 19:30.
- ^ Перейти обратно: а б с «Лечберг вступает в строй» . alptransit-portal.ch. 8 декабря 2007 г.
- ^ «Готард: От сна к кошмару» . Времена присутствуют. 24 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, Анитра (1 февраля 2016 г.). «Заключен контракт на проектирование удвоения путей базового туннеля Лечберг» . www.railjournal.com.
- ^ Перейти обратно: а б Сапиен, Жозефина Кордеро (22 апреля 2020 г.). «Базовый туннель Лечберг снова откроется из-за попадания воды и песка» . железная дорога-news.com.
- ^ «Базовый туннель Лётшберг вновь открылся после уменьшения проникновения воды» . Железнодорожный вестник. 27 апреля 2020 г.
- ^ Хуфшмид, Питер и Андреас Бруннеры (1 октября 2010 г.). «Использование теплой туннельной воды на примере базового туннеля Лечберг в Швейцарии / Использование теплой туннельной воды на примере базового туннеля Лечберг в Швейцарии» . Геомеханика и туннелирование . 3 (5). Геомеханика и туннелирование: 647–657. дои : 10.1002/geot.201000045 . S2CID 110175333 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт проекта
- Официальный сайт генерального подрядчика железнодорожной техники «ARGE Bahntechnik Lötschberg».
- Портал AlpTransit Федерального архива Швейцарии
- Сайт с кинодокументацией о проектировании и работах (железнодорожная техника)
- Железнодорожные технологии в базовом туннеле Лёчберг
- Галерея изображений на сайте подрядчика