Швейцарская центральная железная дорога
Швейцарская центральная железная дорога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Обзор | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родное имя | Швейцарская центральная железная дорога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открыто | 4 февраля 1853 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрыто | 1902 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Швейцарская центральная железная дорога ( Schweizerische Centralbahn ; SCB или SCB ) была одной из пяти крупнейших частных железнодорожных компаний Швейцарии. SCB с длиной пути 332 километра была включена в состав Швейцарских федеральных железных дорог (SBB) в 1902 году.
История
[ редактировать ]SCB, базирующаяся в Базеле, была основана 4 февраля 1853 года Иоганном Якобом Шпейзером, Ахиллом Бишоффом и Карлом Гейги. Акции в основном принадлежали парижским банкам. Но в этом также были задействованы банки Базеля и кантоны Базель-Штадт и Базель-Ландшафт . выпуск акций на сумму 36 миллионов швейцарских франков Планировался (CHF) и облигаций на сумму 12 миллионов швейцарских франков. Однако спекуляции на Парижской бирже привели к резкому падению цен. Таким образом, стоимость акций SCB упала с 500 до 200 швейцарских франков, а уставный капитал в итоге составил всего 14,5 миллионов швейцарских франков. Кантоны Люцерн и Берн, а также муниципалитеты Берна спасли компанию, купив акции и выдав субсидии на общую сумму 6 миллионов швейцарских франков.
Основной целью SCB было строительство железнодорожной сети в форме креста с центром в Ольтене . Его намерением было упредить интересы Цюриха , которые хотели построить линию через Турги в Вальдсхут на баденском берегу Рейна в Базель. Кантон Золотурн изначально хотел предоставить Ольтену концессию только на линию Хауэнштайн. до Золотурна была построена прямая линия Ольтен Золотурн – – Биль/Бьен Он хотел добиться того, чтобы вместо ветки от Герцогенбухзее .
Вопрос о концессиях на железнодорожные линии в Аргау также вызывал споры, поскольку в этом кантоне шла борьба интересов Базеля и Цюриха. Цюрих и Невшатель планировали сообщение через Ле Верьер во Францию, конкурируя с SCB. Кантон Базель-Ланд отказался выдать концессию на строительство Бетцбергской железной дороги , что вызвало серьезные разногласия в Аргау. Тем не менее, SCB наконец получила концессию на участки Ольтен- Мюргенталь и Аарбург - Цофинген . С другой стороны, участок от Аарау до границы кантона возле Вешнау был отдан Северо-Восточной железной дороге ( Nordostbahn ; NOB).
Линия пересекала Юру между Зиссахом и Ольтеном с уклоном до 2,6% и проходила через туннель Хауэнштайн длиной 2,5 км от Лойфельфингена до Тримбаха , самый длинный туннель Швейцарии того времени. Перерасход средств и задержка строительства более чем на год привели SCB на грань банкротства. Инвестиционная помощь в размере 4 миллионов швейцарских франков от федерального правительства и облигации на сумму 12 миллионов швейцарских франков от банков Базеля и Штутгарта обеспечили дальнейшее финансирование в 1857 году.
SCB смогла построить линии из Базеля через Листаль и Ольтен в Берн , Аарау , Тун , Биль/Бьен и Люцерн . В 1858 году, после строительства туннеля Шанцен, сеть SCB была соединена с сетью NOB в Аарау. В 1860 году сеть SCB соединилась на кантональной границе недалеко от Берна с железной дорогой Лозанна-Фрибург-Берн ( Chemin defer Lausanne-Fribourg-Berne ) и на озере Биль со Schweizerische Ostwestbahn (швейцарской восточно-западной железной дорогой). В том же году компания Chemins defer de l'Est соединила свою сеть в Базеле с Центральной железной дорогой, предоставив SCB прямое соединение с международной железнодорожной сетью.
В Ольтене есть каменный рельеф, обозначающий нулевую точку измерения расстояния железнодорожных линий, предписанную федеральным правительством. От отправной точки в Ольтене SCB измеряла протяженность линий в часах. Однако на камне так и не был отмечен нулевой километр для SCB. Когда в 1877 году старые швейцарские меры были метризированы, Центральная железная дорога изменила обозначение расстояний своих железнодорожных линий. С тех пор метрическая цепочка линий SCB берет свое начало в Базеле.
Мастерская
[ редактировать ]Около 1855 года компания SCB построила свой главный цех на станции Ольтен. Здесь, помимо обычных работ по техническому обслуживанию, также производились новые локомотивы и грузовые вагоны. Современный цех SBB возник из цеха SCB.
Развитие дорожного движения
[ редактировать ]Годовые отчеты SCB предоставляют информацию о быстро растущем объеме железнодорожных перевозок на сети. Пропускная способность линии Хауэнштайн, в то время единственной железнодорожной линии из долины Рейна на Швейцарское плато , всего через несколько лет оказалась недостаточной.
SCB имел жизненно важное значение для снабжения Швейцарии импортными товарами, такими как зерно или уголь. В результате грузопоток был большим и неуклонно рос. Улучшение финансового положения компании привело к призывам к дальнейшему расширению ее сети.
Железнодорожный кризис
[ редактировать ]Центральная швейцарская железная дорога 1880–1901 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
С 1872 года Швейцарская национальная железная дорога ( Schweizerische Nationalbahn ; SNB) пыталась составить конкуренцию существующим железнодорожным компаниям с помощью второго железнодорожного сообщения между Женевским озером и Боденским озером ( Боденское озеро ). Первоначально Национальная железная дорога планировала построить линию от Аарау через Ольтен через Гау до Золотурна и далее до Лисса . Вместе с NOB SCB взял на себя смелые обязательства по строительству новых линий для борьбы с конкуренцией. В 1872 году SCB заключило соглашение с кантоном Золотурн о строительстве железной дороги Гау ( Gäubahn ; Ольтен-Золотурн-Лисс, ныне считающейся частью пешеходной железной дороги Юра ), а также Золотурн- Биберист ветки (теперь считающейся частью железной дороги Золотурн -Лангнау ). Взамен Золотурн потребовал создания железной дороги Водопадов ( Wasserfallenbahn ) от Листаля через Юру до Золотурна и ее продолжения от Золотурна до Шёнбюля возле Берна. SCB также взяло на себя обязательство построить местную железную дорогу ( Lokalbahn ) от Листаля до Вальденбурга и принять участие в Трамвай Сиссах-Гельтеркинден ( Sissach-Gelterkinden-Bahn ), включая финансирование трети затрат на его строительство. SCB увеличил свой акционерный капитал с 37,5 до 50 миллионов швейцарских франков в 1873 году для финансирования строительства новых линий и дублирования частей старой сети.
Когда Эльзас-Лотарингия была передана Германии в результате франко-прусской войны в 1871 году, были предприняты попытки построить железнодорожное сообщение от Делле до Люцерна через Делемон и Лангенталь ( Железная дорога Юра-Готард ). Кроме того, железная дорога Берн-Люцерн ( Bern-Luzern-Bahn ; BLB) планировала линию на Готард через Лангнау . Чтобы защититься от этой двойной конкуренции, SCB начало строительство железной дороги Лангенталь-Ваувиль . Он соединил бы линии Ольтен-Берн и Ольтен-Люцерн и значительно сократил бы путь через Аарбург.
Однако привлечение дополнительных средств было затруднено из-за экономического кризиса и привело к существенным ограничениям программы строительства. От строительства железной дороги Водопадов и линии Лангенталь-Вовиль, в которые уже было вложено 3,5 миллиона швейцарских франков, пришлось отказаться. Выплата дивидендов была прекращена, а чистая прибыль за 2,5 года была использована для списания затрат на строительство прекращенных линий. В 1881 году нереализованная железная дорога Водопадов стоила SCB залога в размере 125 000 швейцарских франков, который он заплатил за концессию. Строительство Вальденбургской железной дороги было поручено особому предприятию.
SCB добился большего успеха в создании совместных предприятий с NOB. SCB вместе с NOB построили Бетцбергскую железную дорогу от Праттельна до Brugg AG с 1871 по 1875 год и Южную железную дорогу Аргау ( Aargauische Südbahn ), которая соединила их линии с Готардской железной дорогой от Рупперсвиля через Волен до Иммензее , управляемую Центральной железной дорогой, с 1873 по 1882 год. Открытие этих двух линий привело к снижению трафика на линии Хауэнштайн.
В этот период также произошло строительство Базельской соединительной линии . По Договору о строительстве и эксплуатации Готардской железной дороги Швейцария обязалась соединить свою сеть с Баденскими железными дорогами железной дорогой через Рейн. Базельская соединительная линия была построена SCB совместно с государственными железными дорогами Великого Герцогства Баден и введена в эксплуатацию 3 ноября 1873 года. Годом ранее участок железной дороги Страсбург – Базель от французской границы в Санкт-Людвиге до Центрального вокзала. [ а ] был переведен из Chemins de Fer de l'Est в SCB в соответствии с федеральным указом. Salinenbahn (Соляная железная дорога) от Праттельна до Schweizer Salinen (швейцарских соляных заводов) в Швайцерхалле была открыта 28 октября 1872 года.
Восстановление и национализация
[ редактировать ]Открытие Готардской железной дороги дало SCB мощный импульс начиная с 1882 года. Как пассажирские, так и грузовые перевозки сильно и постоянно увеличивались. SCB получил половину прибыли высокодоходной Бетцбергской железной дороги. Кроме того, изначально убыточная Южная железная дорога с 1882 года принесла огромную прибыль, половина которой была выплачена SCB. Уже в 1873 году SCB снова смог выплачивать акционерам дивиденды, которые в период с 1898 по 1900 год достигали девяти и более процентов от капитальной стоимости акций. Эти высокие выплаты акционерам незадолго до национализации не везде встретили одобрение.
Железнодорожный кризис заставил многих отечественных акционеров продать свои акции отечественным и иностранным банкам. Акции железных дорог сыграли важную роль в спекуляциях на фондовом рынке. Новое большинство иностранных акционеров считало максимизацию краткосрочной прибыли главным приоритетом компании. В 1887 и 1896 годах руководство сменил президент, которому банки было более комфортно.
30 мая 1898 года группа путевых рабочих Швейцарской центральной железной дороги была сбита пассажирским поездом Северо-Восточной железной дороги на южном выходе из туннеля Гютч недалеко от Люцерна. Семь железнодорожников были убиты сразу и четверо серьезно ранены. [ 1 ] 4 июня 1899 года ночной экспресс НОБ Цюрих- Женева проехал мимо назначенной остановки в Аарау и столкнулся с двумя стоявшими на стоянке локомотивами Центральной железной дороги. В результате аварии два человека погибли и трое получили серьезные ранения. [ 2 ]
В 1891 году банковский консорциум предложил федеральному правительству большую часть акций SCB. Эта политика оказала бы большое влияние на SCB. Однако референдум был созван, чтобы предотвратить покупку из-за ее высокой стоимости, и избиратели отклонили ее. Решение о национализации SCB было принято только в 1898 году с принятием закона о выкупе. Центральная железная дорога перешла в собственность Конфедерации в 1902 году и стала частью Швейцарских федеральных железных дорог (SBB).
Инфраструктура
[ редактировать ]Станции
[ редактировать ]-
Центральный вокзал Базеля в 1861 году.
-
Ольтен , около 1860 г. Станция
-
Ольтен , около 1900 г. Станция
-
Берна в 1860 году Вокзал
-
Вокзал Берна, открытый в 1891 году.
-
Станция Биль/Бьен , построенная в 1864 году.
-
Станция Биль/Бьен, построенная в 1864 году.
-
Первая станция Люцерна
-
Слева вторая станция Люцерн, построенная в 1896 году, справа мост через озеро.
Сеть
[ редактировать ]Нет. | железная дорога | Раздел | Открытие | Дублированный | Примечания | Длина |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Санкт-Людвиг – Базель | Санкт-Людвиг – Базель Санкт-Йоханн | (15 июня 1844 г.) | (15 июня 1860 г.) | Принят EST 1 мая 1872 г. | 3,5 км |
Базель Санкт-Йоханн – Центральный вокзал Базеля | (15 июня 1860 г.) | |||||
2. | Базель–Ольтен –Берн | Центральный вокзал Базеля – Праттельн – Листаль | 19 декабря 1854 г. | 1857 [ д ] | Временная станция Базель до 3 июня 1860 г. | 108 км |
Листаль – Сиссах | 1 июня 1855 г. | |||||
Зиссах- Лауфелфинген | 1 мая 1857 г. | 1 мая 1857 г. [ д ] | ||||
lauflfingen- ольтен | 1 мая 1858 г. | 1 сентября 1858 г. [ д ] | С туннелем Хауэнштайн | |||
Ольтен – Аарбург | 9 июня 1856 г. | 1858 | Вместе с железной дорогой Ольтен-Люцерн. | |||
Аарбург – Ротрист | 16 марта 1857 г. | 1874 | ||||
Ротрист – Мургенталь | 16 июля 1872 г. | |||||
Мургенталь – Херцогенбухзее | 1874 | |||||
Херцогенбухзее – Цолликофен | 16 июня 1857 г. | 1 июня 1896 г. | ||||
Золликофен – Берн Вайлерфельд | 1864 | Совместно с железной дорогой Биль/Бьен-Берн BSB . | ||||
Берн Вайлерфельд – Берн | 15 ноября 1858 г. | 1 июля 1859 г. | Вместе с железной дорогой Берн-Тун. | |||
3. | Олтен-Аарау | Ольтен – Вёшнау ( SO - AG ) граница кантона | 9 июня 1856 г. | 16 июля 1872 г. | Временная станция Аарау-Шахен до 30 апреля 1858 г. | 13 км |
Вёшнау – Аарау | 15 мая 1858 г. | Имущество НОБ , сданное в аренду ГКБ | ||||
4. | Берн-Тун-Шерцлиген | Берн Вилерфельд – Гюмлиген | 1 июля 1859 г. | – | Совместно с железной дорогой Берн-Люцерн BSB . | 29 км |
Гюмлиген – Тун | ||||||
Тун-Шерцлиген | 1 июня 1861 г. | Подключение к по озеру Тун судоходству | ||||
5. | (Ольтен–) Аарбург–Люцерн | (Ольтен–) Аарберг – Цофинген – Мост Эммен | 9 июня 1856 г. | – | 52 км | |
Эмменский мост – метро [ и ] | 1 июня 1859 г. | |||||
Подземный Флюмюле [ и ] | 1 июня 1859 г. | Вместе с железной дорогой Цуг – Люцерн ZZL . | ||||
Флюмюле – Люцерн | 1 июня 1859 г. | Вместе с железной дорогой Берн-Люцерн BSB . , обеспечивающей доступ к новому железнодорожному вокзалу Люцерна с 1 января 1896 года | ||||
6. | Херцогенбухзее– (Ной Золотурн–) Золотурн [ б ] | 1 июня 1857 г. | – | Часть линии Ольтен-Биль до 1876 г. | 13 км | |
7. | Железная дорога Гау : Ольтен – Биль (– Нидау) | Ольтен – Ной Золотурн [ с ] | 4 декабря 1876 г. | – | Соединение через Герцогенбухзее до 1876 г. | 59 км |
Золотурн – Биль/Бьен | 1 июня 1857 г. | Временная станция Биль до 30 мая 1864 г. | ||||
Биль – Нидау | 1 августа 1858 г. | Соединение с судоходством по озеру Биль , закрыто 10 декабря 1860 г. | (1 км) | |||
Новый Золотурн – Биберист | 4 декабря 1876 г. | Переведен на Эмментальбан 21 ноября 1883 г. | (4 км) | |||
8. | Берн–Тёришхаус | Станция Берн – Терисхаус ( BE - FR ) граница кантона | 2 июля 1860 г. | – | Подключение к линии Фрибург LFB во | 10 км |
9. | Праттельн – Швейцерхалле | 28 октября 1872 г. | – | Связь со швейцарскими соляными заводами [ ж ] | 2 км | |
10. | Ной-Золотурн – Буссвиль | 4 декабря 1876 г. | – | Подключение к BSB в Буссвиле | 21 км | |
11. | Зофинген-Зур | (6 сентября 1877 г.) | – | Построен Швейцарской национальной железной дорогой (SNB), переданной NOB 1 апреля 1881 года. | 17 км | |
12. | Базельская соединительная линия | Центральный вокзал Базеля – Базель-Бадишер-Банхоф | (3 ноября 1873 г.) | – | Совместное предприятие SCB и BadStB , интегрированное в SCB 1 января 1884 года. | 4 км |
Всего (190) | 122 км (37%) | 332 км | ||||
Линии, используемые совместно с другими железными дорогами: | ||||||
1. | Зур – Арау | (6 сентября 1877 г.) | – | Построен Национальной железной дорогой, передан SCB вместе с NOB 1 июня 1880 г. | 24 км | |
2. | Южная железная дорога Аргау (ASB) | Рупперсвиль – Хендшикен – Волен – Иммензее и Брюгг АГ – Хендшикен (ASB) | 1874–1882 гг. | – | SCB и NOB (управляемые SCB) | 57 км |
3. | Железная дорога Волен-Бремгартен (WM) | 1 сентября 1876 г. | – | SCB, NOB и муниципалитет Бремгартен (управляется SCB) | 7 км | |
4. | Бёцбергская железная дорога (BöB) | Праттельн – Штайн-Зекинген – Брюгг | 2 августа 1875 г. | – | SCB и NOB (управляется NOB) | 48 км |
Кобленц-Штайн-Зекинген | 1 августа 1892 г. | 26 км | ||||
Общий | 73 км |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с сейчас Базель СББ
- ^ Перейти обратно: а б С открытием новой станции Золотурн существующая станция была переименована в Альт (старая) Золотурн . Сейчас он называется Золотурн-Вест .
- ^ Перейти обратно: а б сейчас Золотурн
- ^ Перейти обратно: а б с Переход с правостороннего на левостороннее управление 1 июня 1895 г.
- ^ Перейти обратно: а б теперь Гюч
- ^ теперь запасной путь
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Отчет Федерального совета Федеральному собранию о своем управлении в 1889 году» (PDF, 0,4 МБ) . Швейцарский федеральный вестник (на немецком языке). 51 (9): 411. 1 марта 1899 г. Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Доклад Федерального совета Федеральному собранию о просьбе о помиловании Генриха Мецгера, бывшего машиниста локомотива Швейцарской Северо-Восточной железной дороги в Зеебахе под Цюрихом, осужденного за создание угрозы для железной дороги по неосторожности» (PDF, 0,4 МБ) . Швейцарская федеральная газета (на немецком языке): 885. 21 июня 1902 г. Проверено 6 февраля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Берчи, Ханс-Петер (25 февраля 2013 г.). «Швейцарская центральная дорога (SCB)» . Исторический лексикон Швейцарии (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2019 г.
- Дитлер (1923). «Швейцарская центральная железная дорога» . Рёлль: Энциклопедия железных дорог (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2019 г.
- Фрей, Томас; Шидт, Ганс Ульрих. «Швейцарская центральная железная дорога» . bahndaten.ch. Данные о швейцарских железных дорогах 1847–1920 гг. (на немецком языке). ВиаСтория . Проверено 4 февраля 2019 г.
- Вейсенбах, Плазид (1913). Железнодорожная система Швейцарии. Первая часть. История железнодорожной системы (PDF 14,8 МБ) (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2019 г.