Государственная железная дорога Великого Герцогства Баден
Великое герцогство Баден было независимым государством на территории нынешней юго-западной Германии до создания Германской империи в 1871 году. У него была собственная государственная железнодорожная компания, Государственные железные дороги Великого герцогства Баден ( Großherzoglich Badische Staatseisenbahnen или G.Bad). .St.E ), которая была основана в 1840 году. На момент ее включения в состав Deutsche Reichsbahn в 1920 году, его сеть имела общую длину около 2000 километров (1200 миль).
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Баден был вторым немецким государством после герцогства Брауншвейгского, которое строило и эксплуатировало железные дороги за государственный счет. В 1833 году предложение о строительстве железной дороги от Мангейма до Базеля было впервые выдвинуто мангеймским бизнесменом Людвигом Ньюхаусом, но первоначально не получило поддержки со стороны правительства земли Баден. Другие предложения, например Фридриха Листа , поначалу не увенчались успехом. Только после основания железнодорожной компании в соседней французской провинции Эльзас для строительства линии от Базеля до Страсбурга в 1837 году началось серьезное планирование строительства железной дороги в Бадене, чтобы избежать потерь в торговле. Маршруты в Эльзас. На внеочередном заседании парламента земли законодательный орган Бадена 29 марта 1838 года принял три закона о строительстве первого маршрута между Мангеймом и швейцарской границей в Базеле, а также тупиковой линии до Баден-Бадена и ответвления на Страсбург. . Строительство железнодорожной линии должно было финансироваться государством, за что особенно выступали Карл Фридрих Небениус . В сентябре 1838 года начались работы.
Министерство внутренних дел отвечало за строительство железной дороги, создав для этой цели собственное управление — «Отдел железнодорожного строительства». Позже управление железнодорожного строительства было включено в состав «Управления водного и дорожного строительства». Ответственность за эксплуатацию железной дороги, напротив, была передана Министерству иностранных дел, поскольку оно взяло на себя управление Почтовым отделом, который с тех пор стал «Отделом почты и железных дорог». Лишь после слияния Баденской почты с Рейхспочтой в 1872 году в Бадене возникла отдельная железнодорожная администрация: Великое герцогство Баденские государственные железные дороги .
Разработка основных направлений
[ редактировать ]Первый маршрут, названный Баденской магистралью ( Badische Hauptbahn ), был построен по участкам между 1840 и 1863 годами. Первый участок длиной 18,5 км между Мангеймом и Гейдельбергом был введен в эксплуатацию 12 сентября 1840 года. Затем последовали другие участки: до Карлсруэ в Кель Баден 1845 годах соответственно Филиалы и . и - в 1844 были Баден открыты еще в Продление основной линии через территорию Базеля потребовало переговоров со Швейцарской Конфедерацией , в ходе которых разногласия по поводу лучшего места соединения Баденской линии со швейцарской сетью — Базеля или Вальдсхута — привели к задержкам.
В государственном договоре от 27 июля 1852 года было достигнуто соглашение, которое позволило Баденским государственным железным дорогам построить и эксплуатировать линию на суверенной территории Швейцарии.
Первоначально железнодорожные линии Бадена были проложены до 1600 мм ( 5 футов 3 дюйма ). После того, как выяснилось, что все соседние с ней штаты сделали выбор в пользу 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма Рельс стандартной колеи , Баденские государственные железные дороги перестроили все свои существующие маршруты и подвижной состав до стандартной колеи всего за один год, в 1854/55 году. [ нужна ссылка ]
Линия достигла Базеля в 1855 году, Вальдшута в 1856 году и Констанца в 1863 году. Таким образом, была завершена основная линия Бадена длиной 414,3 км. После того, как важнейшая ось север-юг, а также сообщение с регионом Боденского озера были установлены Баденской магистралью, оставшиеся планы расширения сети были сосредоточены на открытии территории Пфорцхайма с маршрутом Карлсруэ – Пфорцхайм – Мюлакер (открыт в 1859 г.). –1863), соединяющий Оденвальд и Тауберфранкенс с железной дорогой Баден-Оденвальд ( Гейдельберг – Мосбах – Вюрцбург). , открыта в 1862–1866 гг.) и налаживает прямое сообщение из Карлсруэ в Констанц, без обхода через Базель, в виде Шварцвальдской железной дороги (открыта в 1866–1873 гг.).
Ссылки на соседние государства
[ редактировать ]Даже когда строилась Баденская магистраль, уже разрабатывались планы ее соединения со швейцарской железнодорожной сетью. Этого не удалось достичь до тех пор, пока мост в Вальдсхуте через реку Рейн, построенный Робертом Гервигом , не был завершен 18 августа 1859 года. Другие соединения были сделаны в 1863 году в Шаффхаузене , в 1871 году в Констанце и в 1875 году в Зингене . Базельская линия, соединившая станцию Баден на востоке Рейна с Центральным вокзалом к западу от Рейна, была открыта в 1873 году. Сегодня это важнейшая железнодорожная линия между Германией и Швейцарией.
Сообщение на севере в направлении Вайнхайм — Дармштадт — Франкфурт было установлено с 1846 года линией Майн-Неккар , в которой участвовало Великое герцогство Баден. В 1879 году последовала Ридская железная дорога ( Ридбан ), хотя Бадену не принадлежал ни один ее участок.
С 1861 года существовал прямой путь во Францию после завершения строительства Рейнского моста между Келем и Страсбургом. Открытие Пфальца ( Пфальц ) было впервые реализовано в 1865 году с помощью понтонного моста из Карлсруэ-Максау, а также соединения между Мангеймом и Людвигсхафеном в 1867 году. Связь с Баварией последовала за открытием железной дороги Баден-Оденвальд ( Baden Odenwaldbahn ). в 1866 году.
Переговоры о маршруте в Вюртемберг были особенно трудными, поскольку оба государства конкурировали за движение между Германией и альпийскими перевалами. В то время как Баден предпочитал линию через Пфорцхайм, Вюртемберг был заинтересован в более прямом сообщении через Брухзаль . Наконец, в государственном договоре от 4 декабря 1850 года было достигнуто соглашение, согласно которому Вюртембергу было предоставлено право строить прямой маршрут Штутгарт — Мюлакер — Бреттен — Брухзаль ( Вюртембергская Западная железная дорога ) даже на территории Бадена, в то время как Бадену было разрешено строить и эксплуатируют линию Карлсруэ-Мюлакер , которая частично проходила в Вюртемберге. Связь с Брухзалем была введена в эксплуатацию в 1853 году.
Дальнейшее расширение
[ редактировать ]Последующее расширение железнодорожной сети Бадена было либо направлено на открытие регионов, либо осуществлялось с военной точки зрения. Стоит упомянуть:
- Железная дорога долины Неккар ( Neckartalbahn ), Неккаргемюнд — Эбербах — Ягстфельд , открыта в 1879 году.
- Хеллентальская железная дорога ( Höllentalbahn ), Фрайбург-им-Брайсгау — Нойштадт (Шварцвальд) , открыта в 1887 году.
- Стратегические диверсии на Верхнем Рейне: Вайль-ам-Рейн – Лёррах , железная дорога долины Вера ( Wehratalbahn ) и завершение строительства железной дороги долины Вутах ( Wutachtalbahn ) между 1887 и 1890 годами.
- Стратегическая Рейнская железная дорога Мангейм – Грабен -Нойдорф – Карлсруэ – Раштатт – Рёшвуг (Эльзас), открытая в 1895 году.
Примерно в 1895 году железнодорожная сеть Бадена была более или менее закончена, за исключением нескольких небольших участков. В 1900 году длина пути составляла 1996 км, из них 1521 км принадлежали Государственным железным дорогам. В последующие годы основными усилиями было расширение станций, образующих железнодорожные узлы. Наиболее важными преобразованиями были:
- Новая сортировочная станция в Карлсруэ, 1895 г.
- Новая станция в Раштатте, 1895 г.
- Новая линия разгрузки товаров во Фрайбурге-им-Брайсгау, 1905 г.
- Новая товарная станция в Базеле, 1905 г.
- Новая линия разгрузки товаров в Брухзале, 1906 г.
- Новая сортировочная станция в Мангейме, 1906–1907 гг.
- Новая станция в Оффенбурге с сортировочной станцией, 1911 г.
- Станция Новый Баден в Базеле с новой прилегающей сортировочной станцией к северу, в Вайль-на-Рейне , 1913 год.
- Новый центральный вокзал в Карлсруэ, 1913 год.
- Новая сортировочная станция и товарная станция в Гейдельберге, 1914 год.
Недавно построенный центральный вокзал Гейдельберга не удалось достроить из-за начала Первой мировой войны . Его завершение пришлось отложить до 1955 года.
Государственные частные железные дороги
[ редактировать ]Несколько маршрутов в Бадене были построены частными компаниями, но эксплуатировались Государственными железными дорогами и в большинстве случаев впоследствии перешли во владение. Это были не только ветки чисто местного значения вроде железной дороги долины Визе ( Wiesentalbahn ) ( Базель — Шопфхайм — Целль-им-Визенталь ), открытой в 1862 году, но и магистральные линии. Помимо попыток городов, которые все еще не имели железнодорожного сообщения и хотели лучшего доступа к железнодорожной сети, крупные города штата также включились в строительство железнодорожных линий, чтобы открыть свои окрестности и укрепить свои позиции в качестве транспортных средств. концентраторы. Например, город Мангейм построил прямую железнодорожную линию до Карлсруэ, не проходя через Гейдельберг, чтобы выйти из тени, в которую они попали, когда железная дорога Бадише-Хаупт была соединена во Фридрихсфельде и Гейдельберге с Главной железной дорогой. Линия Неккар, идущая на север. В ответ город Гейдельберг настаивал на строительстве дороги Гейдельберг- Шветцинген. – Шпейерский маршрут, чтобы обеспечить его значение как транспортного узла.
Наиболее важными из частных линий, эксплуатируемых Государственными железными дорогами, были:
- Железная дорога Максау ( Maxaubahn ) в Карлсруэ-ан-ден-Рейне, построенная городом Карлсруэ и открытая в 1862 году, была первым связующим звеном между железными дорогами Бадена и железными дорогами Пфальца. В 1906 году он был национализирован.
- Рейнская железная дорога ( Rheinbahn ) Мангейм — Шветцинген — Грабен-Нойдорф — Эггенштейн — Карлсруэ , построенная городом Мангеймом, открылась в 1870 году и в день открытия перешла во владение Баденских государственных железных дорог.
- Железная дорога Крайхгау ( Kraichgaubahn ) Карлсруэ — Бреттен — Эппинген с продолжением до Хайльбронна , построенная городом Карлсруэ, открыта в 1879 году и в день открытия перешла в собственность Баденских государственных железных дорог.
Слияние с Рейхсбаном
[ редактировать ]После образования Немецкой рейхсбанной дороги 1 апреля 1920 года к ней были присоединены Баденские государственные железные дороги. Головной офис в Карлсруэ стал Отделением Рейхсбана Карлсруэ. Основание Рейхсбана означало, что список желаемых маршрутов в Бадене был отменен и было построено только четыре новых линии:
- Расширение железной дороги долины Ренч ( Renchtalbahn ) до Бад-Петерсталя в 1926 году и Бад-Грисбаха в 1933 году.
- Линия трех озер Титизее – Зеебругг в 1926 году.
- Разрыв на железной дороге долины Мург ( Murgtalbahn ) в 1928 году.
- Коротковая линия Неккарштайнах . – Шенау (Оденвальд) в 1928 году
Были начаты строительные работы на железнодорожном сообщении от Бреттена до Кюрнбаха (с запланированным переходом к железной дороге Забергау ( Zabergäubahn ) в Леонбронне ), но линия так и не была завершена.
Электрические операции
[ редактировать ]Государственные железные дороги Бадена начали работу электрической железной дороги 13 сентября 1913 года с открытия линии переменного тока напряжением 15 кВ, 16 2 ⁄ 3 Гц Железная дорога долины Визе , Базель — Целль-им-Визенталь , и на ее ветке Шопфхайм — Бад-Зекинген . Помимо опытного локомотива класса А¹, классов А² и А³ ( ДРГ класса Е 61 было закуплено одиннадцать электровозов ). Все они имели боковые тяги, ведущие на три оси. Электрификация линии долины Визен была проведена в основном для испытания электрической тяги; большого значения с точки зрения движения транспорта это не имело. дальнейшее расширение электроснабжения не проводилось После Первой мировой войны из-за серьезной экономической ситуации, и только в 1952 году всерьез началась электрификация железнодорожной сети Бадена.
Сеть
[ редактировать ]Железнодорожные линии в сети Баденских государственных железных дорог были открыты следующим образом:
На трансграничных линиях, отмеченных цифрой ¹, только участок до границы принадлежал Баденским государственным железным дорогам. Линия Базельского сообщения была построена Швейцарской центральной железной дорогой при софинансировании Государственной железной дороги Бадена. Государственная железная дорога сыграла особую роль в единственной узкоколейной линии Мосбах – Мудау , которая открылась 3 июня 1905 года. С фирмой Vering & Waechter был заключен контракт на строительство и эксплуатацию этой линии.
Государственные частные линии:
Раздел | В рамках маршрута | Открыто | Построено |
---|---|---|---|
Станция Базель-Баден – Шопфхайм | Железная дорога долины Визе | 7 июня 1862 г. | Визентальская железнодорожная компания |
Карлсруэ – Максау | Максау железная дорога | 5 августа 1862 г. | Город Карлсруэ |
Максау – Максимилиансау ¹ | Максау железная дорога | 8 мая 1865 г. | Город Карлсруэ |
Динглинген – Лар ( Шварцвальд ) | – | 15 ноября 1865 г. | Железнодорожная компания Лара |
Раштатт – Гернсбах | Железная дорога долины Мург | 1 июня 1869 г. | Мургтальская железнодорожная компания |
Мангейм – Шветцинген – Грабен-Нойдорф – Эггенштейн – Карлсруэ |
Рейнская железная дорога | 4 августа 1870 г. | Город Мангейм |
Фрайбург-им-Брайсгау – Брайзах | – | 6 февраля 1871 г. | Город Фрайбург, Город Брайзах |
Гейдельберг – Шветцинген | Гейдельберг-Шпайер | 17 июля 1873 г. | НН |
Шветцинген – Шпейер | Гейдельберг-Шпайер | 10 декабря 1873 г. | НН |
Денцлинген – Вальдкирх | Железная дорога долины Эльц | 1 января 1875 г. | Город Вальдкирх |
Шопфхайм – Целль-им-Визенталь | Железная дорога долины Визе | 5 февраля 1876 г. | Железнодорожная компания Шопфхайм-Целлер |
Аппенвейер - Оппенау | Железная дорога Ренч-Вэлли | 1 июня 1876 г. | Ренчтальская железнодорожная компания |
Брайзах – Кольмар ¹ | Фрайбург – Кольмар | 5 января 1878 г. | Город Фрайбург, Брайзах, Баден |
Гретцинген – Бреттен – Эппинген | Крайхгау железная дорога | 15 октября 1879 г. | Город Карлсруэ |
Эттлинген Вест – наследный принц Эттлинген | Железная дорога Альб-Вэлли | 25 августа 1885 г. | Город Эттлинген |
Наследный принц Эттлинген - город Эттлинген | Железная дорога Альб-Вэлли | 15 июля 1887 г. | Город Эттлинген |
Гернсбах – Вайзенбах | Железная дорога долины Мург | 1 мая 1894 г. | Мургтальская железнодорожная компания |
За исключением линии Эттлинген-Вест – Эттлинген-Штадт, перешедшей в собственность BLEAG (баденские ветки) 1 января 1899 года, все государственные частные линии с течением времени перешли в государственную собственность. Помимо линий, которыми владеют Баденские государственные железные дороги, после 1889 года существовали также полностью частные линии, которые не указаны.
К 1945 году Немецкая рейхская железная дорога завершила следующие маршруты в железнодорожной сети Бадена:
Раздел | В рамках маршрута | Открыто |
---|---|---|
Оппенау – Бад-Петерсталь | Железная дорога Ренч-Вэлли | 28 ноября 1926 г. |
Титизее – Зеебругг | Линия трех озер | 1 декабря 1926 г. |
Раумюнцах – Клостеррайхенбах | Железная дорога долины Мург | 13 апреля 1928 г. |
Неккарштайнах – Шенау (Оденвальд) | Неккарштайнах – Шенау | 21 октября 1928 г. |
Бад-Петерсталь – Бад-Грисбах | Железная дорога Ренч-Вэлли | 25 мая 1933 г. |
Туттлинген – Хаттинген (Баден) | Железнодорожная линия Туттлинген – Хаттинген | 15 мая 1934 г. |
Фрайбург-им-Брайсгау – Фрайбург-Вире | Хелленталь железная дорога | 8 ноября 1934 г. |
Кроме того, через территорию Бадена было построено несколько маршрутов иностранных государственных железных дорог. Участок от Бреттена до Брухзаля был передан в 1878 году в собственность Баденской государственной железной дороги.
Ходовой и подвижной состав
[ редактировать ]Первые два паровоза для Баденских государственных железных дорог были построены английским паровозостроительным заводом Sharp, Roberts and Company и поставлены в 1839 году. Им были присвоены названия Löwe и Greif ( Лев и Гриффин ). По мере расширения железнодорожной сети размер флота быстро рос. Когда в 1854/55 году железные дороги были преобразованы из широкой колеи в стандартную, в парке уже было 66 локомотивов, 65 тендеров и 1133 вагона. На конец Первой мировой войны в автопарке насчитывалось 915 паровозов, 27600 товарных и 2500 пассажирских вагонов, из них 106 паровозов, 7307 товарных и 400 пассажирских вагонов должны были быть переданы державам-победительницам в качестве репараций в соответствии с Версальскими договорами. Договор . Обзор классов локомотивов Бадена можно найти в Списке локомотивов и рельсовых автобусов Бадена .
Государственные железные дороги Бадена способствовали росту местной промышленности железнодорожного транспорта в Бадене, потому что они предпочитали покупать у местных фирм, таких как машиностроительный завод Кесслера и Мартиенсена в Карлсруэ, который позже стал Maschinengesellschaft Karlsruhe («Инжиниринговая компания Карлсруэ»). А в Бадене появились два производителя автобусов: Waggonfabrik Fuchs, основанная в Гейдельберге в 1862 году, и Waggonfabrik Rastatt в 1897 году. Некоторые вагоны также были приобретены Швейцарской промышленной компанией .
См. также
[ редактировать ]- Список локомотивов и рельсовых автобусов Бадена
- История железнодорожного транспорта в Германии
- Государственные железные дороги Великого Герцогства Гессен
- Прусские государственные железные дороги
Ссылки
[ редактировать ]- фон Хиппель, Вольфганг; Стефан, Иоахим; Глейбер, Питер; Энцвайлер, Ханс-Юрген (1990). Железнодорожная лихорадка: уход Бадена в эпоху железных дорог (на немецком языке). Издательство «Областная культура».
- Кунцемюллер, Альберт (1953). Баденские железные дороги (на немецком языке). Карлсруэ: Верлаг Г. Браун.
- Мюллер, Карл (1904). Баденские железные дороги в историко-статистическом представлении (на немецком языке). Гейдельберг: Heidelberger Verlagsanstalt и Druckerei - через цифровые тексты в Институте истории экономики и бизнеса.
- Шелл, Фридолин (1982). 110 лет Дирекции железных дорог Карлсруэ (на немецком языке). Издательство «Железнодорожный курьер».