Гуннар Асплунд
Гуннар Асплунд | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 20 октября 1940 г. | ( 55 лет
Национальность | Шведский |
Занятие | Архитектор |
Здания | Вилла Стурегорден , Нючёпинг , (1913), Дом Снельмана, Дьюрсхольм, (1918), Стокгольм (1920), Здание суда округа Листерс, Сёльвесборг , (1921), Кинотеатр «Скандиа», Стокгольм (1923), Стокгольмская публичная библиотека , (1928) ), |
Проекты | Лесное кладбище (1914–1940 гг.), Пристройка здания суда Гетеборга (1913–37 гг.) |
Эрик Гуннар Асплунд (22 сентября 1885 – 20 октября 1940) был шведским архитектором , наиболее известным как ключевой представитель скандинавского классицизма 1920-х годов, а в последнее десятилетие своей жизни как крупный сторонник модернистского стиля, совершившего прорыв. в Швеции на Стокгольмской международной выставке (1930) . Асплунд был профессором архитектуры в Королевском технологическом институте с 1931 года. Его назначение ознаменовалось лекцией, позже опубликованной под названием «Наша архитектурная концепция пространства». [ 1 ] Лесной крематорий на Южном кладбище Стокгольма (1935–1940) считается его лучшим произведением и одним из шедевров современной архитектуры. [ 2 ]
Основные работы
[ редактировать ]Среди наиболее важных работ Асплунда — Стокгольмская публичная библиотека , построенная между 1924 и 1928 годами, которая представляет собой прототипный пример скандинавского классицизма и так называемого движения «Шведская благодать» . Особое влияние оказало предложение, представленное на конкурс проекта Выборгской библиотеки в 1927 году финским архитектором Алваром Аалто , который считал Асплунда своим наставником. [ 3 ]
Еще одна важная работа - расширение здания пристройки мэрии Гетеборга , которое Асплунд начал в 1913 году и закончил в 1937 году - оно показывает его трансформацию из неоклассического архитектора в функционалистского архитектора, трансформацию параллельно с другими европейскими модернистами, такими как Эрих Мендельсон .
Асплунд сотрудничал с архитектором Сигурдом Леверенцем в проектировании Скогскиркогордена , кладбища, которое является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО , созданным между 1914 и 1940 годами. Они также были главными архитекторами временной Стокгольмской международной выставки (1930) . Модернистский входной павильон с открытым стеклом и стальным каркасом, хотя и временный, на ярмарке имел международное влияние. Фактически, он оказал влияние еще до своего завершения, оказав влияние на гораздо меньшую ярмарку Турку в Финляндии, спроектированную Алваром Аалто и Эриком Бриггманом , которые приехали в Стокгольм, чтобы увидеть ее строительство. [ 4 ]
Гуннар Асплунд считается, пожалуй, самым важным шведским архитектором-модернистом и оказал большое влияние на последующие поколения шведских и скандинавских архитекторов. [ 5 ]
Наша архитектурная концепция пространства
[ редактировать ]Лекция «Наша архитектурная концепция пространства» была прочитана в 1931 году по случаю назначения Асплунда профессором архитектуры Королевского технологического института в Стокгольме. Асплунд опубликовал несколько теоретических текстов. Позже лекция была расценена как важный вклад в определение отношения Асплунда, как и других представителей его поколения, к архитектурным проблемам того времени. В основу лекции легла известная в то время двухтомная книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Запада» (1918 и 1922). [ 6 ]
Библиография
[ редактировать ]- Лопес Пелаес, Хосе Мануэль (2002). Архитектура Гуннара Асплунда. Барселона, Фонд Caja de Arquitectos . ISBN 9788493254223 .
- Вреде, Стюарт (1983). Архитектура Эрика Гуннара Асплунда. Кембридж, Массачусетс, MIT Press . ISBN 9780262730686
Галерея
[ редактировать ]-
1922 Эскиз Гуннара Асплунда интерьера кинотеатра Skandia, Стокгольм.
-
Стокгольмская публичная библиотека
-
Пристройка мэрии Гетеборга, интерьер
-
Кладбище лесное
-
Здание суда округа Листерс, Сёльвесборг
Выставки
[ редактировать ]- Архитектура Гуннара Асплунда , МоМА , Нью-Йорк (1978)
- En chantier: Коллекции CCA, 1989–1999 , Канадский центр архитектуры , Монреаль (1999–2000)
- Архитектурные и дизайнерские чертежи: первая инсталляция , МоМА , Нью-Йорк (2004–2005 гг.)
- 75 лет архитектуры в МоМА , МоМА , Нью-Йорк (2007–2008)
- In Situ: Архитектура и ландшафт , МоМА , Нью-Йорк (2009–2010).
- Павильон Асплунда , Архитектурная биеннале , Венеция (2018-)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гуннар Асплунд, «Наша архитектурная концепция пространства», воспроизведено в «Шведской грации: современный классицизм в Стокгольме», International Architect , № 8, том. 1, Вып.8, 1982.
- ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1985–1993. п. 24. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Алвар Аалто Архитектор / Архитектор 1898-1976. Хельсинки, Ракеннустието / Фонд Алвара Аалто, 1998.
- ^ Шильдт, Г. (1984) Алвар Аалто: Ранние годы , Отава: Хельсинки. ISBN 084780531X .
- ^ О Гуннаре Асплунде на веб-сайте Шведской национальной энциклопедии (на шведском языке, необходим пароль) [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гуннар Асплунд, «Наша архитектурная концепция пространства», воспроизведено в «Шведской грации: современный классицизм в Стокгольме», International Architect , № 8, том. 1, Вып.8, 1982, стр. 40-41.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 72. ИСБН 9783822840788 . OCLC 809539744 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эрик Гуннар Асплунд Архитектор. Онлайн-каталог работ и карта-путеводитель по архитектуре
- Веб-сайт о работе Асплундса в публичной библиотеке Стокгольма
- Веб-сайт с несколькими фотографиями о работе Асплундса в публичной библиотеке Стокгольма.
- Дальнейшие упоминания/фотографии его главного шедевра Стокгольмской публичной библиотеки.
- Гуннар Асплунд в Музее современного искусства
- Гуннар Асплунд в Цифровом музее
- В поисках помощи для коллекции Эрика Гуннара Асплунда , Канадский центр архитектуры .
- Гуннар Асплунд в Find a Grave