Ирландская готическая литература
Ирландская готическая литература развивалась в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Большинство писателей были англо-ирландцами . Период с 1691 по 1800 годы был отмечен господством протестантского господства , англо-ирландских семей Ирландской церкви, контролировавших большую часть земель. Ирландский парламент, состав которого был почти исключительно протестантским, принял уголовные законы , фактически лишив католическое большинство избирательных прав как в политическом, так и в экономическом плане. Ситуация начала меняться с принятием Актов Союза 1800 года и сопутствующей упразднением ирландского парламента. После энергичной кампании, возглавляемой ирландским юристом Дэниелом О'Коннеллом , Вестминстер принял Закон о помощи римско-католическим католикам 1829 года, устранивший большинство инвалидностей, налагаемых на католиков.
Англо-ирландское сообщество оказалось в пограничном положении. Не имея больше возможности полагаться на британское правительство для защиты своих интересов, многие склонялись к ирландскому национализму, что само по себе было несколько проблематичным, учитывая их статус меньшинства. Эта тревога нашла отражение в их литературе.
Фон
[ редактировать ]Ирландский готический роман возник в восемнадцатом и девятнадцатом веках, в период, когда англо-ирландское сообщество не считалось ни достаточно английским со стороны англичан, ни недостаточно ирландским со стороны своих соотечественников-католиков. Ирландский готический роман отражает ирландско-англиканский ответ на исторические условия. [ 1 ] и аллегоризировали обеспокоенность меньшинства, которое (справедливо или ошибочно) считало себя находящимся под угрозой со стороны коренных католиков, над которыми они сохраняли ненадежный контроль. [ 2 ] Проявление или изгнание подавленной тревоги — характерная функция готической фантастики . [ 3 ] «Ирландские писатели часто обращались к готике в поисках образов и повествований, которые позволили бы им найти новые способы сформулировать стабильную идентичность посреди огромных перемен». [ 4 ]
Ранняя ирландская готическая фантастика имела тенденцию представлять католиков как странных, если не дьявольских Других. Более поздние писатели, такие как Джозеф Шеридан Ле Фаню, исследовали постколониальные проблемы, связанные с его собственным классом, изображая их одновременно как виновников и страдающих от своих собственных колониальных злодеяний. [ 5 ] Эта идея была высказана ирландским англиканским священником Томасом Леландом в его философской « Истории Ирландии после вторжения Генриха II» 1773 года , которая подверглась критике как со стороны англиканцев, так и католиков.
К характеристикам готической литературы относятся: мрачная обстановка, разрушенные замки, напряжение, [ 2 ] прошлое, которое не останется в прошлом, [ 6 ] и «огонь похоти разгорелся до чрезвычайной опасности». [ 7 ]
Англо-ирландские авторы
[ редактировать ]Королева Мария Рош
[ редактировать ]Регина Мария Рош (урожденная Далтон) (1764–1845) родилась в Уотерфорде и жила в Дублине , а после замужества переехала в Англию. Ее готический роман 1798 года «Клермон » «...возможно, является окончательным текстом увлечения готическими романами восемнадцатого и девятнадцатого веков». [ 8 ] В свое время она была автором бестселлеров, но позже ее репутация была омрачена репутацией Энн Рэдклифф , с которой ее часто сравнивают. Хотя в их работах много общего, Рош вывозит свою героиню из тихой гавани идиллической природы и отправляет ее в город. [ 8 ]
Чарльз Мэтьюрин
[ редактировать ]Чарльз Мэтьюрин (1780–1824) был священником Ирландской церкви . [ 9 ] Его первыми тремя произведениями были готические романы. Он наиболее известен благодаря роману «Мельмот-Странник », который Девендра Варма назвал «высшим достижением готического романа». [ 10 ]
Шеридан Ле Фаню
[ редактировать ]
Шеридан Ле Фаню (1814–1873) был ведущим автором историй о привидениях викторианской эпохи. Сын декана Ирландской , церкви будучи подростком, он на собственном опыте испытал потрясения, связанные с Войной десятины . [ 11 ] протест против политики взимания десятины с римско-католического большинства на содержание Ирландской церкви.
Дотошный мастер, он превратил акцент «Готики» на внешних источниках ужаса в комбинацию «психологической проницательности и сверхъестественного ужаса». [ 12 ] Он специализировался скорее на тоне, чем на «шоковых эффектах», и часто оставлял важные детали необъяснимыми и загадочными. Роман 1864 года « Дядя Сайлас » «играет ностальгические вариации на темы Энн Рэдклифф и Шарлотты Бронте , поскольку невинная героиня подвергается опасности в старом темном доме ее харизматичного нечестивого опекуна, дяди, замышляющего получить ее наследство». [ 13 ]
Брэм Стокер
[ редактировать ]Брэм Стокер (1847–1912) родился на севере Дублина в «Черный 47-й год», худший год Великого голода . Позже он объяснил свою длительную детскую болезнь широко распространенным заражением, последовавшим за голодом. [ 14 ] Он стал театральным критиком газеты Dublin Evening Mail , совладельцем которой был Шеридан Ле Фаню. Ле Фаню 1872 года «Кармилла» Стокера оказала большое влияние на «Дракулу» . [ 15 ] Позже Стокер стал личным помощником актера сэра Генри Ирвинга и бизнес-менеджером лондонского театра «Лицеум» , которым владел Ирвинг.
Элизабет Миллер сказала, что Дракула успешно объединил фольклор, легенды, фантастику о вампирах и условности готического романа. [ 16 ] Корабль, который доставил Дракулу в Уитби , на котором остался только мертвый капитан, привязанный к штурвалу, перекликается с « кораблями-гробами » эпохи Голода. Сухопутная война начала 1880-х годов перекликается с тем, что граф путешествовал с гробами, содержащими его родную землю. [ 14 ]
Стивен Арата считает, что культурный контекст романа отражает «растущее внутреннее беспокойство» по поводу морали имперской колонизации. [ 17 ] Некоторые критики описали графа Дракулу в контексте англо-ирландского землевладельца. [ 18 ] [ 19 ] высасывание ресурсов из земли. [ 14 ]
Оскар Уайльд
[ редактировать ]Оскар Уайльд (1854–1900) родился на юге Дублина. Он был внучатым племянником (по браку) Чарльза Мэтьюрина. [ 20 ] Его родители, англо-ирландские интеллектуалы, часто устраивали салоны у себя дома . Среди присутствующих были антиквар Джордж Петри , поэт Сэмюэл Фергюсон и Шеридан Ле Фаню. [ 21 ] «Портрет Дориана Грея» был единственным романом Уайльда. Опубликованная в 1890 году, Роберт Маккрам описывает ее как «захватывающее и немного походное упражнение в поздней викторианской готике ». [ 22 ] Персонаж лорд Генри Уоттон исполняет роль Мефистофеля . [ 23 ]
Католические авторы
[ редактировать ]Джеральд Гриффин
[ редактировать ]Джеральд Гриффин родился в Лимерике . Его отец был фермером, который помогал крестьянству во время репрессий, последовавших за ирландским восстанием 1798 года . [ 3 ] В девятнадцать лет Джеральд переехал в Лондон, надеясь стать драматургом, но в итоге работал в издательстве. В 1827 году он опубликовал «Голландский прилив»; или «Мюнстерские популярные сказки» , сборник из семи рассказов, который был хорошо принят. [ нужна ссылка ] В «Коричневом человеке» красивая, но бедная Нора выходит замуж за странного человека, который не тот, за кого себя выдает. «Коричневый человек» опирается как на фольклорные, так и на готические образы. Хотя история Гриффина может символизировать угнетение Ирландии эксплуататорским, чуждым аристократическим классом, ирландский критик Шинейд Стерджен предполагает, что она «...в равной степени наводит на размышления об интериоризованном готическом пейзаже писателя, которого преследуют повторяющиеся опасения по поводу оригинальности, плагиата и неизбежность опоздания. [ 3 ]
Джеймс Кларенс Манган (1803–1849)
[ редактировать ]Джеймс Кларенс Манган был поэтом, родившимся в Дублине.
Уильям Карлтон (1794–1869)
[ редактировать ]Уильям Карлтон был писателем, родившимся в графстве Тайрон .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Киллин 2014 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Морен, Кристина (11 мая 2018 г.). Готический роман в Ирландии, ок. 1760–1829 . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9781526122315 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с Осетр, Шинеад. «Семь дьяволов»: «Коричневый человек» Джеральда Гриффина и создание ирландской готики», Ирландский журнал исследований готики и ужасов , № 11, стр.18
- ^ Вурц, Джеймс Ф. (26 мая 2005 г.). Очень странная агония: модернизм, память и ирландская готическая фантастика (тезис). Университет Нотр-Дам – через curate.nd.edu.
- ^ Фернандес, Ричард Хорхе. «Вина, жадность и раскаяние: проявления англо-ирландского Другого в «Призраке мадам Кроул» и «Зеленом чае» Дж. С. Ле Фаню», Атлантида. Журнал Испанской ассоциации англо-американских исследований , Vol. 42, Числ. 2, 23 декабря 2020 г.
- ^ Киллин, Джарлат (2014). Появление ирландской готической фантастики (PDF) . Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Пауэр, Альберт (2019). «Томас Леланд (1722-1785)» . Зеленая книга: Сочинения об ирландской готике, сверхъестественной и фантастической литературе (13): 14–20. JSTOR 48536209 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Крегер, Лиза; Андерсон, Мелани (20 августа 2013 г.). Призрачное и призрачное в литературе и кино: спектральные идентичности . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781611494525 – через Google Книги.
- ^ «Чарльз Роберт Мэтьюрин - ирландская биография» . www.libraryireland.com .
- ^ Девендра П. Варма, «Мэтурин, Чарльз», Энциклопедия ужасов и сверхъестественного Penguin . (Джек Салливан, редактор) Viking Press, 1986, ISBN 0-670-80902-0 (стр. 285).
- ^ Киллин 2014 , с. 204.
- ^ Мэй, Брайан. «Захватывающее наследие Шеридана Ле Фаню» . Ирландские Таймс .
- ^ «Готический дух Шеридана Ле Фаню продолжает жить» . Хранитель . 28 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Смарт, Роберт Огюстен; Хатчесон, Майкл (20 августа 2004 г.). « « Негативная история » и ирландская готическая литература: устойчивость и политика» . Калибан . 15 (1): 105–118. doi : 10.3406/calib.2004.1509 – через www.persee.fr.
- ^ Диксон, Стивен (28 марта 2009 г.). «Почему Дракула никогда не теряет хватки» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 13 октября 2012 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Миллер, Элизабет (2001). Дракула. Нью-Йорк: Parkstone Press., стр. 147. ISBN 9781859957851
- ^ Арата, Стивен Д. (1990). «Западный турист: «Дракула» и тревога обратной колонизации» . Викторианские исследования . 33 (4): 621–645. JSTOR 3827794 – через JSTOR.
- ^ Ингельбьен, Рафаэль (2003). «Готические генеалогии: Дракула, двор Боуэна и англо-ирландская психология» . ЭЛХ . 70 (4): 1089–1105. дои : 10.1353/elh.2004.0005 . ISSN 1080-6547 . S2CID 162335122 .
- ^ Стюарт, Брюс (1999). « Брэма Стокера: Одержимый духом нации? » Дракула Обзор ирландского университета . 29 (2): 238–255. JSTOR 25484813 – через JSTOR.
- ^ Холланд, Мерлин и Руперт Харт-Дэвис (2000) Полное собрание писем Оскара Уайльда, издание для США: Генри Холт и компания LLC, Нью-Йорк. ISBN 0805059156. Издание для Великобритании: Fourth Estate, Лондон. стр.842 ISBN 978-1-85702-781-5
- ^ Новое открытие Оскара Уайльда . (Сандулеску, К. Джордж, редактор), 1994. Джеррардс Кросс, Англия: К. Смайт. стр.54 ISBN 978-0-86140-376-9
- ^ Маккрам, Роберт (24 марта 2014 г.). «100 лучших романов: № 27 — Картина Дориана Грея Оскара Уайльда (1891)» . Хранитель .
- ^ Дирда, Майкл. «Дориан Грей» без цензуры», The Washington Post , 30 марта 2011 г.