Уильям Карлтон

Уильям Карлтон (4 марта 1794 г., Пролуск (часто пишется как Приллиск, как на его надгробии), Клогер , графство Тайрон - 30 января 1869 г., Сэндфорд-роуд, Ранела , Дублин [1] ) был ирландским писателем и прозаиком. Он наиболее известен своими «Чертами и историями ирландского крестьянства» , сборником этнических зарисовок стереотипного ирландца. [2]
Детство
[ редактировать ]Отец Карлтона был римско-католическим фермером-арендатором, который содержал четырнадцать детей на таком же количестве акров, и молодой Карлтон провел свою молодую жизнь среди сцен, подобных тем, которые он позже описал в своих книгах. [1] Карлтон был погружен в фольклор с раннего возраста. Его отец, обладавший необычайной памятью (он знал Библию наизусть) и, будучи носителем ирландского языка, хорошо знаком с ирландским фольклором, рассказывал истории у камина. [3] Его мать, известная певица, пела на ирландском языке. [2] Говорят, что персонаж Хонор, жены скряги из Фардороги , основан на ней. [1]
Карлтон получил базовое образование. Когда его отец переезжал с одной маленькой фермы на другую, он посещал различные школы живой изгороди , что раньше было примечательной чертой ирландской жизни. Изображение одной из этих школ встречается в эскизе под названием «Хедж-школа», включенном в книгу « Особенности и истории ирландского крестьянства » . [1] Большую часть своих знаний он получил от священника отца Кинана, который преподавал в классической школе в Гленнане (недалеко от Глазлау) в приходе Донах ( графство Монаган ), которую Карлтон посещал с 1814 по 1816 год. Он учился на священство в Мейнуте, но ушел через два года. [3] Карлтон надеялся получить образование бедного ученого в Мюнстере , чтобы поступить в церковь; но его потряс зловещий сон, история которого рассказана в « Бедном учёном» , и он вернулся домой. [2] Забавный рассказ об этом периоде дан в очерке «Денис О'Шонесси». [1]
В возрасте около девятнадцати лет он совершил одно из религиозных паломничеств, распространенных в то время в Ирландии. Его опыт паломничества, рассказанный в « Пилигриме Лох-Дерга », заставил его отказаться от мысли о входе в церковь, и в конце концов он стал протестантом . [1]
Карьера
[ редактировать ]
Его колеблющиеся представления об образе жизни определялись чтением плутовского романа «Жиль Блас» ( Алена-Рене Лесажа , 1668–1747). [1] Он решил попробовать то, что уготовила ему судьба. Он поехал в Киллэнни, графство Лаут . В течение шести месяцев он работал наставником в семье фермера по имени Пирс Мерфи. После некоторых других экспериментов он отправился в Дублин и прибыл с двумя шиллингами и шестипенсовиками в кармане. [1]
Сначала он искал работу чучелом птиц, но предложение использовать картофель и муку в качестве начинки не помогло ему. [1] Затем он попытался стать солдатом, но полковник полка отговорил его — Карлтон подал заявление на латыни . [1] Поселившись в нескольких дешевых квартирах, он в конце концов нашел место в доме на Фрэнсис-стрит, где располагалась циркулирующая библиотека. Хозяйка разрешала ему читать от 12 до 16 часов в сутки. [3] Он начал преподавать и работать клерком в офисе воскресной школы , начал публиковаться в журналах, а книга «Паломничество в Лох-Дерг», опубликованная в « Christian Examiner» , привлекла большое внимание. [1]
В 1830 году он опубликовал свою первую полноценную книгу « Черты и истории ирландского крестьянства» (2 тома), которая сделала ему имя и считается его лучшим достижением. [2] [1] В нем он стереотипно изображал ирландского « Пэдди » в таких эскизах, как «Фил Пёрсел, погонщик свиней». [2] Вторая серия (3 тома), содержащая, среди прочего, рассказы «Таббер Дерг, или Красный колодец», появилась в 1833 году, а « Сказки Ирландии» - в 1834 году. [1] С этого времени и в течение нескольких лет после своей смерти он писал постоянно. «Фардорога-скряга, или Каторжники Лиснамоны» появилась в 1837–1838 годах в журнале Дублинского университета . [1]
Карлтон продолжал активно публиковаться в дублинских журналах на протяжении 1830-х и 40-х годов, написав множество этнических историй, часто взятых из местности южного Тайрона. [2] Он также написал много художественной литературы, но, как говорит Джон Сазерленд (1989), она уступала его этническим очеркам ирландского типа. [2] В последние месяцы своей жизни Карлтон начал писать автобиографию, которую положил в начало своей литературной карьеры. [1] Это составляет первую часть книги «Жизнь Уильяма Карлтона…» (2 тома, 1896 г.) Дэвида Джеймса О'Донохью , которая содержит полную информацию о его жизни и список его разрозненных сочинений. [1] Отрывок из его рассказов (1889 г.) из «Серии Камелот» содержит предисловие Уильяма Батлера Йейтса . [1]
Поздние годы жизни автора характеризовались пьянством и бедностью, как сказал один комментатор: «За свою жизнь ему удалось всех обидеть. [2] Несмотря на свою значительную литературную деятельность, Карлтон оставался бедным, но в 1848 году получил пенсию в размере 200 фунтов стерлингов в год, предоставленную лордом Джоном Расселом в ответ на мемориал от имени Карлтона, подписанный рядом выдающихся людей в Ирландии. [1]
Он умер в своем доме (ныне снесенном) в Вудвилле, Сэндфорд-роуд, в (Каленсвуде) Ранела , Дублин, и похоронен на кладбище Маунт-Джером , Гарольдс-Кросс , Дублин. [1] Дом находился недалеко от входа в резиденцию иезуитов в Миллтаун-парке . Несмотря на свое обращение в протестантизм, Карлтон оставался в дружеских отношениях с одним из тамошних священников, преподобным Робертом Карбери SJ, который предложил провести ему последний обряд католической церкви. Карлтон в последние недели перед своей смертью в январе 1869 года вежливо отклонил предложение, заявив, что он не был католиком «полвека и более». [ нужна ссылка ]
Спорная репутация
[ редактировать ]Карлтон оттолкнул симпатии многих ирландцев-католиков своими обвинениями в групповом насилии, религиозном насилии и алкоголизме среди ирландского класса арендаторов. [1] По его собственным словам, он был «историком их привычек и манер, их чувств, их предрассудков, их суеверий и их преступлений» (предисловие к « Сказкам Ирландии »). [1] Некоторые из его более поздних рассказов, например «Растраты замка Растрата» (1852), испорчены массой политического содержания. [1]
Антикатолицизм
[ редактировать ]Еще одним фактором, который оттолкнул Карлтона от его соотечественников-ирландцев, была его сильная ненависть к католической церкви в Ирландии , к которой принадлежало большинство его соотечественников. Утверждалось (например, Брайаном Доннелли [4] ), что обращение Карлтона в англиканство могло быть прагматичным шагом, поскольку начинающему молодому католическому писателю было бы трудно получить покровительство, необходимое для достижения успеха в Ирландии начала 19 века.
Однако аргументы Доннелли терпят неудачу по сравнению с собственными заявлениями Карлтона в письме 1826 года министру внутренних дел сэру Роберту Пилу . Карлтон призвал Пиля жестоко подавить Дэниела О'Коннелла активизм за освобождение католиков и заявил, что у него есть доказательства причастности О'Коннелла к разжиганию антипротестантского и антилендлордского насилия, а также обвинил в том же каждом римско-католическом священнике и школьном учителе. преступления. [5]
Вскоре после этого Карлтон подружился со служителем Ирландской церкви по имени Цезарь Отвей . По словам У.Б. Йейтса , преподобный Отуэй был «антипапским полемистом», который поощрял Карлтона писать рассказы, чтобы «подчеркнуть... коррумпированность невежественного духовенства». [5]
Фрэнк О'Коннор сказал, что Карлтон принизил свои таланты, приняв сторону религиозного раскола Ирландии. Однако О'Коннор признает, что Карлтон не смог бы победить в любом случае. В Ирландии викторианской эпохи читатели-протестанты требовали историй, которые безоговорочно демонизировали католицизм и его приверженцев, в то время как читатели-католики «не хотели читать о себе ничего, кроме патоки». В результате сочинения Карлтона неизменно «раздирались на части борцами фракций, которые хотели, чтобы он писал с той или иной искаженной точки зрения». [6]
Влияние
[ редактировать ]Карлтон фигурирует как предшественник кельтского возрождения . [2]
Карлтон фигурирует в стихотворении Станционный остров» « Симуса Хини . [ нужна ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Карлтон, Уильям (1829), отец Батлер. Паломник Лох-Дирг
- Черты и истории ирландского крестьянства , 1-я серия, 1830 г.
- Черты и истории ирландского крестьянства , 2-я серия, 1834 г.
- Том I , 1834 г. Полуночная месса; Донахи, или Конокрады; Фил Персел, Погонщик свиней; География ирландской клятвы; Очерк ирландской ругани
- Том II , 1834 г. Лианхан Ши; Бедный ученый; Уайлдгус Лодж ; Таббер Дерг, или Красный колодец;
- Том III , 1834 г. Денис О'Шонесси едет в Мейнут; Ухаживание Фелима О'Тулза
- Сказки Ирландии , 1834 г. Смерть преданного; Похороны священника; Нил Мэлоун; Братья; Незаконный дистиллятор; Мечта разбитого сердца; Лаклин Мюррей и испорченная свеча
- Опубликовано в США как «Нил Мэлоун и другие сказки Ирландии» (1839).
- Фардорога Скупой, или Каторжники Лиснамоны , 1839 г.
- Олененок из Спрингвейла, «Кларонет и другие сказки» , 1841 г.
- Том I , Дублин, У. Карри, джун и компания [и т. д. и т. д.], 1841 г. Джейн Синклер, или Олененок из Спринг-Вейл; Лха Дху, или Темный день
- Том II , Дублин, У. Карри, июнь и компания [и т. д. и т. д.], 1841 г. The Clarionet; Мертвый боксер
- Карлтон, Уильям (1843), том III «Несчастья Барни Бранагана»; Воскрешение Барни Брэдли
- Валентин МакКлатчи, ирландский агент, или Хроники замка Камбер , Дублин, Дж. Даффи, 1845 г.
- Денис О'Шонесси отправляется в Мейнут , 1845 год.
- Сказки и зарисовки, иллюстрирующие характер, обычаи, традиции, спорт и развлечения ирландского крестьянства , 1845 Микки М'Рони, ирландский скрипач; Бакрамбак, мастер деревенских танцев; Мэри Мюррей, ирландская сваха; Боб Пентленд, или Перехитрившийся манометр; Судьба Фрэнка МакКенны; Соперник Кемперс; Фрэнк Мартин и ярмарки; Легенда о Нокмани; Роуз Стон, ирландская акушерка; Талбот и Гейнор, ирландские волынщики; Фрэнк Финниган, приемный брат; Том Гресси, ирландский сеначи; Замок Огентен..; Барни М'Хейни; Женитьба Молл Роу; Гусь Барни Брэди; Конди Каллен; Запись сердца; Три желания; Ирландские грабли; Истории о ясновидении и явлениях
- Арт Магуайр, или Нарушенный залог , 1847 [1845]
- Роди-Ровер или Человек с лентой , 1845 год.
- Парра Састха, или История Пэдди Го Изи и его жены Нэнси , 1845 г.
- Черный пророк, рассказ об ирландском голоде , 1899 г. [1847 г.]
- Эмигранты: Повесть об ирландской жизни , 1857 [1848]
- Проктор десятины. Роман. Это рассказ о восстании десятины в Ирландии , 1849 год.
- Расточительство замка Расточительство , 1852 г.
- Красный зал, или Дочь баронета , 1852 г. , позже переизданный как «Черный баронет»; или «Хроники BallyTrain», 3 тома
- Валентин МакКлатчи, ирландский агент, или Хроники замка Камбер , 1854 г.
- Вилли Рейли и его дорогая Колин Баун , 1856 [1855]
- Элли Шеридан и другие истории , 1857 г.
- Дурной глаз, или Черный призрак , 1896 [1860]
- Двойное пророчество, или Испытания сердца , 1862 , 2 тома
- Редмонд Граф О'Хэнлон, ирландский раппари , Нью-Йорк, П. Дж. Кенеди, 1896 г. [1862 г.]
- Серебряный акр и другие сказки , 1862 г.
- Биография
- О'Донохью, Дэвид Джеймс, изд. (1896), Жизнь Уильяма Карлтона , том. я
- О'Донохью, Дэвид Джеймс, изд. (1896), Жизнь Уильяма Карлтона , том. II
- Посмертные сборники
- Работы Уильяма Карлтона
- Том I , 1881 год ; Вилли Рейли; Фардорога Скупой; Черный баронет; Дурной глаз;
- Том II , Нью-Йорк, Кольер, 1881 г .; Джейн Синклер; Мертвый боксер; Эль Дункан; Дочь проктора; Валентин МакКлатчи, ирландский агент; Проктор десятины; Эмигранты из Ахадарры
- Том III , Нью-Йорк, Кольер, 1881 г .; Черты характера и истории..; Черный Пророк; Домик Дикого Гуся ; Таббер Дерг; Нил Мэлоун; Арт Магуайр
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Чисхолм, 1911 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сазерленд, Джон (1989). «Карлтон, Уильям (1794–1869)». Стэнфордский спутник викторианской художественной литературы . Издательство Стэнфордского университета. стр. 106–107 . ISBN 0-8047-1842-3 .
- ^ Jump up to: а б с «Черты и истории ирландского крестьянства Уильяма Карлтона», обзор: Dublin Historical Record , Vol. 44, № 2 (осень 1991 г.), стр. 53–55, Общество Старого Дублина.
- ^ Диллон (2000), стр. 567–86.
- ^ Jump up to: а б Дули (2007), с. 30
- ^ Фрэнк О'Коннор (1967), Краткая история ирландской литературы: взгляд назад , GP Putnam & Sons. Нью-Йорк . Страница 140.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Карлтон, Уильям ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Дули, Теренс (2006). Лодж «Уайлдгус» . Пресса Четырех Судов. ISBN 978-1-84682-112-7 .
- Диллон, Чарльз, изд. (2000). Тайрон: История и общество . Дублин: Географические публикации.
- Хейли, Барбара (1985). Библиография произведений Уильяма Карлтона . Колин Смайт. ISBN 0-86140-188-3 .
- Келли, Джон. «Карлтон, Уильям (1794–1869)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/4679 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Смит, Джордж Барнетт (1887). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 9. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Уильяма Карлтона в Project Gutenberg
- Работы Уильяма Карлтона или о нем в Интернет-архиве
- Работы Уильяма Карлтона в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Общество Уильяма Карлтона и летняя школа, графство Тайрон
- 1794 рождения
- 1869 смертей
- Похороны на кладбище и крематории Маунт-Джером.
- Переходит в англиканство из римского католицизма
- Ирландские англиканцы
- Ирландские авторы рассказов мужского пола
- Ирландские писатели рассказов XIX века
- Ирландские фольклористы
- Писатели из графства Тайрон
- Ирландские романисты-мужчины
- Ирландские романисты XIX века
- Ирландские писатели-мужчины XIX века
- Викторианские романисты
- Люди из Клогера