Фелисите де ла Менне

![]() |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
![]() ![]() ![]() |
Фелисите Робер де ла Менне (или Ламенне ; 19 июня 1782 — 27 февраля 1854) — французский католический священник, философ и политический теоретик. Он был одним из самых влиятельных интеллектуалов эпохи Реставрации Франции . Ламенне также считается предшественником либерального католицизма и социал-католицизма .
Его взгляды на вопросы религии и правительства резко изменились в течение его жизни. Первоначально он придерживался рационалистических взглядов, но отчасти под влиянием своего старшего брата Жана-Мари стал рассматривать религию как противоядие от анархии и тирании, вызванных революцией. Он высмеивал Наполеона, отчасти из-за « Органических статей» , в которых Франция, действуя в одностороннем порядке, внесла поправки в Конкордат 1801 года между Францией и папством. Ламенне критиковал галликанский взгляд на отношения между гражданской властью и церковью и какое-то время был стойким ультрамонтаном .
Ламенне был рукоположен в священники в 1817 году, в том же году он опубликовал «Эссе о безразличии в вопросах религии ». В 1830 году он основал L'Ami de l'ordre (предшественник L'Avenir ) вместе с Монталамбером и Лакордером . Его социальные идеи включали расширение избирательного права, отделение церкви от государства, всеобщую свободу совести, обучения, собраний и печати. Его радикализм отдалил его от ряда его друзей. В 1833 году он порвал с Церковью и в следующем году опубликовал Paroles d'un croyant , который папа Григорий XVI осудил за его философские теории.
Он был депутатом Учредительного собрания от Парижа; его проект конституции был отклонен как слишком радикальный. Он умер в Париже в 1854 году.
Семья
[ редактировать ]Фелисите Робер де ла Менне родилась в Сен-Мало. Он принадлежал к семье Робер де ла Менне , которая занималась международной морской торговлей.
Луи-Франсуа Робер де Ла Менне (1717–1804), его дед по отцовской линии, был основателем «Коммерческой и морской компании» в Сен-Мало. Он был торговцем, и вооружал лодки для нужд торговли, чтобы обеспечить всем снаряжением, провиантом, иногда даже несколькими пушками, выбрать серьезного капитана, умеющего набирать команду, чтобы поддерживать прилавки в иностранные порты. Это была работа, требовавшая определенной смелости и безрассудства. Затем, когда его сыновья стали достаточно взрослыми, чтобы взять на себя ответственность, он передал им управление компанией. [ нужна ссылка ]
Пьер Лорен (1719–1799), его дед по материнской линии, был юристом Парижского парламента и заместителем юрисдикции Сен-Мало, то есть представителем королевской власти в округе Сен-Мало, который в то время соответствовало примерно тридцати приходам. Он работал по приказу интенданта Бретани. Человек сердца, он обладал большим социальным чутьем и боролся с огромными страданиями и бедностью, особенно в сельской местности. Он выступал, например, за создание в каждом приходе благотворительного отделения. Он приобрел Ла Шене в 1781 году, построил там буржуазный дом, именно в этом месте Фелисите позже основала школу богословской мысли. [ нужна ссылка ]
Две сестры, Гратьен Лорен и Фелисите Лорен (дочери Пьера Лорена и Бертранны Росе), поженились в один и тот же день, 5 сентября 1775 года, в Сен-Мало, за двух сыновей Роберта (сына Луи-Франсуа Робера): Пьера. -Луи Робер де ла Менне и Дени Робер де Содрэ.
Фелисите была одной из пяти детей Пьера-Луи Робера, сьера де Ла Мене и Гатьен Лорен, которые умерли в 1787 году, когда ему было пять лет, так что «его воспитывал один из его дядей». [ нужна ссылка ]
Молодость
[ редактировать ]Ламенне родился в Сен-Мало в древней провинции Бретань герб 19 июня 1782 года в семье богатого купца, недавно получившего от короля. Он потерял мать в возрасте пяти лет, и в результате его и его брата Жана-Мари отправили на образование к дяде Роберту де Содрэ в Ла Шене, поместье недалеко от Сен-Мало. Не поддаваясь никаким дисциплинам, дядя запирал его в библиотеке, где он проводил долгие часы, читая , среди прочего, Руссо и Паскаля , и приобретал обширные и разнообразные знания. [1] Революция должна была оказать глубокое влияние на Ламменне. Его семья приютила несудящих священников . Отец Виэль иногда служил мессу в темноте в Ла Шене.
Первые публикации
[ редактировать ]
Имея болезненную и чувствительную натуру, потрясенный событиями Французской революции , Ламенне развил болезненное состояние ума. Сначала он придерживался рационалистических взглядов, но частично под влиянием своего брата Жана-Мари, а частично в результате своих философских и исторических исследований, он пришел к пониманию силы веры и религии. Свои убеждения он высказал в книге «Réflexions sur l'état de l'église en France подвеска le 18ieme siècle et sur sa actuelle» , анонимно опубликованной в Париже в 1808 году. Идея этой работы и материалы принадлежали Жану-Мари, но фактическое письмо было написано почти исключительно Фелисите. Он рекомендовал религиозное возрождение, активную клерикальную организацию и пробуждение ультрамонтанского духа. [2] Полиция Наполеона сочла книгу опасной идеологической и попыталась запретить ее. [1]
Большую часть следующего года Ламенне посвятил переводу на французский язык книги Луи де Блуа « Speculum Monachorum» , которую он опубликовал в 1809 году под названием «Le Guide Spirituel» . [2]
В 1811 году Ламенне принял постриг и стал профессором математики в церковном колледже в Сен-Мало, основанном его братом, рукоположенным в католический священник в 1804 году. [2] Когда в следующем году школа была закрыта императорской властью, Фелисите уехала в Ла Шене, а его брат стал генеральным викарием епархии Сен-Брие. [1]
В 1814 году он вместе со своим братом опубликовал книгу «О традиции де l'Église sur l'institution des evêques» (1814), в которой решительно осудил галликанство и вмешательство политической власти в церковные дела. Оно было спровоцировано выдвижением Наполеоном Жана Сиффрена Мори архиепископом Парижским в соответствии с положениями Конкордата 1801 года .
Изгнание, возвращение и рукоположение
[ редактировать ]Ламенне приветствовал реставрацию Бурбонов в 1814 году, свидетелем которой он стал в Париже , потому что он видел в Людовике XVIII силу религиозного возрождения. Во время «Сотни дней» он сбежал в Лондон , где работал в Кенсингтоне в приюте для детей бедных иммигрантов. [3] После окончательного свержения Наполеона в 1815 году он вернулся в Париж. Ламенне искал в религии средство от анархии и тирании, вызванных революцией. Он занялся изучением богословия и 21 декабря был рукоположен в иподиакона. В это время он подумывал о присоединении к иезуитам , однако перспектива года послушничества побудила его принять решение стать светским священником. Именно в Сен-Брие в феврале 1816 года Ламенне принял диаконат. Он был рукоположен в епископа Ренна 9 марта 1817 года. [3]
Эссе о безразличии в вопросах религии
[ редактировать ]Первый том его великого труда « Эссе о безразличии в вопросах религии» , или «Очерк безразличия в вопросах религии» , [4] появился в 1817 году и утвердил свою репутацию во всей Европе. Он стал, по словам Лакордера , «скромным священником, обладающим всей властью, которой когда-то пользовался Боссюэ ». Опыт Наполеона убедил его в том, что государство не имеет права вмешиваться в религию. Ламенне осуждал религиозное безразличие со стороны государства и терпимость, выступая за восстановление дореволюционной власти католической церкви. Он утверждал, что частное суждение, введенное Мартином Лютером в религию, Декартом и Лейбницем в философию и науку, а также Руссо и энциклопедистами в политику, привело к практическому атеизму и духовной смерти. Он утверждал, что церковная власть, основанная на абсолютном откровении, переданном еврейскому народу, но поддерживаемая универсальной традицией всех народов, была единственной надеждой на возрождение европейских общин. [5]
За этим последовали еще три тома (Париж, 1818–1824 гг.), которые встретили неоднозначный прием со стороны галликанских епископов и монархистов, но с энтузиазмом поддержали молодое духовенство. Три римских богослова изучили его работу, и папа Лев XII дал ей официальное одобрение. Ламенне посетил Рим по просьбе папы. Ему предложили, но он отказался от членства в Коллегии кардиналов . [5]
Ламенне публиковал также произведения благочестия, например, широко читаемую французскую версию «Подражания Христу» с примечаниями и размышлениями (1824), «Руководство премьер-министра» , «Путешествие Кретьена » и «Рекуейль де пиете» (1828). Неудача издательства, занимавшегося распространением этой благочестивой литературы, привела к его собственному финансовому краху.
Политическая пропаганда
[ редактировать ]По возвращении во Францию он принял видное участие в политической работе. Вместе с Шатобрианом и графом де Виллелем он регулярно писал статьи в журнал «Le Conservateur Litéraire» . Однако, когда Виллель стал главным сторонником абсолютной монархии, Ламенне отказался от своей поддержки и основал два конкурирующих органа: Le Drapeau blanc и Le Mémorial Catholique . Он является автором брошюры, критикующей Закон 1825 года о борьбе со святотатством, введенный администрацией Виллеля. Различные другие второстепенные работы, в том числе «О религии, рассматриваемой в своих отношениях с гражданским и политическим порядком» (1825–1826), сохранили его имя перед публикой. [5]
Пропаганда ультрамонтанской и теократической демократии
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |

Он удалился в Ла Шене и собрал группу учеников, в том числе Монталамбера , Лакордера и Мориса де Герена . Он поддерживал ультрамонтанизм и стремился создать организованную группу мнений для кампании против галликанизма , контроля и влияния государства в церковных вопросах. Les Progrès de la Revolution et de la guerre contre l'église , или «О ходе революции и войны против церкви » (1828 г.) ознаменовал его полный отказ от роялистских принципов, и с этого времени он выступал от имени теократической демократия. [5]
JPT Бери предполагает, что Ламенне и его соратники нашли вдохновение в бельгийском либерально-католическом движении с центром в Малине и во главе с архиепископа де Меана генеральным викарием Энгельбертом Стерксом . [6] В основном католическая Бельгия отделилась от Нидерландов в 1830 году и установила конституционную монархию. Стеркс, ставший архиепископом в 1832 году, нашел способ не просто терпеть новую либеральную конституцию, но и расширять Церковь в рамках новых гарантированных свобод.
Ламенне основал L'Ami de l'ordre (предшественник L'Avenir ), первый номер которого вышел 16 октября 1830 года под девизом «Бог и свобода». Его социальные теории стали более радикальными. Газета была агрессивно-демократической, требуя прав местной администрации, расширенного избирательного права, отделения церкви от государства , всеобщей свободы совести , обучения, собраний и печати . Стили поклонения должны были подвергаться критике, улучшению или отмене в абсолютном подчинении духовной, а не светской власти. Его взглядам противостояли епископы и поддержало молодое духовенство, но он потерял даже их поддержку, когда заявил, что священникам не должно платить государство. [7] С помощью Монталамбера он основал Agence générale pour la défense de la liberté religieuse , которое стало широкомасштабной организацией с агентами по всей Франции, которые отслеживали нарушения религиозной свободы. В результате карьера журнала была бурной, а его распространению противостояли консервативные епископы. [5]
Несмотря на давление со стороны французского правительства и французской иерархии, Папа Григорий XVI предпочел бы не поднимать этот вопрос официально. [8] Однако Ламенне, Монталамбер и Лакордер приостановили свою работу и в ноябре 1831 года отправились в Рим, чтобы получить одобрение Папы. Архиепископ Парижский Келен предупредил Ламмене, что он ведет себя нереалистично и что его считают демагогом, выступающим за революцию. Поскольку Келен был галликанцем, Ламменаис проигнорировал его. [7] После долгого сопротивления они получили аудиторию, но только при условии, что их политический проект не будет упоминаться. Меттерних , чьи австрийские войска обеспечивали стабильность Папской области, настаивал на осуждении. [7] Несколько дней спустя они получили письмо от кардинала Пакки , в котором он советовал им покинуть Рим и предлагал, чтобы Святой Престол, признавая справедливость их намерений, хотел бы, чтобы этот вопрос пока оставался открытым. [5]
Лакордер и Монталамбер немедленно уехали, но Ламенне оставался до тех пор, пока письмо Григория польским епископам, в котором осуждалась польская революция против царя , не разбило его последние надежды. [5] Григорий думал, что польские революционеры стремились подорвать усилия русского царя Николая I по поддержке дела католических роялистов во Франции, вынудив его отвлечь свои войска для подавления восстания в Польше. Во время пребывания в Мюнхене Ламенне получил энциклику Mirari vos 1832 года , в которой осуждался религиозный плюрализм в целом, а некоторые идеи Ламенне выдвигались в L'Avenir без упоминания его имени. После этого Ламенне и два его заместителя заявили, что из уважения к Папе они не будут возобновлять публикацию L'Avenir , а также распустили Agence générale.
Отделение от Церкви, тюремное заключение и дальнейшие публикации
[ редактировать ]Ламенне удалился в Ла Шене, поместье недалеко от Сен-Мало , Бретань. О своем негодовании и политических убеждениях он сообщил только посредством переписки. Ватикан, в свою очередь, потребовал от него откровенного и полного соблюдения энциклики Mirari vos . Ламенне отказался подчиниться без оговорок и в декабре 1833 года отказался от своих церковных функций и отказался от всякого внешнего исповедания христианства.
В мае 1834 года Ламенне написал Paroles d'un croyant , или «Слова верующего» (1834), сборник афоризмов, в которых осуждался установленный общественный порядок – то, что он называл заговором королей и священников против народа – и объявлялся о своем разрыве с Церковь. В энциклике Singulari nos от 25 июня 1834 года Папа Григорий XVI осудил книгу как «маленькую по размеру, [но] огромную по своей злобе». [9] и осудил философскую систему Ламенне. [10]
«Паролес» был вдохновлен Адама Мицкевича «Книгами народа» и «Польское польского паломничество» . [11] Пароль вдохновивший ознаменовал поворот Ламенне к христианскому социализму, целое поколение социалистов. Его радикальные идеи отражали пересечение католических и социалистических дискурсов, восходящее к 1820-м годам. [12]
Где-то после 5 апреля 1836 г. он был заключен в тюрьму в Сте. Пелагея, тюрьма для должников. [13]
Друзья все чаще оставляли Ламенне, и в 1837 году он опубликовал «Дела Рима, зло церкви и общества» , в которых изложил свой взгляд на свои отношения с Григорием XVI.
После этого Ламенне написал несколько статей в журналах Revue des Deux Mondes , Revue du Progrès и Le Monde , а также опубликовал брошюры Le Livre du peuple (1837), De l'école Contemporarye (1839), Politique a l'usage du peuple. (1839), «Политика в интересах народа» (1839), «Критические дискуссии» (1841), « О прошлом и будущем народа» (1841), «Амшаспанды и дарванды» (1843), в которых он поддерживал народный суверенитет и нападал на современное общество. и органы государственной власти. После публикации Le Pays et le Government (1840) он был подвергнут цензуре и в 1841 году заключен в тюрьму на один год.
С 1841 по 1846 год Ламенне опубликовал четыре тома «Esquisse d'une philosophie» , трактата по метафизике, в котором подробно описывался его отход от христианства. Третий том, представляющий искусство как развитие стремлений и потребностей культа, составил его ядро. Ламенне также опубликовал Les Evangiles , французский перевод Евангелий с добавленными примечаниями и размышлениями.
В 1846 году Ламенне опубликовал «Une voix de Prise» , написанный во время его заключения.
Участие во Второй республике
[ редактировать ]Ламенне сочувствовал революции 1848 года и был избран депутатом Учредительного собрания от Парижа. Он разработал план конституции, который был отвергнут как слишком радикальный. После этого он ограничился молчаливым участием в заседаниях. Он также основал газеты Le Peuple constituant и La Révolution démocratique et Sociale , поддерживая радикальную революцию. Обе газеты быстро прекратили публикацию. Он также был назначен президентом Общества республиканской солидарности . Он оставался депутатом законодательных собраний до Наполеона III в переворота 1851 году , который снова его угнетал и изолировал. [5]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]После 1851 года он занялся «Божественной комедией» , переводом « Божественной комедии» Данте , и отказался от нескольких попыток примирить его с Церковью. Он умер в Париже в 1854 году и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в братской могиле. [13] без похоронных обрядов, оплакиваемый политическими и литературными поклонниками.
Работает
[ редактировать ]Есть два полных произведения в десяти томах, первое из которых опубликовано в 1836–1837 годах как Œuvres complètes de La Mennais , второе — в 1844 году как Œuvres complètes de Lamennais . Оба неполные.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дегер, Антуан. «Поздравляю, Робер де Ламенне». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 21 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б «Фелисите Робер де Ламенне», InfoBretagne.com
- ^ Эссе о безразличии в вопросах религии (1895) Джон Маккуин, Лондон
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 125.
- ^ Бери, JPT, «Религия и отношения церквей и государств», The New Cambridge Modern History , Vol. 10, Архив Кубка, 1960 г. ISBN 978-0521045483
- ^ Jump up to: а б с Чедвик, Оуэн. «Григорий XVI», История Пап, 1830–1914 , Oxford University Press, 2003 г. ISBN 978-0199262861
- ^ Бернард, Кук. «Ламенне, Хьюг-Фелисите Робер де (1782–1854)», Энциклопедия революций 1848 года (Джеймс Честейн, редактор), Университет Огайо, 2005 г.
- ^ Единственное число нас, 2
- ^ Папа Григорий XVI. Особые номера , §6, 1834 г.
- ^ Чеслав Милош (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 227. ISBN 978-0-520-04477-7 . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Штрубе, Джулиан (2016). Социализм, католицизм и оккультизм во Франции девятнадцатого века . Де Грюйтер, Берлин/Бостон ISBN 978-3-11-047810-5 .
- ^ Jump up to: а б Ламенне (1895) «Очерк безразличия в вопросах религии» , перевод барона Генри Эдварда Джона Стэнли, предисловие переводчика, страница ix (Лондон: Джон Маккуин)
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ламенне, Хьюг Фелисите Робер де ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 124–126. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Морралл, Дж. Б. «Ламенне: либеральный католик» History Today (декабрь 1958 г.), 8 № 12, стр. 821–828.
- Гуриан, Вальдемар. «Ламенне». Обзор политики 9, вып. 2 (1947): 205–29. http://www.jstor.org/stable/1404222 .
- Каролина Арментерос, Французская идея истории: Жозеф де Местр и его наследники, 1794–1854 (Итака и Лондон: Cornell University Press, 2011).
- Томас Бокенкоттер, Церковь и революция: католики и борьба за демократию и социальную справедливость (Нью-Йорк: Doubleday, 1998).
- Жан-Рене Дерре, Ламенне, его друзья и движение идей в эпоху романтизма 1824–1834 гг. (Париж: Клинксик, 1962).
- Джулиан Штрубе, Социализм, католицизм и оккультизм во Франции XIX века (Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2016).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Франция» (некролог), The New York Times , 2 марта 1854 г.
- Работы Фелисите де Ла Менне в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1782 рождения
- 1854 смерти
- Духовенство из Сен-Мало
- Бретонские римско-католические священники
- Политики из Сен-Мало
- Политики Горы (1849 г.)
- Члены Учредительного собрания 1848 г.
- Члены Национального законодательного собрания Французской Второй республики
- Французские римско-католические священники XIX века
- Французские философы XVIII века
- Французские философы XIX века
- Католические философы
- Французские контрреволюционеры
- Люди Реставрации Бурбонов
- Писатели из Бретани
- Афористы
- Переводчики Данте Алигьери
- Французские поэты-мужчины
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Либеральный католицизм