Jump to content

Фелисите де ла Менне

(Перенаправлено с Ламенне )
Фелисите де ла Менне (1827 г.); портрет Л.Д. Ланкома

Фелисите Робер де ла Менне (или Ламенне ; 19 июня 1782 — 27 февраля 1854) — французский католический священник, философ и политический теоретик. Он был одним из самых влиятельных интеллектуалов эпохи Реставрации Франции . Ламенне также считается предшественником либерального католицизма и социал-католицизма .

Его взгляды на вопросы религии и правительства резко изменились в течение его жизни. Первоначально он придерживался рационалистических взглядов, но отчасти под влиянием своего старшего брата Жана-Мари стал рассматривать религию как противоядие от анархии и тирании, вызванных революцией. Он высмеивал Наполеона, отчасти из-за « Органических статей» , в которых Франция, действуя в одностороннем порядке, внесла поправки в Конкордат 1801 года между Францией и папством. Ламенне критиковал галликанский взгляд на отношения между гражданской властью и церковью и какое-то время был стойким ультрамонтаном .

Ламенне был рукоположен в священники в 1817 году, в том же году он опубликовал «Эссе о безразличии в вопросах религии ». В 1830 году он основал L'Ami de l'ordre (предшественник L'Avenir ) вместе с Монталамбером и Лакордером . Его социальные идеи включали расширение избирательного права, отделение церкви от государства, всеобщую свободу совести, обучения, собраний и печати. Его радикализм отдалил его от ряда его друзей. В 1833 году он порвал с Церковью и в следующем году опубликовал Paroles d'un croyant , который папа Григорий XVI осудил за его философские теории.

Он был депутатом Учредительного собрания от Парижа; его проект конституции был отклонен как слишком радикальный. Он умер в Париже в 1854 году.

Фелисите Робер де ла Менне родилась в Сен-Мало. Он принадлежал к семье Робер де ла Менне [ фр ] , которая занималась международной морской торговлей.

Луи-Франсуа Робер де Ла Менне (1717–1804), его дед по отцовской линии, был основателем «Коммерческой и морской компании» в Сен-Мало. Он был торговцем, и вооружал лодки для нужд торговли, чтобы обеспечить всем снаряжением, провиантом, иногда даже несколькими пушками, выбрать серьезного капитана, умеющего набирать команду, чтобы поддерживать прилавки в иностранные порты. Это была работа, требовавшая определенной смелости и безрассудства. Затем, когда его сыновья стали достаточно взрослыми, чтобы взять на себя ответственность, он передал им управление компанией. [ нужна ссылка ]

Пьер Лорен (1719–1799), его дед по материнской линии, был юристом Парижского парламента и заместителем юрисдикции Сен-Мало, то есть представителем королевской власти в округе Сен-Мало, который в то время соответствовало примерно тридцати приходам. Он работал по приказу интенданта Бретани. Человек сердца, он обладал большим социальным чутьем и боролся с огромными страданиями и бедностью, особенно в сельской местности. Он выступал, например, за создание в каждом приходе благотворительного отделения. Он приобрел Ла Шене в 1781 году, построил там буржуазный дом, именно в этом месте Фелисите позже основала школу богословской мысли. [ нужна ссылка ]

Две сестры, Гратьен Лорен и Фелисите Лорен (дочери Пьера Лорена и Бертранны Росе), поженились в один и тот же день, 5 сентября 1775 года, в Сен-Мало, за двух сыновей Роберта (сына Луи-Франсуа Робера): Пьера. -Луи Робер де ла Менне и Дени Робер де Содрэ.

Фелисите была одной из пяти детей Пьера-Луи Робера, сьера де Ла Мене и Гатьен Лорен, которые умерли в 1787 году, когда ему было пять лет, так что «его воспитывал один из его дядей». [ нужна ссылка ]

Молодость

[ редактировать ]

Ламенне родился в Сен-Мало в древней провинции Бретань герб 19 июня 1782 года в семье богатого купца, недавно получившего от короля. Он потерял мать в возрасте пяти лет, и в результате его и его брата Жана-Мари отправили на образование к дяде Роберту де Содрэ в Ла Шене, поместье недалеко от Сен-Мало. Не поддаваясь никаким дисциплинам, дядя запирал его в библиотеке, где он проводил долгие часы, читая , среди прочего, Руссо и Паскаля , и приобретал обширные и разнообразные знания. [1] Революция должна была оказать глубокое влияние на Ламменне. Его семья приютила несудящих священников . Отец Виэль иногда служил мессу в темноте в Ла Шене.

Первые публикации

[ редактировать ]
Бюст Фелисите Робер де Ламенне работы Давида д'Анжера (1839 г.)

Имея болезненную и чувствительную натуру, потрясенный событиями Французской революции , Ламенне развил болезненное состояние ума. Сначала он придерживался рационалистических взглядов, но частично под влиянием своего брата Жана-Мари, а частично в результате своих философских и исторических исследований, он пришел к пониманию силы веры и религии. Свои убеждения он высказал в книге «Réflexions sur l'état de l'église en France подвеска le 18ieme siècle et sur sa actuelle» , анонимно опубликованной в Париже в 1808 году. Идея этой работы и материалы принадлежали Жану-Мари, но фактическое письмо было написано почти исключительно Фелисите. Он рекомендовал религиозное возрождение, активную клерикальную организацию и пробуждение ультрамонтанского духа. [2] Полиция Наполеона сочла книгу опасной идеологической и попыталась запретить ее. [1]

Большую часть следующего года Ламенне посвятил переводу на французский язык книги Луи де Блуа « Speculum Monachorum» , которую он опубликовал в 1809 году под названием «Le Guide Spirituel» . [2]

В 1811 году Ламенне принял постриг и стал профессором математики в церковном колледже в Сен-Мало, основанном его братом, рукоположенным в католический священник в 1804 году. [2] Когда в следующем году школа была закрыта императорской властью, Фелисите уехала в Ла Шене, а его брат стал генеральным викарием епархии Сен-Брие. [1]

В 1814 году он вместе со своим братом опубликовал книгу «О традиции де l'Église sur l'institution des evêques» (1814), в которой решительно осудил галликанство и вмешательство политической власти в церковные дела. Оно было спровоцировано выдвижением Наполеоном Жана Сиффрена Мори архиепископом Парижским в соответствии с положениями Конкордата 1801 года .

Изгнание, возвращение и рукоположение

[ редактировать ]

Ламенне приветствовал реставрацию Бурбонов в 1814 году, свидетелем которой он стал в Париже , потому что он видел в Людовике XVIII силу религиозного возрождения. Во время «Сотни дней» он сбежал в Лондон , где работал в Кенсингтоне в приюте для детей бедных иммигрантов. [3] После окончательного свержения Наполеона в 1815 году он вернулся в Париж. Ламенне искал в религии средство от анархии и тирании, вызванных революцией. Он занялся изучением богословия и 21 декабря был рукоположен в иподиакона. В это время он подумывал о присоединении к иезуитам , однако перспектива года послушничества побудила его принять решение стать светским священником. Именно в Сен-Брие в феврале 1816 года Ламенне принял диаконат. Он был рукоположен в епископа Ренна 9 марта 1817 года. [3]

Эссе о безразличии в вопросах религии

[ редактировать ]

Первый том его великого труда « Эссе о безразличии в вопросах религии» , или «Очерк безразличия в вопросах религии» , [4] появился в 1817 году и утвердил свою репутацию во всей Европе. Он стал, по словам Лакордера , «скромным священником, обладающим всей властью, которой когда-то пользовался Боссюэ ». Опыт Наполеона убедил его в том, что государство не имеет права вмешиваться в религию. Ламенне осуждал религиозное безразличие со стороны государства и терпимость, выступая за восстановление дореволюционной власти католической церкви. Он утверждал, что частное суждение, введенное Мартином Лютером в религию, Декартом и Лейбницем в философию и науку, а также Руссо и энциклопедистами в политику, привело к практическому атеизму и духовной смерти. Он утверждал, что церковная власть, основанная на абсолютном откровении, переданном еврейскому народу, но поддерживаемая универсальной традицией всех народов, была единственной надеждой на возрождение европейских общин. [5]

За этим последовали еще три тома (Париж, 1818–1824 гг.), которые встретили неоднозначный прием со стороны галликанских епископов и монархистов, но с энтузиазмом поддержали молодое духовенство. Три римских богослова изучили его работу, и папа Лев XII дал ей официальное одобрение. Ламенне посетил Рим по просьбе папы. Ему предложили, но он отказался от членства в Коллегии кардиналов . [5]

Ламенне публиковал также произведения благочестия, например, широко читаемую французскую версию «Подражания Христу» с примечаниями и размышлениями (1824), «Руководство премьер-министра» , «Путешествие Кретьена » и «Рекуейль де пиете» (1828). Неудача издательства, занимавшегося распространением этой благочестивой литературы, привела к его собственному финансовому краху.

Политическая пропаганда

[ редактировать ]

По возвращении во Францию ​​он принял видное участие в политической работе. Вместе с Шатобрианом и графом де Виллелем он регулярно писал статьи в журнал «Le Conservateur Litéraire» . Однако, когда Виллель стал главным сторонником абсолютной монархии, Ламенне отказался от своей поддержки и основал два конкурирующих органа: Le Drapeau blanc и Le Mémorial Catholique . Он является автором брошюры, критикующей Закон 1825 года о борьбе со святотатством, введенный администрацией Виллеля. Различные другие второстепенные работы, в том числе «О религии, рассматриваемой в своих отношениях с гражданским и политическим порядком» (1825–1826), сохранили его имя перед публикой. [5]

Пропаганда ультрамонтанской и теократической демократии

[ редактировать ]
Медальон с изображением де Ламенне, датируемый 1831 годом.

Он удалился в Ла Шене и собрал группу учеников, в том числе Монталамбера , Лакордера и Мориса де Герена . Он поддерживал ультрамонтанизм и стремился создать организованную группу мнений для кампании против галликанизма , контроля и влияния государства в церковных вопросах. Les Progrès de la Revolution et de la guerre contre l'église , или «О ходе революции и войны против церкви » (1828 г.) ознаменовал его полный отказ от роялистских принципов, и с этого времени он выступал от имени теократической демократия. [5]

JPT Бери предполагает, что Ламенне и его соратники нашли вдохновение в бельгийском либерально-католическом движении с центром в Малине и во главе с архиепископа де Меана генеральным викарием Энгельбертом Стерксом . [6] В основном католическая Бельгия отделилась от Нидерландов в 1830 году и установила конституционную монархию. Стеркс, ставший архиепископом в 1832 году, нашел способ не просто терпеть новую либеральную конституцию, но и расширять Церковь в рамках новых гарантированных свобод.

Ламенне основал L'Ami de l'ordre (предшественник L'Avenir ), первый номер которого вышел 16 октября 1830 года под девизом «Бог и свобода». Его социальные теории стали более радикальными. Газета была агрессивно-демократической, требуя прав местной администрации, расширенного избирательного права, отделения церкви от государства , всеобщей свободы совести , обучения, собраний и печати . Стили поклонения должны были подвергаться критике, улучшению или отмене в абсолютном подчинении духовной, а не светской власти. Его взглядам противостояли епископы и поддержало молодое духовенство, но он потерял даже их поддержку, когда заявил, что священникам не должно платить государство. [7] С помощью Монталамбера он основал Agence générale pour la défense de la liberté religieuse , которое стало широкомасштабной организацией с агентами по всей Франции, которые отслеживали нарушения религиозной свободы. В результате карьера журнала была бурной, а его распространению противостояли консервативные епископы. [5]

Несмотря на давление со стороны французского правительства и французской иерархии, Папа Григорий XVI предпочел бы не поднимать этот вопрос официально. [8] Однако Ламенне, Монталамбер и Лакордер приостановили свою работу и в ноябре 1831 года отправились в Рим, чтобы получить одобрение Папы. Архиепископ Парижский Келен предупредил Ламмене, что он ведет себя нереалистично и что его считают демагогом, выступающим за революцию. Поскольку Келен был галликанцем, Ламменаис проигнорировал его. [7] После долгого сопротивления они получили аудиторию, но только при условии, что их политический проект не будет упоминаться. Меттерних , чьи австрийские войска обеспечивали стабильность Папской области, настаивал на осуждении. [7] Несколько дней спустя они получили письмо от кардинала Пакки , в котором он советовал им покинуть Рим и предлагал, чтобы Святой Престол, признавая справедливость их намерений, хотел бы, чтобы этот вопрос пока оставался открытым. [5]

Лакордер и Монталамбер немедленно уехали, но Ламенне оставался до тех пор, пока письмо Григория польским епископам, в котором осуждалась польская революция против царя , не разбило его последние надежды. [5] Григорий думал, что польские революционеры стремились подорвать усилия русского царя Николая I по поддержке дела католических роялистов во Франции, вынудив его отвлечь свои войска для подавления восстания в Польше. Во время пребывания в Мюнхене Ламенне получил энциклику Mirari vos 1832 года , в которой осуждался религиозный плюрализм в целом, а некоторые идеи Ламенне выдвигались в L'Avenir без упоминания его имени. После этого Ламенне и два его заместителя заявили, что из уважения к Папе они не будут возобновлять публикацию L'Avenir , а также распустили Agence générale.

Отделение от Церкви, тюремное заключение и дальнейшие публикации

[ редактировать ]

Ламенне удалился в Ла Шене, поместье недалеко от Сен-Мало , Бретань. О своем негодовании и политических убеждениях он сообщил только посредством переписки. Ватикан, в свою очередь, потребовал от него откровенного и полного соблюдения энциклики Mirari vos . Ламенне отказался подчиниться без оговорок и в декабре 1833 года отказался от своих церковных функций и отказался от всякого внешнего исповедания христианства.

В мае 1834 года Ламенне написал Paroles d'un croyant , или «Слова верующего» (1834), сборник афоризмов, в которых осуждался установленный общественный порядок – то, что он называл заговором королей и священников против народа – и объявлялся о своем разрыве с Церковь. В энциклике Singulari nos от 25 июня 1834 года Папа Григорий XVI осудил книгу как «маленькую по размеру, [но] огромную по своей злобе». [9] и осудил философскую систему Ламенне. [10]

«Паролес» был вдохновлен Адама Мицкевича «Книгами народа» и «Польское польского паломничество» . [11] Пароль вдохновивший ознаменовал поворот Ламенне к христианскому социализму, целое поколение социалистов. Его радикальные идеи отражали пересечение католических и социалистических дискурсов, восходящее к 1820-м годам. [12]

Где-то после 5 апреля 1836 г. он был заключен в тюрьму в Сте. Пелагея, тюрьма для должников. [13]

Друзья все чаще оставляли Ламенне, и в 1837 году он опубликовал «Дела Рима, зло церкви и общества» , в которых изложил свой взгляд на свои отношения с Григорием XVI.

После этого Ламенне написал несколько статей в журналах Revue des Deux Mondes , Revue du Progrès и Le Monde , а также опубликовал брошюры Le Livre du peuple (1837), De l'école Contemporarye (1839), Politique a l'usage du peuple. (1839), «Политика в интересах народа» (1839), «Критические дискуссии» (1841), « О прошлом и будущем народа» (1841), «Амшаспанды и дарванды» (1843), в которых он поддерживал народный суверенитет и нападал на современное общество. и органы государственной власти. После публикации Le Pays et le Government (1840) он был подвергнут цензуре и в 1841 году заключен в тюрьму на один год.

С 1841 по 1846 год Ламенне опубликовал четыре тома «Esquisse d'une philosophie» , трактата по метафизике, в котором подробно описывался его отход от христианства. Третий том, представляющий искусство как развитие стремлений и потребностей культа, составил его ядро. Ламенне также опубликовал Les Evangiles , французский перевод Евангелий с добавленными примечаниями и размышлениями.

В 1846 году Ламенне опубликовал «Une voix de Prise» , написанный во время его заключения.

Участие во Второй республике

[ редактировать ]

Ламенне сочувствовал революции 1848 года и был избран депутатом Учредительного собрания от Парижа. Он разработал план конституции, который был отвергнут как слишком радикальный. После этого он ограничился молчаливым участием в заседаниях. Он также основал газеты Le Peuple constituant и La Révolution démocratique et Sociale , поддерживая радикальную революцию. Обе газеты быстро прекратили публикацию. Он также был назначен президентом Общества республиканской солидарности . Он оставался депутатом законодательных собраний до Наполеона III в переворота 1851 году , который снова его угнетал и изолировал. [5]

Спустя годы и смерть

[ редактировать ]

После 1851 года он занялся «Божественной комедией» , переводом « Божественной комедии» Данте , и отказался от нескольких попыток примирить его с Церковью. Он умер в Париже в 1854 году и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в братской могиле. [13] без похоронных обрядов, оплакиваемый политическими и литературными поклонниками.

Работает

[ редактировать ]

Есть два полных произведения в десяти томах, первое из которых опубликовано в 1836–1837 годах как Œuvres complètes de La Mennais , второе — в 1844 году как Œuvres complètes de Lamennais . Оба неполные.

  1. ^ Jump up to: а б с Дегер, Антуан. «Поздравляю, Робер де Ламенне». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 21 ноября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 , с. 124.
  3. ^ Jump up to: а б «Фелисите Робер де Ламенне», InfoBretagne.com
  4. ^ Эссе о безразличии в вопросах религии (1895) Джон Маккуин, Лондон
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 125.
  6. ^ Бери, JPT, «Религия и отношения церквей и государств», The New Cambridge Modern History , Vol. 10, Архив Кубка, 1960 г. ISBN   978-0521045483
  7. ^ Jump up to: а б с Чедвик, Оуэн. «Григорий XVI», История Пап, 1830–1914 , Oxford University Press, 2003 г. ISBN   978-0199262861
  8. ^ Бернард, Кук. «Ламенне, Хьюг-Фелисите Робер де (1782–1854)», Энциклопедия революций 1848 года (Джеймс Честейн, редактор), Университет Огайо, 2005 г.
  9. ^ Единственное число нас, 2
  10. ^ Папа Григорий XVI. Особые номера , §6, 1834 г.
  11. ^ Чеслав Милош (1983). История польской литературы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 227. ISBN  978-0-520-04477-7 . Проверено 16 марта 2013 г.
  12. ^ Штрубе, Джулиан (2016). Социализм, католицизм и оккультизм во Франции девятнадцатого века . Де Грюйтер, Берлин/Бостон ISBN   978-3-11-047810-5 .
  13. ^ Jump up to: а б Ламенне (1895) «Очерк безразличия в вопросах религии» , перевод барона Генри Эдварда Джона Стэнли, предисловие переводчика, страница ix (Лондон: Джон Маккуин)

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Морралл, Дж. Б. «Ламенне: либеральный католик» History Today (декабрь 1958 г.), 8 № 12, стр. 821–828.
  • Гуриан, Вальдемар. «Ламенне». Обзор политики 9, вып. 2 (1947): 205–29. http://www.jstor.org/stable/1404222 .
  • Каролина Арментерос, Французская идея истории: Жозеф де Местр и его наследники, 1794–1854 (Итака и Лондон: Cornell University Press, 2011).
  • Томас Бокенкоттер, Церковь и революция: католики и борьба за демократию и социальную справедливость (Нью-Йорк: Doubleday, 1998).
  • Жан-Рене Дерре, Ламенне, его друзья и движение идей в эпоху романтизма 1824–1834 гг. (Париж: Клинксик, 1962).
  • Джулиан Штрубе, Социализм, католицизм и оккультизм во Франции XIX века (Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2016).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57a603aba6a7ade8960099eb9b0e2e84__1716995820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/84/57a603aba6a7ade8960099eb9b0e2e84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Félicité de La Mennais - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)