Закон о борьбе со святотатством
Закон о борьбе со святотатством (1825–1830 гг.) — французский закон против богохульства и святотатства , принятый в апреле 1825 года при короле Карле X. Положение закона о смертной казни так и не было применено, но человек по имени Франсуа Буркен был приговорен к пожизненным принудительным работам за кощунственную кражу со взломом евхаристических предметов; [ 1 ] позже закон был отменен в начале Июльской монархии при короле Луи-Филиппе .

Законопроект
[ редактировать ]В апреле 1824 года короля Людовика XVIII правительство во главе с ультрароялистом Жаном-Батистом, графом де Виллелем , внесло в парламент первый проект закона. Выборы в декабре 1823 года, проведенные в рамках ограниченного избирательного права , привели к получению тяжелого ультрароялистского большинства в Палате депутатов , которая поэтому была названа Chambre Retrouvée (в отношении ультрароялистской Chambre Introuvable, избранной после Реставрации ). Несмотря на это большинство, законопроект провалился, поскольку не был принят Палатой пэров .
После воцарения Карла X рост воровства священных сосудов ( чаш и киборий в сентябре того же года правительство Виллеля решило воспользоваться случаем и вновь внесло законопроект, указав в качестве причины ).
Правительство Виллеля изначально предусматривало смягчение приговоров. Что касается профанаций, то приговоры должны были меняться в зависимости от различных случаев. Если осквернение совершалось на сосудах, содержащих святыни, преступление должно было наказываться вечными принудительными работами . Если осквернение совершалось на сосудах, содержащих освященные гостии , наказанием была смерть. Если речь шла о самих хозяевах, то смертный приговор был таким же, как и отцеубийцам : отрезание правой руки с последующим обезглавливанием (приговор, действовавший во время Ancien Régime и отмененный во время Революции , но восстановленный в 1810 году). После дебатов это последнее наказание позже было заменено « почетной компенсацией », внесенной преступником перед смертью.
Аргумент правительства
[ редактировать ]Граф де Пейронне , министр, отвечающий за законопроект, назвал закон «необходимым искуплением после стольких лет безразличия и нечестия». За ним последовал граф де Бретей , который заявил: «Чтобы добиться уважения наших законов, давайте сначала сделаем так, чтобы уважали религию». Контрреволюционный категорически публицист Луи Виконт де Бональд защищал перед Ассамблеей смертную казнь.
Аргументы оппонентов
[ редактировать ]Некоторые члены либеральной оппозиции, сформированной доктринерами , в том числе барон де Барант , граф де Лангине, Пьер Поль Руайе-Коллар и Бенжамен Констан , утверждали, что закон создает взаимопроникновение между человеческой справедливостью и судом Божьим, и что государство Предполагается, что они не более чем защищают свободу религии. Ройе-Коллар утверждал: «Так же, как религия, которая не от мира сего, человеческое право не принадлежит миру невидимому; оба мира, которые соприкасаются друг с другом, никогда не следует смешивать: могила является их пределом». Он объявил закон «антиконституционным» и «нарушающим свободу мысли », навязывая одну конкретную религию над другими. Бенджамин Констан, протестант , утверждал, что сама его религия запрещает ему голосовать за закон, поскольку реальное присутствие Христа в воинстве могло рассматриваться как таковое только католиками. Либо человек, которого называют виновным, верит в догму и, следовательно, является «безумным», утверждал Констан, либо он не верит, и в этом случае нельзя сказать, что кощунство установлено, и поэтому он должен быть наказан только как «хеклер» ( разрушитель ).
Некоторые реакционные политики утверждали то же самое: граф де Ланжуэне утверждал, что слово о богоубийстве само по себе является богохульством и что закон не может «быть судьей преступлений против Бога». Таким образом, министр юстиции Пейронне, наконец, решил ограничить закон кощунствами, совершаемыми «добровольно и публично», чтобы не вмешиваться в внутреннее сознание и исповедь . Пейронне даже провел аналогию с «непристойными нападениями» ( attentats à la pudeur ): человек шокирует общественную мораль, только совершая подобные действия публично, а не приватно. То же самое, утверждает Пейронне, и в отношении кощунства. Аргументация Пейронне была воспринята прессой как авантюрная и необоснованная. Юг Фелисите Робер де Ламенне напал на правительство Виллеля в брошюре , спрашивая, как святотатство может быть преступлением, совершенным против религии, но не против Бога.
Голосование
[ редактировать ]После долгих и страстных дебатов проект был принят Палатой пэров 127 голосами против 96, затем депутатами 210 голосами против 95. Текст получил поддержку тринадцати пэров, которые также были прелатами , без которых смерть пенальти не был бы принят Палатой пар . В Законе о борьбе со святотатством указывалось, что для того, чтобы святотатство было признано, оно должно быть совершено «добровольно, публично и на почве ненависти или презрения к религии».
Влияние и оценка
[ редактировать ]Положение закона о смертной казни так и не было применено, но человек по имени Франсуа Буркен, ткач из Моссана , был приговорен к постоянным принудительным работам за кощунственную кражу со взломом евхаристических предметов из трех отдельных церквей; [ 1 ] закон был отменен после Июльской революции 1830 года , в первые месяцы короля Луи-Филиппа правления .
Историк Жан-Ноэль Жаннени , бывший президент Национальной библиотеки Франции (2002–2007), назвал закон «анахронизмом». [ 2 ] и подчеркнул позицию ультрароялистов в отношении идей Просвещения , ссылаясь на идею невмешательства государства в религиозные вопросы, представленную в статье «Святотатство» в « Дидро и Даламбера Энциклопедии » . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Реставрация Бурбона
- Дехристианизация Франции во время Французской революции.
- Франция в девятнадцатом веке
- Французское уголовное право
- Католицизм во Франции
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б L'Ami de la Religion et du roi: церковный, политический и литературный журнал (на французском языке). А. Ле Клер. 1829. с. 311 . Проверено 02 марта 2020 г.
- ^ Жан-Ноэль Жаннени , «Когда кощунство каралось смертью во Франции», в L'Histoire , июнь 2006 г., стр. 68-72.
- ^ Английский : « Поскольку святотатства шокируют религию, их наказание должно быть выведено исключительно из природы вещей; оно должно состоять в лишении преимуществ, которые дает религия: изгнание из храмов, лишение общества верующих на время или навсегда. (...) Но если магистрат выискивает скрытое святотатство, он проводит инквизицию по такому типу действий, где это не является необходимым, уничтожая французскую свободу; здесь
Библиография
[ редактировать ]- М. Дювержье де Оранн, История парламентского правления во Франции, 1814-1848 гг. , т. 1, с. VIII, 1867 г., гл. 34. (анализ дебатов историка- орлеаниста )
- Х. Хаскен, «Закон святотатства во Франции Реставрации (1825 г.)», в «Проблемах истории религий» , Editions de l'Université de Bruxelles, t. XIII, 2003, стр. 127–142.
- Жан-Ноэль Жаннени, «Когда святотатство во Франции каралось смертью», в L'Histoire , июнь 2006 г., стр. 68–72.
- Ж.-Х. Испанский, Закон святотатства , Дома-Монкрестьен, 1935.
- LF du Loiret (Le Four), Краткая история святотатства у разных народов и особенно во Франции , т. II, опубликовано самостоятельно, 1825 г.