Папа Пий XII и набег на римское гетто
Папы Пия XII Реакция на римскую razcia ( по-итальянски « облава ») или массовую депортацию евреев 16 октября 1943 года является важным вопросом, касающимся Папы Пия XII и Холокоста . При Муссолини в Италии не проводилась политика похищения евреев. После капитуляции Италии в 1943 году нацистские войска вторглись и оккупировали большую часть страны, а также начали депортацию евреев в лагеря смерти. Пий XII протестовал на дипломатическом уровне, в то время как несколько тысяч евреев нашли убежище в католических сетях, учреждениях и домах по всей Италии, в том числе в Ватикане Папы Пия и летней резиденции . Католическая церковь и некоторые историки приписывают это спасение во многом руководству Папы Пия XII. Однако историк Сьюзан Зуккотти подробно исследовала этот вопрос и заявляет, что существуют «весомые доказательства неодобрения папой сокрытия евреев и других беглецов на территории Ватикана». [ 1 ]
Различные историки придавали разное значение описаниям действий Пия. По словам историка Майкла Файера , «вопрос молчания Папы стал в центре интенсивных исторических дебатов и анализа», поскольку депортации произошли « под самыми его окнами », фраза, которая также использовалась в названии книги на эту тему. от Зуккотти. [ 2 ] Фраза основана на реальной цитате из отчета Эрнста фон Вайцзеккера , посла Германии в Ватикане, который сообщил в Берлин, что разция произошла «под окнами Папы». [ 3 ] [ 4 ] Это также перекликается со словами протеста, выраженного фон Вайцзеккеру государственным секретарем Папы утром в день облавы: «Печально для Святого Отца, невообразимо печально, что здесь, в Риме, под самыми глазами Общий Отец, что так много людей должны страдать только потому, что они принадлежат к определенной расе». [ 5 ]
Акцент Файера и Зуккотти на «папском молчании» можно противопоставить акценту «папских действий» еврейского историка Холокоста сэра Мартина Гилберта . По словам Гилберта, когда нацисты пришли в Рим в поисках евреев, Пий уже «несколько дней назад... лично приказал духовенству Ватикана открыть святилища Ватикана для всех «неарийцев», нуждающихся в убежище. ." Зукотти утверждает, что письменных свидетельств этой предполагаемой папской директивы нет и что заявления о ее существовании появились только после постановки в 1963 году пьесы, критикующей неспособность Пия протестовать против Холокоста. [ 6 ] Однако, как пишет защитник Пия Гэри Крупп, «было не только нормально, но и необходимо уничтожать любые компрометирующие документы, даже листки бумаги, чтобы они не попали в руки нацистов и не подвергли опасности перевозчика или судью. Фактически, как [писатель] Рональд] Рыхлак отмечает, что Зуккотти сама изложила это в более ранней книге...: «Любой прямой личный приказ должен был храниться в тайне, чтобы защитить тех, кто действительно был укрыт» («The Итальянцы и Холокост, 1987)». [ 7 ]
Подготовьтесь к сводкам новостей
[ редактировать ]Предвидение Ватикана
[ редактировать ]По словам Файера, нет никаких сомнений в том, что «Пий XII знал о плане убийства римских евреев». [ 8 ] Файер пишет, что заместители госсекретаря Пия XII Джованни Монтини и Доменико Тардини впервые узнали о запланированных депортациях в середине сентября 1943 года. [ 9 ] » Ватикан узнал о «телеграмме из Берлина, в которой содержалось указание СС в Риме схватить евреев города» В частности, за несколько недель до начала « Разции . [ 10 ]
Однако, по словам историка и раввина Дэвида Г. Далина слышал слухи и распространял их среди нацистских оккупантов. , «справедливое прочтение предполагает , что Пий Утром 16 октября 1943 года его первыми словами были: «Но немцы обещали не трогать евреев!» [ 11 ]
Превентивные усилия по защите евреев
[ редактировать ]В июле 1943 года, после серии катастрофических поражений, кульминацией которых стало вторжение союзников на Сицилию , Бенито Муссолини был свергнут. 3 сентября 1943 года новое правительство решило капитулировать перед Соединенными Штатами и Великобританией, а 13 октября 1943 года Королевство Италия официально присоединилось к союзным державам, объявив войну своему бывшему партнеру по Оси Германии. [ 12 ] В ответ Гитлер с начала сентября направил все большее количество немецких войск в Северную Италию и районы вокруг Рима. До этого времени фашисты, доминировавшие в итальянском правительстве, отказывались сотрудничать с усилиями своих немецких союзников по уничтожению евреев. Многим немецким военным и дипломатическим чиновникам было ясно, что нельзя ничего выиграть (и много потерять), допустив облаву и депортацию еврейского населения Италии. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] К октябрю «различные члены немецкого военного и дипломатического корпуса» пытались предотвратить запланированную депортацию римских евреев. [ 10 ] Эрнст фон Вайцзеккер взял на себя от епископа Алоиса Худаля задачу составить полный список собственности Папы в Риме и отправить сотни «защитных писем» этой собственности, гарантируя им экстерриториальный статус. [ 10 ] Однако Вайцзеккер делегировал задачу фактического предупреждения римского еврейства своему помощнику Альбрехту фон Касселю , который столкнулся с большими трудностями из-за преобладающего мнения, созданного евреями Данте Альманси и Уго Фоа , о том, что «нет причин для тревоги». [ 16 ] В любом случае, по словам Файера, «Папа Пий не предупредил их». [ 16 ] В конце концов, очень немногие евреи «воспользовались возможностью спрятаться» до 16 октября. [ 16 ] Согласно исследованию Зуккотти, предположительно не существует никаких доказательств того, что «население женских монастырей и монастырей резко возросло перед роковым днем», однако выводы Зуккотти противоречат выводам множества других источников. [ 16 ]

По словам Гилберта, в сентябре Папа помог евреям Рима, пожертвовав 50 кг золота, которые требовали нацисты. В то же время, писал Гилберт, отец-капуцин Бенуа спас большое количество евреев, предоставив им фальшивые документы, удостоверяющие личность, при содействии посольств Швейцарии, Венгрии, Румынии и Франции, а также ряда итальянских чиновников. За несколько дней до облавы 15–16 октября Пий XII лично приказал духовенству Ватикана открыть святилища Ватикана для всех «неарийцев», нуждающихся в убежище. [ 17 ]
По словам Зуккотти, Пий XII не только не помогал усилиям отца Мари-Бенуа , но и активно препятствовал его работе. [ 18 ] не оказав никакой помощи в его попытках помочь евреям покинуть оккупированную Италией Францию в июне 1943 года. [ 19 ] Что касается действий Бенуа во время разции , Зуккотти пишет: «Бенедетто не только не заявлял о получении материальной помощи от чиновников Ватикана, но даже никогда не писал, что они его поощряли». [ 20 ] По словам Зуккотти, чиновники Ватикана активно пытались «подчинить» усилия Бенуа и других, предостерегая их даже от встреч с евреями, «с которыми лучше было бы меньше говорить». [ 20 ] Когда Бенуа попросил у Монтини рекомендательное письмо, необходимое ему для предоставления евреям фальшивых документов, «он получил мало что, кроме выговора». [ 21 ]
Раввин Далин подверг сомнению методологию и выводы Зуккотти, написав: «Существует свидетельство доброго самаритянского священника о том, что епископ Джузеппе Николини из Ассизи, держа письмо в руке, заявил, что Папа написал письмо с просьбой о помощи евреям во время немецкой облавы на евреев. Итальянские евреи в 1943 году. Но поскольку священник на самом деле не читал письмо, Зуккотти предполагает, что епископ, возможно, обманывал его, и поэтому это свидетельство следует отвергнуть. Сравните это. скептический подход к доказательствам с ее обращением, например, к интервью 1967 года, в котором немецкий дипломат Эйтель Ф. Мёлльхаузен заявил, что отправил информацию послу нацистов в Ватикане Эрнсту фон Вайцзеккеру, и «предположил», что Вайцзеккер передал ее. Цуккотти воспринимает это как неоспоримое доказательство того, что папа напрямую знал о немецкой облаве». [ 11 ]
Пий предлагает кредит евреям
[ редактировать ]Подполковник СС Герберт Капплер «печально известен тем, что удерживал евреев Рима с целью выкупа» из-за своего требования 50 килограммов золота, за которое он был признан виновным в вымогательстве . итальянским судом после войны [ 18 ] На самом деле вполне возможно, что намерениями Капплера было «подкупить Берлин, а не вытрясти евреев». Евреи Рима обратились к папе с просьбой получить выкуп. [ 18 ] Пий XII предложил евреям одолжить золото без срока погашения и без процентов. [ 18 ] Однако этот заем так и не состоялся, поскольку к 28 сентября евреи самостоятельно собрали необходимую сумму. Немецкая телеграмма от 11 октября, в которой не упоминается недавнее получение вымогаемого золота, Капплеру предписывалось приступить к депортации, как и планировалось. [ 8 ]
Действия немецкого дипломатического корпуса
[ редактировать ]
Помимо оппозиции фон Вайцзекера и фон Кесселя, против депортаций выступили генерал Райнер Стахель , комендант Рима, генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг и Эйтель Фридрих Мёлльхаузен, немецкий поверенный в делах в Италии. [ 22 ] 6 октября Капплер предложил министерству иностранных дел, что евреев «лучше использовать в качестве рабочих в Италии», и Мёлльхаузен передал аналогичные мысли Стахелю. [ 8 ] На следующий день во второй телеграмме из Мёлльхаузена в Берлин говорилось, что фельдмаршал просил Капплера отложить облаву. Зная, что немецкие чиновники в Риме были единогласно против облавы, Адольф Эйхман отправил в Рим Теодора Даннекера , капитана СС, ответственного за депортацию парижских евреев. Имея очень ограниченные силы по сравнению с 8000 римских евреев, Даннекер потребовал от Капплера предоставить ему дополнительные силы и список адресов; и Капплер, и Стахель подчинились. [ 8 ]
Раззия
[ редактировать ]Обзор начинается
[ редактировать ]Облава началась 16 октября. [ 10 ] Немцы окружили римское гетто в субботу и рано утром ходили от двери к двери, разбудив спящих евреев из их списка адресов. [ 8 ] Им дали 20 минут на то, чтобы собрать свои вещи и собраться на улице под дождем. [ 23 ] 1000 евреев, 900 из которых были женщинами и детьми, были доставлены в Военную коллегию Рима , расположенную всего в одной миле (1,6 км) от базилики Святого Петра . [ 23 ]
Гилберт писал, что немцы «прочесывали дома и улицы Рима в поисках евреев, которых, независимо от возраста, пола и состояния здоровья, доставляли в Collegio Militare. Несколькими днями ранее Папа Пий XII лично приказал духовенству Ватикана открыть святилища Ватикана для всех «неарийцев», нуждающихся в убежище. К утру 16 октября в общей сложности 477 евреев получили убежище в Ватикане и его анклавах, а еще 4238 получили убежище во многих монастырях. и монастыри в Риме Только 1015 из 6730 евреев Рима были схвачены в то утро». [ 24 ] Оуэн Чедвик оценивает число депортированных в Освенцим в 1007 человек. [ 25 ] и число выживших - 15. [ 26 ]
Письмо Худала
[ редактировать ]В тот же день кардинал государственный секретарь Луиджи Мальоне попросил фон Вайцзеккера встретиться с ним для обсуждения действий и отправил телеграмму протеста в Берлин. [ 23 ] Телеграмма известна как «Письмо Худаля», названное в честь пронацистского епископа Алоиса Худаля , настоятеля Санта-Мария-дель-Анима , немецкой и австрийской национальной церкви в Риме. Худал прославился после войны тем, что организовал «крысиные тропы», с помощью которых нацистские военные преступники скрывались от правосудия в Европе, в основном в Южной Америке. По данным ADSS , письмо Гудала было передано в Берлин Карло Пачелли , племянником папы, через генерала Стахеля. [ 23 ]
В письме содержалась просьба о приостановке арестов, в которой говорилось: «В противном случае я боюсь, что Папа публично займет позицию против этой акции, которая, несомненно, будет использована антигерманскими пропагандистами как оружие против нас, немцев». [ 23 ] По словам Альбрехта фон Кесселя, Худал не писал письмо, а просто подписал его после того, как оно было составлено в первую очередь фон Вайцзеккером, фон Кесселем, Герхартом Гумпелем (еще одним немецким дипломатом в Риме) и даже самим генералом Стахелем. [ 27 ] Через несколько часов фон Вайцзеккер отправил телеграмму в Берлин, ручаясь за подлинность и аргументированность письма. Файер не исключает возможности причастности папы к этому письму, но предполагает, что, если в этом был замешан Пий XII, то письмо было направлено на то, чтобы «спасти евреев, не рискуя получить папское заявление о доносе». [ 27 ]
Встреча Маглионе и фон Вайцзеккера
[ редактировать ]Утром в день облавы кардинал-государственный секретарь кардинал Мальоне по приказу Папы Пия встретился с послом Германии в Ватикане Эрнстом фон Вайцзеккером. По словам Файера, эта встреча «считается одной из самых драматических сцен в историографии Холокоста». [ 28 ] Встреча привлекла внимание британского историка Оуэна Чедвика и часто «ставится в центр внимания в отчетах о разции в Риме». [ 28 ] Файер не согласен с оценкой Чедвиком важности встречи. [ 28 ]
По словам Гилберта, получив известие об облавах утром 16 октября, Папа немедленно поручил Маглионе выразить протест Вайцзеккеру: «Маглионе сделал это тем утром, дав понять послу, что депортация евреев была оскорбительна для Папы. Призывая Вайцзеккера «попытаться спасти этих невинных людей», Маглионе добавил: «Печально для Святого Отца, невообразимо грустно, что здесь, в Риме, на глазах у Общего Отца, страдает так много людей. только потому, что они принадлежат к определенной расе». После встречи Вайцзеккер отдал приказ прекратить аресты. [ 29 ]
Чедвик цитирует письмо Д'Арси Осборна в министерство иностранных дел от последнего дня месяца:
Как только кардинал-госсекретарь услышал об арестах евреев в Риме, он послал за немецким послом и сформулировал своего рода [нерасшифрованное слово] протеста. Посол предпринял немедленные действия, в результате чего большое количество этих несчастных людей было освобождено [...] Таким образом, вмешательство Ватикана, похоже, оказалось эффективным в спасении большого количества этих несчастных людей. [ 30 ]
Файер писал в 2008 году, что «почти все» историки согласны с тем, что Маглионе не протестовал против захвата того утра на своей встрече с фон Вайцзеккером: [ 28 ] Пий XII никогда публично не говорил о разции . [ 28 ] Однако 25 октября (к этому моменту большинство задержанных евреев, вероятно, уже были мертвы или скоро попадут в газовую камеру) L'Osservatore Romano опубликовала статью, в которой говорилось, что «милосердие Святого Отца было всеобщим, распространяясь на все расы». [ 28 ] По словам Гилберта, после призыва Маглионе, чтобы защитить оставшихся в Риме евреев от возможного нападения Германии, Пий дал указание открыть Ватикан для евреев города, а монастырям и монастырям предоставить укрытия или предоставить фальшивые документы. Гилберт считает, что благодаря этой папской инициативе удалось спасти больший процент евреев Рима, чем в любом другом городе, находившемся тогда под немецкой оккупацией. [ 29 ]
22 октября фон Вайцзеккер написал о дипломатии Ватикана в письме своей матери, заявив, что «к счастью, до сих пор никто не занял публичную позицию». [ 31 ] По словам Файера, «историки — в отличие от писателей, единственной целью которых является защита Пия XII — не согласны с редакторами Actes et Documents , которые утверждали, что Маглионе удалось зарегистрировать папский протест против облавы на евреев. " [ 31 ] Согласно отчету Маглионе о встрече, когда фон Вайцзеккер спросил, что бы сделал Папа, если бы эти вещи продолжались, он ответил, что Святой Престол не желает выражать неодобрение, а когда его спросили, должен ли фон Вайцзеккер сообщать о разговоре. своему начальству он ответил, что «предоставляет это на свое усмотрение». [ 32 ]
Историк Майкл Берли защищает Папу, язвительно отмечая, что «критики Пия, очевидно не подозревавшие о такой вещи, как тактическая ложь, регулярно нападают на [преуменьшение Вайцзеккером протестов Папы против Разции]» как на нанесших «значительный вред репутации Папы». Пий XII». Но Берли добавляет, что «в то время [дипломатия Пия и Вайцзеккера] служила более насущной цели — отвлечь злонамеренное внимание Берлина от тысяч евреев, спрятавшихся в католических церквях и частных домах Рима... Подобные змеиные уловки были обычным явлением. тем, кому в то время приходилось преодолевать эти препятствия, поскольку они чужды академическим моралистам, которые осуждают их, позволяя себе роскошь оглядываться назад. Даже историки, в других отношениях критикующие Пия, признают это. что немцы без колебаний ответили бы на открытый протест, вторгшись в сотни церковных владений, где только в Риме укрылись пять тысяч евреев». [ 33 ]
Святилища в Ватикане, монастыри и монастыри
[ редактировать ]Большое количество евреев, возможно, более 6000, нашли убежище в различных религиозных объектах Рима, в том числе в монастырях; гораздо меньшее число укрылось в самом Ватикане . [ 34 ] Из количества охранных грамот, выданных фон Вайцзеккером, становится ясно, что многие из зданий, имевших охранные грамоты (и утверждающих экстерриториальный статус), на самом деле не принадлежали Церкви. [ 34 ]
Гилберт писал, что в октябре 1943 года, когда СС оккупировали Рим и решили депортировать 5000 евреев города, духовенство Ватикана открыло святилища Ватикана для всех «неарийцев», нуждающихся в спасении, в попытке предотвратить депортацию. . «Католическое духовенство в городе действовало с готовностью», — писал Гилберт. «В монастыре капуцинов на Виа Сицилиано отец Бенуа под именем отца Бенедетти спас большое количество евреев, предоставив им фальшивые документы, удостоверяющие личность [...] к утру 16 октября всего 4238 евреев получили убежище во многих монастырях и женских монастырях Рима. Еще 477 евреев получили убежище в Ватикане и его анклавах». Гилберт отметил, что «быстрые спасательные усилия» Церкви позволили спасти в то утро более четырех пятых римских евреев. [ 35 ] Il Collegio San Giuseppe — Istituto De Merode , как и другие римско-католические школы, скрывала среди своих учеников и братьев многочисленных еврейских детей и взрослых. [ 36 ] [ 37 ]
Пьетро Палаццини , который позже был назначен кардиналом и признан Праведником народов мира Яд Вашем , подвергал свою жизнь опасности, пытаясь спасти евреев Рима. [ 38 ] Будучи помощником проректора Римской семинарии (которая была собственностью Ватикана), он несколько месяцев скрывал итальянских евреев в 1943 и 1944 годах. Принимая свой титул от Яд Вашем, Палаццини заявил, что «заслуга целиком принадлежит Пию XII, который приказал нам сделать все возможное, чтобы спасти евреев от преследований». [ 11 ]
В книге «Под его окнами: Ватикан и Холокост в Италии » Зуккотти утверждал, что Папа «не отдавал приказа различным римско-католическим учреждениям Рима открыть свои двери для евреев». [ 39 ] Другие опубликованные работы Зуккотти подтверждают ее аргумент о том, что Пий XII не отдавал приказов и не знал о полном масштабе спасательных операций, проводимых католиками и католическими учреждениями. [ 40 ] Зуккотти утверждает, что Пий XII не одобрял усилия по спасению, о чем свидетельствует письмо ректора Римской семинарии в декабре 1943 года, в котором он извинялся перед Пием XII за прием беженцев, очевидно, ранее получивший выговор. [ 40 ] Зуккотти также считает, что приказ от февраля 1944 года о высылке беглецов из собственности Ватикана несовместим с существованием папской директивы о спасении евреев. [ 40 ] Файер соглашается с этой интерпретацией, утверждая, что на самом деле «Ватикан сотрудничал в этой попытке спасения», которая, по его мнению, была инициирована немецкими дипломатами в Риме. [ 39 ] Зуккотти утверждает, что любая координация была результатом усилий итальянского еврейского агентства DELASEM , которое обратилось к итальянским епископам с петициями и передало средства и списки имен тем, кто согласился помочь. [ 40 ]
Джонатан Горский писал для Яд Вашем, что масштаб спасения евреев был бы невозможен без одобрения папы: «Спасение тысяч евреев во время Холокоста и открытие католических учреждений в качестве убежищ не могли произойти в перед лицом папского неодобрения. Это особенно верно в отношении учреждений в пределах Рима и Ватикана... Никто не отрицал значительный масштаб католической спасательной деятельности, и ведущие евреи действительно выражали благодарность после войны». [ 41 ]
Роберт Лейбер , близкий иезуитский советник Пия XII, утверждал в 1961 году, что Пий XII лично приказал начальникам церковных владений открыть свои двери евреям. [ 42 ] Для получения статистических данных о количестве евреев, которых, по его утверждениям, спас Пий XII, Лейбер опирался на коллегу-иезуита Беато Амборда ; исходная компиляция цифр неизвестна. [ 43 ] Более позднее исследование Дворка и Пелта соглашается с Зуккотти и делает вывод: «Сэм Ваагенар бросил вызов Лейберу. На основе нашего исследования мы находим опровержение Ваагенара убедительным. Папа Пий XII ничего не сделал. Многие женские монастыри и монастыри помогли, но не в такой степени. что утверждал близкий соратник Пия Роберт Лейбер». [ 44 ]
Евреи в самом государстве-городе Ватикан были «гостями в частных квартирах отдельных прелатов», которым фактически было приказано покинуть страну по приказу от февраля 1944 года, но им разрешили остаться после большого негодования со стороны этих прелатов. [ 40 ]
В августе 2006 года в итальянской прессе были опубликованы выдержки из дневника 60-летней монахини монастыря Санти-Кватро-Коронати , в которых утверждалось, что Пий XII издал «приказ открыть монастыри для преследуемых». [ 45 ] [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейд на гетто Рима
- Папа Пий XII и Холокост
- Папа Пий XII и иудаизм
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Исраэль Золли , главный раввин Рима
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зукотти (2005), стр. 287-89, 307.
- ^ Файер, 2008, с. 70.
- ^ Санчес, 2002, с. 26.
- ^ Джон Т. Павликовски. «Папство Пия XII: известное и неизвестное». В Риттнер и Рот, 2002, с. 77.
- ^ Задокументированный протокол в: Акты и документы Святого Престола, касающиеся Второй мировой войны . Том IX, документ 368, с. 505
- ^ Зукотти (2005), стр. 288.
- ^ Крупп, Гэри Л., Папа Пий XII и Вторая мировая война, Документированная правда , Фонд «Проложи путь» , 2012, стр. 243-44.
- ^ Jump up to: а б с д и Файер, 2008, с. 75.
- ^ Файер, 2008, с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Файер, 2008, с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Далин, Дэвид. «Пий XII и евреи» . biblico.it . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «Италия объявляет войну Германии» . History.com . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Кац, Роберт (1969). Черная суббота . Артур Баркер Лтд. с. 25 «Теперь, когда война уже не шла хорошо, [нацистский посол при Святом Престоле барон Эрнст фон] Вайцзеккер стал внутренне настроен против Гитлера». ASIN B01K3LSB92 .
- ^ Кац. Черная суббота . п. 44 «Если они [евреи Рима] будут убиты, их кровь будет на моей голове и на головах моих друзей – а мы этого не заслуживаем».
- ^ Кац. Черная суббота . п. 61. [Фельдмаршал Кессельринг]: «Если бы было важно что-то сделать с римскими евреями, он бы предпочел… использовать еврейскую рабочую силу для оборонных строительных работ вокруг Рима».
- ^ Jump up to: а б с д Файер, 2008, с. 73.
- ^ Мартин Гилберт Холокост: еврейская трагедия . Коллинз; Лондон; 1986 год; стр. 622-623.
- ^ Jump up to: а б с д Файер, 2008, с. 74.
- ^ Зуккотти, 2002, с. 181.
- ^ Jump up to: а б Зуккотти, 2002, с. 185.
- ^ Зуккотти, 2002, с. 186.
- ^ Файер, 2008, стр. 74-75.
- ^ Jump up to: а б с д и Файер, 2008, с. 76.
- ^ Мартин Гилберт ; Холокост: еврейская трагедия ; Коллинз; Лондон; 1986 год; стр. 622-23.
- ^ Кац, Роберт (1969). Черная суббота . Артур Баркер Лтд. с. 260 Роберт Кац подсчитал, что было 1023 депортированных, из которых семеро умерли во время перевозки, а в живых остались 15 мужчин и 1 женщина. АСИН B01K3LSB92 .
- ^ Чедвик, 1988, с. 288.
- ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Файер, 2008, с. 78.
- ^ Jump up to: а б Папа Гитлера? Архивировано 27 октября 2008 года в Wayback Machine ; Мартин Гилберт ; Американский зритель , 18 августа 2006 г.
- ^ Чедвик, 1988, с. 289.
- ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 79.
- ^ Файер, 2008, стр. 79-80.
- ^ Берли, Майкл, Священные причины, Харпер Коллинз, 2006, стр. 279-80
- ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 85.
- ^ Мартин Гилберт ; Праведники – невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; стр. 314
- ^ « Вот как консьержка Ауторина спасла нас, евреев, от истребления» - la Repubblica.it» . 7 октября 2008 г.
- ^ «Деннис Уолтерс, переводчик римских партизан во время немецкой оккупации» .
- ^ Мартин Гилберт ; Праведники – невоспетые герои Холокоста ; Даблдэй; 2002 г.; ISBN 0-385-60100-X ; стр. 315
- ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. xiii.
- ^ Jump up to: а б с д и Зуккотти, Сьюзен (2004). «Папа Пий XII и спасение евреев в Италии: свидетельства папской директивы?». Исследования Холокоста и геноцида . 18 (2): 255–273. дои : 10.1093/hgs/dch064 . S2CID 144086721 .
- ^ Пий XII и Холокост ; Джонатан Горски для Яд Вашем ; получено 4 октября
- ^ Файер, 2000, с. 102.
- ^ Зуккотти, 2000, с. 200.
- ^ Дворк и Пелт, 2002, с. 423.
- ^ Бальони, Пина (август 2006 г.). «30 дней – Святейший Отец приказывает…» . 30 дней. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 2 ноября 2006 г.
- ^ Дэвис, Бесс Твистон (19 августа 2006 г.). «Новости веры — Комментарий — Times Online» . Таймс . Проверено 2 ноября 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чедвик, Оуэн (1977). «Вайцзеккер, Ватикан и евреи Рима». Журнал церковной истории . 28 (2): 378. doi : 10.1017/S0022046900044444 . S2CID 163783010 .
- Чедвик, Оуэн. 1988. Великобритания и Ватикан во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета.
- Дворк, Дебора и Пелт, Роберт, январь 2002 г. Холокост: история .
- Хилл, Леонидас (1967). «Посольство Ватикана Эрнста фон Вайцзеккера, 1943-1945». Журнал современной истории . 39 (2): 138–159. дои : 10.1086/240025 . S2CID 144416533 .
- Крупп, Гэри Л., «Папа Пий XII и Вторая мировая война, Документированная правда», Фонд «Проложи путь», 2012 г.
- Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33725-9 .
- Файер, Майкл. 2008. Пий XII, Холокост и холодная война . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34930-9 .
- Ритнер, Кэрол и Рот, Джон К. (ред.). 2002. Папа Пий XII и Холокост . Нью-Йорк: Издательство Лестерского университета. ISBN 0-7185-0275-2
- Санчес, Хосе М. 2002. Пий XII и Холокост: понимание противоречия . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 0-8132-1081-X
- Зуккотти, Сьюзен. 2000. Под его окнами: Ватикан и Холокост в Италии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08487-0
- Зуккотти, Сьюзен. 2005. Пий XII и спасение евреев в Италии: свидетельства папской директивы. В: Джошуа Д. Циммерман (ред.) Евреи в Италии под фашистским и нацистским правлением, 1922–1945. стр. 287–308. [Онлайн]. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Доступно в: Cambridge Books Online. doi : 10.1017/CBO9780511471063.020 [Проверено 22 апреля 2016 г.].