Публичные заявления Папы Пия XII о Холокосте
Публичные заявления Папы Пия XII о Холокосте или их отсутствие являются одним из наиболее противоречивых элементов исторических дебатов о Папе Пии XII и Холокосте . Заявления Пия XII подверглись столь же пристальному вниманию, если не больше, как и его действия в тот же период. Заявления Пия XII, как публичные, так и частные, достаточно хорошо задокументированы в Секретных архивах Ватикана ; одиннадцать томов документов его папства были опубликованы в период с 1965 по 1981 год в журнале Actes et Documents du Saint Siège relatifs à la Seconde Guerre Mondiale .
Многие критики Папы Пия XII утверждали, что понтифик «молчал» во время Холокоста . Некоторые из защитников Пия XII оспаривали, молчал ли он, в то время как другие вместо этого утверждали, что высказываться было бы бесполезно или контрпродуктивно. По словам профессора Майкла Файера , «вопрос молчания Папы стал центром интенсивных исторических дебатов и анализа». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Терминология
[ редактировать ]Термин «Холокост» использовался со времен Средневековья и использовался современниками во время Второй мировой войны , хотя в научных трудах он не стал относиться исключительно к геноциду евреев до 1960-х годов. Пий XII дважды использовал термин «холокост» в своих энцикликах, но использовал его в религиозном значении, не имея в виду историческое событие. [ 2 ] [ 3 ] Термин «геноцид» не был придуман до 1944 года Рафаэлем Лемкиным , польско-еврейским ученым-юристом. [ 4 ]
Большое внимание было сосредоточено на том, назвал ли Пий XII конкретно преступников или жертв; Многие из его наиболее двусмысленных заявлений, в которых не упоминается нацистская Германия или евреи, некоторые из его сторонников утверждают, что они применимы и к Холокосту. [ 5 ]
Многие из наиболее важных сочинений и речей Пия XII были произнесены не на английском языке, а некоторые из его слов примерно переводятся как «раса», «вероучение» и «кровь». Гораздо более широкий диапазон его речей обычно касался «насилия», «страданий» или жертв войны.
Призывы к заявлению
[ редактировать ]Призывы к Папе выступить против Холокоста, а также информация о его масштабах и характере исходили от членов его собственного дипломатического корпуса, католических епископов и священников по всей Европе, простых католиков-мирян, иностранных правительств и правительств в изгнании, а также различные видные евреи и еврейские организации. [ 6 ] К 1942 году призывы превратились в открытую критику и сообщения о том, что Папа теряет свой « моральный авторитет » из-за его неспособности осудить зверства нацистов на основании отчетов, поступающих от аккредитованных при Ватикане дипломатов из США. Великобритания, Швейцария, Бразилия, Уругвай, Перу, Куба, Бельгия и Польша. [ 7 ]
Более того, правительства союзников осудили геноцид евреев 17 декабря 1942 года. [ 8 ] Однако Пий XII отклонил просьбу одобрить декларацию Организации Объединенных Наций (еще не являющейся официально зарегистрированным органом); один из таких запросов поступил от Гарольда Титтмана , его посла в США. [ 9 ]
Виды заявлений
[ редактировать ]Энциклики
[ редактировать ]С жгучей заботой
[ редактировать ]Mit brennender Sorge , энциклика Папы Пия XI 1937 года , написанная главным образом немецким кардиналом Михаэлем фон Фаульхабером , иногда включается в дебаты о Пии XII. Будучи кардиналом-государственным секретарем , Пачелли, несомненно, внес какой-то вклад в разработку документа, в основном в его введение, посвященное истории Рейхсконкордата . Рейхскокордат представлял собой договор , согласованный и подписанный Пачелли в качестве секретаря (и, в общем смысле, в качестве нунция в Германии ), а Мит Бреннендер Зорге был в первую очередь сосредоточен на конкретных нарушениях этого договора.
Энциклика была выпущена вместе с родственным ей документом Divini Redemptoris (также 1937 г.), в котором содержалась аналогичная критика в адрес коммунизма. Пий XI также заказал в 1938 году энциклику, преемницу Мит Бреннендера Зорге , Humani Generis Unitas , которую Пий XII, как ни странно, не обнародовал после своего избрания Папой в 1939 году.
Наиболее релевантный отрывок из «Мит Бреннер Зорге» звучит следующим образом:
Тот, кто превозносит расу, или народ, или государство, или особую форму государства, или хранителей власти, или любую другую фундаментальную ценность человеческого сообщества – какой бы необходимой и почетной ни была их функция в мирских вещах – тот, кто выдвигает эти понятия выше их стандартной ценности и обожествляет их до идолопоклоннического уровня, искажает и извращает порядок мира, запланированный и созданный Богом. [ 10 ]
Верховный понтификат
[ редактировать ]Summi pontificatus была первой энцикликой Пия XII, обнародованной в 1939 году. Основная часть документа посвящена общим и абстрактным темам, но ситуация в Польше (которая подверглась вторжению незадолго до обнародования энциклики) упоминается один раз конкретно:
Кровь бесчисленных людей, даже не участвующих в боевых действиях, вызывает жалкую панихиду по такой нации, как Наша дорогая Польша, которая за свою верность Церкви, за свои заслуги в защите христианской цивилизации неизгладимыми буквами вписана в анналы история, имеет право на щедрое и братское сочувствие всего мира, пока ожидает, опираясь на могущественное заступничество Марии, Помощи христиан, часа воскресения в согласии с принципами справедливости и истинного мира. [ 11 ]
Мистика тела Христова
[ редактировать ]В 1943 году Пий выпустил энциклику Mystici Corporis Christi , в которой осудил практику убийства инвалидов и подтвердил католическое учение о единстве человечества. Он заявил о своей «глубокой скорби» по поводу убийств уродов, безумцев и людей, страдающих наследственными заболеваниями... как будто они были бесполезным бременем для общества», осуждая продолжающуюся нацистскую программу эвтаназии . [ 12 ] Программа была прелюдией к Холокосту и включала убийства стариков, умственно отсталых и психически больных, эпилептиков, калек, детей с синдромом Дауна и людей с подобными недугами. [ 13 ] Программа включала систематическое убийство более 70 000 человек. [ 14 ] В энциклике также повторяется католическое учение о равенстве рас, говоря о «божественно данном единстве, посредством которого все люди каждой расы соединены со Христом узами братства». [ 15 ]
За энцикликой 26 сентября 1943 года последовало открытое осуждение немецких епископов, которые с каждой немецкой кафедры осуждали убийства «невинных и беззащитных умственно отсталых, неизлечимо немощных и смертельно раненых, невинных заложников и обезоруженных военнопленных». и уголовные преступники, люди иностранной расы или происхождения». [ 12 ]
Переводчики общего права
[ редактировать ]Остальная часть энциклик Пия XII военного времени посвящена богословским вопросам или годовщинам исторических событий внутри церкви. Пий XII затем обратился к ситуации в Европе в апреле 1945 года в Communium Interpretes . Краткий документ, написанный, когда война была близка к завершению, обратился к темам мира и примирения, подчеркнув необходимость благотворительности со стороны победителей. [ 16 ]
Радио адреса
[ редактировать ]Рождественское обращение Пия XII 1942 года состояло из 26 страниц и длилось более 45 минут. [ 17 ] Большая часть выступления в целом говорила о правах человека и гражданском обществе, уделяя особое внимание принципам, а не конкретным фактам. [ 17 ] [ 18 ] Пий XII, однако, не обратился к преступникам или жертвам по имени. [ 19 ] [ 20 ] он также не упомянул евреев или антисемитизм. [ 20 ]
«Основные слова, которые остаются одной из ключевых горячих точек в споре о Холокосте, который продолжает крутиться вокруг него», прозвучали ближе к концу речи. [ 17 ] Пий XII заявил:
Человечество обязано этим обетом тем сотням тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, а иногда только из-за своей национальности или расы, были обречены на смерть или на медленный упадок. [ 18 ] [также переводится: «отмечено за смерть или постепенное исчезновение»] [ 17 ]
Некоторые современники, особенно иерархи Голландской католической церкви , интерпретировали эту речь как ссылку на Холокост. [ 21 ] Однако поляки-католики считали, что в обращении речь идет только о них, и хотели, чтобы Папа назвал немцев преступниками. [ 22 ] После речи Пий XII также заверил своего немецкого посла Диего фон Бергена , отведя его в сторону и заверив, что его замечания были предназначены для Советов и Сталина, а не для немцев. [ 23 ]
Историки разделились во мнениях по поводу выступления, которое остается «громоотводом в дебатах», а его интерпретация «вызывает беспокойство и беспокойство». [ 20 ] Один из главных критиков Пия XII, Майкл Файер , действительно изменил свою интерпретацию речи между своими книгами 2000 и 2008 годов, признав в своих более поздних работах, что историки (включая его самого) «слишком пренебрежительно отнеслись к обращению 1942 года», хотя он согласен с тем, что « Пий больше никогда не высказывался». [ 24 ]
Выступления
[ редактировать ]Пий XII произнес много речей на тему войны в Европе, обычно призывая к миру; по словам Санчеса, «он был очень осмотрителен, не называл имен и избегал любых намеков на то, что одна держава хуже другой или что немцы склонны к неоправданной агрессии». [ 25 ] Кроме того, «большая часть слов Пия связана с папской риторикой и аллюзиями на Священные Писания, а не сформулирована как прямые утверждения». [ 26 ]
Санчес называет несколько публичных выступлений Пия XII, которые, по его мнению, представляют собой «немногие его прямые заявления». [ 26 ] Однако список Санчеса относится к войне, а не к Холокосту; по мнению Санчеса, Пий XII действительно хранил молчание о Холокосте, но это было вполне обоснованно (см. ниже). [ 27 ] Санчес резюмирует свою точку зрения следующим образом:
Папы редко говорили прямыми простыми предложениями. Пий, опытный дипломат, был еще менее прямолинеен, чем большинство других. Чтение энциклик и других папских заявлений часто требует навыков интерпретации, чтобы точно определить, что именно говорится. В результате люди могут прочитать в некоторых папских словах то, что они хотят услышать. Оглядываясь назад, можно сказать, что слова протеста Пия не соответствуют ужасу нацистской разрушительной машины. [ 28 ]
Частная переписка
[ редактировать ]Санчес также анализирует частную переписку Пия XII, большая часть которой адресована различным дипломатам, аккредитованным при Папе или от него. [ 29 ] Он не упоминает ничего, что имело бы прямое отношение к Холокосту, хотя и приводит примеры беспокойства о жертвах, не являющихся участниками боевых действий. [ 29 ]
Заявления его дипломатов
[ редактировать ]Много было сказано о заявлениях и корреспондентах нунциев Пия XII , размещенных по всей Европе, в немалой степени потому, что эти заявления составляют основную часть Actes et Documents du Saint Siège Relatifs à la Seconde Guerre Mondiale (ADSS), единственных документов из Папство Пия XII, которые были предоставлены исследователям из Секретных архивов Ватикана . Возможно, наиболее полное исследование принадлежит Морли, «Дипломатия Ватикана и евреи во время Холокоста, 1939-1943» (1980). Главный вывод Морли таков:
Это исследование Ватиканских и еврейских источников выявило мало свидетельств того, что нунции проявляли какую-либо последовательную гуманитарную озабоченность страданиями евреев в период с 1939 по 1943 год. Это исследование показало, что дипломаты Ватикана лишь изредка действовали от имени евреев, поскольку Евреи, и это обычно только для конкретных личностей. Иногда у них были слова сочувствия к евреям, но из этих слов не следовало особого действия. [ 30 ]
По подсчетам австралийского историка Пола О'Ши, восьмой том ADSS содержит 107 упоминаний о евреях в период до декабря 1942 года; различные другие историки проанализировали их, утверждение за утверждением. [ 31 ]
Послевоенные заявления
[ редактировать ]Пий XII жил и правил Папой до своей смерти в октябре 1958 года.
Оценки научных источников
[ редактировать ]Источники, критикующие молчание
[ редактировать ]Книга Карло Фалькони «Молчание Пия XII» (впервые опубликованная в 1965 году на итальянском языке) почти полностью посвящена анализу публичных заявлений Папы Римского и их отсутствия. Фалькони утверждает: что папа молчал, [ 32 ] что Папа обладал конкретными и обширными знаниями о Холокосте, [ 33 ] и что Папу часто просили высказаться. [ 34 ] Фалькони выдвигает этот аргумент в целом, а затем, в частности, в случае с Польшей. [ 35 ] и Хорватия. [ 36 ] Фалькони исследует различные оправдания и объяснения молчания Пия XII, высказывая свое мнение об их правдоподобности; сам он останавливается на сочетании пессимизма, страха перед коммунизмом и обеспечения будущего выживания и влияния церкви. [ 37 ]
Фалькони резюмирует публичные заявления Пия XII следующим образом:
Пий XII никогда не высказывал явного и прямого осуждения войны и агрессии, а тем более невыразимых актов насилия, совершаемых немцами и их сообщниками под прикрытием войны. [ 38 ]
Работа Фалькони исследует не только Холокост, но и войну в целом; конкретно в отношении геноцида, Фалькони заключает:
Ни один документ не касался этого явно или исключительно, а редкие и ограниченные намеки делались в виде кратких намеков. Причем они были составлены не языком возмущения, а последовательно, в холодном и юридическом стиле. Мы тщетно ищем среди сотен страниц речей, посланий и сочинений Пия XII гневные, пламенные слова, которые навсегда заклеймили бы такие ужасные поступки. [ 39 ]
Яд Вашем Подпись , прикрепленная к двум фотографиям Пия XII в иерусалимском мемориале Холокоста, в значительной степени фокусируется на отсутствии публичного протеста со стороны Пия XII:
В 1933 году, когда он был секретарем Государства Ватикан, он активно добивался заключения Конкордата с немецким режимом о сохранении прав Церкви в Германии, даже если это означало признание нацистского расистского режима. Когда он был избран Папой в 1939 году, он отложил письмо против расизма и антисемитизма, подготовленное его предшественником. Даже когда сообщения об убийствах евреев дошли до Ватикана, Папа не выразил протеста ни устно, ни письменно. В декабре 1942 года он воздержался от подписания декларации союзников, осуждающей уничтожение евреев. Когда евреев депортировали из Рима в Освенцим, Папа не вмешался. Папа сохранял нейтральную позицию на протяжении всей войны, за исключением призывов к правителям Венгрии и Словакии по поводу ее окончания. Его молчание и отсутствие указаний заставили церковников всей Европы самостоятельно решать, как реагировать.
В рецензии на Майкла Файера книгу « Пий XII, Холокост и холодная война» для католического журнала Commonweal Джон Коннелли написал:
Мы знаем, что Пий никогда открыто не осуждал нацистский геноцид евреев. Но что он сказал, когда его собратья-католики стали жертвами массовых убийств? Ответ: не очень. Осенью 1939 года нацистский режим начал беспрецедентную резню польских католиков. Священников тысячами арестовывали и заключали в тюрьмы. Мужчины, женщины и дети умирали сотнями тысяч, став жертвами продуманной политики истребления, которую можно назвать геноцидом. Пию были предоставлены сообщения о преступлениях нацистов в Польше, но, к огорчению польских церковных чиновников, он не выразил публичного протеста. В 1942 году в Ватикан посыпались сообщения с подробностями массовых убийств нацистами не только поляков, но и евреев. Поляки и неполяки недоверчиво удивлялись молчанию Ватикана. В сентябре 1942 года правительства Бразилии, Уругвая, Перу, Кубы и Бельгии направили демарши Святому Престолу с просьбой к Папе выступить против зверств. Представители США и Великобритании в Ватикане также призвали Папу выразить протест. Файер предполагает, что Пий, должно быть, чувствовал себя отодвинутым на второй план практически каждым ненацистским голосом мнения на земле, и поэтому опубликовал свое рождественское послание в 1942 году, в котором упоминались «сотни тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, иногда только потому, что своей национальности или расы, были обречены на смерть или медленный упадок. [ 40 ]
Источники, защищающие молчание
[ редактировать ]Основная часть работы Санчеса посвящена исследованию мотивов молчания Пия XII (того, что считает Санчес). [ 41 ] Санчес продолжает подробно утверждать, что протест папы только усугубил бы ситуацию. [ 42 ] Он утверждает, что сам Папа придерживался этой точки зрения; по словам Санчеса, Пий XII лишь однажды высказал эту точку зрения публично, но чаще повторял ее в частном порядке; в обращении к Коллегии кардиналов 2 июня 1943 года Папа сказал:
Каждое слово в Наших заявлениях, адресованных компетентным властям, и каждое из Наших публичных высказываний должны были быть взвешены и обдуманы Нам с глубокой серьезностью, в интересах тех, кто страдает, чтобы не подвергать свою позицию еще труднее и невыносимее, чем прежде, хотя бы невольно и ненамеренно. [ 43 ]
Альбрехт фон Кессель, который во время войны был чиновником посольства Германии при Святом Престоле, писал в 1963 году:
Мы были убеждены, что пламенный протест Пия XII против преследований евреев... наверняка не спас бы жизнь ни одному еврею. Гитлер, как пойманный в ловушку зверь, реагировал на любую угрозу, направленную против него, жестоким насилием. [ 44 ]
Комментируя контрпродуктивность религиозного осуждения нацизма, монсеньор Жан Бернар , который был интернирован в Дахау , рассказал, что:
Задержанные священники трепетали каждый раз, когда до нас доходили новости о каком-либо протесте со стороны религиозного авторитета, особенно со стороны Ватикана. У всех нас сложилось впечатление, что наши надзиратели заставили нас тяжело искупить ту ярость, которую вызвали эти протесты... всякий раз, когда обращение с нами становилось более жестоким, протестантские пасторы среди заключенных вымещали свое негодование на католических священниках: «Опять ваши большой наивный Папа и эти простаки, ваши епископы, отстреливают рты.. почему бы им не уяснить раз и навсегда и не заткнуться. Они играют героев, а нам приходится платить по счетам. [ 45 ]
Подобное мнение поддержал еврейский историк Пинхас Лапид, который отметил, что:
Самый печальный и наводящий на размышления вывод заключается в том, что, хотя католическое духовенство Голландии протестовало против преследований евреев более громко, явно и часто, чем религиозная иерархия любой другой оккупированной нацистами страны, больше евреев - около 107 000 или 79% от общего числа - были депортирован из Голландии; больше, чем где-либо еще на Западе. [ 46 ]
Стоун заключает, что:
Когда вооруженная сила правила почти всемогущей, а нравственность была на самом низком уровне, Пий XII не командовал ни одним из первых и мог лишь апеллировать ко второму, сражаясь голыми руками со всей мощью зла. Громкий протест, который может обернуться саморазрушением, или тихое, постепенное спасение? Громкие слова – или благоразумные поступки? Дилемма, должно быть, представляла собой настоящую агонию, и какой бы путь он ни выбрал, ужасные последствия были неизбежны. Неспособный вылечить болезнь всей цивилизации и не желая нести на себе главный удар ярости Гитлера, Папа, в отличие от многих, гораздо более могущественных, чем он, облегчал, освобождал, восстанавливал, апеллировал, просил - и спасал, насколько мог, своим собственным светом. . Кто, как не пророк или мученик, мог сделать гораздо больше? [ 46 ]
Источники, заявляющие о не молчании
[ редактировать ]Маргарита Маркионе, католическая монахиня, написавшая несколько книг в ответ на критику Пия XII, оспаривает, молчал ли Пий XII. Она заявляет:
Учитывая доказательства, теперь очевидные и доступные, обвинение современных критиков в том, что Пий XII «молчал», несправедливо. Его тайные дипломатические инициативы, торжественные предостережения и обращения к народам и правительствам не были услышаны. Очевидно, критики не провели своего исследования или отказались признать доказательства предполагаемого «молчания» Пия XII. [ 47 ]
Маркионе, похоже, утверждает, что высказывание Пия XII было бы контрпродуктивным, и продолжает утверждать:
Оглядываясь назад, голоса судят о молчании «Папы», не принимая во внимание последствия «высказывания». Эти критики не помнят, что еврейские лидеры и епископы в оккупированных странах советовали Папе не протестовать публично против зверств нацистов. Однако Пий XII часто призывал преследователей к «божьей мести». Его слова были смелыми словами дипломата, который сосредоточил внимание на «тех, кто несет ответственность». [ 47 ]
Книга Маркионе воспроизводит статью, первоначально опубликованную Пьером Блетом , священником-иезуитом, который был одним из редакторов ADSS , в La Civiltà Cattolica по этой теме ; В статье Блета не цитируются какие-либо конкретные высказывания Пия XII, хотя она включает многочисленные цитаты, восхваляющие Пия XII со стороны современников, и пространное объяснение содержания ADSS, критикующее историков, которые просили открыть полные архивы. [ 48 ] Маркионе предваряет статью Блета беседой, в которой репортер спрашивает Папу Иоанна Павла II о «молчании» Пия XII, и Папа отвечает: «Прочитайте статью отца Блета». [ 49 ] В более поздней книге маркиза утверждает:
Всякий раз, когда Пий XII высказывался, нацисты немедленно принимали ответные меры. Было более шестидесяти протестов! Так называемое «молчание» Папы Пия XII — миф. [ 50 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Молчание» Пия XII является основной темой пьесы Рольфа Хоххута 1963 года « Наместник» , которая была адаптирована для фильма 2002 года «Аминь». Коста Гаврас .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Файер, 2008, с. 70.
- ↑ Текст Sacra Virginitas , заархивированный 11 августа 2014 г. в Wayback Machine .
- ↑ Текст Mystici corporis Christi. Архивировано 17 марта 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ Рафаэль Лемкин. 1944. Правление Оси в оккупированной Европе: Законы оккупации - Анализ правительства - Предложения по возмещению ущерба , Глава IX: «Геноцид - новый термин и новая концепция уничтожения наций». Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. стр. 79-95.
- ^ Файер, 2008, стр. 42-64.
- ^ Файер, 2008, стр. 44-45.
- ^ Файер, 2008, стр. 48-49.
- ^ Файер, 2008, с. 50.
- ^ Файер, 2008, стр. 51-53.
- ^ « Холокост: что не было сказано », журнал First Thing Magazine, ноябрь 2003 г., получено 30 июня 2009 г. «Статья | Первые вещи» . Архивировано из оригинала 16 октября 2009 г. Проверено 16 октября 2009 г.
- ↑ Текст Summi Pontificatus, заархивированный 3 июля 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне ; 2008 стр.529-30
- ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; стр.60
- ^ Британская энциклопедия Онлайн: Блаженный Клеменс Август, граф Гален ; Интернет, апрель 2013 г.
- ^ Мистика Тела Христова - Параграф 5. Архивировано 17 марта 2009 г. в Wayback Machine ; Энциклика Папы Пия XII
- ↑ Текст Communium Interpretes. Архивировано 3 апреля 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ритнер и Рот, 2002, с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Файер, 2008, с. 53.
- ^ Файер, 2008, стр. 52-53.
- ^ Перейти обратно: а б с Риттнер и Рот, 2002, с. 4.
- ^ Файер, 2008, с. 59.
- ^ Файер, 2008, стр. 58-59.
- ^ Файер, 2008, с. 63.
- ^ Файер, 2008, с. 43.
- ^ Санчес, 2000, с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б Санчес, 2000, с. 48.
- ^ Санчес, 2000, с. 48-63.
- ^ Санчес, 2000, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Санчес, 2000, стр. 63-68.
- ^ Морли, 1980, с. 196.
- ^ Файер, 2008, с. 45.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 31-45.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 46-65.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 66-73.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 109-243.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 259-351.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 74-98.
- ^ Фалькони, 1970, с. 29.
- ^ Фалькони, 1970, стр. 39-40.
- ^ «Первый холодный воин?»: Обзор Пия XII, Холокоста и холодной войны Майкла Файера» Commonweal, 26 сентября 2008 г., 20-24
- ^ Санчес, 2000, стр. 69-113.
- ^ Санчес, 2000, стр. 114-120, 131-136.
- ^ Санчес, 2000, с. 114.
- ^ «Папа и Холокост: почему Пий XII не высказался?» . AD2000 . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 г. Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Ноэль, Жерар (6 января 2010 г.). Пий XII: Собака Гитлера . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4411-3261-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Лапид, Пинхас (1967). Три Папы и евреи . Книги Боярышника. стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б Маргарита Маркионе. 2000. Папа Пий XII: архитектор мира . Паулист Пресс . п. 88.
- ^ Маркионе, 2000, стр. 178-189.
- ^ Маркионе, 2000, с. 178.
- ^ Маргарита Маркионе. 2007. Помогал ли Папа Пий XII евреям? . Паулист Пресс . п. 9.
Ссылки
[ редактировать ]- Блет, Пьер и Джонсон, Лоуренс Дж. 1999. Пий XII и Вторая мировая война: согласно архивам Ватикана . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-0503-9 .
- Чедвик, Оуэн . 1988. Великобритания и Ватикан во время Второй мировой войны .
- Фалькони, Карло. Бернард Уолл (пер.). 1970. Молчание Пия XII . Бостон: Литтл, Браун и компания.
- Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33725-9 .
- Файер, Майкл. 2008. Пий XII, Холокост и холодная война . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34930-9 .
- Ритнер, Кэрол и Рот, Джон К. (ред.). 2002. Папа Пий XII и Холокост . Нью-Йорк: Издательство Лестерского университета. ISBN 0-7185-0275-2
- Санчес, Хосе М. 2002. Пий XII и Холокост: понимание противоречия . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 0-8132-1081-X
- Зуккотти, Сьюзен. 2000. Под его самыми окнами, Ватикан и Холокост в Италии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08487-0