Jump to content

Публичные заявления Папы Пия XII о Холокосте

Публичные заявления Папы Пия XII о Холокосте или их отсутствие являются одним из наиболее противоречивых элементов исторических дебатов о Папе Пии XII и Холокосте . Заявления Пия XII подверглись столь же пристальному вниманию, если не больше, как и его действия в тот же период. Заявления Пия XII, как публичные, так и частные, достаточно хорошо задокументированы в Секретных архивах Ватикана ; одиннадцать томов документов его папства были опубликованы в период с 1965 по 1981 год в журнале Actes et Documents du Saint Siège relatifs à la Seconde Guerre Mondiale .

Многие критики Папы Пия XII утверждали, что понтифик «молчал» во время Холокоста . Некоторые из защитников Пия XII оспаривали, молчал ли он, в то время как другие вместо этого утверждали, что высказываться было бы бесполезно или контрпродуктивно. По словам профессора Майкла Файера , «вопрос молчания Папы стал центром интенсивных исторических дебатов и анализа». [ 1 ]

Терминология

[ редактировать ]

Термин «Холокост» использовался со времен Средневековья и использовался современниками во время Второй мировой войны , хотя в научных трудах он не стал относиться исключительно к геноциду евреев до 1960-х годов. Пий XII дважды использовал термин «холокост» в своих энцикликах, но использовал его в религиозном значении, не имея в виду историческое событие. [ 2 ] [ 3 ] Термин «геноцид» не был придуман до 1944 года Рафаэлем Лемкиным , польско-еврейским ученым-юристом. [ 4 ]

Большое внимание было сосредоточено на том, назвал ли Пий XII конкретно преступников или жертв; Многие из его наиболее двусмысленных заявлений, в которых не упоминается нацистская Германия или евреи, некоторые из его сторонников утверждают, что они применимы и к Холокосту. [ 5 ]

Многие из наиболее важных сочинений и речей Пия XII были произнесены не на английском языке, а некоторые из его слов примерно переводятся как «раса», «вероучение» и «кровь». Гораздо более широкий диапазон его речей обычно касался «насилия», «страданий» или жертв войны.

Призывы к заявлению

[ редактировать ]

Призывы к Папе выступить против Холокоста, а также информация о его масштабах и характере исходили от членов его собственного дипломатического корпуса, католических епископов и священников по всей Европе, простых католиков-мирян, иностранных правительств и правительств в изгнании, а также различные видные евреи и еврейские организации. [ 6 ] К 1942 году призывы превратились в открытую критику и сообщения о том, что Папа теряет свой « моральный авторитет » из-за его неспособности осудить зверства нацистов на основании отчетов, поступающих от аккредитованных при Ватикане дипломатов из США. Великобритания, Швейцария, Бразилия, Уругвай, Перу, Куба, Бельгия и Польша. [ 7 ]

Более того, правительства союзников осудили геноцид евреев 17 декабря 1942 года. [ 8 ] Однако Пий XII отклонил просьбу одобрить декларацию Организации Объединенных Наций (еще не являющейся официально зарегистрированным органом); один из таких запросов поступил от Гарольда Титтмана , его посла в США. [ 9 ]

Виды заявлений

[ редактировать ]

Энциклики

[ редактировать ]

С жгучей заботой

[ редактировать ]

Mit brennender Sorge , энциклика Папы Пия XI 1937 года , написанная главным образом немецким кардиналом Михаэлем фон Фаульхабером , иногда включается в дебаты о Пии XII. Будучи кардиналом-государственным секретарем , Пачелли, несомненно, внес какой-то вклад в разработку документа, в основном в его введение, посвященное истории Рейхсконкордата . Рейхскокордат представлял собой договор , согласованный и подписанный Пачелли в качестве секретаря (и, в общем смысле, в качестве нунция в Германии ), а Мит Бреннендер Зорге был в первую очередь сосредоточен на конкретных нарушениях этого договора.

Энциклика была выпущена вместе с родственным ей документом Divini Redemptoris (также 1937 г.), в котором содержалась аналогичная критика в адрес коммунизма. Пий XI также заказал в 1938 году энциклику, преемницу Мит Бреннендера Зорге , Humani Generis Unitas , которую Пий XII, как ни странно, не обнародовал после своего избрания Папой в 1939 году.

Наиболее релевантный отрывок из «Мит Бреннер Зорге» звучит следующим образом:

Тот, кто превозносит расу, или народ, или государство, или особую форму государства, или хранителей власти, или любую другую фундаментальную ценность человеческого сообщества – какой бы необходимой и почетной ни была их функция в мирских вещах – тот, кто выдвигает эти понятия выше их стандартной ценности и обожествляет их до идолопоклоннического уровня, искажает и извращает порядок мира, запланированный и созданный Богом. [ 10 ]

Верховный понтификат

[ редактировать ]

Summi pontificatus была первой энцикликой Пия XII, обнародованной в 1939 году. Основная часть документа посвящена общим и абстрактным темам, но ситуация в Польше (которая подверглась вторжению незадолго до обнародования энциклики) упоминается один раз конкретно:

Кровь бесчисленных людей, даже не участвующих в боевых действиях, вызывает жалкую панихиду по такой нации, как Наша дорогая Польша, которая за свою верность Церкви, за свои заслуги в защите христианской цивилизации неизгладимыми буквами вписана в анналы история, имеет право на щедрое и братское сочувствие всего мира, пока ожидает, опираясь на могущественное заступничество Марии, Помощи христиан, часа воскресения в согласии с принципами справедливости и истинного мира. [ 11 ]

Мистика тела Христова

[ редактировать ]

В 1943 году Пий выпустил энциклику Mystici Corporis Christi , в которой осудил практику убийства инвалидов и подтвердил католическое учение о единстве человечества. Он заявил о своей «глубокой скорби» по поводу убийств уродов, безумцев и людей, страдающих наследственными заболеваниями... как будто они были бесполезным бременем для общества», осуждая продолжающуюся нацистскую программу эвтаназии . [ 12 ] Программа была прелюдией к Холокосту и включала убийства стариков, умственно отсталых и психически больных, эпилептиков, калек, детей с синдромом Дауна и людей с подобными недугами. [ 13 ] Программа включала систематическое убийство более 70 000 человек. [ 14 ] В энциклике также повторяется католическое учение о равенстве рас, говоря о «божественно данном единстве, посредством которого все люди каждой расы соединены со Христом узами братства». [ 15 ]

За энцикликой 26 сентября 1943 года последовало открытое осуждение немецких епископов, которые с каждой немецкой кафедры осуждали убийства «невинных и беззащитных умственно отсталых, неизлечимо немощных и смертельно раненых, невинных заложников и обезоруженных военнопленных». и уголовные преступники, люди иностранной расы или происхождения». [ 12 ]

Переводчики общего права

[ редактировать ]

Остальная часть энциклик Пия XII военного времени посвящена богословским вопросам или годовщинам исторических событий внутри церкви. Пий XII затем обратился к ситуации в Европе в апреле 1945 года в Communium Interpretes . Краткий документ, написанный, когда война была близка к завершению, обратился к темам мира и примирения, подчеркнув необходимость благотворительности со стороны победителей. [ 16 ]

Радио адреса

[ редактировать ]

Рождественское обращение Пия XII 1942 года состояло из 26 страниц и длилось более 45 минут. [ 17 ] Большая часть выступления в целом говорила о правах человека и гражданском обществе, уделяя особое внимание принципам, а не конкретным фактам. [ 17 ] [ 18 ] Пий XII, однако, не обратился к преступникам или жертвам по имени. [ 19 ] [ 20 ] он также не упомянул евреев или антисемитизм. [ 20 ]

«Основные слова, которые остаются одной из ключевых горячих точек в споре о Холокосте, который продолжает крутиться вокруг него», прозвучали ближе к концу речи. [ 17 ] Пий XII заявил:

Человечество обязано этим обетом тем сотням тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, а иногда только из-за своей национальности или расы, были обречены на смерть или на медленный упадок. [ 18 ] [также переводится: «отмечено за смерть или постепенное исчезновение»] [ 17 ]

Некоторые современники, особенно иерархи Голландской католической церкви , интерпретировали эту речь как ссылку на Холокост. [ 21 ] Однако поляки-католики считали, что в обращении речь идет только о них, и хотели, чтобы Папа назвал немцев преступниками. [ 22 ] После речи Пий XII также заверил своего немецкого посла Диего фон Бергена , отведя его в сторону и заверив, что его замечания были предназначены для Советов и Сталина, а не для немцев. [ 23 ]

Историки разделились во мнениях по поводу выступления, которое остается «громоотводом в дебатах», а его интерпретация «вызывает беспокойство и беспокойство». [ 20 ] Один из главных критиков Пия XII, Майкл Файер , действительно изменил свою интерпретацию речи между своими книгами 2000 и 2008 годов, признав в своих более поздних работах, что историки (включая его самого) «слишком пренебрежительно отнеслись к обращению 1942 года», хотя он согласен с тем, что « Пий больше никогда не высказывался». [ 24 ]

Выступления

[ редактировать ]

Пий XII произнес много речей на тему войны в Европе, обычно призывая к миру; по словам Санчеса, «он был очень осмотрителен, не называл имен и избегал любых намеков на то, что одна держава хуже другой или что немцы склонны к неоправданной агрессии». [ 25 ] Кроме того, «большая часть слов Пия связана с папской риторикой и аллюзиями на Священные Писания, а не сформулирована как прямые утверждения». [ 26 ]

Санчес называет несколько публичных выступлений Пия XII, которые, по его мнению, представляют собой «немногие его прямые заявления». [ 26 ] Однако список Санчеса относится к войне, а не к Холокосту; по мнению Санчеса, Пий XII действительно хранил молчание о Холокосте, но это было вполне обоснованно (см. ниже). [ 27 ] Санчес резюмирует свою точку зрения следующим образом:

Папы редко говорили прямыми простыми предложениями. Пий, опытный дипломат, был еще менее прямолинеен, чем большинство других. Чтение энциклик и других папских заявлений часто требует навыков интерпретации, чтобы точно определить, что именно говорится. В результате люди могут прочитать в некоторых папских словах то, что они хотят услышать. Оглядываясь назад, можно сказать, что слова протеста Пия не соответствуют ужасу нацистской разрушительной машины. [ 28 ]

Частная переписка

[ редактировать ]

Санчес также анализирует частную переписку Пия XII, большая часть которой адресована различным дипломатам, аккредитованным при Папе или от него. [ 29 ] Он не упоминает ничего, что имело бы прямое отношение к Холокосту, хотя и приводит примеры беспокойства о жертвах, не являющихся участниками боевых действий. [ 29 ]

Заявления его дипломатов

[ редактировать ]

Много было сказано о заявлениях и корреспондентах нунциев Пия XII , размещенных по всей Европе, в немалой степени потому, что эти заявления составляют основную часть Actes et Documents du Saint Siège Relatifs à la Seconde Guerre Mondiale (ADSS), единственных документов из Папство Пия XII, которые были предоставлены исследователям из Секретных архивов Ватикана . Возможно, наиболее полное исследование принадлежит Морли, «Дипломатия Ватикана и евреи во время Холокоста, 1939-1943» (1980). Главный вывод Морли таков:

Это исследование Ватиканских и еврейских источников выявило мало свидетельств того, что нунции проявляли какую-либо последовательную гуманитарную озабоченность страданиями евреев в период с 1939 по 1943 год. Это исследование показало, что дипломаты Ватикана лишь изредка действовали от имени евреев, поскольку Евреи, и это обычно только для конкретных личностей. Иногда у них были слова сочувствия к евреям, но из этих слов не следовало особого действия. [ 30 ]

По подсчетам австралийского историка Пола О'Ши, восьмой том ADSS содержит 107 упоминаний о евреях в период до декабря 1942 года; различные другие историки проанализировали их, утверждение за утверждением. [ 31 ]

Послевоенные заявления

[ редактировать ]

Пий XII жил и правил Папой до своей смерти в октябре 1958 года.

Оценки научных источников

[ редактировать ]

Источники, критикующие молчание

[ редактировать ]

Книга Карло Фалькони «Молчание Пия XII» (впервые опубликованная в 1965 году на итальянском языке) почти полностью посвящена анализу публичных заявлений Папы Римского и их отсутствия. Фалькони утверждает: что папа молчал, [ 32 ] что Папа обладал конкретными и обширными знаниями о Холокосте, [ 33 ] и что Папу часто просили высказаться. [ 34 ] Фалькони выдвигает этот аргумент в целом, а затем, в частности, в случае с Польшей. [ 35 ] и Хорватия. [ 36 ] Фалькони исследует различные оправдания и объяснения молчания Пия XII, высказывая свое мнение об их правдоподобности; сам он останавливается на сочетании пессимизма, страха перед коммунизмом и обеспечения будущего выживания и влияния церкви. [ 37 ]

Фалькони резюмирует публичные заявления Пия XII следующим образом:

Пий XII никогда не высказывал явного и прямого осуждения войны и агрессии, а тем более невыразимых актов насилия, совершаемых немцами и их сообщниками под прикрытием войны. [ 38 ]

Работа Фалькони исследует не только Холокост, но и войну в целом; конкретно в отношении геноцида, Фалькони заключает:

Ни один документ не касался этого явно или исключительно, а редкие и ограниченные намеки делались в виде кратких намеков. Причем они были составлены не языком возмущения, а последовательно, в холодном и юридическом стиле. Мы тщетно ищем среди сотен страниц речей, посланий и сочинений Пия XII гневные, пламенные слова, которые навсегда заклеймили бы такие ужасные поступки. [ 39 ]

Яд Вашем Подпись , прикрепленная к двум фотографиям Пия XII в иерусалимском мемориале Холокоста, в значительной степени фокусируется на отсутствии публичного протеста со стороны Пия XII:

В 1933 году, когда он был секретарем Государства Ватикан, он активно добивался заключения Конкордата с немецким режимом о сохранении прав Церкви в Германии, даже если это означало признание нацистского расистского режима. Когда он был избран Папой в 1939 году, он отложил письмо против расизма и антисемитизма, подготовленное его предшественником. Даже когда сообщения об убийствах евреев дошли до Ватикана, Папа не выразил протеста ни устно, ни письменно. В декабре 1942 года он воздержался от подписания декларации союзников, осуждающей уничтожение евреев. Когда евреев депортировали из Рима в Освенцим, Папа не вмешался. Папа сохранял нейтральную позицию на протяжении всей войны, за исключением призывов к правителям Венгрии и Словакии по поводу ее окончания. Его молчание и отсутствие указаний заставили церковников всей Европы самостоятельно решать, как реагировать.

В рецензии на Майкла Файера книгу « Пий XII, Холокост и холодная война» для католического журнала Commonweal Джон Коннелли написал:

Мы знаем, что Пий никогда открыто не осуждал нацистский геноцид евреев. Но что он сказал, когда его собратья-католики стали жертвами массовых убийств? Ответ: не очень. Осенью 1939 года нацистский режим начал беспрецедентную резню польских католиков. Священников тысячами арестовывали и заключали в тюрьмы. Мужчины, женщины и дети умирали сотнями тысяч, став жертвами продуманной политики истребления, которую можно назвать геноцидом. Пию были предоставлены сообщения о преступлениях нацистов в Польше, но, к огорчению польских церковных чиновников, он не выразил публичного протеста. В 1942 году в Ватикан посыпались сообщения с подробностями массовых убийств нацистами не только поляков, но и евреев. Поляки и неполяки недоверчиво удивлялись молчанию Ватикана. В сентябре 1942 года правительства Бразилии, Уругвая, Перу, Кубы и Бельгии направили демарши Святому Престолу с просьбой к Папе выступить против зверств. Представители США и Великобритании в Ватикане также призвали Папу выразить протест. Файер предполагает, что Пий, должно быть, чувствовал себя отодвинутым на второй план практически каждым ненацистским голосом мнения на земле, и поэтому опубликовал свое рождественское послание в 1942 году, в котором упоминались «сотни тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, иногда только потому, что своей национальности или расы, были обречены на смерть или медленный упадок. [ 40 ]

Источники, защищающие молчание

[ редактировать ]

Основная часть работы Санчеса посвящена исследованию мотивов молчания Пия XII (того, что считает Санчес). [ 41 ] Санчес продолжает подробно утверждать, что протест папы только усугубил бы ситуацию. [ 42 ] Он утверждает, что сам Папа придерживался этой точки зрения; по словам Санчеса, Пий XII лишь однажды высказал эту точку зрения публично, но чаще повторял ее в частном порядке; в обращении к Коллегии кардиналов 2 июня 1943 года Папа сказал:

Каждое слово в Наших заявлениях, адресованных компетентным властям, и каждое из Наших публичных высказываний должны были быть взвешены и обдуманы Нам с глубокой серьезностью, в интересах тех, кто страдает, чтобы не подвергать свою позицию еще труднее и невыносимее, чем прежде, хотя бы невольно и ненамеренно. [ 43 ]

Альбрехт фон Кессель, который во время войны был чиновником посольства Германии при Святом Престоле, писал в 1963 году:

Мы были убеждены, что пламенный протест Пия XII против преследований евреев... наверняка не спас бы жизнь ни одному еврею. Гитлер, как пойманный в ловушку зверь, реагировал на любую угрозу, направленную против него, жестоким насилием. [ 44 ]

Комментируя контрпродуктивность религиозного осуждения нацизма, монсеньор Жан Бернар , который был интернирован в Дахау , рассказал, что:

Задержанные священники трепетали каждый раз, когда до нас доходили новости о каком-либо протесте со стороны религиозного авторитета, особенно со стороны Ватикана. У всех нас сложилось впечатление, что наши надзиратели заставили нас тяжело искупить ту ярость, которую вызвали эти протесты... всякий раз, когда обращение с нами становилось более жестоким, протестантские пасторы среди заключенных вымещали свое негодование на католических священниках: «Опять ваши большой наивный Папа и эти простаки, ваши епископы, отстреливают рты.. почему бы им не уяснить раз и навсегда и не заткнуться. Они играют героев, а нам приходится платить по счетам. [ 45 ]

Подобное мнение поддержал еврейский историк Пинхас Лапид, который отметил, что:

Самый печальный и наводящий на размышления вывод заключается в том, что, хотя католическое духовенство Голландии протестовало против преследований евреев более громко, явно и часто, чем религиозная иерархия любой другой оккупированной нацистами страны, больше евреев - около 107 000 или 79% от общего числа - были депортирован из Голландии; больше, чем где-либо еще на Западе. [ 46 ]

Стоун заключает, что:

Когда вооруженная сила правила почти всемогущей, а нравственность была на самом низком уровне, Пий XII не командовал ни одним из первых и мог лишь апеллировать ко второму, сражаясь голыми руками со всей мощью зла. Громкий протест, который может обернуться саморазрушением, или тихое, постепенное спасение? Громкие слова – или благоразумные поступки? Дилемма, должно быть, представляла собой настоящую агонию, и какой бы путь он ни выбрал, ужасные последствия были неизбежны. Неспособный вылечить болезнь всей цивилизации и не желая нести на себе главный удар ярости Гитлера, Папа, в отличие от многих, гораздо более могущественных, чем он, облегчал, освобождал, восстанавливал, апеллировал, просил - и спасал, насколько мог, своим собственным светом. . Кто, как не пророк или мученик, мог сделать гораздо больше? [ 46 ]

Источники, заявляющие о не молчании

[ редактировать ]

Маргарита Маркионе, католическая монахиня, написавшая несколько книг в ответ на критику Пия XII, оспаривает, молчал ли Пий XII. Она заявляет:

Учитывая доказательства, теперь очевидные и доступные, обвинение современных критиков в том, что Пий XII «молчал», несправедливо. Его тайные дипломатические инициативы, торжественные предостережения и обращения к народам и правительствам не были услышаны. Очевидно, критики не провели своего исследования или отказались признать доказательства предполагаемого «молчания» Пия XII. [ 47 ]

Маркионе, похоже, утверждает, что высказывание Пия XII было бы контрпродуктивным, и продолжает утверждать:

Оглядываясь назад, голоса судят о молчании «Папы», не принимая во внимание последствия «высказывания». Эти критики не помнят, что еврейские лидеры и епископы в оккупированных странах советовали Папе не протестовать публично против зверств нацистов. Однако Пий XII часто призывал преследователей к «божьей мести». Его слова были смелыми словами дипломата, который сосредоточил внимание на «тех, кто несет ответственность». [ 47 ]

Книга Маркионе воспроизводит статью, первоначально опубликованную Пьером Блетом , священником-иезуитом, который был одним из редакторов ADSS , в La Civiltà Cattolica по этой теме ; В статье Блета не цитируются какие-либо конкретные высказывания Пия XII, хотя она включает многочисленные цитаты, восхваляющие Пия XII со стороны современников, и пространное объяснение содержания ADSS, критикующее историков, которые просили открыть полные архивы. [ 48 ] Маркионе предваряет статью Блета беседой, в которой репортер спрашивает Папу Иоанна Павла II о «молчании» Пия XII, и Папа отвечает: «Прочитайте статью отца Блета». [ 49 ] В более поздней книге маркиза утверждает:

Всякий раз, когда Пий XII высказывался, нацисты немедленно принимали ответные меры. Было более шестидесяти протестов! Так называемое «молчание» Папы Пия XII — миф. [ 50 ]

[ редактировать ]

«Молчание» Пия XII является основной темой пьесы Рольфа Хоххута 1963 года « Наместник» , которая была адаптирована для фильма 2002 года «Аминь». Коста Гаврас .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Файер, 2008, с. 70.
  2. Текст Sacra Virginitas , заархивированный 11 августа 2014 г. в Wayback Machine .
  3. Текст Mystici corporis Christi. Архивировано 17 марта 2009 г. в Wayback Machine .
  4. ^ Рафаэль Лемкин. 1944. Правление Оси в оккупированной Европе: Законы оккупации - Анализ правительства - Предложения по возмещению ущерба , Глава IX: «Геноцид - новый термин и новая концепция уничтожения наций». Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир. стр. 79-95.
  5. ^ Файер, 2008, стр. 42-64.
  6. ^ Файер, 2008, стр. 44-45.
  7. ^ Файер, 2008, стр. 48-49.
  8. ^ Файер, 2008, с. 50.
  9. ^ Файер, 2008, стр. 51-53.
  10. ^ « Холокост: что не было сказано », журнал First Thing Magazine, ноябрь 2003 г., получено 30 июня 2009 г. «Статья | Первые вещи» . Архивировано из оригинала 16 октября 2009 г. Проверено 16 октября 2009 г.
  11. Текст Summi Pontificatus, заархивированный 3 июля 2013 г. в Wayback Machine .
  12. ^ Перейти обратно: а б Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне ; 2008 стр.529-30
  13. ^ Антон Гилл; Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру; Хайнеманн; Лондон; 1994 год; стр.60
  14. ^ Британская энциклопедия Онлайн: Блаженный Клеменс Август, граф Гален ; Интернет, апрель 2013 г.
  15. ^ Мистика Тела Христова - Параграф 5. Архивировано 17 марта 2009 г. в Wayback Machine ; Энциклика Папы Пия XII
  16. Текст Communium Interpretes. Архивировано 3 апреля 2014 г. в Wayback Machine .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Ритнер и Рот, 2002, с. 3.
  18. ^ Перейти обратно: а б Файер, 2008, с. 53.
  19. ^ Файер, 2008, стр. 52-53.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Риттнер и Рот, 2002, с. 4.
  21. ^ Файер, 2008, с. 59.
  22. ^ Файер, 2008, стр. 58-59.
  23. ^ Файер, 2008, с. 63.
  24. ^ Файер, 2008, с. 43.
  25. ^ Санчес, 2000, с. 47.
  26. ^ Перейти обратно: а б Санчес, 2000, с. 48.
  27. ^ Санчес, 2000, с. 48-63.
  28. ^ Санчес, 2000, с. 66.
  29. ^ Перейти обратно: а б Санчес, 2000, стр. 63-68.
  30. ^ Морли, 1980, с. 196.
  31. ^ Файер, 2008, с. 45.
  32. ^ Фалькони, 1970, стр. 31-45.
  33. ^ Фалькони, 1970, стр. 46-65.
  34. ^ Фалькони, 1970, стр. 66-73.
  35. ^ Фалькони, 1970, стр. 109-243.
  36. ^ Фалькони, 1970, стр. 259-351.
  37. ^ Фалькони, 1970, стр. 74-98.
  38. ^ Фалькони, 1970, с. 29.
  39. ^ Фалькони, 1970, стр. 39-40.
  40. ^ «Первый холодный воин?»: Обзор Пия XII, Холокоста и холодной войны Майкла Файера» Commonweal, 26 сентября 2008 г., 20-24
  41. ^ Санчес, 2000, стр. 69-113.
  42. ^ Санчес, 2000, стр. 114-120, 131-136.
  43. ^ Санчес, 2000, с. 114.
  44. ^ «Папа и Холокост: почему Пий XII не высказался?» . AD2000 . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 г. Проверено 7 сентября 2020 г.
  45. ^ Ноэль, Жерар (6 января 2010 г.). Пий XII: Собака Гитлера . Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-4411-3261-1 .
  46. ^ Перейти обратно: а б Лапид, Пинхас (1967). Три Папы и евреи . Книги Боярышника. стр. 266–267.
  47. ^ Перейти обратно: а б Маргарита Маркионе. 2000. Папа Пий XII: архитектор мира . Паулист Пресс . п. 88.
  48. ^ Маркионе, 2000, стр. 178-189.
  49. ^ Маркионе, 2000, с. 178.
  50. ^ Маргарита Маркионе. 2007. Помогал ли Папа Пий XII евреям? . Паулист Пресс . п. 9.
  • Блет, Пьер и Джонсон, Лоуренс Дж. 1999. Пий XII и Вторая мировая война: согласно архивам Ватикана . Паулист Пресс. ISBN   0-8091-0503-9 .
  • Чедвик, Оуэн . 1988. Великобритания и Ватикан во время Второй мировой войны .
  • Фалькони, Карло. Бернард Уолл (пер.). 1970. Молчание Пия XII . Бостон: Литтл, Браун и компания.
  • Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-33725-9 .
  • Файер, Майкл. 2008. Пий XII, Холокост и холодная война . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN   978-0-253-34930-9 .
  • Ритнер, Кэрол и Рот, Джон К. (ред.). 2002. Папа Пий XII и Холокост . Нью-Йорк: Издательство Лестерского университета. ISBN   0-7185-0275-2
  • Санчес, Хосе М. 2002. Пий XII и Холокост: понимание противоречия . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN   0-8132-1081-X
  • Зуккотти, Сьюзен. 2000. Под его самыми окнами, Ватикан и Холокост в Италии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-08487-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb329ec20c00ba884d8101106adb1282__1714356660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/82/cb329ec20c00ba884d8101106adb1282.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Public statements of Pope Pius XII on the Holocaust - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)