Коста-Гаврас
Коста-Гаврас | |
---|---|
Костас Гаврас | |
Рожденный | Константинос Гаврас 12 февраля 1933 г. Лутра Ирайас , Греция |
Альма-матер | Институт перспективных кинематографических исследований |
Занятие | Кинорежиссер |
Работает | Полный список |
Супруг | Мишель Рэй |
Дети | |
Награды | Полный список |
Константинос « Костас » Гаврас ( греч . Κωνσταντίνος «Κώστας» Γαβράς ; родился 12 февраля 1933 г.), профессионально известный как Коста-Гаврас , — греко-французский кинорежиссер, сценарист и продюсер, который живет и работает во Франции. Он известен своими политическими фильмами, такими как политический триллер Z (1969), получивший премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке , и «Пропавший без вести » (1982), за который он получил Золотую пальмовую ветвь и премию Оскар за лучший адаптированный фильм. Сценарий . Большинство его фильмов были сняты на французском языке, но шесть из них были сняты на английском языке, включая «Ханну К.» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Коста-Гаврас родился в Лутра Ирайас , Аркадия . Его семья провела Вторую мировую войну в деревне на Пелопоннесе , а после войны переехала в Афины. Его отец был членом просоветского отделения греческого Сопротивления и был заключен в тюрьму во время гражданской войны в Греции . Членство его отца в Коммунистической партии не позволило Коста-Гаврасу поступить в университет в Греции или получить визу в Соединенные Штаты, поэтому после окончания школы он поселился во Франции, где в 1951 году начал изучать литературу в Сорбонне . [1]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1956 году он бросил учебу в университете, чтобы изучать кино во французской национальной киношколе IDHEC . После киношколы он учился у Ива Аллегре и стал помощником режиссера у Жана Жионо и Рене Клера . После нескольких последующих назначений на должность первого помощника режиссера он снял свой первый полнометражный фильм «Compartiment Tueurs» . в 1965 году [2]
Избранные фильмы
[ редактировать ]Его фильм 1967 года «Ударные войска» ( Un homme de trop ) был представлен на V Московском международном кинофестивале . [3]
В фильме Z (1969) следственный судья, которого играет Жан-Луи Трентиньян , пытается раскрыть правду об убийстве видного левого политика, которого играет Ив Монтан , в то время как правительственные чиновники и военные пытаются скрыть свою роль. Фильм представляет собой художественный рассказ о событиях, связанных с убийством греческого политика Григориса Ламбракиса в 1963 году. Он имел дополнительный резонанс, поскольку на момент его выхода Грецией в течение двух лет правил «режим полковников» . Z получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . [4] Коста-Гаврас и соавтор сценария Хорхе Семпрун получили премию Эдгара от Ассоциации детективных писателей Америки за лучший сценарий к фильму.
«Л'Аве» ( «Исповедь» , 1970) следует по пути Артура Лондона , чехословацкого коммунистического министра, ложно арестованного и осужденного за государственную измену и шпионаж на «показательном процессе» Сланского в 1952 году.
Действие «Осадного положения» (1972) происходит в Уругвае в условиях гражданско-военной диктатуры Уругвая в начале 1970-х годов. В сюжете, основанном на деле американского полицейского и предполагаемого эксперта по пыткам Дэна Митриона , сотрудник американского посольства (которого играет Ив Монтан ) похищен Тупамарос , радикальной левой городской партизанской группировкой, которая допрашивает его, чтобы раскрыть подробности тайной американской поддержки репрессивных режимов в Латинской Америке .
Фильм «Пропавший без вести» , первоначально выпущенный в 1982 году и основанный на книге « Казнь Чарльза Хормана» , касается американского журналиста Чарльза Хормана играет Джон Ши (которого в фильме ), который исчез во время государственного переворота 1973 года под руководством генерала Аугусто Пиночета в Чили. . Отец Хормана, которого играет Джек Леммон , и жена, которую играет Сисси Спейсек , тщетно пытаются определить его судьбу. Натаниэль Дэвис, посол США в Чили с 1971 по 1973 год, версия персонажа которого была изображена в фильме (под другим именем), подал иск о клевете на сумму 150 миллионов долларов США , Дэвис против Коста-Гавраса , 619 F. Supp. 1372 (1985) против студии и директора, который в конечном итоге был уволен. Фильм получил «Оскар» за лучшую адаптацию сценария и « Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля .
«Преданные» (1988) примерно основаны на террористической деятельности американского неонациста и сторонника превосходства белой расы Роберта Мэтьюза и его группы «Орден» .
В «Музыкальной шкатулке» (1989) уважаемого венгерского иммигранта ( Армин Мюллер-Шталь ) обвиняют в том, что он командовал антисемитским отрядом смерти во время Второй мировой войны . Его дочь, адвокат из Чикаго, которую играет Джессика Лэнг , соглашается защищать его на слушании по делу о лишении гражданства . Фильм вдохновлен арестом и судом украинского иммигранта Джона Демьянюка и осознания сценаристом Джо Эстерхасом того, что его отец был членом венгерской партии «Скрещенные стрелы» . Фильм получил « Золотого медведя» на 40-м Берлинском международном кинофестивале . [5]
«Маленький апокалипсис» (1993) был представлен на 43-м Берлинском международном кинофестивале . [6] Аминь. (2003) частично основан на весьма неоднозначной пьесе 1963 года «Der Stellvertreter». Ein christliches Trauerspiel ( «Депутат, христианская трагедия ») Рольфа Хоххута . В сюжете фильма утверждается, что Папа Пий XII знал о тяжелом положении евреев в нацистских концентрационных лагерях во время Второй мировой войны , но не предпринял публичных действий по пропаганде или осуждению Холокоста. Гаврас получил премию «Сезар» за лучший сценарий за этот фильм.
Он был президентом Французской синематеки с 1982 по 1987 год, а затем с 2007 года.
Политико-коммерческий фильм
[ редактировать ]Коста-Гаврас известен тем, что объединяет спорные политические вопросы с развлекательной ценностью коммерческого кино. Закон и справедливость, угнетение, законное/незаконное насилие и пытки — распространенные темы в его работах, особенно актуальные для его ранних фильмов. Коста-Гаврас – эксперт по «заявительной» картине. В большинстве случаев целями работы Коста-Гавраса были правые или крайне правые движения и режимы, в том числе греческие военные в Z , а также правые диктатуры, которые правили большей частью Латинской Америки в разгар Холодной войны, как в Осадное положение и пропавшие без вести . [ нужна ссылка ]
В более широком смысле этот акцент продолжается в «Аминь». учитывая его внимание к консервативному руководству католической церкви в 1940-е годы. В этом политическом контексте «Л'Аве» ( «Исповедь» ) представляет собой исключение, поскольку оно имеет дело с угнетением со стороны коммунистического режима в сталинский период. [ нужна ссылка ]
Проблемы и стиль
[ редактировать ]Коста-Гаврас привлек внимание к международным проблемам, некоторые из которых являются неотложными, другие просто проблематичными, и он сделал это в традициях кинематографического повествования. Z (1969), одна из его самых известных работ, представляет собой отчет о подрыве в 1960-х годах демократического правительства в Греции, его родине и месте рождения. Однако формат представляет собой комбинацию детективного триллера, которая превращает неприятную историю в динамичную историю. Это яркий пример того, как он вливает политику в сюжет, «превращая эпические конфликты в те личные конфликты, которые мы привыкли видеть на экране». [ нужна ссылка ]
Его рассказы о коррупции, пропагандируемые, по сути, европейскими и американскими державами ( «Z» , «Осадное положение» и «Пропавшие без вести» ), выдвигают на первый план проблемы, глубоко укоренившиеся в структурах этих обществ, проблемы, которые, по его мнению, не всем удобно решать. Подход, который он использовал в «L'Aveu», также «тонко предложил аудитории критически взглянуть на структурные проблемы, углубившись на этот раз в противоположный коммунистический блок». [ нужна ссылка ]
2019 года До выхода фильма «Взрослые в комнате» Коста-Гаврас никогда не работал в Греции и не снимал фильмов на греческом языке. [ нужна ссылка ]
Влияния
[ редактировать ]Когда Коста-Гаврас спросил о некоторых из его самых больших кинематографических влияний, он ответил:
Первым фильмом, который я посмотрел в Синематеке, был » Эриха фон Штрогейма , «Жадность и я был поражен, увидев, что можно снимать длинные фильмы без счастливого конца. Куросава , без сомнения, оказал большое влияние. Иногда фильмы повлияли на меня больше, чем режиссеры: «Гроздья гнева » Джона Форда стали выдающимся открытием. Сергей Эйзенштейн , конечно. Позже [Ингмар] Бергман . [7]
Он также перечислил Рене Клемана , [8] Жак Деми , [8] и Джилло Понтекорво фильм «Битва за Алжир», оказавший влияние на его кинопроизводство. [9]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Фильмы Коста-Гавраса оказали значительное влияние на политическое кино . Уэйд Мейджор из Гильдии режиссеров Америки отметил, что «с помощью таких фильмов, как Z и Missing, Коста-Гаврас почти в одиночку создал современный политический триллер». [10] Когда немецкий режиссер Вим Вендерс отдал ему должное в 2018 году на 31-й церемонии вручения Европейской кинопремии в Севилье, Испания, Вендерс назвал его «одним из величайших режиссеров нашего времени». [11]
Он оказал влияние на таких режиссеров, как Оливер Стоун , Уильям Фридкин , Стивен Содерберг , Рашид Бушареб , Матье Кассовиц и Бен Аффлек .
Стоун упомянул, что Коста-Гаврас «определенно был одним из моих первых образцов для подражания... Я был студентом кинематографического факультета Нью-Йоркского университета, когда Z вышел , который мы изучали. Коста действительно пришел с Ивом Монтаном на показ и был таким героем. для нас он был приверженцем Джилло Понтекорво » « Битвы за Алжир и был человеком того момента… это был европейский момент». [12]
Американский кинорежиссер Уильям Фридкин назвал Z одним из своих любимых фильмов и упомянул о влиянии этого фильма на него при работе над фильмом «Французский связной» : «После того, как я увидел Z , я понял, как я могу снимать «Французский связной ». Потому что он [Коста-Гаврас] ] снял «Z» как документальный фильм. Это был художественный фильм, но он был снят так, как будто все происходило на самом деле. Как будто камера не знала, что произойдет дальше. сцену и запечатлел происходящее, как это делается в документальном фильме. Мои первые фильмы тоже были документальными, поэтому я понимал, что он делает, но в то время я никогда не думал, что это можно сделать в полнометражном фильме, пока не увидел Z ». [13]
Американский режиссер Стивен Содерберг назвал Z источником вдохновения для своего фильма «Трафик» [Коста-Гавраса] и даже заявил, что «хотел сделать его похожим на Z ». [14] [15] [16] [17] В 2020 году Коста Гаврас написал предисловие к книге «Операция Кондор» французского писателя и журналиста Пабло Даниэля Маги .
Французский режиссер Матье Кассовиц назвал фильмы Коста-Гавраса (такие как Z и «Исповедь» ) как оказавшие влияние на его творчество. [18]
Французский режиссер Рашид Бушареб назвал Z фактором, повлиявшим на его фильм «Вне закона» . [19]
Американский актер и режиссер Бен Аффлек назвал фильмы Коста-Гавраса источниками вдохновения для своего фильма «Арго» . [20]
В 3-м эпизоде 3-го сезона телешоу « Чак против ангела де ла Муэрте » фигурировал вымышленный лидер Алехандро Гойя, который стремился превратить свою нацию «Коста Гравис» из коммунизма в демократическую. Жена Алехандро и один из его телохранителей пытаются сорвать эти усилия, что, по-видимому, является отсылкой к фильму Коста-Грависа «Z».
Похвалы
[ редактировать ]Дебютный фильм Коста-Гавраса «Compartiment Tueurs » получил премию Национального совета кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке и был номинирован на премию Эдгара за лучший сценарий в 1967 году.
Фильм Z стал первым фильмом, номинированным как на лучший фильм , так и на лучший фильм на иностранном языке . [21] Последний он получил, а также приз жюри Каннского кинофестиваля и премию «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм . Z также стал первым фильмом на иностранном языке, получившим награду за лучший фильм от Нью-Йоркского кружка кинокритиков . Гаврас за лучшую режиссуру . также получил награду [22]
Коста-Гаврас получил степень почетного доктора Киношколы Университета Аристотеля в 2013 году.
Он дал подробное интервью корреспонденту The Times по культуре Мелинде Кэмбер Портер и занял видное место в ее книге « Парижскими глазами: размышления о современном французском искусстве и культуре» (1993, Da Capo Press).
Коста-Гаврас получил Почетную премию Магритта в 2013 году. [23] Он был первым режиссером, получившим Международную премию Каталонии (2017). [24]
Личная жизнь
[ редактировать ]Его дочь Жюли Гаврас и сыновья Ромен Гаврас и Александр Гаврас также являются режиссерами. Он двоюродный брат Пенелопы Сфирис , Джимми Сфирис и Криса Сфириса . [25]
В 2009 году Коста-Гаврас подписал петицию в поддержку кинорежиссера Романа Полански , призывая к его освобождению после того, как Полански был арестован в Швейцарии в связи с обвинением в 1977 году в употреблении наркотиков и изнасиловании 13-летней девочки. [26]
Фильмография
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]Год | Английское название | Директор | Писатель | Продюсер | Оригинальное название |
---|---|---|---|---|---|
1965 | Убийства в спальном вагоне | Да | Да | Нет | Убийственный отсек |
1967 | Ударные войска | Да | Да | Да | Один человек слишком много |
1969 | С | Да | Да | Нет | С |
1970 | Исповедь | Да | Нет | Нет | Исповедь |
1972 | Осадное положение | Да | Да | Нет | Осадное положение |
1975 | Специальный раздел | Да | Да | Да | Специальный раздел |
1979 | Женский свет | Да | Да | Нет | Клер де фем |
1982 | Отсутствующий | Да | Да | Нет | Отсутствующий. |
1983 | Ханна К. | Да | Да | Нет | Ханна К. |
1986 | Семейный бизнес | Да | Да | Нет | Семейный совет |
1988 | Преданный | Да | Нет | Нет | Преданный |
1989 | Музыкальная шкатулка | Да | Нет | Нет | Музыкальная шкатулка |
1993 | Маленький Апокалипсис | Да | Да | Нет | Маленький Апокалипсис |
1997 | Безумный город | Да | Нет | Нет | Безумный город |
2002 | Аминь. | Да | Да | Нет | Аминь. |
2005 | Топор | Да | Да | Нет | Кливер |
2006 | Полковник | Нет | Да | Да | пн полковник |
2009 | Эдем — это Запад | Да | Да | Да | Эдем на Западе |
2012 | Капитал | Да | Да | Нет | Капитал |
2019 | Взрослые в комнате | Да | Да | Нет | Взрослые в зале |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "КОСТА-ГАВРАС | макет-кг-ноябрь2014" . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- ^ «Биография и фильмография КОСТА-ГАВРАСА — Ciné Passion» . Cinemapassion.com. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 28 октября 2011 г.
- ^ «5-й Московский международный кинофестиваль (1967)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ «Номинанты и победители 42-й церемонии вручения премии Оскар (1970)» . oscars.org . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1990 года» . berlinale.de . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ «Берлинале: Программа 1993 года» . berlinale.de . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ Эд Рэмпелл (29 августа 2013 г.). «Коста-Гаврас» . Прогрессивный журнал . Компания Progressive Inc. Проверено 5 марта 2023 г.
Вопрос: «Кто оказал на вас наибольшее влияние в кинематографе?» Коста-Гаврас: «Первый фильм, который я посмотрел в Синематеке, был «Жадность» [Эриха фон Штрогейма], и я был удивлен, увидев, что можно снимать длинные фильмы без счастливого конца. Куросава, без сомнения, оказал большое влияние. чем повлияли на меня режиссеры: «Гроздья гнева» Джона Форда были, конечно, выдающимся открытием Сергея Эйзенштейна.
- ^ Jump up to: а б Джон Дж. Михальчик (1984). Коста-Гаврас, политический игровой фильм Арт Альянс Пресс. п. 33. ISBN 9780879820299 .
В свете его международной известности, исходящей от Z, Коста-Гавраса спросили, кто из режиссеров, у которых он работал помощником, оказал на него наибольшее влияние. Он ответил: «Для меня это, конечно, Рене Клеман и Жак Деми.
- ^ ЛаСинетек. «Коста-Гаврас о «Битве за Алжир» Джилло Понтекорво» . Ютуб . ЛаСинетек . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Уэйд Мейджор (осень 2009 г.). "Мирового класса" . ДГА . Гильдия режиссёров Америки . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Европейская киноакадемия. «Коста-Гаврас — Почетная награда президента и правления EFA» . Ютуб . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Майор, Уэйд (осень 2009 г.). "Мирового класса" . ДГА . Гильдия режиссёров Америки . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Любимые фильмы всех времен Уильяма Фридкина» . Ютуб . Журнал Fade In. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Стивен Содерберг (2002). «Эд Келлехер/1998» . В Кауфмане, Энтони (ред.). Стивен Содерберг - Интервью . Университетское издательство Миссисипи. п. 107. ИСБН 9781578064298 . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Кауфман, Энтони, изд. (2015). Стивен Содерберг – Интервью, исправленные и обновленные . Университетское издательство Миссисипи. ISBN 9781626745407 . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Палмер, Р. Бартон; Сандерс, Стивен М., ред. (28 января 2011 г.). Философия Стивена Содерберга . Университетское издательство Кентукки. ISBN 9780813139890 . Проверено 12 июля 2021 г.
Содерберг назвал «Трафик» своим «фильмом «Догма» за 47 миллионов долларов» и использовал ручную камеру, доступный свет и (якобы) импровизационное представление в попытке представить реалистичную историю о незаконных наркотиках. Он подготовился, проанализировав два политических фильма, снятых в реалистическом стиле: «Битва за Алжир» (Джилло Понтекорво, 1966) и «Z» (Константин Коста-Гаврас, 1969), оба из которых он описал как имеющие «то великое чувство пойманных вещей, вместо постановки, чего мы и добивались».
- ^ Марк Галлахер (4 апреля 2013 г.). «Голливудское авторство и трансисторические вкусовые культуры» . Еще один опыт Стивена Содерберга – Авторство и современный Голливуд . Издательство Техасского университета. п. 55. ИСБН 9780292748811 . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Уилл Хигби (2006). Матье Кассовиц . Издательство Манчестерского университета. п. 11. ISBN 9780719071461 .
Последнее и важное влияние французского кино 1970-х годов - Коста-Гаврас. Постоянный посетитель многоквартирного дома, где вырос Кассовиц (его сын жил в том же здании), Коста-Гаврас был еще одним из режиссеров, которых Кассовиц узнал через своих родителей: «Малыш, мой отец показывал мне его фильмы, и то, что я знаю, повлияло на него. такими фильмами, как Z или L'Aveu. Сильные, глубокие фильмы, в которых мы затрагиваем важные, исконные темы» (Кассовиц 1998).
- ^ Майкл Готт; Лесли Килхофер-Кемп (21 сентября 2020 г.). ReFocus: Фильмы Рашида Бушареба . Издательство Эдинбургского университета. п. 107. ИСБН 9781474466530 .
Когда Бушареба спросили конкретно о названиях, которые повлияли на его скандальный фильм «Вне закона» (2010), он ответил: «Это была смесь. Много политических фильмов, таких как Z Коста-Гавраса и «Битва за Алжир» Джилло Понтекорво».
- ^ Дженнифер Виньярд (10 октября 2012 г.). «Бен Аффлек о том, почему он должен выглядеть круто в «Арго»» . Стервятник . Вокс Медиа, ООО . Проверено 11 апреля 2023 г.
Аффлек: «Я не снимался ни в одном фильме, который бы не скопировал с другого! [Смеется.] В этом фильме мы скопировали «Всех людей президента», для материалов ЦРУ, фильм Джона Кассаветиса под названием «Убийство человека». «Китайский букмекер», который мы действительно использовали в качестве эталона для калифорнийских материалов, а затем было что-то вроде «Битвы за Алжир», фильмов «Z/Missing/Costa-Gavras», которые мы использовали для остальной части фильма».
- ^ Галуппо, Миа (13 января 2020 г.). «Оскар»: «Паразиты» стал шестым фильмом, номинированным как на лучший фильм, так и на международный полнометражный фильм . Голливудский репортер . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Уайт, Армонд (10 декабря 2009 г.). «Z и Нью-Йоркский кружок кинокритиков» . Коллекция критериев . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Крусс, Николя (10 января 2013 г.). «Магриты прославят Иоланду Моро и Коста-Гаврас» . Ле Суар (на французском языке) . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «Коста-Гаврас, первый режиссер, получивший Международную премию Каталонии» . Авангард (на испанском языке). 5 июля 2017 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ «Коста Гаврас» . Биографикон.com. Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ «Кино поддерживает Романа Полански / Петиция в защиту Романа Полански» . Общество драматических авторов и композиторов (на французском языке). 28 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 г. Проверено 29 августа 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коста-Гаврас (2018). Иди туда, куда идти нельзя: Мемуары (на французском языке). Париж: Éditions du Seuil. ISBN 978-2-02-139389-7 .
- Михальчик, Джон Дж. (1984). Коста-Гаврас: Политический фантастический фильм . Филадельфия: Art Alliance Press. ISBN 0-87982-029-2 .
- Риамбау, Эстев (2003). О предателях и героях: Кино Коста-Гавраса (на испанском языке). Вальядолид: 48-я Международная неделя кино. ISBN 84-87737-49-8 .
- Рицца, Габриэле; Росси, Джованни Мария; Тассоне, Альдо, ред. (2002). Кино Коста-Гавраса: Суд истории (на итальянском языке). Флоренция: Издания Аиды. ISBN 88-8329-097-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1933 рождения
- Живые люди
- Лауреаты премии Оскар за лучший адаптированный сценарий
- Лауреаты премии BAFTA за лучший сценарий
- Премия Каннского кинофестиваля победителям за лучшую режиссуру
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Режиссеры-лауреаты премии Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке
- Директора-победители «Золотой пальмовой ветви»
- Директора победителей «Золотого медведя»
- Лауреаты премии Эдгара
- англоязычные режиссеры
- французские кинорежиссеры
- Французы греческого происхождения
- Греческие коммунисты
- Греческие кинорежиссеры
- Греческие эмигранты во Франции
- Лауреаты премии Магритта
- Лауреаты премии Гильдии писателей Америки
- Офицеры Национального ордена за заслуги
- Командоры Почетного легиона
- Люди из Ирайи
- Выпускники Института усовершенствования кинематографических исследований