Себастьян Жаприсо
Себастьян Жаприсо | |
---|---|
Рожденный | Жан-Батист Росси 4 июля 1931 г. Марсель, Франция |
Умер | 4 марта 2003 г. Виши, Франция | (71 год)
Псевдоним | Себастьян Жаприсо Роберт Уарт |
Занятие | Автор Сценарист Кинорежиссер |
Период | 1950–2003 |
Жанр | Литературная фантастика , Криминальная фантастика |
Подпись | |
![]() |
Себастьен Жаприсо (англ. Французское произношение: [sebastjɛ̃ ʒapʁizo] ; 4 июля 1931 — 4 марта 2003) — французский писатель, сценарист и кинорежиссёр. Его псевдоним был анаграммой его настоящего имени Жан-Батист Росси . Известный своим нарушением правил криминального жанра , Жаприсо разбил устоявшиеся формулы «на составные части, чтобы заново соединить их оригинальными и парадоксальными способами». [ 1 ] Некоторые критики утверждают, что, хотя в работах Жаприсо может отсутствовать явный экспериментальный элемент, присутствующий в романах некоторых его современников, в них видно влияние структуралистских теорий и неортодоксальных методов новых романистов .
Он по-прежнему малоизвестен в англоязычном мире, хотя все его романы переведены на английский язык и по всем, кроме одного, сняты фильмы.
Биография
[ редактировать ]Жан-Батист Росси родился 4 июля 1931 года в Париже в семье итальянских иммигрантов. [ 2 ] [ 3 ] Отец бросил их, когда мальчику было шесть лет. [ 4 ] При поддержке матери Росси поступил учиться к иезуитам в Школу Прованса , а затем в лицей Тьера. [ 5 ] Там он начал писать свой первый роман Les Mal-partis. [ 6 ]
Он приехал в Париж, чтобы изучать философию в Сорбонне, но большую часть времени провел за написанием своего романа. В нем рассказывалась история бунтующего 14-летнего мальчика из иезуитской школы и его страстного романа с 26-летней монахиней. Несмотря на противоречивую тему, книга была опубликована Робертом Лаффонтом в 1950 году. Она была хорошо принята в Великобритании ( «Фальстарт» , 1951) и США ( «Пробуждение» , 1952), где было продано 800 000 экземпляров. [ 4 ] Затем Росси написал повесть « Лица любви и ненависти» , опубликованную в октябре 1950 года. За этим он перевел художественную литературу с английского на французский, в том числе несколько Хопалонга Кэссиди вестернов и произведения Дж. Д. Сэлинджера — «Над пропастью во ржи» в 1953 году и «Девять историй в 1961. [ 7 ] Нуждаясь в получении стабильного дохода, Росси начал работать в рекламных агентствах, сначала как писатель, а затем управляя кампаниями для Air France , Max Factor и Formica . [ 8 ] Росси также давно интересовался кино, и продюсер Пьер Браунбергер предложил ему снять фильм по рассказу Мопассана . Росси ответил, что предпочитает создавать свои собственные истории, а также написал и снял два короткометражных фильма: «Машина для разговоров о любви» (1961) и «Идея исправления» (1962). [ 9 ]
В начале 1960-х годов он обнаружил, что задолжал значительную сумму налогов. Его друг Роберт Кантерс, который тогда руководил коллекцией «Криминальный клуб» в Деноэле , предложил Росси солидный аванс за написание криминального романа. [ 8 ] Не уверенный в результате, писатель выбрал псевдоним «Себастьен Жаприсо», который был анаграммой его настоящего имени. За короткий промежуток времени он написал два криминальных романа: «Убийства в спальном вагоне» и «Ловушка для Золушки» . [ 10 ] Последний был удостоен Гран-при полиции в 1963 году. В 1965 году по обеим книгам были сняты фильмы, снятые Коста-Гаврасом и Андре Кайяттом соответственно.
За этим Жаприсо последовал фильм «Дама в машине в очках и с пистолетом» , который принес ему в 1966 году Почетную премию во Франции. Он также получил Ассоциации писателей-криминалистов Золотой кинжал как лучший триллер, опубликованный в Соединенном Королевстве в 1968 году иностранным писателем. По нему был снят фильм Анатоля Литвака в 1970 году с Самантой Эггар , Оливером Ридом и Стефаном Одраном в главных ролях .
1960-е и начало 1970-х ознаменовались дальнейшим участием Жаприсо в кино. Он написал оригинальные сценарии к фильмам «Прощай, друг» (1968), «Всадник под дождем» (1970) и «Надеюсь умереть» (1972), а также снял экранизацию своего дебютного романа «Нехорошие партии» (1975). [ 9 ]
Он вернулся в литературу в 1977 году с романом «Одно смертельное лето» , получившим премию «Приз двух маго» в 1978 году. Киноверсия , снятая Жаном Беккером в 1983 году, была удостоена четырех премий «Сезар» , в том числе одного Жаприсо за лучший адаптированный сценарий.
С тех пор Жаприсо делил свое время между кино и литературой. Его следующий роман «Женская страсть» был опубликован в 1986 году. В 1988 году он написал и снял полусерьезный триллер « Сентябрьская Джульетта» с Летицией Габриелли и Анн Парийо в главных ролях . Критики раскритиковали фильм [ 11 ] и неудачный с коммерческой точки зрения, это была последняя режиссерская работа Жаприсо.
В 1990 году Жаприсо переехал из Парижа в дом, который он купил недалеко от Бюссе , Алье . [ 12 ] Последний роман Жаприсо « Очень долгая помолвка» был опубликован в 1991 году и получил широкое признание критиков как во Франции, так и за рубежом. [ 13 ] В том же году он был удостоен Prix Interallié .
Затем Жаприсо написал два сценария для Жана Беккера : «Дети болота» (1999), адаптируя роман Жоржа Монфоре 1958 года, и «Преступление в раю» (2001), основанное на фильме Саши Гитри 1951 года «Яд» .
Он умер 4 марта 2003 года в Виши . Его новый роман Là-haut les tambours («Барабаны на высотах») остался незавершенным. [ 4 ]
Жан-Батист Росси похоронен на новом участке кладбища Бюссе. [ 14 ]
Литературный стиль
[ редактировать ]Мартин Херкомб писал, что четыре романа Жаприсо (от «Ловушки для Золушки» до «Женских страстей» ) соответствуют определению саспенс-романа: «они построены вокруг преступления, которое предшествует повествованию романа, преступления, которое реконструируется в повествовательной форме в романе». ход этого романа». В основе каждого романа лежит «соревнование между разными потенциальными рассказчиками преступления». Затем Херкомб заключает, что «поэтому в романах Жаприсо ценность повествования и способность убедить других с помощью триумфальной повествовательной версии преступления ставятся выше физической и объективной истины, касающейся того же события». [ 15 ]
Саймон Кемп отмечает, что двумя наиболее характерными литературными приемами Жаприсо являются субъективность и полифония - «ограниченный взгляд от первого лица и не слишком гармоничный хор голосов - которые вместе создают ненадежные повествования, на которых поддерживаются его тайны». Его романы «повествуются или фокусируются на персонажах, чей ограниченный взгляд на события, которые они переживают, держит читателя в равной степени в неведении до тех пор, пока для них обоих не наступит момент откровения». Жаприсо усиливает этот эффект, иногда используя повествование в настоящем времени, «давая ощущение повествования одновременно с пересказываемыми действиями и, таким образом, избегая искусственности ретроспективного рассказчика, скрывающего его взгляд назад». Полифония в произведениях Жаприсо используется, чтобы сбалансировать «ограничение точки зрения с увеличением количества разных голосов в повествовании». Эти повествования обычно касаются спорных событий с участием ряда свидетелей и участников. «По ходу повествования читателю затем представлены различные рассказы об одном и том же происшествии от разных персонажей». [ 16 ] В результате «читатель должен отсеять истину среди множества предложенных частичных взглядов и противоречивых свидетельств». [ 17 ]
Из-за таких сложных методов произведения Жаприсо сложно классифицировать, и издателям становится сложно определить, продавать ли его романы как криминальную или литературную фантастику. В интервью, вошедшем во французское издание « Дамы в машине в очках и с пистолетом» , Жаприсо упоминает о двусмысленности своего положения: критики-криминалисты считают его романы слишком литературными, а литературные критики — слишком захватывающими. [ 18 ]
Говард Юнкер назвал Жаприсо «великим талантом, который захотят проанализировать исследователи популярного романа и повествовательной формы в целом». [ 19 ]
Литературные влияния
[ редактировать ]Жаприсо утверждал, что он не любит читать и что Льюиса Кэрролла » « Алису в стране чудес , Эрнеста Хемингуэя » « Пятьдесят тысяч и другие рассказы нужно писать хорошо. [ 10 ] Сообщается, что он также любил Г.К. Честертон и Жорж Сименон . [ 4 ]
Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и ее продолжение служат постоянной точкой отсчета в творчестве Жаприсо, обеспечивая эпиграфы к фильмам «Одно смертельное лето» , «Женские страсти » и «Очень долгая помолвка» , а также появляясь в качестве вступительных цитат на экране в « Наезднике на Rain, а также в And Hope to Die . Эти цитаты намекают на ограниченное видение персонажей и «их неспособность справиться с событиями, которые их окружают и сбивают с толку». [ 20 ] Тексты Кэрролла, возможно, предоставили Жаприсо «архетип молодой главной героини в поисках знаний и идентичности», который фигурирует в «Ловушке для Золушки» , «Даме в машине в очках и с пистолетом» , «Одном смертельном лете» и «Очень долгой помолвке ». [ 20 ] Как и героиня Кэрролла, «персонажи Жаприсо, кажется, вошли в измерение, где определенности больше не существует, и тайна заключается в том, чтобы узнать, кто вы есть». [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Жаприсо тогдашний министр культуры Франции Жан-Жак Айягон выступил с заявлением, в котором назвал Жаприсо «мастером повествования, писателем, которого ценят как критики, так и публика», а «его величайшим ресурсом стала его любовь к своим героям». и история нашей страны, которая останется сутью его творчества». [ 22 ]
Ассоциация Себастьяна Жаприсо была основана в Бюссе в 2004 году для продвижения и сохранения его литературного наследия. [ 23 ]
В сентябре 2005 года в Бристольском университете прошла конференция под названием «Себастьян Жаприсо: ретроспектива». Ряд ученых из Европы и Северной Америки собрались, чтобы обсудить и оценить вклад Жаприсо в криминальную фантастику и кино. Материалы конференции были опубликованы в 2009 году под названием «Себастьян Жаприсо: Искусство преступления». Жак Дюбуа писал в предисловии: «Хотя сам Жаприсо был безразличен к сохранению наследия любой ценой, он, тем не менее, обладает той редкой заслугой, что заставляет нас пересмотреть наши критерии и мнения относительно великой литературы». [ 24 ] Мартин Херкомб и Саймон Кемп писали, что из-за его репутации просто автора криминальной фантастики «Жапризо не получил должного академического внимания, и это несмотря на то, что многие из его работ включены в программы бакалавриата в Европе и Северной Америке». [ 1 ] Они утверждают, что, хотя работам Жаприсо может не хватать «явной экспериментальной направленности, свойственной многим его коллегам 1960-х и 1970-х годов, они также отражали и, следовательно, популяризировали определенные интеллектуальные течения его времени». В его произведениях можно обнаружить влияние структуралистских теорий и неортодоксальных методов « новых романистов» , «поскольку они разбивают формулы классического детектива на составные части, чтобы вновь соединить их оригинальными и парадоксальными способами». [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Год издания во Франции | Оригинальное французское название | Английское название/перевод | Публикация |
---|---|---|---|
1950 | Плохие вечеринки | Фальстарт = Пробуждение |
|
1950 | Лица любви и ненависти | Лица любви и ненависти |
|
1962 | Убийственный отсек | В 10:30 из Марселя. = Убийства в спальном вагоне Перевод Фрэнсис Прайс |
|
1963 | Ловушка для Золушки | Ловушка для Золушки Перевод Хелен Уивер |
|
1965 | Одиссекс | – | – |
1966 | Дама в машине в очках и с пистолетом | Дама в машине в очках и с пистолетом Перевод Хелен Уивер |
|
1968 | Прощай, друг | До свидания, друг Перевод Патрисия Аллен Дрейфус |
|
1972 | Заяц по полям бегает | – | – |
1977 | Смертельное лето | Одно смертельное лето Перевод Шеридан Алан |
|
1986 | Страсть женщин | страсть женщин Женщины в качестве доказательства Перевод Рос Шварц |
|
1991 | Долгая помолвка в воскресенье | Очень долгая помолвка Перевод Линда Ковердейл |
|
1992 | Пассажир дождя | Всадник под дождем Перевод Линда Ковердейл |
|
Фильмография
[ редактировать ]- 1961: Машина, говорящая о любви (короткометражный) (режиссер, сценарист) - Жан-Батист Росси
- 1961: Фиксированная идея (короткометражный) (режиссер, сценарист) - Жан-Батист Росси
- 1964: Потерянный человек в своем дневнике (короткометражный) (режиссер, сценарист) - Жан-Батист Росси
- 1965: Ловушка для Золушки (сценарист по роману)
- 1965: Убийства в спальном вагоне (по роману)
- 1968: Adieu l'ami, он же «Честь среди воров» , он же «Прощай, друг» (британское название), он же «Прощай, друг» (сценарист)
- 1970: Всадник под дождем (сценарист)
- 1970: Дама в машине в очках и с пистолетом (по роману)
- 1972: And Hope to Die (сценарист по роману Дэвида Гудиса )
- 1975: История О (сценарист по роману Полины Реаж )
- 1975: Folle à tuer a.ka Mad Enough To Kill (сценарист по роману Жана-Патрика Маншетта ) (в титрах не указан по просьбе Жаприсо)
- 1976: Les Mal Partis (режиссер, сценарист по роману) - Жан-Батист Росси
- 1983: Одно смертельное лето (сценарист по роману)
- 1988: Июль в сентябре, он же Июль в сентябре (режиссер, сценарист)
- 1992: Daam Autos ( Женщина в машине ), Эстония (по роману « Дама в машине в очках и с пистолетом »), режиссёр Пеэтер Урбла
- 1999: Дети болота (сценарист по роману Жоржа Монфоре)
- 2000 — Траектория бабочки , российский мини-сериал (по роману « Ловушка для Золушки »).
- 2001: Дама в очках, с ружём в автомобиле ( Дама в машине в очках и с пистолетом) , российский телесериал (по роману)
- 2001: Преступление в раю (сценарист по роману « Яд Саши Гитри »)
- 2004: Очень долгая помолвка (по роману)
- 2013: Ловушка для Золушки (по роману)
- 2015: Дама в машине в очках и с пистолетом (по роману)
Награды
[ редактировать ]- 1963: Гран-при в области детективной литературы за роман «Piege pour Cendrillon» (Деноэль, 1963).
- 1966: Премия единогласия за Les Mal Partis
- 1966: Почетный приз за «Даму в машине в очках и с пистолетом».
- 1968: Премия «Золотой кинжал» за лучший криминальный роман года 1968 (лучший иностранный) - Ассоциация писателей-криминалистов за «Женщину в машине» (сувенирная пресса)
- 1978: Prix des Deux-Magots за «Убийственное лето» (Деноэль, 1977)
- 1981: Премия Мартина Бека - Svenska Deckarakademin (Académie suédoise) - за Vedergällningen (L'Été meurtrier)
- 1984: Сезар за лучший адаптированный сценарий – Французская академия кино – за фильм «Эте убийца» (фильм Жана Беккера, 1983).
- 1991: Премия Interallié за воскресную долгую помолвку (Деноэль, 1991).
- 1996: Отличное чтение для взрослых (почетное упоминание) - Ассоциация независимых книготорговцев Северной Калифорнии (NCIBA) (США) за очень долгое сотрудничество
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Херкомб, Мартин; Кемп, Саймон, ред. (2009). Себастьен Жаприсо: искусство преступления . Амстердам: Родопи. п. 21. ISBN 9789042025349 . OCLC 303013296 .
- ^ «Себастьян Жаприсо» . Таймс . 20 марта 2003 г. ISSN 0140-0460 . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Курша, Клод (21 ноября 1980 г.). «Раса Жаприсо» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Некролог: Себастьен Жаприсо» . Независимый . 13 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Себастьен Жаприсо» . Premiere.fr (на французском языке). 4 июля 1931 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Жаприсо, Себастьян (2003). Автор Жан-Батист Росси; Страсть женщины; Долгая помолвка в воскресенье . Париж: Деноэль. п. 9. ISBN 2207255352 . OCLC 417449046 .
- ^ Херкомб, Мартин. Кемп, Саймон (2009). Себастьен Жаприсо: искусство преступления . Родопи. п. 15. ISBN 9789042025349 . OCLC 303013296 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кунду, Марина (1988). «Себастьян Жаприсо». Йельские французские исследования (75): 133–136. дои : 10.2307/2929362 . ISSN 0044-0078 . JSTOR 2929362 .
- ^ Jump up to: а б Реж, Филипп (2010). Энциклопедия французских кинорежиссёров . Пугало П. ISBN 9780810861374 . OCLC 760165948 .
- ^ Jump up to: а б «Убийственная зима Себастьяна Жаприсо» . Libération.fr (на французском языке). 7 марта 2003 г. Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Росс, Филипп (июнь 1988 г.). «Июль в сентябре». Кинообзор . 440 :60.
- ^ «Себастьен Жаприсо» . hansi.pagesperso-orange.fr . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Учебное пособие к книге Жана Батиста Росси «Очень долгая помолвка» . Учебные пособия Гейла. 2017. ISBN 978-1375375467 . OCLC 1077482847 .
- ^ «Бюссе: кладбище» . Кладбища Франции и других стран . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ Херкомб, Мартин (2009). «Противоречивые показания». Себастьен Жаприсо: искусство преступления . Амстердам: Родопи. стр. 27–29. ISBN 9789042025349 . OCLC 303013296 .
- ^ Кемп, Саймон (2009). «Жаприсо в кино». Себастьен Жаприсо: искусство преступления . Амстердам: Родопи. стр. 67–68. ISBN 9789042025349 . OCLC 303013296 .
- ^ Кемп, Саймон (2009). «Превосходный римский политик». В Хардвике, Луиза (ред.). Новые подходы к преступности во французской литературе, культуре и кино . Питер Лэнг. п. 138. ИСБН 9783039118502 . OCLC 426122740 .
- ^ Жаприсо, Себастьян (2005). Дама в машине в очках и с пистолетом (на французском языке). Париж: Деноэль. п. 9. ISBN 9782070407637 . OCLC 143524396 .
- ^ Юнкер, Ховард (18 декабря 1967 г.). "На дороге". Newsweek . LXX (25): 110–110А.
- ^ Jump up to: а б Горрара, Клэр (2009). «Зазеркалье». В Херкомбе, Мартин; Кемп, Саймон (ред.). Себастьян Жаприсо: искусство преступления . Амстердам: Родопи. п. 153. ИСБН 9789042025349 . OCLC 303013296 .
- ^ Дворцовые виноградники, Иоланда (2009). «Себастьян Жаприсо: Приключения в чтении и письме». В Херкомбе, Мартин; Кемп, Саймон (ред.). Себастьян Жаприсо: искусство преступления . Амстердам: Родопи. п. 125. ИСБН 9789042025349 . OCLC 303013296 .
- ^ «Себастьен Жаприсо мертв» . Ле Нувель Обсерватор (на французском языке). 14 марта 2003 г. Проверено 25 октября 2019 г.
- ^ «Себастьян Жаприсо» . www.net1901.org (на французском языке). 2004 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Дюбуа, Жак (2009). "Предисловие". Себастьян Жаприсо: искусство преступления . Родопи. п. 12. ISBN 9789042025349 . OCLC 303013296 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1931 рождений
- 2003 смертей
- Представители СМИ из Марселя
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы XX века
- Французские романисты XX века
- французские кинорежиссеры
- Французские писатели криминальной фантастики
- Писатели из Прованса-Альп-Лазурного Берега
- Победители Prix des Deux Magots
- Приз победителей Interallié
- Французские романисты-мужчины
- Французские писатели-мужчины XX века
- Писатели-псевдонимы XX века
- Себастьян Жаприсо