Пьер Шендорффер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2012 г. ) |
Пьер Шендорффер | |
---|---|
![]() Пьер Шендорффер во Французской синематеке | |
Рожденный | Пьер Шёндерффер 5 мая 1928 г. Шамальер , Франция |
Умер | 14 марта 2012 г. Кламар , Франция | (83 года)
Супруг | Патрисия Шендорффер (1958–2012) |
Награды | Лучший документальный фильм Выиграл: 1968 Взвод Андерсона Выдающийся документальный фильм IATAS, созданный для телевидения 1967 Взвод Андерсона |
Пьер Шёндорффер ( фр . Pierre Schœndœrffer ; 5 мая 1928 — 14 марта 2012) — французский кинорежиссер , сценарист , писатель , военный репортер , военный оператор , известный ветеран Первой Индокитайской войны кино , академик . Он был президентом Академии изящных искусств в 2001 и 2007 годах. [1]
В 1967 году он стал лауреатом премии «Оскар» за лучший документальный фильм за фильм «Взвод Андерсона» . В фильме рассказывается о взводе американских солдат в течение шести недель в разгар боев во Вьетнаме в 1966 году.
Биография
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Пьер Шендорфер родился в Шамальере во французской эльзасской протестантской семье. Поскольку Эльзас был территорией, оспариваемой и аннексированной в 17, 19 и 20 веках как Францией, так и Германией, что привело к франко-прусской войне (1870 г.) и следующей Первой мировой войне (1914–1918 гг.), Его предки были французами и потеряли все свои вещи.
Его дед по материнской линии, ветеран 1870 года, пошел добровольцем во французскую армию в 1914 году в возрасте 66 лет и в звании капитана. Он был убит во время Второй битвы на Эне у Шмен-де-Дам . Его отец был директором госпиталя Анси и умер вскоре после окончания битвы за Францию (1940 г.), где был ранен. [2]
Со своей женой Патрисией он познакомился в Марокко (тогда это был совместный испанско-французский протекторат ), она работала журналисткой France-Soir . У них было трое детей: актер и сценарист Фредерик Шендорфер , режиссер и продюсер Людовик Шендорффер и актриса Амели Шендорфер.
Пьер Шендорффер умер в возрасте 83 лет 14 марта 2012 года во Франции. [3]
Молодость (1942–47)
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Шендорффер потерял отца и не очень хорошо учился в школе в Анси. Зимой 1942–43 он прочитал Джозефа Кесселя эпический приключенческий роман «Фортуна Карре» (1932), который изменил его амбиции; он хотел стать моряком и путешествовать по миру [4]
В 1946 году он провел лето в качестве рыбака на борту небольшого рыболовного траулера в заливе Бургнёф-ан-Ретц , недалеко от Порника , Земли Луары (недалеко от Бретани ). Основываясь на этом опыте, он позже снял фильмы «Тан», «Рыбак», снятый во Вьетнаме, и «Исландский рыбак» .
В следующем году он вернулся в регион Земли Луары и сел на шведский грузовой корабль в Булони .
От моряка до военного кинооператора (1947–54).
[ редактировать ]В 1947 году на борту торгового флота каботажного судна два года плавал по Балтийскому и Северному морям . Этот опыт позже найдет отголоски в «Семи днях в море» , «Крабе-барабанщике» и даже в «Над облаками» .
С 1949 по 1950 год он покинул море для прохождения обязательной военной службы в 13e Bataillon de Chasseurs Alpins («13-й альпийский охотничий батальон», 13e BCA) альпийской пехоты, базирующемся в Шамбери и Модане , Рона-Альпы . Альпийская пехота позже станет корпусом главного героя в «Чести капитана» .
Юный Шендорффер понял, что он не рожден для того, чтобы быть моряком, но и солдатом он быть не хотел, думая, что зря потратит время. Он хотел заниматься кинопроизводством. Поскольку ему не удалось войти в индустрию телевидения и кино, вместо этого он начал заниматься фотографией. Однажды, прочитав в газете «Фигаро» статью о военном операторе Жорже Ковале , погибшем в бою во время Первой Индокитайской войны, он решил попытать счастья в Service Cinématographique des Armées («Армейская кинематографическая служба», SCA, ныне ECPAD).
В конце 1951 года он вызвался стать военным кинооператором французской армии и был отправлен в Сайгон , во Французском Индокитае . Там капрал Шендорфер познакомился и подружился с военным фотографом Service Presse Information («Информационная пресс-служба», SPI) старшим сержантом Жаном Перо, который взял его в качестве своего протеже .
Первой постановкой Шендорфера SCA стал 9-минутный короткометражный документальный фильм «Первые военные действия в Индокитае» (1952), который тридцать лет спустя появится на экране в фильме «Честь капитана» .
В 1954 году его друг и начальник старший сержант Перо телеграммой попросил его присоединиться к нему в битве при Дьенбьенфу , и он высадился в составе 5-го вьетнамского парашютного батальона (5e BPVN, также известного как 5e BAWOUAN). В результате повышенный в звании капрал-начальник Шендорффер «отпраздновал» свой 26-й день рождения в разгар 57-дневной осады. Он снимал всю битву для SCA, но после прекращения огня французами и поражения, точно так же, как другие солдаты уничтожили свое оборудование, чтобы оно не было захвачено Вьетмином, Шендорффер уничтожил свои пленки и камеру. Позже это событие было изображено на экране его собственным сыном Фредериком в документальной драме Пьера Шендорфера 1992 года « Дьен Бьен Фу», воссоздающей битву.
В конце боя в 1954 году он спас и тайно спрятал шесть одноминутных роликов SCA, которые оказались в Романа Кармена . руках [5]
От военнопленного до военного корреспондента (1954–56).
[ редактировать ]После боя, 7 мая 1954 года, он был взят в плен и отправлен в лагерь перевоспитания Вьетминя . Во время марша к лагерю, следуя за Жаном Перо, он пытался бежать вместе с командиром десантников Марселем Бигером , но его поймали. Однако Перо исчез и с тех пор пропал без вести .
В тюрьме ему сохранили жизнь по настоянию Романа Кармена, советского военного репортера, снявшего все основные сцены, иллюстрирующие битву, из фильма «Вьетминь, поднимающего красный флаг над бункером генерала де Кастри, организованного через несколько недель после осады». , Французского Союза, колонна военнопленных идущая из Дьенбьенфу в лагерь перевоспитания ( для расстрела использовался кран ), показанная в Вьетнаме («Вьетнам», 1955 г.). За это время Кармен провела несколько дружеских встреч с Шендорфером; они рассказали о своей работе, и он рассказал французскому пленнику, что нашел свои ролики и смотрел их. Однако Кармен сохранила видеозаписи, поэтому в результате единственные кадры, освещающие битву, сняты с точки зрения Вьетминя.
Шендорффер был освобожден Вьетминем четыре месяца спустя, 1 сентября 1954 года. В десятую годовщину битвы в Париже Шендорфер был приглашен вместе с Бигердом, чтобы прокомментировать кадры Вьетминя, включая фрагменты из Вьетнама , которые транслировались французской публикой. канал ОРТФ ( Cinq Colonnes à la une show) впервые. [6]
После Первой Индокитайской войны Шендорффер оставил французскую армию и стал военным репортером-фотографом в Южном Вьетнаме для французских и американских новостных журналов: Paris Match , Paris-Presse , Time , Life , Look .
В апреле 1955 года он покинул Южный Вьетнам , чтобы вернуться во Францию, останавливаясь по пути в Гонконге , Тайбэе , Японии, Гавайях и Сан-Франциско .
В Гонконге через информационное агентство AFP он познакомился с Джозефом Кесселем , авантюристом, летчиком Первой мировой войны и Второй мировой войны, военным корреспондентом, репортером и писателем, чьим «Фортуном Карре» он восхищался в детстве. За ужином и долгой «кеселевской» ночью с большим количеством алкоголя и даже небольшим количеством опиума Шендорффер рассказал о своем трехлетнем приключении в Индокитае Кесселю, который был впечатлен. Вскоре они расстались, но с обещанием поддерживать связь в Париже.
В Голливуде Шендорффер стал стажером в кино на десять дней благодаря своим связям с журналом Life , но без грин-карты он в конце концов был вынужден уйти.
Вернувшись во Францию, он подписал свой первый важный контракт с Pathé Journal , а две недели спустя вылетел в Марокко , где во французском Алжире подражали антиколониальному восстанию . Он стал военным корреспондентом, снимая беспорядки для французской аудитории — Марокко тогда было французским протекторатом . Там он познакомился с Патрисией, журналисткой France Soir , которая впоследствии стала его женой.
В 1956 году он ушел из Pathé, представитель которого угрожал ему: «Вы уходите от нас? Значит, вы никогда больше не будете сниматься в кино, потому что мы огромные!».
Сценарист и режиссер (1956–2003).
[ редактировать ]В этот момент Шендорффер был сбит с толку своей молодой карьерой, майор Пате вернул его к ситуации, которую он пережил в 1951 году. Когда он рассказывал о своей встрече в Гонконге с Кесселем своей невесте Патриции, она убедила его связаться с тем, кого он считал «исторический памятник». [7]
был кинопроект в Афганистане Кессель на самом деле искал его, так как у него «Перевал Дьявола» , и он хотел, чтобы Шендорффер снял его. Кессель написал сценарий, Рауль Кутар , ветеран Первой Индокитайской войны (SPI), отвечал за операторскую работу в его первом фильме (позже он присоединился к Жан-Люку Годару ), Жак Дюпон помогал Шендорферу с режиссурой, а Жорж де Борегар был продюсером. это.
В 1958 году он женился на «Пэт», Патриции, журналистке, с которой познакомился в Марокко в 1955 году.
В 1959 году Пьер Лазарефф, основатель газеты France Soir (где работали Патрисия Шендорффер и Джозеф Кессель), попросил его снять репортаж об Алжирской войне для его Cinqcolnes à la une телешоу (ORTF). Благодаря Лазареву он позже вернулся во Вьетнам в 1966 году и создал свой знаменитый взвод Андерсона для ОРТФ.
Позже в 1991 году он вернулся в Дьенбьенфу и воссоздал битву в одноименной эпической документальной драме — в стиле Торы! Тора! Тора! - в котором его сын Фредерик сыграл свою роль оператора. Фактическая вьетнамская армия использовалась как Вьетминь, так и в качестве национальной армии Вьетнама, сражавшейся на стороне Французского Союза против коммунистов. бойцы 11-й французской парашютной бригады Тем временем роль французских десантников исполнили .
В 2000-е (десятилетие) его последние постановки включают роман 2003 года «Крыло бабочки» ( L'Aile du Papillon ) и «Выше облаков» ( Là-Haut, un roi au-dessus des nuages ), театральную экранизацию его романа 1981 года. Там наверху ( Ла-О ).
Прием
[ редактировать ]Критический успех
[ редактировать ]Пьер Шендорффер получил признание на международных фестивалях короткометражных и полнометражных фильмов. Как писатель он выиграл множество фестивальных, академических и военных наград и премий, в том числе Приз Вобана в 1984 году (в честь своих жизненных достижений).
(«Краб-барабанщик»), трижды в 1977 году премии «Сезар» удостоенным Во Франции он известен своим романом «Le Crabe-Tambour» , основанным на Французской академии одноименном романе, удостоенном премии . Его первый успех был в 1965 году, когда его Каннский кинофестиваль за лучший сценарий получил награду «317-й взвод» ( секция La 317e ). Оба фильма основаны на его опыте Первой Индокитайской войны.
Он наиболее известен за рубежом, особенно в Соединенных Штатах, благодаря своему Оскар получившему о войне во Вьетнаме, черно-белому документальному фильму в 1967 году, «Взвод Андерсона» ( La Division Anderson французском общественном канале ORTF. ), первоначально снятому для популярного Cinq Colonnes à la une на ежемесячного шоу . Он принес ему «Оскар», международную премию «Эмми» , премию «Красная лента» на Нью-Йоркском кинофестивале , премию BBC «За заслуги» и премию Италии.
Награды
[ редактировать ]
- Военные почести
- Гражданские почести
- Командор Почетного легиона
- Кавалер Национального ордена за заслуги
- Офицер искусств и литературы
- Рыцарь Академической пальмы
- Художественные призы
- 1965: Каннский кинофестиваль за лучший сценарий «317-й взвод»
- 1967: Премия Оскар за документальный фильм (Оскар): Взвод Андерсона
- 1967: Приз Италии : взвод Андерсона
- 1967: Премия за заслуги ( BBC ): Взвод Андерсона
- 1969: Prix Interallié : Прощание с королем
Академия изящных искусств
[ редактировать ]Пьер Шендорфер был избран в Секцию VII Академии изящных искусств : Художественное творчество в кино и аудиовизуальной сфере, место № 4, 23 марта 1988 года, заменив Гийома Жилле .
Он был президентом Академии изящных искусств с 2001 по 2007 год.
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]- 1959: Рамунчо (Рамунчо) по 1897 года. роману Пьера Лоти
- 1959: Исландский рыбак - по 1886 года. роману Пьера Лоти
- 1965: 317-й взвод (секция La 317e) - по роману 1963 года.
- 1966: Цель 500 миллионов (Objective 500 Million)
- 1977: Le Crabe-tambour (Краб-барабанщик) - по роману 1976 года.
- 1982: Капитанская честь
- 1992: Дьенбьенфу (Дьенбьенфу)
- 2004: Над облаками — по роману 1981 года.
Художественные документальные фильмы
[ редактировать ]- 1956: La Passe du diable (Перевал Дьявола) — совместно с Жаком Дюпоном , сценарий Жозефа Кесселя
- 1967: Взвод Андерсона — пять колонок на первой полосе телешоу .
- 1976: Утренний страж
- 1975: Аль-Магриб аль-Акса (Марокко)
- : Вызов 1986
- 1989: Réminiscences (Воспоминания) — продолжение «Взвода Андерсона»
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- 1958: Рыбак Чем:
Короткометражные документальные фильмы
[ редактировать ]- 1952: Первые военные действия в Индокитае - отрывки представлены в L'Honneur d'un Capitaine (1982) и в двух документальных фильмах Питера Херкомба (2004) и Патрика Джуди (2005) о битве при Дьенбьенфу.
- 1959: Алжир , который сражается - пять колонок на первой полосе телешоу .
- 1963: Предупреждающий вертолет
- 1973: море Семь дней в
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- 1963: Секция La 317e (317-й взвод) - экранизирован им самим в 1965 году.
- 1969: Прощание с королем (L'Adieu au Roi) - экранизировано в 1989 году Джоном Милиусом.
- 1976: Морские тропы (Le Crabe-tambour) - победитель Гран-при Романа Французской академии - адаптирован на экране в 1977 году им самим.
- 1981: Ла-О (Наверху) - экранизирован им самим в 2003 году.
- 2003: L'Aile du papillon (Крыло бабочки)
Эссе
[ редактировать ]- 1994: Дьенбьенфу, 1954/1992 De la Bataille au Film (Дьенбьенфу: 1954–1992 От битвы к фильму) — по мотивам его фильма 1992 года.
Вдохновение и влияние
[ редактировать ]Его вдохновение
[ редактировать ]На Шендорфера в первую очередь повлияли эпические приключенческие романы, особенно » Джозефа Кесселя ( «Фортуна Карре 1932). Кессель написал «Перевал дьявола» (1956), который он поставил совместно с Жаком Дюпоном. В конце 1950-х годов он адаптировал на экране два Пьера Лоти романа : сначала «Исландский рыбак» (1886), затем «Раманчо» (1897). После выхода в 1992 году фильма « Дьенбьенфу » Шендорффер три года работал над экранизацией романа своего любимого писателя Джозефа Конрада « Тайфун » (1902). [8] Сценарий был готов, и режиссер приступил к подбору локаций для съемок, но продюсер не нашел достаточно денег, чтобы покрыть большой производственный бюджет, и поэтому проект в конечном итоге был отменен. [9]
Юного Шендорфера также вдохновляли голливудские фильмы, которые он смотрел вместо того, чтобы ходить на занятия в средней школе. В «317-м взводе» есть постоянная отсылка к историческому фильму Майкла Кертиса « Атака легкой бригады » (1936). В 2004 году журналист L'Express спросил Шендорфера о его любимом фильме: Акиры Куросавы » « Бег (1985). [8]
Военный фотограф Жан Перо был для него «старшим братом» (он был на три года младше) и «самым важным человеком, которого он встретил в Индокитае», а также вдохновляющим образцом характера. [10]
Его собственный опыт моряка, ветерана Вьетнама и путешественника является сильным источником вдохновения для большинства его работ. Это очевидно в « Барабанщике-Крабе» , но самое автобиографичное произведение — «Дьенбьенфу» (1992), где его изображает старший сын Фредерик.
Его влияние
[ редактировать ]Французская актриса Аврора Клеман в фильме «Краб-барабанщик» играет роль в главах о французских плантациях «Апокалипсиса сегодня » , связывающих войну во Вьетнаме с французским опытом Первой войны в Индокитае.
Во время съемок фильма Оливера Стоуна» ( «Взвод 1986) Стоун, который также был ветераном Вьетнама, заставлял своих актеров и съемочную группу жить как настоящий взвод в джунглях. Это был тот же самый метод, который использовал Шендорффер двадцать один год назад в 317-й взвод .
Фильм о Пьере Шендорфере
[ редактировать ], снятый в 2011 году «Страж памяти» Пьером Шендорфером, стал первым полнометражным документальным фильмом о нем. Режиссер Рафаэль Милле , это совместное производство Nocturnes Productions и Национального института аудиовизуального искусства (INA, Французский национальный институт аудиовизуального искусства). В нем Пьер Шендорфер вновь вспоминает свою жизнь и карьеру, уделяя особое внимание тому влиянию, которое оказал на него опыт работы военным оператором французской армии во время войны в Индокитае .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Умер кинорежиссер и писатель Пьер Шендорффер» . 20 минут.фр. 14 марта 2012 года . Проверено 14 марта 2012 г.
- ↑ Официальная речь Академии изящных искусств, посвященная поступлению Пьера Шендорфера в академию. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , Кристиан Ланглуа, 18 октября 1989 г.
- ^ Мартин, Дуглас (14 марта 2012 г.). «Пьер Шендорффер, французский кинорежиссер, умер в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Интервью Пьера Шендорфера, проведенное Ch. Б., Париж, 3 октября 2006 г.
- ↑ Истории — обработанные изображения , интервью Пьера Шендорфера. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine Жаном Гишнелем, 20 января 2006 г. (www.dien-bien-phu.info).
- ^ Пять колонок на первой странице: Дьенбьенфу , ORTF, 8 мая 1964 г.
- ^ Интервью Пьера Шендорфера, проведенное Ch. Б., Париж, 3 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Интервью Пьера Шендорфера. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Роланд Михай и Антуан Зильбер, L'Express , 17 мая 2004 г.
- ^ Entretien avec Пьер Шендорффер , интервью Пьера Шендорфера, CommeAuCinema, 2003
- ↑ Дьенбьенфу: портрет с подписью Шендорфера. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Франция 3 , Journal Télévisé 12h/14h , 5 мая 2004 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пьер Шендорфер на IMDb
- Некролог International Herald Tribune от 14 марта 2012 г.
- Некролог Daily Telegraph от 14 марта 2012 г.
- (на французском языке) Полная биография Академии изящных искусств .
- (на французском языке) Краткая биография
- (на французском языке) Дьен Бьен Фу: портрет, подписанный Шендорфером , французский общественный канал France 3, Новости 12 часов/14 часов, 5 мая 2004 г.
- 1928 рождений
- смертей в 2012 г.
- Люди из Шамальера
- Французские протестанты
- французские кинорежиссеры
- Французские романисты XX века
- Французские романисты XXI века
- Французские военнослужащие Первой Индокитайской войны
- Члены Академии Художеств
- Приз победителей Interallié
- Гран-при за роман лауреатов Французской академии
- Офицеры Национального ордена за заслуги
- Режиссеры лауреатов премии Оскар за лучший документальный полнометражный фильм
- Французские романисты-мужчины
- Французские писатели-мужчины XX века
- Французские писатели-мужчины XXI века
- Премия Каннского кинофестиваля за лучший сценарий