Литературная фантастика
Литературная фантастика , массовая фантастика , внежанровая фантастика , серьезная фантастика , [1] высокая литература , [2] художественная литература , [2] а иногда просто литература , [2] — это ярлыки, которые в книжной торговле относятся к рыночным романам, которые не вписываются четко в устоявшийся жанр (см. Жанровую фантастику ); или, в противном случае, ссылайтесь на романы, которые ориентированы на персонажей, а не на сюжет, исследуют состояние человека , используют язык в экспериментальной или поэтической манере или просто считаются серьезным искусством. [3] [4] : 115, 131 [5]
Литературная фантастика часто используется как синоним литературы в исключительном смысле произведений, которые, как считается, обладают значительными художественными достоинствами. [6] Хотя литературная фантастика обычно считается художественно превосходящей жанровую фантастику , они не исключают друг друга, и крупные литературные деятели использовали жанры научной фантастики , криминальной фантастики , романтики и т. д. для создания литературных произведений. Более того, в последние десятилетия в академических кругах получило развитие изучение жанровой художественной литературы. [4] : 115, 131 [7] [8] [5]
Жанр «Слипстрим» иногда занимает промежуточное положение между жанровой и нежанровой художественной прозой.
Характеристики
[ редактировать ]Определение
[ редактировать ]Литературная фантастика может включать в себя социальные комментарии , политическую критику или размышления о положении человека . [9] Это контрастирует с жанровой фантастикой, где сюжет является главной задачей. [10] Возможно, он медленнее, чем популярная художественная литература. [11] Как отмечает Терренс Рафферти , «литературная фантастика по своей природе позволяет себе бездельничать, задерживаться на шальных красавицах, даже рискуя сбиться с пути». [12] Другие работы могут быть больше связаны со стилем и сложностью письма: Сарикс описывает художественную литературу как «элегантно написанную, лирическую и ... многослойную». [13]
В отличие от жанровой фантастики , литературная фантастика относится к реалистической фантастике о человеческом характере или, в более широком смысле, «всем серьезным прозаическим произведениям, выходящим за рамки рыночных жанров», причем такими жанрами являются, например, научная фантастика , фэнтези , триллеры или вестерны . [8] Джефф Пручер определил мейнстримовую литературу как «реалистическую литературу... которая не принадлежит к маркетинговой категории (особенно научная фантастика, фэнтези или ужасы )». [4]
В контексте научной фантастики Брайан Стейблфорд определил художественную литературу как «традицию, которая была и оставалась упрямо безразличной к прогрессу науки, а то и гордо игнорирующей ее». [14] Джеймс Э. Ганн писал: «Сообщество научной фантастики использует слово «мейнстрим» для описания художественной литературы, которая привлекает желаемое внимание; это слово является признанием того, что научная фантастика воспринимается как побочный поток, приток. [5]
Ганн также отметил разницу между коммерческим и литературным мейнстримом: первый означает авторов, чьи произведения популярны (бестселлеры), а второй - произведения, рассматриваемые как «искусство». Он также отметил, что между ними существует противоречие, поскольку «высокие показатели продаж обычно считаются означающими, что автор распродался » и покинул литературный мейнстрим. Далее он определил литературный мейнстрим как «доминирующий академически-литературное сообщество — университетские профессора литературы; влиятельные критики престижных изданий, таких как New York Times Book Review , The New York Review of Books и The New Yorker : и писатели, которые серьезно относятся к первым двум группам». По словам Ганна, сфера художественной литературы в Соединенных Штатах в значительной степени ограничена художественной литературой начала 20-го века и классическим каноном, созданным на основе произведений таких авторов, как Вирджиния Вульф , Джеймс Джойс или Генри Джеймс (все европейцы по происхождению). [5]
Классическая книга
[ редактировать ]Литературная художественная литература включает классические книги : то есть произведения любой дисциплины, которые были признаны образцовыми или заслуживающими внимания. Это включает в себя попадание в список великих книг . Термины «классическая книга» и « западный канон » — тесно связанные понятия, но они не обязательно являются синонимами. «Канон» относится к списку книг, считающихся «важными», и представлен различными способами. Его можно опубликовать в виде сборника, например «Великие книги западного мира» , «Современная библиотека » или «Классика пингвинов» , или представить в виде списка академика, такого как Гарольд Блум . [15] или быть официальным списком чтения высшего учебного заведения. [16]
Роберт М. Хатчинс в своем предисловии к « Великим книгам западного мира» 1952 года заявил:
- До недавнего времени Запад считал само собой разумеющимся, что путь к образованию лежит через великие книги. Ни один человек не получил образования, если не был знаком с шедеврами своей традиции. Ни у кого никогда не было больших сомнений относительно того, что это за шедевры. Это были книги, которые выжили и которые общий голос человечества назвал лучшими письменными творениями западного ума. [17]
Однако Бен Бова , отмечая различие между жанровыми и нежанровыми произведениями, отмечал, что «фантастическая литература была основным направлением мирового повествования с момента возникновения письменности до начала семнадцатого века », и что более старые классики больше общего с произведениями современного, фантастического жанра, чем с жанром литературной, массовой фантастики. [18]
Высокая культура
[ редактировать ]Литературную фантастику можно считать примером « высокой культуры » и противопоставлять « популярной культуре » и « массовой культуре ». [19]
Поэт и критик Мэтью Арнольд определил «культуру» в книге «Культура и анархия» (1869) как «бескорыстное стремление к совершенствованию человека», преследуемое, полученное и достигнутое посредством усилий «познать лучшее, что было сказано и о чем думали в мире». ". [20] Такое литературное определение высокой культуры включает и философию . Философия эстетики предлагала высокую культуру как силу морального и политического блага.
Литературные заслуги
[ редактировать ]С 1901 года Нобелевская премия по литературе часто присуждается авторам художественной литературы. Эта ежегодная премия вручается писателю любой страны, создавшему в области литературы наиболее выдающееся произведение идеалистического направления . [21] [22] Хотя отдельные работы иногда называют особо примечательными, награда присуждается за всю работу автора в целом.
Международная Букеровская премия — аналогичная британская награда, вручаемая за выдающиеся художественные произведения, переведенные на английский язык. Это дополняет более раннюю Букеровскую премию , которая присуждается художественной литературе на английском языке. Оба судьи выбираются из числа ведущих литературных критиков, писателей, ученых и общественных деятелей. Процесс судейства Букера и сама концепция «лучшей книги», выбранной небольшим количеством литературных инсайдеров, для многих вызывает споры. [23] Автор Амит Чаудхури писал: «Идея о том, что «книга года» может оцениваться ежегодно группой людей – судей, которым приходится читать почти по книге в день – абсурдна, как и идея о том, что это какой-либо способ в честь писателя». [24]
Критика
[ редактировать ]В интервью Джон Апдайк посетовал, что «категория «литературная фантастика» возникла в последнее время, чтобы мучить таких людей, как я, которые только начали писать книги, и если кто-то захочет их читать, это потрясающе, чем больше, тем лучше… Я своего рода жанровый писатель, я пишу литературную фантастику, похожую на шпионскую фантастику или «цыплячью литературу». [25] Точно так же на «Шоу Чарли Роуза » Апдайк утверждал, что этот термин, применительно к его творчеству, сильно ограничивает его и его ожидания того, что может получиться из его произведений, поэтому он ему не очень нравится. Он предположил, что все его произведения являются литературными просто потому, что «они написаны словами». [26]
Джеймс Ганн отметил, что поклонники жанра и критики критикуют мейнстрим как обыденный, с «намеренным оттенком тупости, мирского и скучного реализма». Он раскритиковал мейнстримную художественную литературу за то, что она становится все более застойной и маргинализированной. [5] Эту точку зрения поддержали и другие; например, британский писатель-фантаст и фэнтези Адам Робертс прокомментировал: «Дело не в том, что SFF [научная фантастика и фэнтези] — это гетто внутри славного города «литературной фантастики», а наоборот. «Литературные» романы продаются отвратительно плохо, и в целом популярная культура в основном принадлежит научной фантастике и фэнтези, восемнадцать из двадцати самых кассовых фильмов всех времен - это SFF, [и] все узнают значки и мемы SFF »». [27]
Критиков и читателей популярной художественной литературы обвиняют в « снобизме », когда дело касается их неприязни к жанровой фантастике. [28]
См. также
[ редактировать ]- Эстетическое суждение
- Литературная критика
- Литературный жанр
- Литературная теория
- Манифест читателя
- Художественная литература о поп-культуре - литература, содержащая отсылки к популярной культуре и кроссоверы.
- Постмодернистская литература
- Великий американский роман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейер, Майкл (2008). Бедфордское введение в литературу: чтение, мышление, письмо (8-е изд.). Бостон: Бедфорд . п. 24. ISBN 978-0-312-47200-9 .
- ^ Jump up to: а б с Каннингем, Джон М.; Желашко, Алисия (21 апреля 2023 г.). «Популярная литература» . Британская энциклопедия . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Руководство для начинающих по художественной литературе | Книжные редакторы Нью-Йорка
- ^ Jump up to: а б с Пручер, Джефф (21 марта 2007 г.). Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-530567-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ганн, Джеймс Э. (1988). «Мейнстрим». Новая энциклопедия научной фантастики . Викинг. ISBN 978-0-670-81041-3 .
- ^ «письменное произведение, ценимое за высшие или непреходящие художественные достоинства» . («Литература», ОЭД).
- ^ Мэтью Шнайдер-Майерсон, «Исследования популярной художественной литературы: преимущества новой области». Исследования популярной культуры , Vol. 33, № 1 (осень 2010 г.), стр. 21–3.
- ^ Jump up to: а б «SFE: основные писатели научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Сарикс 2009 , с. 180.
- ^ Сарикс 2009 , стр. 181–82.
- ^ Сарикс 2009 , с. 182.
- ^ Рафферти 2011 .
- ^ Сарикс 2009 , с. 179.
- ^ Стейблфорд, Брайан (6 сентября 2006 г.). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Рутледж. стр. XXI. ISBN 978-1-135-92373-0 .
- ^ Блум, Гарольд (1994). Западный канон: книги и школа веков . Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company.
- ^ «Колледж Св. Иоанна | Академическая программа | Список чтения» . Stjohnscollege.edu. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Хатчинс, Роберт М., изд. (1952). Великие книги западного мира (Чикаго: Британская энциклопедия), т. 1, с. xi.
- ^ Герберт, Франк (1981). Победители «Небулы»: пятнадцать . Харпер и Роу. п. 175. ИСБН 978-0-06-014830-0 .
- ^ Энциклопедия философии (1967), том 1. с. 167.
- ^ Арнольд, Мэтью (1869). Культура и анархия . Журнал Корнхилл .
- (2003) Культура и анархия в Project Gutenberg
- ^ «Альфред Нобель будет» . nobelprize.org . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Джон Сазерленд (13 октября 2007 г.). «Чернила и коса» . Безлимитные книги Guardian . Хранитель . Проверено 13 октября 2007 г.
- ^ «Не Букеровская премия» . Хранитель . 16 октября 2017 г.
- ^ Чаудхури, Амит (15 августа 2017 г.). «Мои коллеги-писатели слишком заняты погоней за призами, чтобы писать о том, что важно» . Хранитель .
- ^ Гроссман, Лев (28 мая 2006 г.). «Старый мастер в дивном новом мире» . Время .
- ↑ Шоу Чарли Роуза от 14 июня 2006 г. с Джоном Апдайком. Архивировано 3 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Понятие, Мечта (07.07.2018). « Мы выигрываем войну»: вопросы и ответы с писателем-фантастом, критиком и историком Адамом Робертсом» . ФакторДейли . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ «СФЭ: Жанр НФ» . sf-энциклопедия.com . Проверено 31 августа 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Коулз, Уильям (2009). Литературный рассказ как вид искусства: текст для писателей . АвторДом. п. 136.
- Делани, Сэмюэл (2009). Фридман, Карл (ред.). Беседы с Сэмюэлем Р. Делани . Серия «Литературные беседы». Университетское издательство Миссисипи. стр. 214 .
- Хабжан, Джерней; Имлингер, Фабьен (2015). Глобализация литературных жанров: литература, история, современность . Лондон: Рутледж.
- Рафферти, Терренс (4 февраля 2011 г.). «Неохотный провидец» . Воскресное книжное обозрение «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 23 апреля 2012 г.
- Сарикс, Джойс (2009). Консультативное руководство для читателей по жанровой художественной литературе (2-е изд.). Издания АЛА. п. 402.
- Сарикс, Джойс (2005). Консультативная служба читателей в публичной библиотеке (3-е изд.). Издания АЛА. п. 211.