Jump to content

Литературная фантастика

Литературная фантастика , массовая фантастика , внежанровая фантастика , серьезная фантастика , [1] высокая литература , [2] художественная литература , [2] а иногда просто литература , [2] — это ярлыки, которые в книжной торговле относятся к рыночным романам, которые не вписываются четко в устоявшийся жанр (см. Жанровую фантастику ); или, в противном случае, ссылайтесь на романы, которые ориентированы на персонажей, а не на сюжет, исследуют состояние человека , используют язык в экспериментальной или поэтической манере или просто считаются серьезным искусством. [3] [4] : 115, 131  [5]

Литературная фантастика часто используется как синоним литературы в исключительном смысле произведений, которые, как считается, обладают значительными художественными достоинствами. [6] Хотя литературная фантастика обычно считается художественно превосходящей жанровую фантастику , они не исключают друг друга, и крупные литературные деятели использовали жанры научной фантастики , криминальной фантастики , романтики и т. д. для создания литературных произведений. Более того, в последние десятилетия в академических кругах получило развитие изучение жанровой художественной литературы. [4] : 115, 131  [7] [8] [5]

Жанр «Слипстрим» иногда занимает промежуточное положение между жанровой и нежанровой художественной прозой.

Характеристики

[ редактировать ]

Определение

[ редактировать ]

Литературная фантастика может включать в себя социальные комментарии , политическую критику или размышления о положении человека . [9] Это контрастирует с жанровой фантастикой, где сюжет является главной задачей. [10] Возможно, он медленнее, чем популярная художественная литература. [11] Как отмечает Терренс Рафферти , «литературная фантастика по своей природе позволяет себе бездельничать, задерживаться на шальных красавицах, даже рискуя сбиться с пути». [12] Другие работы могут быть больше связаны со стилем и сложностью письма: Сарикс описывает художественную литературу как «элегантно написанную, лирическую и ... многослойную». [13]

В отличие от жанровой фантастики , литературная фантастика относится к реалистической фантастике о человеческом характере или, в более широком смысле, «всем серьезным прозаическим произведениям, выходящим за рамки рыночных жанров», причем такими жанрами являются, например, научная фантастика , фэнтези , триллеры или вестерны . [8] Джефф Пручер определил мейнстримовую литературу как «реалистическую литературу... которая не принадлежит к маркетинговой категории (особенно научная фантастика, фэнтези или ужасы )». [4]

В контексте научной фантастики Брайан Стейблфорд определил художественную литературу как «традицию, которая была и оставалась упрямо безразличной к прогрессу науки, а то и гордо игнорирующей ее». [14] Джеймс Э. Ганн писал: «Сообщество научной фантастики использует слово «мейнстрим» для описания художественной литературы, которая привлекает желаемое внимание; это слово является признанием того, что научная фантастика воспринимается как побочный поток, приток. [5]

Ганн также отметил разницу между коммерческим и литературным мейнстримом: первый означает авторов, чьи произведения популярны (бестселлеры), а второй - произведения, рассматриваемые как «искусство». Он также отметил, что между ними существует противоречие, поскольку «высокие показатели продаж обычно считаются означающими, что автор распродался » и покинул литературный мейнстрим. Далее он определил литературный мейнстрим как «доминирующий академически-литературное сообщество — университетские профессора литературы; влиятельные критики престижных изданий, таких как New York Times Book Review , The New York Review of Books и The New Yorker : и писатели, которые серьезно относятся к первым двум группам». По словам Ганна, сфера художественной литературы в Соединенных Штатах в значительной степени ограничена художественной литературой начала 20-го века и классическим каноном, созданным на основе произведений таких авторов, как Вирджиния Вульф , Джеймс Джойс или Генри Джеймс (все европейцы по происхождению). [5]

Классическая книга

[ редактировать ]

Литературная художественная литература включает классические книги : то есть произведения любой дисциплины, которые были признаны образцовыми или заслуживающими внимания. Это включает в себя попадание в список великих книг . Термины «классическая книга» и « западный канон » — тесно связанные понятия, но они не обязательно являются синонимами. «Канон» относится к списку книг, считающихся «важными», и представлен различными способами. Его можно опубликовать в виде сборника, например «Великие книги западного мира» , «Современная библиотека » или «Классика пингвинов» , или представить в виде списка академика, такого как Гарольд Блум . [15] или быть официальным списком чтения высшего учебного заведения. [16]

Роберт М. Хатчинс в своем предисловии к « Великим книгам западного мира» 1952 года заявил:

До недавнего времени Запад считал само собой разумеющимся, что путь к образованию лежит через великие книги. Ни один человек не получил образования, если не был знаком с шедеврами своей традиции. Ни у кого никогда не было больших сомнений относительно того, что это за шедевры. Это были книги, которые выжили и которые общий голос человечества назвал лучшими письменными творениями западного ума. [17]

Однако Бен Бова , отмечая различие между жанровыми и нежанровыми произведениями, отмечал, что «фантастическая литература была основным направлением мирового повествования с момента возникновения письменности до начала семнадцатого века », и что более старые классики больше общего с произведениями современного, фантастического жанра, чем с жанром литературной, массовой фантастики. [18]

Высокая культура

[ редактировать ]

Литературную фантастику можно считать примером « высокой культуры » и противопоставлять « популярной культуре » и « массовой культуре ». [19]

Поэт и критик Мэтью Арнольд определил «культуру» в книге «Культура и анархия» (1869) как «бескорыстное стремление к совершенствованию человека», преследуемое, полученное и достигнутое посредством усилий «познать лучшее, что было сказано и о чем думали в мире». ". [20] Такое литературное определение высокой культуры включает и философию . Философия эстетики предлагала высокую культуру как силу морального и политического блага.

Литературные заслуги

[ редактировать ]

С 1901 года Нобелевская премия по литературе часто присуждается авторам художественной литературы. Эта ежегодная премия вручается писателю любой страны, создавшему в области литературы наиболее выдающееся произведение идеалистического направления . [21] [22] Хотя отдельные работы иногда называют особо примечательными, награда присуждается за всю работу автора в целом.

Международная Букеровская премия — аналогичная британская награда, вручаемая за выдающиеся художественные произведения, переведенные на английский язык. Это дополняет более раннюю Букеровскую премию , которая присуждается художественной литературе на английском языке. Оба судьи выбираются из числа ведущих литературных критиков, писателей, ученых и общественных деятелей. Процесс судейства Букера и сама концепция «лучшей книги», выбранной небольшим количеством литературных инсайдеров, для многих вызывает споры. [23] Автор Амит Чаудхури писал: «Идея о том, что «книга года» может оцениваться ежегодно группой людей – судей, которым приходится читать почти по книге в день – абсурдна, как и идея о том, что это какой-либо способ в честь писателя». [24]

В интервью Джон Апдайк посетовал, что «категория «литературная фантастика» возникла в последнее время, чтобы мучить таких людей, как я, которые только начали писать книги, и если кто-то захочет их читать, это потрясающе, чем больше, тем лучше… Я своего рода жанровый писатель, я пишу литературную фантастику, похожую на шпионскую фантастику или «цыплячью литературу». [25] Точно так же на «Шоу Чарли Роуза » Апдайк утверждал, что этот термин, применительно к его творчеству, сильно ограничивает его и его ожидания того, что может получиться из его произведений, поэтому он ему не очень нравится. Он предположил, что все его произведения являются литературными просто потому, что «они написаны словами». [26]

Джеймс Ганн отметил, что поклонники жанра и критики критикуют мейнстрим как обыденный, с «намеренным оттенком тупости, мирского и скучного реализма». Он раскритиковал мейнстримную художественную литературу за то, что она становится все более застойной и маргинализированной. [5] Эту точку зрения поддержали и другие; например, британский писатель-фантаст и фэнтези Адам Робертс прокомментировал: «Дело не в том, что SFF [научная фантастика и фэнтези] — это гетто внутри славного города «литературной фантастики», а наоборот. «Литературные» романы продаются отвратительно плохо, и в целом популярная культура в основном принадлежит научной фантастике и фэнтези, восемнадцать из двадцати самых кассовых фильмов всех времен - это SFF, [и] все узнают значки и мемы SFF »». [27]

Критиков и читателей популярной художественной литературы обвиняют в « снобизме », когда дело касается их неприязни к жанровой фантастике. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мейер, Майкл (2008). Бедфордское введение в литературу: чтение, мышление, письмо (8-е изд.). Бостон: Бедфорд . п. 24. ISBN  978-0-312-47200-9 .
  2. ^ Jump up to: а б с Каннингем, Джон М.; Желашко, Алисия (21 апреля 2023 г.). «Популярная литература» . Британская энциклопедия . Проверено 7 июня 2023 г.
  3. ^ Руководство для начинающих по художественной литературе | Книжные редакторы Нью-Йорка
  4. ^ Jump up to: а б с Пручер, Джефф (21 марта 2007 г.). Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-530567-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Ганн, Джеймс Э. (1988). «Мейнстрим». Новая энциклопедия научной фантастики . Викинг. ISBN  978-0-670-81041-3 .
  6. ^ «письменное произведение, ценимое за высшие или непреходящие художественные достоинства» . («Литература», ОЭД).
  7. ^ Мэтью Шнайдер-Майерсон, «Исследования популярной художественной литературы: преимущества новой области». Исследования популярной культуры , Vol. 33, № 1 (осень 2010 г.), стр. 21–3.
  8. ^ Jump up to: а б «SFE: основные писатели научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 31 августа 2022 г.
  9. ^ Сарикс 2009 , с. 180.
  10. ^ Сарикс 2009 , стр. 181–82.
  11. ^ Сарикс 2009 , с. 182.
  12. ^ Рафферти 2011 .
  13. ^ Сарикс 2009 , с. 179.
  14. ^ Стейблфорд, Брайан (6 сентября 2006 г.). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Рутледж. стр. XXI. ISBN  978-1-135-92373-0 .
  15. ^ Блум, Гарольд (1994). Западный канон: книги и школа веков . Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company.
  16. ^ «Колледж Св. Иоанна | Академическая программа | Список чтения» . Stjohnscollege.edu. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 13 июня 2010 г.
  17. ^ Хатчинс, Роберт М., изд. (1952). Великие книги западного мира (Чикаго: Британская энциклопедия), т. 1, с. xi.
  18. ^ Герберт, Франк (1981). Победители «Небулы»: пятнадцать . Харпер и Роу. п. 175. ИСБН  978-0-06-014830-0 .
  19. ^ Энциклопедия философии (1967), том 1. с. 167.
  20. ^ Арнольд, Мэтью (1869). Культура и анархия . Журнал Корнхилл .
  21. ^ «Альфред Нобель будет» . nobelprize.org . Проверено 20 января 2021 г.
  22. ^ Джон Сазерленд (13 октября 2007 г.). «Чернила и коса» . Безлимитные книги Guardian . Хранитель . Проверено 13 октября 2007 г.
  23. ^ «Не Букеровская премия» . Хранитель . 16 октября 2017 г.
  24. ^ Чаудхури, Амит (15 августа 2017 г.). «Мои коллеги-писатели слишком заняты погоней за призами, чтобы писать о том, что важно» . Хранитель .
  25. ^ Гроссман, Лев (28 мая 2006 г.). «Старый мастер в дивном новом мире» . Время .
  26. Шоу Чарли Роуза от 14 июня 2006 г. с Джоном Апдайком. Архивировано 3 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Понятие, Мечта (07.07.2018). « Мы выигрываем войну»: вопросы и ответы с писателем-фантастом, критиком и историком Адамом Робертсом» . ФакторДейли . Проверено 31 августа 2022 г.
  28. ^ «СФЭ: Жанр НФ» . sf-энциклопедия.com . Проверено 31 августа 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Коулз, Уильям (2009). Литературный рассказ как вид искусства: текст для писателей . АвторДом. п. 136.
  • Делани, Сэмюэл (2009). Фридман, Карл (ред.). Беседы с Сэмюэлем Р. Делани . Серия «Литературные беседы». Университетское издательство Миссисипи. стр. 214 .
  • Хабжан, Джерней; Имлингер, Фабьен (2015). Глобализация литературных жанров: литература, история, современность . Лондон: Рутледж.
  • Рафферти, Терренс (4 февраля 2011 г.). «Неохотный провидец» . Воскресное книжное обозрение «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 23 апреля 2012 г.
  • Сарикс, Джойс (2009). Консультативное руководство для читателей по жанровой художественной литературе (2-е изд.). Издания АЛА. п. 402.
  • Сарикс, Джойс (2005). Консультативная служба читателей в публичной библиотеке (3-е изд.). Издания АЛА. п. 211.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f365b5330e51618aeac3ff60e9a5c0f9__1720234140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/f9/f365b5330e51618aeac3ff60e9a5c0f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Literary fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)