Jump to content

Английская литература двадцатого века

Эта статья ориентирована на англоязычную литературу, а не на литературу Англии, поэтому в нее включены писатели из Шотландии, Уэльса и всей Ирландии, а также литература на английском языке из бывших британских колоний . Сюда также в некоторой степени входят США, хотя основной статьей для них является американская литература .

Модернизм — крупное литературное движение первой половины двадцатого века. Термин «Постмодернистская литература» используется для описания определенных тенденций в литературе после Второй мировой войны.

Ирландские писатели сыграли особенно важную роль в двадцатом веке, в том числе Джеймс Джойс , а затем Сэмюэл Беккет , оба были центральными фигурами модернистского движения. Американцы, такие как поэты Т.С. Элиот и Эзра Паунд и писатель Уильям Фолкнер , были другими важными модернистами. Британские модернисты включают Джозефа Конрада , Э.М. Форстера , Дороти Ричардсон , Вирджинию Вулф и Д.Х. Лоуренса . В середине двадцатого века в различных странах Британского Содружества начали появляться крупные писатели , в том числе несколько нобелевских лауреатов.

1901–22 модернизм

[ редактировать ]
Джозеф Конрад , 1904 год.

В начале 20-го века литературный модернизм развился в англоязычном мире из-за общего чувства разочарования в взглядах викторианской эпохи на уверенность, консерватизм и веру в идею объективной истины. [1] На движение оказали влияние идеи Чарльза Дарвина (1809–82) ( «О происхождении видов ») (1859), Эрнста Маха (1838–1916), Анри Бергсона (1859–1941), Фридриха Ницше (1844–1900), Джеймса Г. Фрейзер (1854–1941), Карл Маркс (1818–83) ( «Капитал» , 1867) и психоаналитические теории Зигмунда Фрейда (1856–1939) и другие. [2] Континентальные художественные движения импрессионизма , а затем кубизма также были важным источником вдохновения для писателей-модернистов. [3] Важными литературными предшественниками модернизма были: Федор Достоевский (1821–81) ( «Преступление и наказание» (1866), «Братья Карамазовы» (1880); Уолт Уитмен (1819–92) ( «Листья травы ») (1855–91); Шарль Бодлер . (1821–67) ( «Цвета зла» ), Рембо (1854–91) ( «Иллюминации» 1874) , , особенно его поздние пьесы. [4]

Крупнейшим британским лириком первых десятилетий ХХ века был Томас Харди (1840–1928). Хотя Харди и не был модернистом, он был важной фигурой переходного периода между викторианской эпохой и 20-м веком. Крупный писатель конца XIX века Харди, после негативной критики его последнего романа « Джуд Неизвестный» , сосредоточился на публикации стихов. С другой стороны, еще одна значительная переходная фигура между викторианцами и модернистами, писатель конца XIX века Генри Джеймс (1843–1916), продолжал публиковать крупные произведения и в XX веке. Джеймс родился в США, жил в Европе с 1875 года и стал гражданином Великобритании в 1915 году. [5] Другой иммигрант, писатель-модернист польского происхождения Джозеф Конрад (1857–1924) опубликовал свою первую важную работу «Сердце тьмы » в 1899 году и «Лорд Джим» американского представителя натурализма Теодора Драйзера (1871–1945) в 1900 году. Сестра Кэрри была также опубликовано в 1900 году.

Однако весьма оригинальные стихи викторианского Джерарда Мэнли Хопкинса (1844–1889) не были опубликованы до 1918 года, спустя много времени после его смерти, в то время как карьера другого крупного поэта-модерниста, ирландца У.Б. Йейтса (1865–1939), началась в конце XIX века. Викторианская эпоха. Йейтс был одним из выдающихся деятелей литературы 20-го века . Столп как ирландского, так и британского литературного истеблишмента, в последние годы своей жизни он занимал пост ирландского сенатора два срока . Йейтс был движущей силой ирландского литературного возрождения . В 1923 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе и стал первым ирландцем, удостоенным такой чести. [6] Йейтса обычно считают [ кем? ] один из немногих писателей, завершивших свои величайшие произведения после получения Нобелевской премии: среди них «Башня» (1928) и «Винтовая лестница и другие стихи» (1929). [7]

Помимо У. Б. Йейтса, другими важными поэтами раннего модернизма были американские поэты Т. С. Элиот (1888–1965) и Эзра Паунд (1885–1972). Элиот стал гражданином Великобритании в 1927 году, но родился и получил образование в Америке. Его наиболее известные произведения: « Пруфрок » (1915), «Бесплодная земля» (1921) и «Четыре квартета » (1935–42). Эзра Паунд был не только крупным поэтом, впервые опубликовавшим часть «Песней» в 1917 году, но и важным наставником для других поэтов, что особенно важно в его редакционных советах по стихотворению Элиота « Бесплодная земля» . [8] Другими важными американскими поэтами, писавшими в начале 20 века, были Уильям Карлос Уильямс (1883–1963), Роберт Фрост (1874–1963), опубликовавший свой первый сборник в Англии в 1913 году, и HD (1886–1961). Гертруда Стайн (1874–1946), американская эмигрантка, жившая в Париже, известная своей фразой « Роза — это роза, это роза — это роза », также была важной литературной силой в этот период. Американская поэтесса Марианна Мур (1887–1972) публиковалась с 1920-х по 1960-е годы.

Но хотя модернизм должен был стать важным литературным движением в первые десятилетия нового века, было также много прекрасных писателей, которые, как Томас Харди, не были модернистами. В первые десятилетия 20-го века такие грузинские поэты , как Руперт Брук (1887–1915), Уолтер де ла Маре (1873–1956) и Джон Мейсфилд (1878–1967, поэт-лауреат с 1930 года), придерживались консервативного подхода к поэзии. сочетание романтизма, сентиментальности и гедонизма, зажатых между викторианской эпохой с ее строгим классицизмом и модернизмом с его резким неприятием чистого эстетизма. Эдварда Томаса (1878–1917) иногда называют еще одним грузинским поэтом. [9] Томас был зачислен в армию в 1915 году и является одним из поэтов Первой мировой войны вместе с Уилфредом Оуэном (1893–1918), Рупертом Бруком (1887–1915), Исааком Розенбергом (1890–1917), Эдмундом Бланденом (1896–1974) и Зигфридом Сассуном ( 1886–1967).

Ирландские драматурги Джордж Бернард Шоу (1856–1950) и Дж. М. Синдж (1871–1909) оказали влияние на британскую драму. Творческий путь Шоу начался в последнем десятилетии XIX века, а пьесы Синга относятся к первому десятилетию XX века. Самая известная пьеса Синджа, «Плейбой западного мира» , «вызвала возмущение и беспорядки, когда она была впервые представлена» в Дублине в 1907 году. [10] Джордж Бернард Шоу превратил эдвардианский театр в арену для дискуссий по важным политическим и социальным вопросам, таким как брак, класс, «мораль вооружения и войны» и права женщин. [11] Важным драматургом 1920-х годов и позже был ирландец Шон О'Кейси (1880–1964). Также в 1920-х годах и позже Ноэль Кауард (1899–1973) добился устойчивого успеха как драматург, опубликовав более 50 пьес, начиная с подросткового возраста. Многие из его работ, такие как «Сенная лихорадка» (1925), «Частная жизнь» (1930), «Дизайн для жизни» (1932), «Настоящий смех» (1942) и «Беззаботный дух» (1941), остались в регулярном репертуаре театра.

Писатели

[ редактировать ]

Среди романистов, после Джозефа Конрада , другие важные ранние модернисты включают Дороти Ричардсон (1873–1957), чей роман «Остроконечная крыша» (1915) является одним из самых ранних примеров техники потока сознания , и Д.Х. Лоуренс (1885–1930). , опубликовавший «Радугу» в 1915 году, однако она была немедленно конфискована полицией. [12] Затем в 1922 году ирландца Джеймса Джойса появился важный модернистский роман «Улисс» . Улисса называли «демонстрацией и суммированием всего движения». [13] Действие происходит в течение одного дня в Дублине . Джойс проводит параллели с « Гомера эпической поэмой Одиссея » . Уильяма Фолкнера ( «Шум и ярость» 1929) — еще один значительный модернистский роман, в котором используется техника потока сознания .

Редьярд Киплинг

Среди писателей, которые не считаются модернистами: Редьярд Киплинг (1865–1936), который также был успешным поэтом; Герберт Уэллс (1866–1946); Джон Голсуорси (1867–1933) (Нобелевская премия по литературе, 1932 г.), чьи работы включают серию романов, под общим названием « Сага о Форсайтах» (1906–21); Арнольд Беннетт (1867–1931), автор книги «Сказки старых жен» (1908); Г. К. Честертон (1874–1936); и Э. М. Форстера (1879–1970), хотя работы Форстера «часто считаются содержащими как модернистские, так и викторианские элементы». [14] Герберт Уэллс был плодовитым писателем, который сейчас наиболее известен своими научно-фантастическими романами. [15] в первую очередь «Война миров» , «Машина времени », «Человек-невидимка» и «Остров доктора Моро», написанные в 1890-х годах. Среди других романов - «Киппс» (1905) и «Мистер Полли» (1910). Самая известная работа Форстера «Путешествие в Индию (1924)» отразила вызов империализму, а его более ранние романы, такие как «Комната с видом» (1908) и «Говардс-Энд» (1910), исследовали ограничения и лицемерие эдвардианского общества в Англии.

Еще одно крупное научно-фантастическое произведение начала 20 века — «Путешествие на Арктур» шотландского писателя Дэвида Линдсея , впервые опубликованное в 1920 году. Оно сочетает в себе фэнтези , философию и научную фантастику в исследовании природы добра и зла и их отношения с существованием. назвал его Писатель Колин Уилсон «величайшим романом двадцатого века». [16] и оказал центральное влияние на К.С. Льюиса » «Космическую трилогию . [17]

Самым популярным британским писателем начала 20-го века, возможно, был Редьярд Киплинг , весьма разносторонний автор романов, рассказов и стихов и на сегодняшний день самый молодой лауреат Нобелевской премии по литературе (1907). Среди работ Киплинга — «Книги джунглей» (1894–95), «Человек, который хотел бы стать королем» и «Ким» (1901), а его вдохновляющее стихотворение « Если… » (1895) является национальным фаворитом и запоминающимся воплощением викторианского стоицизма . Репутация Киплинга снизилась при его жизни, но в последнее время постколониальные исследования «возродили интенсивный интерес к его работам, рассматривая их как симптоматические и критические по отношению к империалистическим взглядам». [18] находившийся под сильным влиянием своей христианской веры, Г. К. Честертон, был плодовитым и чрезвычайно влиятельным писателем с разнообразными произведениями. Его самый известный персонаж — священник-детектив отец Браун , появлявшийся только в рассказах, а «Человек, который был четвергом» , опубликованный в 1908 году, пожалуй, самый известный его роман. Из его документальной литературы книга « Чарльз Диккенс: критическое исследование» (1906) во многом способствовала популярному возрождению творчества Диккенса, а также серьезному пересмотру творчества Диккенса учеными. [19]

Джеймс Джойс , 1918 год.

Модернизм 1920-х и 1930-х годов.

[ редактировать ]

Модернистское движение продолжалось на протяжении 1920-х, 1930-х годов и далее. В период между мировыми войнами американская драматургия достигла зрелости во многом благодаря произведениям Юджина О'Нила (1888–1953). Эксперименты О'Нила с театральной формой и использование им техник натуралиста и экспрессионизма оказали большое влияние на американских драматургов. Среди его самых известных пьес — «Анна Кристи» (Пулитцеровская премия 1922 г.), «Желание под вязами» (1924 г.), «Странная интерлюдия» (Пулитцеровская премия 1928 г.), «Траур становится Электрой» (1931 г.). В области стихов Харт Крейн опубликовал «Мост» в 1930 году, а Э.Э. Каммингс и Уоллес Стивенс публиковались с 1920-х по 1950-е годы. Точно так же Уильям Фолкнер продолжал публиковаться до 1950-х годов и был удостоен Нобелевской премии в 1949 году. Однако не все писавшие в те годы были модернистами; среди писателей, не входящих в движение, были американские романисты Теодор Драйзер , Дос Пассос , Эрнест Хемингуэй , Скотт Фицджеральд ( «Великий Гэтсби, 1925») и Джон Стейнбек. .

Вирджиния Вульф , 1927 год.

В число выдающихся британских писателей в период между мировыми войнами входят шотландский поэт Хью МакДиармид (1892–1978), начавший публиковаться в 1920-х годах, и романисты Вирджиния Вульф (1882–1941), Э.М. Форстер (1879–1970) ( «Путешествие в Индию» , 1924), Ивлин Во (1903–1966), Грэм Грин (1904–1991), Энтони Пауэлл (1905–2000), П.Г. Вудхауз (1881–1975) (который не был модернистом) и Д.Х. Лоуренс . Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» был опубликован частным образом во Флоренции в 1928 году, хотя неочищенная версия не публиковалась в Великобритании до 1959 года. [8] Вульф была влиятельной феминисткой и крупным стилистическим новатором, связанным с техникой потока сознания в таких романах, как «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927). В ее эссе 1929 года « Собственная комната» содержится ее знаменитое изречение: «Женщина должна иметь деньги и собственную комнату, если она хочет писать художественную литературу». [20]

В 1930-х годах У. Х. Оден и Кристофер Ишервуд стали соавторами стихотворных драм, из которых «Восхождение на F6» наиболее заметной является (1936), во многом обязанных Бертольту Брехту . Т.С. Элиот начал эту попытку возродить поэтическую драму с Суини Агониста в 1932 году, за ней последовали «Скала» (1934), «Убийство в соборе» (1935) и «Воссоединение семьи» (1939). После войны было еще три пьесы. (1895–1974) «В скобках», Модернистская эпическая поэма Дэвида Джонса впервые опубликованная в 1937 году, вероятно, является самым известным вкладом Уэльса в литературу Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]

Важным событием, начавшимся в 1930-х и 1940-х годах, стала традиция романов о рабочем классе, написанных писателями из рабочего класса. Среди них были шахтер Джек Джонс , Джеймс Хэнли , чей отец был кочегаром и который в молодости тоже ходил в море, а также шахтеры Льюис Джонс из Южного Уэльса и Гарольд Хеслоп из графства Дарем . [ нужна ссылка ]

Олдос Хаксли (1894–1963) опубликовал свою знаменитую антиутопию «О дивный новый мир» в 1932 году, в том же году, что и Джона Каупера Поуиса «Роман Гластонбери» . Затем в 1934 году появился роман Генри Миллера « Тропик рака» , хотя в течение многих лет он был запрещен как в Великобритании, так и в Америке. [21] Сэмюэл Беккет (1906–89) опубликовал свою первую крупную работу, роман «Мерфи», в 1938 году. В том же году Грэма Грина первый крупный роман (1904–91) «Брайтон-Рок» был опубликован . Затем в 1939 году Джеймс Джойс опубликовал «Поминки по Финнегану» , в которых он создал особый язык для выражения сознания спящего персонажа. [22] Также в 1939 году умер другой ирландский поэт-модернист, У. Б. Йейтс . Британский поэт У. Х. Оден был еще одним выдающимся модернистом 1930-х годов.

1940–2000 гг.

[ редактировать ]

Хотя некоторые считают, что модернизм закончился примерно к 1939 году, [23] Что касается английской литературы: «Когда (если) модернизм иссяк и начался постмодернизм, оспаривается почти так же горячо, как и когда произошел переход от викторианства к модернизму». [24] Фактически, ряд модернистов все еще жили и публиковались в 1950-х и 1960-х годах, в том числе Т. С. Элиот , Уильям Фолкнер , Дороти Ричардсон и Эзра Паунд . Кроме того, Бэзил Бантинг (1900–1985) мало публиковался до Бриггфлаттса в 1965 году, а Сэмюэл Беккет , родившийся в Ирландии в 1906 году, продолжал создавать значительные работы до 1980-х годов, включая «В ожидании Годо» (1953), « Счастливые дни » (1961), «Рокаби » (1953). 1981), хотя некоторые считают его постмодернистом . [25]

Джордж Оруэлл , 1933 год.

Среди британских писателей 1940-х и 1950-х годов были романисты Грэм Грин и Энтони Пауэлл , чьи произведения охватывают период с 1930-х по 1980-е годы, и поэт Дилан Томас , а Эвелин Во и У. Х. Оден продолжали публиковать значительные произведения.

В 1947 году Малкольм Лоури опубликовал «Под вулканом» , а Джорджа Оруэлла в 1949 году была опубликована антиутопия тоталитаризма « 1984» . Одним из самых влиятельных романов послевоенного периода были » Уильяма Купера «Натуралистические сцены из провинциальной жизни . сознательное неприятие модернистской традиции. [26] Грэм Грин обратился в католицизм, и его романы исследуют двойственные моральные и политические проблемы современного мира. Его романы, отличающиеся способностью сочетать серьезное литературное признание с широкой популярностью, включают «Брайтон-Рок» (1938), «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Сгоревший случай» (1961) и Человеческий фактор (1978). Другими романистами, писавшими в 1950-е годы и позднее, были: Энтони Пауэлл, чей двенадцатитомный цикл романов « Танец под музыку времени » представляет собой комическое исследование движений и манер, власти и пассивности в английской политической, культурной и военной жизни середины XIX века. -20 век; писатель-комик Кингсли Эмис (1922–1995) наиболее известен своей академической сатирой «Счастливчик Джим» (1954); Нобелевской премии лауреата Уильяма Голдинга « Аллегорический роман Повелитель мух» (1954) исследует, как культура, созданная человеком, терпит крах, используя в качестве примера группу британских школьников, выброшенных на необитаемый остров, которые пытаются управлять собой, но с катастрофическими результатами. Философ Айрис Мердок была плодовитым автором романов на протяжении второй половины 20-го века, в которых основное внимание уделяется сексуальным отношениям, морали и силе бессознательного, включая «Под сетью» (1954), «Черный принц» (1973) и «Зеленый». Найт (1993). Шотландская писательница Мюриэл Спарк в своих романах раздвинула границы реализма. Ее первая книга «Утешители» (1957) касается женщины, которая осознает, что она персонаж романа; «Расцвет мисс Джин Броди» (1961) иногда ненадолго переносит читателя в далекое будущее, чтобы увидеть различные судьбы, постигающие его персонажей. Энтони Берджесс особенно запомнился своим романом-антиутопией «Заводной апельсин» в 1971 году снял фильм. (1962), действие которого происходит в не столь отдаленном будущем, по которому Стэнли Кубрик В совершенно другом жанре готического фэнтези Мервин Пик (1911) –1968) опубликовал свою чрезвычайно успешную трилогию о Горменгасте между 1946 и 1959 годами.

Одной из самых успешных публикаций издательства Penguin Books в 1970-х годах стало Ричарда Адамса « героическое фэнтези Уотершип Даун» (1972). Вызывая эпические темы, он рассказывает об одиссее группы кроликов, стремящихся основать новый дом. Другим успешным романом той же эпохи был Джон Фаулз « Женщина французского лейтенанта» (1969), рассказчик которого открыто признает вымышленный характер своей истории и ее знаменитые альтернативные финалы. В 1981 году по нему был снят фильм по сценарию Гарольда Пинтера . Анджела Картер (1940–1992) была писательницей и журналисткой, известной своими феминистскими, магическим реализмом и плутовскими произведениями. Среди ее романов «Адские машины желаний доктора Хоффмана» (1972) и «Ночи в цирке» (1984) . Маргарет Дрэббл (род. 1939) — писательница, биограф и критик, публиковавшаяся с 1960-х по XXI век. Ее старшая сестра, А. С. Байетт (род. 1936), наиболее известна благодаря книге «Владение», опубликованной в 1990 году.

Мартин Эмис (род. 1949) — один из самых выдающихся современных британских романистов. Его самые известные романы — «Деньги» (1984) и «Лондонские поля» (1989). Пэт Баркер (род. 1943) получила множество наград за свою художественную литературу. Английский писатель и сценарист Иэн Макьюэн (род. 1948) — еще один из самых уважаемых писателей современной Великобритании. Среди его работ «Цементный сад» (1978) и «Несокрушимая любовь» (1997), по которым был снят фильм. В 1998 году Макьюэн выиграл Букеровскую премию вместе с Амстердамом . «Искупление» (2001) стал фильмом, получившим «Оскар» . Макьюэн был удостоен Иерусалимской премии в 2011 году. Зейди Смит « », получивший премию Whitbread Book Award Роман Белые зубы (2000), сочетает в себе пафос и юмор и фокусируется на дальнейшей жизни двух друзей военного времени в Лондоне. Джулиан Барнс (род. 1946) — еще один успешный ныне живущий писатель, получивший Букеровскую премию 2011 года за свою книгу «Предчувствие конца» , а три его более ранних книги вошли в шорт-лист Букеровской премии: « Попугай Флобера» (1984), Англия , Англия (1998) и Артур и Джордж (2005). Он также писал криминальную фантастику под псевдонимом Дэн Кавана . [27]

Двумя выдающимися современными ирландскими романистами являются Джон Банвилл (род. 1945) и Колм Тойбин (род. 1955). Банвиль также является режиссером драм, сценаристом, [28] и автор детективных романов под псевдонимом Бенджамин Блэк . Банвиль получил множество наград: «Книга доказательств» вошла в шорт-лист Букеровской премии и получила премию Guinness Peat Aviation в 1989 году; его восемнадцатый роман «Море » получил Букеровскую премию в 2005 году; он был удостоен премии Франца Кафки. в 2011 году Колм Тойбин (ирландец, 1955) — писатель, новеллист, эссеист, драматург, журналист, критик и, с недавних пор, поэт.

В конце 20-го века в Шотландии появилось несколько выдающихся романистов, в том числе Джеймс Келман , который, как и Сэмюэл Беккет, может создавать юмор из самых мрачных ситуаций. Фильм «Как поздно было, как поздно» в 1994 году получил Букеровскую премию ; Роман А.Л. Кеннеди « » 2007 года День был назван «Книгой года» на церемонии вручения премии Costa Book Awards . [29] В 2007 году она стала лауреатом Государственной премии Австрии в области европейской литературы ; [30] Аласдера Грея ( «Ланарк: Жизнь в четырех книгах» 1981) — это антиутопическое фэнтези, действие которого происходит в сюрреалистической версии Глазго под названием «Безблагодарность». [31]

Важным культурным движением в британском театре, которое развилось в конце 1950-х и начале 1960-х годов, был реализм кухонной раковины (или «драма кухонной раковины»), термин, придуманный для описания искусства (сам термин происходит от экспрессионистской картины Джона Брэтби ). романы, фильмы и телеспектакли . Термин «разгневанные молодые люди» часто применялся [ кем? ] членам этого художественного движения. Он использовал стиль соцреализма , который изображает домашнюю жизнь рабочего класса, для исследования социальных и политических проблем. послевоенного Пьесы в гостиной периода, типичные для таких драматургов, как Теренс Раттиган и Ноэль Кауард, были брошены вызову в 1950-х годах этими «Разгневанными молодыми людьми» в таких пьесах, как Джона Осборна » «Оглянись во гневе (1956). Арнольд Вескер и Нелл Данн также подняли на сцену социальные проблемы. [ нужна ссылка ]

И снова в 1950-х годах абсурдистская пьеса «В ожидании Годо» (1955) (первоначально «En сопровождающий Годо» ирландского писателя Сэмюэля Беккета , 1952) глубоко повлияла на британскую драму. Театр абсурда оказал влияние на Гарольда Пинтера (1930–2008), автора книги « День рождения» , 1958, произведения которого часто характеризуются угрозой или клаустрофобией. Беккет также оказал влияние на Тома Стоппарда (род. 1937) ( «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» , 1966). Однако произведения Стоппарда также отличаются остроумием и широким кругом интеллектуальных проблем, которые он решает в различных пьесах. И Пинтер, и Стоппард продолжали ставить новые пьесы в 1990-е годы. Майкл Фрейн (род. 1933) входит в число других драматургов, известных своим использованием языка и идей. Он также писатель. Он написал ряд романов, в том числе «Железные человечки» , получившие в 1966 году премию Сомерсета Моэма , «Русский переводчик» (1967, премия Хоторнден ) и «Шпионы» , получившие премию Уитбреда в области художественной литературы в 2002 году.

Другими важными драматургами, чья карьера началась позже в этом столетии, являются: Кэрил Черчилль ( «Лучшие девушки» , 1982) и Алан Эйкборн ( «Абсурдный человек в единственном числе» , 1972). [32]

Энтони Берджесс , 1986 год.

Радио драма

[ редактировать ]

Важным новым элементом в мире британской драмы с момента появления радио в 1920-х годах был заказ пьес или адаптация существующих пьес на радио BBC. Особенно это было важно в 1950-е и 1960-е годы (а с 1960-х годов – для телевидения). Фактически, многие крупные британские драматурги либо фактически начинали свою карьеру на BBC, либо адаптировали свои произведения для радио. Большую часть раннего опыта драматурга Кэрил Черчилль в профессиональной постановке драматургия получила в качестве радиодраматурга, и, начиная с 1962 года с «Муравьев» , было девять постановок радиопостановок BBC вплоть до 1973 года, когда ее сценические работы начали признаваться при Королевском дворе. Театр . [33] Драматическим дебютом Джо Ортона в 1963 году стала радиоспектакль «Голодей на лестнице» , вышедшая в эфир 31 августа 1964 года. [34] «Первая профессиональная постановка Тома Стоппарда состоялась в пятнадцатиминутной программе «Перед полуночью» на радио BBC, в которой были представлены новые драматурги». [34] Джон Мортимер дебютировал на радио как драматург в 1955 году, адаптировав собственный роман Like Men Betrayed для программы BBC Light . Но он дебютировал как оригинальный драматург в фильме «Док-портал» в главной роли с Майклом Хордерном в роли незадачливого адвоката, который впервые был показан в 1957 году в радио BBC , Третьей программе позже транслировался по телевидению с тем же актерским составом и впоследствии был представлен в двойном фильме « Что?» Скажем Кэролайн? в Lyric Hammersmith в апреле 1958 года, прежде чем перейти в Театр Гаррика . Мортимер наиболее известен благодаря «Рампол из Бейли» телесериалу британскому сыграл , в котором Лео МакКерн Горация Рампола, стареющего лондонского адвоката, который защищает всех без исключения клиентов. По нему была создана серия рассказов, романов и радиопрограмм. [35] [36]

Среди других известных радиодраматургов были Брендан Бехан и писательница Анджела Картер . Писательница Сьюзан Хилл также писала для радио BBC с начала 1970-х годов. [37] Ирландскому драматургу Брендану Бехану , автору книги «The Quare Fellow» (1954), BBC поручила написать радиоспектакль «Большой дом» (1956); до этого он написал две пьесы «Переезд» и «Вечеринка в саду» для ирландского радио. [38]

Среди наиболее известных произведений, созданных для радио, — » Дилана Томаса ( «Под молочным лесом 1954), Сэмюэля Беккета » «Вся эта осень (1957), Гарольда Пинтера » «Небольшая боль (1959) и » Роберта Болта . «Человек для Все времена года (1954). [39] Сэмюэл Беккет написал ряд коротких радиоспектаклей в 1950-х и 1960-х годах, а затем и для телевидения. Радиоспектакль Беккета «Эмберс» впервые был показан в третьей программе BBC 24 июня 1959 года и позже в том же году получил приз RAI на церемонии вручения наград Prix Italia . [40]

Крупные поэты, такие как Т.С. Элиот, У.Х. Оден и Дилан Томас, в этот период все еще публиковались. Хотя карьера У. Х. Одена (1907–1973) началась в 1930-х и 1940-х годах, он опубликовал несколько томов в 1950-х и 1960-х годах. Его положение в современной литературе оспаривается, но, вероятно, наиболее распространенная критическая точка зрения, начиная с 1930-х годов, причисляла его к одному из трех крупнейших британских поэтов двадцатого века и наследнику Элиота и Йейтса. [41] Стивен Спендер (1909–1995)), чья карьера началась в 1930-х годах, был еще одним важным поэтом.

Среди новых поэтов, начавших свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, - Филип Ларкин (1922–1985) ( «Свадьбы Троицы» , 1964), Тед Хьюз (1930–1998) ( «Ястреб под дождем» , 1957) и ирландец (Северная Ирландия) Шеймус Хини . (1939–2013) ( «Смерть натуралиста» , 1966). Северная Ирландия также родила ряд других значительных поэтов, в том числе Дерека Махона и Пола Малдуна . В 1960-е и 1970-е годы марсианская поэзия стремилась вырваться из хватки «привычного», описывая обычные вещи незнакомыми способами, как, например, глазами марсианина. Поэты, наиболее тесно связанные с ним, — Крейг Рейн и Кристофер Рид . Мартин Эмис , выдающийся современный писатель, перенес это остранение в художественную литературу.

Еще одним литературным движением в этот период было Возрождение британской поэзии , обширное собрание групп и подгрупп, охватывающее перформанс , звуковую и конкретную поэзию . Ведущие поэты, связанные с этим движением, включают Дж. Х. Принна , Эрика Моттрама , Тома Раворта , Дениз Райли и Ли Харвуда . [42] Поэтами Мерси-бита были Адриан Анри , Брайан Паттен и Роджер Макгоф . Их работа была сознательной попыткой создать английский эквивалент битников. Многие из их стихов были написаны в знак протеста против сложившегося общественного порядка и, в частности, угрозы ядерной войны. Другими заслуживающими внимания поэтами более позднего 20-го века являются валлиец Р. С. Томас , Джеффри Хилл , Чарльз Томлинсон , Кэрол Энн Даффи (поэт-лауреат с 2009 по 2019 год) и Саймон Армитидж , нынешний лауреат. [43] Джеффри Хилл (род. 1932) считается одним из самых выдающихся английских поэтов своего поколения. [44] Хотя Хилла часто называют «сложным» поэтом, он парировал, что якобы трудная поэзия может быть «самой демократичной, потому что вы оказываете своей аудитории честь, предполагая, что они умные люди». [45] Чарльз Томлинсон (1927–2015) — еще один важный английский поэт старшего поколения, хотя «с момента своей первой публикации в 1951 году он построил карьеру, которая привлекла больше внимания на международной арене, чем в его родной Англии; это может объяснить, и быть объяснено его международным видением поэзии». [46] Критик Майкл Хеннесси охарактеризовал Томлинсона как «самого интернационального и наименее провинциального английского поэта своего поколения». [47] Его поэзия завоевала международное признание и получила множество премий в Европе и США. [46]

Писатели Британского Содружества

[ редактировать ]
Дорис Лессинг , Кельн, 2006 г.

Дорис Лессинг из Южной Родезии (ныне Зимбабве) опубликовала свой первый роман «Трава поет» в 1950 году, после иммиграции в Англию. Сначала она написала о своем африканском опыте. Вскоре Лессинг стала доминирующей фигурой на английской литературной сцене, часто публиковалась на протяжении всего столетия и получила Нобелевскую премию по литературе в 2007 году. Среди других ее работ - серия из пяти романов под общим названием « Дети насилия» (1952–69), «Дети насилия». «Золотая тетрадь» (1962), «Добрый террорист» (1985) и серия из пяти научно-фантастических романов « Канопус в Аргосе : Архивы» (1979–83). Действительно, с 1950 года значительное количество крупных писателей прибыли из стран, которые на протяжении веков были заселены британцами, за исключением Америки, где родились выдающиеся писатели, по крайней мере, викторианского периода . было несколько важных работ на английском языке Конечно, до 1950 года в тогдашней Британской империи . южноафриканской писательницы Олив Шрайнер Знаменитый роман «История африканской фермы». был опубликован в 1883 году, а новозеландка Кэтрин Мэнсфилд опубликовала свой первый сборник рассказов « В немецкой пенсии » в 1911 году. Первый крупный англоязычный писатель с субконтинента Индийского Р.К. Нараян (1906–2001) начал публиковаться в Англия в 1930-е годы, вдохновленная английским писателем Грэмом Грином . [48] Писательская карьера карибской писательницы Джин Рис началась еще в 1928 году, хотя ее самая известная работа « Широкое Саргассово море южноафриканского писателя Алана Пэтона » не была опубликована до 1966 года. Знаменитый роман «Крик, любимая страна» датируется 1948 годом.

Салман Рушди входит в число писателей из бывших британских колоний после Второй мировой войны, которые постоянно обосновались в Великобритании. Рушди добился известности благодаря фильму «Дети полуночи» (1981), который был удостоен как Мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка , так и Букеровской премии был назван Букером Букеров , а в 1993 году . Его самый противоречивый роман «Сатанинские стихи» (1989) был частично вдохновлен жизнью Мухаммеда. В. С. Найпол (1932–2018), родившийся в Тринидаде , был еще одним иммигрантом, написавшим, среди прочего, «Дом для мистера Бисваса» (1961) и «Излучье реки» (1979). Найпол получил Нобелевскую премию по литературе . [49] Также из Вест-Индии был Джордж Ламминг (1927–2022), написавший «В замке моей кожи» (1953), а из Пакистана приехал Ханиф Куреши (1954 г.р.), драматург, сценарист, режиссер, прозаик и автор рассказов. . Его книга «Будда из пригорода» (1990) получила премию Whitbread Award как лучший первый роман, а также была превращена в телесериал BBC. Другой известный писатель-иммигрант Кадзуо Исигуро (род. 1954) родился в Японии, но его родители иммигрировали в Великобританию, когда ему было шесть лет. [50] Среди его работ «Остаток дня» (1989), «Никогда не отпускай меня» (2005).

Ряд писателей из Нигерии добились международной известности благодаря произведениям на английском языке, в том числе писатель Чинуа Ачебе (1930–2013), опубликовавший «Вещи разваливаются» в 1958 году, а также драматург Воле Сойинка (род. 1934) и писатель Бучи Эмечета (1944). –2017). Сойинка получила Нобелевскую премию по литературе в 1986 году, как и южноафриканская писательница Надин Гордимер в 1995 году. Другими южноафриканскими писателями, пишущими на английском языке, являются писатель Дж. М. Кутзи (Нобелевская премия 2003 года) и драматург Атол Фугард . Самым всемирно известным писателем Кении является Нгоги ва Тионго, написавший романы, пьесы и рассказы на английском языке. Поэт Дерек Уолкотт из Сент-Люсии на Карибах был еще одним лауреатом Нобелевской премии в 1992 году. Два ирландца и австралиец также были лауреатами в период после 1940 года: писатель и драматург Сэмюэл Беккет (1969); поэт Симус Хини (1995); Патрик Уайт (1973), крупный писатель того периода, первая работа которого была опубликована в 1939 году. Еще один примечательный австралийский писатель конца этого периода - поэт. Лес Мюррей . Современный австралийский писатель Питер Кэри (род. 1943) — один из четырех писателей, дважды получивших Букеровскую премию (остальные — Дж. Г. Фаррелл , Дж. М. Кутзи и Хилари Мэнтел) . [51]

Среди канадских писателей, добившихся международной репутации, — писательница и поэтесса Маргарет Этвуд , поэт, автор песен и прозаик Леонард Коэн , автор рассказов Элис Манро и, с недавних пор, поэтесса Энн Карсон . Еще одним уважаемым канадским писателем и поэтом является Майкл Ондатже , родившийся в Шри-Ланке.

американская литература

[ редактировать ]

С 1940 года по XXI век американские драматурги, поэты и писатели продолжали пользоваться международной известностью.

Постмодернистская литература

[ редактировать ]

Термин «Постмодернистская литература» используется для описания определенных тенденций в литературе после Второй мировой войны. Это одновременно продолжение экспериментов, отстаиваемых писателями модернистского периода (в значительной степени опирающихся, например, на фрагментацию, парадоксальность, сомнительных рассказчиков и т. д.), и реакция на идеи Просвещения, заложенные в модернистской литературе. Постмодернистскую литературу, как и постмодернизм в целом, трудно дать определение, и нет единого мнения о точных характеристиках, масштабах и важности постмодернистской литературы. Среди писателей-постмодернистов — американцы Генри Миллер , Уильям С. Берроуз , Джозеф Хеллер , Курт Воннегут , Хантер С. Томпсон , Трумэн Капоте и Томас Пинчон .

Жанровая литература ХХ века.

[ редактировать ]

Агата Кристи (1890–1976) была писательницей детективных романов, рассказов и пьес, которую больше всего помнят за ее 80 детективных романов , а также за ее успешные пьесы для театра Вест-Энда. Работы Кристи, особенно с участием детективов Эркюля Пуаро или мисс Марпл , дали ей титул «Королевы преступления», и она была одним из самых важных и новаторских писателей в этом жанре. Среди романов Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» , «Смерть на Ниле» и «И никого не стало» . Другой популярной писательницей Золотого века детективной фантастики была Дороти Л. Сэйерс (1893–1957). Другими недавними заслуживающими внимания авторами этого жанра являются Рут Ренделл , П. Д. Джеймс и шотландец Ян Рэнкин .

Эрскин Чайлдерс « Загадка песков » (1903) является ранним примером шпионской фантастики . Известным писателем в жанре шпионских романов был Джон ле Карре , а в Ян триллерах Флеминг создал персонажа Джеймса Бонда 007 в январе 1952 года, когда он отдыхал в своем ямайском поместье Золотой глаз. Флеминг описал приключения Бонда в двенадцати романах, включая «Казино Рояль» (1953), «Живи и дай умереть» (1954), «Доктор Но» (1958), «Голдфингер» (1959), «Шаровая молния» (1961) и девяти рассказах.

венгерки Эммы Орчи Оригинальная пьеса (1865–1947) «Алый пимпернель Ноттингема, » была показана в октябре 1903 года в Королевском театре но не имела успеха. Однако с переписанным последним актом он открылся в Новом театре в Лондоне в январе 1905 года. Премьера лондонской постановки была с энтузиазмом принята публикой: было проведено 122 спектакля и отмечено множество возрождений. «Алый Пимпернель» стал фаворитом лондонской публики, сыграв более 2000 представлений и став одним из самых популярных спектаклей, поставленных на тот момент в Англии. [ нужна ссылка ] Роман «Алый пимпернель» был опубликован вскоре после премьеры спектакля и сразу же имел успех. Орчи приобрел поклонников в Великобритании и во всем мире. Популярность романа побудила ее написать ряд продолжений своего «безрассудного смельчака» в течение следующих 35 лет. Пьеса с большим успехом была поставлена ​​во Франции, Италии, Германии и Испании, а роман был переведен на 16 языков. Впоследствии рассказ был адаптирован для телевидения, кино, мюзикла и других средств массовой информации.

Джон Бьюкен (1875–1940) опубликовал приключенческий роман «Тридцать девять шагов» в 1915 году.

Писательница Джорджет Хейер создала жанр исторического романа .

Дж. Р. Р. Толкин , 1940-е годы.

Школа Кайлярда шотландских писателей , в частности Дж. М. Барри (1869–1937), создатель «Питера Пэна» (1904), представила идеализированную версию общества и вернула в моду фэнтези и фольклор. В 1908 году Кеннет Грэм (1859–1932) написал детскую классику «Ветер в ивах» . Неофициальной литературной дискуссионной группой, связанной с факультетом английского языка Оксфордского университета, были « Инклинги ». Его ведущими членами были крупные писатели- фантасты ; К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин . Льюис особенно известен благодаря «Хроникам Нарнии» , а Толкин наиболее известен как автор «Хоббита» и «Властелина колец» . Другой значительный писатель - Алан Гарнер, автор книги «Элидор» (1965), а Терри Пратчетт - более поздний писатель-фантаст. Роальд Даль приобрел известность благодаря своим детским фэнтезийным романам , таким как «Джеймс и гигантский персик» и «Чарли и шоколадная фабрика» , часто вдохновленным событиями из его детства, которые отличаются часто неожиданным финалом и Дж. К. Роулинг, автор очень успешной серии о Гарри Поттере , и Филип Пулман, известный своей трилогией «Темные начала», также являются важными авторами фэнтезийных романов для юных читателей.

являются Известными авторами комиксов Нил Гейман и Алан Мур ; Гейман также выпускает графические романы .

В последние десятилетия 20-го века к жанру научной фантастики стали относиться более серьезно благодаря работам таких писателей, как Артур Кларк ( 2001: Космическая одиссея ), Айзек Азимов , Урсула К. Ле Гуин. , Роберт Хайнлайн , Майкл Муркок и Ким Стэнли Робинсон . Другой выдающийся писатель этого жанра, Дуглас Адамс , особенно связан с научно-фантастическим комиксом «Автостопом по Галактике» , который начал свою жизнь как радиосериал в 1978 году. Такие популярные романисты, как Дорис Лессинг и Маргарет Этвуд, также писали произведения на этот жанр, в то время как шотландский писатель Ян М. Бэнкс также заработал репутацию автора как традиционных, так и научно-фантастических романов.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Абрамс, М.Х., Словарь литературных терминов (7-е издание). (Нью-Йорк: Harcourt Brace), 1999), с. 167.
  2. ^ Абрамс, с. 167.
  3. ^ Абрамс, с. 168.
  4. ^ Маршалл Берман, Все твердое растворяется в воздухе . (Хармсворт: Пингвин, 1988), с. 23.
  5. ^ Драббл 1996 , с. 632.
  6. ^ Литература 1923 г. , Нобелевская премия , получена 3 июня 2007 г.
  7. ^ Френц, Хорст, изд. (1969), «Биография Йейтса» , Нобелевская премия по литературе 1923 года , Нобелевские лекции по литературе 1901–1967 годов , получено 23 мая 2007 года .
  8. ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по английской литературе , изд. Маргарет Драббл, с. 791.
  9. ^ Драббл 1996 , с. 377, 988.
  10. ^ Оксфордский справочник по английской литературе. (1996), с. 781.
  11. ^ «Английская литература» . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 15 ноября 2012 г.
  12. ^ Оксфордский справочник по английской литературе , изд. Маргарет Драббл, с. 562.
  13. ^ Биб, Морис (осень 1972 г.). «Улисс и эпоха модернизма». James Joyce Quarterly (Университет Талсы) 10 (1): стр. 176.
  14. ^ Путеводитель Блумсбери по английской литературе , изд. Мэрион Винн Дэвис (Нью-Йорк: Прентис Холл, 1990), с. 118.
  15. ^ Адам Чарльз Робертс (2000), «История научной фантастики»: стр. 48 в научной фантастике , Рутледж, ISBN   0-415-19204-8 .
  16. ^ Рецензия на книгу: Путешествие на Арктур ​​(1920) Дэвида Линдси. Архивировано 15 декабря 2014 года в Wayback Machine - рецензия Пола М. Кеневича, 2003.
  17. ^ Линдскуг, Кэтрин, Путешествие на Арктур, К.С. Льюис и Темная Башня
  18. ^ "Редьярд Киплинг" . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 15 ноября 2012 г.
  19. ^ Алквист 2012 , с. 212.
  20. ^ Роу, Сью и Сьюзан Селлерс, Кембриджский компаньон Вирджинии Вульф (Cambridge University Press, 2000), стр. 219.
  21. ^ Драббл 1996 , с. 660.
  22. ^ Дэвис 1990 , с. 644.
  23. ^ Деттмар, Кевин Дж. Х. (2006), «Модернизм», в Кастане, Дэвид Скотт (редактор), Оксфордская энциклопедия британской литературы , Oxford University Press .
  24. ^ Берч, Дина, изд. (27 октября 2011 г.), «модернизм», The Oxford Companion to English Literature , Oxford Reference Online, Oxford University Press .
  25. ^ Кембриджский справочник по ирландской литературе , изд. Джон Уилсон Фостер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006.
  26. ^ Брэдбери, Малкольм (1969), Введение в сцены из провинциальной жизни , Лондон: Макмиллан .
  27. ^ Дагдейл, Джон (4 апреля 2014 г.). «Детективные романы Джулиана Барнса под псевдонимом остаются под прикрытием» . Хранитель .
  28. ^ "Джон Банвилл". Словарь ирландской литературы , изд. Роберт Хоган (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996).
  29. ^ Браун, Марк (23 января 2008 г.). «Идеальный день для Эл. Кеннеди, поскольку она получает книжную премию Косты» . Хранитель . Лондон . Проверено 23 января 2008 г.
  30. ^ «Национальная литературная премия присуждена британцу» . ORF Salzburg (Австрийская телерадиокомпания) (на немецком языке). 27 июля 2008 года . Проверено 27 июля 2008 г.
  31. ^ Галлоуэй, Дженис (12 октября 2002 г.), «Перечитывая Ланарк Аласдера Грея». Хранитель .
  32. ^ Чайлдс, Питер; Сторри, Майк (1999). Энциклопедия современной британской культуры . Лондон: Рутледж. стр. 399–400. ISBN  978-0415147262 .
  33. ^ «Черчилль, Кэрил» , Драматурги , Дулли .
  34. ^ Перейти обратно: а б Крук, Тим, Международная радиодрама , Великобритания: IRDP .
  35. ^ Радиоспектакли Джона Мортимера , Великобритания: Саттон Элмс .
  36. ^ Биография Джона Мортимера (1923–2009) , Ссылка на фильм .
  37. ^ Саттон-Элмс , Великобритания .
  38. ^ Коди, Габриэль Х (редактор), «Брендан Бехан» , Колумбийская энциклопедия современной драмы , Архивы, IE : RTÉ .
  39. ^ Тревин, Дж. К. , «Критик у очага». Слушатель [Лондон, Англия] 5 августа 1954 г.: 224.
  40. ^ «Победители 1949–2007», Prix Italia (PDF) , предыдущие выпуски, RAI, 2008 г., заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 г.
  41. ^ Смит, Стэн (2004). "Введение". В Стэне Смите. Кембриджский компаньон У. Х. Одена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–14. ISBN   0-521-82962-3 .
  42. ^ Грин 2012 , с. 426.
  43. ^ «Саймон Армитидж: «Остроумный и глубокий» писатель станет следующим поэтом-лауреатом» . Новости Би-би-си . 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
  44. ^ Блум, Гарольд, изд. (1986), Джеффри Хилл , Современные критические взгляды, Информационная база .
  45. ^ Флад, Элисон (31 января 2012 г.). «Кэрол Энн Даффи «неправа» насчет поэзии, — говорит Джеффри Хилл» . Хранитель . Проверено 4 ноября 2012 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б Чарльз Томлинсон , Великобритания: Carcanet Press .
  47. ^ Чарльз Томлинсон (биография), Фонд «Поэзия», 21 августа 2022 г.
  48. ^ Драббл 1996 , с. 697.
  49. ^ «Лауреаты 2001 года» . Литература . Нобелевская премия.
  50. ^ Драббл 1996 , с. 506.
  51. ^ Официальный сайт Человека Букера: Дж. Г. Фаррелл [1] ; Хилари Мэнтел «Дама Хилари Мэнтел | Букеровская премия» . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г. ; Дж. М. Кутзи: «Дж. М. Кутзи | Букеровская премия» . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г. .

Библиография

[ редактировать ]
  • Алквист, Дейл (2012), Полный мыслитель: чудесный разум Г. К. Честертона , Ignatius Press , ISBN  978-1-58617-675-4 .
  • Дэвис, Мэрион Винн, изд. (1990), Путеводитель Блумсбери по английской литературе , Нью-Йорк: Прентис Холл .
  • Драббл, Маргарет, изд. (1996), Оксфордский справочник по английской литературе , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
  • Фулк, Р.Д.; Каин, Кристофер М. (2003), История древнеанглийской литературы , Молден: Блэквелл .
  • Грин, Роланд ; и др., ред. (2012). «Поэзия Англии» . Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 420–428. ISBN  978-0-691-15491-6 .
  • Кирнан, Кевин (1996), Беовульф и рукопись Беовульфа , Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет, ISBN  0-472-08412-7 .
  • Орчард, Энди (2003), Критический спутник Беовульфа , Кембридж: DS Brewer .
  • Робинсон, Фред К. (2001), Кембриджский спутник Беовульфа , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 143 .
  • Толкин, Джон Рональд Руэл (1958), Беовульф: Монстры и критики , Лондон: Издательство Оксфордского университета .
  • Уорд, AW; Уоллер, Арканзас; Трент, WP; Эрскин, Дж; Шерман, СП; Ван Дорен, К., ред. (1907–21), История английской и американской литературы (Энциклопедия), Нью-Йорк: Издательство GP Putnam's Sons University Press .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 819c69fb8551c9d0d980a492c3938a60__1717420020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/60/819c69fb8551c9d0d980a492c3938a60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Twentieth-century English literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)