Английская литература двадцатого века
Эта статья ориентирована на англоязычную литературу, а не на литературу Англии, поэтому в нее включены писатели из Шотландии, Уэльса и всей Ирландии, а также литература на английском языке из бывших британских колоний . Сюда также в некоторой степени входят США, хотя основной статьей для них является американская литература .
Модернизм — крупное литературное движение первой половины двадцатого века. Термин «Постмодернистская литература» используется для описания определенных тенденций в литературе после Второй мировой войны.
Ирландские писатели сыграли особенно важную роль в двадцатом веке, в том числе Джеймс Джойс , а затем Сэмюэл Беккет , оба были центральными фигурами модернистского движения. Американцы, такие как поэты Т.С. Элиот и Эзра Паунд и писатель Уильям Фолкнер , были другими важными модернистами. Британские модернисты включают Джозефа Конрада , Э.М. Форстера , Дороти Ричардсон , Вирджинию Вулф и Д.Х. Лоуренса . В середине двадцатого века в различных странах Британского Содружества начали появляться крупные писатели , в том числе несколько нобелевских лауреатов.
1901–22 модернизм
[ редактировать ]В начале 20-го века литературный модернизм развился в англоязычном мире из-за общего чувства разочарования в взглядах викторианской эпохи на уверенность, консерватизм и веру в идею объективной истины. [1] На движение оказали влияние идеи Чарльза Дарвина (1809–82) ( «О происхождении видов ») (1859), Эрнста Маха (1838–1916), Анри Бергсона (1859–1941), Фридриха Ницше (1844–1900), Джеймса Г. Фрейзер (1854–1941), Карл Маркс (1818–83) ( «Капитал» , 1867) и психоаналитические теории Зигмунда Фрейда (1856–1939) и другие. [2] Континентальные художественные движения импрессионизма , а затем кубизма также были важным источником вдохновения для писателей-модернистов. [3] Важными литературными предшественниками модернизма были: Федор Достоевский (1821–81) ( «Преступление и наказание» (1866), «Братья Карамазовы» (1880); Уолт Уитмен (1819–92) ( «Листья травы ») (1855–91); Шарль Бодлер . (1821–67) ( «Цвета зла» ), Рембо (1854–91) ( «Иллюминации» 1874) , , особенно его поздние пьесы. [4]
Крупнейшим британским лириком первых десятилетий ХХ века был Томас Харди (1840–1928). Хотя Харди и не был модернистом, он был важной фигурой переходного периода между викторианской эпохой и 20-м веком. Крупный писатель конца XIX века Харди, после негативной критики его последнего романа « Джуд Неизвестный» , сосредоточился на публикации стихов. С другой стороны, еще одна значительная переходная фигура между викторианцами и модернистами, писатель конца XIX века Генри Джеймс (1843–1916), продолжал публиковать крупные произведения и в XX веке. Джеймс родился в США, жил в Европе с 1875 года и стал гражданином Великобритании в 1915 году. [5] Другой иммигрант, писатель-модернист польского происхождения Джозеф Конрад (1857–1924) опубликовал свою первую важную работу «Сердце тьмы » в 1899 году и «Лорд Джим» американского представителя натурализма Теодора Драйзера (1871–1945) в 1900 году. Сестра Кэрри была также опубликовано в 1900 году.
Поэзия
[ редактировать ]Однако весьма оригинальные стихи викторианского Джерарда Мэнли Хопкинса (1844–1889) не были опубликованы до 1918 года, спустя много времени после его смерти, в то время как карьера другого крупного поэта-модерниста, ирландца У.Б. Йейтса (1865–1939), началась в конце XIX века. Викторианская эпоха. Йейтс был одним из выдающихся деятелей литературы 20-го века . Столп как ирландского, так и британского литературного истеблишмента, в последние годы своей жизни он занимал пост ирландского сенатора два срока . Йейтс был движущей силой ирландского литературного возрождения . В 1923 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе и стал первым ирландцем, удостоенным такой чести. [6] Йейтса обычно считают [ кем? ] один из немногих писателей, завершивших свои величайшие произведения после получения Нобелевской премии: среди них «Башня» (1928) и «Винтовая лестница и другие стихи» (1929). [7]
Помимо У. Б. Йейтса, другими важными поэтами раннего модернизма были американские поэты Т. С. Элиот (1888–1965) и Эзра Паунд (1885–1972). Элиот стал гражданином Великобритании в 1927 году, но родился и получил образование в Америке. Его наиболее известные произведения: « Пруфрок » (1915), «Бесплодная земля» (1921) и «Четыре квартета » (1935–42). Эзра Паунд был не только крупным поэтом, впервые опубликовавшим часть «Песней» в 1917 году, но и важным наставником для других поэтов, что особенно важно в его редакционных советах по стихотворению Элиота « Бесплодная земля» . [8] Другими важными американскими поэтами, писавшими в начале 20 века, были Уильям Карлос Уильямс (1883–1963), Роберт Фрост (1874–1963), опубликовавший свой первый сборник в Англии в 1913 году, и HD (1886–1961). Гертруда Стайн (1874–1946), американская эмигрантка, жившая в Париже, известная своей фразой « Роза — это роза, это роза — это роза », также была важной литературной силой в этот период. Американская поэтесса Марианна Мур (1887–1972) публиковалась с 1920-х по 1960-е годы.
Но хотя модернизм должен был стать важным литературным движением в первые десятилетия нового века, было также много прекрасных писателей, которые, как Томас Харди, не были модернистами. В первые десятилетия 20-го века такие грузинские поэты , как Руперт Брук (1887–1915), Уолтер де ла Маре (1873–1956) и Джон Мейсфилд (1878–1967, поэт-лауреат с 1930 года), придерживались консервативного подхода к поэзии. сочетание романтизма, сентиментальности и гедонизма, зажатых между викторианской эпохой с ее строгим классицизмом и модернизмом с его резким неприятием чистого эстетизма. Эдварда Томаса (1878–1917) иногда называют еще одним грузинским поэтом. [9] Томас был зачислен в армию в 1915 году и является одним из поэтов Первой мировой войны вместе с Уилфредом Оуэном (1893–1918), Рупертом Бруком (1887–1915), Исааком Розенбергом (1890–1917), Эдмундом Бланденом (1896–1974) и Зигфридом Сассуном ( 1886–1967).
Драма
[ редактировать ]Ирландские драматурги Джордж Бернард Шоу (1856–1950) и Дж. М. Синдж (1871–1909) оказали влияние на британскую драму. Творческий путь Шоу начался в последнем десятилетии XIX века, а пьесы Синга относятся к первому десятилетию XX века. Самая известная пьеса Синджа, «Плейбой западного мира» , «вызвала возмущение и беспорядки, когда она была впервые представлена» в Дублине в 1907 году. [10] Джордж Бернард Шоу превратил эдвардианский театр в арену для дискуссий по важным политическим и социальным вопросам, таким как брак, класс, «мораль вооружения и войны» и права женщин. [11] Важным драматургом 1920-х годов и позже был ирландец Шон О'Кейси (1880–1964). Также в 1920-х годах и позже Ноэль Кауард (1899–1973) добился устойчивого успеха как драматург, опубликовав более 50 пьес, начиная с подросткового возраста. Многие из его работ, такие как «Сенная лихорадка» (1925), «Частная жизнь» (1930), «Дизайн для жизни» (1932), «Настоящий смех» (1942) и «Беззаботный дух» (1941), остались в регулярном репертуаре театра.
Писатели
[ редактировать ]Среди романистов, после Джозефа Конрада , другие важные ранние модернисты включают Дороти Ричардсон (1873–1957), чей роман «Остроконечная крыша» (1915) является одним из самых ранних примеров техники потока сознания , и Д.Х. Лоуренс (1885–1930). , опубликовавший «Радугу» в 1915 году, однако она была немедленно конфискована полицией. [12] Затем в 1922 году ирландца Джеймса Джойса появился важный модернистский роман «Улисс» . Улисса называли «демонстрацией и суммированием всего движения». [13] Действие происходит в течение одного дня в Дублине . Джойс проводит параллели с « Гомера эпической поэмой Одиссея » . Уильяма Фолкнера ( «Шум и ярость» 1929) — еще один значительный модернистский роман, в котором используется техника потока сознания .
Среди писателей, которые не считаются модернистами: Редьярд Киплинг (1865–1936), который также был успешным поэтом; Герберт Уэллс (1866–1946); Джон Голсуорси (1867–1933) (Нобелевская премия по литературе, 1932 г.), чьи работы включают серию романов, под общим названием « Сага о Форсайтах» (1906–21); Арнольд Беннетт (1867–1931), автор книги «Сказки старых жен» (1908); Г. К. Честертон (1874–1936); и Э. М. Форстера (1879–1970), хотя работы Форстера «часто считаются содержащими как модернистские, так и викторианские элементы». [14] Герберт Уэллс был плодовитым писателем, который сейчас наиболее известен своими научно-фантастическими романами. [15] в первую очередь «Война миров» , «Машина времени », «Человек-невидимка» и «Остров доктора Моро», написанные в 1890-х годах. Среди других романов - «Киппс» (1905) и «Мистер Полли» (1910). Самая известная работа Форстера «Путешествие в Индию (1924)» отразила вызов империализму, а его более ранние романы, такие как «Комната с видом» (1908) и «Говардс-Энд» (1910), исследовали ограничения и лицемерие эдвардианского общества в Англии.
Еще одно крупное научно-фантастическое произведение начала 20 века — «Путешествие на Арктур» шотландского писателя Дэвида Линдсея , впервые опубликованное в 1920 году. Оно сочетает в себе фэнтези , философию и научную фантастику в исследовании природы добра и зла и их отношения с существованием. назвал его Писатель Колин Уилсон «величайшим романом двадцатого века». [16] и оказал центральное влияние на К.С. Льюиса » «Космическую трилогию . [17]
Самым популярным британским писателем начала 20-го века, возможно, был Редьярд Киплинг , весьма разносторонний автор романов, рассказов и стихов и на сегодняшний день самый молодой лауреат Нобелевской премии по литературе (1907). Среди работ Киплинга — «Книги джунглей» (1894–95), «Человек, который хотел бы стать королем» и «Ким» (1901), а его вдохновляющее стихотворение « Если… » (1895) является национальным фаворитом и запоминающимся воплощением викторианского стоицизма . Репутация Киплинга снизилась при его жизни, но в последнее время постколониальные исследования «возродили интенсивный интерес к его работам, рассматривая их как симптоматические и критические по отношению к империалистическим взглядам». [18] находившийся под сильным влиянием своей христианской веры, Г. К. Честертон, был плодовитым и чрезвычайно влиятельным писателем с разнообразными произведениями. Его самый известный персонаж — священник-детектив отец Браун , появлявшийся только в рассказах, а «Человек, который был четвергом» , опубликованный в 1908 году, пожалуй, самый известный его роман. Из его документальной литературы книга « Чарльз Диккенс: критическое исследование» (1906) во многом способствовала популярному возрождению творчества Диккенса, а также серьезному пересмотру творчества Диккенса учеными. [19]
Модернизм 1920-х и 1930-х годов.
[ редактировать ]Модернистское движение продолжалось на протяжении 1920-х, 1930-х годов и далее. В период между мировыми войнами американская драматургия достигла зрелости во многом благодаря произведениям Юджина О'Нила (1888–1953). Эксперименты О'Нила с театральной формой и использование им техник натуралиста и экспрессионизма оказали большое влияние на американских драматургов. Среди его самых известных пьес — «Анна Кристи» (Пулитцеровская премия 1922 г.), «Желание под вязами» (1924 г.), «Странная интерлюдия» (Пулитцеровская премия 1928 г.), «Траур становится Электрой» (1931 г.). В области стихов Харт Крейн опубликовал «Мост» в 1930 году, а Э.Э. Каммингс и Уоллес Стивенс публиковались с 1920-х по 1950-е годы. Точно так же Уильям Фолкнер продолжал публиковаться до 1950-х годов и был удостоен Нобелевской премии в 1949 году. Однако не все писавшие в те годы были модернистами; среди писателей, не входящих в движение, были американские романисты Теодор Драйзер , Дос Пассос , Эрнест Хемингуэй , Скотт Фицджеральд ( «Великий Гэтсби, 1925») и Джон Стейнбек. .
В число выдающихся британских писателей в период между мировыми войнами входят шотландский поэт Хью МакДиармид (1892–1978), начавший публиковаться в 1920-х годах, и романисты Вирджиния Вульф (1882–1941), Э.М. Форстер (1879–1970) ( «Путешествие в Индию» , 1924), Ивлин Во (1903–1966), Грэм Грин (1904–1991), Энтони Пауэлл (1905–2000), П.Г. Вудхауз (1881–1975) (который не был модернистом) и Д.Х. Лоуренс . Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» был опубликован частным образом во Флоренции в 1928 году, хотя неочищенная версия не публиковалась в Великобритании до 1959 года. [8] Вульф была влиятельной феминисткой и крупным стилистическим новатором, связанным с техникой потока сознания в таких романах, как «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927). В ее эссе 1929 года « Собственная комната» содержится ее знаменитое изречение: «Женщина должна иметь деньги и собственную комнату, если она хочет писать художественную литературу». [20]
В 1930-х годах У. Х. Оден и Кристофер Ишервуд стали соавторами стихотворных драм, из которых «Восхождение на F6» наиболее заметной является (1936), во многом обязанных Бертольту Брехту . Т.С. Элиот начал эту попытку возродить поэтическую драму с Суини Агониста в 1932 году, за ней последовали «Скала» (1934), «Убийство в соборе» (1935) и «Воссоединение семьи» (1939). После войны было еще три пьесы. (1895–1974) «В скобках», Модернистская эпическая поэма Дэвида Джонса впервые опубликованная в 1937 году, вероятно, является самым известным вкладом Уэльса в литературу Первой мировой войны . [ нужна ссылка ]
Важным событием, начавшимся в 1930-х и 1940-х годах, стала традиция романов о рабочем классе, написанных писателями из рабочего класса. Среди них были шахтер Джек Джонс , Джеймс Хэнли , чей отец был кочегаром и который в молодости тоже ходил в море, а также шахтеры Льюис Джонс из Южного Уэльса и Гарольд Хеслоп из графства Дарем . [ нужна ссылка ]
Олдос Хаксли (1894–1963) опубликовал свою знаменитую антиутопию «О дивный новый мир» в 1932 году, в том же году, что и Джона Каупера Поуиса «Роман Гластонбери» . Затем в 1934 году появился роман Генри Миллера « Тропик рака» , хотя в течение многих лет он был запрещен как в Великобритании, так и в Америке. [21] Сэмюэл Беккет (1906–89) опубликовал свою первую крупную работу, роман «Мерфи», в 1938 году. В том же году Грэма Грина первый крупный роман (1904–91) «Брайтон-Рок» был опубликован . Затем в 1939 году Джеймс Джойс опубликовал «Поминки по Финнегану» , в которых он создал особый язык для выражения сознания спящего персонажа. [22] Также в 1939 году умер другой ирландский поэт-модернист, У. Б. Йейтс . Британский поэт У. Х. Оден был еще одним выдающимся модернистом 1930-х годов.
1940–2000 гг.
[ редактировать ]Хотя некоторые считают, что модернизм закончился примерно к 1939 году, [23] Что касается английской литературы: «Когда (если) модернизм иссяк и начался постмодернизм, оспаривается почти так же горячо, как и когда произошел переход от викторианства к модернизму». [24] Фактически, ряд модернистов все еще жили и публиковались в 1950-х и 1960-х годах, в том числе Т. С. Элиот , Уильям Фолкнер , Дороти Ричардсон и Эзра Паунд . Кроме того, Бэзил Бантинг (1900–1985) мало публиковался до Бриггфлаттса в 1965 году, а Сэмюэл Беккет , родившийся в Ирландии в 1906 году, продолжал создавать значительные работы до 1980-х годов, включая «В ожидании Годо» (1953), « Счастливые дни » (1961), «Рокаби » (1953). 1981), хотя некоторые считают его постмодернистом . [25]
Среди британских писателей 1940-х и 1950-х годов были романисты Грэм Грин и Энтони Пауэлл , чьи произведения охватывают период с 1930-х по 1980-е годы, и поэт Дилан Томас , а Эвелин Во и У. Х. Оден продолжали публиковать значительные произведения.
Роман
[ редактировать ]В 1947 году Малкольм Лоури опубликовал «Под вулканом» , а Джорджа Оруэлла в 1949 году была опубликована антиутопия тоталитаризма « 1984» . Одним из самых влиятельных романов послевоенного периода были » Уильяма Купера «Натуралистические сцены из провинциальной жизни . сознательное неприятие модернистской традиции. [26] Грэм Грин обратился в католицизм, и его романы исследуют двойственные моральные и политические проблемы современного мира. Его романы, отличающиеся способностью сочетать серьезное литературное признание с широкой популярностью, включают «Брайтон-Рок» (1938), «Сила и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Сгоревший случай» (1961) и Человеческий фактор (1978). Другими романистами, писавшими в 1950-е годы и позднее, были: Энтони Пауэлл, чей двенадцатитомный цикл романов « Танец под музыку времени » представляет собой комическое исследование движений и манер, власти и пассивности в английской политической, культурной и военной жизни середины XIX века. -20 век; писатель-комик Кингсли Эмис (1922–1995) наиболее известен своей академической сатирой «Счастливчик Джим» (1954); Нобелевской премии лауреата Уильяма Голдинга « Аллегорический роман Повелитель мух» (1954) исследует, как культура, созданная человеком, терпит крах, используя в качестве примера группу британских школьников, выброшенных на необитаемый остров, которые пытаются управлять собой, но с катастрофическими результатами. Философ Айрис Мердок была плодовитым автором романов на протяжении второй половины 20-го века, в которых основное внимание уделяется сексуальным отношениям, морали и силе бессознательного, включая «Под сетью» (1954), «Черный принц» (1973) и «Зеленый». Найт (1993). Шотландская писательница Мюриэл Спарк в своих романах раздвинула границы реализма. Ее первая книга «Утешители» (1957) касается женщины, которая осознает, что она персонаж романа; «Расцвет мисс Джин Броди» (1961) иногда ненадолго переносит читателя в далекое будущее, чтобы увидеть различные судьбы, постигающие его персонажей. Энтони Берджесс особенно запомнился своим романом-антиутопией «Заводной апельсин» в 1971 году снял фильм. (1962), действие которого происходит в не столь отдаленном будущем, по которому Стэнли Кубрик В совершенно другом жанре готического фэнтези Мервин Пик (1911) –1968) опубликовал свою чрезвычайно успешную трилогию о Горменгасте между 1946 и 1959 годами.
Одной из самых успешных публикаций издательства Penguin Books в 1970-х годах стало Ричарда Адамса « героическое фэнтези Уотершип Даун» (1972). Вызывая эпические темы, он рассказывает об одиссее группы кроликов, стремящихся основать новый дом. Другим успешным романом той же эпохи был Джон Фаулз « Женщина французского лейтенанта» (1969), рассказчик которого открыто признает вымышленный характер своей истории и ее знаменитые альтернативные финалы. В 1981 году по нему был снят фильм по сценарию Гарольда Пинтера . Анджела Картер (1940–1992) была писательницей и журналисткой, известной своими феминистскими, магическим реализмом и плутовскими произведениями. Среди ее романов «Адские машины желаний доктора Хоффмана» (1972) и «Ночи в цирке» (1984) . Маргарет Дрэббл (род. 1939) — писательница, биограф и критик, публиковавшаяся с 1960-х по XXI век. Ее старшая сестра, А. С. Байетт (род. 1936), наиболее известна благодаря книге «Владение», опубликованной в 1990 году.
Мартин Эмис (род. 1949) — один из самых выдающихся современных британских романистов. Его самые известные романы — «Деньги» (1984) и «Лондонские поля» (1989). Пэт Баркер (род. 1943) получила множество наград за свою художественную литературу. Английский писатель и сценарист Иэн Макьюэн (род. 1948) — еще один из самых уважаемых писателей современной Великобритании. Среди его работ «Цементный сад» (1978) и «Несокрушимая любовь» (1997), по которым был снят фильм. В 1998 году Макьюэн выиграл Букеровскую премию вместе с Амстердамом . «Искупление» (2001) стал фильмом, получившим «Оскар» . Макьюэн был удостоен Иерусалимской премии в 2011 году. Зейди Смит « », получивший премию Whitbread Book Award Роман Белые зубы (2000), сочетает в себе пафос и юмор и фокусируется на дальнейшей жизни двух друзей военного времени в Лондоне. Джулиан Барнс (род. 1946) — еще один успешный ныне живущий писатель, получивший Букеровскую премию 2011 года за свою книгу «Предчувствие конца» , а три его более ранних книги вошли в шорт-лист Букеровской премии: « Попугай Флобера» (1984), Англия , Англия (1998) и Артур и Джордж (2005). Он также писал криминальную фантастику под псевдонимом Дэн Кавана . [27]
Двумя выдающимися современными ирландскими романистами являются Джон Банвилл (род. 1945) и Колм Тойбин (род. 1955). Банвиль также является режиссером драм, сценаристом, [28] и автор детективных романов под псевдонимом Бенджамин Блэк . Банвиль получил множество наград: «Книга доказательств» вошла в шорт-лист Букеровской премии и получила премию Guinness Peat Aviation в 1989 году; его восемнадцатый роман «Море » получил Букеровскую премию в 2005 году; он был удостоен премии Франца Кафки. в 2011 году Колм Тойбин (ирландец, 1955) — писатель, новеллист, эссеист, драматург, журналист, критик и, с недавних пор, поэт.
В конце 20-го века в Шотландии появилось несколько выдающихся романистов, в том числе Джеймс Келман , который, как и Сэмюэл Беккет, может создавать юмор из самых мрачных ситуаций. Фильм «Как поздно было, как поздно» в 1994 году получил Букеровскую премию ; Роман А.Л. Кеннеди « » 2007 года День был назван «Книгой года» на церемонии вручения премии Costa Book Awards . [29] В 2007 году она стала лауреатом Государственной премии Австрии в области европейской литературы ; [30] Аласдера Грея ( «Ланарк: Жизнь в четырех книгах» 1981) — это антиутопическое фэнтези, действие которого происходит в сюрреалистической версии Глазго под названием «Безблагодарность». [31]
Драма
[ редактировать ]Важным культурным движением в британском театре, которое развилось в конце 1950-х и начале 1960-х годов, был реализм кухонной раковины (или «драма кухонной раковины»), термин, придуманный для описания искусства (сам термин происходит от экспрессионистской картины Джона Брэтби ). романы, фильмы и телеспектакли . Термин «разгневанные молодые люди» часто применялся [ кем? ] членам этого художественного движения. Он использовал стиль соцреализма , который изображает домашнюю жизнь рабочего класса, для исследования социальных и политических проблем. послевоенного Пьесы в гостиной периода, типичные для таких драматургов, как Теренс Раттиган и Ноэль Кауард, были брошены вызову в 1950-х годах этими «Разгневанными молодыми людьми» в таких пьесах, как Джона Осборна » «Оглянись во гневе (1956). Арнольд Вескер и Нелл Данн также подняли на сцену социальные проблемы. [ нужна ссылка ]
И снова в 1950-х годах абсурдистская пьеса «В ожидании Годо» (1955) (первоначально «En сопровождающий Годо» ирландского писателя Сэмюэля Беккета , 1952) глубоко повлияла на британскую драму. Театр абсурда оказал влияние на Гарольда Пинтера (1930–2008), автора книги « День рождения» , 1958, произведения которого часто характеризуются угрозой или клаустрофобией. Беккет также оказал влияние на Тома Стоппарда (род. 1937) ( «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» , 1966). Однако произведения Стоппарда также отличаются остроумием и широким кругом интеллектуальных проблем, которые он решает в различных пьесах. И Пинтер, и Стоппард продолжали ставить новые пьесы в 1990-е годы. Майкл Фрейн (род. 1933) входит в число других драматургов, известных своим использованием языка и идей. Он также писатель. Он написал ряд романов, в том числе «Железные человечки» , получившие в 1966 году премию Сомерсета Моэма , «Русский переводчик» (1967, премия Хоторнден ) и «Шпионы» , получившие премию Уитбреда в области художественной литературы в 2002 году.
Другими важными драматургами, чья карьера началась позже в этом столетии, являются: Кэрил Черчилль ( «Лучшие девушки» , 1982) и Алан Эйкборн ( «Абсурдный человек в единственном числе» , 1972). [32]
Радио драма
[ редактировать ]Важным новым элементом в мире британской драмы с момента появления радио в 1920-х годах был заказ пьес или адаптация существующих пьес на радио BBC. Особенно это было важно в 1950-е и 1960-е годы (а с 1960-х годов – для телевидения). Фактически, многие крупные британские драматурги либо фактически начинали свою карьеру на BBC, либо адаптировали свои произведения для радио. Большую часть раннего опыта драматурга Кэрил Черчилль в профессиональной постановке драматургия получила в качестве радиодраматурга, и, начиная с 1962 года с «Муравьев» , было девять постановок радиопостановок BBC вплоть до 1973 года, когда ее сценические работы начали признаваться при Королевском дворе. Театр . [33] Драматическим дебютом Джо Ортона в 1963 году стала радиоспектакль «Голодей на лестнице» , вышедшая в эфир 31 августа 1964 года. [34] «Первая профессиональная постановка Тома Стоппарда состоялась в пятнадцатиминутной программе «Перед полуночью» на радио BBC, в которой были представлены новые драматурги». [34] Джон Мортимер дебютировал на радио как драматург в 1955 году, адаптировав собственный роман Like Men Betrayed для программы BBC Light . Но он дебютировал как оригинальный драматург в фильме «Док-портал» в главной роли с Майклом Хордерном в роли незадачливого адвоката, который впервые был показан в 1957 году в радио BBC , Третьей программе позже транслировался по телевидению с тем же актерским составом и впоследствии был представлен в двойном фильме « Что?» Скажем Кэролайн? в Lyric Hammersmith в апреле 1958 года, прежде чем перейти в Театр Гаррика . Мортимер наиболее известен благодаря «Рампол из Бейли» телесериалу британскому сыграл , в котором Лео МакКерн Горация Рампола, стареющего лондонского адвоката, который защищает всех без исключения клиентов. По нему была создана серия рассказов, романов и радиопрограмм. [35] [36]
Среди других известных радиодраматургов были Брендан Бехан и писательница Анджела Картер . Писательница Сьюзан Хилл также писала для радио BBC с начала 1970-х годов. [37] Ирландскому драматургу Брендану Бехану , автору книги «The Quare Fellow» (1954), BBC поручила написать радиоспектакль «Большой дом» (1956); до этого он написал две пьесы «Переезд» и «Вечеринка в саду» для ирландского радио. [38]
Среди наиболее известных произведений, созданных для радио, — » Дилана Томаса ( «Под молочным лесом 1954), Сэмюэля Беккета » «Вся эта осень (1957), Гарольда Пинтера » «Небольшая боль (1959) и » Роберта Болта . «Человек для Все времена года (1954). [39] Сэмюэл Беккет написал ряд коротких радиоспектаклей в 1950-х и 1960-х годах, а затем и для телевидения. Радиоспектакль Беккета «Эмберс» впервые был показан в третьей программе BBC 24 июня 1959 года и позже в том же году получил приз RAI на церемонии вручения наград Prix Italia . [40]
Поэзия
[ редактировать ]Крупные поэты, такие как Т.С. Элиот, У.Х. Оден и Дилан Томас, в этот период все еще публиковались. Хотя карьера У. Х. Одена (1907–1973) началась в 1930-х и 1940-х годах, он опубликовал несколько томов в 1950-х и 1960-х годах. Его положение в современной литературе оспаривается, но, вероятно, наиболее распространенная критическая точка зрения, начиная с 1930-х годов, причисляла его к одному из трех крупнейших британских поэтов двадцатого века и наследнику Элиота и Йейтса. [41] Стивен Спендер (1909–1995)), чья карьера началась в 1930-х годах, был еще одним важным поэтом.
Среди новых поэтов, начавших свою карьеру в 1950-х и 1960-х годах, - Филип Ларкин (1922–1985) ( «Свадьбы Троицы» , 1964), Тед Хьюз (1930–1998) ( «Ястреб под дождем» , 1957) и ирландец (Северная Ирландия) Шеймус Хини . (1939–2013) ( «Смерть натуралиста» , 1966). Северная Ирландия также родила ряд других значительных поэтов, в том числе Дерека Махона и Пола Малдуна . В 1960-е и 1970-е годы марсианская поэзия стремилась вырваться из хватки «привычного», описывая обычные вещи незнакомыми способами, как, например, глазами марсианина. Поэты, наиболее тесно связанные с ним, — Крейг Рейн и Кристофер Рид . Мартин Эмис , выдающийся современный писатель, перенес это остранение в художественную литературу.
Еще одним литературным движением в этот период было Возрождение британской поэзии , обширное собрание групп и подгрупп, охватывающее перформанс , звуковую и конкретную поэзию . Ведущие поэты, связанные с этим движением, включают Дж. Х. Принна , Эрика Моттрама , Тома Раворта , Дениз Райли и Ли Харвуда . [42] Поэтами Мерси-бита были Адриан Анри , Брайан Паттен и Роджер Макгоф . Их работа была сознательной попыткой создать английский эквивалент битников. Многие из их стихов были написаны в знак протеста против сложившегося общественного порядка и, в частности, угрозы ядерной войны. Другими заслуживающими внимания поэтами более позднего 20-го века являются валлиец Р. С. Томас , Джеффри Хилл , Чарльз Томлинсон , Кэрол Энн Даффи (поэт-лауреат с 2009 по 2019 год) и Саймон Армитидж , нынешний лауреат. [43] Джеффри Хилл (род. 1932) считается одним из самых выдающихся английских поэтов своего поколения. [44] Хотя Хилла часто называют «сложным» поэтом, он парировал, что якобы трудная поэзия может быть «самой демократичной, потому что вы оказываете своей аудитории честь, предполагая, что они умные люди». [45] Чарльз Томлинсон (1927–2015) — еще один важный английский поэт старшего поколения, хотя «с момента своей первой публикации в 1951 году он построил карьеру, которая привлекла больше внимания на международной арене, чем в его родной Англии; это может объяснить, и быть объяснено его международным видением поэзии». [46] Критик Майкл Хеннесси охарактеризовал Томлинсона как «самого интернационального и наименее провинциального английского поэта своего поколения». [47] Его поэзия завоевала международное признание и получила множество премий в Европе и США. [46]
Писатели Британского Содружества
[ редактировать ]Дорис Лессинг из Южной Родезии (ныне Зимбабве) опубликовала свой первый роман «Трава поет» в 1950 году, после иммиграции в Англию. Сначала она написала о своем африканском опыте. Вскоре Лессинг стала доминирующей фигурой на английской литературной сцене, часто публиковалась на протяжении всего столетия и получила Нобелевскую премию по литературе в 2007 году. Среди других ее работ - серия из пяти романов под общим названием « Дети насилия» (1952–69), «Дети насилия». «Золотая тетрадь» (1962), «Добрый террорист» (1985) и серия из пяти научно-фантастических романов « Канопус в Аргосе : Архивы» (1979–83). Действительно, с 1950 года значительное количество крупных писателей прибыли из стран, которые на протяжении веков были заселены британцами, за исключением Америки, где родились выдающиеся писатели, по крайней мере, викторианского периода . было несколько важных работ на английском языке Конечно, до 1950 года в тогдашней Британской империи . южноафриканской писательницы Олив Шрайнер Знаменитый роман «История африканской фермы». был опубликован в 1883 году, а новозеландка Кэтрин Мэнсфилд опубликовала свой первый сборник рассказов « В немецкой пенсии » в 1911 году. Первый крупный англоязычный писатель с субконтинента Индийского Р.К. Нараян (1906–2001) начал публиковаться в Англия в 1930-е годы, вдохновленная английским писателем Грэмом Грином . [48] Писательская карьера карибской писательницы Джин Рис началась еще в 1928 году, хотя ее самая известная работа « Широкое Саргассово море южноафриканского писателя Алана Пэтона » не была опубликована до 1966 года. Знаменитый роман «Крик, любимая страна» датируется 1948 годом.
Салман Рушди входит в число писателей из бывших британских колоний после Второй мировой войны, которые постоянно обосновались в Великобритании. Рушди добился известности благодаря фильму «Дети полуночи» (1981), который был удостоен как Мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка , так и Букеровской премии был назван Букером Букеров , а в 1993 году . Его самый противоречивый роман «Сатанинские стихи» (1989) был частично вдохновлен жизнью Мухаммеда. В. С. Найпол (1932–2018), родившийся в Тринидаде , был еще одним иммигрантом, написавшим, среди прочего, «Дом для мистера Бисваса» (1961) и «Излучье реки» (1979). Найпол получил Нобелевскую премию по литературе . [49] Также из Вест-Индии был Джордж Ламминг (1927–2022), написавший «В замке моей кожи» (1953), а из Пакистана приехал Ханиф Куреши (1954 г.р.), драматург, сценарист, режиссер, прозаик и автор рассказов. . Его книга «Будда из пригорода» (1990) получила премию Whitbread Award как лучший первый роман, а также была превращена в телесериал BBC. Другой известный писатель-иммигрант Кадзуо Исигуро (род. 1954) родился в Японии, но его родители иммигрировали в Великобританию, когда ему было шесть лет. [50] Среди его работ «Остаток дня» (1989), «Никогда не отпускай меня» (2005).
Ряд писателей из Нигерии добились международной известности благодаря произведениям на английском языке, в том числе писатель Чинуа Ачебе (1930–2013), опубликовавший «Вещи разваливаются» в 1958 году, а также драматург Воле Сойинка (род. 1934) и писатель Бучи Эмечета (1944). –2017). Сойинка получила Нобелевскую премию по литературе в 1986 году, как и южноафриканская писательница Надин Гордимер в 1995 году. Другими южноафриканскими писателями, пишущими на английском языке, являются писатель Дж. М. Кутзи (Нобелевская премия 2003 года) и драматург Атол Фугард . Самым всемирно известным писателем Кении является Нгоги ва Тионго, написавший романы, пьесы и рассказы на английском языке. Поэт Дерек Уолкотт из Сент-Люсии на Карибах был еще одним лауреатом Нобелевской премии в 1992 году. Два ирландца и австралиец также были лауреатами в период после 1940 года: писатель и драматург Сэмюэл Беккет (1969); поэт Симус Хини (1995); Патрик Уайт (1973), крупный писатель того периода, первая работа которого была опубликована в 1939 году. Еще один примечательный австралийский писатель конца этого периода - поэт. Лес Мюррей . Современный австралийский писатель Питер Кэри (род. 1943) — один из четырех писателей, дважды получивших Букеровскую премию (остальные — Дж. Г. Фаррелл , Дж. М. Кутзи и Хилари Мэнтел) . [51]
Среди канадских писателей, добившихся международной репутации, — писательница и поэтесса Маргарет Этвуд , поэт, автор песен и прозаик Леонард Коэн , автор рассказов Элис Манро и, с недавних пор, поэтесса Энн Карсон . Еще одним уважаемым канадским писателем и поэтом является Майкл Ондатже , родившийся в Шри-Ланке.
американская литература
[ редактировать ]С 1940 года по XXI век американские драматурги, поэты и писатели продолжали пользоваться международной известностью.
Постмодернистская литература
[ редактировать ]Термин «Постмодернистская литература» используется для описания определенных тенденций в литературе после Второй мировой войны. Это одновременно продолжение экспериментов, отстаиваемых писателями модернистского периода (в значительной степени опирающихся, например, на фрагментацию, парадоксальность, сомнительных рассказчиков и т. д.), и реакция на идеи Просвещения, заложенные в модернистской литературе. Постмодернистскую литературу, как и постмодернизм в целом, трудно дать определение, и нет единого мнения о точных характеристиках, масштабах и важности постмодернистской литературы. Среди писателей-постмодернистов — американцы Генри Миллер , Уильям С. Берроуз , Джозеф Хеллер , Курт Воннегут , Хантер С. Томпсон , Трумэн Капоте и Томас Пинчон .
Жанровая литература ХХ века.
[ редактировать ]Агата Кристи (1890–1976) была писательницей детективных романов, рассказов и пьес, которую больше всего помнят за ее 80 детективных романов , а также за ее успешные пьесы для театра Вест-Энда. Работы Кристи, особенно с участием детективов Эркюля Пуаро или мисс Марпл , дали ей титул «Королевы преступления», и она была одним из самых важных и новаторских писателей в этом жанре. Среди романов Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» , «Смерть на Ниле» и «И никого не стало» . Другой популярной писательницей Золотого века детективной фантастики была Дороти Л. Сэйерс (1893–1957). Другими недавними заслуживающими внимания авторами этого жанра являются Рут Ренделл , П. Д. Джеймс и шотландец Ян Рэнкин .
Эрскин Чайлдерс « Загадка песков » (1903) является ранним примером шпионской фантастики . Известным писателем в жанре шпионских романов был Джон ле Карре , а в Ян триллерах Флеминг создал персонажа Джеймса Бонда 007 в январе 1952 года, когда он отдыхал в своем ямайском поместье Золотой глаз. Флеминг описал приключения Бонда в двенадцати романах, включая «Казино Рояль» (1953), «Живи и дай умереть» (1954), «Доктор Но» (1958), «Голдфингер» (1959), «Шаровая молния» (1961) и девяти рассказах.
венгерки Эммы Орчи Оригинальная пьеса (1865–1947) «Алый пимпернель Ноттингема, » была показана в октябре 1903 года в Королевском театре но не имела успеха. Однако с переписанным последним актом он открылся в Новом театре в Лондоне в январе 1905 года. Премьера лондонской постановки была с энтузиазмом принята публикой: было проведено 122 спектакля и отмечено множество возрождений. «Алый Пимпернель» стал фаворитом лондонской публики, сыграв более 2000 представлений и став одним из самых популярных спектаклей, поставленных на тот момент в Англии. [ нужна ссылка ] Роман «Алый пимпернель» был опубликован вскоре после премьеры спектакля и сразу же имел успех. Орчи приобрел поклонников в Великобритании и во всем мире. Популярность романа побудила ее написать ряд продолжений своего «безрассудного смельчака» в течение следующих 35 лет. Пьеса с большим успехом была поставлена во Франции, Италии, Германии и Испании, а роман был переведен на 16 языков. Впоследствии рассказ был адаптирован для телевидения, кино, мюзикла и других средств массовой информации.
Джон Бьюкен (1875–1940) опубликовал приключенческий роман «Тридцать девять шагов» в 1915 году.
Писательница Джорджет Хейер создала жанр исторического романа .
Школа Кайлярда шотландских писателей , в частности Дж. М. Барри (1869–1937), создатель «Питера Пэна» (1904), представила идеализированную версию общества и вернула в моду фэнтези и фольклор. В 1908 году Кеннет Грэм (1859–1932) написал детскую классику «Ветер в ивах» . Неофициальной литературной дискуссионной группой, связанной с факультетом английского языка Оксфордского университета, были « Инклинги ». Его ведущими членами были крупные писатели- фантасты ; К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкин . Льюис особенно известен благодаря «Хроникам Нарнии» , а Толкин наиболее известен как автор «Хоббита» и «Властелина колец» . Другой значительный писатель - Алан Гарнер, автор книги «Элидор» (1965), а Терри Пратчетт - более поздний писатель-фантаст. Роальд Даль приобрел известность благодаря своим детским фэнтезийным романам , таким как «Джеймс и гигантский персик» и «Чарли и шоколадная фабрика» , часто вдохновленным событиями из его детства, которые отличаются часто неожиданным финалом и Дж. К. Роулинг, автор очень успешной серии о Гарри Поттере , и Филип Пулман, известный своей трилогией «Темные начала», также являются важными авторами фэнтезийных романов для юных читателей.
являются Известными авторами комиксов Нил Гейман и Алан Мур ; Гейман также выпускает графические романы .
В последние десятилетия 20-го века к жанру научной фантастики стали относиться более серьезно благодаря работам таких писателей, как Артур Кларк ( 2001: Космическая одиссея ), Айзек Азимов , Урсула К. Ле Гуин. , Роберт Хайнлайн , Майкл Муркок и Ким Стэнли Робинсон . Другой выдающийся писатель этого жанра, Дуглас Адамс , особенно связан с научно-фантастическим комиксом «Автостопом по Галактике» , который начал свою жизнь как радиосериал в 1978 году. Такие популярные романисты, как Дорис Лессинг и Маргарет Этвуд, также писали произведения на этот жанр, в то время как шотландский писатель Ян М. Бэнкс также заработал репутацию автора как традиционных, так и научно-фантастических романов.
Лауреаты Нобелевской премии по литературе
[ редактировать ]- Редьярд Киплинг (1907): Великобритания (родился в Британской Индии ).
- Рабиндранат Тагор (1913): Индия.
- УБ Йейтс (1923): Ирландия
- Джордж Бернард Шоу (1925): Ирландия
- Синклер Льюис (1930): США
- Джон Голсуорси (1932): Великобритания
- Юджин О'Нил (1936): США
- Перл С. Бак (1938): США
- Т.С. Элиот (1948): Великобритания (родился в США)
- Уильям Фолкнер (1949): США
- Бертран Рассел (1950): Великобритания
- Уинстон Черчилль (1953): Великобритания
- Эрнест Хемингуэй (1954): США
- Джон Стейнбек (1962): США
- Сэмюэл Беккет (1969): Ирландия (большую часть жизни прожил во Франции)
- Патрик Уайт (1973): Австралия
- Сол Беллоу (1976): США
- Исаак Башевис Зингер (1978): США (родился в Польше)
- Уильям Голдинг (1983): Великобритания
- Воле Сойинка (1986): Нигерия
- Иосиф Бродский (1987): США (родился в России).
- Надин Гордимер (1991): Южная Африка
- Дерек Уолкотт (1992): Сент-Люсия, Вест-Индия
- Тони Моррисон (1993): США
- Шеймус Хини (1995): Ирландия
- VS Найпол (2001): Великобритания (родился в Тринидаде )
- Дж. М. Кутзи (2003): Южная Африка
- Гарольд Пинтер (2005): Великобритания
- Дорис Лессинг (2007): Великобритания (выросла в Зимбабве)
- Элис Манро (2013): Канада
- Боб Дилан (2016): США
- Кадзуо Исигуро (2017): Великобритания (родился в Японии)
- Луиза Глюк (2020): США
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абрамс, М.Х., Словарь литературных терминов (7-е издание). (Нью-Йорк: Harcourt Brace), 1999), с. 167.
- ^ Абрамс, с. 167.
- ^ Абрамс, с. 168.
- ^ Маршалл Берман, Все твердое растворяется в воздухе . (Хармсворт: Пингвин, 1988), с. 23.
- ^ Драббл 1996 , с. 632.
- ^ Литература 1923 г. , Нобелевская премия , получена 3 июня 2007 г.
- ^ Френц, Хорст, изд. (1969), «Биография Йейтса» , Нобелевская премия по литературе 1923 года , Нобелевские лекции по литературе 1901–1967 годов , получено 23 мая 2007 года .
- ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по английской литературе , изд. Маргарет Драббл, с. 791.
- ^ Драббл 1996 , с. 377, 988.
- ^ Оксфордский справочник по английской литературе. (1996), с. 781.
- ^ «Английская литература» . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 15 ноября 2012 г.
- ^ Оксфордский справочник по английской литературе , изд. Маргарет Драббл, с. 562.
- ^ Биб, Морис (осень 1972 г.). «Улисс и эпоха модернизма». James Joyce Quarterly (Университет Талсы) 10 (1): стр. 176.
- ^ Путеводитель Блумсбери по английской литературе , изд. Мэрион Винн Дэвис (Нью-Йорк: Прентис Холл, 1990), с. 118.
- ^ Адам Чарльз Робертс (2000), «История научной фантастики»: стр. 48 в научной фантастике , Рутледж, ISBN 0-415-19204-8 .
- ^ Рецензия на книгу: Путешествие на Арктур (1920) Дэвида Линдси. Архивировано 15 декабря 2014 года в Wayback Machine - рецензия Пола М. Кеневича, 2003.
- ^ Линдскуг, Кэтрин, Путешествие на Арктур, К.С. Льюис и Темная Башня
- ^ "Редьярд Киплинг" . Британская энциклопедия . Интернет-академическое издание Британской энциклопедии. Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 15 ноября 2012 г.
- ^ Алквист 2012 , с. 212.
- ^ Роу, Сью и Сьюзан Селлерс, Кембриджский компаньон Вирджинии Вульф (Cambridge University Press, 2000), стр. 219.
- ^ Драббл 1996 , с. 660.
- ^ Дэвис 1990 , с. 644.
- ^ Деттмар, Кевин Дж. Х. (2006), «Модернизм», в Кастане, Дэвид Скотт (редактор), Оксфордская энциклопедия британской литературы , Oxford University Press .
- ^ Берч, Дина, изд. (27 октября 2011 г.), «модернизм», The Oxford Companion to English Literature , Oxford Reference Online, Oxford University Press .
- ^ Кембриджский справочник по ирландской литературе , изд. Джон Уилсон Фостер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006.
- ^ Брэдбери, Малкольм (1969), Введение в сцены из провинциальной жизни , Лондон: Макмиллан .
- ^ Дагдейл, Джон (4 апреля 2014 г.). «Детективные романы Джулиана Барнса под псевдонимом остаются под прикрытием» . Хранитель .
- ^ "Джон Банвилл". Словарь ирландской литературы , изд. Роберт Хоган (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1996).
- ^ Браун, Марк (23 января 2008 г.). «Идеальный день для Эл. Кеннеди, поскольку она получает книжную премию Косты» . Хранитель . Лондон . Проверено 23 января 2008 г.
- ^ «Национальная литературная премия присуждена британцу» . ORF Salzburg (Австрийская телерадиокомпания) (на немецком языке). 27 июля 2008 года . Проверено 27 июля 2008 г.
- ^ Галлоуэй, Дженис (12 октября 2002 г.), «Перечитывая Ланарк Аласдера Грея». Хранитель .
- ^ Чайлдс, Питер; Сторри, Майк (1999). Энциклопедия современной британской культуры . Лондон: Рутледж. стр. 399–400. ISBN 978-0415147262 .
- ^ «Черчилль, Кэрил» , Драматурги , Дулли .
- ^ Перейти обратно: а б Крук, Тим, Международная радиодрама , Великобритания: IRDP .
- ^ Радиоспектакли Джона Мортимера , Великобритания: Саттон Элмс .
- ^ Биография Джона Мортимера (1923–2009) , Ссылка на фильм .
- ^ Саттон-Элмс , Великобритания .
- ^ Коди, Габриэль Х (редактор), «Брендан Бехан» , Колумбийская энциклопедия современной драмы , Архивы, IE : RTÉ .
- ^ Тревин, Дж. К. , «Критик у очага». Слушатель [Лондон, Англия] 5 августа 1954 г.: 224.
- ^ «Победители 1949–2007», Prix Italia (PDF) , предыдущие выпуски, RAI, 2008 г., заархивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 г.
- ^ Смит, Стэн (2004). "Введение". В Стэне Смите. Кембриджский компаньон У. Х. Одена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–14. ISBN 0-521-82962-3 .
- ^ Грин 2012 , с. 426.
- ^ «Саймон Армитидж: «Остроумный и глубокий» писатель станет следующим поэтом-лауреатом» . Новости Би-би-си . 10 мая 2019 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Блум, Гарольд, изд. (1986), Джеффри Хилл , Современные критические взгляды, Информационная база .
- ^ Флад, Элисон (31 января 2012 г.). «Кэрол Энн Даффи «неправа» насчет поэзии, — говорит Джеффри Хилл» . Хранитель . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Томлинсон , Великобритания: Carcanet Press .
- ^ Чарльз Томлинсон (биография), Фонд «Поэзия», 21 августа 2022 г.
- ^ Драббл 1996 , с. 697.
- ^ «Лауреаты 2001 года» . Литература . Нобелевская премия.
- ^ Драббл 1996 , с. 506.
- ^ Официальный сайт Человека Букера: Дж. Г. Фаррелл [1] ; Хилари Мэнтел «Дама Хилари Мэнтел | Букеровская премия» . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г. ; Дж. М. Кутзи: «Дж. М. Кутзи | Букеровская премия» . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Алквист, Дейл (2012), Полный мыслитель: чудесный разум Г. К. Честертона , Ignatius Press , ISBN 978-1-58617-675-4 .
- Дэвис, Мэрион Винн, изд. (1990), Путеводитель Блумсбери по английской литературе , Нью-Йорк: Прентис Холл .
- Драббл, Маргарет, изд. (1996), Оксфордский справочник по английской литературе , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- Фулк, Р.Д.; Каин, Кристофер М. (2003), История древнеанглийской литературы , Молден: Блэквелл .
- Грин, Роланд ; и др., ред. (2012). «Поэзия Англии» . Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики (4-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 420–428. ISBN 978-0-691-15491-6 .
- Кирнан, Кевин (1996), Беовульф и рукопись Беовульфа , Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет, ISBN 0-472-08412-7 .
- Орчард, Энди (2003), Критический спутник Беовульфа , Кембридж: DS Brewer .
- Робинсон, Фред К. (2001), Кембриджский спутник Беовульфа , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 143 .
- Толкин, Джон Рональд Руэл (1958), Беовульф: Монстры и критики , Лондон: Издательство Оксфордского университета .
- Уорд, AW; Уоллер, Арканзас; Трент, WP; Эрскин, Дж; Шерман, СП; Ван Дорен, К., ред. (1907–21), История английской и американской литературы (Энциклопедия), Нью-Йорк: Издательство GP Putnam's Sons University Press .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Открытие литературы: 20 век в Британской библиотеке
- Английский литературный канон
- Британская литература – Книги с меткой Британская литература LibraryThing
- Библиография теории литературы, критики и филологии Под ред. Хосе Анхель Гарсия Ланда (Университет Сарагосы, Испания)