Деньги (роман)
![]() | |
Автор | Мартин Эмис |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Роман |
Издатель | Джонатан Кейп |
Дата публикации | 1984 |
Предшественник | Другие люди |
С последующим | Лондонские поля |
Деньги: Предсмертная записка — роман Мартина Эмиса, вышедший в 1984 году . В 2005 году журнал Time включил роман в список «100 лучших англоязычных романов с 1923 года по настоящее время». [1] Роман основан на опыте Эмиса как сценариста художественного фильма «Сатурн-3» , транспортного средства Кирка Дугласа . Роман был экранизирован BBC в 2010 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Деньги рассказывают историю Джона Селфа, успешного рекламного директора, которого пригласил в Нью-Йорк кинопродюсер Филдинг Гудни для съемок своего первого фильма. Селф — архетипический гедонист и неряха: обычно он пьян и заядлый потребитель порнографии и проституток; он ест слишком много; прежде всего, воодушевленный Гудни, он тратит слишком много.
У всех актеров фильма, который Селф первоначально назвал «Хорошие деньги» , но который в конечном итоге хочет переименовать в «Плохие деньги» , есть эмоциональные проблемы, которые заставляют их конфликтовать друг с другом и со своими ролями. Например, строгого Кристиана Спанка Дэвиса просят сыграть торговца наркотиками; стареющий хардмен Лорн Гайленд подвергся физическому насилию; материнскую Кадуту Масси, которая неуверенна в своем теле, просят появиться в сексуальной сцене с Лорном, которого она ненавидит.
Пока Селф находится в Нью-Йорке, его преследует «Телефон Фрэнк», угрожающий неудачник, который угрожает ему в серии телефонных разговоров, очевидно потому, что Селф олицетворяет успех, которого Фрэнк не смог достичь. Селф не боится Фрэнка, даже после того, как Фрэнк избивает его во время алкогольного запоя. Характерно, что Селф не может вспомнить, как на него напали. Ближе к концу книги Селф договаривается о встрече с Фрэнком для выяснения отношений, что становится началом шокирующей развязки романа. «Деньги» похожи на более поздний роман Эмиса «Лондонские поля» своим важным поворотом сюжета.
Селф возвращается в Лондон до начала съемок, раскрывая больше о своем скромном происхождении, своем отце-арендодателе Барри (который ясно дает понять свое презрение к сыну, выставляя ему счет за каждую копейку, потраченную на его воспитание) и швейцара паба Фэта Винса. Селф обнаруживает, что у его лондонской девушки Селины роман с Осси Твеном, а Селфа привлекает Мартина, жена Твена из Нью-Йорка. Это усиливает психоз Селфа и делает его падение еще более жестоким.
После того, как Селина реализует заговор с целью уничтожить любые шансы на отношения между ним и Мартиной, Селф обнаруживает, что все его кредитные карты заблокированы, и после столкновения с Фрэнком звезды фильма гневно заявляют, что фильма нет. Выясняется, что Гудни манипулировал им: все контракты, подписанные Селфом, были кредитами и долгами, а Гудни сфабриковал весь фильм. Также выяснилось, что он Фрэнк. Он якобы выбрал Селфа за свое поведение в первом самолете в Америку, где рядом с ним сидела Гудни. Феликс, посыльный, помогает Селфу сбежать от разъяренной толпы в вестибюле отеля и улететь обратно в Англию, но обнаруживает, что Барри не его настоящий отец.
Эмис вписывает себя в роман как своего рода надзирателя и доверенного лица в окончательном срыве Селфа. Он высокомерный персонаж, и Селф не боится выражать свое довольно низкое мнение об Эмисе, например, о том, что он так много зарабатывает, но «живет как студент». Эмис, среди прочих, пытается предупредить Селфа, что тот движется к разрушению, но безуспешно. Феликс становится единственным настоящим другом Селфа в Америке и, наконец, заставляет Селфа осознать, сколько у него проблем: «Чувак, тебе нужна куча денег».
подзаголовок романа « Самоубийственная записка В конце уточняется ». Выясняется, что настоящий отец Джона Селфа - Толстый Винс и что Джона Селфа больше не существует. Эмис указывает, что это прекращение существования Джона Селфа аналогично самоубийству, которое приводит к смерти самого себя.
Узнав, что его отец - Толстый Винс, Джон понимает, что его настоящая личность - это Толстый Джон, сводный брат Толстого Пола. Роман заканчивается тем, что Толстяк Джон потерял все свои деньги (если они когда-либо существовали), но он все еще может смеяться над собой и с осторожным оптимизмом смотрит на свое будущее.
Фон
[ редактировать ]Роман частично основан на опыте работы Эмиса над фильмом «Сатурн 3» , сценаристом которого он был. [2] Персонаж Лорна Гайленда был основан на звезде фильма Кирке Дугласе . [3] Его имя представляет собой игру на манере произношения Лонг-Айленда , где проживает персонаж, с некоторыми Нью-Йорка акцентами . Эмис сказал о своей работе: « Деньги отходят от английской традиции отправки иностранца за границу, поскольку (а) Джон Селф наполовину американец и (б) как следствие, не может быть подвергнут скандалу со стороны Америки. Вы знаете обычного англичанина- путера , который уезжает за границу в английских романах и все его ошеломляет. Ну, в Джоне Селфе этого нет. Он полностью принимает Америку на ее собственных условиях и чувствует себя с ней как дома». [4]
Прием
[ редактировать ]В 2010 году Дэвид Липски в журнале Time назвал книгу Эмиса «лучшим романом о знаменитостях, который я знаю: звезды, которые требуют и подлизываются к его сюжету, с каждым годом все меньше похожи на карикатуру и больше похожи на фотореализм». [5]
Телевизионная адаптация BBC 2010 года
[ редактировать ]11 ноября 2009 года газета The Guardian сообщила, что BBC адаптировала «Деньги» для телевидения в рамках своего расписания BBC 2 на начало 2010 года . [6] Сериал был показан в мае 2010 года. Ник Фрост сыграл Джона Селфа, [6] и Винсент Картайзер изобразил Филдинга Гудни. Эмма Пирсон сыграла Селину Стрит, а Джерри Холл сыграл Кадуту Масси. [7] [8] Адаптация, написанная Томом Баттервортом и Крисом Херфордом и снятая Джереми Ловерингом , состоит из двух частей. [6] [8]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «100 романов всех времён» . Время . 16 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2005 г.
- ^ Эмис, Мартин (11 июля 2008 г.). «Мартин Эмис» . Хранитель . Лондон . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ «Мартин Эмис: Вы задаете вопросы» . Независимый . Лондон. 15 января 2007 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2007 г. Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ МакГрат, Патрик (зима 1987 г.). «Мартин Эмис» . БОМБА .
- ^ Липски, Дэвид (5 июля 2010 г.). «Что прочитать этим летом» . Время . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Планкетт, Джон (11 ноября 2009 г.). «Ник Фрост сыграет главную роль в адаптации BBC2 «Денег» Мартина Эмиса» . Хранитель . Лондон.
- ^ « Деньги (2010)» . IMDB . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Ник Фрост, Винсент Картайзер, Эмма Пирсон и Джерри Холл сыграют главные роли в экранизации BBC культового романа Мартина Эмиса «Деньги» (пресс-релиз). Би-би-си. 11 ноября 2009 года . Проверено 28 мая 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бентли, Ник (2014). Мартин Эмис (Писатели и их творчество) . Норткоут Хаус Паблишинг Лтд.
- Брэдфорд, Ричард (ноябрь 2012 г.). Мартин Эмис: Биография . Пегас. ISBN 978-1605983851 .
- Дидрик, Джеймс (2004). Понимание Мартина Эмиса (Понимание современной британской литературы) . Издательство Университета Южной Каролины .
- Финни, Брайан (2013). Мартин Эмис (Путеводители Routledge по литературе) . Рутледж .
- Келкс, Гэвин (2003). Отец и сын: Кингсли Эмис, Мартин Эмис и британский роман с 1950 года . Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0299192105 .
- Келкс, Гэвин, изд. (2006). Мартин Эмис: Постмодернизм и не только . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0230008304 .
- Тределл, Николас (2000). Художественная литература Мартина Эмиса (Путеводители по существенной критике для читателей) . Пэлгрейв Макмиллан.