Jump to content

Anatole Litvak

Anatole Litvak
Рожденный
Anatoly Mikhailovich Litvak

( 1902-05-10 ) 10 мая 1902 г.
Умер 15 декабря 1974 г. (1974-12-15) (72 года)
Нейи-сюр-Сен , Франция
Гражданство Соединенные Штаты
Занятия
  • Кинорежиссер
  • продюсер
  • сценарист
Годы активности 1930–1970
Заметная работа Майерлинг , Почему мы сражаемся , Битва за Россию , Город завоеваний , Змеиная яма
Супруг (а) Мириам Хопкинс (1937–1939) (в разводе)
Софи Стер (1955–1974) (его смерть)
Награды Почетного легиона и Креста Герра (Франция);
Орден Британской Империи , почётный офицер;
Легион Заслуг США , Медаль Бронзовой Звезды

Анатолий Михайлович Литвак ОБЕ ( русский : Аноталий Михайрович Литвак ; 10 мая 1902 — 15 декабря 1974), более известный как Анатоль Литвак , был украинцем по происхождению. [1] Американский кинорежиссер, написавший, срежиссировавший и продюсировавший фильмы в разных странах и на разных языках. Он начал свое театральное образование в 13 лет в Петрограде, Россия (теперь снова известный как Санкт-Петербург ).

Литвак был известен тем, что привел малоизвестных иностранных актеров к ранней славе и, как полагают, способствовал тому, что несколько актеров получили премию Оскар. В 1936 году он снял фильм «Майерлинг» , сделавший французских актеров Шарля Бойера и Даниэль Дарье международными звездами. Он вернул шведской звезде Ингрид Бергман популярность у американских зрителей в 1956 году с фильмом «Анастасия» , в котором она получила свой второй «Оскар». Он направил Оливию де Хэвилленд на номинацию на премию Оскар за фильм «Змеиная яма» (1948). Он снял Жана Габена в его кинодебюте и снял Элиа Казана в его первой актерской роли «Город завоеваний» .

Литвак снял фильм «Исповедь нацистского шпиона» В 1939 году с Эдвардом Г. Робинсоном в главной роли , в котором использовались реальные кадры кинохроники нацистских митингов в США. Будучи беженцем из нацистской Германии , Литвак был среди немногих режиссеров, которые пытались открыть Голливуду глаза на угрозу, которую Германия представляла для Европы и мира.

Во время Второй мировой войны нанимал и режиссировал документальные фильмы он вместе с Фрэнком Капрой , в том числе фильмы «Почему мы сражаемся» . Его сольный фильм «Битва за Россию» (1943) получил множество наград и был номинирован на «Оскар». Благодаря способности Литвака говорить по-русски, по-немецки и по-французски, он руководил съемками высадки в Нормандии . Он также снимал воздушные бои Восьмых ВВС США . К концу войны ему было присвоено звание полковника за добровольную работу во время войны. Он получил специальные награды от правительств Франции, Великобритании и США.

Ранние годы

[ редактировать ]

Анатолий Михайлович Литвак родился в Киеве Киевской губернии и Российской империи вырос в литовской еврейской семье. [2] [3] («Литвак» на идише означает «литовец» ). Семья переехала в Санкт-Петербург , столицу Российской империи. Подростком он работал в театре и брал уроки актерского мастерства в государственном драматическом училище.

Литвак начал работу в кино на ленинградской студии «Нордкино», где в 1920-е годы был помощником режиссера девяти немых фильмов. По политическим и идеологическим причинам, и особенно потому, что русские театры были национализированы советским правительством в 1920-х годах, в 1925 году он уехал из России в Берлин , Германия . Там у него было больше творческих возможностей. [4] [5]

Директор в Европе

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]

Первым фильмом Литвака как режиссера стал мюзикл «Долли выходит вперед» (1930) с Долли Хаас . За ним последовали два Лилиан Харви фильма : «Нет больше любви» (1931) и «Кале-Дувр» (1931).

Он поставил «Сирень» (1932). [6] во Франции. Он вернулся в Германию для съемок «Песни ночи» (1932), снятой одновременно с английской версией, выпущенной как « Скажи мне сегодня вечером» (1932). Он поехал в Англию, чтобы снять фильм «Спящий вагон» (1933) с Айвором Новелло в главной роли .

После прихода к власти Адольфа Гитлера вместе с нацистской партией в 1933 году Литвак переехал во Францию. Париж стал его любимым местом съемок фильмов. Здесь снимались тринадцать из тридцати семи его фильмов.

Он снял «Старый дьявол» (1933) и «Экипаж» (1935).

По словам историка кино Рональда Бауэрса, Литвак научился использовать натурные съемки и реалистичные документальные эффекты еще в 1930-х годах. Он также стал известен в киноиндустрии тем, что в звуковых фильмах звуковые эффекты были важнее диалогов. Он предпочитал, чтобы камера работала, отслеживая кадры и панорамируя кадры . [4] Учитывая его предпочтение добиваться движения в операторской работе, он часто использовал съемку с крана и сидел рядом с оператором, чтобы убедиться, что он получает то, что хочет. [7]

Майерлинг

[ редактировать ]

«Майерлингу» (1936), в котором снимались французские актеры Шарль Буайе и Даниэль Дарье , приписывают создание Литваку международной репутации как продюсера и режиссера. Фильм получил широкую оценку критиков; некоторые рецензенты назвали ее «одной из самых захватывающих любовных историй, созданных в кино» и «романтической трагедией высочайшего уровня». [2] Американский писатель Линкольн Кирстейн заявил, что этот фильм стал «своего рода стандартом романтического фильма в исторической обстановке». Описывая кинематографический стиль Литвака в фильме, критик Джек Эдмунд Нолан пишет, что он «изобилует движениями камеры, панорамированием и налетами, приемами, которые позже стали торговой маркой Макса Офулса ». [2]

Голливуд и Вторая мировая война

[ редактировать ]

Уорнер Бразерс

[ редактировать ]

Мировой успех Майерлинг принес Литваку приглашения из Голливуда; предложила ему четырехлетний контракт Warner Brothers . Приняв контракт, Литвак к концу 1930-х годов стал одним из ведущих режиссеров Голливуда. Ему повезло, что он покинул Францию ​​до того, как она пала под нацистским вторжением и оккупацией. [8]

Он снял такие фильмы, как «Женщина, которую я люблю» (1937); «Товарич» (1937) с Бойером, комедия, прославляющая «устаревшие ценности разрушенной русской аристократии»; [8] «Удивительный доктор Клиттерхаус» (1938); и «Сестры» (1938) с Бетт Дэвис и Эрролом Флинном в главных ролях .

«Анатоль Литвак оказал мне вдохновляющую помощь... Мне нравится его строгость. Она держит тебя в напряжении».

актер Тайрон Пауэр [9] : 54 

Также вместе с Warner Brothers он снял «Исповедь нацистского шпиона фильм 1939 года » с Эдвардом Г. Робинсоном в главной роли в роли агента ФБР , который разрушает нацистскую шпионскую сеть. Он был выпущен в период роста напряженности в Европе, поскольку нацисты способствовали своей экспансии. Среди приемов, которые он использовал в фильме для достижения реализма, было включение кадров кинохроники нацистских митингов в США. Хотя эта история была вымышленной, раскрытые в ней методы шпионажа считались реальными. Фильм был описан как «самый сильный и захватывающий драматический фильм», когда-либо показанный на экране. [10] Фильм был запрещен в Германии, а также ее фашистских союзниках Италии и Испании. Нейтральные страны, такие как Швейцария и Ирландия, также запретили его. Продюсеры надеялись вызвать беспокойство в Соединенных Штатах, где многие люди хотели соблюдать изоляцию и держаться подальше от любой «европейской войны». [11]

Биограф Александр Уокер в своей книге о Вивьен Ли сказал , что Литвак пытался открыть Голливуду глаза на угрозу, которую Германия представляет для Европы и мира. [12] Ли, которая позже снялась в фильме Литвака «Глубокое синее море» (1955), вспоминает свои воскресные утренние визиты к Литваку и его жене Мириам Хопкинс . От него она узнала, что студии пытаются защитить свои инвестиции в кассовые сборы Германии и не хотят снимать фильмы, которые оскорбили бы эту страну. «Комфортный изоляционизм Голливуда оскорбил ее». [12]

После «Замка на Гудзоне» (1940) Литвак продюсировал и поставил « Все это и небеса тоже » с Бетт Дэвис и Чарльзом Бойером в главных ролях. Фильм был номинирован на премию Оскар как лучший фильм. [4]

В том же году он стал сопродюсером и режиссером фильма «Город завоеваний в главной роли » с Джеймсом Кэгни и актером второго плана Элией Казаном . Это была одна из немногих ролей Казана в кино до того, как он стал ведущим режиссером. The Hollywood Reporter особо похвалил режиссуру Литвака:

Выдающейся заслугой является работа Анатоля Литвака. Кажется, он превзошел все остальные усилия в своем направлении в каждом эпизоде ​​этой картины. Его боевые сцены потрясающие; его любовные сцены вызывают у тебя радость; его темп повествования, поскольку он говорил так много, был совершенен... Литвак определенно находится на вершине с этим вкладом. Это была непростая задача. [9] : 57 

Он снял два фильма, вышедших в том же году: «Из тумана» (1941) и «Блюз в ночи» (1941). Компания 20th Century Fox одолжила его по контракту на постановку фильма «Это превыше всего» (1942).

Вторая мировая война и почему мы сражаемся

[ редактировать ]

Литвак, ставший к тому времени гражданином США, [2] поступил на службу в армию США в начале участия США во Второй мировой войне. Во время войны, когда он снимал учебные и другие фильмы, а также документальные фильмы о войне, ему было присвоено звание подполковника. Вместе с коллегой-режиссером Фрэнком Капрой он снял серию учебных фильмов «Почему мы сражаемся », большая часть которых включала кадры кинохроники.

Среди фильмов, которые они совместно срежиссировали для этого сериала, были «Прелюдия к войне » (1942), «Удар нацистов» (1943), «Разделяй и властвуй» (1943), «Битва за Китай» (1944) и «Война приходит в Америку» (1945). Капра отвечал за производство всех фильмов. [13]

Литвак начал помогать Советскому Союзу в августе 1941 года, вскоре после вторжения нацистской Германии . Он был казначеем Российской ассоциации помощи военным , которая спонсировала международные радиопередачи с участием таких звезд, как Эдвард Г. Робинсон и Рональд Колман . [9] : 61 

Литвак был сопродюсером и единоличным режиссером «Битвы за Россию» в 1943 году. После выхода фильма его отправили в Россию со специальной миссией, в рамках которой он провел частный показ для российского Генерального штаба. [9] : 66  Темой фильма было показать героическую борьбу русского народа с фашистами. Посол США в России У. Аверелл Гарриман попросил Литвака озвучить англоязычный фильм на русском языке во время показа.

Litvak recalled:

После этого ко мне подошли русские генералы, очень дружелюбные, и спросили, как я научился так бегло говорить по-русски... Я объяснил, что родился в России, но уехал оттуда, когда мне было двадцать два года, и теперь Я был гражданином Америки. [9] : 66 

Литвак был награжден наградой советского лидера Иосифа Сталина За работу над этим фильмом . Его показывали в кинотеатрах по всей России. [14] Во время поездки в Россию Литвак ненадолго воссоединился с матерью в Ленинграде ; они не виделись почти 20 лет. [9] : 66  После отличного приема в США фильм получил премию кинокритиков Нью-Йорка как лучший документальный фильм. [9] : 67 

Позже он снял «Война приходит в Америку» (1945), последний фильм из серии «Почему мы сражаемся» . [13] Сценарий фильмов написал Энтони Вейллер , озвучил Уолтер Хьюстон , а музыку написал Дмитрий Темкин , еще один эмигрант русского происхождения, живший в Голливуде. [2] «Прелюдия к войне» получила премию «Оскар» за лучший документальный фильм 1942 года. Благодаря способности Литвака говорить по-русски, по-немецки и по-французски, он впоследствии руководил съемками в день «Д» высадки в Нормандии . [8] США Он также снимал воздушные бои Восьмых ВВС .

Поскольку Литвак пошел в армию, чтобы помочь Капре продюсировать серию фильмов, режиссер сказал, что он был одним из «голливудских рыцарей», которые пришли «на помощь» Америке и без чьей помощи «никто не смог бы снять фильмы «Почему мы сражаемся ». [15]

Завершив войну в звании полковника, Литвак за свой труд получил специальные награды от правительств Франции, Великобритании и США. Французское правительство наградило его орденом Почетного легиона и Военным крестом . [2] Британское правительство наградило его золотой медалью, лентой и званием почётного офицера Ордена Британской Империи . По приказу Уинстона Черчилля все фильмы серии «Почему мы сражаемся» должны были быть показаны во всех общественных кинотеатрах Великобритании. [9] : 66  От США он получил Орден Почетного легиона США и медаль «Бронзовая звезда» . [9] : 67 

Послевоенные фильмы

[ редактировать ]

Голливуд

[ редактировать ]

В конце войны Литвак вернулся к кинопроизводству с «Долгая ночь провальным триллером РКО » (1947).

Он снял Барбару Стэнвик и Берта Ланкастера в фильме «Извините, неправильный номер », роль, которую, по словам историка кино Джеймса Роберта Пэриша , является «величайшим экранным триумфом Стэнвика». [16] Литвак режиссировал, используя «разнообразие сюрреалистических и экспрессионистских приемов», отмечает Film Noir . журнал [16] «Литвак также не боится использовать крупные планы. И его игроки не только выдерживают это неустанное испытание, но и демонстрируют одни из величайших выступлений в своей жизни». [16] Стэнвик была номинирована на премию Американской киноакадемии за лучшую женскую роль.

В 1948 году Литвак был номинирован на премию «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Змеиная яма» (1948) с Оливией де Хэвилленд в главной роли . Фильм был номинирован на лучшую женскую роль, лучший сценарий и лучшее музыкальное сопровождение. Чтобы подготовить де Хэвилленд к роли психиатрической пациентки, она и Литвак провели месяцы, наблюдая за реальными пациентами в психиатрических больницах. Литвак приобрел права на предварительную публикацию рассказа, основанного на художественной автобиографии. [13]

Это лучшая картина, которую я видел в этом году, и я номинирую ее на премию Оскар.

Генерал Дуглас Макартур ,
после просмотра «Решения перед рассветом» [17]

В 1950-е годы Литвак начал сниматься в Европе.

В 1951 году его военный фильм «Решение до рассвета» , снятый в Германии, был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм. Тысячи французских поклонников фильма подписали огромный свиток, который они отправили в AMPAS , настаивая на том, чтобы фильм получил «Оскар». [17] Это была первая актерская роль Оскара Вернера в американском фильме.

Среди его постановок были «Акт любви» (1953) с Кирком Дугласом, снятый в Париже, и «Глубокое синее море » (1955) с Вивьен Ли и Кеннетом Мором , снятый в Англии.

Он снял фильм «Анастасия» , снятый в Париже в 1956 году, с Ингрид Бергман , Юлом Бриннером и Хелен Хейс в главных ролях . Этот фильм стал первым американским фильмом Бергман после семилетнего отсутствия в Голливуде, который она покинула после того, как ее скандальный роман с режиссером Роберто Росселлини стал новостью. Компания Twentieth Century Fox провела опрос и обнаружила, что общественность по-прежнему испытывает негативное отношение к Бергману. Однако Литвак посчитала, что из нее получится отличная актриса, и настояла на том, чтобы она снялась в фильме. [18] За свою роль Бергман получила «Оскар» за лучшую женскую роль, а кинокритик Майкл Барсон называет ее лучшим фильмом Литвака 1950-х годов. [13]

Литвак поставил «Майерлинг» (1957) для телевидения с Одри Хепберн , затем «Путешествие» (1959) с Юлом Бриннером , снятое в Австрии.

На Каннском кинофестивале 1961 года фильм Литвака «Снова прощай» (с Ингрид Бергман в главной роли) был номинирован на « Золотую пальмовую ветвь» . В нем снялся Энтони Перкинс , который воссоединился с Литваком в фильме «Пять миль до полуночи » (1962), причем оба фильма снимались в Париже. Он продюсировал, но не режиссировал «Лето» Жюля Дассена « Лето в 22:30» (1966).

Литвак снимал «Ночь генералов» (1967) во Франции, Германии и Польше; фильм о трёх нацистских генералах, подозреваемых в убийстве, с Питером О’Тулом и Дональдом Плезенсом в главных ролях . Литвак сказал о приглушенных тонах фильма: «Мы старались держаться подальше от цвета, насколько могли; цвет может быть плохим, особенно во время войны; он самым ужасным образом отвлекает от реальности». [19]

Позже в некоторых частях Франции он снял свой последний фильм «Дама в машине в очках и с пистолетом» .

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1937 году Литвак стал третьим мужем американской актрисы Мириам Хопкинс ; их брак закончился разводом в 1939 году. Его второй брак был в 1955 году с моделью Софи Стер. Они оставались женатыми до его смерти. [20]

Литвак умер в 1974 году в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен .

За свой вклад в киноиндустрию Литвак получил звезду на Голливудской Аллее славы на Голливудском бульваре, 6633.

Фильмография

[ редактировать ]
  1. ^ * Барсон, Майкл (2013). «Анатоль Литвак» . Британская энциклопедия .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уэйкман, Джон (редактор) Мировые кинорежиссеры: 1890–1945 , HW Wilson Co. (1987), стр. 677–683
  3. ^ Хайнце, Эндрю Р. Евреи и американская душа: человеческая природа в двадцатом веке , Princeton Univ. Пресс (2004), с. 198
  4. ^ Перейти обратно: а б с Бауэрс, Рональд; Хиллстром, Лори Коллиер, изд. Международный словарь фильмов и кинематографистов: Режиссеры (3-е изд.) St. James Press, 1997, стр. 613–615.
  5. ^ Пакер, Шэрон. Зловещие психиатры кино: от Калигари до Ганнибала , МакФарланд (2012), с. 204
  6. ^ Litvak, Anatole (18 August 1932), Coeur de lilas (Crime, Drama), Fifra , retrieved 23 March 2022
  7. Harrisburg Telegraph , 13 сентября 1937 г., стр. 12
  8. ^ Перейти обратно: а б с Робинсон, Харлоу. Русские в Голливуде, Русские Голливуда: биография образа , Northeastern University Press (2007), стр. 27, 116.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Капуя, Микеланджело. Анатоль Литвак: Жизнь и фильмы , МакФарланд (2015)
  10. ^ «Сенсационная нацистская шпионская драма открывается сегодня в Капитолии», The Evening Standard , 10 июля 1939, стр. 14
  11. ^ «Нацистский шпион: халтура, призванная вызвать возмущение», The Los Angeles Times , 20 февраля 1992 г., стр. 154
  12. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Александр. Вивьен: Жизнь Вивьен Ли , Grove Press (1987), с. 130
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Барсон, Майкл. Иллюстрированное «Кто есть кто голливудских режиссеров» , Noonday Press – HarperCollins (1995), стр. 272–273
  14. ^ Лайонс, Леонард. «Лайонс Ден», Detroit Free Press , 29 июля 1944 г., стр. 16
  15. ^ Капра, Фрэнк. Имя над заголовком , Macmillan (1971), стр. 340, 350–351.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Рид, Джон Ховард. Чудеса развлечений Голливуда , Лулу (2005), с. 195
  17. ^ Перейти обратно: а б Лос-Анджелес Таймс , 12 января 1952 г., стр. 12
  18. ^ Чендлер, Шарлотта. Ингрид: Личная биография , Саймон и Шустер (2007) e-bk
  19. ^ «Анатоль Литвак - карьера в кино на двух континентах», Los Angeles Times , 19 февраля 1967 г., стр. 408
  20. ^ «Анатоль Литвак, знаменитый кинорежиссер, умер» , The Bridgeport Post , Париж, 16 декабря 1974 г. Проверено 7 октября 2014 г.
Другие источники
  • Микеланджело Капуа, Анатоль Литвак: его жизнь и его фильмы , McFarland & Co., Джефферсон, Северная Каролина, 2015.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 179427aa90b8e8a4885feef107c064bb__1719493440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/bb/179427aa90b8e8a4885feef107c064bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anatole Litvak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)