Алоис Худал
Алоис Карл Худал | |
---|---|
Титулярный Элы епископ | |
Церковь | Католическая церковь |
Установлено | 1933 |
Срок закончился | 1963 |
Предшественник | Шарль-Мари-Феликс де Горостарзу |
Преемник | Трин Ван Кан |
Другие сообщения | Ректор Тевтонского колледжа (1923-1952). |
Заказы | |
Рукоположение | июль 1908 г. |
Посвящение | июнь 1933 г. Эудженио Пачелли (впоследствии Папа Пий XII ) |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 13 мая 1963 г. Гроттаферрата , Рим , Лацио , Италия | (77 лет)
Альма-матер | Университет Граца Тевтонский колледж |
Подпись |
Алоис Карл Худал (также известный как Луиджи Худал ; 31 мая 1885 — 13 мая 1963) — австрийский епископ католической церкви , живший в Риме . В течение тридцати лет он был главой австрийско-немецкой общины Санта-Мария-дель-Анима в Риме и до 1937 года влиятельным представителем католической церкви в Австрии .
В своей книге 1937 года «Основы национал-социализма » Худал восхвалял Адольфа Гитлера и его политику и косвенно критиковал политику Ватикана. После Второй мировой войны Худал помог создать «Крысиные линии» , которые позволили видным нацистским немцам и другим европейским бывшим офицерам и политическим лидерам стран Оси , в том числе обвиняемым военным преступникам , избежать судов союзников и денацификации .
Биография
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Алоис Худал, сын сапожника, родился 31 мая 1885 года в Граце , Австрия , и изучал там богословие с 1904 по 1908 год. он был рукоположен в сан священника В июле 1908 года .
Худал стал специалистом по литургии, доктрине и духовности славяноязычных Восточных Православных Церквей, будучи приходским священником в Киндберге . В 1911 году он получил степень доктора священного богословия в Университете Граца . Он поступил в Тевтонский колледж Санта-Мария-дель-Анима в Риме, где был капелланом с 1911 по 1913 год, и посещал курсы Ветхого Завета в Папском библейском институте . Он получил степень доктора Священного Писания , защитив диссертацию на тему Die religiösen und sittlichen Ideen des Spruchbuches («Религиозные и моральные идеи Книги Притчей»), опубликованную в 1914 году. Он поступил на факультет изучения Ветхого Завета в Университете Грац в 1914 году. Во время Первой мировой войны был военным капелланом. В 1917 году он опубликовал книгу своих проповедей солдатам Soldatenpredigten , в которой выразил идею о том, что «верность флагу — это верность Богу», хотя и предостерегает от «национал-шовинизма». [ 1 ]
В 1923 году он был назначен ректором Тевтонского колледжа Санта-Мария-дель-Анима (известного просто как «Анима») в Риме, духовной семинарии для немецких и австрийских священников. [ 2 ] В 1930 году он был назначен консультантом Священной канцелярии кардиналом Рафаэлем Мерри дель Валь , ее префектом. [ 3 ]
Австрия или Германия?
[ редактировать ]Людвиг фон Пастор , австрийский дипломат, представил Гудала Папе Пию XI исследование Сербско -Хорватской национальной церкви . в 1922 году и рекомендовал ему [ 4 ] 5 февраля 1923 года он рекомендовал Худала на должность в «Аниме», главным образом потому, что он был австрийцем. Фон Пастор был обеспокоен тем, что Австрия, которая только что проиграла Первую мировую войну и имела большое влияние, уступит Аниму немецкому, голландскому или бельгийскому кандидату. [ 5 ] Папа согласился назвать Худала позже в том же месяце. [ 6 ]
Худал стал публичным лицом защиты Австрии, конференции австрийских епископов и престижа Австрии в Ватикане, поскольку немецкие группы пытались восстановить свое влияние в Аниме. [ 7 ] Папа Пий XI поддержал Гудала, хотя и отклонил просьбы возложить на Худала ответственность за пастырскую заботу о немецкой общине. [ 8 ]
В 1924 году Худал на церемонии в Ватикане в присутствии Папы Пия XI , кардинала-государственного секретаря Пьетро Гаспарри и многочисленных кардиналов произнес хвалебную речь фон Пастора по случаю 40-летия публикации Пасторской истории пап Конец Средневековья . [ 9 ]
В июне 1933 года Худал был рукоположен в титулярного епископа Элы , кардиналом Эудженио Пачелли сменившим Мерри дель Валя на посту кардинала-защитника немецкой национальной церкви в Риме. [ 10 ]
В апреле 1938 года Худал помог организовать голосование немецких и австрийских священнослужителей в немецкой коллегии Санта-Мария-дель-Анима по вопросу немецкой аннексии Австрии ( аншлюса ). Голосование проходило на немецком тяжелом крейсере Admiral Scheer , стоящем на якоре в итальянской гавани Гаэта . Более 90% проголосовали против аншлюса , результат, который сторонники немецкой экспансии назвали «Позором Гаэты» (итальянский: Vergogna di Gaeta ; немецкий: Schande von Gaeta ). [ 11 ]
Национализм и заговоры
[ редактировать ]С 1933 года Худал публично поддержал пангерманский национализм, который он ранее осуждал, заявив, что хочет быть «слугой и глашатаем» «всего немецкого дела». [ 12 ]
Его оскорбления в адрес евреев стали более частыми, он связывал так называемую «семитскую расу», которая «стремилась выделиться и доминировать», с гнусными движениями демократии и интернационализма и утверждал, что еврейские банкиры заговорили с целью стать «финансовыми хозяевами». Вечного города». [ 13 ] В 1935 году он написал предисловие к итальянской биографии австрийского политика Энгельберта Дольфуса , не упомянув, что тот был убит австрийскими нацистами во время попытки государственного переворота в прошлом году. [ 14 ]
Восприятие большевизма и либерализма как врагов
[ редактировать ]Худал был убежденным антикоммунистом и противником либерализма . Еще до подъема нацизма он уже критиковал парламентское управление. Его идеи были схожи с политическими и экономическими идеями таких фашистских политиков, как Энгельберт Дольфус и Курт Шушниг (Австрия), Франц фон Папен (Германия) и Антониу де Оливейра Салазар (Португалия). По словам автора Грега Уитлока: «Худал полностью вписывался в формулу, существовавшую в то время, в категорию клерикального фашизма ». [ 15 ]
Худаля больше всего беспокоил рост международного коммунистического движения и рабочих партий в Австрии. Страх перед большевизмом был его отправной точкой, но это чувство превратилось в агрессивную политическую доктрину по отношению к России: «Существенным для понимания политики Худала является его страх, что большевистские вооруженные силы вторгнутся в Италию через Восточную Европу или на Балканы и их будет невозможно остановить, пока они не уничтожат Церковь Как и многие члены церкви, он придерживался теории оплота, которая возлагала надежду на сильный германо-австрийский военный щит для защиты Рима. Эта защита предполагала упреждающее нападение на коммунизм, считал Худал, и поэтому он чувствовал острую необходимость. чтобы христианская армия из Центральной Европы вторглась в Россию и устранила большевистскую угрозу Риму». [ 15 ]
У него была еще одна причина надеяться на поражение России под руководством Германии. Его долгосрочными целями были «воссоединение Рима с Восточной Православной Церковью и обращение Балкан из Сербской Православной Церкви в католицизм». [ 15 ] Он ожидал, что вторжение европейских войск в Советский Союз послужит этим целям. Поскольку русская революция 1917 года сокрушила Русскую Православную Церковь, Гудал и другие католики увидели историческую возможность помочь русским христианам с помощью «и обращения», положив конец тысячелетнему расколу между Востоком и Западом, разделившему христианство. [ 16 ]
«Хороший» и «плохой» национал-социализм
[ редактировать ]Говорят, что Худал получил Золотой партийный значок . [ 17 ] но это оспаривается. В Вене в 1937 году Худал опубликовал книгу под названием «Основы национал-социализма » с разрешения архиепископа Теодора Иннитцера , в которой он с энтузиазмом поддержал Гитлера. Худал отправил Гитлеру копию с рукописным посвящением, восхваляющим его как «нового Зигфрида величия Германии». [ 18 ]
Нацисты официально не запретили книгу, но не разрешили ей распространяться в Германии. После окончания Второй мировой войны заявил , Франц фон Папен что книга Гудаля «очень впечатлила» Гитлера, и обвинил «антихристианских советников» Гитлера в том, что они не позволили распространению немецкого издания. «Все, что я смог получить, — это разрешение напечатать 2000 экземпляров, которые Гитлер хотел распространить среди ведущих членов партии для изучения проблемы», — заявил фон Папен. [ 19 ]
Худал раскритиковал работы нескольких нацистских идеологов, таких как Альфред Розенберг и Эрнст Бергманн , которые презирали христианство и считали его «чуждым германскому гению». [ 20 ] Осуждение Священной канцелярией книги Розенберга « Миф двадцатого века» в 1934 году и вскоре после этого книги Бергмана «Немецкая национальная церковь» было основано на оценке этих работ Худалем. [ 21 ]
В своей книге 1937 года Худал предложил примирение и прагматический компромисс между нацизмом и христианством, оставив образование молодежи церквям, а политику полностью оставив нацизму. Этой линии придерживался немецкий католический политик и бывший рейхсканцлер Франц фон Папен. Осенью 1934 года Худал объяснил эту стратегию Пию XI: «хорошее» должно быть изолировано от «плохого» в нацизме. Плохие – Розенберг, Бергман, Гиммлер и другие – по мнению Худала, представляли «левое крыло» нацистской партии. Нацистские «консерваторы», возглавляемые в этой интерпретации Гитлером, должны быть направлены на Рим, христианизированы и использованы против коммунистов и восточной опасности. [ 22 ] Книга Гитлера « Майн кампф » никогда не была включена в индекс , поскольку цензоры постоянно откладывали, а в конечном итоге и прекратили ее рассмотрение, отказываясь приступить к его непосредственному рассмотрению. Римский [ 23 ]
К 1935 году Худал стал влиятельным в создании предложенного списка «ошибок и ересей» той эпохи, осуждая несколько расистских ошибок нацистских политиков, Нюрнбергские законы , а также осуждая несколько заявлений, взятых непосредственно из «Майн кампф» ; этот список был принят Папой Пием XI как адекватное осуждение, но он хотел получить энциклику, а не просто программу или список ошибок. [ 24 ] Три года спустя, в июне 1938 года, Пий приказал американскому иезуиту Джону Лафаржу подготовить энциклику, осуждающую антисемитизм , расизм и преследование евреев . Вместе с другими иезуитами Густавом Гундлахом (Германия) и Гюставом Дебюкуа (Франция) Лафарж подготовил проект энциклики , которая лежала на столе Пия XI, когда он умер. Оно никогда не было обнародовано Пием XII. [ 25 ]
Реакция Розенберга на идеи Гудала была резкой, а распространение «Основ национал-социализма» в Германии было ограничено. "Мы не позволяем римскому епископу анализировать и критиковать основы Движения", - сказал Розенберг. [ 26 ] В 1935 году, еще до того, как он написал «Основы национал-социализма», Гудал сказал о Розенберге: «Если национал-социализм хочет заменить христианство понятиями расы и крови, нам придется столкнуться с величайшей ересью двадцатого века. отвергается церковью так же решительно, как и «Французское действие» , с которым она разделяет некоторые ошибки. что у Ницше ». [ 27 ]
Несмотря на ограничения, наложенные на его книгу, а также несмотря на нацистские ограничения в отношении немецких монастырей и приходов , а также попытки нацистского правительства запретить католическое образование в школах, доходя до запрета распятия в школах и других общественных местах ( Ольденбургская борьба за распятие Ноябрь 1936 г.), и несмотря на роспуск и конфискацию нацистами австрийских монастырей и официальный запрет католических газет и ассоциаций в Австрии, Худал оставался близким к некоторым нацистским чиновникам, поскольку был убежден, что нацистский новый порядок, тем не менее, возобладает в Европе благодаря его «сила». [ нужна ссылка ]
Худал был особенно близок к фон Папену, который в качестве посла Рейха в Вене подготовил германо-австрийское соглашение от 11 июля 1936 года, которое, как некоторые утверждают, проложило путь к аншлюсу . Это соглашение было поддержано Худалом в австрийской прессе вопреки позиции нескольких австрийских епископов. [ 28 ]
Реакция Ватикана
[ редактировать ]Когда в 1937 году Худал опубликовал свою книгу об основах нацизма, [ 29 ] Церковные власти были расстроены его отклонением от церковной политики и учения. Худал, не называя имен, открыто подверг сомнению политику Ватикана Папы Пия XI и Эудженио Пачелли по отношению к нацизму, кульминацией которой стала энциклика Mit brennender Sorge , в которой Ватикан открыто атаковал национал-социализм . Книга Гудала 1937 года заморозила его устойчивый рост в Риме и привела к тому, что он покинул город после войны. Его публикация, как и две его предыдущие, Rom, Christentum und deutsches Volk (1935) и Deutsches Volk und christliches Abendland (1935), не имела одобрения или церковного одобрения, что стало еще одной причиной охлаждения отношений с Ватиканом. Худал предложил «истинно христианский национал-социализм»: образование и церковные дела будут контролироваться церковью, в то время как политический дискурс останется исключительно национал-социалистическим. [ 30 ] Однако нацисты не собирались отдавать образование церкви.
Вместе, по словам Худаля, церковь и государство в Германии будут бороться против коммунизма. [ 31 ] Худал видел прямую связь между евреями и марксизмом. [ 32 ] сокрушаясь о своем предполагаемом доминировании в академических профессиях, [ 33 ] и поддержка законодательства о сегрегации против евреев в целях защиты от иностранного влияния. [ 34 ]
Разрыв с Ватиканом
[ редактировать ]Худал, ранее популярный и влиятельный гость в Ватикане, с 1938 года жил изолированно в колледже Анима. С этой должности он был вынужден уйти в отставку в 1952 году. Продвижение Худала в епископы в 1933 году было названо доказательством того, что он имел тесные связи с членами Римской курии , особенно с кардиналом Мерри дель Валем (умершим в 1930 году) и кардиналом госсекретарем Эудженио Пачелли. , будущий Пий XII, бывший папским нунцием в Германии. Его близкие отношения с Пачелли и Пием XI прекратились сразу после публикации его книги в 1937 году, что было воспринято как противоречащее Мит Бреннендеру Зорге и Рейхсконкордату 1933 года . [ нужна ссылка ]
Худал во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Изгнание Гудала в Риме продолжалось во время Второй мировой войны. Он продолжал оставаться пасторским главой церкви и колледжа Анима, но не имел должности в Ватикане и не имел доступа к Папе Пию XII или его старшим сотрудникам. Французский историк-иезуит Пьер Бле, соредактор журнала «Акты и документы» , упомянул Гудаля только один раз, заявив, что племянник папы Карло Пачелли видел Гудала и после этой встречи Худал написал военному губернатору Рима генералу Райнеру Стахелю и призвал ему приостановить все действия против евреев. Немцы приостановили действия «из-за особого характера Рима». [ 35 ]
Однако, по мнению другого автора, идея вмешательства Гудала исходила от самого немецкого посла, который просил настоятеля Анимы подписать письмо военному командующему Рима генералу Райнеру Стахелю с просьбой прекратить аресты, в противном случае Папа публично выступит против арестов и немецких оккупантов. [ 36 ] посол Эрнст фон Вайцзеккер выбрал эту уловку, потому что Гитлер мог бы отреагировать против Ватикана и Папы, если бы предупреждение передало посольство Германии, а не дружественный нацистам епископ. Утверждалось, что [ 36 ] Однако это сообщение серьезно подрывается заявлением Худала в его «Воспоминаниях» о том, что именно племянник Пия XII, Карло Пачелли, пришел к нему и вдохновил на написание письма. [ 37 ] и благодаря обнаружению доктором Райнером Декером среди бумаг Худаля в Анима оригинального машинописного черновика письма, отправленного Стахелу. [ 38 ] Этот проект, который намного длиннее, чем выдержка из него, отправленная в Берлин, содержит рукописные исправления Гудаля, вступительные приветствия Стахелю, вспоминающие их общего знакомого капитана Димерта, и последний абзац, в котором отмечается, что, как уже обсуждалось ранее в марте прошлого года, Германии, возможно, понадобится добрые услуги Ватикана в ближайшем будущем. [ 39 ] Эти подробности не могли быть известны ни послу Вайцзеккеру, ни кому-либо из других дипломатов. И это не оставляет сомнений в том, что письмо было написано самим епископом Гудалем, а не никем другим, и что оно было инициировано визитом племянника Пия XII Карло Пачелли утром 16 октября 1943 года.
Во время войны Худал укрывал жертв нацистов в церкви Санта-Мария-дель-Анима, которая использовалась Сопротивлением. Лейтенант Джон Бернс, новозеландец , дал описание этого явления, вспоминая свой побег из итальянского лагеря для военнопленных в 1944 году. [ 40 ]
Согласно нескольким источникам, Худал мог быть информатором немецкой разведки при нацистском режиме, базирующейся в Ватикане, либо абвера Вильгельма Канариса , либо Главного управления имперской безопасности . Историк Ватикана отец Роберт А. Грэм С.Дж. выразил эту точку зрения в своей книге «Ничего священного» . [ 41 ] [ 42 ] Ряд других авторов упоминают о его контактах в Риме с начальником разведки СС Вальтером Рауффом . В сентябре 1943 года Рауфф был отправлен в Милан , где он руководил всеми операциями гестапо и СД на всей территории северо-западной Италии. [ 43 ] Говорят, что тогда Худал встретился с Рауффом и начал с ним некоторое сотрудничество, которое впоследствии было полезно в создании сети побега для нацистов, в том числе для самого Рауфа. После войны Рауфф сбежал из лагеря для военнопленных в Римини и «спрятался в ряде итальянских монастырей, по-видимому, под защитой епископа Алоиса Худаля». [ 44 ]
Органайзер Ratline
[ редактировать ]После 1945 года Худал продолжал оставаться изолированным от Ватикана. В его родной Австрии его пронацистская книга теперь открыто обсуждалась и критиковалась. В 1945 году оккупированная союзниками Австрия вынудила Худала отказаться от должности профессора в Граце ; однако Худал подал апелляцию по формальным причинам и вернул ее два года спустя. [ 45 ]
После 1945 года Худал работал на крысиных тропах , помогая бывшим нацистам и семьям усташей найти убежище в заокеанских странах. Он рассматривал это как «благотворительность для людей, находящихся в крайней нужде, для людей без какой-либо вины, которые должны стать козлами отпущения за неудачи злой системы». [ 46 ] Он воспользовался услугами Австрийского офиса ( Österreichisches Bureau ) в Риме, имевшего необходимые удостоверения личности ( carta di riconoscimento ), для миграции преимущественно в арабские и южноамериканские страны. [ 47 ] Утверждается также, что президент Международного Красного Креста Карл Якоб Буркхардт и кардинал Антонио Каджано . к «крысиным тропам» также причастны [ 48 ]
Неясно, был ли он официальным назначенцем папской организации беженцев Pontificia Commissione di Assistenza («Папская комиссия помощи» - PCA) или действовал как фактический глава католической австрийской общины в Риме. Ему приписывают помощь, создание сетей и организацию побега военных преступников, таких как Франц Штангль , командир Треблинки . Штангл рассказал Гитте Серени [ 49 ] что он отправился искать Гудала в Рим, так как слышал, что епископ помогает всем немцам. Худал организовал для него жилье в Риме до тех пор, пока не будет получена его carta di riconoscimento , а затем дал ему деньги и визу в Сирию . Штангл уехал в Дамаск , где епископ нашел ему работу на текстильной фабрике. [ 50 ]
Другими видными нацистскими военными преступниками, которым предположительно помогала сеть Худала, были СС капитан Эдуард Рошманн , Йозеф Менгеле , «Ангел смерти» в Освенциме ; Густав Вагнер , сержант СС в Собиборе ; Алоис Бруннер , организатор депортаций из Франции и Словакии в немецкие концентрационные лагеря; и Адольф Эйхман , человек, ответственный за убийство европейского еврейства. [ 51 ] [ 52 ]
В 1994 году Эрих Прибке , бывший капитан СС, рассказал итальянской журналистке Эмануэле Аудизио из La Repubblica , что Худал помог ему добраться до Буэнос-Айреса , что подтвердил церковный историк Роберт А. Грэм , священник-иезуит из США. [ 53 ] [ 54 ]
В 1945 году Худал предоставил убежище Отто Вехтеру . [ 55 ] Начиная с 1939 года, будучи губернатором Краковского округа , Вехтер организовал преследование евреев и приказал создать Краковское гетто в 1941 году. Вехтер упоминается как один из ведущих защитников в Генерал-губернаторстве, выступавших за уничтожение евреев. путем отравления газом и в качестве члена команды СС, который под наблюдением Гиммлера и Одило Глобочника руководством планировал операцию «Рейнхард» , первую фазу « Окончательного решения» , приведшую к гибели более 2 000 000 польских евреев. [ 56 ] После войны Вехтер жил в римском монастыре «как монах» под защитой Худала. Вехтер умер 14 июля 1949 года в больнице Санто-Спирито в Риме. [ 57 ] [ 58 ]
Хотя его официальный статус был второстепенным, Худал явно играл роль в крысиных тропах. В 1999 году итальянский исследователь Маттео Санфилиппо опубликовал письмо, составленное 31 августа 1948 года епископом Худалом Аргентины президенту Хуану Перону с просьбой о выдаче 5000 виз: 3000 для немецких и 2000 для австрийских «солдат». [ 59 ] [ 60 ] В письме Худал пояснил, что это были не (нацистские) беженцы, а борцы с коммунистами, «чья жертва во время войны» спасла Европу от советского господства. [ 15 ]
По словам аргентинского исследователя Уки Гони , документы, которые он обнаружил в 2003 году, показывают, что католическая церковь также была глубоко вовлечена в секретную сеть. «Правительство Перона санкционировало прибытие первых нацистских коллаборационистов [в Аргентину] в результате встречи в марте 1946 года между Антонио Каджано , [недавно возведенным] аргентинским кардиналом, и Эженом Тиссераном , французским кардиналом, прикрепленным к Ватикану» . [ 61 ]
После войны Худал был одним из главных католических организаторов сетей крысиных троп вместе с монсеньором Карло Петрановичем , который сам был военным преступником -усташом, бежавшим в Австрию, а затем в Италию после 1945 года. [ 62 ] [ Примечание 1 ] Отец Эдвард Дёмётер , францисканец венгерского происхождения, который подделал паспорт Эйхмана, выданный Красным Крестом на имя Рикардо Клемента, [ 64 ] и отец Крунослав Драганович , хорватский профессор богословия. [ 65 ]
Драганович, контрабандист фашистов и военных преступников- усташей , который также участвовал в профашистском шпионаже, был переработан США во время холодной войны – его имя фигурирует в платежных ведомостях Пентагона в конце 1950-х и начале 1960-х годов – и в конечном итоге получил Тито иммунитет, по иронии судьбы, в Югославии , где он умер в 1983 году в возрасте 79 лет. Монсеньор Карл Байер , директор римского отделения Каритас Интернэшнл после войны, также сотрудничал с этой группой. в 1970-х годах В интервью Гитте Серени Байер вспоминал, как он и Худал помогали нацистам в Южной Америке при поддержке Ватикана: «Папа [Пий XII] действительно давал на это деньги; иногда по каплям, но они приходили». [ 50 ] Крысиная линия Худала предположительно финансировалась его другом Вальтером Рауффом , а некоторые средства предположительно поступали от Джузеппе Сири , недавно назначенного вспомогательного епископа (1944 г.) и архиепископа (1946 г.) Генуи . [ 66 ] Сири считался «героем движения Сопротивления в Италии » во время немецкой оккупации северной Италии. [ 67 ] Причастность Siri остается недоказанной.
По словам Уки Гоньи , «некоторая часть финансирования сети побега Худаля поступила из Соединенных Штатов», заявив, что итальянский делегат Американской национальной католической конференции благосостояния предоставил Худалу «существенные средства для его «гуманитарной» помощи». [ 68 ] С момента публикации работ Грэма и Блета историк Майкл Файер , профессор Университета Маркетта , утверждал о тесном сотрудничестве между Ватиканом ( Папа Пий XII и Джованни Баттиста Монтини , тогда «заместитель» Государственного секретариата, а позже Павел VI ) с одной стороны, и Драганович и Гудал с другой, и утверждал, что сам Пий XII непосредственно занимался крысиной деятельностью. Против этих обвинений в прямом участии Папы Пия XII и его сотрудников есть несколько противоположных показаний, а также отрицание официальными лицами Ватикана какой-либо причастности самого Пия XII. По словам Файера, епископ Алоизиус Мюнх , американец и собственный посланник Пия XII в оккупированной западной Германии после войны, «написал в Ватикан письмо, в котором предупредил Папу, чтобы тот воздержался от попыток добиться оправдания военных преступников». Письмо, написанное на итальянском языке, сохранилось в архивах Католического университета Америки . [ 69 ]
В своих посмертно опубликованных мемуарах Худал вместо этого с горечью вспоминает об отсутствии поддержки, которую он нашел со стороны Святого Престола в борьбе нацистской Германии с «безбожным большевизмом » на Восточном фронте . Худал несколько раз в этой работе утверждает, что получил критику нацистской системы, а не поддержку ее со стороны дипломатов Ватикана при Пии XII. Он предполагал, что политика Святого Престола во время и после войны полностью контролировалась западными союзниками. [ нужна ссылка ]
До своей смерти Худал оставался убежденным, что поступил правильно, и сказал, что считает спасение немецких и других фашистских офицеров и политиков от рук преследования союзников «справедливым делом» и «того, чего следовало ожидать от истинного христианина». , добавив: «Мы не верим в око за око еврея». [ 70 ]
Худал сказал, что правосудие союзников и Советов привело к показательным процессам и линчеваниям, включая крупные процессы в Нюрнберге . [ 71 ] В своих мемуарах он разработал теорию экономических причин Второй мировой войны, которая позволила ему наглядно оправдать для себя свои действия в пользу нацистских и фашистских военных преступников: [ 70 ]
Война союзников против Германии была не крестовым походом, а соперничеством экономических комплексов, за победу которых они боролись. Этот так называемый бизнес... использовал такие лозунги, как демократия, раса, религиозная свобода и христианство, как приманку для масс. Весь этот опыт стал причиной того, что после 1945 года я почувствовал себя обязанным посвятить всю свою благотворительную деятельность главным образом бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым «военным преступникам».
Отставка и смерть
[ редактировать ]Деятельность Худала вызвала скандал в прессе в 1947 году после того, как немецкая католическая газета Passauer Neue Presse обвинила его в руководстве нацистской бандой контрабандистов, но, как и в 1923 году, разыгрывая карты Австрии против Ватикана и Германии, он лишь ушел с поста ректора. Санта-Мария-дель-Анима в 1952 году под совместным давлением немецких и австрийских епископов и Святого Престола . В январе 1952 года епископ Зальцбургский сообщил Худалу, что Святой Престол хочет его уволить. В июне Худал объявил кардиналу-защитнику Санта-Мария-дель-Анима, что он решил покинуть колледж, не одобряя то, что он считал управлением Церковью со стороны союзников. [ 59 ] Впоследствии он проживал в Гроттаферрате , недалеко от Рима, где в 1962 году написал свои озлобленные мемуары под названием « . Римские дневники, исповедь старого епископа», опубликованные посмертно в 1976 году
До своей смерти в 1963 году он не прекращал попыток добиться амнистии для нацистов. [ Примечание 2 ] Несмотря на его протесты против антисемитизма в 1930-х годах, в своих мемуарах, с полным знанием Холокоста по состоянию на 1962 год, «Коричневый епископ» (как его называли в немецкой прессе) [ Примечание 3 ] сказал о своих действиях в пользу военных преступников, виновников и участников геноцида: «Я благодарю Бога за то, что Он открыл мне глаза и позволил мне посетить и утешить многих жертв в их тюрьмах и концентрационных лагерях, а также [помочь] им сбежать с фальшивыми документами, удостоверяющими личность. ", имея в виду нацистских военных преступников, которые были военнопленными стран Оси в лагерях союзников. [ 72 ]
После того, как Пий XII запретил ему въезд в Рим, Гудал удалился в свою резиденцию в Гроттаферрате , озлобленный на Пия XII. [ 73 ] Он умер в 1963 году. Его дневники были опубликованы в Австрии через 13 лет после его смерти и описывают предполагаемую несправедливость Ватикана, с которой он столкнулся при Пии XI и Пии XII после публикации своей книги. Худал придерживался мнения, что сделка между социализмом, национализмом и христианством была единственным реалистичным способом обеспечить будущее. [ 74 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Солдатские проповеди ( Грац , 1917) – Проповеди солдатам.
- Сербская Православная Национальная Церковь ( Грац , 1922 г.) — Сербская Православная Национальная Церковь.
- О немецком творчестве в Риме. Проповеди, речи и лекции , ( Инсбрук , Вена и Мюнхен , 1933) — О немецкой работе в Риме. Проповеди, речи и лекции.
- Немецкая культурная деятельность в Италии ( Мюнстер , 1934) – Немецкая культурная деятельность в Италии.
- Ecclesiae et nationali. Католические мысли в поворотный момент (Рим, 1934 г.) - Церковь и народы. Католические мысли на рубеже эпох.
- Рим, христианство и немецкий народ (Рим, 1935) - Рим, христианский мир и немецкий народ.
- Немецкий народ и христианский Запад ( Инсбрук , 1935) – Немецкий народ и христианский Запад.
- Ватикан и современные государства ( Инсбрук , 1935) – Ватикан и современные государства.
- Проблема расы (Лобниг, 1935) – Проблема расы.
- Основы национал-социализма: исследование истории идей ( Лейпциг и Вена , 1936–37 и факсимильное издание Бремен , 1982) – Основы национал-социализма.
- Ницше и современный мир (Рим, 1937) - Ницше и современный мир.
- Религиозное будущее Европы (Рим, 1943 г.) - Религиозное будущее Европы.
- Римские дневники. Жизненная исповедь старого епископа ( Грац , 1976) – Дневники Рима. Исповедь жизни старого епископа.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Гони, монсеньор Петранович «сам был военным преступником и капитаном усташей, который был заместителем местного лидера усташей в Огулине, округе, где во время войны было истреблено около 2000 сербов. ... Монсеньор организовал и спровоцировал многие из этих убийств, лично руководил арестом и казнью 70 видных сербов». Запрос Югославии о его экстрадиции «был проигнорирован британскими властями в 1947 году». [ 63 ]
- ↑ Например, в 1959–1960 годах переписка Худала показывает его попытки добиться амнистии в Греции и Западной Германии. [ 59 ]
- ↑ В 1949 году Худал был заклеймен в немецких церковных кругах как « браунер Бишоф », по данным немецких газет Nord Press (6 декабря 1949 г., стр. 4) и цитируемой выше Passauer Neue Press (13 декабря 1949 г., стр. 3). .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Годман (2004) , с. 44
- ^ См. «Тевтонский колледж Санта-Мария-дель-Анима» (на немецком языке) de: Тевтонский колледж Санта-Мария-дель-Анима .
- ^ Худал (1976) , с. 41, цитируется Channels (2003) .
- ^ Пастора (1950) , стр. 744
- ^ Пастора (1950) , стр. 764
- ^ Пастора (1950) , стр. 766
- ^ Пастора (1950) , стр. 805
- ^ Пастора (1950) , стр. 806
- ^ Пастора (1950) , стр. 787
- ^ См. Мартин Лэтцель (2003). «Худал, Алоис К.». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 21. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 687-692. ISBN 3-88309-110-3 . и Годман (2004) .
- ^ Павликовская, Анна. «Агент Ватыканского III Жеши» (на польском языке). Архивировано из оригинала 27 апреля 2017 г. Проверено 26 апреля 2017 г.
Перевод: В 1938 году епископ Худал помог организовать немецким и австрийским священникам в Риме голосование по вопросу аннексии Австрии. Голосование произошло в гавани Гаэты на борту немецкого крейсера «Адмирал Шеер» и привело к отклонению аншлюса более чем 90%.
- ^ Годман (2004) , с. Гудала 45, со ссылкой на «Церковь и нация …» , 1934.
- ^ Годман (2004) , с. 45, цитируя работу Гудала «О немецком творчестве в Риме». Проповеди, обращения и лекции , 1933.
- ^ Годман (2004) , с. 46
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитлок (2003)
- ^ Украсть (1981)
- ^ Карлхайнц Дешнер, Столетие истории спасения , том. II, Утечка, 1983, стр. 135, 139.
- ^ Клее (1991)
- ^ Протоколы Нюрнбергского процесса (том 16, стр. 285). Архивировано 8 июля 2007 г. в Wayback Machine , yale.edu; по состоянию на 14 января 2016 г.
- ^ Годман (2004) , с. 51, со ссылкой на книгу Э. Бергмана Die deutsche Nationalkirche (Немецкая национальная церковь), Бреслау, 1933.
- ^ Годман (2004)
- ^ Годман (2004) , с. 53, со ссылкой на Hudal (1976) .
- ^ Хенеган, Том. «Секреты запрещенных книг». Архивировано 30 июня 2006 г. в Wayback Machine , Америка , 7 февраля 2005 г.
- ^ Вольф (2005) , с. 1 и далее
- ^ Жорж Пасселек, Скрытая энциклика Пия XI: упущенная возможность для Церкви перед лицом антисемитизма , Париж: Ред. Дискавери, 1995.
- ^ Цитируется Ааронсом и Лофтусом (1991) , с. 31.
- ^ А. Худал, Немецкий народ и христианский Запад , с. 24, цитируется Уитлоком (2003) .
- ^ Каналы (2003)
- ^ Худал (1937)
- ^ Худал (1937) , с. 250
- ^ Худал (1976) , с. 17
- ^ Худал (1937) , стр. 86, 92.
- ^ Худал (1937) , с. 87
- ^ Худал (1937) , с. 88
- ^ Blet (1997) , p. 216
- ^ Перейти обратно: а б Курцман (2007) , стр. 183–85.
- ^ Худал (1976), стр. 214-15.
- ^ Декер (2019), стр. 237-39.
- ^ Декер (2019), с. 254
- ^ Бернс, Джон. [1] Архивировано 13 ноября 2007 г. в Wayback Machine , Life is a Twisted Path , Рим (2002).
- ^ Грэм и Альварес (1998)
- ↑ О Худале как немецком шпионе см. также Фойгт (1989) .
- ^ «Релиз от 5 сентября 2005 г.: офицеры немецкой разведки». Архивировано 15 августа 2007 г. на Wayback Machine , mi5.gov.uk; по состоянию на 14 января 2015 г.
- ^ «Открытие отчетов ЦРУ в соответствии с Законом о раскрытии нацистских военных преступлений» , Национальный архив, пресс-релиз, 8 мая 2002 г.
- ^ Худал (1976) , с. 44
- ^ Худал (1976) , с. 22
- ^ Худал (1976) , с. 34
- ^ Миллер, доктор Иветт Альт (13 января 2018 г.). «Нацистские гавани в Южной Америке» . аишком . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Sereny (1974)
- ^ Перейти обратно: а б Серени (1974) , с. 289
- ^ Файер (2008) , с. 195ff
- ^ Гони (2002)
- ^ О. Заявления Грэма информационному агентству ANSA от 10 мая 1994 г., цитируются Goñi (2002) , стр. 261 и примечание 453.
- ^ Агнью, Пэдди. «Нацистские похороны заставляют Италию взглянуть в лицо своему прошлому» . Ирландские Таймс . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «1938: NS-Herrschaft в Австрии» (1938: Нацистское правление в Австрии | accessdate = 5 февраля 2017 г.). Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ О'Нил, Робин. Белжец: Прототип окончательного решения (главы 5 и 10) , jewishgen.org; по состоянию на 14 января 2016 г.
- ^ Клее (2003)
- ^ Худал (1976) , стр. 162–63.
- ^ Перейти обратно: а б с Санфилиппо (1999)
- ^ Гони (2002) , с. 229
- ^ Ларри Ротер (9 марта 2003 г.). «Аргентина, убежище для нацистов, отказывается открыть свои файлы» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года.
- ^ Гони (2002) , стр. 235–36
- ^ Гони (2002) , с. 235
- ^ «Монах-францисканец подписал побег Эйхмана из Генуи», Il Secolo XIX , 14 августа 2003 г., стр. 4. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2008 г. Проверено 4 июня 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Гони (2002) , стр. 229–251
- ^ Ааронс и Лофтус (1991) , стр. 39–40.
- ^ «24 шляпы» . Время . 8 декабря 1952 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Гони (2002) , с. 230
- ^ Файер, Майкл . «Автор отвечает» , Commonweal , 6 июня 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Худал (1976) , с. 21
- ^ Худал (1976) , стр. 220–254.
- ^ Худал (1976) , английский перевод, цитируется в Whitlock (2003) .
- ^ Худал (1976)
- ^ Худал (1976) , с. 14
Библиография
[ редактировать ]- Ааронс, Марк ; Лофтус, Джон (1991). Нечестивая Троица . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Блет, Пьер (1997). Пий XII и Вторая мировая война: По данным архивов Ватикана . Нью-Йорк: Паулист Пресс.
- Шено, Филипп (2003). «Пачелли, Худал и вопрос нацизма 1933–1938». Журнал церковной истории в Италии . 57 (1): 133–54. JSTOR 43050086 .
- Декер, Райнер (2019). «Епископ Алоис Гудал и еврейский набег на Рим 16 октября 1943 года». Римский ежеквартально . 113 (3–4): 233–55.
- Годман, Питер (2004). Гитлер и Ватикан . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 9780743245975 .
- Гони, Уки (2002). Настоящая Одесса. Как Перон привез нацистских военных преступников в Аргентину . Лондон, Великобритания: Гранта.
- Грэм, Роберт А .; Альварес, Дэвид (1998). Ничего святого: нацистский шпионаж против Ватикана, 1939–1945 гг . Лондон, Великобритания: Фрэнк Касс.
- Худал, Алоис (1937). Основы национал-социализма: исследование истории идей . Лейпциг и Вена.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Худал, Алоис (1976). Римские дневники. Жизненная исповедь старого епископа [ Римские дневники. Исповедь жизни старого епископа ] (на немецком языке). Грац.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Клее, Эрнст (1991). Сертификаты Persil и фальшивые паспорта. Как церкви помогали нацистам [ Обеляние свидетельств и фальшивых паспортов. Как церкви помогали нацистам ] (на немецком языке). Франкфурт: история Фишера.
- Клее, Эрнст (2003). Личный лексикон Третьего рейха. Кто чем был до и после 1945 года . Франкфурт-на-Майне: С. Фишер Верлаг.
- Курцман, Дэн (2007). Особая миссия: Тайный заговор Гитлера с целью захватить Ватикан и похитить Папу Пия XII . Кембридж: Да Капо Пресс. ISBN 9780306814686 .
- Файер, Майкл (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253337252 .
- Файер, Майкл (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253349309 .
- Санфилиппо, Маттео (1999). «Документы Гудала как источник по истории миграции немцев и нацистов после Второй мировой войны». Латиноамериканские миграционные исследования (на испанском языке). 43 : 185–209.
- Серени, Гитта (1974). «В эту тьму». Лондон, Великобритания: Deutsch.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Штеле, Хансякоб (1981). Восточная политика Ватикана 1917–1979 гг . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо. ISBN 9780821403679 .
- Фойгт, Клаус (1989). Убежище при отзыве. Ссылка в Италии 1933–1945 [ Ненадежное убежище. Ссылка в Италии 1933–1945 ] (на немецком языке). Том I. Штутгарт: Клетт-Котта.
- Пастор Людвиг (1950). Дневники, письма, воспоминания . Гейдельберг.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уитлок, Грег (2003). «Алоис Худал: клерофашистский критик Ницше». Ницше-Штудьен . 32 : 259–95. дои : 10.1515/9783110179200.259 . S2CID 169479701 .
- Вольф, Хьюберт (2005). «Пий XI и «ошибки времени». Инициативы римской инквизиции против расизма и национализма» (PDF) . Ежеквартальные журналы по современной истории . 53 (1): 1–42.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл Файер , « Канонизируя Пия XII. Почему Папа помог нацистам бежать? », Commonweal , 9 мая 2003 г./Vol. СХХХ (9)
- Рональд Дж. Рыхлак , Гитлер, война и Папа , переработанное и расширенное издание, Саут-Бенд, Индиана: Наш воскресный посетитель, 2010.
- Роберт Кац, Досье Прибке. Анатомия процесса , Милан, Риццоли, 1996.
- Маркус Лангер, Алоис Худал, епископ между крестом и свастикой. Попытка биографии (Епископ Алоис Гудал: Между крестом и свастикой. Попытка биографии), кандидатская диссертация, Вена, 1995 г.
- Йохан Икс, «Римский «не опоссумус» и отношение епископа Алоиса Худала к национал-социалистическим идеологическим отклонениям», в: Л. Геверс и Дж. Банк (ред.), Религия в осаде. Римско-католическая церковь в оккупированной Европе (1939–1950) , I ( Annua Nuntia Lovaniensia , 56.1), Löwen, 2008, 315 и далее.
- Джеральд Штайнахер , Нацисты в бегах. Как приспешники Гитлера бежали от правосудия . Издательство Оксфордского университета, 2011.
- Райнер Декер, епископ Алоис Худал и еврейский набег на Рим 16 октября 1943 года . В: Роман Ежеквартальный. № 113, выпуск 3/4, 2019 г., с. 233-255. Аннотация онлайн . - Обзор Сюзанны Браун-Флеминг в журнале: Contemporary Church History Quarterly Vol. 25, номер 4, декабрь 2019 г.
- Нелис, Ян; Морелли, Энн; Прает, Дэнни, ред. (2015). Католицизм и фашизм в Европе 1918-1945 гг . Георг Олмс Верлаг. ISBN 9783487421278 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Крунослав Драганович», в «Записках Павелича».
- Могила
- Эрика Вайнцирль , Kirche und Nationalsozialismus , с фотографиями Худаля и Иннитцера, а также факсимиле нескольких документов, касающихся аншлюса : приветственное письмо австрийских епископов («Торжественная декларация» от 18 марта 1938 г.) и письмо гауляйтеру архиепископа Иннитцера с последней рукописной фразой: «und Heil Гитлер!».
- «Луиджи Гудал, епископ Элы» (положение Гудала в католической иерархии).
- Мартин Лэтцель (2003). «Худал, Алоис К.». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 21. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 687-692. ISBN 3-88309-110-3 .
- Доминик Буркард, «Алоис Худал - антиПачелли? О дискуссии об отношении Ватикана к национал-социализму» , Журнал религиозной и интеллектуальной истории , том 59 (1), январь 2007 г.
- Радио Ватикана , Симпозиум, посвященный епископу Худалу , 2006 г.
- Питер Рорбахер, «Расовая проблема», отраженная в частной библиотеке епископа Алоиса Худаля , в: Roman Historical Communications 57 (2015), 325–364.
- Вырезки из газет об Алоисе Гудале в Пресс-архив ZBW XX веке .
- 1885 рождений
- 1963 смерти
- Римско-католические епископы XX века в Австрии
- Антимасонство
- Антисемитизм в Австрии
- Антисемитизм в Италии
- Австрийские нацисты
- Австрийские неонацисты
- Итальянские фашисты
- Итальянские неонацисты
- Австрийские римско-католические епископы
- Коричневые священники (нацизм)
- Похороны на Тевтонском кладбище
- Католицизм и крайне правая политика
- Христианские фашисты
- Выпускники Папского библейского института