На вершине отчаяния
![]() | |
Автор | Эмиль Чоран |
---|---|
Переводчик | Ильинка Зарифополь-Джонстон |
Язык | румынский |
Жанр | Философия |
Дата публикации | 1934 |
Место публикации | Румыния |
Опубликовано на английском языке | 1992 |
Страницы | 156 |
Награды | Премия молодому писателю Фонда короля Карола II |
ISBN | 9780226106717 |
С последующим | Книга заблуждений |
На высоте отчаяния ( румынский : Pe culmile disperării ) — румынский философский труд, написанный Эмилем Чораном , опубликованный в 1934 году как его первая книга. Он состоит из нескольких кратких размышлений на негативные темы, которые позже пронизали творчество Чорана, такие как смерть , бессонница и безумие .
Это было одно из нескольких произведений, написанных Чораном на родном румынском языке . В 1937 году Чоран покинул Румынию и переехал в Париж, где и прожил остаток своей жизни. Этот перерыв ознаменовал два определенных периода в жизни и творчестве Чорана: ранний румынский период и более поздний, зрелый французский период. Позже Чоран опубликовал несколько работ на французском языке, которые привлекли к нему более широкое внимание.
«На высоте отчаяния» получила премию молодых авторов, учрежденную Фондом короля Кароля II . искусства и литературы [ 1 ] Более поздние работы Чорана получили и другие награды, в том числе Приз Рожье Намье и Гран-при Поля-Морана по литературе , хотя Чоран отказался от обеих. [ 2 ] В 1992 году книга «На высотах отчаяния» была переведена на английский язык Ильинкой Зарифопол-Джонстон.
Краткое содержание
[ редактировать ]Текст состоит из 66 кратких озаглавленных разделов, обычно объемом от одной до трех страниц. В каждом разделе Чоран рассматривает определенные эмоции или психологические состояния , противопоставляя их друг другу. Он фокусируется на негативных эмоциях, таких как печаль , меланхолия и агония . Для Чорана, хотя грусть сама по себе является острой эмоцией, которая может следовать за моментами счастья, меланхолия — это более расплывчатая форма печали, связанная с сожалением и двусмысленностью. [ 3 ]
Чоран восхваляет лиризм и обостренные эмоциональные состояния за их способность заставить людей пересмотреть действительно важные категории человеческого существования, такие как любовь и смерть. Люди могут игнорировать такие категории в течение нескольких лет, сосредотачиваясь на рутинах повседневной жизни или участвуя в рациональных или интеллектуальных усилиях. Чоран презирает последние категории:
Ценность имеет только то, что вырывается из вдохновения, что возникает из иррациональных глубин нашего существа, из тайного центра нашей субъективности. Плоды труда, усилий и стараний не имеют никакой ценности, а плоды разума бесплодны и неинтересны. Я наслаждаюсь варварским и спонтанным порывом вдохновения, кипучими душевными состояниями, сущностным лиризмом и внутренним напряжением — все это делает вдохновение единственной реальностью творчества. [ 4 ]
На протяжении всего текста Чоран также выражает антирационалистические и антихристианские взгляды :
Человек должен перестать быть – или становиться – разумным животным. Он должен стать сумасшедшим, рискующим всем ради своих опасных фантазий, способным на экзальтации, готовым умереть за все, что есть в мире, а также за то, чего у него нет. [ 5 ]
Я ненавижу Иисуса за его проповеди, его мораль, его идеи и его веру. Я люблю его за минуты сомнения и сожаления, единственные по-настоящему трагические моменты в его жизни, хотя и не самые интересные и не самые болезненные, ибо если бы нам пришлось судить по их страданиям, сколькие до него также имели бы право называть сами сыны Божии! [ 6 ]
Хотя Чоран фокусируется на отрицательных эмоциях и высказывает противоположные мнения, он также учитывает определенные положительные эмоции и выражает более традиционные взгляды, отвергая определенные отрицательные состояния, хотя эти отрицания имеют антихристианское содержание. Невинность и благодать описываются как положительные состояния, хотя благодать Чорана более светская и эстетичная, в отличие от религиозного смысла английского слова. [ 7 ] Хотя Чоран восхваляет обострение эмоций, которые могут вызвать страдания, он открыто отвергает бедность и страдания сами по себе как чисто разрушительные состояния, в которых нет ни благородства, ни катарсиса, которые им дарует христианство.
Бедность разрушает все в жизни; это делает его страшным, отвратительным... Конвульсии бедности не несут в себе и следа очищения; все они — ненависть, горечь и испорченная плоть. Бедность не порождает чистую ангельскую душу или непорочное смирение, как и болезнь; его смирение ядовито, зло и мстительно. [ 8 ]
Хотя страдание волнует меня, а иногда даже радует, я никогда не смог бы написать апологию страдания, потому что длительное страдание — а все настоящие страдания длительны — хотя и очищает на первых этапах, но расшатывает разум, притупляет чувства и окончательно разрушает. [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]«На высоте отчаяния» было написано в приступе депрессии и бессонницы , состояний, от которых Чоран страдал на протяжении всей своей жизни: «Я никогда не мог писать иначе, как в разгар депрессии, вызванной моими бессонными ночами. семь лет я едва мог спать, мне нужна эта депрессия, и даже сегодня, прежде чем сесть писать, я проигрываю диск с цыганской музыкой из Венгрии ». [ 10 ] Название книги происходит от фразы, которая обычно использовалась в румынских газетах того периода для начала некрологов о самоубийствах , например: «На вершине отчаяния молодой такой-то покончил с собой...». [ 11 ] [ 12 ]
На момент написания «На высоте отчаяния » Чоран симпатизировал национал-социализму . Он выразил поддержку Ночи длинных ножей . [ 13 ] Это произошло в том же году, когда была опубликована книга. Несмотря на это, «На высоте отчаяния» выражает взгляды, противоречащие национал-социалистической философии.
На обложке английского издания книги изображена деталь «Искушения святого Антония» , нарисованная на Изенгеймском алтаре Матиасом Грюневальдом . На изображении изображены чудовищные демоны, нападающие на святого. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]«На высоте отчаяния» был известен своей сложной прозой, афоризмами и философским пессимизмом , выраженными в стиле , за который Чоран позже получил признание. [ 2 ] [ 15 ] Говоря о Чоране в общих чертах, Сен-Жон Перс охарактеризовал его как «величайшего французского писателя, чтившего наш язык после смерти Поля Валери ». [ 2 ]
Хотя в последние годы жизни Чоран приобрел последователей среди французских интеллектуалов, реакция на его ранние работы в его родной стране, Румынии, была крайне негативной. Отец Чорана был священником, а мать возглавляла местную христианскую женскую лигу. Кощунственный характер работы Чорана вынуждал его родителей вести себя сдержанно. [ 16 ] Его мать однажды сказала, что если бы она знала, каким несчастным он станет, она бы сделала ему аборт, и это заявление Чоран назвал «освобождающим». Несмотря на это, она все равно читала его произведения, тогда как отец отказывался из-за своей профессии: «Все, что я писал, его раздражало, и он не знал, как реагировать. Но мама меня понимала». [ 17 ] Работы Чорана были запрещены при правлении Николае Чаушеску . [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Исходный текст
[ редактировать ]- Чоран, Эмиль (1992) [первоначально опубликовано в 1934 году]. На вершине отчаяния . Перевод Зарифопол-Джонстон, Илинка. Издательство Чикагского университета . ISBN 9780226106717 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чоран 1992 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейс, Эрик. «Э.М. Чоран, 84 года, писатель и философ отчаяния» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Чоран 1992 , стр. 41–42.
- ^ Чоран 1992 , стр. 39–40.
- ^ Чоран 1992 , стр. 114.
- ^ Чоран 1992 , стр. 96–97.
- ^ Чоран 1992 , стр. 59–60.
- ^ Чоран 1992 , с. 94.
- ^ Чоран 1992 , стр. 54–55.
- ^ Брадатан, Костика (28 ноября 2016 г.). «Философ неудачи: вершины отчаяния Эмиля Чорана» .
- ^ Чоран 1992 , с. хв.
- ^ «Обзор - «Космический пессимизм» Юджина Такера (Н. Н. Тракакис)» . РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕОРИЯ . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Чоран, 1934, в Орнеа, стр.192.
- ^ Чоран 1992 , передняя и задняя обложка.
- ^ Аквисто, Джозеф (2015). Падение из искупления: письмо и мышление за пределами спасения у Бодлера, Чорана, Фондана, Агамбена и Нэнси . Академик Блумсбери. п. 142.
- ^ Чоран 1992 , с. xii.
- ^ Мишель, Якоб (1994). Бодрствование и одержимость: интервью с Э.М. Чораном . ДЖСТОР. п. 125.