Постмодернистское состояние
![]() Обложка французского издания | |
Автор | Жан-Франсуа Лиотар |
---|---|
Оригинальное название | Состояние постмодерна: отчет о знаниях |
Переводчики | Джеффри Беннингтон и Брайан Массуми |
Язык | Французский |
Предметы | Постмодернистская культура, технологии, эпистемология |
Опубликовано |
|
Место публикации | Франция |
Тип носителя | Распечатать |
Состояние постмодерна: отчет о знании ( фр . La Condition postmoderne: rapport sur le savoir ) — книга философа Жана-Франсуа Лиотара 1979 года , в которой автор анализирует понятие знания в постмодернистском обществе как конец «великого нарративы или метанарративы , которые он считает квинтэссенцией современности . Лиотар ввел в философию и социальные науки термин «постмодернизм», который раньше использовался только искусствоведами, со следующим наблюдением: «Упрощая до крайности, я определяю постмодернизм как недоверие к метанарративам». [1] [2] [3] Первоначально написанная как отчет о влиянии технологий на точные науки , подготовленный по заказу Совета университетов Квебека , книга оказала большое влияние. [4] [5] Позже Лиотар признал, что у него были «менее чем ограниченные» знания о науке, о которой он собирался писать, и считал «Состояние постмодерна» своей худшей книгой.
Краткое содержание
[ редактировать ]Лиотар критикует метанарративы, такие как редукционизм , и телеологические концепции человеческой истории, такие как идеи Просвещения и марксизма , утверждая, что они стали несостоятельными из-за технического прогресса в областях коммуникации , средств массовой информации и информатики . Такие методы, как искусственный интеллект и машинный перевод, демонстрируют сдвиг в сторону лингвистического и символического производства как центральных элементов постиндустриальной экономики и связанной с ней постмодернистской культуры, которая возникла в конце 1950-х годов после реконструкции Западной Европы . Результатом является множество языковых игр (термин, придуманный Людвигом Витгенштейном) . [1] : 67 ), различных типов аргументов. В то же время цель истины в науке заменяется «перформативностью» и эффективностью на службе капитала или государства, и наука производит парадоксальные результаты, такие как теория хаоса , которые подрывают грандиозное повествование науки. [2] Лиотар отдает предпочтение этому множеству маленьких нарративов, которые конкурируют друг с другом, заменяя тоталитаризм больших нарративов.
Прием
[ редактировать ]Состояние постмодерна оказало влияние. [4] Однако позже Лиотар признал, что у него были «менее чем ограниченные» знания о науке, о которой он писал, и, чтобы компенсировать это невежество, он «выдумывал истории» и ссылался на ряд книг, которые на самом деле не читал. Оглядываясь назад, он назвал ее « пародией » и «просто худшей из всех моих книг». [2] Поэт Фредерик Тернер пишет, что, как и многие постструктуралистские произведения, « Состояние постмодерна » «не изжило себя». Однако он считает ее более читабельной, чем другие постструктуралистские работы, и хвалит Лиотара за то, что он «живо и экономно осветил значительную часть темы». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лиотар, Жан-Франсуа (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Париж: Полночь.
- ^ Перейти обратно: а б с Андерсон, Перри (1998). Истоки постмодерна . Лондон/Нью-Йорк: Версо, стр. 24–27.
- ^ Цитата из 1984 г. (перепечатка 1997 г.); Английский перевод Джеффри Беннингтона и Брайана Массуми , University of Minnesota Press.
- ^ Перейти обратно: а б Брюно, Фредерик (осень 2004 г.). « Научное знание и легитимация », Revue PHARES vol. 5 .
- ^ Лиотар, Жан-Франсуа (1979). «Проблемы познания в наиболее развитых индустриальных обществах» . Квебек: Совет университетов. Оригинал отчета доступен онлайн по адресу: http://www.cse.gouv.qc.ca/FR/Publications_CUniv/.
- ^ Тернер, Фредерик. Культура надежды: новое рождение классического духа . Свободная пресса, 1995, с. 283.