Мета-ссылка
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2021 г. ) |
Мета-ссылка (или метассылка ) — это категория самоссылок, встречающаяся во многих средствах массовой информации или медиа-артефактах, таких как опубликованные тексты/документы, фильмы, картины, сериалы, комиксы или видеоигры. Он включает в себя все ссылки или комментарии к конкретному средству массовой информации, медиа-артефакту или средствам массовой информации в целом. Эти ссылки и комментарии происходят с логически более высокого уровня («метауровня») внутри любого данного артефакта и привлекают внимание или побуждают задуматься о проблемах, связанных со средствами массовой информации (например, производство, исполнение или прием) указанного артефакта. , конкретные другие артефакты (как в пародии ) или части или всю медиальную систему. Таким образом, именно осознание реципиентом медиального качества артефакта отличает метареференцию от более общих форм самореференции. Таким образом, метареференция запускает медиасознание у реципиента, который, в свою очередь, «начинает осознавать как медиальный (или «фиктивный» в смысле искусственного, так и, иногда вдобавок, «изобретенный») статус произведения», как а также «тот факт, что речь идет о явлениях, связанных со СМИ, а не (гетеро)отсылках к миру за пределами СМИ». [1] Хотя некоторые приемы, такие как мизансцены , могут способствовать метареференции, они сами по себе не обязательно являются метареференциями. [2] Однако врожденные метареферентные устройства (например, металепсис ) составляют категорию метареференций.
История
[ редактировать ]Хотя метареференция как концепция не является новым явлением и может наблюдаться в очень ранних произведениях искусства и средствах массовой информации, не связанных с конкретными целями (например, обращение Гомера к музам в начале «Одиссеи », чтобы лучше передать эпос). , сам термин относительно новый. [3] Более ранние обсуждения метареферентных проблем часто отдают предпочтение более конкретной терминологии, привязанной к соответствующей дисциплине. Известные дискуссии по мета-отсылкам включают, помимо прочего, работу Уильяма Х. Гасса. [4] и Роберта Скоулза [5] исследование метафантастики , исследование Виктором Стоичитой ранней современной метаживописи, [6] и Лайонела Абеля [7] исследование метатеатра . В контексте драмы метареференция также стала в разговорной речи называться разрушением четвертой стены . Первое исследование, подчеркивающее проблему, возникающую из-за отсутствия связной терминологии, а также необходимости признать метареференцию как трансмедиальный и трансгенерический феномен, было опубликовано в 2007 году Hauthal et al. [8] Публикации Нёта и Бишары [9] а также Волк [10] последовал этому примеру, поднял аналогичные проблемы, включил тематические исследования из различных средств массовой информации, придумал и помог установить более единый общий термин «мета-ссылка», как он определен выше.
Примеры
[ редактировать ]Хотя каждое средство массовой информации обладает потенциалом для мета-отсылки, некоторые средства массовой информации могут передавать мета-отсылку легче, чем другие. К средствам массовой информации, которые могут легко реализовать свой метареферентный потенциал, относятся, например, литература, живопись и кино. Хотя музыка может быть метареференциальной даже за пределами текста, метареференцию в музыке гораздо труднее создать или обнаружить. [11] [12] Таким образом, музыка была бы менее типичным средством возникновения метаотсылки. В этом контексте Нёт утверждает, что, хотя невербальные средства массовой информации могут быть домом для мета-отсылки, содержащаяся в них мета-отсылка может быть только неявной, поскольку невербальные средства массовой информации могут только демонстрировать сходство, но никогда не указывают прямо (или явно) на мета-отсылку. референтные элементы. [13] Другие, однако, утверждают, что метаотсылка является явной, пока она ясна.
Литература
[ редактировать ]Джон Фаулз начинает главу 13 своего романа «Женщина французского лейтенанта» словами:
Эта история, которую я рассказываю, — всего лишь воображение . Эти персонажи, которых я создаю, никогда не существовали вне моего сознания. Если до сих пор я притворялся, что знаю мысли и самые сокровенные мысли своих персонажей , то это потому, что я пишу в [...] условности общепринятом на момент написания моего рассказа : писатель стоит рядом с Богом. [14] [выделено добавлено]
Это пример явной метаотсылки, поскольку текст обращает внимание на тот факт, что роман, который читает получатель, — это всего лишь вымысел, созданный автором. Это также выдвигает на первый план соглашение, согласно которому читатели реалистической художественной литературы принимают присутствие всезнающего рассказчика, и нарушает его, позволяя рассказчику занять центральное место, что вызывает мета-размышления со стороны получателя.
В американских комиксах, изданных Marvel Comics , персонаж Дэдпул осознает, что он вымышленный персонаж комиксов. Для юмористического эффекта он обычно ломает четвертую стену . Для других неосведомленных персонажей этой истории осознание Дэдпулом себя как персонажа комиксов кажется формой психоза . Когда другие персонажи задаются вопросом, действительно ли настоящее имя Дэдпула — Уэйд Уилсон, он шутит, что его истинная личность зависит от того, какого писателя предпочитает читатель. [15]
Фильм
[ редактировать ]«Шоу Трумэна» — фильм, содержащий высокую степень метаотсылок. Трумэн, главный герой, не подозревает, что он участвует в реалити-шоу, но зрители знают об искусственности как жизни Трумэна, так и, как следствие, фильма, который смотрят. Это подчеркивается акцентом на процессе производства вымышленного реалити-шоу, которое информирует зрителей о тех же функциях, которые используются в фильме во время просмотра. Дальнейшие примеры метаотсылки в фильме включают прожекторы, падающие с неба, казалось бы, из ниоткуда, или дождевое облако, которое, как ни странно, льет дождь только на Трумэна, следующего за ним по пляжу Сихейвен. Оба случая указывают на искусственность жизни Трумэна, как и самого фильма.
Другие примеры включают фильмы Мела Брукса , такие как «Сверкающие седла» , который становится историей о производстве фильма, и «Немое кино» — немой фильм о создании немого кино. Кроме того, в «Маппет-фильме» и его продолжениях персонажи часто обращались к сценарию фильма, чтобы узнать, что должно произойти дальше.
Рисование
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |

Примером метаотсылки в живописи является «Балкон Мане» Рене Магритта . Он комментирует другую картину «Балкон» Эдуарда Мане , имитируя как обстановку балкона, так и позы изображенных людей, но помещает их в гробы. Таким образом, внимание реципиента обращается на тот факт, что не только люди на картине давно умерли и только еще «живы» в изображении, но, возможно, также и то, что художник ( Мане ) и импрессионистический стиль живописи так же мертвы, как и изображаемые личности. При этом на первый план выходит, что стиль живописи импрессионистов – это всего лишь стиль, который можно копировать, что еще больше подчеркивает тот факт, что обе работы – это лишь картины, созданные определенным образом.
См. также
[ редактировать ]- Рамочная история - история во вложенном повествовании, заключающем в скобки одну или несколько встроенных историй.
- Индукция - пояснительная сцена в пьесе.
- Ипостась - литературный прием в метафантастике.
- Мета- - продуктивный префикс в английском языке, происходящий от греческого.
- Метакомикс - тип комикса.
- Мета-дискуссия
- Мета-шутка – юмор, намекающий на самого себя
- Метазнание - Знание о знании.
- Самореференция - предложение, идея или формула, которая ссылается на себя.
- История в истории – Литературный прием.
- Mise en abyme - литературная техника.
- Метафикшн - Жанр художественной литературы о художественной литературе.
- Метатеатр - аспекты пьесы, которые привлекают внимание к ее природе как пьесы.
- Металепсис – фигура речи
- Метафильм - Саморефлексивный способ кинопроизводства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольф, Вернер (2009). Метареференция в СМИ. Теория и практические примеры . Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи. п. 31. ISBN 978-90-420-2670-4 .
- ^ Вольф, Вернер (2009). Метареференция в СМИ. Теория и практические примеры . Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи. п. 63. ИСБН 978-90-420-2670-4 .
- ^ Вернер, Вольф (2009). Метареференция в СМИ. Теория и практические примеры . Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи. п. 73. ИСБН 978-90-420-2670-4 .
- ^ Гасс, Уильям (1970). Художественная литература и образы жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кнопф.
- ^ Скоулз, Роберт (1970). «Метафантастика» . Обзор Айовы . 1 (4): 100–115. дои : 10.17077/0021-065X.1135 .
- ^ Стоичита, Виктор (2015). Образ самосознания. Взгляд на раннюю современную метаживопись . Антверпен: Исследования в области искусства барокко. ISBN 978-1909400115 .
- ^ Абель, Лайонел (1963). Метатеатр. Новый взгляд на драматическую форму . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Хилл и Ван.
- ^ Метаизация в литературе и других медиа: теоретические основы, исторические перспективы, метажанры, функции . Хауталь, Джанин. Берлин: Де Грюйтер. 2007. ISBN 978-3110199451 . OCLC 155834217 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Самоупоминание в СМИ . Бишара, Нина, 1977-, Нёт, Винфрид. Берлин: Мутон де Грюйтер. 2007. ISBN 978-3110194647 . OCLC 471132600 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Метареференция в СМИ: теория и тематические исследования . Вольф, Вернер, 1955-, Бантлеон, Катарина, Тосс, Джефф, Бернхарт, Вальтер. Амстердам: Родопи. 2009. ISBN 9789042026704 . OCLC 436342321 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Михаэльсен, Рене (2009). «Изучение метареференции в инструментальной музыке - случай Роберта Шумана». Во Вольфе, Вернер (ред.). Метареференция в СМИ. Теория и практические примеры . Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи. стр. 235–259. ISBN 978-90-420-2670-4 .
- ^ Вольф, Вернер (2007). «Метапроза и метамузыка: исследование границ метареференции». В Нёте, Винфрид (ред.). Самореференция в СМИ . Берлин: Мутон де Грюйтер. стр. 303–325. ISBN 978-3-11-019464-7 .
- ^ Нёт, Винфрид (2009). «Метареференция с семиотической точки зрения». Вольф, Вернер (ред.). Метареференция в СМИ. Теория и практические примеры . Амстердам – Нью-Йорк, Нью-Йорк: Родопи. стр. 889–121. ISBN 978-90-420-2670-4 .
- ^ Фауэлс, Джон (2005). Женщина французского лейтенанта . Лондон: Винтаж. п. 97. ИСБН 978-0-099-49707-3 .
- ^ «Кейбл и Дэдпул» № 47.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Метареференция в СМИ: теория и тематические исследования. Посвящается Уолтеру Бернхарту по случаю его выхода на пенсию. Вольф, Вернер (ред.), Катарина Бантлеон и Джефф Тосс (соавторы). Амстердам/Нью-Йорк, 2009 г.
- Винфрид Нёт : Метареференция с семиотической точки зрения / Андреас Малер: Дело в «этом»: метареференция у Магритта и Эшбери / Ирина О. Раевски: За пределами «метанаррации»: метареференция, основанная на форме, как трансгенерический и трансмедиальный феномен / Соня Климек: Металепсис и его (анти-)иллюзионистские эффекты в искусстве, средствах массовой информации и ролевых играх
- Герман Данузер : Общие названия: О паратекстуальной метареференции в музыке / Тобиас Янц: «Музыка о музыке»: метаизация и интертекстуальность в вариациях «Прометей» Бетховена, op. 35 / Рене Михаэльсен: Исследование метареференции в инструментальной музыке – Случай Роберта Шумана / Дэвид Фрэнсис Урроуз: Фантазмическая метареференция: стилизация «опер» в «Призраке оперы» Ллойда Уэббера / Йорг-Петер Миттманн: интрамедиальная референция и метареференция в современной музыке / Мартин Батлер: «Пожалуйста, включи эту песню по радио»: формы и функции метареференции в популярной музыке
- Генри Кизор: «L'architecture n'est pas un art rigureux»: Жан Нувель, Постмодернизм и метаархитектура / Катарина Бантлеон, Жасмин Хазельштайнер-Шарнер: О музеях, наблюдателях, произведениях искусства и фотографии: метареференциальные элементы в музее фотографических проектов Томаса Струта Фотографии и времяпровождение /
- Жан-Марк Лимож: Постепенное влияние саморефлексивности на эстетические иллюзии в кино / Барбара Пфайфер: Роман в/и в кино: трансгенерическая и трансмедиальная метареференция в книге «Незнакомец, чем художественная литература»
- Ганс Ульрих Зеебер: Нарративная художественная литература и увлечение новыми медиа Граммофон, фотография и кино: метавымышленные и медиа-сравнительные аспекты книги Герберта Уэллса «Современная утопия» и «Мастер Джорджи / Даниэлла Янчо» Берил Бейнбридж: Метареференция и промежуточная ссылка: Уильям Карлос Уильямс Поэтологические стихи
- Ингрид Пфандл-Бухеггер, Гудрун Роттенштайнер: Метареференция в раннем танце: Якобинская антимаска / Карин Кукконен: Текстовые миры и метареференция в комиксах / Дорис Мадер: Метареференция в аудио-/радиолитературном звуковом ландшафте / Фотис Яннидис: Метареференция в компьютерных играх
- Жанин Хауталь: Когда метадрама превращается в метафильм: медиа-сравнительный подход к метареференции / Андреас Бён: Цитирование форм как стратегия метареференции / Эрика Гребер: «Медиа как таковые»: метарефлексия в русском футуризме – тематическое исследование поэзии, живописи, театра и кино Владимира Маяковского