Металепсис
Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июль 2023 г. ) |
Металепсис (от греч . μετάληψις ) — фигура речи , в которой слово или фраза из образной речи употребляется в новом контексте. [1]
Примеры [ править ]
- «Завтра мне нужно поймать червяка».
- «Кто ранняя пташка поймает червяка» — распространенное изречение , советующее начинать день пораньше, чтобы добиться успеха. Субъект, ссылаясь на эту максиму, сравнивается с птицей; завтра оратор проснется рано, чтобы добиться успеха.
- «Его спасли из кроличьей норы».
- Пословица «упасть в кроличью нору» означает глубокое увлечение конкретной темой. В этом примере спасение из кроличьей норы адаптирует исходное значение, чтобы передать, что кто-то перестал глубоко интересоваться конкретной темой.
В исландской литературе [ править ]
Слово твикент (дважды кеннинг) используется для обозначения однажды удаленного металепсиса, включающего кеннинги . [2] Если кеннинг имеет более трех элементов, его называют рекитом («расширенным»). [2] Кеннингсы до семи элементов зафиксированы в скальдических стихах. [3] Снорри Стурлусон характеризует пятиэлементные кеннинги как приемлемую лицензию, но предостерегает от более крайних конструкций:
Девятое — обратиться к пятой теории, которая не имеет значения, если следовать дальше; но хотя оно и встречается в произведениях античных поэтов, мы теперь оставляем его бесполезным. «Девятая [лицензия] расширяет теорию до пятого детерминанта, но если ее расширять дальше, то это будет непропорционально. Даже если ее можно найти в произведениях древних поэтов, мы больше не терпим ее». — Снорри Стурлусон [4]
«огненный буран, людоедка, защитная луна, конь, лодочный сарай» — из Þórálfs drápa Skólmssonar Тордура Сьярекссона (это самая длинная теория, встречающаяся в поэзии скальдов; она просто означает «воин». [5] )
Другое использование [ править ]
Ибо природа металепсиса такова, что он есть как бы промежуточная ступень к тому, что выражено метафорически, ничего не означающее само по себе, но дающее переход к чему-то. Это образ , с которым у нас создается впечатление, что мы знакомы, а не тот, который нам действительно когда-либо понадобится. — Квинтилиан [6]
Но смысл сильно изменился, и тщеславие слушателя странным образом запуталось в фигуре Металепсиса, которую я называю фарфетом , как тогда, когда мы предпочитаем найти слово издалека, чем использовать одну более близкую руку, чтобы выразить суть так же хорошо и проще. — Джордж Путтенхэм [7]
В металепсисе слово метонимически заменяется словом из предыдущего тропа, так что металепсис можно, раздражающе, но точно, назвать метонимией метонимии. — Гарольд Блум [8]
Нарратология [ править ]
В нарратологии (и конкретно в теориях Жерара Женетта ) парадоксальное нарушение границ между повествовательными уровнями или логически различными мирами называется также металепсисом.
Возможно, наиболее распространенный пример металепсиса в повествовании возникает, когда рассказчик вторгается в другой повествуемый мир. Вообще повествовательный металепсис возникает чаще всего тогда, когда всеведущий или внешний рассказчик начинает непосредственно взаимодействовать с повествуемыми событиями, особенно если рассказчик отделен в пространстве и времени от этих событий. [9]
К настоящему времени существует так много примеров разветвлений и металептических нарративов, что любые рекомендации будут казаться произвольными. Одним из наиболее интересных построений загадочных миров внутри миров является « Бледный огонь » Набокова (1962). Хороший короткий текст — Роберта Кувера » «Няня (1969). В кино часто упоминается повествование о разветвлении пути - «Раздвижные двери» Питера Ховитта (1998). [10]
» Тома Стоппарда [В «Настоящей собаке-инспекторе обрамляющая диегетическая ситуация здесь в равной степени является театром. В этом вымышленном театре разыгрывается детектив, свидетелями которого являются два театральных критика. В ходе встроенного спектакля эти критики парадоксальным образом вовлекаются в гиподиегетическую игру внутри пьесы, вовлечение, которое даже приводит к смерти одного из них. Таким образом, как и в случае с Sei personaggi Пиранделло , здесь также можно распознать типичные черты металепсиса: вымышленное изображение, состоящее из нескольких различных миров и уровней, между которыми происходит неортодоксальная трансгрессия. [11]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Джозеф Харди Таун; Уильям Хейг; Парсонс Кук (1842 г.). Вопрос о крещении: обсуждение вопроса о крещении . Гулд, Кендалл и Линкольн. стр. 2 – . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс (1999), с. 5/12.
- ^ «Фьоркеннт» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2001 г. Проверено 22 августа 2016 г.
- ^ Фолкс 1991, 8:29–31; Фолкс 1987, 172.
- ^ Кари Эллен Гаде (редактор) 2012, «Тордур Сэрекссон (Сьярекссон), Þórálfs drápa Skólmssonar 1» в Дайане Уэйли (редактор), Поэзия из королевских саг 1: От мифических времен до ок. 1035. Скальдическая поэзия скандинавского средневековья 1. Тюрнхаут: Брепольс, с. 237. «Кеннинг воина во втором гельминге — самый сложный расширенный кеннинг в дошедшем до нас корпусе скальдической поэзии».
- ^ «Книга 8, глава 6: Институты ораторского искусства Квинтилиана» . Honeyl.public.iastate.edu. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ Путтенхэм, Джордж (1569), Искусство английской поэзии
- ^ Блум, Гарольд (1975), Карта неправильного прочтения , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-516221-9
- ^ Эстес, Дуглас (2008), Временная механика Четвертого Евангелия , Брилл
- ^ Х. Портер, Эбботт (2008), Кембриджское введение в повествование, 2-е изд. , Кембриджский университет. Нажимать
- ^ Вольф, Вернер (2005), Металепсис как трансгенерический и трансмедиальный феномен. В: Нарратология за пределами литературной критики, под ред. Ян Кристоф Мейстер. , Де Грюйтер
Библиография [ править ]
- Женетт, Жерар (2004). Металепсис. От цифры к фантастике . Париж: Порог.
- Кукконен, Карин и Климек, Соня (ред.). Металепсис в массовой культуре. (Нарратология, 28.) Берлин: Де Грюйтер, 2011. ISBN 978-3-11-025278-1 ISSN 1612-8427
- Пир, Джон (2013). «Металепсис» в живом справочнике нарратологии