Досократическая философия
Досократическая философия , также известная как раннегреческая философия , является древнегреческой философией до Сократа . Философы-досократики в основном интересовались космологией , началом и субстанцией вселенной , но исследования этих ранних философов охватывали работу мира природы, а также человеческого общества , этики и религии . Они искали объяснения, основанные на законах природы, а не на действиях богов . Их труды и письменность почти полностью утрачены. Знание их взглядов происходит из свидетельств , т.е. из более поздних обсуждений авторами работ досократиков. Философия нашла благодатную почву в древнегреческом мире из-за тесных связей с соседними цивилизациями и возникновения автономных гражданских образований, полисов .
Досократическая философия зародилась в VI веке до нашей эры тремя милетианцами : Фалесом , Анаксимандром и Анаксименом . Все они приписывали архе (слово, которое могло иметь значение «начало», «субстанция» или «принцип») мира соответственно воде , апейрону (безграничному) и воздуху. Еще три философа-досократика были выходцами из близлежащих ионических городов: Ксенофан , Гераклит и Пифагор . Ксенофан известен своей критикой антропоморфизма богов . Гераклит, которого было очень трудно понять, известен своей максимой о непостоянстве , ta panta rhei , и тем, что считал архею мира огонь . Пифагор создал культ последователей, утверждавших, что Вселенная состоит из чисел . Элейская школа ( Парменид , Зенон Элейский и Мелисс ) последовала в V веке до нашей эры. Парменид утверждал, что существует только одно и ничто не может измениться. Зенон и Мелисс в основном защищали мнение Парменида. Анаксагор и Эмпедокл предложили плюралистическую точку зрения. о том, как была создана Вселенная. Левкипп и Демокрит известны своим атомизмом и взглядами на существование только пустоты и материи . Софисты . выдвинули философский релятивизм
Влияние досократиков было огромно. Досократики изобрели некоторые центральные концепции западной цивилизации , такие как натурализм и рационализм , и проложили путь научной методологии .
Терминология
[ редактировать ]Досократики — термин, принятый в XIX веке для обозначения этой группы философов. Впервые оно было использовано немецким философом Дж. А. Эберхардом как «ворсократическая философия» в конце 18 века. [1] В более ранней литературе их называли физиками («физиками», после физис , « природы »), а их деятельность — физиологами (физическими или натурфилософами ), причем это слово возникло у Аристотеля, чтобы отличать их от теологов (теологов) и мифологи (сказители и барды, передавшие греческую мифологию ), приписывавшие богам явления природы. [2]
Этот термин был придуман, чтобы подчеркнуть фундаментальное изменение в философских исследованиях между философами, жившими до Сократа, которые интересовались структурой природы и космоса (то есть Вселенной, подразумевая, что во Вселенной был порядок), и Сократом. и его преемники, которые больше всего интересовались этикой и политикой. У этого термина есть недостатки, поскольку некоторые досократики очень интересовались этикой и тем, как прожить лучшую жизнь. Кроме того, этот термин подразумевает, что досократики менее значительны, чем Сократ, или даже что они были всего лишь этапом (подразумевающим телеологию ) к философии классической эпохи. [3] Этот термин также хронологически неточен, поскольку последние из досократиков были современниками Сократа. [4]
По мнению Джеймса Уоррена, различие между философами-досократиками и философами классической эпохи определяется не столько Сократом, сколько географией и тем, какие тексты сохранились. Переход от досократического периода к классическому предполагает переход от рассеяния философов по грекоязычному миру к их концентрации в Афинах. Далее, начиная с классического периода, мы имеем полностью сохранившиеся тексты, тогда как в досократовскую эпоху мы располагаем лишь фрагментами. [5] Ученый Андре Лакс различает две традиции отделения досократиков от сократиков, восходящие к классической эпохе и действующие до настоящего времени. Первая традиция — сократико-цицероновская, которая использует содержание своих философских исследований для разделения двух групп: досократиков интересовала природа, тогда как Сократ сосредоточился на человеческих делах. Другая традиция, платоновско-аристотелевская, подчеркивает метод как различие между двумя группами, поскольку Сократ перешел к более эпистемологическому подходу к изучению различных концепций. [6] Из-за недостатков термина «досократовская» также используется раннегреческая философия , чаще всего в англосаксонской литературе. [7]
Андре Лакс и Гленн В. Мост особенно популяризировали этот сдвиг в описании эпохи как «ранней греческой философии» вместо «досократической философии» в своих всеобъемлющих девятитомных изданиях « Ранней греческой философии» Леба . В своем первом томе они отличают свой систематический подход от подхода Германа Дильса, начиная с выбора «раннегреческой философии» вместо «досократической философии», прежде всего потому, что Сократ является современником, а иногда даже предшествует философам, традиционно считающимся «досократовскими». Сократов» (например, атомисты). [8]
Источники
[ редактировать ]Сохранилось очень мало фрагментов работ философов-досократиков. Наши знания о досократиках происходят из рассказов более поздних писателей, таких как Платон , Аристотель , Плутарх , Диоген Лаэртий , Стобей и Симплиций , а также некоторых раннехристианских богословов, особенно Климента Александрийского и Ипполита Римского . Многие из работ озаглавлены Peri Physeos , или «О природе» , название, вероятно, присвоенное позже другими авторами. [9] Эти отчеты, известные как testimonia (свидетельства), часто исходят от предвзятых авторов. Следовательно, иногда трудно определить реальную линию аргументации, которую использовали некоторые досократики в поддержку своих взглядов. [10] Их интерпретацию еще больше усложняет непонятный язык, который они использовали. [11] Платон перефразировал досократиков и не проявил никакого интереса к точному изложению их взглядов. Аристотель был более точен, но рассматривал их в рамках своей философии. Теофраст , преемник Аристотеля, написал энциклопедическую книгу «Мнение физиков» , которая была стандартным трудом о досократиках в древние времена. Сейчас оно утеряно, но Симплиций во многом полагался на него в своих отчетах. [12]
В 1903 году немецкие профессора Х. Дильс и В. Кранц опубликовали книгу «Die Fragmente der Vorsokratiker» ( «Фрагменты досократиков» ), в которой собраны все известные фрагменты. Ученые теперь используют эту книгу для ссылки на фрагменты, используя схему кодирования, называемую нумерацией Дильса-Кранца . Первые два символа схемы — «ДК» для Дильса и Кранца. Далее идет число, обозначающее конкретного философа. После этого следует код, определяющий, является ли фрагмент свидетельством , кодируемый как «А» или «Б», если это прямая цитата философа. Last — это номер, присвоенный фрагменту, который может включать десятичное число, отражающее определенные строки фрагмента. Например, «DK59B12.3» обозначает строку 3 фрагмента 12 Анаксагора. Аналогичным способом обозначения кавычек является система с префиксом «LM», разработанная Андре Лаксом и Гленном В. Мостом, которые редактировали « Раннюю греческую философию» в 2016 году. [13]
В совокупности эти фрагменты называются доксографией (происходит от латинского doxographus ; происходит от греческого слова doxa , означающего «мнение» ). [14]
Историческая справка
[ редактировать ]Философия возникла в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Досократовская эпоха длилась около двух столетий, в течение которых расширяющаяся Персидская империя Ахеменидов простиралась на запад, а греки продвигались по торговым и морским путям, достигая Кипра и Сирии. [15] Первые досократики жили в Ионии , на западном побережье Анатолии . Персы завоевали города Ионии ок. персидские тираны 540 г. до н.э., и тогда ими правили . Греки восстали в 499 г. до н.э., но в конечном итоге потерпели поражение в 494 г. до н.э. [16] Медленно, но верно к середине пятого века Афины стали философским центром Греции. [17] Афины вступали в классическую эпоху с такими философами, как Сократ, Платон и Аристотель , но влияние досократиков продолжалось. [18]
Зарождению досократической философии в Древней Греции способствовало несколько факторов. Ионические города, особенно Милет, имели тесные торговые отношения с Египтом и Месопотамией , культуры которых отличались от греческих взглядов на мир природы. [19] Помимо технических навыков и культурного влияния, первостепенное значение имело то, что греки приобрели алфавит ок. 800 г. до н. э. [20]
Другим фактором была легкость и частота внутригреческих путешествий, что привело к смешению и сравнению идей. В шестом веке до нашей эры различные философы и другие мыслители легко перемещались по Греции, особенно посещая панэллинские фестивали. Хотя в древние времена общение на большие расстояния было затруднено, люди, философы и книги перемещались через другие части Греческого полуострова, острова Эгейского моря и Великую Грецию , прибрежную зону на юге Италии . [21]
Демократическая политическая система независимых полисов также способствовала возникновению философии. Большинством греческих городов не управляли автократы или священники , что позволяло гражданам свободно задавать вопросы по широкому кругу вопросов. [22] Различные полисы процветали и богатели, особенно Милет. который был центром торговли и производства на ранних этапах досократической философии. Торговля зерном, маслом, вином и другими товарами между каждым полисом и колонией означала, что эти города не были изолированы, а были включены – и экономически зависели – в сложную и изменчивую сеть торговых путей. [23]
Греческая мифология также повлияла на зарождение философии. Идеи философов были в определенной степени ответами на вопросы, которые неявно присутствовали в творчестве Гомера и Гесиода . [24] Досократики возникли в мире, где доминировали мифы, священные места и местные божества. Творчество эпических поэтов, таких как Гомер, Гесиод и других, отражало эту среду. Их считают предшественниками досократиков, поскольку они стремятся обратиться к происхождению мира и систематически систематизировать традиционный фольклор и легенды. Греческая народная религия содержала в себе многие черты религий соседних цивилизаций, таких как египтяне, месопотамцы и хетты. Первые философы-досократики также много путешествовали по другим странам, а это означает, что досократическая мысль имела корни как за рубежом, так и внутри страны. [25]
Гомер в двух своих эпических поэмах не только олицетворяет богов и другие явления природы, такие как Ночь, но и намекает на некоторые взгляды на происхождение и природу мира, которые подверглись пристальному вниманию досократиков. [26] В своей эпической поэме «Теогония» (буквально означающей рождение богов) Гесиод (ок. 700 до н.э.) описывает происхождение богов, и помимо прочной мифологической структуры можно заметить попытку организовать верования с помощью той или иной формы рационализации; примером может служить то, что Ночь рождает Смерть, Сон и Мечты. [27] Переселение жизни, вера орфиков , религиозного культа, происходящего из Фракии, повлияла на мышление V века до нашей эры, но общее влияние их космологии на философию оспаривается. [28] Ферекид , поэт, маг и современник Фалеса, в своей книге описывает особую космогонию, утверждая, что три бога существовали раньше — шаг к рациональности. [29]
Общие характеристики
[ редактировать ]Философы | Расцвет (год до н. э.) |
---|---|
Фалес | 585 |
Анаксимандр | 550 |
Анаксимен | 545 |
Пифагор | 530 |
Ксенофан | 530 |
Гераклит | 500 |
Парменид | 500 |
Зенон | 450 |
Анаксагор | 450 |
Эмпедокл | 445 |
Мелисс | 440 |
Протагор | 440 |
Левкипп | 435 |
Горгий | 430 |
Антифон | 430 |
Демокрит | 420 |
Филолай | 420 |
Сократ | 420 |
Платон | 380 |
Аристотель | 350 |
Важнейшей особенностью досократической философии было использование разума для объяснения Вселенной. Философы-досократики разделяли интуицию о том, что существует единственное объяснение, которое может объяснить как множественность, так и сингулярность целого, и это объяснение не будет прямым действием богов. [31] Философы-досократики отвергли традиционные мифологические объяснения явлений, которые они видели вокруг себя, в пользу более рациональных объяснений, инициировав аналитическую и критическую мысль . Их усилия были направлены на исследование последней основы и сущностной природы внешнего мира. Многие искали материальный принцип ( архе ) вещей, способ их возникновения и исчезновения. [32] Они подчеркивали рациональное единство вещей и отвергали сверхъестественные объяснения, ища естественные принципы, действующие в мире и человеческом обществе. Досократики видели мир как космос , упорядоченную структуру, которую можно понять посредством рационального исследования. [33] В своих попытках осмыслить космос они придумали новые термины и понятия, такие как ритм, симметрия, аналогия, дедукционизм, редукционизм, математизация природы и другие. [34]
Важный термин, встречающийся в мысли некоторых философов-досократиков, — это архе . В зависимости от контекста оно может иметь различные связанные значения. Это может означать начало или происхождение с подтекстом, что есть влияние на последующие вещи. Кроме того, это может означать принцип или причину (особенно в аристотелевской традиции). [35]
Общей чертой досократиков является отсутствие эмпиризма и экспериментирования для доказательства своих теорий. Возможно, это произошло из-за нехватки инструментов или из-за тенденции рассматривать мир как единое целое, не поддающееся конструированию, поэтому внешнему глазу было бы невозможно наблюдать крошечные части природы под экспериментальным контролем. [36]
По мнению Джонатана Барнса , профессора античной философии, досократовская философия демонстрирует три существенные особенности: они были внутренними , систематическими и экономными . Внутренний смысл они пытались объяснить мир характеристиками, обнаруженными внутри этого мира. Систематическим, потому что они пытались универсализировать свои выводы. Экономично, потому что они попытались использовать лишь несколько новых терминов. Опираясь на эти особенности, они достигли своего самого значительного достижения, изменив ход человеческой мысли от мифа к философии и науке. [37]
Досократики не были атеистами; однако они свели к минимуму степень участия богов в природных явлениях, таких как гром, или полностью исключили богов из мира природы. [38]
Досократическая философия охватывает первую из трех фаз древнегреческой философии , которая длилась около тысячи лет. Сама досократическая фаза делится на три фазы. Первая фаза досократической философии, в основном милетианцев, Ксенофана и Гераклита, заключалась в отказе от традиционной космогонии и попытках объяснить природу на основе эмпирических наблюдений и интерпретаций. [39] Вторая фаза – фаза элеатов – сопротивлялась идее о том, что изменение или движение могут произойти. Основываясь на своем радикальном монизме, они полагали, что существует только одна субстанция, образующая Космос. [40] Элеатики также были монистами (полагая, что существует только одно, а все остальное — лишь его трансформация). [40] На третьем этапе постэлеатики (в основном Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит) выступили против большинства элеатских учений и вернулись к натурализму милетцев. [41]
На смену досократикам пришла вторая фаза античной философии, где философские движения платонизма , цинизма , киренизма , аристотелизма , пирронизма , эпикурейства , академического скептицизма и стоицизма приобрели известность до 100 г. до н. э. На третьем этапе философы изучали своих предшественников. [42]
Досократические философы
[ редактировать ]Милетское начало: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
[ редактировать ]Милетская школа располагалась в Милете , Иония, в VI веке до нашей эры. В его состав входили Фалес , Анаксимандр и Анаксимен , которые, скорее всего, имели отношения учитель-ученик. Их занимали главным образом вопросы происхождения и субстанции мира; каждый из них приписывал Целое одному архе (началу или принципу), положив начало традиции натуралистического монизма. [43]
Фалес
[ редактировать ]Фалес ( ок. 624–546 до н. э.) считается отцом философии. [44] Ни одно из его сочинений не сохранилось. Его считают первым западным философом, поскольку он был первым, кто использовал разум, доказательства и обобщал. Он создал слово «космос» — первое слово, описывающее Вселенную. Он внес вклад в геометрию и предсказал затмение 585 г. до н.э. [45] Фалес мог иметь финикийское происхождение . [46] Милет был местом встречи и торговым центром тогдашних великих цивилизаций, а Фалес посетил соседние цивилизации: Египет, Месопотамию, Крит и Финикию. [47] В Египте геометрия была развита как средство разделения сельскохозяйственных полей. Однако Фалес продвинул геометрию своими абстрактными дедуктивными рассуждениями, достигшими универсальных обобщений . Прокл , более поздний афинский философ, приписал Фалесу теорему, ныне известную как теорема Фалеса . Он также известен тем, что первым заявил, что углы при основании равнобедренных треугольников равны и что диаметр делит круг пополам . [48] Фалес посетил Сарды , как и многие тогдашние греки, где велись астрономические записи и использовал астрономические наблюдения для практических дел (добыча нефти). [49] Фалеса в древности считали гением. [50] и почитался как один из семи мудрецов Греции . [51]
Самое главное, что отличает Фалеса как первого философа, — это постановка фундаментального философского вопроса о происхождении и субстанции мира, давая при этом ответ, основанный на эмпирических данных и рассуждениях. Он приписывал происхождение мира элементу, а не божественному существу. [52] Наши знания о утверждениях Фалеса происходят от Аристотеля. Аристотель, обсуждая мнения предшествующих философов, сообщает нам, что «Фалес, основатель этого типа философии, говорит, что принцип (arche) есть вода». То, что он имел в виду под архе, является вопросом интерпретации (это может быть начало, элемент или онтологическая матрица), но, несмотря на различные интерпретации, он представлял мир как одну вещь, а не как совокупность различных предметов, и размышлял. на переплете/оригинальных элементах. [53]
Еще одним важным аспектом философии Фалеса является его утверждение о том, что все полно богов. Что он имел в виду, это снова вопрос интерпретации: от теистической точки зрения до атеистической. [54] Но наиболее правдоподобное объяснение, предложенное Аристотелем, состоит в том, что Фалес отстаивает теорию гилозоизма , согласно которой Вселенная, сумма всех существующих вещей, божественна и жива. [55] Наконец, еще одно примечательное утверждение Фалеса заключается в том, что Земля «покоится на воде» — возможно, к этому выводу пришли после наблюдения окаменелостей рыб на суше. [56]
Анаксимандр
[ редактировать ]То, из чего рождается все сущее
начало всех вещей
первая основа вещей — Безграничное (апейрон);
Источник возникновения для вещей существующих и для
их кончина в соответствии с необходимостью.
Ибо они вершат справедливость и воздают друг другу за взаимные
несправедливость согласно упорядоченному процессу времени.
Анаксимандр , ДК 12 Б 1, сохранившийся фрагмент « О природе». [57]
Анаксимандр (610–546 до н. э.), тоже из Милета, был на 25 лет моложе Фалеса. Он был членом элиты Милета, богатым и государственным деятелем. Он проявлял интерес ко многим областям, включая математику и географию. Он нарисовал первую карту мира, первым пришел к выводу, что Земля имеет сферическую форму, и изготовил инструменты для отсчета времени, что-то вроде часов. [58] В ответ Фалесу он постулировал в качестве первого начала неопределённую, неограниченную субстанцию без качеств ( апейрон ), из которой дифференцировались первичные противоположности — горячее и холодное, влажное и сухое. Его ответ был попыткой объяснить наблюдаемые изменения, приписывая их одному источнику, который трансформируется в различные элементы. Как и Фалес, он дал натуралистическое объяснение явлений, которым ранее давались сверхъестественные объяснения. Он также известен своими размышлениями о происхождении человечества. Он провозгласил, что Земля не находится в другой структуре, а лежит без опоры посреди Вселенной. Кроме того, он разработал элементарное эволюционное объяснение биоразнообразия, в котором постоянные универсальные силы влияют на жизнь животных. [59] По словам Джорджио де Сантильяна , профессора философии Массачусетского технологического института , концепция Анаксимандра о Вселенной, управляемой законами, сформировала философское мышление последующих столетий и была столь же важна, как открытие огня или прорывы Эйнштейна в науке. [60]
Анаксимен
[ редактировать ]Мало что известно о жизни Анаксимена (585–525 до н.э.). Он был младшим современником и другом Анаксимандра, и они вместе работали над различными интеллектуальными проектами. Он также написал книгу о природе в прозе. Анаксимен взял своим принципом aer (воздух), представляя его преобразованным посредством утолщения и утончения в другие классические элементы : огонь, ветер, облака, воду и землю. Хотя его теория напоминала теорию Анаксимандра, поскольку они оба утверждали, что существует единый источник Вселенной, Анаксимен предложил сложные механизмы, в которых воздух преобразуется в другие элементы, главным образом из-за изменения плотности. Начиная с классической эпохи, его считали отцом натуралистических объяснений. Анаксимен расширил попытку Анаксимандра найти единую причину, объясняющую природные явления, как живые, так и неживые, без необходимости, по словам Джеймса Уоррена, «каким-то образом сводить живые существа к простым местам материальных изменений». [61]
Ксенофан
[ редактировать ]Ксенофан родился в Колофоне , ионическом городе недалеко от Милета. Он был много путешествовавшим поэтом, чьими основными интересами были теология и эпистемология . Что касается богословия, он указывал, что мы не знаем, был ли бог один или много богов, и в таком случае существовала ли между ними иерархия. Критикуя антропоморфное изображение богов своими современными греками, он указал, что разные народы изображали своих богов похожими на самих себя. Он сказал, что если бы быки, лошади или львы умели рисовать, они бы рисовали своих богов в виде быков, лошадей или львов. Эта критика не ограничивалась внешним видом богов, но и их поведением. Греческая мифология, в основном сформированная поэтами Гомером и Гесиодом , приписывала богам моральные недостатки, такие как ревность и прелюбодеяние. Ксенофан выступил против этого. Он считал, что боги должны быть морально выше людей. Ксенофан, однако, никогда не утверждал, что боги всемогущи, всеблагожелательны или всеведущи. [63] Ксенофан также предложил натуралистические объяснения таких явлений, как солнце, радуга и огонь Святого Эльма . Традиционно это приписывалось божественному вмешательству, но, по мнению Ксенофана, на самом деле это были последствия облаков. Эти объяснения Ксенофана указывают на эмпиризм его мысли и могут представлять собой своего рода прото-сциентизм. Ученые игнорировали его космологию и натурализм со времен Аристотеля (возможно, из-за отсутствия телеологии у Ксенофана) до недавнего времени, но современная литература предполагает иное. [64] Что касается эпистемологии, Ксенофан поставил под сомнение достоверность человеческого знания. Люди обычно склонны утверждать, что их убеждения реальны и представляют собой истину. Хотя Ксенофан был пессимистом в отношении способности людей достигать знаний, он также верил в постепенный прогресс посредством критического мышления. Ксенофан пытался найти натуралистические объяснения метеорологическим и космологическим явлениям. [65]
Историк древней философии Александр Мурелатос отмечает, что Ксенофан использовал образ мышления, который до сих пор используется современной метафизикой. Ксенофан, сводя метеорологические явления к облакам, выдвинул аргумент, что «X на самом деле есть Y», например B32: «То, что они называют Ирисом [радугой], на самом деле тоже является облаком: таким, котороеглазу кажется фиолетовым, красным и зеленым. Это слово до сих пор используется[d] сегодня: «молния — это мощный электрический разряд» или «такие предметы, как столы, представляют собой облако микрочастиц». Мурелатос отмечает, что тот тип аналогии, который представляет собой аналогия с облаком, по-прежнему присутствует в научном языке и ...это любимый предмет современных философов для иллюстрации межтеоретической идентичности». [66]
Согласно Аристотелю и Диогену Лаэртскому, Ксенофан был учителем Парменида; но в современной литературе ведутся споры о том, следует ли также считать Ксенофана элеатином. [40]
Гераклит
[ редактировать ]Отличительной чертой философии Гераклита является текучесть . Во фрагменте ДК В30 Гераклит пишет: Этот миропорядок [Космос], одинаковый со всеми, ни бог, ни человек не сотворили, но он всегда был, есть и будет: огонь вечный, мерами возгорающийся и мерами угасающий . Гераклит утверждал, что все в природе находится в состоянии постоянного изменения. Как и предыдущие философы-монисты, Гераклит утверждал, что архе мира — это огонь, который подвержен изменениям, — это делает его материалистом -монистом. [67] Из огня все происходит и все возвращается к нему снова в процессе вечных циклов. Огонь становится водой и землей и наоборот. Эти постоянные изменения объясняют его взгляд на то, что космос был, есть и будет . [67] Идея непрерывного потока встречается и в «фрагментах реки». Там Гераклит утверждает, что мы не можем войти в одну и ту же реку дважды, и эта позиция суммируется лозунгом ta panta rhei (все течет). Один фрагмент гласит: «В одни и те же реки мы вступаем и не вступаем; мы одновременно существуем и не являемся» (ДК 22 B49a). Гераклит, по-видимому, предполагает, что не только река постоянно меняется, но и мы тоже, даже намекая на экзистенциальные вопросы человечества . [68]
Другая ключевая концепция Гераклита заключается в том, что противоположности каким-то образом отражают друг друга. Эта доктрина называется единством противоположностей . Два фрагмента, относящиеся к этой концепции, гласят: «Поскольку одно и то же в нас есть живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ибо эти вещи, изменившиеся вокруг, являются теми, а те, что, в свою очередь, изменились вокруг, являются этими» (B88). и «Холодное согревается, горячее остывает, влажное становится сухим, сухое становится мокрым» (В126). [69] Учение Гераклита о единстве противоположностей предполагает, что единство мира и различных его частей сохраняется благодаря напряжению, создаваемому противоположностями. Более того, каждая полярная субстанция содержит свою противоположность в постоянном круговом обмене и движении, что приводит к стабильности космоса. [70] Другая известная аксиома Гераклита подчеркивает это учение (B53): «Война есть отец всего и царь всего; и некоторых он проявил как богов, некоторых как людей; некоторых он сделал рабами, некоторых свободными», где война означает творческое напряжение. это приводит вещи к существованию. [71]
Фундаментальная идея Гераклита — логос , древнегреческое слово, имеющее множество значений; Гераклит мог использовать разное значение этого слова при каждом употреблении в своей книге. Логос кажется универсальным законом, объединяющим космос, согласно фрагменту: «Слушая не меня, а логоса, мудро согласиться (homologiein), что все вещи едины» (ДК 22 Б50). есть повсюду, но Логотипы мало кто с ними знаком. B 19 гласит: [hoi polloi] «...не знаю, как слушать [Логоса] или как говорить [правду]». [72] Мысль Гераклита о логосе повлияла на стоиков , которые ссылались на него, чтобы поддержать свою веру в то, что вселенной управляет рациональный закон . [73]
Пифагореизм
[ редактировать ]Пифагор (582–496 до н. э.) родился на Самосе , небольшом острове недалеко от Милета. Он переехал в Кротон примерно в 30 лет, где основал свою школу и приобрел политическое влияние. Несколько десятилетий спустя ему пришлось бежать из Кротона и переехать в Метапонтум . [74]
Пифагор был известен изучением чисел и геометрических отношений чисел. Большое количество последователей пифагорейцев приняло и расширило его учение. Они выдвинули его идеи, дойдя до утверждения, что все состоит из чисел, Вселенная состоит из чисел и все является отражением аналогий и геометрических отношений. [75] Числа, музыка и философия, взаимосвязанные между собой, могли утешить ищущую красоту человеческую душу, и поэтому пифагорейцы поддерживали изучение математики. [76]
Пифагорианство воспринимало мир как совершенную гармонию, зависящую от числа, и стремилось побудить человечество также вести гармоничную жизнь, включая ритуальные и диетические рекомендации. [77] Их образ жизни был аскетичным, воздерживавшимся от различных удовольствий и еды. Они были вегетарианцами и придавали огромное значение дружбе. [78] В политическом отношении Пифагор был сторонником определенной формы аристократии , позицию, которую позже отвергли пифагорейцы, но в целом они были реакционерами и особенно подавляли женщин. [79] Другие философы-досократики высмеивали Пифагора за его веру в реинкарнацию . [80]
Среди известных пифагорейцев были Филолай (470–380 до н. э.), Алкмеон Кротонский , Архит (428–347 до н. э.) и Эхфантус . [81] Самым известным был Алкмеон, писатель-медик и философ. Алкмеон заметил, что большинство органов в организме существуют парами, и предположил, что здоровье человека зависит от гармонии между противоположностями (горячее/холодное, сухое/влажное), а болезнь возникает из-за их дисбаланса. Он был первым, кто считал мозг центром чувств и мышления. Филолай продвинул космологию благодаря открытию гелиоцентризма – идеи о том, что Солнце находится в центре орбиты Земли и других планет. [82]
Пифагореизм повлиял на более поздние христианские течения как неоплатонизм, а его педагогические методы были адаптированы Платоном. [83] Более того, кажется, что в некоторых аспектах философии Платона существует преемственность. Как отмечает Карл А. Хаффман , Платон имел тенденцию привлекать математику для объяснения природных явлений, а также верил в бессмертие и даже божественность человеческой души. [84]
Элеатики: Парменид, Зенон и Мелисс.
[ редактировать ]Элейская школа названа в честь Элеи , древнегреческого города на юге итальянского полуострова. Парменид Основателем школы считается . Другие выдающиеся элеаты включают Зенона Элейского и Мелисса Самосского . Согласно Аристотелю и Диогену Лаэртскому, Ксенофан был учителем Парменида, и ведутся споры о том, следует ли также считать Ксенофана элеатцем. [40] Парменид родился в Элее в богатой семье около 515 г. до н.э. [85] Парменид Элейский . интересовался многими областями, такими как биология и астрономия Он был первым, кто пришел к выводу, что Земля имеет сферическую форму. [86] Он также принимал участие в политической жизни своего города. [87]
Вклад Парменида имел первостепенное значение не только для античной философии, но и для всей западной метафизики и онтологии. [87] Парменид написал сложное для интерпретации стихотворение под названием «О природе» или «О том, что есть» , которое существенно повлияло на позднюю греческую философию. [89] Сохранилось всего 150 фрагментов этого стихотворения. [90] В нем рассказывается история молодого человека ( курос на древнегреческом языке), посвятившего себя поиску истины, которую несет богиня в долгом путешествии на небеса. Поэма состоит из трех частей: проема (т. е. предисловия), Пути истины и Пути мнения . Сохранилось очень мало отрывков из « Пути мнения» . В этой части Парменид, судя по ссылкам других авторов, наверняка имел дело с космологией. [91] Путь Истины тогда и до сих пор считается гораздо более важным. В Пути Истины богиня критикует логику людей, не отличающих реальное от несуществующего («Что есть» и «Что нет»). В этом стихотворении Парменид раскрывает свою философию: все вещи Едины, и поэтому ничто не может быть изменено или изменено. Следовательно, все, что мы считаем истинным, даже мы сами, является ложными представлениями. [92] То, что есть, согласно Пармениду, — это физическая сфера, которая нерождена, неизменна и бесконечна. [93] Это монистическое видение мира, гораздо более радикальное, чем у Гераклита. [94] Богиня учит Куроса использовать свои рассуждения, чтобы понять, верны или ложны различные утверждения, отвергая чувства как ошибочные. [95] Другой фундаментальный вопрос, поднятый стихотворением Парменида, — это учение о том, что ничто не возникает из ничего. [96] и единство бытия и мышления. Цитируется во фрагменте 3 ДК: To gar auto noein estin te kai einai (Думать и быть — одно и то же). [97]
Зенон и Мелисс продолжили мысль Парменида о космологии. [98] Зенон в основном известен своими парадоксами , то есть противоречивыми утверждениями, которые служили доказательством того, что монизм Парменида был действительным, а плюрализм недействителен. Самая распространенная тема этих парадоксов заключалась в путешествии на расстояние, но, поскольку это расстояние включает в себя бесконечное количество точек, путешественник никогда не смог бы его преодолеть. Самый известный из них — парадокс Ахилла, о котором упоминает Аристотель: «Второй называется «Ахиллесом» и говорит, что самый медленный бегун никогда не будет пойман самым быстрым, потому что преследователю необходимо первым прийти к точке от которого отправился преследуемый, поэтому необходимо, чтобы более медленный всегда был немного впереди». (Аристотель Физика 239b14–18 [ДК 29 А26]) [99] Мелисс защищал и развивал теорию Парменида, используя прозу, не ссылаясь на божественность или мифические персонажи. Он пытался объяснить, почему люди думают, что существуют различные несуществующие объекты. [100]
Сосредоточение внимания элеатов на Бытии посредством логики положило начало философской дисциплине онтологии. Другие философы, находящиеся под влиянием элеатов (такие как софисты, Платон и Аристотель), еще больше продвинули логику, аргументацию, математику и особенно эленхос (доказательство). Софисты даже поставили Бытие под пристальное внимание эленхоса. Благодаря элеатскому рассуждению оно приобрело формальный метод. [101]
Плюралисты: Анаксагор и Эмпедокл.
[ редактировать ]Плюралистическая школа ознаменовала возвращение к милетской натурфилософии, хотя и гораздо более утонченной из-за элеатской критики. [103]
Анаксагор родился в Ионии, но был первым крупным философом, эмигрировавшим в Афины. Вскоре он стал связан с афинским государственным деятелем Периклом и, вероятно, из-за этой ассоциации, был обвинен политическим оппонентом Перикла в нечестии, поскольку Анаксагор считал, что солнце не связано с божественностью; это был просто огромный горящий камень. Перикл помог Анаксагору бежать из Афин и вернуться в Ионию. [104] Анаксагор также оказал большое влияние на Сократа . [105]
Анаксагор известен своей «теорией всего». [106] Он утверждал, что «во всем есть доля». Интерпретации относительно того, что он имел в виду, различаются. Анаксагор пытался остаться верным элеатскому принципу вечности («Что есть»), одновременно объясняя разнообразие природного мира. [107] Анаксагор принял учение Парменида о том, что все существующее (Что-есть) существовало вечно, но в отличие от элеатов добавил к нему идеи панспермии и нуса . Все объекты представляли собой смеси различных элементов, таких как воздух, вода и другие. Одним из особых элементов был нус , то есть разум, который присутствует в живых существах и вызывает движение.
Согласно Анаксагору, Нус был одним из элементов, составляющих космос. Вещи, у которых не было существа, были живыми. По Анаксагору, все вещи представляют собой соединения некоторых основных элементов; хотя неясно, что это за элементы. [108] Все объекты представляют собой смесь этих строительных блоков и содержат часть каждого элемента, кроме nous . Нус также считался строительным блоком космоса, но он существует только в живых объектах. Анаксагор пишет: «Во всем есть доля ( moira ) всего, кроме ума ( nous ), но есть вещи, в которых присутствует и разум». [109] Нус был не просто элементом вещей, он каким-то образом был причиной, приводившей Вселенную в движение. Анаксагор развил милетскую мысль в области эпистемологии, стремясь найти объяснение, которое могло бы быть справедливым для всех явлений природы. Под влиянием элеатов он также способствовал исследованию метатеоретических вопросов, таких как природа знания. [107]
Эмпедокл родился в Акрагасе , городе на юге итальянского полуострова. Согласно Диогену Лаэртскому , Эмпедокл написал две книги в форме стихотворений: Peri Physeos (О природе) и Katharmoi (Очищения). Некоторые современные ученые утверждают, что эти книги могут быть одной из них; все согласны с тем, что интерпретировать Эмпедокла сложно. [110]
В космологических вопросах Эмпедокл заимствует из элейской школы идею о том, что Вселенная нерождена, всегда была и всегда будет. Он также продолжает мысль Анаксагора о четырех «корнях» (т. е. классических элементах), которые, смешиваясь, создают все вещи вокруг нас. Эти корни — огонь, воздух, земля и вода. Важно отметить, что он добавляет еще два компонента: нематериальные силы любви и борьбы. Эти две силы противоположны и, воздействуя на материал четырех корней, объединяют в гармонии или разрывают четыре корня, в результате чего получается смесь всех существующих вещей. Эмпедокл приводит аналогию того, как это возможно: как художник использует несколько основных цветов для создания картины, то же самое происходит с четырьмя корнями. Не совсем ясно, сотрудничают ли любовь и борьба или имеют ли они более великий план, но любовь и борьба находятся в непрерывном цикле, порождающем жизнь. [111] Другие существа, кроме четырех корней, любви и борьбы, согласно « Очищениям » Эмпедокла, — это смертные, боги и демоны . [112] Как и Пифагор, Эмпедокл верил в переселение души и был вегетарианцем. [113]
Атомисты: Левкипп и Демокрит.
[ редактировать ]Левкипп и Демокрит жили в Абдере во Фракии . Они наиболее известны своей атомной космологией, хотя их мысли включали многие другие области философии, такие как этика, математика, эстетика, политика и даже эмбриология. [115]
Атомная теория Левкиппа и Демокрита была ответом элеатской школе, которая считала, что движение невозможно, потому что все занято То, что есть. Демокрит и Левкипп отменили элеатскую аксиому, заявив, что, поскольку существуют движения, должно также существовать и то, чего нет; следовательно, существует пустота. Демокрит и Левкипп скептически относились к достоверности наших чувств, но были уверены в существовании движения. [116] Атомы, по мнению Демокрита и Левкиппа, обладали некоторыми характеристиками элейского «Что есть»: они были однородными и неделимыми. Эти характеристики позволили ответить на парадоксы Зенона . [117] Атомы движутся внутри пустоты, взаимодействуют друг с другом и чисто механически образуют множественность мира, в котором мы живем. [118]
Одним из выводов атомистов был детерминизм — философская точка зрения, согласно которой все события полностью определяются ранее существовавшими причинами. Как сказал Левкипп (DK 67 B2), «ничто не бывает случайным, но все происходит по причине и необходимости». [119] Демокрит пришел к выводу, что, поскольку все состоит из атомов и пустоты, некоторые из наших чувств не реальны, а условны. Цвет, например, не является свойством атомов; следовательно, наше восприятие цвета является условностью. Как сказал Демокрит (DK 68 B9) «По условности сладкий, условно горький, условно горячий, условно холодный, условно цвет; в действительности атомы и пустота». [120] Это можно интерпретировать двояко. По мнению Джеймса Уоррена, существует элиминативистская интерпретация, согласно которой Демокрит имеет в виду, что цвет нереален, и существует релятивистская интерпретация, согласно которой Демокрит имеет в виду, что цвет и вкус нереальны, но воспринимаются как таковые нашими органами чувств посредством сенсорного взаимодействия. [121]
Софисты
[ редактировать ]Софисты были философским и просветительским движением, процветавшим в Древней Греции до Сократа. Они атаковали традиционное мышление, от богов до морали, прокладывая путь для дальнейшего развития философии и других дисциплин, таких как драматургия, социальные науки, математика и история. [122]
Платон пренебрежительно отозвался о софистах, нанеся долгосрочный вред их репутации. Платон считал, что философия должна быть предназначена для тех, кто обладает достаточным интеллектом, чтобы понять ее; тогда как софисты будут учить любого, кто будет платить за обучение. [123] Софисты учили риторике и тому, как решать проблемы с разных точек зрения. Поскольку софисты и их ученики были убедительными ораторами при дворе и публично, их обвиняли в моральном и эпистемологическом релятивизме. [124] что, по-видимому, защищали некоторые софисты. Среди выдающихся софистов — Протагор , Горгий , Гиппий , Фрасимах , Продик , Калликл , Антифон и Критий . [125]
Протагор наиболее известен двумя своими цитатами. Во-первых, «[люди являются...] мерой всех вещей, вещей, которые есть то, что они есть, вещей, которые не являются тем, чем они не являются», что обычно интерпретируется как подтверждение философского релятивизма , но это также может быть истолковано как утверждая, что знание актуально только для человечества, что моральная правота и другие формы знания актуальны и ограничены человеческим разумом и восприятием. Другая цитата звучит так: «Что касается богов, я не могу установить, существуют они или нет, или какую форму они имеют; ибо существует множество препятствий для познания, включая неясность вопроса и краткость человеческой жизни». [126]
Горгий написал книгу « О природе», в которой подверг критике концепции элеатов о том, что есть и чего нет. Он утверждал, что абсурдно утверждать, что небытие существует, и что То, что есть, невозможно, поскольку оно должно было либо быть порождено, либо быть неограниченным, и ни того, ни другого недостаточно. Среди современных ученых продолжаются споры о том, был ли он серьезным мыслителем, предшественником крайнего релятивизма и скептицизма или просто шарлатаном. [127]
Антифон поставил естественный закон против закона города. Не нужно подчиняться законам города, пока тебя не поймают. Можно утверждать, что Антифонт был осторожным гедонистом, отвергавшим опасные удовольствия. [128]
Филолай Кротонский и Диоген Аполлонийский.
[ редактировать ]Филолай Кротонский и Диоген Аполлонийский из Фракии (родился около 460 г. до н. э.) считаются последним поколением досократиков. Вместо того, чтобы продвигать космологический взгляд на то, как устроена наша Вселенная, они в основном известны продвижением абстрактного мышления и аргументации. [129]
Пифагореизм, Анаксагор и Эмпедокл оказали влияние на Филолая. Он пытался объяснить как разнообразие, так и единство космоса. Он обратился к необходимости объяснить, как различные массы Вселенной взаимодействуют между собой, и ввёл термин «Гармония» — связывающая сила, позволяющая массе принимать форму. Структура космоса состояла из апейры (безграничности) и перайнонты (ограничителей). [130] Диоген Аполлонийский вернулся к милетскому монизму, но с гораздо более изящной мыслью. Как он говорит в DK64 B2: «В целом мне кажется, что все вещи являются изменениями одних и тех же вещей и представляют собой одну и ту же вещь». Он объясняет, что вещи, даже меняя форму, остаются онтологически одинаковыми. [131]
Темы
[ редактировать ]Знание
[ редактировать ]Мифологи . , Гомер и Гесиод, наряду с другими поэтами, за столетия до досократиков, думали, что истинное знание принадлежит исключительно божественному Но начиная с Ксенофана досократики перешли к более естественному подходу к познанию. [132] Досократики искали метод понимания космоса, осознавая при этом, что человеческому познанию есть предел. [133]
Хотя Пифагор и Эмпедокл связывали свою самопровозглашенную мудрость со своим божественным статусом, они пытались учить или побуждать смертных искать истину о мире природы — Пифагор с помощью математики и геометрии, а Эмпедокл — с помощью опыта. [134] Ксенофан считал, что человеческое знание — это просто мнение, истинность которого не может быть подтверждена или доказана. По мнению Джонатана Уоррена, Ксенофан задал очертания природы знания. [135] Позже Гераклит и Парменид подчеркивали способность людей понимать, как обстоят дела в природе, посредством прямого наблюдения, исследования и размышлений. [133]
Теология
[ редактировать ]Досократическая мысль способствовала демифологизации греческой народной религии. Изложение их мысли способствовало смещению курса древнегреческой философии и религии от сферы божественности и даже проложило путь телеологическим объяснениям. [136] Они атаковали традиционные представления о богах, созданные Гомером и Гесиодом, и подвергли критике греческую народную религию, положив начало расколу между натурфилософией и теологией. [137] Философы-досократики не придерживались атеистических убеждений, но следует иметь в виду, что быть атеистом в те дни было небезопасно для общества и закона. Несмотря на это, аргументы, отвергающие божества, не были исключены из общественной сферы, что можно увидеть в цитате Протагора о богах: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют». [138]
Богословская мысль начинается с милетских философов. Это очевидно в идее Анаксимандра об апейроне, управляющем всем, который обладал и другими способностями, обычно приписываемыми Зевсу. [139] Позже Ксенофан развил критику антропоморфизма богов. Ксенофан поставил перед Богом три предварительных условия: он должен был быть всем добрым, бессмертным и внешне не похожим на человека, что оказало большое влияние на западную религиозную мысль. [140]
Богословская мысль Гераклита и Парменида не вполне определенна, но общепринято считать, что они верили в некое божество. Пифагорейцы и Эмпедокл верили в переселение душ . Анаксагор утверждал, что космический разум ( нус ) дает жизнь вещам. Диоген Аполлонийский расширил эту линию мышления и, возможно, построил первый телеологический аргумент: «Без интеллекта было бы невозможно разделить его так, чтобы он имел меры всех вещей — зимы, лета, ночи, дня и дождей». и ветры, и хорошая погода. И все остальное, если подумать, можно найти наилучшим образом». [141] В то время как некоторые досократики пытались найти альтернативу божественности, другие закладывали основу для объяснения Вселенной с точки зрения телеологии и разумного замысла божественной силы. [142]
Лекарство
[ редактировать ]До досократиков считалось, что здоровьем и болезнью управляют боги. [143] Досократическая философия и медицина развивались параллельно, причем медицина была частью философии, и наоборот. [144] Именно Гиппократ (часто провозглашаемый отцом медицины) разделил – но не полностью – эти две области. [145] Врачи включили досократовские философские идеи о природе мира в свои теоретические рамки, стирая границу между двумя областями. Примером может служить изучение эпилепсии, которая в популярной религии считалась божественным вмешательством в человеческую жизнь, но школа Гиппократа приписывала ее природе, точно так же, как милетский рационализм демифологизировал другие природные явления, такие как землетрясения. [146] Систематическое изучение анатомии, физиологии и болезней привело к открытию причинно-следственных связей, а также к более сложной терминологии и пониманию болезней, что в конечном итоге привело к созданию рациональной науки. [147]
Космология
[ редактировать ]Досократики были первыми, кто попытался дать упрощенное объяснение множеству природных явлений. [148]
Во-первых, их волновала тайна космической материи: что является основной субстанцией Вселенной? Анаксимандр предложил апейрон (безграничный), что намекает, как анализировал Аристотель, на то, что у него нет ни начала, ни конца как в хронологическом порядке, так и внутри пространства. [149] Анаксимен поместил aêr (воздух) в качестве основного принципа, вероятно, после того, как осознал важность воздуха для жизни и/или необходимость объяснить различные наблюдаемые изменения. [150] Гераклит, также стремясь решить проблему постоянно меняющегося мира, считал огонь основным принципом Вселенной, который превращается в воду и землю, создавая Вселенную. Постоянно меняющуюся природу резюмирует аксиома Гераклита panta rhei (все находится в состоянии изменения). [151] Парменид предположил, что существуют два вечных строительных блока — день и ночь, которые вместе образуют Вселенную. [152] Эмпедокл увеличил число строительных блоков до четырех и назвал их корнями, а также добавил Любовь и Раздор, чтобы они служили движущей силой смешения корней. [153] Анаксагор еще больше расширил множественность Эмпедокла, утверждая, что все есть во всем, мириады субстанций смешивались друг с другом, кроме одной, Нуса (разума), который всем управляет, — но не приписывал Нусу божественных свойств . [154] Левкипп и Демокрит утверждали, что Вселенная состоит из атомов и пустоты, а движение атомов ответственно за наблюдаемые нами изменения. [155]
Рационализм, наблюдательность и начало научной мысли
[ редактировать ]Досократовская интеллектуальная революция широко считается первым шагом на пути к освобождению человеческого разума от мифического мира и положила начало движению к разуму и научной мысли, что привело к появлению современной западной философии и науки. [156] Досократики стремились понять различные аспекты природы посредством рационализма, наблюдений и предложений объяснений, которые можно было бы считать научными, что породило то, что стало западным рационализмом. [157] Фалес был первым, кто искал единой арки мира. Неясно, означала ли архе начало, происхождение, главный принцип или базовый элемент, но это была первая попытка свести объяснение вселенной к единой причине, основанной на разуме и не руководимой каким-либо божеством. [158] Анаксимандр предложил принцип достаточного основания . [159] революционный аргумент, который также привел бы к принципу, что ничто не возникает из ничего. [160] Большинство досократиков казались безразличными к концепции телеологии, особенно атомисты, которые яростно отвергали эту идею. [161] По их мнению, различные явления были следствием движения атомов без какой-либо цели. [162] Ксенофан также выступил с критикой антропоморфной религии, рациональным образом подчеркнув несоответствие изображений богов в греческой народной религии. [163]
Несомненно, досократики проложили путь к науке, но может ли то, что они сделали, составить науку, является предметом споров. [164] Фалес предложил первое описание редукции и обобщения, что стало важной вехой на пути научной мысли. На вопрос об архе стремились ответить и другие досократики, предлагая различные ответы, но первый шаг к научной мысли уже был сделан. [158] Философ Карл Поппер в своей плодотворной работе «Назад к досократике» (1958) прослеживает корни современной науки (и Запада) у ранних греческих философов. Он пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, что греческая традиция философской критики имела свой главный источник в Ионии... Таким образом, она ведет традицию, которая создала рациональный или научный подход, а вместе с ней и нашу западную цивилизацию, единственную цивилизацию, которая основано на науке (хотя, конечно, не только на науке)». В другом месте того же исследования Поппер умаляет значение ярлыка, который они должны носить как чисто семантический. «Между теориями [досократиков] и более поздними разработками в физике существует самая совершенная возможная преемственность мысли. Называют ли их философами, или доучеными, или учёными, не имеет большого значения». [165] Другие учёные не разделяли эту точку зрения. Ф. М. Корнфорд считал ионанийцев догматическими спекулянтами из-за отсутствия у них эмпиризма. [166]
Прием и наследие
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Досократики во многих отношениях оказали прямое влияние на классическую древность. Философская мысль, созданная досократиками, оказала сильное влияние на более поздних философов, историков и драматургов. [167] Одной линией влияния была сократо-цицероновская традиция, а другой — платоновско-аристотелевская. [1]
Сократ, Ксенофонт и Цицерон находились под сильным влиянием физиологов (натуралистов), как их называли в древние времена. Натуралисты произвели впечатление на юного Сократа, и его интересовали поиски субстанции космоса, но его интерес угас, поскольку он стал постепенно уделять больше внимания эпистемологии, добродетели и этике , а не миру природы. По мнению Ксенофонта, причина заключалась в том, что Сократ считал людей неспособными постичь космос. [168] Платон в « Федоне » утверждает, что Сократа беспокоил материалистический подход досократиков, особенно Анаксагора. [169] Цицерон проанализировал свои взгляды на досократиков в своих «Tusculanae Disputationes» , поскольку он отличал теоретическую природу досократической мысли от предыдущих «мудрецов», интересующихся более практическими вопросами. Ксенофонт, как и Цицерон, видел разницу между досократиками и Сократом в его интересе к человеческим делам ( ta anthropina ). [170]
Досократики глубоко повлияли как на Платона, так и на Аристотеля. [171] Аристотель обсуждал досократиков в первой книге «Метафизики» как введение в свою собственную философию и поиски архе . [172] Он был первым, кто заявил, что философия начинается с Фалеса. [173] Неясно, говорил ли Фалес о воде как об архе , или это была ретроспективная интерпретация Аристотеля, рассматривавшего своих предшественников в рамках своих взглядов. [174] Что еще более важно, Аристотель критиковал досократиков за то, что они не идентифицировали цель как конечную причину , фундаментальную идею аристотелевской метафизики. [175] Платон также критиковал досократический материализм. [176]
Позже, в эпоху эллинизма, философы различных течений сосредоточились на изучении природы и выдвинули досократические идеи. [177] Стоики включили в себя черты Анаксагора и Гераклита, такие как разум и огонь соответственно. [178] Эпикурейцы считали атомизм Демокрита своим предшественником, в то время как скептики были связаны с Ксенофаном. [179]
современная эпоха
[ редактировать ]Досократики, как и остальная часть Древней Греции, изобрели центральные концепции западной цивилизации: свободу, демократию, индивидуальную автономию и рационализм. [180] Фрэнсис Бэкон , философ XVI века, известный продвижением научного метода , был, вероятно, первым философом современной эпохи, который широко использовал досократовские аксиомы в своих текстах. Он раскритиковал досократовскую теорию познания Ксенофана и других, утверждая, что их дедуктивные рассуждения не могут дать значимых результатов - мнение, которое отвергает современная философия науки. [181] Пристрастие Бэкона к досократикам, особенно к атомистической теории Демокрита, возможно, объяснялось его антиаристотелизмом. [182]
Фридрих Ницше глубоко восхищался досократиками, называя их «тиранами духа», чтобы подчеркнуть их антитезу и свое предпочтение Сократу и его преемникам. [183] Ницше также использовал досократовскую антителеологию в качестве оружия в сочетании с материализмом, примером которого является Демокрит, для своих нападок на христианство и его мораль. Ницше считал досократиков первыми предками современной науки, связывая Эмпедокла с дарвинизмом, а Гераклита с физиком Гельмгольцем . [184] Согласно его повествованию, отраженному во многих его книгах, досократовская эпоха была славной эпохой Греции, тогда как последовавший за ней так называемый Золотой век был эпохой упадка, по мнению Ницше. Ницше включил досократиков в свою аполлоническую и дионисическую диалектику, представляя собой творческий дионисический аспект дуэта. [185]
Мартин Хайдеггер нашел корни своей феноменологии и более поздних размышлений о вещах и четверичном. [186] у досократиков, [187] считая Анаксимандра, Парменида и Гераклита первоначальными мыслителями бытия, которое он определил в своей работе как phys [φύσις] (появление, в отличие от κρύπτεσθαι, kryptesthai, во фрагменте 123 Гераклита) [188] или алетейя [истина] (истина как несокрытие). [189]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лосось и Мост 2018 , стр. 1.
- ^ Мост 1999 , стр. 332–362.
- ^ Curd 2020 , раздел 1. Кем были досократические философы?
- ^ Барнс 1987 , с. 10; Уоррен, 2014 г. , стр. 1–2.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 180–181.
- ^ Salmon & Most 2018 , стр. 1–2, 12–13.
- ^ Лакс и Мост 2018 , стр. 29–31; Руния 2008 , с. 28.
- ^ Ранняя греческая философия, Том 1: Вводный и справочный материал , отредактированный и переведенный Андре Лаксом и Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба 524 (Кембридж: Harvard University Press, 2016) 6-8.
- ^ Ирвин 1999 , с. 6; Барнс 1987 , стр. 24–35; Уоррен 2014 , стр. 7–9.
- ^ Барнс 1987 , стр. 24–25.
- ^ Уотерфилд 2000 , с. ix.
- ^ Кирк и Рэйвен 1977 , стр. 3.
- ^ Уоррен 2014 , с. 3; Творог 2020 , Введение.
- ^ Руния 2008 , с. 35.
- ^ Творог 2008 , с. 3; Буркерт 2008 , стр. 55–56.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 82–83.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 18–21.
- ^ Уоррен 2014 , с. 181.
- ^ Эванс 2019 , стр. 12–14; Барнс 1987 , с. 14; Лакс и Мост 2018 , с. 53.
- ^ Буркерт 2008 , с. 55-57.
- ^ Барнс 1987 , стр. 10–12.
- ^ Барнс 1987 , с. 14; Лакс и Мост 2018 , с. 53.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 79–80.
- ^ Барнс 1987 , с. 16.
- ^ Кирк и Рэйвен 1977 , стр. 8–9, 71–72; Барнс 1987 , стр. 55–59; Waterfield 2000 , стр. xx – xxiv.
- ^ Кирк и Рэйвен 1977 , стр. 10, 19; Барнс 1987 , с. 55.
- ^ Уотерфилд 2000 , с. XXII; Барнс 1987 , стр. 56–67.
- ^ Кирк и Рэйвен 1977 , с. 37-39.
- ^ Кирк и Рэйвен 1977 , стр. 70–71.
- ^ Осборн 2004 , с. 13.
- ^ Вамвачас 2009 , стр. 19–20.
- ^ Барнс 1987 , стр. 16–24; Вамвачас 2009 , с. 27.
- ^ Творог 2020 , Введение.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 27.
- ^ Уоррен 2014 , с. 25; Сэндиуэлл 1996 , с. 38.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 20-21.
- ^ Барнс 1987 , стр. 16–22.
- ^ Барнс 1987 , стр. 16–17.
- ^ Барнс 1987 , стр. 36–39.
- ^ Jump up to: а б с д Уоррен 2014 , с. 3.
- ^ Барнс 1987 , стр. 39–42; Уоррен 2014 , с. 3.
- ^ Барнс 1987 , с. 9.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 75–78; Кирк и Рэйвен 1977 , с. 73.
- ^ Барнс 1987 , с. 36; Уоррен 2014 , с. 23.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 86.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 89; Кирк и Рэйвен 1977 , стр. 74–75.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 89.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 87.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 86, 90.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 90.
- ^ Уоррен 2014 , с. 28.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 93.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 90-94.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 94-96.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 97.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 97–98; Уоррен 2014 , с. 27.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 139.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 136–138.
- ^ Барнс 1987 , стр. 36–37; Уоррен 2014 , стр. 28–33.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 141.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 33–37; Сэндиуэлл 1996 , стр. 172–173.
- ^ Мурелатос 2008 , стр. 134–135.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 41–50.
- ^ Мурелатос 2008 , стр. 134–139.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 50–56.
- ^ Мурелатос 2008 ; Творог 2020 , Ксенофан Колофонский и Гераклит Эфесский.
- ^ Jump up to: а б Грэм, 2008 г. , стр. 170–172.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 72–74.
- ^ Грэм 2008 , с. 175.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 263–265; Грэм, 2008 г. , стр. 175–177.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 263–265; Творог 2020 , Ксенофан Колофонский и Гераклит Эфесский.
- ^ Уоррен 2014 , с. 63; Сэндиуэлл 1996 , с. 237.
- ^ Уоррен 2014 , с. 63.
- ^ Барнс 1987 , с. 81; Сэндиуэлл 1996 , с. 189.
- ^ Уоррен 2014 , с. 39; Сэндиуэлл 1996 , с. 197.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 199.
- ^ Творог 2020 , Пифагорейская традиция.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 192.
- ^ Творог 2020 , Пифагорейская традиция; Сэндиуэлл 1996 , стр. 192–194.
- ^ Уоррен 2014 , с. 38.
- ^ Творог 2020 , Пифагорейская традиция; Сэндиуэлл 1996 , с. 195.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 196–197.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 191–192.
- ^ Хаффман 2008 , стр. 284–285.
- ^ Барнс 1987 , с. 129; Сэндиуэлл 1996 , с. 295.
- ^ Барнс 1987 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Сэндиуэлл 1996 , с. 295.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 309–310.
- ^ Уоррен 2014 , с. 77; Барнс 1987 , стр. 40–41.
- ^ Уоррен 2014 , с. 79.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 79–80.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 77–80; Сэндиуэлл 1996 , с. 300.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 98.
- ^ Уоррен 2014 , с. 80.
- ^ Творог 2020 , Парменид Элейский.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 312.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 298.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 103–104.
- ^ Уоррен 2014 , с. 108.
- ^ Барнс 1987 , стр. 148–149; Уоррен 2014 , стр. 103–104.
- ^ Sandywell 1996 , стр. 349–350.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 356.
- ^ Уоррен 2014 , с. 3: Уоррен также добавляет Демокрита как плюралиста.
- ^ Уоррен 2014 , с. 119.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 132–133.
- ^ Творог 2008 , с. 230.
- ^ Jump up to: а б Творог 2008 , с. 231.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 121–122.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 125 DK 59 B11:6.
- ^ Примавеси 2008 , стр. 250; Уоррен 2014 , стр. 135–137.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 137–141; Вамвачас 2009 , стр. 169–172.
- ^ Уоррен 2014 , с. 146.
- ^ Примавеси 2008 , с. 251.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 380.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 153–154.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 155–157.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 157–161.
- ^ Уоррен 2014 , с. 163.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 164–165.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 166–167.
- ^ Уоррен 2014 , с. 169.
- ^ Гагарин и Вудрафф 2008 , с. 367.
- ^ Гагарин и Вудрафф 2008 , стр. 365–367.
- ^ Грэм 2021 , Софисты и анонимные софистические тексты.
- ^ Гагарин и Вудрафф 2008 , стр. 366–368.
- ^ Грэм 2021 , Протагор.
- ^ Грэм 2021 , Горгий.
- ^ Грэм 2021 , Антифон.
- ^ Уоррен 2014 , с. 179.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 175–177.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 178–179.
- ^ Лешер 2008 , стр. 458–459.
- ^ Jump up to: а б Лешер 2008 , с. 476.
- ^ Лешер 2008 , стр. 466–468.
- ^ Уоррен 2014 , стр. 51.
- ^ Робинсон 2008 , стр. 496–497.
- ^ Робинсон 2008 , с. 497.
- ^ Седли 2013 , с. 140.
- ^ Робинсон 2008 , стр. 485–487.
- ^ Робинсон 2008 , стр. 487–488.
- ^ Робинсон 2008 , стр. 490–492.
- ^ Робинсон 2008 , с. 496.
- ^ Лонгригг 1989 , с. 1-2.
- ^ Ван дер Эйк 2008 , с. 385.
- ^ Ван дер Эйк 2008 , стр. 385–386.
- ^ Ван дер Эйк 2008 , с. 387; Лонгригг 2013 , стр. 1–2.
- ^ Ван дер Эйк 2008 , стр. 387, 395–399; Лонгригг 2013 , стр. 1–2.
- ^ Райт 2008 , с. 414.
- ^ Райт 2008 , с. 415.
- ^ Райт 2008 , с. 416.
- ^ Райт 2008 , стр. 416–417.
- ^ Райт 2008 , с. 417.
- ^ Райт 2008 , с. 418.
- ^ Райт 2008 , с. 419 и 425.
- ^ Райт 2008 , стр. 419–420.
- ^ Барнс 1987 , с. 17; Хэнкинсон 2008 , стр. 453–455.
- ^ Барнс 1987 , с. 16; Лакс и Мост 2018 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Хэнкинсон 2008 , стр. 435–437.
- ^ Ханкинсон 2008 , стр. 445.
- ^ Ханкинсон 2008 , стр. 446.
- ^ Ханкинсон 2008 , стр. 449.
- ^ Ханкинсон 2008 , стр. 449–450.
- ^ Хэнкинсон 2008 , с. 453.
- ^ Тауб 2020 , стр. 7-9.
- ^ Вамвачас 2009 , стр. 19, 23.
- ^ Творог 2008 , с. 18-19.
- ^ Барнс 1987 , с. 14.
- ^ Палмер 2008 , с. 534.
- ^ Salmon & Most 2018 , стр. 1–8; Палмер 2008 , стр. 534–554.
- ^ Salmon & Most 2018 , стр. 9–11.
- ^ Палмер 2008 , с. 548.
- ^ Фреде 2008 , стр. 503; Палмер 2008 , стр. 536.
- ^ Фреде 2008 , стр. 503.
- ^ Фреде 2008 , стр. 505, 522.
- ^ Salmon & Most 2018 , стр. 16.
- ^ Палмер 2008 , с. 536.
- ^ Творог 2008 , с. 40.
- ^ Палмер 2008 , стр. 547–548.
- ^ Творог 2008 , с. 11.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 6-7.
- ^ Вамвачас 2009 , стр. 20–23.
- ^ Маккарти 1999 , стр. 183–187.
- ^ Salmon & Most 2018 , стр. 21–22.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 7; Лакс и Мост, 2018 , стр. 21–22.
- ^ Сэндиуэлл 1996 , с. 7.
- ^ Митчелл, Эндрю (2015). Четверка: чтение позднего Хайдеггера . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810130760 .
- ^ Curd 2008 , стр. 19–20.
- ^ Хайдеггер, Мартин (1991). Принцип разума . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253210661 .
- ^ Sandywell 1996 , стр. 69–71; Лакс и Мост 2018 , с. 73.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Барнс, Джонатан (1987). Ранняя греческая философия . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-14-044461-2 .
- Буркерт, Вальтер (27 октября 2008 г.). «Предыстория досократической философии в ориентализирующем контексте». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета , США. стр. 55–88. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Курд, Патрисия (27 октября 2008 г.). «Анаксагор и теория всего». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Творог, Патрисия (2020). «Досократическая философия» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- Эванс, К. Стивен (2019). История западной философии: от досократиков к постмодернизму . ИнтерВарсити Пресс . ISBN 978-0-8308-7369-2 .
- Фреде, Майкл (27 октября 2008 г.). «Рассказ Аристотеля о происхождении философии». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 501–529. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Грэм, Дэниел В. (27 октября 2008 г.). «Гераклит: поток, порядок и знание». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 169–187. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Грэм, Джейкоб Н. (2021). Досократическая философия . Интернет-энциклопедия философии.
- Гагарин, Михаил; Вудрафф, Пол (27 октября 2008 г.). «Софисты». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Хэнкинсон, Р.Дж. (27 октября 2008 г.). «Разум, причина и объяснение в досократической философии». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 434–457. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Хаффман, Карл (27 октября 2008 г.). «Две проблемы пифагореизма». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 284–304. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Кирк, Джеффри ; Рэйвен, Дж. Э. (1977). Досократические философы: критическая история с подборкой текстов . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-27455-5 .
- Лешер, Дж. Х. (27 октября 2008 г.). «Гуманизация знания в досократической мысли». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 458–484. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Мурелатос, Александр П.Д. (27 октября 2008 г.). «Облачная астрофизика Ксенофана и ионический материальный монизм». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 134–168. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Ирвин, Теренс (1999). Классическая философия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-289253-9 .
- Лакс, Андре; Мост, Гленн (1 января 2018 г.). Концепция досократической философии: ее происхождение, развитие и значение . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-8791-0 .
- Лонгригг, Джеймс (1989). «Досократическая философия и медицина Гиппократа». История науки . 27 (1). Публикации SAGE: 1–39. Бибкод : 1989HisSc..27....1L . дои : 10.1177/007327538902700101 . ISSN 0073-2753 . ПМИД 11621888 . S2CID 742356 .
- Лонгригг, Джеймс (7 марта 2013 г.). Греческая рациональная медицина: философия и медицина от Алкмеона до александрийцев . Рутледж . ISBN 978-1-134-97366-8 .
- Маккарти, Джон К. (1999). «Третье плавание Бэкона: «досократовские» истоки современной философии». В Маккое, Джо (ред.). Ранняя греческая философия: разум в начале философии . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки . стр. 157–188. ISBN 978-0-19-964465-0 .
- Мост, Гленн В. (28 июня 1999 г.). «16 – Поэтика раннегреческой философии». В А.А. Лонге (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44667-9 .
- Осборн, Кэтрин (22 апреля 2004 г.). Досократическая философия: очень краткое введение . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-284094-3 .
- Палмер, Джон (27 октября 2008 г.). «Классические представления и использование досократиков». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 530–554. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Примавеси, Оливер (27 октября 2008 г.). «Эмпедокл: физическое и мифическое божество». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Робинсон, ТМ (27 октября 2008 г.). «Досократическое богословие». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 485–499. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Руния, Дэвид Т. (27 октября 2008 г.). «Источники досократической философии». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 27–54. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса c. 600–450 гг. до н.э.: Логологические исследования: Том третий . Рутледж. ISBN 978-1-134-85347-2 .
- Седли, Дэвид (ноябрь 2013 г.). «От пресократиков до эллинистической эпохи». В Bullivant, Стивен (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Майкл Русе. ОУП Оксфорд. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199644650.013.002 . ISBN 978-0-19-964465-0 .
- Тауб, Либа (30 января 2020 г.). Кембриджский спутник древнегреческой и римской науки . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-09248-8 .
- Вамвакас, Константин Дж. (28 мая 2009 г.). Основатели западной мысли – Досократики: диахронический параллелизм между досократической мыслью, философией и естественными науками . Springer Science & Business Media . стр. 20–. ISBN 978-1-4020-9791-1 .
- Ван дер Эйк, Филип (27 октября 2008 г.). «Роль медицины в формировании ранней греческой мысли». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 385–412. ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Уоррен, Джеймс (5 декабря 2014 г.). Досократики . Рутледж. ISBN 978-1-317-49337-2 .
- Уотерфилд, Робин (7 сентября 2000 г.). Первые философы: досократики и софисты . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 978-0-19-282454-7 .
- Райт, MR (27 октября 2008 г.). «Досократические космологии». В твороге, Патрисия (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Дэниел В. Грэм. Издательство Оксфордского университета, США. стр. 413–432. ISBN 978-0-19-514687-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корнфорд, FM 1991. От религии к философии: исследование истоков западных спекуляций. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета .
- Грэм, Д.В. 2010. Тексты ранней греческой философии: полные фрагменты и избранные свидетельства основных досократиков. 2 тома. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета .
- Ферли, ди-джей, и Р.Э. Аллен, ред. 1970. Исследования по досократической философии. Том. 1. Начало философии. Лондон: Рутледж и Кеган Пол .
- Джагер, В. 1947. Теология ранних греческих философов. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Ллойд, Германия , Ранняя греческая наука: от Фалеса до Аристотеля . Нью-Йорк: Нортон , 1970.
- Лухте, Джеймс. 2011. Ранняя греческая мысль: перед рассветом. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum.
- Маккирахан, РД (2011). Философия до Сократа, Введение с текстом и комментариями . Индианаполис: Хакетт. ISBN 978-1-60384-183-2 .
- Мурелатос, Александр, изд. (1993). Пресократики: сборник критических эссе (Переизданная ред.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-02088-4 .
- Робб, К., изд. 1983. Язык и мысль в ранней греческой философии. Ла Саль, Иллинойс: Институт Гегелера.
- Стамателлос, Г. 2012, Введение в досократику: тематический подход к раннегреческой философии с ключевыми материалами для чтения , Уайли-Блэквелл .
- Властос, Г. 1995. Исследования по греческой философии. Том. 1. Досократики. Под редакцией Д. У. Грэма. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать.
- Вассалло, Ч. 2021 Пресократика в Геркулануме: исследование раннегреческой философии в эпикурейской традиции. Берлин-Бостон: Де Грюйтер .
- Райт, MR (1985). Досократика: основные фрагменты на греческом языке с введением, комментарием и приложением, содержащим текст и перевод Аристотеля о досократике . Бристоль: Бристольская классическая пресса. ISBN 978-0-86292-079-1 .