Физис
Часть серии о |
Философия |
---|
Физис ( / ˈ f aɪ ˈ s ɪ s / ; древнегреческий : φύσις [pʰýsis] ; мн. physeis , φύσεις) — греческий философский , теологический и научный термин, обычно переводимый на английский язык — согласно его латинскому переводу «natura». — как « природа ». Этот термин возник в древнегреческой философии , а позже использовался в христианской теологии и западной философии . В досократовском использовании физик противопоставлялся νόμος , nomos , «закону, человеческой условности». [1] Другая оппозиция, особенно известная из работ Аристотеля , — это оппозиция physis и techne — в этом случае то, что произведено, и то, что искусственно, отличается от существ, которые возникают спонтанно из своей собственной сущности, как и такие агенты, как люди. [2] Более того, со времен Аристотеля физическое « (предмет физики , собственно τὰ φυσικά естественные вещи») противопоставлялось метафизическому . [3]
Лингвистика
[ редактировать ]Греческое можно считать слово phys эквивалентом латинского слова natura . Абстрактный термин «физис» происходит от глагола phyesthai/phynai , который означает «расти», «развиваться», «становиться» (Frisk 2006: 1052; Caspers 2010b: 1068). В древней философии также встречается существительное «физис», относящееся к росту, выраженному глаголом phyesthai/phynai, и к происхождению развития (Платон, Менексенос 237а; Аристотель, Метафизика 1014b16–17). С точки зрения лингвистической истории этот глагол связан с такими формами, как английское «be», немецкое sein или латинское esse (Lohmann 1960: 174; Pfeifer 1993: 1273; Beekes 2010: 1598). В самом греческом языке аорист (глагольный аспект) слова «быть» может быть выражен формами финай . Что касается его родства с «бытием» и основного значения основы глагола фи- или бху- («растущий»), то уже давно существует критика традиционного перевода слова «физис» со словом «природа». Латинское слово natura , которое, в свою очередь, восходит к глаголу nasci («родиться»), переносит основное слово «физис» в иную сферу ассоциаций. Таким образом, возникающий рост (например, растений) переносится в область рождения. [4]
Греческая философия
[ редактировать ]Досократическое использование
[ редактировать ]Слово φύσις — это отглагольное существительное, основанное на φύειν «расти, появляться» ( родственно английскому «быть»). [5] В гомеровском греческом языке оно употребляется в буквальном смысле для обозначения способа роста определенного вида растений. [6]
В досократической философии, начиная с Гераклита , phys, в соответствии с этимологией «растущего, становления», всегда употребляется в смысле «естественного» развития , хотя фокус может лежать либо на происхождении, либо на процессе, либо на конечный результат процесса. Есть некоторые свидетельства того, что к VI веку до нашей эры, начиная с Ионической школы , это слово также можно было использовать. во всеобъемлющем смысле, относящемся ко « всем вещам», как бы к «Природе» в смысле « Вселенной ». [7]
В софистской традиции этот термин противопоставлялся номосу ( νόμος ), « закону » или « обычаю », в спорах о том, какие части человеческого существования естественны, а какие обусловлены условностями. [1] [8] Противопоставление «физис» и «номос» можно применить к любому предмету, подобно современному контрасту « природа и воспитание ».
В законах Платона
[ редактировать ]В 10-й книге «Законов » Платон критикует тех, кто пишет произведения перифизеос . Критика заключается в том, что такие авторы склонны сосредотачиваться на чисто «натуралистическом» объяснении мира, игнорируя роль «намерения» или technē и, таким образом, становясь склонными к ошибке наивного атеизма . Платон обвиняет в этом даже Гесиода по той причине, что боги у Гесиода «вырастают» из первичных сущностей после того, как была создана физическая вселенная. [9]
Потому что те, кто использует этот термин, имеют в виду, что природа — это первая творческая сила; но если душа окажется первоэлементом, а не огнем или воздухом, то в самом истинном смысле и помимо других вещей можно сказать, что душа существует по природе; и это было бы верно, если бы вы доказали, что душа старше тела, но не иначе.
- - Законы Платона, Книга 10 (892c) - перевод Бенджамина Джоветта
Аристотель
[ редактировать ]Аристотель искал определение «физиса», чтобы доказать, что существует более одного определения «физиса» и более чем один способ интерпретации природы. «Хотя Аристотель сохраняет древнее понимание «физиса» как роста, он настаивает на том, что адекватное определение «физиса» требует различных взглядов на четыре причины (aitia): материальную, действенную, формальную и конечную». [10] Аристотель считал, что сама природа содержит свой собственный источник материи (материала), силы/движения (эффективности), формы и цели (конечного). Уникальной особенностью определения Аристотеля «физиса» была его связь между искусством и природой. Аристотель говорил, что «физис» (природа) зависит от техне (искусства). «Критическое различие между искусством и природой касается их различных действующих причин: природа является собственным источником движения, тогда как техне всегда требует источника движения вне себя». [10] Аристотель пытался пролить свет на то, что искусство не содержит в себе своей формы или источника движения. Рассмотрим процесс превращения желудя в дуб. Это естественный процесс, у которого есть своя движущая сила. Нет никакой внешней силы, подталкивающей этот желудь к конечному состоянию, скорее, он постепенно развивается к одной конкретной цели ( телос ).
Атомщики
[ редактировать ]Совершенно иные концепции «физиса» можно найти в других греческих традициях мысли, например, у так называемых атомистов, чье мышление нашло продолжение в трудах Эпикура . Для них возникающий мир является результатом взаимодействия пустоты и вечного движения «неделимого» — атомов . Это учение, чаще всего связанное с именами Демокрита и Левкиппа , известно главным образом по критическим реакциям на него в сочинениях Аристотеля. Оно было дополнено Эпикуром в свете развития философии, чтобы объяснить такие явления, как свобода воли. Это было сделано с помощью теории «способности атомов отклоняться», паренклизиса. [11]
Христианское богословие
[ редактировать ]Часть серии о |
христология |
---|
Хотя φύσις часто использовался в эллинистической философии, в Новом Завете он используется только 14 раз (10 из них — в трудах Павла). [12] Его значение варьируется в разных произведениях Павла. [13] Одно из употреблений относится к установленному или естественному порядку вещей, как в Послании к Римлянам 2:14 , где Павел пишет: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе делают то, что требует закон, то они сами себе закон, хотя у них нет закона». [14] [15] Другое использование φύσις в смысле «естественного порядка» - это Римлянам 1:26 , где он пишет: «Мужчины также отказались от естественных отношений с женщинами и охвачены страстью друг к другу». [16] [17] В 1 Коринфянам 11:14 Павел спрашивает: «Разве сама природа не учит вас, что если человек носит длинные волосы, это для него позор?» [18] [19]
На такое использование φύσις как обозначения «естественного порядка» в Римлянам 1:26 и 1 Коринфянам 11:14 , возможно, повлиял стоицизм . [19] Греческим философам, в том числе Аристотелю и стоикам, приписывают различие между искусственными законами и естественными законами универсального действия. [20] но Герхард Киттель утверждает, что философы-стоики не смогли объединить концепции νόμος (закона) и φύσις (природы), чтобы создать концепцию «естественного закона» в том смысле, который стал возможен благодаря иудео-христианской теологии. [21]
В рамках богословия Павла о спасении по благодати Павел пишет в Послании к Ефесянам 2:3, что «все мы когда-то жили в страстях плоти, исполняя желания тела и ума, и были по природе детьми гнева, как и все остальное человечество. В следующем стихе он пишет: «благодатью вы спасены». [22] [23]
Использование в святоотеческом богословии
[ редактировать ]Богословы раннехристианского периода по-разному использовали этот термин. В антиохийских кругах это означало человечность или божественность Христа, понимаемую как конкретный набор характеристик или атрибутов. В александрийском мышлении оно означало конкретного индивидуума или независимое сущее и приближалось к ипостаси , но не было синонимом. [24] Хотя оно относится во многом к тому же, что и усия, оно носит более эмпирический и описательный характер, фокусируясь на функции, тогда как усия метафизична и больше фокусируется на реальности. [25] Хотя оно встречается в контексте дебатов о Троице , оно имеет главным образом важное значение в христологии Кирилла Александрийского . [25]
Современное использование
[ редактировать ]Греческое прилагательное физикос представлено в современном английском языке в различных формах:Как физика «изучение природы», как физическое (через среднелатинское Physicalis ), относящееся как к физике (изучение природы, материальной вселенной), так и к человеческому телу . [26] Термин физиология ( физиология ) появился в чеканке XVI века ( Жан Фернель ). Термин телосложение , обозначающий «телесную конституцию человека», заимствован из французского языка XIX века.
В медицине суффикс -физис встречается в таких соединениях, как симфиз , эпифиз и некоторых других, в значении «нарост». Физис также относится к « ростовой пластинке » или месту роста на конце длинных костей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вещи в природе, по природе или в соответствии с ней суть φύσει ( physei ; DAT sg of phys ). Вещи в соответствии с законом, обычаями или соглашениями являются νόμῳ ( nomōi ; DAT sg of nomos ).
- ^ Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.3
- ^ Обсуждается в работах Аристотеля под таким названием « Физика и метафизика »: «Физис, переводимая с третьего века до нашей эры обычно как «природа» и реже как «сущность», означает одно для досократических философов и совсем другое для Платона». Уэлч, Кэтлин Этель. «Ключевые слова из классической риторики: пример Physis». Ежеквартальный журнал Риторического общества 17.2 (1987): 193–204. Распечатать. Папская академия наук. Развитие представлений о природе . Протоколы пленарного заседания, 24–28 октября 2014 г., Acta 23, Ватикан, 2015 г. ссылка .
- ^ Весь отрывок см. Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.1
- ^ Дюкарм, Фредерик; Куве, Дени (2020). «Что значит «природа»?» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 6 (14). Спрингер Природа. дои : 10.1057/s41599-020-0390-y .
- ^ Одиссея 10.302-3: О твой голос, принеси из земли серебряное лекарство и природу покажи мне его . (Так сказав, Аргеифонт [=Гермес] дал мне траву, вытащил ее из земли и показал мне ее природу .) Одиссея (под ред. А. Т. Мюррея).
- ^ Джерард Наддаф, Греческая концепция природы , SUNY Press, 2005, стр. 3.Гатри, WKC, Досократическая традиция от Парменида до Демокрита (том 2 его «Истории греческой философии »), Cambridge UP, 1965. [ нужна страница ]
- ^ Данки, Роджер (1986). «Философские предпосылки V века до нашей эры» . Классические истоки западной культуры: основные исследования 1 Учебное пособие . Серия основных учебных программ Бруклинского колледжа. Бруклин, Нью-Йорк : Бруклинский колледж . Проверено 30 января 2012 г.
- ^ Жерар Наддаф, Греческая концепция природы (2005), 1f.
- ^ Jump up to: а б Этвилл, Джанет. «Промежутки природы, спонтанности и случайности». Возвращенная риторика: Аристотель и традиция свободных искусств. Итака, Нью-Йорк: Корнеллский университет, 1998. N. Print.
- ^ Данширн, Альфред (2019): Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404 : стр.4
- ^ Бальц, Хорст Роберт (14 января 2004 г.). Экзегетический словарь Нового Завета . Мичиган, 1994: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . ISBN 9780802828033 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Вербрюгге, Верлин Д. (2000). Новый международный словарь богословия Нового Завета . Зондерван .
- ^ Римлянам 2:14
- ^ Данкер, Фредерик В. (2014). Греко-английский словарь Нового Завета и другой раннехристианской литературы . Чикаго: Издательство Чикагского университета .
- ^ Римлянам 1:26–1:27.
- ^ Данкер, Фредерик В. (2014). Греко-английский словарь Нового Завета и другой раннехристианской литературы . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ 1 Коринфянам 11:13.
- ^ Jump up to: а б Бальц, Хорст Роберт (14 января 2004 г.). Экзегетический словарь Нового Завета . Мичиган, 1994: Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 9780802828033 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Робертс, Джон (2007). «Закон природы». Оксфордский словарь классического мира . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280146-3 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Киттель, Герхард. Богословский словарь Нового Завета . Мичиган: Издательство Эрдмана.
- ^ Ефесянам 2:3–2:4.
- ^ Вербрюгге, Верлин Д. (2000). Новый международный словарь богословия Нового Завета . Зондерван.
- ^ Келли, JND Ранние христианские доктрины A&C Black (1965) стр.318
- ^ Jump up to: а б Престиж, Г.Л. Бог в святоотеческой мысли , SPCK (1964), стр.234.
- ^ Харпер, Дуглас. «Физический» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 20 сентября 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Брок, Себастьян П. (2016). «Миафизит, а не монофизит!» . Христианство в истории . 37 (1): 45–52. ISBN 9788815261687 .
- Лун, Ханс ван (2009). Диофизитская христология Кирилла Александрийского . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-9004173224 .
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (2-е исправленное изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Видман, Марк (2007). Тринитарное богословие Илария Пуатье . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-9004162242 .
- Винклер, Дитмар В. (1997). «Миафизитство: новый термин для использования в истории догмы и в экуменическом богословии» . Арфа . 10 (3): 33–40.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Данширн, Альфред 2019: Physis [английская версия]. В: Кирхгоф, Томас (ред.): Интернет-энциклопедия «Философия природы» / Online Lexikon Naturphilosophie. Издательство Гейдельбергского университета. https://doi.org/10.11588/oepn.2019.0.66404