Jump to content

гилозоизм

Sphera volgare , изображающая Солнце , Луну , ветры и звезды вживую. Ксилография из издания De sphaera mundi , Венеция , 1537 год.

Гилозоизм философское учение, согласно которому вся материя жива . или одушевлена [1] либо сам по себе, либо как участвующий в действии высшего начала, обычно мировой души ( anima mundi ). [2] Теория утверждает, что материя едина с жизнью или духовной деятельностью. [3] Это слово представляет собой термин 17-го века, образованный от греческих слов ὕλη ( hyle : «дерево, материя») и ζωή ( zoē : «жизнь»), который был придуман английским философом -платоником Ральфом Кадвортом в 1678 году.

Гилозоизм в древнегреческой философии

[ редактировать ]

Гилозоизм в западной философии восходит к Древней Греции. Милетских философов Фалеса , Анаксимандра и Анаксимена можно назвать гилозоистами. Философ Давид Скрбина утверждает, что гилозоизм был неявным в ранней греческой философии и не был доктриной, которая обычно подвергалась сомнению. «Для милетцев материя ( hyle ) обладала жизнью ( zoe ) как сущностным качеством. Нечто вроде гилозоизма просто принималось как грубое состояние реальности». [4] Хотя гилозоизм был неявным в ранней греческой мысли, философ Гераклит специально использовал термин zoe , делая его явно гилозоистом. Гилозоизм философов-досократиков, таких как Фалес и Гераклит, повлиял на более поздних греческих философов, таких как Платон , Аристотель и стоики .

Хотя гилозоизм был широко распространен в древнегреческой мысли, этот термин еще не был придуман. В современной литературе гилозоизм имеет тенденцию иметь негативный оттенок, и навешивание ярлыка греческого философа как гилозоиста может быть смутным пренебрежением к его мысли. [5]

Период Возрождения и ранняя современность

[ редактировать ]

В период Возрождения в Западной Европе ученые-гуманисты и философы, такие как Бернардино Телезио , Парацельс , Кардан и Джордано Бруно , возродили доктрину гилозоизма. Последний, например, придерживался формы христианского пантеизма , в которой Бог рассматривается как источник, причина, среда и цель всего сущего, и, следовательно, все вещи являются соучастниками продолжающегося Божества. Идеи Бруно были настолько радикальны, что он был отлучен от церкви католической церковью с обвинением в ереси , а также от некоторых протестантских конфессий , и в конечном итоге он был сожжен на костре за различные другие убеждения, которые считались еретическими. Телезио, с другой стороны, начал с аристотелевской основы и посредством радикального эмпиризма пришел к убеждению, что живая сила — это то, что определяет всю материю. Вместо интеллектуальных универсалий Аристотеля он считал, что жизнь порождает форму.

В Королевстве Англии некоторые кембриджские платоники также приблизились к гилозоизму. И Генри Мор , и Ральф Кадворт ( Младший , 1617–1688), благодаря примирению платонического идеализма с христианскими доктринами божественного зарождения, пришли к выводу, что божественная жизненная сила является определяющим принципом в мире. Таким образом, подобно Бруно, хотя и не до крайности, они видели, что порождающий импульс Бога дает жизнь всему существующему. Соответственно, Кадворт, наиболее систематический метафизик кембриджской платонической традиции, боролся с гилозоизмом. Его работа представляет собой прежде всего критику того, что он считал двумя основными формами атеизма — материализмом и гилозоизмом.

Кадворт выделил Гоббса не только как защитника гилозойского атеизма, «который приписывает жизнь материи», но и как человека, выходящего за его пределы и защищающего «гилопатический атеизм, который приписывает все материи». Кадворт пытался показать, что Гоббс возродил учение Протагора и поэтому подвергся критике, которую Платон выдвинул против Протагора в «Теэтете» . Что касается гилозоизма, Стратон из Лампсака официальной целью был . Однако голландские друзья Кадворта передали ему взгляды, которые Спиноза распространял в рукописях. Кадворт отмечает в своем предисловии , что он бы проигнорировал гилозоизм, если бы не знал, что вскоре будет опубликована его новая версия. [6]

. Идеализм Спинозы также тяготеет к гилозоизму Чтобы сохранить баланс даже между материей и разумом, Спиноза объединил материалистический гилозоизм с пантеистическим, низведя оба до простых атрибутов одной бесконечной субстанции. Хотя он специально отвергает идентичность неорганической материи, он, как и кембриджские платоники, видит жизненную силу как внутри, так и за пределами всей материи.

Современный гилозоизм

[ редактировать ]

Иммануил Кант представил аргументы против гилозоизма в третьей главе своей книги 1786 года Metasische Anfangsgründe der Naturwissenschaften («Первые метафизические принципы естествознания»), а также в своей книге 1781 года «Критика чистого разума». Однако в наше время научный гилозоизм – модифицированный или сохраняющий тенденцию приводить все существа в соответствие с неким единым образцом, которого в современности придерживались Герберт Спенсер , Герман Лотце и Эрнст Геккель – часто называли протест против механистического мировоззрения. [7]

В 19 веке Геккель разработал материалистическую форму гилозоизма, особенно против Рудольфа Вирхова и Германа фон Гельмгольца механических взглядов на человека и природу. В своей книге «Die Welträtsel» 1899 года ( «Загадка Вселенной », 1901 год) Геккель отстаивал единство органической и неорганической природы и вывел все действия обоих типов материи из естественных причин и законов. Таким образом, его форма гилозоизма меняет обычный курс, утверждая, что живые и неживые существа по существу одинаковы, стирая различие между ними и оговаривая, что они ведут себя по единому набору законов.

Напротив, аргентинско-немецкая нейробиологическая традиция называет гилозойным перерывом все части природы, которые могут вести себя только законно или нономично и на основании такой особенности описываются как лежащие вне разума и среди него – то есть экстраментально. Таким образом, гилозойский перерыв противопоставляется разуму, который считается способным вести себя семовиентно, т.е. способным инициировать новые причинные серии ( семовиентность ). Таким образом, гилозоизм в этой современной нейробиологической традиции ограничивается частями природы, которые ведут себя нормально внутри разума, а именно сенсорными реакциями разума ( «сенсорные интонации» Кристфрида Якоба ), посредством которых разум реагирует на стимулы, исходящие из гилозойского перерыва или экстраментального царства. . [8] [9]

Мартин Бубер также придерживается квазигилозойского подхода. Утверждая, что сущность вещей опознаваема и отделена, хотя и не существует ранее, он может видеть душу внутри каждой вещи.

Французский пифагорейский и розенкрейцерский алхимик Франсуа Жолливе-Кастело (1874–1937) основал гилозойскую эзотерическую школу, сочетавшую в себе знания спагирики, химии, физики, трансмутаций и метафизики. Он опубликовал множество книг, в том числе публикацию 1896 года «L'Hylozoïsme, l'alchimie, les chimistes unitaires». По его мнению, между духом и материей не было никакой разницы, за исключением степени частоты и других вибрационных условий.

Мормонский богослов Орсон Пратт учил форме гилозоизма.

Алиса А. Бэйли написала книгу под названием «Сознание атома» . [10]

Под влиянием Алисы А. Бэйли, Чарльза Вебстера Ледбитера и их предшественницы мадам Блаватской Генри Т. Лоуренси написал объемистые труды, описывающие гилозойскую философию. [11]

Под влиянием Джорджа Ивановича Гурджиева английский философ и математик Джон Годольфин Беннетт в своем четырехтомном труде «Драматическая Вселенная» и книге «Энергии » разработал шестимерную структуру, в которой материя-энергия принимает 12 уровней гилозойского качества.

Английский кибернетик Стаффорд Бир занял позицию гилозоизма, утверждая, что ее можно защитить с научной точки зрения, и, затратил много усилий на биологические вычисления . как следствие, [12] Это описывается как «духовно заряженный трепет Бира перед активностью и силами природы по отношению к нашей неспособности постичь их репрезентативно». [12] : 489  Бир утверждал, что «природе не нужно идти в обход; она не просто превосходит наши вычислительные способности, она фактически превосходит их невообразимым образом. В стихотворении об Ирландском море Бир говорит о природе как о превосходящей наши способности таким образом, что мы можем только удивляться, быть «шокированными» и «ошеломленными». [12] : 488  В сотрудничестве со своим другом Гордоном Паском , который экспериментировал с различными химическими и биохимическими устройствами, он исследовал возможность развития интеллекта в очень простых сетевых сложных системах. В одном, возможно, уникальном эксперименте, проведенном Паском, они обнаружили, что такая структура «вырастит» сенсорную организацию в ответ на стимулы различных аудиовходов примерно за полдня. [12] : 488 

Кен Уилбер использует гилозоизм для объяснения субъективного опыта и предлагает термины, описывающие лестницу субъективного опыта, переживаемого сущностями от атомов до людей, в верхнем левом квадранте своей схемы интегральной философии . [13]

Физик Томас Брофи в книге «Механизм требует мистицизма» рассматривает гилозоизм как основу для реинтеграции современной физической науки с вечной духовной философией. Брофи придумал два дополнительных слова, обозначающих гилозоизм как три возможные онтологические позиции, соответствующие современной физике. Таким образом: гилостатизм (вселенная детерминирована, следовательно, «статична» в четырехмерном смысле); гилостохастизм (вселенная содержит фундаментально случайный или стохастический компонент); гилозоизм (вселенная содержит принципиально живой аспект).

Архитектор Кристофер Александер выдвинул теорию живой вселенной, согласно которой жизнь рассматривается как всеобъемлющая закономерность, распространяющаяся на то, что обычно считается неживыми объектами, в частности на здания. Он написал четырехтомный труд под названием «Природа порядка» , в котором подробно объясняет эту теорию.

Философ и эколог Дэвид Абрам формулирует и разрабатывает форму гилозоизма, основанную на феноменологии чувственного опыта. В своих книгах «Стать животным» и «Заклинание чувственного» Абрам предполагает, что материя никогда не бывает полностью пассивной в нашем непосредственном опыте, скорее утверждая, что материальные вещи активно «привлекают наше внимание» или «призывают наше внимание», уговаривая воспринимающее тело к непрерывному процессу. участие в этих вещах. В отсутствие промежуточных технологий сенсорный опыт по своей сути анимистичен, открывая материальное поле, которое с самого начала является живым и самоорганизующимся. Опираясь на современную когнитивную и естественную науку, а также на перспективные мировоззрения различных коренных устных культур, Абрам предлагает богато плюралистическую и основанную на историях космологию, в которой материя жива насквозь. По его мнению, такая онтология находится в тесном соответствии с нашим спонтанным перцептивным опытом; он призывает нас вернуться к нашим чувствам и к главенству чувственной местности, предписывая более уважительное и этическое отношение к более чем человеческому сообществу животных, растений, почв, гор, вод и погодных условий, которые материально поддерживают нас. [14]

Бруно Латура в Акторно-сетевая теория социологии науки рассматривает неживые объекты как активные агенты и, таким образом, имеет некоторое метафорическое сходство с гилозоизмом. [15]

Метафизика Жиля Делеза была описана как форма гилозоизма. [16]

[ редактировать ]

Искусство

[ редактировать ]
  • Серия «Гилозой: Сивилла» , интерактивная инсталляция канадского художника и архитектора Филипа Бисли , была представлена ​​на 18-й биеннале в Сиднее и демонстрировалась до сентября 2012 года. Используя датчики, светодиоды и сплав с памятью формы, Бисли построил интерактивную среду, которая реагировала к действиям аудитории, предлагая видение того, как здания в будущем могут двигаться, думать и чувствовать. [17]

Литература

[ редактировать ]
  • математика и писателя Руди Ракера В романах «Постсингулярный» и «Гилозой » возникновение разумности всех материальных вещей описывается как свойство технологической сингулярности .
  • « Гилозоист » — один из кораблей Культуры, упомянутых в романе Иэна М. Бэнкса «Детали поверхности» — соответственно, этот корабль является членом отделения «Контакта», занимающегося вспышками разумной материи .
  • Монстр «Хилозоист» (иногда пишется «Хейрозоист») в MMORPG Ragnarok Online — это плюшевая кукла-кролик с зашитым ртом, одержимая духом ребенка. Хотя гилозоизм не имеет ничего общего с одержимостью, ясно, что название произошло от этой древней философии.
  • The Hylozoists — канадская группа.
  • Sonic Youth ссылается на гилозоизм во втором куплете четвертого трека Sister LP. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакКолли, Дайан Келси (2007). Поэзия и экология в эпоху Мильтона и Марвелла . Хэмпшир, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. 115. ИСБН  978-0-7546-6048-4 .
  2. ^ Штраус, Дэниел (январь 2014 г.). «Гилозоизм и гиломорфизм: прочное наследие греческой философии» . Фронимон . 15 (1). Претория : Университет Южной Африки от имени Южноафриканского общества греческой философии и гуманитарных наук: 32–45. дои : 10.25159/2413-3086/2211 . ISSN   2413-3086 – через SciELO .
  3. ^ Юаса, Ясуо (2008). Преодолевая современность: синхронность и образное мышление . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 39–40. ISBN  978-0-7914-7401-3 .
  4. ^ Скрбина, Давид (2005). Панпсихизм на Западе . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 24 . ISBN  0-262-19522-4 .
  5. ^ Скрбина, Давид (2005). Панпсихизм на Западе . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 34 . ISBN  0-262-19522-4 .
  6. ^ Истинная интеллектуальная система Вселенной: Первая часть; в котором опровергаются все основания и философия атеизма; и продемонстрирована его невозможность . Ральф Кадворт, DD Лондон, напечатано для Ричарда Ройстона, 1678 г.
  7. ^ «Гилозоизм и догматизм у Канта, Лейбница и Ньютона» . Архивировано из оригинала 26 марта 2007 года . Проверено 11 апреля 2006 г.
  8. ^ Как современный научный гилозоизм относится к естественному отбору нейрокогнитивной паренхимы? (Французский)
  9. ^ Крокко, М (2004). «О локализации сознания» . Электронейробиология . 12 (3): 244–257. ISSN   0328-0446 .
  10. ^ Бейли, Алиса А. Сознание атома - 1922 г.
  11. ^ «Введение в произведения Генри Т. Лоуренси». Официальный сайт Издательского фонда Генри Т. Лоуренси . Издательский фонд Генри Т. Лоуренси. 12 июля 2009 г. < http://www.laurency.com/introduc.htm >
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пикеринг, Эндрю. 2009. За пределами дизайна: Кибернетика, биологические компьютеры и гилозоизм. Синтез 168:469-491.
  13. ^ Уилбер Кен Краткая история всего , 1-е изд. 1996, 2-е изд. 2001: ISBN   1-57062-740-1
  14. ^ Абрам, Дэвид «Заклинания чувственного: восприятие и язык в более чем человеческом мире» , Пантеон, 1996; Винтаж 1997 года: ISBN   978-0-679-77639-0 и Абрам, Дэвид: Становление животным: Пантеон земной космологии , 2010; Винтаж 2011 года: ISBN   978-0-375-71369-9
  15. ^ Латур, Надежда Бруно Пандоры: Очерки реальности научных исследований , 1999: ISBN   0-674-65335-1
  16. ^ Харрис, Вятт (4 октября 2017 г.). «(Обзор) Переосмысление философии и теологии с Делёзом: новая картография, Брент Адкинс и Пол Р. Хинликки, Блумсбери, 2013 (ISBN 978-1-4411-8825-0), viii + 253 стр., hb £ 65» . Обзоры по религии и теологии . 24 (4): 643–647. дои : 10.1111/rirt.13037 .
  17. ^ «Сивилла Филипа Бисли» . Инспир3д . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
  18. ^ «Документ без названия» . Проверено 20 апреля 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 904d072db7a2ec09fcecf5b1e269f3c4__1715398260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/c4/904d072db7a2ec09fcecf5b1e269f3c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hylozoism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)