гилозоизм

Гилозоизм — философское учение, согласно которому вся материя жива . или одушевлена [1] либо сам по себе, либо как участвующий в действии высшего начала, обычно мировой души ( anima mundi ). [2] Теория утверждает, что материя едина с жизнью или духовной деятельностью. [3] Это слово представляет собой термин 17-го века, образованный от греческих слов ὕλη ( hyle : «дерево, материя») и ζωή ( zoē : «жизнь»), который был придуман английским философом -платоником Ральфом Кадвортом в 1678 году.
Гилозоизм в древнегреческой философии
[ редактировать ]Гилозоизм в западной философии восходит к Древней Греции. Милетских философов Фалеса , Анаксимандра и Анаксимена можно назвать гилозоистами. Философ Давид Скрбина утверждает, что гилозоизм был неявным в ранней греческой философии и не был доктриной, которая обычно подвергалась сомнению. «Для милетцев материя ( hyle ) обладала жизнью ( zoe ) как сущностным качеством. Нечто вроде гилозоизма просто принималось как грубое состояние реальности». [4] Хотя гилозоизм был неявным в ранней греческой мысли, философ Гераклит специально использовал термин zoe , делая его явно гилозоистом. Гилозоизм философов-досократиков, таких как Фалес и Гераклит, повлиял на более поздних греческих философов, таких как Платон , Аристотель и стоики .
Хотя гилозоизм был широко распространен в древнегреческой мысли, этот термин еще не был придуман. В современной литературе гилозоизм имеет тенденцию иметь негативный оттенок, и навешивание ярлыка греческого философа как гилозоиста может быть смутным пренебрежением к его мысли. [5]
Период Возрождения и ранняя современность
[ редактировать ]В период Возрождения в Западной Европе ученые-гуманисты и философы, такие как Бернардино Телезио , Парацельс , Кардан и Джордано Бруно , возродили доктрину гилозоизма. Последний, например, придерживался формы христианского пантеизма , в которой Бог рассматривается как источник, причина, среда и цель всего сущего, и, следовательно, все вещи являются соучастниками продолжающегося Божества. Идеи Бруно были настолько радикальны, что он был отлучен от церкви католической церковью с обвинением в ереси , а также от некоторых протестантских конфессий , и в конечном итоге он был сожжен на костре за различные другие убеждения, которые считались еретическими. Телезио, с другой стороны, начал с аристотелевской основы и посредством радикального эмпиризма пришел к убеждению, что живая сила — это то, что определяет всю материю. Вместо интеллектуальных универсалий Аристотеля он считал, что жизнь порождает форму.
В Королевстве Англии некоторые кембриджские платоники также приблизились к гилозоизму. И Генри Мор , и Ральф Кадворт ( Младший , 1617–1688), благодаря примирению платонического идеализма с христианскими доктринами божественного зарождения, пришли к выводу, что божественная жизненная сила является определяющим принципом в мире. Таким образом, подобно Бруно, хотя и не до крайности, они видели, что порождающий импульс Бога дает жизнь всему существующему. Соответственно, Кадворт, наиболее систематический метафизик кембриджской платонической традиции, боролся с гилозоизмом. Его работа представляет собой прежде всего критику того, что он считал двумя основными формами атеизма — материализмом и гилозоизмом.
Кадворт выделил Гоббса не только как защитника гилозойского атеизма, «который приписывает жизнь материи», но и как человека, выходящего за его пределы и защищающего «гилопатический атеизм, который приписывает все материи». Кадворт пытался показать, что Гоббс возродил учение Протагора и поэтому подвергся критике, которую Платон выдвинул против Протагора в «Теэтете» . Что касается гилозоизма, Стратон из Лампсака официальной целью был . Однако голландские друзья Кадворта передали ему взгляды, которые Спиноза распространял в рукописях. Кадворт отмечает в своем предисловии , что он бы проигнорировал гилозоизм, если бы не знал, что вскоре будет опубликована его новая версия. [6]
. Идеализм Спинозы также тяготеет к гилозоизму Чтобы сохранить баланс даже между материей и разумом, Спиноза объединил материалистический гилозоизм с пантеистическим, низведя оба до простых атрибутов одной бесконечной субстанции. Хотя он специально отвергает идентичность неорганической материи, он, как и кембриджские платоники, видит жизненную силу как внутри, так и за пределами всей материи.
Современный гилозоизм
[ редактировать ]Иммануил Кант представил аргументы против гилозоизма в третьей главе своей книги 1786 года Metasische Anfangsgründe der Naturwissenschaften («Первые метафизические принципы естествознания»), а также в своей книге 1781 года «Критика чистого разума». Однако в наше время научный гилозоизм – модифицированный или сохраняющий тенденцию приводить все существа в соответствие с неким единым образцом, которого в современности придерживались Герберт Спенсер , Герман Лотце и Эрнст Геккель – часто называли протест против механистического мировоззрения. [7]
В 19 веке Геккель разработал материалистическую форму гилозоизма, особенно против Рудольфа Вирхова и Германа фон Гельмгольца механических взглядов на человека и природу. В своей книге «Die Welträtsel» 1899 года ( «Загадка Вселенной », 1901 год) Геккель отстаивал единство органической и неорганической природы и вывел все действия обоих типов материи из естественных причин и законов. Таким образом, его форма гилозоизма меняет обычный курс, утверждая, что живые и неживые существа по существу одинаковы, стирая различие между ними и оговаривая, что они ведут себя по единому набору законов.
Напротив, аргентинско-немецкая нейробиологическая традиция называет гилозойным перерывом все части природы, которые могут вести себя только законно или нономично и на основании такой особенности описываются как лежащие вне разума и среди него – то есть экстраментально. Таким образом, гилозойский перерыв противопоставляется разуму, который считается способным вести себя семовиентно, т.е. способным инициировать новые причинные серии ( семовиентность ). Таким образом, гилозоизм в этой современной нейробиологической традиции ограничивается частями природы, которые ведут себя нормально внутри разума, а именно сенсорными реакциями разума ( «сенсорные интонации» Кристфрида Якоба ), посредством которых разум реагирует на стимулы, исходящие из гилозойского перерыва или экстраментального царства. . [8] [9]
Мартин Бубер также придерживается квазигилозойского подхода. Утверждая, что сущность вещей опознаваема и отделена, хотя и не существует ранее, он может видеть душу внутри каждой вещи.
Французский пифагорейский и розенкрейцерский алхимик Франсуа Жолливе-Кастело (1874–1937) основал гилозойскую эзотерическую школу, сочетавшую в себе знания спагирики, химии, физики, трансмутаций и метафизики. Он опубликовал множество книг, в том числе публикацию 1896 года «L'Hylozoïsme, l'alchimie, les chimistes unitaires». По его мнению, между духом и материей не было никакой разницы, за исключением степени частоты и других вибрационных условий.
Мормонский богослов Орсон Пратт учил форме гилозоизма.
Алиса А. Бэйли написала книгу под названием «Сознание атома» . [10]
Под влиянием Алисы А. Бэйли, Чарльза Вебстера Ледбитера и их предшественницы мадам Блаватской Генри Т. Лоуренси написал объемистые труды, описывающие гилозойскую философию. [11]
Под влиянием Джорджа Ивановича Гурджиева английский философ и математик Джон Годольфин Беннетт в своем четырехтомном труде «Драматическая Вселенная» и книге «Энергии » разработал шестимерную структуру, в которой материя-энергия принимает 12 уровней гилозойского качества.
Английский кибернетик Стаффорд Бир занял позицию гилозоизма, утверждая, что ее можно защитить с научной точки зрения, и, затратил много усилий на биологические вычисления . как следствие, [12] Это описывается как «духовно заряженный трепет Бира перед активностью и силами природы по отношению к нашей неспособности постичь их репрезентативно». [12] : 489 Бир утверждал, что «природе не нужно идти в обход; она не просто превосходит наши вычислительные способности, она фактически превосходит их невообразимым образом. В стихотворении об Ирландском море Бир говорит о природе как о превосходящей наши способности таким образом, что мы можем только удивляться, быть «шокированными» и «ошеломленными». [12] : 488 В сотрудничестве со своим другом Гордоном Паском , который экспериментировал с различными химическими и биохимическими устройствами, он исследовал возможность развития интеллекта в очень простых сетевых сложных системах. В одном, возможно, уникальном эксперименте, проведенном Паском, они обнаружили, что такая структура «вырастит» сенсорную организацию в ответ на стимулы различных аудиовходов примерно за полдня. [12] : 488
Кен Уилбер использует гилозоизм для объяснения субъективного опыта и предлагает термины, описывающие лестницу субъективного опыта, переживаемого сущностями от атомов до людей, в верхнем левом квадранте своей схемы интегральной философии . [13]
Физик Томас Брофи в книге «Механизм требует мистицизма» рассматривает гилозоизм как основу для реинтеграции современной физической науки с вечной духовной философией. Брофи придумал два дополнительных слова, обозначающих гилозоизм как три возможные онтологические позиции, соответствующие современной физике. Таким образом: гилостатизм (вселенная детерминирована, следовательно, «статична» в четырехмерном смысле); гилостохастизм (вселенная содержит фундаментально случайный или стохастический компонент); гилозоизм (вселенная содержит принципиально живой аспект).
Архитектор Кристофер Александер выдвинул теорию живой вселенной, согласно которой жизнь рассматривается как всеобъемлющая закономерность, распространяющаяся на то, что обычно считается неживыми объектами, в частности на здания. Он написал четырехтомный труд под названием «Природа порядка» , в котором подробно объясняет эту теорию.
Философ и эколог Дэвид Абрам формулирует и разрабатывает форму гилозоизма, основанную на феноменологии чувственного опыта. В своих книгах «Стать животным» и «Заклинание чувственного» Абрам предполагает, что материя никогда не бывает полностью пассивной в нашем непосредственном опыте, скорее утверждая, что материальные вещи активно «привлекают наше внимание» или «призывают наше внимание», уговаривая воспринимающее тело к непрерывному процессу. участие в этих вещах. В отсутствие промежуточных технологий сенсорный опыт по своей сути анимистичен, открывая материальное поле, которое с самого начала является живым и самоорганизующимся. Опираясь на современную когнитивную и естественную науку, а также на перспективные мировоззрения различных коренных устных культур, Абрам предлагает богато плюралистическую и основанную на историях космологию, в которой материя жива насквозь. По его мнению, такая онтология находится в тесном соответствии с нашим спонтанным перцептивным опытом; он призывает нас вернуться к нашим чувствам и к главенству чувственной местности, предписывая более уважительное и этическое отношение к более чем человеческому сообществу животных, растений, почв, гор, вод и погодных условий, которые материально поддерживают нас. [14]
Бруно Латура в Акторно-сетевая теория социологии науки рассматривает неживые объекты как активные агенты и, таким образом, имеет некоторое метафорическое сходство с гилозоизмом. [15]
Метафизика Жиля Делеза была описана как форма гилозоизма. [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]Искусство
[ редактировать ]- Серия «Гилозой: Сивилла» , интерактивная инсталляция канадского художника и архитектора Филипа Бисли , была представлена на 18-й биеннале в Сиднее и демонстрировалась до сентября 2012 года. Используя датчики, светодиоды и сплав с памятью формы, Бисли построил интерактивную среду, которая реагировала к действиям аудитории, предлагая видение того, как здания в будущем могут двигаться, думать и чувствовать. [17]
Литература
[ редактировать ]- математика и писателя Руди Ракера В романах «Постсингулярный» и «Гилозой » возникновение разумности всех материальных вещей описывается как свойство технологической сингулярности .
- « Гилозоист » — один из кораблей Культуры, упомянутых в романе Иэна М. Бэнкса «Детали поверхности» — соответственно, этот корабль является членом отделения «Контакта», занимающегося вспышками разумной материи .
ММОРПГ
[ редактировать ]- Монстр «Хилозоист» (иногда пишется «Хейрозоист») в MMORPG Ragnarok Online — это плюшевая кукла-кролик с зашитым ртом, одержимая духом ребенка. Хотя гилозоизм не имеет ничего общего с одержимостью, ясно, что название произошло от этой древней философии.
Музыка
[ редактировать ]- The Hylozoists — канадская группа.
- Sonic Youth ссылается на гилозоизм во втором куплете четвертого трека Sister LP. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКолли, Дайан Келси (2007). Поэзия и экология в эпоху Мильтона и Марвелла . Хэмпшир, Великобритания: Ashgate Publishing, Ltd. 115. ИСБН 978-0-7546-6048-4 .
- ^ Штраус, Дэниел (январь 2014 г.). «Гилозоизм и гиломорфизм: прочное наследие греческой философии» . Фронимон . 15 (1). Претория : Университет Южной Африки от имени Южноафриканского общества греческой философии и гуманитарных наук: 32–45. дои : 10.25159/2413-3086/2211 . ISSN 2413-3086 – через SciELO .
- ^ Юаса, Ясуо (2008). Преодолевая современность: синхронность и образное мышление . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. стр. 39–40. ISBN 978-0-7914-7401-3 .
- ^ Скрбина, Давид (2005). Панпсихизм на Западе . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 24 . ISBN 0-262-19522-4 .
- ^ Скрбина, Давид (2005). Панпсихизм на Западе . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 34 . ISBN 0-262-19522-4 .
- ^ Истинная интеллектуальная система Вселенной: Первая часть; в котором опровергаются все основания и философия атеизма; и продемонстрирована его невозможность . Ральф Кадворт, DD Лондон, напечатано для Ричарда Ройстона, 1678 г.
- ^ «Гилозоизм и догматизм у Канта, Лейбница и Ньютона» . Архивировано из оригинала 26 марта 2007 года . Проверено 11 апреля 2006 г.
- ^ Как современный научный гилозоизм относится к естественному отбору нейрокогнитивной паренхимы? (Французский)
- ^ Крокко, М (2004). «О локализации сознания» . Электронейробиология . 12 (3): 244–257. ISSN 0328-0446 .
- ^ Бейли, Алиса А. Сознание атома - 1922 г.
- ^ «Введение в произведения Генри Т. Лоуренси». Официальный сайт Издательского фонда Генри Т. Лоуренси . Издательский фонд Генри Т. Лоуренси. 12 июля 2009 г. < http://www.laurency.com/introduc.htm >
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пикеринг, Эндрю. 2009. За пределами дизайна: Кибернетика, биологические компьютеры и гилозоизм. Синтез 168:469-491.
- ^ Уилбер Кен Краткая история всего , 1-е изд. 1996, 2-е изд. 2001: ISBN 1-57062-740-1
- ^ Абрам, Дэвид «Заклинания чувственного: восприятие и язык в более чем человеческом мире» , Пантеон, 1996; Винтаж 1997 года: ISBN 978-0-679-77639-0 и Абрам, Дэвид: Становление животным: Пантеон земной космологии , 2010; Винтаж 2011 года: ISBN 978-0-375-71369-9
- ^ Латур, Надежда Бруно Пандоры: Очерки реальности научных исследований , 1999: ISBN 0-674-65335-1
- ^ Харрис, Вятт (4 октября 2017 г.). «(Обзор) Переосмысление философии и теологии с Делёзом: новая картография, Брент Адкинс и Пол Р. Хинликки, Блумсбери, 2013 (ISBN 978-1-4411-8825-0), viii + 253 стр., hb £ 65» . Обзоры по религии и теологии . 24 (4): 643–647. дои : 10.1111/rirt.13037 .
- ^ «Сивилла Филипа Бисли» . Инспир3д . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ «Документ без названия» . Проверено 20 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .