Бернардино Телезио

Бернардино Телезио (англ. Итальянский: [bernarˈdiːno teˈlɛːzjo] ; 7 ноября 1509 — 2 октября 1588) — итальянский философ и естествоиспытатель . Хотя его естественные теории позже были опровергнуты, его акцент на наблюдениях сделал его «первым из современников», который в конечном итоге разработал научный метод .
Биография
[ редактировать ]Телезио родился в благородной семье в Козенце , городе в Калабрии , Южная Италия ( Неаполитанское королевство ). Он получил образование в Милане у своего дяди Антонио, который сам был ученым и выдающимся поэтом, а затем в Риме и Падуе . Его исследования включали широкий спектр предметов, классику , науку и философию, которые составляли учебную программу ученых эпохи Возрождения . Вооружившись таким образом, он начал свою атаку на средневековый аристотелизм , который тогда процветал в Падуе и Болонье , и написал несколько коротких стихотворений, которые были вновь обнаружены Лукой Ирвином Фрагале в 2010 году. [1] В 1553 году он женился и поселился в Козенце, став основателем Косентийской академии . С 1544 по 1550 год и после 1565 года он жил в доме Альфонсо III Карафа , герцога Ночерского. [2]
В 1565 году появился его великий труд De Rerum Natura Iuxta Propria Principia (« О природе вещей согласно их собственным принципам »), а полное издание из девяти книг вышло в свет в 1586 году. За этим последовало большое количество научных и философских сочинений вспомогательного характера. значение, добавленное для поддержки его основной работы.
В 1552 году Телезио женился на Диане Серсале, вдове с двумя детьми, от которой у него было четверо детей, старший из которых, Просперо, был загадочно убит в 1576 году. После смерти жены папа Пий IV предложил ему архиепископство Козенцы, но Телесио отказался в пользу своего брата Томмазо. Бернардино провел последние годы своей жизни в Козенце, где возглавил философско-научную «Телесианскую» Академию, основанную Ауло Джано Паррасио.
Он умер в Козенце в 1588 году, известный среди ученых и своих учеников, но противостоявший церкви из-за неортодоксальных взглядов, которые он придерживался против устоявшегося аристотелизма, и вскоре после его смерти папа Климент VIII внес его книги в Список запрещенных книг. 1596 года. [3]
Теория материи, тепла и холода
[ редактировать ]Вместо постулирования материи и формы он основывает существование на материи и силе. Эта сила имеет два противоположных элемента: тепло, которое расширяется, и холод, который сжимается. Этими двумя процессами обусловлены все разнообразные формы и типы существования, тогда как масса, на которую действует сила, остается той же самой. Гармония целого состоит в том, что каждая отдельная вещь развивается сама по себе и для себя согласно своей природе, и в то же время ее движение приносит пользу остальным. Очевидные недостатки этой теории: (1) одни чувства не могут постичь саму материю; (2) неясно, как множественность явлений могла возникнуть из этих двух сил, хотя она не менее убедительна, чем аристотелевская теория горячего/холодного. , «сухое/влажное» объяснение и (3) что он не представил никаких доказательств, подтверждающих существование этих двух сил, были отмечены в то время его учеником Патрицци .
Более того, его теория о холодной земле в состоянии покоя и горячем солнце в движении была обречена на опровержение со стороны Коперника . В то же время теория была достаточно связной, чтобы произвести большое впечатление на итальянскую мысль. Однако следует отметить, что его стирание различия между сверхлунной и подлунной физикой было, конечно, весьма пророческим, хотя и не было признано его преемниками как особо заслуживающее внимания. Когда Телезио продолжил объяснять связь разума и материи, он был еще более неортодоксальным. Материальные силы, согласно гипотезе, способны чувствовать; материя также должна была с самого начала быть наделена сознанием. Ибо сознание существует и не могло возникнуть из чего-либо. Это приводит его к форме гилозоизма . Опять же, душа находится под влиянием материальных условий; следовательно, душа должна иметь материальное существование. Далее он считал, что все знание — это ощущение («non-ratione sed sensu») и что интеллект, следовательно, представляет собой скопление изолированных данных, передаваемых органами чувств. Однако ему не удается объяснить, как только чувства могут воспринимать различие и тождество.
В конце своей схемы, вероятно, из уважения к богословским предрассудкам, он добавил совершенно чуждый ему элемент, а именно, высший импульс, наложенную Богом душу, благодаря которой мы стремимся за пределы чувственного мира. Эту божественную душу вряд ли можно назвать совершенно новой концепцией, если рассматривать ее в контексте теории восприятия Аверроэстика или Томаса .
Вся система Телезио показывает пробелы в его аргументации и незнание существенных фактов, но в то же время она является предвестницей всего последующего эмпиризма , научного и философского, и ясно отмечает период перехода от авторитета и разума к эксперименту и индивидуальному ответственность. [3]
Зависимость от сенсорных данных
[ редактировать ]
Телезио был главой великого южноитальянского движения, которое протестовало против признанного авторитета абстрактного разума и посеяло семена, из которых выросли научные методы Томмазо Кампанеллы и Джордано Бруно , Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта с их широко расходящимися результатами. Поэтому он отказался от чисто интеллектуальной сферы и предложил исследование данных, предоставляемых органами чувств, из чего, по его мнению, действительно происходит все истинное знание (его теория чувственного восприятия была, по сути, переработкой теории Аристотеля из De Anima ).
Телезио пишет в начале предисловия к первой книге третьего издания De Rerum Natura Iuxta Propria Principia Libri Ix ... «Что конструкция мира и величина тел, содержащихся в нем, и природа Мир следует искать не разумом, как это делали древние, а понимать посредством наблюдения». ( Mundi Constructionem, Corporumque in eo Contentorum Magnitudinem, Naturamque Non-Ratione, Quod Antiquioribus Factum est, Inquirendam, sed sensu Percipiendam. ) Это утверждение, найденное на самой первой странице, резюмирует то, что многие современные ученые обычно считают телезианской философией: и часто кажется, что многие не читали дальше, поскольку уже на следующей странице он излагает свою теорию горячей/холодной информированной материи, теорию, которая явно не основана на нашем современном представлении о наблюдении. Для Телезио наблюдение ( sensu percipiendam ) — гораздо более масштабный мыслительный процесс, чем просто запись данных, наблюдение также включает в себя аналогичное мышление.
Хотя сегодня Фрэнсису Бэкону обычно приписывают кодификацию индуктивного метода, который искренне поддерживает наблюдение как основную процедуру приобретения знаний, он, конечно, не был первым, кто предположил, что сенсорное восприятие должно быть основным источником знаний. Среди натурфилософов эпохи Возрождения этой честью обычно удостаивается Телезио. Сам Бэкон признает Телезио «первым из современников» ( De Telesio autem bene Sentimus, atque eum ut amantem veritatis, & Scientiis utilem, &nonnullorum Placitorum emendatorem & novorum hominum primum agnoscimus. Бэкона , из De principiis atque originibus ) за то, что он положил наблюдение превыше всех других методов приобретения знаний о мире природы. Однако эта часто цитируемая фраза Бэкона вводит в заблуждение, поскольку она чрезмерно упрощает и искажает мнение Бэкона о Телезио. Большая часть эссе Бэкона представляет собой нападки на Телезио, и эта фраза, неизменно вырванная из контекста, способствовала общему заблуждению телезианской натурфилософии, придавая ей бэконовскую печать одобрения, что было далеко от первоначальных намерений Бэкона. Бэкон видит в Телезио союзника в борьбе с древней властью, но он не может сказать ничего положительного о конкретных теориях Телезио.
Что, пожалуй, больше всего поражает в De rerum natura , так это попытка Телезио максимально механизировать. Телезио явно стремится объяснить все с точки зрения предмета, сообщаемого горячим и холодным, и сделать свои аргументы как можно более простыми. Когда его дискуссии касаются людей, он вводит инстинкт самосохранения, объясняющий их мотивацию. И когда он обсуждает человеческий разум и его способность абстрактно рассуждать на нематериальные и божественные темы, он добавляет душу. Ибо без души всякая мысль, по его рассуждению, ограничивалась бы материальными вещами. Это сделало бы Бога немыслимым, но ясно, что это не так, ибо наблюдения доказывают, что люди думают о Боге.
Работает
[ редактировать ]
- Телезиус, Бернардини (1586 г.). О природе вещей согласно собственному принципу, книга IX . Гораций Салуиан, Неаполь.
Помимо «О природе вещей» , он писал:
- О сне
- О том, что происходит в воздухе
- Автор: Мари
- О кометах и Млечном Пути
- Об использовании дыхания [3]
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2012 г. ) |
- ^ Лука Ирвин Фрагале, поэт Бернардино Телезио: заметки о двух неопубликованных юношеских эпиграммах , в «Archivum Mentis. Исследования по филологии и гуманистической литературе», А. 5, 2016, с. 247-265, ISSN 2281-3667
- ^ Статья в Стэнфордской энциклопедии философии о Telesio.
- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Телезиус, Бернардино энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 572. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки
[ редактировать ]- Нил К. Ван Деузен, Телесио: первый из современников (Нью-Йорк, 1932)
- Нил Ван Деузен (1035 г.) «Место Телезио в истории философии», Philosophical Review 44 (5): с 417 по 434. дои : 10.2307/2180370
- Лука Ирвин Фрагале, Микроистория и геральдика Калабрии Ситериоре и Козенцы. Из неопубликованных документальных источников , Милан, 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]