Природа порядка
Эта статья может быть написана с точки зрения фаната , а не с нейтральной точки зрения . ( декабрь 2023 г. ) |
Природа порядка: Очерк строительного искусства и природы Вселенной ( ISBN 0-9726529-0-6 ) — четырёхтомный труд архитектора Кристофера Александера, изданный в 2002–2004 годах. В своих более ранних работах Александр пытался сформулировать принципы, которые приводят к созданию хорошей построенной среды, в виде шаблонов или повторяющихся дизайнерских решений. Однако он пришел к выводу, что самих по себе шаблонов недостаточно для создания жизни в зданиях и городах, и что необходимо « морфогенетическое » понимание формирования искусственной среды, а также глубокое понимание того, как создатели вступают в контакт с ней. творческий процесс. [ нужна ссылка ]
Феномен жизни
[ редактировать ]В первом томе делается попытка дать определение «жизни» в искусственной среде и определить, почему в одной искусственной среде может быть больше жизни, чем в другой. Важным для этой идеи является его понятие центров :
- «Центры — это те конкретные идентифицированные множества или системы, которые появляются внутри большего целого как отдельные и заметные части. Они появляются потому, что обладают заметной отчетливостью, которая отделяет их от окружающей среды и делает их связными, и это происходит из-за расположения Из этих связных частей появляются другие связные части. Жизнь или интенсивность одного центра увеличивается или уменьшается в зависимости от положения и интенсивности других близлежащих центров. Прежде всего, центры становятся наиболее интенсивными, когда центры, из которых они состоят, помогают друг другу. ."
Александер утверждает, что любая сущность (центр), например экосистема, пейзаж, сад, город, улица, здание, окно, картина, животное или человек, обладает определенной степенью жизни. По мнению Александра, человек способен ощутить эту степень жизни в сущности объективно, как реальное эмпирическое измерение. Он пытается продемонстрировать это читателю экспериментами, которые он проводил, исследованиями и экспериментами, которые может провести читатель. Способность осознавать степень жизни сущности закладывает основу его теории и творческого процесса, на который, по мнению Александра, способны люди.
Первый том содержит изложение того, что автор называет фундаментальными свойствами, которыми обладают более живые среды. Он утверждает, что процессы, ведущие к созданию хорошей искусственной среды, имеют тенденцию улучшать одно или несколько из этих свойств. Он выделяет пятнадцать геометрических свойств, которые обычно сопровождают присутствие жизни в природе, а также в зданиях и городах, которые мы создаем. Эти свойства снова и снова можно увидеть в природе, а также в городах и улицах прошлого, но почти исчезли в застройках и зданиях последних ста лет. В книге показано, что живая структура зависит от особенностей, которые тесно связаны с человеческой личностью, и что живая структура способна поддерживать человеческое благополучие.
Процесс создания жизни
[ редактировать ]Вторая книга описывает процесс создания «жизни», который является эволюционным процессом. Сложные системы возникают не в полностью сформированном виде, а скорее в результате серии небольших, постепенных изменений. Процесс начинается с простой системы и постепенно изменяет эту систему так, что каждое изменение сохраняет структуру предыдущего шага. Александер называет эти приращения «преобразованиями, сохраняющими структуру», и они необходимы для его процесса.
Первая книга знакомит читателя с 15 геометрическими свойствами, из которых состоят живые системы, а Александр переосмысливает эти геометрические свойства как преобразования, сохраняющие структуру сами по себе, а не как результаты других преобразований. Например, Александр утверждает, что «Уровни масштаба» возникнут естественным образом в результате преобразований, сохраняющих структуру, но он отмечает, что «Уровни масштаба» также можно рассматривать как преобразование, которое вводит уровень масштаба в данную структуру. Опытный проектировщик использовал бы это преобразование, чтобы добавить глубины определенной части создаваемой системы.
Александр противопоставляет трансформации, сохраняющие структуру, «преобразованиям, разрушающим структуру», которые, по его мнению, распространены в современной архитектуре. Сам Александр выражает некоторую симпатию тем, кто использовал эти процессы для проектирования зданий, которые, по его мнению, лишены «жизни»:
- «Я не виню напрямую всех архитекторов, которые построили эти здания во многих местах на земле. Я считаю неуместным испытывать к ним гнев... Скорее, я считаю, что мы должны признать, что архитекторы (часто наши) собственные коллеги), которые нарисовали эти здания, а затем построили их методами и процессами, далекими от их контроля, заслуживают нашего сочувствия за то, что оказались в невозможном положении. То, что вызвало новую традицию разрушающих структуру форм этой эпохи, главным образом. машиноподобные процессы планирования, замысла, составления бюджета, разработки, заключения строительных контрактов, строительных работ и т. д. Архитекторы, полностью принявшие современную машину, едва ли были более чем пешками в игре, которая намного больше, чем они сами».
Видение живого мира
[ редактировать ]Третий том, последний из четырех опубликованных книг, является наименее теоретическим из всех книг и наиболее убедительным с практической точки зрения. В Книге 3 Александр представляет сотни своих собственных построек и построек своих современников, которые использовали аналогичные методы, соответствующие теории жизненного процесса. Проекты включают в себя кварталы, жилье, построенное людьми для себя, общественные здания, общественное городское пространство, орнамент, цвета и детали строительных инноваций. Сотни цветных фотографий предлагают конкретные примеры пространств, вещей и зданий, которых можно достичь, применив теории Александра на практике. [1]
Эти фотографии зданий и обсуждение каждого из них демонстрируют, что именно имеет в виду Александр, когда говорит о живой структуре и использовании жизнетворческих процессов для создания красивых мест и зданий. На эти места не просто приятно смотреть и находиться — они достигают архетипического уровня человеческого опыта, охватывающего столетия, континенты, культуры, технологии, строительные материалы и климат. Они связаны со всеми нами. Они связывают нас с нашими собственными чувствами.
Все четыре книги «Природы порядка» представляют собой новую основу для восприятия и взаимодействия с нашим миром, методологию создания красивых пространств, космологию, в которой искусство, архитектура, наука, религия и светская жизнь комфортно работают вместе. Третья книга показывает нам – визуально, технически и художественно – каким, вероятно, будет для нас мир, построенный в этой космологии и рамках. Шестьсот страниц проектов, построенных и запланированных за тридцатилетний период, включая множество неосуществленных экспериментов, иллюстрируют влияние, которое, вероятно, последует от использования живого процесса в мире. Книга дает читателю интуитивное представление о том, какой мир, его стиль и геометрия, а также его экологический и природный характер. Он завершается оценкой архетипического характера, который, вероятно, раскроется в таком новом, живом мире.
Благодаря этим примерам непрофессионалы, архитекторы, строители, ученые, художники и студенты смогут сделать эту новую структуру реальной для себя, для своей жизни и для своей работы. Александр дарит нам праздник для глаз, ума и сердца. [2]
Светящаяся Земля
[ редактировать ]Основы современной научной мысли, которой уже четыре столетия, прочно укоренены в представлении о том, что Вселенная — это машина, играющая игрушки, машины и безделушки. По сей день наш реальный повседневный опыт самих себя не имеет четкого места в науке. Неудивительно, что машинное мировоззрение поддержало смертоносную архитектуру прошлого века. [3]
Это механистическое мышление и, как следствие, ориентированные на инвестиции участки домов, кондоминиумов и офисов дегуманизировали наши города и нашу жизнь. Как дух, душа, эмоции, чувства могут быть внесены в здание, улицу или проект застройки в наше время? В этом процессе он подошел к религиозным вопросам с научно-философского, а не мистического направления, сосредоточив внимание на человеческих чувствах, благополучии и взаимодействии с природой, а не на метафизике.
«Светящаяся основа», четвертая книга «Природы порядка» , содержит, возможно, самое глубокое откровение в четырехтомном труде. Александр обращается к космологическим последствиям представленной им теории. Книга начинается с критики современного космологического мышления и его отделения от личных чувств и ценностей. Намечаются очертания теории, в которой сама материя носит более духовный, более личный характер. Вот геометрический взгляд на пространство и материю, органично связанный с нашим личным опытом разумных и знающих существ. Это не просто эмоциональное приложение к научной теории других книг. Оно лежит в основе всей работы и коренится в том факте, что две наши стороны — наше аналитическое мышление и наши уязвимые эмоциональные личности как человеческие существа — совпадают и должны использоваться одновременно, если мы когда-нибудь действительно сможем понять, что происходит вокруг нас, и сможем создать живой мир.
Александр полностью отказывается от односторонней механической модели зданий или кварталов как простых сборок технически созданных взаимозаменяемых частей. Он убедительно показывает нам, что в основе каждого действия по строительству или созиданию должна лежать духовная, эмоциональная и личная основа. А затем, в середине книги, появляется стержень произведения — стостраничная глава о цвете, которая драматически передает то, как сознание и дух проявляются в мире.
Это новая космология: сознание неразрывно связано с субстратом материи, присутствующим во всей материи. Эта точка зрения, хотя и радикальная, соответствует нашим самым обычным, повседневным интуициям. Это может открыть путь тем современным учёным, которые начинают рассматривать сознание как основу всей материи и, следовательно, как надлежащий объект научного исследования. И это навсегда изменит наше представление о том, что такое здания. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ О ПРИРОДЕ ПОРЯДКА» . www.natureoforder.com . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ О ПРИРОДЕ ПОРЯДКА» . www.natureoforder.com . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ КНИГИ О ПРИРОДЕ ПОРЯДКА» . www.natureoforder.com . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ КНИГИ О ПРИРОДЕ ПОРЯДКА» . www.natureoforder.com . Проверено 14 июня 2021 г.