Jump to content

Общество

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с Человеческого общества )

Две женщины из Юго-Восточной Азии и пятеро детей сидят на траве и едят рис и овощи.
Плотная толпа из нескольких сотен человек на улице, заполненной магазинами и рекламой.
Несколько десятков солдат-мужчин в официальной стально-синей форме с деревянными винтовками маршируют по широкой улице, а толпа наблюдает за ними.
По часовой стрелке сверху слева : Семья в Саваннакхете , Лаос ; толпа покупок в Махараштре , Индия; военный парад в честь национального праздника Испании.

Общество разделяющая ( / s ə ˈ s ə t i / ) — это группа людей, участвующих в постоянном социальном взаимодействии, или большая социальная группа, одну и ту же пространственную или социальную территорию , обычно подчиняющуюся одной и той же политической власти и доминирующим культурным ожиданиям. Общества характеризуются моделями взаимоотношений ( социальных отношений ) между людьми, разделяющими особую культуру и институты ; данное общество можно описать как совокупность таких отношений между его составляющими членами.

человека Социальные структуры сложны и тесно связаны между собой, характеризуясь специализацией труда посредством социальных ролей . Общества конструируют роли и другие модели поведения, считая определенные действия или концепции приемлемыми или неприемлемыми. Эти ожидания в отношении поведения внутри данного общества известны как социальные нормы . Поскольку общество основано на сотрудничестве , оно может позволить своим членам получать выгоду способами, которые в противном случае были бы затруднительны на индивидуальной основе.

Общества различаются в зависимости от уровня технологий и типа экономической деятельности. В более крупных обществах с большими излишками продовольствия часто наблюдаются стратификации или доминирования модели . В обществах может существовать много разных форм правления, разные способы понимания родства и разные гендерные роли. Поведение человека сильно различается в разных обществах; люди формируют общество, но общество, в свою очередь, формирует людей.

Этимология и использование

[ редактировать ]

Термин «общество» часто относится к большой группе людей в упорядоченном сообществе, в стране или нескольких подобных странах, или к «состоянию общения с другими людьми», например, «они жили в средневековом обществе». [1] XII века Этот термин восходит как минимум к 1513 году и происходит от французского societe (современное французское общество ), что означает «компания». [2] Societe , в свою очередь, произошло от латинского слова societas («товарищество», «союз», «ассоциация»), которое, в свою очередь, произошло от существительного socius товарищ , друг , союзник»). [2]

Концепции

[ редактировать ]

В биологии

[ редактировать ]
Множественные черные муравьи окружают мертвого богомола и ползают по нему
муравьев Социальная этология : Муравьи — эусоциальные насекомые. Социальная группа позволяет своим членам получать выгоды, которые в противном случае были бы невозможны на индивидуальной основе.

Люди , наряду со своими ближайшими родственниками бонобо и шимпанзе , являются очень социальными животными. Этот биологический контекст предполагает, что основополагающая общительность, необходимая для формирования обществ, заложена в человеческой природе. [3] Человеческое общество отличается высокой степенью сотрудничества и во многом отличается от групп шимпанзе и бонобо, включая родительскую роль самцов, [4] [5] использование языка для общения, [3] специализация труда, [6] и тенденция строить «гнезда» (лагеря, поселки или поселки для нескольких поколений). [6]

Некоторые биологи, в том числе энтомолог Э. О. Уилсон , относят людей к эусоциальным , помещая людей с муравьями на самый высокий уровень общительности в спектре этологии животных , хотя другие с этим не согласны. [6] Социальная групповая жизнь, возможно, развилась у людей из-за группового отбора в физической среде, который затруднял выживание. [7]

В социологии

[ редактировать ]

В западной социологии существуют три доминирующие парадигмы понимания общества: функционализм (также известный как структурный функционализм), теория конфликта и символический интеракционизм . [8]

Функционализм

[ редактировать ]

Согласно функционалистской школе мысли, люди в обществе работают вместе, как органы тела, чтобы создать эмерджентное поведение, иногда называемое коллективным сознанием . [9] Социологи XIX века Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм , например, считали, что общество представляет собой отдельный «уровень» реальности, отличный как от биологической, так и от неорганической материи. Поэтому объяснения социальных явлений должны были строиться на этом уровне, поскольку индивиды были лишь временными исполнителями сравнительно стабильных социальных ролей. [10]

Теория конфликта

[ редактировать ]

Теоретики конфликта придерживаются противоположной точки зрения и утверждают, что отдельные лица и социальные группы или социальные классы внутри общества взаимодействуют на основе конфликта , а не согласия. Одним из выдающихся теоретиков конфликтов является Карл Маркс, который рассматривал общество как действующее на экономической «базе» с «надстройкой» в виде правительства, семьи, религии и культуры. Маркс утверждает, что экономическая база определяет надстройку и что на протяжении всей истории социальные изменения были вызваны конфликтом между рабочими и теми, кто владеет средствами производства . [11]

Символический интеракционизм

[ редактировать ]

Символический интеракционизм — это микросоциологическая теория, которая фокусируется на людях и на том, как человек относится к обществу. [12] Символические интеракционисты изучают использование людьми общего языка для создания общих символов и значений. [13] и использовать эту систему координат, чтобы понять, как люди взаимодействуют, создавая символические миры, и, в свою очередь, как эти миры формируют индивидуальное поведение . [14]

Во второй половине 20-го века теоретики начали рассматривать общество как социально сконструированное . [15] В этом ключе социолог Питер Л. Бергер описывает общество как «диалектическое»: общество создается людьми, но это творение, в свою очередь, создает или формирует людей. [16]

Незападные взгляды

[ редактировать ]
Черно-белый портрет Хосе Ризаля
Хосе Ризал , теоретик колониальных обществ

Социологический акцент, сделанный на функционализме, теории конфликта и символическом интеракционизме, подвергался критике как европоцентричный . [17] Малайзийский социолог Сайед Фарид аль-Аттас , например, утверждает, что западные мыслители особенно интересуются последствиями современности , и поэтому их анализ незападных культур ограничен в масштабах. [17] В качестве примеров незападных мыслителей, применивших системный подход к пониманию общества, аль-Аттас упоминает Ибн Халдуна (1332–1406) и Хосе Ризаля (1861–1896). [17]

Халдун, араб , живший в 14 веке, понимал общество, как и остальную часть вселенной, как имеющее «значимую конфигурацию», с ее воспринимаемой случайностью, объясняемой скрытыми причинами. Халдун концептуализировал социальные структуры как имеющие две фундаментальные формы: кочевую и оседлую. Кочевая жизнь характеризуется высокой социальной сплоченностью ( асабийджа ), которая, как утверждал Халдун, возникла из родства, общих обычаев и общей потребности в защите. Сидячий образ жизни, по мнению Халдуна, характеризовался секуляризацией, снижением социальной сплоченности и повышенным интересом к роскоши. [18] Ризал был филиппинским националистом, жившим в конце испанского колониального периода и теоретизировавшим о колониальных обществах. Ризал утверждал, что праздность , которую испанцы использовали для оправдания своей колониальной оккупации, вместо этого была вызвана колониальной оккупацией. Ризал сравнил доколониальную эпоху, когда филиппинцы контролировали торговые пути и имели более высокую экономическую активность, с периодом колониального правления и утверждал, что эксплуатация, экономический беспорядок и колониальная политика, которая препятствовала ведению сельского хозяйства, привели к снижению интереса к работе. [19]

Социологи склонны классифицировать общества в зависимости от уровня их технологического развития и разделять общества на три широкие категории: доиндустриальные , индустриальные и постиндустриальные . [20]

Подразделения этих категорий различаются, и классификации часто основаны на уровне технологий, коммуникаций и экономики. Один из примеров такой классификации принадлежит социологу Герхарду Ленски , который перечисляет: (1) охоту и собирательство; (2) садоводство; (3) сельскохозяйственный; и (4) промышленные; а также специализированные общества (например, рыболовные или скотоводческие). [21]

Некоторые культуры со временем развились в сторону более сложных форм организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели общества. Племена охотников-собирателей временами селились вокруг сезонных запасов еды и превращались в аграрные деревни. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства . Однако эти процессы не являются однонаправленными. [22]

Доиндустриальный

[ редактировать ]

В доиндустриальном обществе производство продуктов питания, которое осуществляется за счет использования труда основным видом экономической деятельности является человека и животных. Эти общества можно подразделить в зависимости от уровня технологии и метода производства продуктов питания. Эти подразделения — охотничье-собирательское, скотоводческое, садоводческое и аграрное. [21]

Охота и собирательство

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Народ сан в Ботсване разжигает огонь вручную.

Основной формой производства продуктов питания в обществах охотников-собирателей является ежедневный сбор диких растений и охота на диких животных. Охотники-собиратели постоянно перемещаются в поисках еды. [23] В результате они не строят постоянные деревни и не создают самых разнообразных артефактов . Потребность в мобильности также ограничивает размер этих обществ, и они обычно образуют лишь небольшие группы, такие как банды и племена . [24] обычно с численностью менее 50 человек на сообщество. [25] [24] Банды и племена относительно эгалитарны , и решения принимаются путем консенсуса . В групповых обществах нет официальных политических должностей, обладающих реальной властью, скорее, вождь - это просто влиятельное лицо, а лидерство основано на личных качествах. [26] Семья образует основную социальную ячейку , большинство членов которой связаны рождением или браком. [27]

Антрополог Маршалл Салинс охарактеризовал охотников-собирателей как « изначальное общество изобилия » из-за их расширенного свободного времени: Сахлинс подсчитал, что взрослые в обществах охотников-собирателей работают от трех до пяти часов в день. [28] [29] Эта точка зрения была оспорена другими исследователями, которые указали на высокий уровень смертности и постоянные войны в обществах охотников-собирателей. [30] [31] [32] Сторонники точки зрения Салинса утверждают, что общее благополучие людей в обществах охотников-собирателей бросает вызов предполагаемой взаимосвязи между техническим прогрессом и человеческим прогрессом . [33] [34]

Пастораль

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
масаи Мужчины исполняют адуму — традиционный танец в прыжках.

Вместо того, чтобы ежедневно искать пищу, члены скотоводческого общества полагаются на одомашненных стадных животных для удовлетворения своих потребностей в пище. Скотоводы обычно ведут кочевой образ жизни, перегоняя свои стада с одного пастбища на другое. [35] Размер сообщества в скотоводческих обществах аналогичен размерам сообществ охотников-собирателей (около 50 особей), но в отличие от охотников-собирателей пасторальные общества обычно состоят из нескольких общин — среднее скотоводческое общество насчитывает тысячи человек. Это связано с тем, что скотоводческие группы, как правило, живут на открытых территориях, где легко передвигаться, что обеспечивает политическую интеграцию. [36] Пасторальные общества склонны создавать излишки продовольствия и имеют специализированную рабочую силу. [20] и высокий уровень неравенства. [36]

Садоводческий

[ редактировать ]

Фрукты и овощи, выращенные на садовых участках, очищенных от джунглей или лесов, являются основным источником пищи в садоводческом обществе. Эти общества имеют такой же уровень технологий и сложности, как и скотоводческие общества. [37] Наряду с скотоводческими обществами около 10 000 лет назад возникли садоводческие общества, после того как технологические изменения, произошедшие в результате сельскохозяйственной революции, позволили выращивать сельскохозяйственные культуры и разводить животных. [37] Садоводы используют человеческий труд и простые инструменты для обработки земли в течение одного или нескольких сезонов. Когда земля становится бесплодной, садоводы расчищают новый участок и оставляют старый участок, чтобы он вернулся в свое естественное состояние. Они могут вернуться на родную землю через несколько лет и начать процесс заново. Ротируя свои садовые участки, садоводы могут находиться на одном участке в течение длительного периода времени. Это позволяет им строить постоянные или полупостоянные деревни. [38]

Как и в скотоводческих обществах, избыток еды приводит к более сложному разделению труда. Специализированные роли в садоводческих обществах включают ремесленников, шаманов (религиозных лидеров) и торговцев. [38] Эта ролевая специализация позволяет садоводческим обществам создавать разнообразные артефакты. Дефицитные, защищенные ресурсы могут привести к неравенству в богатстве в садоводческих политических системах. [39]

Аграрный

[ редактировать ]
Картина фермеров с одной пахотой двумя волами.
Вспашка на волах в 15 веке.

Аграрные общества используют достижения сельскохозяйственных технологий для выращивания сельскохозяйственных культур на больших территориях. Ленский различает садоводческие и аграрные общества по использованию плуга . [40] Увеличение запасов продовольствия благодаря усовершенствованным технологиям означает, что аграрные сообщества крупнее, чем садоводческие сообщества. Увеличение излишков продовольствия приводит к тому, что города становятся центрами торговли. Экономическая торговля, в свою очередь, ведет к усилению специализации, в том числе правящего класса, а также педагогов, ремесленников, торговцев и религиозных деятелей, которые не принимают непосредственного участия в производстве продуктов питания. [41]

Аграрные общества особенно известны крайностями социальных классов и жесткой социальной мобильностью. [42] Поскольку земля является основным источником богатства, социальная иерархия развивается на основе землевладения , а не труда. Система стратификации характеризуется тремя совпадающими контрастами: правящий класс против масс , городское меньшинство против крестьянского большинства и грамотное меньшинство против неграмотного большинства. В результате образуются две разные субкультуры; городская элита против крестьянских масс. Более того, это означает, что культурные различия внутри аграрных обществ больше, чем различия между ними. [43]

Землевладельческие слои обычно объединяют правительственные, религиозные и военные институты, чтобы оправдать и обеспечить соблюдение своей собственности, а также поддержать сложные модели потребления, рабство , крепостное право или рабство обычно являются уделом первичного производителя. Правители аграрных обществ часто управляют своей империей не ради общего блага или во имя общественных интересов , а как собственность, которой они владеют. [44] Кастовые системы , исторически сложившиеся в Южной Азии, связаны с аграрными обществами, где пожизненный сельскохозяйственный распорядок дня зависит от жесткого чувства долга и дисциплины. Ученый Дональд Браун предполагает, что акцент на личных свободах и свободах современного Запада был во многом реакцией на резкое и жесткое расслоение аграрных обществ. [45]

Промышленный

[ редактировать ]
Промышленный поезд
Промышленный транспорт, в том числе поезда , может стабилизировать экономику, что приведет к росту населения.

Индустриальные общества, возникшие в 18 веке в результате промышленной революции , в массовом производстве товаров в значительной степени полагаются на машины, приводимые в движение внешними источниками. [46] [47] Если в доиндустриальных обществах большая часть труда занята в первичных отраслях, ориентированных на добычу сырья (сельское хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность и т. д.), то в индустриальных обществах труд в основном сосредоточен на переработке сырья в готовую продукцию. [48] Современные общества различаются по степени индустриализации: некоторые используют в основном новые источники энергии (например, уголь, нефть и ядерную энергию ), а другие продолжают полагаться на энергию человека и животных. [49]

Индустриализация связана с демографическим бумом и ростом городов. Повышение производительности, а также стабильность, вызванная улучшением транспорта, приводят к снижению смертности и, как следствие, росту населения. [50] Централизованное производство товаров на фабриках и снижение потребности в сельскохозяйственной рабочей силе приводят к урбанизации . [47] [51] Индустриальные общества часто являются капиталистическими и характеризуются высокой степенью неравенства наряду с высокой социальной мобильностью , поскольку бизнесмены используют рынок для накопления больших объемов богатства. [47] Условия труда на фабриках, как правило, ограничительные и суровые. [52] Работники, имеющие общие интересы, могут объединяться в профсоюзы для продвижения этих интересов. [53]

В целом индустриальные общества характеризуются возросшей властью человека. Технологические достижения означают, что индустриальные общества имеют повышенный потенциал для ведения смертоносных войн. Правительства используют информационные технологии для усиления контроля над населением. Индустриальные общества также оказывают повышенное воздействие на окружающую среду . [54]

Постиндустриальный

[ редактировать ]

Постиндустриальные общества — это общества, в которых доминируют информация и услуги, а не производство товаров. [55] В развитых индустриальных обществах наблюдается сдвиг в сторону увеличения сектора услуг по сравнению с производством. Сферы услуг включают образование, здравоохранение и финансы. [56]

Информация

[ редактировать ]
Многие люди собрались в большом конференц-зале
Всемирный саммит по информационному обществу, Женева

Информационное общество — это общество, в котором использование, создание , распространение , манипулирование и интеграция информации являются важной деятельностью. [57] Сторонники идеи о том, что современное глобальное общество является информационным обществом, утверждают, что информационные технологии влияют на наиболее важные формы социальной организации, включая образование, экономику, здравоохранение, управление, войну и уровень демократии. [58] Хотя концепция информационного общества обсуждается с 1930-х годов, в наши дни она почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на общество и культуру. Таким образом, он охватывает влияние компьютеров и телекоммуникаций на дом, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных сообществах и организациях, а также появление новых социальных форм в киберпространстве. [59]

Три человека работают за компьютерами в диспетчерской
Сеульская Cyworld диспетчерская

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было перенесено с информационного общества на общество знаний. Общество знаний генерирует, разделяет и делает доступными для всех членов общества знания, которые могут быть использованы для улучшения условий жизни человека . [60] Общество знаний отличается от информационного общества тем, что оно преобразует информацию в ресурсы, которые позволяют обществу предпринимать эффективные действия, а не только создавать и распространять необработанные данные . [61]

Характеристики

[ редактировать ]

Нормы и роли

[ редактировать ]

Социальные нормы — это общие стандарты приемлемого поведения групп. [62] [63] Социальные нормы, которые могут быть как неформальными пониманиями, регулирующими поведение членов общества, так и кодифицированными в правила и законы. [64] являются мощными движущими силами человеческого поведения. [65]

Социальные роли — это нормы, обязанности и модели поведения, которые связаны с социальным статусом человека. [66] В функционалистской мысли люди формируют структуру общества, занимая социальные роли. [10] Согласно символическому интеракционизму, люди используют символы для навигации и общения между ролями. [67] Эрвинг Гофман использовал метафору театра для разработки драматургической линзы , которая утверждает, что роли предоставляют сценарии, управляющие социальными взаимодействиями. [67]

Пол и родство

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Египетская семья едет на повозке, запряженной ослами, 2019 год. Семейные отношения являются одним из важнейших организационных принципов во многих обществах.

Разделение людей на мужские и женские гендерные роли в культуре отмечено соответствующим разделением норм, обычаев , одежды , поведения , прав, обязанностей, привилегий , статуса и власти . Некоторые утверждают, что гендерные роли естественным образом возникают из-за половых различий , которые приводят к разделению труда, при котором женщины берут на себя репродуктивный труд и другие домашние роли. [68] Гендерные роли исторически менялись, и во многих обществах возникали проблемы с преобладающими гендерными нормами. [69] [70]

Все человеческие общества организуют, признают и классифицируют типы социальных отношений, основанные на отношениях между родителями, детьми и другими потомками ( кровное родство ), а также отношениях через брак ( родство ). Существует и третий тип семейных отношений, применяемый к крестным родителям или усыновителям ( фиктивный ). Эти культурно определенные отношения называются родством. Во многих обществах это один из наиболее важных принципов социальной организации, который играет роль в передаче статуса и наследования . [71] Во всех обществах существуют правила табу на инцест , согласно которым браки между определенными видами родственных отношений запрещены; а в некоторых обществах также существуют правила преимущественного брака с некоторыми другими родственниками. [72]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Человеческие этнические группы — это социальная категория, которая идентифицируется как группа на основе общих атрибутов, которые отличают их от других групп. Этими общими атрибутами могут быть общий набор традиций, происхождения , языка , истории, общества, культуры, нации, религии или социального обращения в пределах места проживания. [73] [74] Общепринятого определения того, что представляет собой этническая группа, не существует. [75] и люди развили способность относительно легко менять принадлежность к социальным группам, включая выход из групп с ранее прочными союзами, если это рассматривается как предоставление личных преимуществ. [76] Этническая принадлежность отделена от концепции расы , которая основана на физических характеристиках, хотя обе они являются социально сконструированными . [77] Присвоить этническую принадлежность определенному населению сложно, поскольку даже внутри общих этнических обозначений могут существовать самые разнообразные подгруппы, а состав этих этнических групп может со временем меняться как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. [78] Этнические группы могут играть мощную роль в социальной идентичности и солидарности этнополитических единиц. Этническая идентичность была тесно связана с возникновением национального государства как преобладающей формы политической организации в XIX и XX веках. [79] [80] [81]

Правительство и политика

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
Штаб -квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, в которой находится одна из крупнейших политических организаций мира.

Правительства создают законы и политику , которые влияют на людей, которыми они управляют. На протяжении всей истории человечества существовало множество форм правления с различными способами распределения власти, а также с разными уровнями и средствами контроля над населением. [82] В ранней истории распределение политической власти определялось наличием пресной воды , плодородной почвы и умеренного климата в разных местах. [83] По мере того как фермерское население собиралось в более крупные и плотные сообщества, взаимодействие между различными группами увеличивалось, что привело к дальнейшему развитию управления внутри сообществ и между ними. [84]

По состоянию на 2022 год По данным The Economist , 43% национальных правительств были демократическими , 35% — автократическими , а 22% содержали элементы того и другого. [85] Многие страны создали международные политические организации и альянсы, крупнейшей из которых является Организация Объединенных Наций, насчитывающая 193 государства-члена. [86] [87]

Торговля и экономика

[ редактировать ]
Карта с изображением Шелкового пути и соответствующих торговых путей.
Дальние торговые маршруты специй вдоль Шелкового пути (зеленые) и другие маршруты (красные) около I века нашей эры.

Торговля, добровольный обмен товарами и услугами, уже давно является аспектом человеческого общества и рассматривается как характеристика, отличающая людей от других животных. [88] Торговля даже упоминалась как практика, которая дала Homo sapiens главное преимущество перед другими гоминидами; данные свидетельствуют о том, что ранние H. sapiens использовали дальние торговые пути для обмена товарами и идеями, что приводило к культурным взрывам и обеспечивало дополнительные источники пищи, когда охота была редкой. Для ныне вымерших неандертальцев таких торговых сетей не существовало . [88] [89] Ранняя торговля заключалась в обмене материалами для создания инструментов, таких как обсидиан , на коротких расстояниях. [90] Напротив, на протяжении всей античности и средневековья по некоторым наиболее влиятельным маршрутам на дальние расстояния доставлялись продукты питания и предметы роскоши, такие как торговля специями . [91]

Ранняя человеческая экономика , скорее всего, была основана на дарении подарков , а не на бартерной системе. [92] Ранние деньги состояли из товаров ; старейшее существо имело форму крупного рогатого скота, а наиболее широко используемыми были раковины каури . [93] [94] С тех пор деньги превратились в выпущенные правительством монеты , бумажные и электронные деньги . [95] [96] Человеческое исследование экономики — это социальная наука , которая изучает, как общество распределяет ограниченные ресурсы между разными людьми. [97] Существует огромное неравенство в распределении богатства между людьми; по состоянию на 2018 год в Китае, Европе и США самая богатая десятая часть людей владеет более чем семью десятыми общего богатства этих регионов. [98]

Конфликт

[ редактировать ]
обратитесь к подписи
его Отступление Наполеона после неудавшегося вторжения в Россию в 1812 году (картина маслом Адольфа Нортена , 1851 год)

Готовность людей массово убивать других представителей своего вида посредством организованных конфликтов (т.е. войны) уже давно является предметом споров. Одна из школ считает, что война возникла как средство устранения конкурентов и что насилие является врожденной характеристикой человека. Люди совершают насилие против других людей с частотой, сравнимой с другими приматами (хотя люди убивают взрослых с относительно высокой частотой и имеют относительно низкий уровень детоубийств ). [99]

Другая школа мысли предполагает, что война – явление сравнительно недавнее и появилось вследствие изменения социальных условий. [100] Хотя имеющиеся данные и не установлены, нынешние данные свидетельствуют о том, что воинственное поведение стало обычным явлением только около 10 000 лет назад, а во многих регионах даже позже. [100]

Филогенетический анализ предсказывает, что 2% смертей людей будут вызваны убийствами, что примерно соответствует уровню убийств в племенных обществах. [101] Однако уровень насилия сильно различается в зависимости от социальных норм. [101] [102] а уровень убийств в обществах, где есть правовые системы и сильные культурные установки против насилия, составляет около 0,01%. [102]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Значение общества в английском языке» . Кембриджский словарь . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 8 января 2024 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б "Общество" . Словарь Мерриам-Вебстера . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 8 января 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Фукуяма, Фрэнсис (2011). «Состояние природы». Истоки политического порядка: от дочеловеческих времен до Французской революции (Первое изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 26–48. ISBN  978-0-374-22734-0 . LCCN   2010038534 . OCLC   650212556 .
  4. ^ Годелье, Морис (2004). Метаморфозы родства (на французском языке). Фаярд. ISBN  2-213-61490-3 . LCCN   2004459773 . OCLC   61137773 .
  5. ^ Гуди, Джек (ноябрь – декабрь 2005 г.). «Лабиринт родства» . Новый левый обзор . II (36). Лондон, Великобритания: 127–139. ISSN   0028-6060 . LCCN   63028333 . ОСЛК   1605213 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 8 января 2024 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Анжер, Натали (апрель 2012 г.). «Новый взгляд Эдварда О. Уилсона на человеческую природу» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 21 декабря 2023 года . Проверено 8 января 2024 г.
  7. ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2007). Эволюция для всех: как теория Дарвина может изменить наше представление о нашей жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Делакорт. ISBN  978-0-385-34092-2 . LCCN   2006023685 . OCLC   70775599 .
  8. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , стр. 103–108.
  9. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , стр. 103–104.
  10. ^ Перейти обратно: а б Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда Мари (2011). Социология (7-е изд.). Торонто, Канада: Пирсон Прентис Холл . ISBN  978-0-13-700161-3 . OCLC   434559397 .
  11. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , стр. 104–105.
  12. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 21, 108.
  13. ^ Холл, Питер М. (2007). «Символическое взаимодействие». В Ритцере, Джордже (ред.). Энциклопедия социологии Блэквелла . Том. 10. дои : 10.1002/9781405165518.wbeoss310 . ISBN  978-1-4051-2433-1 . LCCN   2006004167 . OCLC   63692691 .
  14. ^ Уэст, Ричард Л.; Тернер, Линн Х. (2018). Введение в теорию коммуникации: анализ и применение (6-е изд.). Макгроу-Хилл Образование. ISBN  978-1-259-87032-3 . LCCN   2016059715 . OCLC   967775008 .
  15. ^ Конерли, Холмс и Таманг, 2021 , стр. 109–110.
  16. ^ Бергер, Питер Л. (1967). Священный сень: элементы социологической теории религии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc. 3. ISBN  978-0-385-07305-9 . LCCN   90034844 . ОСЛК   22736039 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с аль-Аттас, Сайед Фарид (март 2021 г.). «Депарохиализация канона: случай социологической теории» . Журнал исторической социологии . 34 (1): 13–27. дои : 10.1111/johs.12314 . ISSN   0952-1909 . LCCN   89656316 . OCLC   18102209 . S2CID   235548680 . Архивировано из оригинала 31 января 2024 года . Проверено 31 января 2024 г.
  18. ^ Беккер, Ховард ; Барнс, Гарри Элмер (1961). «Встреча Востока и Запада и развитие секуляризма». Общественная мысль от знаний к науке . Том. 1 (3-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications . стр. 266–277. LCCN   61004323 . OCLC   423043 .
  19. ^ Алатас, Сайед Фарид ; Синха, Винита (2017). «Хосе Ризал (1861-1896)». Социологическая теория за пределами канона . Лондон, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN  978-1-137-41133-4 . LCCN   2017934880 . OCLC   966921499 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 99.
  21. ^ Перейти обратно: а б Ленски и Ленски 1974 , с. 96.
  22. ^ Глассман, Рональд М. (20 июня 2017 г.). «Важность городов-государств в эволюции демократических политических процессов». Истоки демократии в племенах, городах-государствах и национальных государствах . Спрингер . п. 1502. дои : 10.1007/978-3-319-51695-0_126 . ISBN  978-3-319-51695-0 . LCCN   2019746650 . OCLC   1058216897 .
  23. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 135.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ленски и Ленски 1974 , с. 134.
  25. ^ Ли, Ричард Б.; Дейли, Ричард Х. (1999). «Введение: собиратели и другие». Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета . п. 3. ISBN  0-521-57109-Х . LCCN   98038671 . OCLC   39654919 .
  26. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 146.
  27. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 142.
  28. ^ Салинс, Маршалл Д. (1968). «Дискуссии, Часть II: Заметки о первоначальном обществе изобилия». В Ли, Ричард Б.; ДеВор, Ирвен (ред.). Человек Охотник . Чикаго, Иллинойс: Издательская компания Aldine. стр. 85–89. LCCN   67017603 . OCLC   490234 .
  29. ^ Салинс, Маршалл Д. (1972). «Первоначальное общество изобилия» . Экономика каменного века . Чикаго, Иллинойс: Aldine-Atherton, Inc., с. 34. ISBN  0-202-01098-8 . LCCN   75169506 . ОСЛК   363958 . Архивировано из оригинала 1 октября 2019 года . Проверено 9 января 2024 г. Отчеты об охотниках и собирателях этнологического настоящего, особенно о тех, кто живет в маргинальных средах, предполагают, что в производстве продуктов питания на одного взрослого работника в день приходится в среднем от трех до пяти часов.
  30. ^ Хилл, Ким; Уртадо, AM; Уокер, Р.С. (апрель 2007 г.). «Высокая смертность взрослого населения среди охотников-собирателей хиви: последствия для эволюции человека». Журнал эволюции человека . 52 (4): 443–454. дои : 10.1016/j.jhevol.2006.11.003 . eISSN   1095-8606 . ISSN   0047-2484 . LCCN   72623558 . OCLC   925940973 . ПМИД   17289113 .
  31. ^ Кили, Лоуренс Х. (1996). «Crying Havoc: Вопрос причин». Война до цивилизации . Издательство Оксфордского университета . стр. 113–126. ISBN  0-19-509112-4 . LCCN   94008998 . ОСЛК   30158105 .
  32. ^ Каплан, Дэвид (осень 2000 г.). «Темная сторона «первоначального общества изобилия» ». Журнал антропологических исследований . 56 (3). Издательство Чикагского университета : 287–484. дои : 10.1086/jar.56.3.3631086 . eISSN   2153-3806 . ISSN   0091-7710 . LCCN   2006237061 . ОСЛК   60616192 . S2CID   140333399 .
  33. ^ Гауди, Джон (2005). «Охотники-собиратели и мифология рынка» . В Ли, Ричард Б.; Дейли, Ричард Х. (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета . стр. 391–398. ISBN  0-521-57109-Х . LCCN   98038671 . OCLC   39654919 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 9 января 2024 г.
  34. ^ Льюис, Джером (сентябрь 2008 г.). Уоткинс, Стюарт (ред.). «Управление изобилием, а не погоня за дефицитом: настоящая задача XXI века» (PDF) . Радикальная антропология (2). Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2013 года . Проверено 9 января 2024 г.
  35. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 267.
  36. ^ Перейти обратно: а б Ленски и Ленски 1974 , стр. 268–269.
  37. ^ Перейти обратно: а б Буллиет, Ричард В .; Кроссли, Памела Кайл ; Хедрик, Дэниел Р .; Хирш, Стивен В.; Джонсон, Лайман Л.; Нортруп, Дэвид (2015). Земля и ее народы: глобальная история (6-е изд.). Cengage Обучение. п. 14. ISBN  978-1-285-44563-2 . ЛЦН   2014932005 . OCLC   891574574 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Ленски и Ленски 1974 , с. 165.
  39. ^ Гурвен, Майкл; Боргерхофф Малдер, Моник; Хупер, Пол Л.; Каплан, Хиллард; Куинлан, Роберт; Сир, Ребекка; Шнитер, Эрик; фон Рюден, Кристофер; Боулз, Сэмюэл; Герц, Том; Белл, Адриан (19 февраля 2010 г.). «Одомашнивание само по себе не приводит к неравенству: передача богатства между поколениями среди садоводов» (PDF) . Современная антропология . 51 (1): 49–64. дои : 10.1086/648587 . S2CID   12364888 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 19 декабря 2023 г. - через CrossRef.
  40. ^ Ленски и Ленски 1987 , стр. 164–166.
  41. ^ Ленски и Ленски 1987 , стр. 166–172.
  42. ^ Ланглуа, Саймон (2001). «Традиции: Социальные» . В Смелзере, Нил Дж .; Балтес, Пол Б. (ред.). Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук . Том. 23 (1-е изд.). Эльзевир Наука . п. 15830. дои : 10.1016/B0-08-043076-7/02028-3 . ISBN  0-08-043076-7 . LCCN   2001044791 . OCLC   47869490 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 7 января 2024 г.
  43. ^ Браун 1988 , стр. 78–82.
  44. ^ Ленски, Герхард ; Нолан, Патрик (2010). «Сельскохозяйственная экономика». Человеческие общества: введение в макросоциологию (11-е изд.). Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. стр. 35–37. ISBN  978-0-19-994602-0 .
  45. ^ Браун 1988 , с. 112.
  46. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 315.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 101.
  48. ^ Нолан и Ленски 2009 , с. 221.
  49. ^ Нолан и Ленски 2009 , с. 208.
  50. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 319.
  51. ^ Ленски и Ленски 1974 , с. 328.
  52. ^ Нолан и Ленски 2009 .
  53. ^ Нолан и Ленски 2009 , с. 223.
  54. ^ Нолан и Ленски 2009 , с. 205.
  55. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 102.
  56. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 528.
  57. ^ Бенигер, Джеймс Ральф (1986). Революция контроля: технологические и экономические истоки информационного общества . Издательство Гарвардского университета . стр. 21–22. ISBN  0-674-16986-7 . LCCN   85031743 . OCLC   13064782 .
  58. ^ Маттеларт, Арманд (2003). История информационного общества [ Информационное общество: Введение ]. Перевод Тапонье, Сьюзен Г.; Коэн, Публикации Джеймса А. SAGE . стр. 99–158. ISBN  0-7619-4948-8 . LCCN   2002114570 . OCLC   52391229 .
  59. ^ Лион, Дэвид (2002). «Киберпространство: за пределами информационного общества?». В Армитидже, Джон; Робертс, Джоан (ред.). Жизнь в киберпространстве: технологии и общество в 21 веке . Континуум . стр. 21–33. ISBN  0-8264-6035-6 . LCCN   2002071646 . OCLC   824653965 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
  60. ^ Филлипс, Фред; Ю, Чинг-Ин; Хамид, Тахир; Эль Ахдари, Махмуд Абдулла (2017). «Истоки общества знаний и нынешняя траектория» . Международный журнал инновационных исследований . 1 (3): 175–191. дои : 10.1016/j.ijis.2017.08.001 .
  61. ^ Кастельфранки, Криштиану (декабрь 2007 г.). «Шесть критических замечаний о науке и построении общества знаний» . Журнал научной коммуникации . 6 (4). СИССА : C03. дои : 10.22323/2.06040303 . ISSN   1824-2049 . OCLC   56474936 .
  62. ^ Лапински, Мария Найт; Римал, Раджив Н. (май 2005 г.). «Объяснение социальных норм». Теория коммуникации . 15 (2): 127–147. дои : 10.1093/ct/15.2.127 . ISSN   1050-3293 . LCCN   91660236 . OCLC   49374452 .
  63. ^ Финнемор, Марта (1996). Национальные интересы в международном обществе . Издательство Корнельского университета. стр. 22–24, 26–27. ISBN  978-0-8014-8323-3 . JSTOR   10.7591/j.ctt1rv61rh . LCCN   96013991 . OCLC   34473682 . Архивировано из оригинала 1 июня 2021 года . Проверено 22 декабря 2023 г.
  64. ^ Пристл, Анн-Катрин; Килиан, Свен; Манн, Андреас (8 ноября 2020 г.). «Когда социальная норма заражается червем? Распутывание социальных нормативных влияний на устойчивое потребительское поведение» (PDF) . Журнал поведения потребителей: обзор международных исследований . 20 (3): 635–654. дои : 10.1002/cb.1890 . ISSN   1472-0817 . LCCN   2005206515 . OCLC   49883766 . S2CID   228807152 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 апреля 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
  65. ^ Легро, Джеффри В. (зима 1997 г.). «Какие нормы имеют значение? Возвращаясь к «провалу» интернационализма». Международная организация . 51 (1): 31–63. дои : 10.1162/002081897550294 . ISSN   0020-8183 . JSTOR   2703951 . LCCN   49001752 . S2CID   154368865 .
  66. ^ Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 111.
  67. ^ Перейти обратно: а б Конерли, Холмс и Таманг 2021 , с. 112.
  68. ^ Риджуэй, Сесилия Л. (2001). «Взаимодействие в малых группах и гендер». В Смелзере, Нил Дж .; Балтес, Пол Б. (ред.). Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук . Том. 21 (1-е изд.). Эльзевир Наука . стр. 14185–14189. дои : 10.1016/B0-08-043076-7/03999-1 . ISBN  0-08-043076-7 . LCCN   2001044791 . OCLC   47869490 .
  69. ^ Альтерс, Сандра; Шифф, Венди (2011). Основные концепции здорового образа жизни (обновленное 5-е изд.). Издательство Джонс и Бартлетт . п. 143. ИСБН  978-0-7637-8975-6 . LCCN   2009053267 . OCLC   496282269 .
  70. ^ Фортин, Николь М. (2005). «Гендерно-ролевые отношения и результаты женщин на рынке труда в странах ОЭСР». Оксфордский обзор экономической политики . 21 (3). Издательство Оксфордского университета : 416–438. дои : 10.1093/oxrep/gri024 . LCCN   92648878 . ОСЛК   39193155 .
  71. ^ Гиллеспи, Сьюзен Д. (2000). «За пределами родства: Введение». У Джойса, Розмари А.; Гиллеспи, Сьюзен Д. (ред.). За пределами родства: социальное и материальное воспроизводство в домашних обществах . Издательство Пенсильванского университета . стр. 1–21. ISBN  0-8122-3547-9 . LCCN   00021501 . OCLC   43434760 .
  72. ^ Итао, Кенджи; Канеко, Кунихико (4 февраля 2020 г.). «Эволюция структур родства, движимая брачными узами и конкуренцией» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 117 (5): 2378–2384. Бибкод : 2020PNAS..117.2378I . дои : 10.1073/pnas.1917716117 . ПМК   7007516 . ПМИД   31964846 .
  73. ^ Чандра, Канчан (2012). «Что такое этническая идентичность? Минималистское определение». Конструктивистские теории этнической политики . Издательство Оксфордского университета. стр. 69–70. ISBN  978-0-19-989315-7 . LCCN   2012006989 . OCLC   779097212 .
  74. ^ Пиплс, Джеймс; Бейли, Гаррик (2012). Человечество: Введение в культурную антропологию (9-е изд.). Уодсворт, Cengage Learning. п. 389. ИСБН  978-1-111-34956-1 . LCCN   2010936947 . OCLC   698482450 . По сути, этническая группа — это названная социальная категория людей, основанная на восприятии общего социального опыта или опыта предков. Члены этнической группы считают себя обладателями культурных традиций и истории, которые отличают их от других групп.
  75. ^ Чандра, Канчан (15 июня 2006 г.). «Что такое этническая идентичность и имеет ли она значение?» . Ежегодный обзор политической науки . 9 : 397–424. doi : 10.1146/annurev.polisci.9.062404.170715 . ISSN   1094-2939 . LCCN   98643699 . OCLC   37047805 .
  76. ^ Кронк, Ли; Пиявка, Бет Л. (20 сентября 2017 г.). «Как люди так хорошо разбираются в политике?» . Журнал антропологии Sapiens . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 11 января 2024 г.
  77. ^ Блэкмор, Эрин (22 февраля 2019 г.). «Раса и этническая принадлежность: чем они отличаются?» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 7 января 2024 г.
  78. ^ Рабочая группа по расе, этнической принадлежности и генетике (октябрь 2005 г.). «Использование расовых, этнических и предковых категорий в исследованиях генетики человека» . Американский журнал генетики человека . 77 (4): 519–532. дои : 10.1086/491747 . ПМК   1275602 . ПМИД   16175499 .
  79. ^ Смит, Энтони Д. (1999). Мифы и воспоминания нации . Издательство Оксфордского университета . стр. 4–7. ISBN  978-0-19-829534-1 . OCLC   41641377 .
  80. ^ Бэнтон, Майкл (24 января 2007 г.). «Макс Вебер об «этнических сообществах»: критика». Нации и национализм . 13 (1): 19–35. дои : 10.1111/j.1469-8129.2007.00271.x .
  81. ^ Смит, Энтони Д. (2006). «Этническая принадлежность и национализм». В Деланти, Жерар ; Кумар, Кришан (ред.). Справочник SAGE по нациям и национализму . Лондон: Публикации SAGE . п. 171. ИСБН  1-4129-0101-4 . LCCN   2005936296 . OCLC   64555613 .
  82. ^ Харрисон, Дж. Франк (2010) [2009]. «Формы и модели правления». В Секигути; Масаси (ред.). Правительство и политика . Том. 1. Великобритания: Издательство Eolss. стр. 30–48. ISBN  978-1-84826-969-9 . OCLC   938309332 .
  83. ^ Холслаг, Джонатан (2018). Политическая история мира: три тысячи лет войны и мира . Пингвин Букс, Лимитед. стр. 24–25. ISBN  978-0-241-35204-5 . LCCN   2018487155 . OCLC   1066747142 .
  84. ^ Кристиан, Дэвид (2004). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета . п. 284. ИСБН  978-0-520-24476-4 . LCCN   2003012764 . OCLC   52458844 . Там, где производительность росла и население росло, фермерские сообщества и технологии распространялись в регионы, которые раньше были малонаселенными, тем самым закладывая основы для новых регионов аграрной цивилизации.
  85. ^ «Индекс демократии 2022: передовая демократия и битва за Украину» (PDF) . Аналитическое подразделение экономиста . 2023. с. 3. Архивировано (PDF) из оригинала 30 марта 2023 г. Проверено 11 января 2024 г.
  86. ^ Эверс, Жанна, изд. (19 октября 2023 г.). «Международная организация» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 11 января 2024 г.
  87. ^ Мингст, Карен А.; Карнс, Маргарет П.; Лион, Алинна Дж. (2022). «Организация Объединенных Наций в мировой политике». Организация Объединенных Наций в 21 веке (6-е изд.). Рутледж . стр. 1–20. дои : 10.4324/9781003038269-1 . ISBN  978-1-003-03826-9 . LCCN   2021042389 . OCLC   1284920072 .
  88. ^ Перейти обратно: а б Хоран, Ричард Д.; Бульте, Эрвин; Шогрен, Джейсон Ф. (сентябрь 2005 г.). «Как торговля спасла человечество от биологического исключения: экономическая теория вымирания неандертальцев». Журнал экономического поведения и организации . 58 (1): 1–29. дои : 10.1016/j.jebo.2004.03.009 . ISSN   0167-2681 . LCCN   81644042 . OCLC   6974696 .
  89. ^ Гиббонс, Джон (11 августа 2015 г.). «Почему вымерли неандертальцы?» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 13 января 2024 г.
  90. ^ Гош, Стивен С.; Стернс, Питер Н. , ред. (2008). «Начало 1000 г. до н.э.». Домодернистское путешествие в мировой истории . Рутледж . стр. 7–9. ISBN  978-0-415-22940-1 . LCCN   2007004687 . OCLC   82286698 .
  91. ^ Энрикес, Марта. «Как специи изменили древний мир» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 13 января 2024 г.
  92. ^ Штраус, Илана Э. (26 февраля 2016 г.). «Миф о бартерной экономике» . Атлантика . Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года . Проверено 13 января 2024 г.
  93. ^ Семенова Алла (14 апреля 2011 г.). «Вы бы торговались с Богом? Почему деньги создавались святыми долгами, а не светскими рынками». Американский журнал экономики и социологии . 70 (2): 376–400. дои : 10.1111/j.1536-7150.2011.00779.x . eISSN   1536-7150 . ISSN   0002-9246 . LCCN   45042294 . ОСЛК   1480136 .
  94. ^ Ян, Бин (март 2011 г.). «Взлет и падение ракушек Каури: Азиатская история». Журнал всемирной истории . 22 (1). Издательство Гавайского университета : 1–25. eISSN   1527-8050 . ISSN   1045-6007 . JSTOR   23011676 . LCCN   90640778 . OCLC   20155374 .
  95. ^ Чоун, Джон Ф. (1994). История денег: с 800 г. н.э. Рутледж . ISBN  0-415-10279-0 . LCCN   93031293 . ОСЛК   28708022 .
  96. ^ Эванс, Дэвид С. (24 января 2005 г.). «Рост и распространение кредитных карт в обществе» . Обзор экономики платежных карт . 2 : 59–76. ISSN   1946-4983 . LCCN   2004240967 . OCLC   54674679 . ССНР   653382 . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 14 января 2024 г.
  97. ^ «Зачем нам нужны экономисты и изучение экономики?» . Федеральный резервный банк Сан-Франциско . Июль 2000 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г. Проверено 13 января 2024 г.
  98. ^ Цукман, Габриэль (2019). «Глобальное неравенство богатства». Ежегодный обзор экономики . 11 : 124–128. doi : 10.1146/annurev- Economics-080218-025852 . eISSN   1941-1391 . LCCN   2008214322 . OCLC   190859329 .
  99. ^ Йонг, Эд (28 сентября 2016 г.). «Люди: необычайно кровожадные млекопитающие, обычно кровожадные приматы» . Атлантика . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 12 января 2024 г.
  100. ^ Перейти обратно: а б Фергюсон, Р. Брайан (1 сентября 2018 г.). «Война не является частью человеческой природы» . Научный американец . Архивировано из оригинала 30 января 2021 года . Проверено 12 января 2024 г.
  101. ^ Перейти обратно: а б Гомес, Хосе Мария; Верду, Мигель; Гонсалес-Мегиас, Адела; Мендес, Маркос (октябрь 2016 г.). «Филогенетические корни смертельного насилия среди людей». Природа . 538 (7624): 233–237. Бибкод : 2016Natur.538..233G . дои : 10.1038/nature19758 . ISSN   1476-4687 . LCCN   2005233250 . OCLC   47076528 . ПМИД   27680701 . S2CID   4454927 .
  102. ^ Перейти обратно: а б Пейгель, Марк (октябрь 2016 г.). «Поведение животных: смертельное насилие глубоко в человеческом происхождении» (PDF) . Природа . 538 (7624): 180–181. Бибкод : 2016Natur.538..180P . дои : 10.1038/nature19474 . ISSN   1476-4687 . LCCN   2005233250 . OCLC   47076528 . ПМИД   27680700 . S2CID   4459560 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 12 января 2024 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f34a8bc40174037df3c07ad3e3ed502__1721823540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/02/7f34a8bc40174037df3c07ad3e3ed502.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)