Герхард Ленски
Герхард Эммануэль « Джерри » Ленски-младший (13 августа 1924 — 7 декабря 2015) — американский социолог, известный своим вкладом в социологию религии, социального неравенства и введением эколого-эволюционной теории . Большую часть своей карьеры он провел в качестве профессора Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл , где занимал должность заведующего кафедрой социологии в 1969–72 годах и заведующего кафедрой социальных наук в 1976–78 годах.
Жизнь и карьера [ править ]
Ленски родился и вырос в Вашингтоне, округ Колумбия , в семье лютеранского пастора. [1] внук немецкого происхождения теолога Рихарда Чарльза Генри Ленски , [ нужна ссылка ] и племянник детской писательницы Лоис Ленски . Он учился в Йельском университете , где получил степень бакалавра в 1947 году после службы криптографом в 8 -й воздушной армии Англии во время Второй мировой войны, а затем получил докторскую степень в Йельском университете в 1950 году.
Ленски был награжден стипендией преддокторской степени от Совета социальных наук в 1949–50, а затем стипендией старшего факультета в 1961–62; Стипендия Гуггенхайма , 1972–73; и стипендии по обмену старшими преподавателями IREX для Польши, 1978 г. и Венгрии, 1988 г. Он занимал пост вице-президента Американской социологической ассоциации в 1969–70 гг. И был кандидатом на пост президента в 1972 г. Он также был президентом Южного социологического общества . 1977–78 и избран членом Американской академии искусств и наук в 1976 году. В 2002 году он был награжден премией за выдающуюся стипендию Американской социологической ассоциации. [2] [3]
Его произведения были переведены на немецкий, шведский, испанский, польский и китайский языки (как материковый , так и тайваньский переводы).
Ленски женился на поэте Жане Каппельманне в 1948 году. Он и Жан Ленски были активными участниками Движения за гражданские права и противниками войны во Вьетнаме . У них было четверо детей, в том числе биолог-эволюционист Ричард Ленски . После смерти Джина в 1994 году он женился на Энн Бонар, вдове социолога Хьюберта «Тэда» Блэлока . Ленски умер в Эдмондсе, штат Вашингтон, в возрасте 91 года. [4] [3]
Научная работа [ править ]
Социология религии [ править ]
Большая часть самых ранних работ Ленски была посвящена социологии религии и завершилась публикацией книги «Религиозный фактор» . [5] Он определяет религию как «систему убеждений о природе силы(й), в конечном итоге определяющей судьбу человека, и связанных с ней практик, разделяемых членами группы. [6] Рецензент журнала «Комментарии» назвал книгу «крупным достижением» в часто игнорируемой подобласти: [7] а Роберт Вутноу назвал этот том «возможно, одним из немногих« классических »вкладов американских социологов в социально-научные исследования религии». [8]
В 1958 году эмпирическое исследование Ленски «влияния религии на политику, экономику и семейную жизнь» в районе Детройта выявило, среди прочего, существенные различия между католиками, с одной стороны, и (белыми) протестантами и евреями , с другой. руку в отношении экономики и естественных наук. Выводы Ленски подтвердили основные гипотезы Макса Вебера работы «Протестантская этика и дух капитализма» . По словам Ленски, «вклад протестантизма в материальный прогресс был в значительной степени непреднамеренным побочным продуктом определенных отличительных протестантских черт. Это было центральным моментом теории Вебера». Ленски отметил, что более чем за сто лет до Вебера Джон Уэсли , один из основателей методистской церкви , заметил, что «трудолюбие и бережливость» сделали методистов богатыми. «В раннюю эпоху протестантский аскетизм и преданность работе , как отмечали и Уэсли, и Вебер, по-видимому, были важными моделями действий, способствующими экономическому прогрессу. И то, и другое способствовало накоплению капитала, столь критически важного для экономического роста и развития. наций». Однако, по словам Ленски, аскетизм среди современных протестантов был редкостью, а отличительная протестантская доктрина «призвания» была в значительной степени забыта. Вместо этого современные (белые) протестанты и евреи обладали высокой степенью «интеллектуальной автономии», которая способствовала научному и техническому прогрессу. [9] Напротив, как отметил Ленски, католики развили интеллектуальную ориентацию, которая ценила «послушание» учениям своей церкви выше интеллектуальной автономии, что делало их менее склонными к научной карьере. Католические социологи [10] [11] пришел к тем же выводам. [12]
Ленский связал эти различия с Реформацией и реакцией на нее католической церкви. По мнению Ленски, Реформация поощряла интеллектуальную автономию среди протестантов, в частности анабаптистов , пуритан , пиетистов , методистов и пресвитерианцев . В средние века существовали тенденции к интеллектуальной автономии, примером чего являются такие люди, как Эразм . Но после Реформации лидеры католической церкви все чаще отождествляли эти тенденции с протестантизмом и ересью и требовали от католиков послушания и верности церковной дисциплине. По мнению Ленского, его исследование показало, что эти различия между протестантами и католиками сохранились до наших дней. Как следствие, «ни одна из преимущественно католических наций в современном мире не может быть классифицирована как ведущая индустриальная нация. Некоторые католические страны, такие как Франция , Италия , Аргентина , Бразилия и Чили , являются достаточно высоко из них являются лидерами в технологических и научных областях, и, похоже, они вряд ли станут таковыми. Недавно [1963] некоторые бразильские католические ученые-социологи сравнили прогресс своей страны с прогрессом в мире. США и пришли к выводу, что главным фактором, ответственным за разницу в темпах развития, является религиозное наследие двух стран». [13]
Эколого-эволюционная теория [ править ]
В последующих публикациях ( Власть и привилегия , 1966; [14] Человеческие общества , 1970; [15] и эколого-эволюционная теория , 2006 г. [16] ), Ленский построил на фундаменте эволюционной теории, заложенной в 18 веке А.Р. Дж. Тюрго , Адамом Фергюсоном , Джоном Милларом и Томасом Мальтусом , а в 19 и 20 веках Чарльзом Дарвином , Льюисом Генри Морганом , Лесли Уайтом и многими другими. Вслед за ним биологические эволюционисты предложили более современную экологическую и эволюционную теорию общественного развития от каменного века до наших дней. Он рассматривал накопление информации, особенно технологической, как самый основной и самый мощный фактор эволюции человеческого общества (хотя и не единственный, как утверждали некоторые из его критиков). Ленски утверждал, что эволюция культурной информации является продолжением эволюции генетической информации, при этом характеристики человеческого общества являются продуктом взаимодействия как генетических, так и культурных влияний.
Члены любого общества объединены общей и частично самобытной культурой и сетями социальных отношений друг с другом. Эти связи различаются по интенсивности и своеобразию в зависимости от величины информационного запаса общества и степени контактов с другими обществами. С приобретением сигналов, а позднее и символов, предки современного человека обрели критически важную способность делиться информацией, полученной посредством индивидуального опыта. Эти и другие более поздние достижения в области технологий связи и транспорта заложили основу для крупных изменений в политических и экономических системах, социальном неравенстве, науке, идеологии и других сферах жизни. [17]
Теория Ленски была хорошо принята. Бывший президент политических наук Американской ассоциации Хайнц Юлау назвал книгу «Власть и привилегии» «шедевром сравнительного социального анализа», а Ральф Дарендорф назвал ее «творческой и существенной работой [и] незаменимым руководством». [18] «Социологическая теория» посвятила номер журнала комментариям и оценкам его работы (том 22, № 2, июнь 2004 г.).
Одной из особенностей работы Ленски, получившей довольно широкое признание среди социологов, что отражено в ее включении в ведущие вводные учебники по этой дисциплине, является его экологическая и эволюционная типология человеческих обществ, впервые предложенная в книге « Власть и привилегии» и развитая позднее в «Человеческих обществах» и других книгах. публикации [14] [15] [19] Эта типология основана на сочетании двух элементов: (1) типа среды, к которой общество должно адаптироваться, и (2) уровня его технологического развития. В своей самой базовой форме Ленски выделяет семь типов обществ:
- Общества охотников и собирателей
- Садоводческие общества
- Сельскохозяйственные или аграрные общества
- Индустриальные общества
- Рыболовные общества
- Пастушеские общества
- Морские общества.
Эти типы часто комбинируются различными способами (например, индустриализирующиеся садоводческие и аграрные общества, такие как Гана и Бразилия в конце 20-го века) и могут быть с пользой подразделены на более или менее развитые (например, простые и развитые садоводческие общества).
Важной особенностью теории Ленски был его акцент на необходимости широко инклюзивного подхода к построению теории. В статье 1988 года он утверждал, что макросоциологическая теория должна основываться на наших знаниях обо всей вселенной человеческих обществ, как в прошлом, так и в настоящем, и должна стремиться объяснить основные особенности этой вселенной, как ее единообразия, так и ее вариации. [20] Это, несомненно, особенность теории, которую многие социологи находят тревожной и непривлекательной из-за сложившейся в американской социологии в двадцатом веке традиции фокусирования теории и исследований на собственном обществе в течение ограниченного периода времени (т. е. американского общества в двадцатом веке). ) или горсткой обществ (например, современных индустриальных обществ) в течение столь же ограниченного периода времени.
Критика марксизма [ править ]
Другой примечательной особенностью творчества Ленского был его интерес к марксистским обществам . Это выросло из его беспокойства о силах, определяющих общественное развитие. Карл Маркс , оказавший большое влияние на социологическую мысль в середине двадцатого века, имел очень оптимистический взгляд на человеческую природу, что отражается в его вере в неизбежность коммунизма в будущем, когда руководящим принципом в человеческих обществах будет « от каждого по способностям, каждому по потребностям». Ленский рассматривал марксистские общества 20-го века как важные, но слишком часто игнорируемые социальные эксперименты, которые подвергли испытанию взгляд Маркса на человеческую природу и нашли его недостаточным. [21] [22] Его ранние работы 1950-х годов о статусном несоответствии (т.е. социально-классовом разделении, этнической напряженности и дискриминации) получили положительный отклик среди ряда влиятельных восточноевропейских социологов, которые сочли ее гораздо более эффективным инструментом, чем коммунистической партии официальная модель . анализируя и понимая реалии социального неравенства в своих обществах, и в то же время предоставляя полезный инструмент для бросания вызов все более неприемлемому коммунистическому общественному порядку. [23] [24]
Ссылки [ править ]
- ^ «Герхард Э. Ленски, 88 лет, бывший пастор лютеранской церкви Грейс» . Вашингтон Пост . 11 ноября 1978 года.
- ^ «Лауреаты крупных наград удостоены чести в Чикаго» (пресс-релиз). Американская социологическая ассоциация . Осень 2002 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карен Джадж (8 декабря 2015 г.). «Герхард Ленски, 1924-2015» . Университет Северной Каролины , факультет социологии.
- ^ Ричард Ленски (7 декабря 2015 г.). «Жизнь хорошо прожита» . Возвращение к Теллиамеду . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
- ^ Ленски, Герхард (1961). Религиозный фактор: социологическое исследование влияния религии на политику, экономику и семейную жизнь . Даблдей США LCCN 61009197 . ОСЛК 656217 .
- ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , с. 331
- ^ Маршалл Склер (1 ноября 1961 г.). «Религиозный фактор, Герхард Ленски» . Комментарий .
- ^ Роберт Вутноу (2004). «Возвращение к религиозному фактору». Социологическая теория . 22 (2): 205–218. дои : 10.1111/j.0735-2751.2004.00212.x . S2CID 144917602 .
- ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 350-352.
- ^ Томас Ф. О'Ди, Американская католическая дилемма: исследование интеллектуальной жизни , Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1958
- ^ Фрэнк Л. Крайст и Джерард Шерри (редакторы), Американский католицизм и интеллектуальный идеал , Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1961
- ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 283-284.
- ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 347-349.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Герхард Ленски (1966). Власть и привилегии: теория социальной стратификации . МакГроу-Хилл. ISBN 978-0807841198 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Герхард Ленски; Патрик Нолан; Жан Ленски (1970). Человеческие общества: введение в макросоциологию . МакГроу-Хилл, Paradigm Press, Oxford University Press. ISBN 978-0199382453 . (в 12-м издании по состоянию на 2014 г. [update])
- ^ * Ленски, Герхард (май 2005 г.). Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения . Издательство Парадигма. ISBN 978-1-59451-101-1 .
- ^ Эколого-эволюционная теория , Часть I; Человеческие общества , 12-е изд., гл. 1-4
- ^ Обзоры власти и привилегий , American Sociological Review , vol. 61, стр. 482–5.
- ^ Масьонис, Джон Дж. (2012). Социология, 14-е издание .
- ^ Герхард Ленски (1988). «Переосмысление макросоциологической теории». Американский социологический обзор . 53 (2): 163–171. дои : 10.2307/2095685 . JSTOR 2095685 .
- ^ Герхард Ленски (1978). «Марксистские эксперименты по дестратификации: оценка». Социальные силы . 57 (2): 364–383. дои : 10.2307/2577674 . JSTOR 2577674 .
- ^ Герхард Ленски, Патрик Нолан, Жан Ленски, Человеческие общества , 7-е изд., 1995, глава 15.
- ^ Биргитта Недельманн и Петр Штомка (ред.), Социология в Европе: в поисках идентичности (Берлин: де Грюйтер, 1993), стр. 155
- ^ Казимеж Сломчинский, Сокращение социального неравенства и расхождение факторов статуса (несоответствие статуса и сокращение социального неравенства) Studia Socjologiczne, 56 (1), стр. 35–46