Jump to content

Герхард Ленски

Герхард Эммануэль « Джерри » Ленски-младший (13 августа 1924 — 7 декабря 2015) — американский социолог, известный своим вкладом в социологию религии, социального неравенства и введением эколого-эволюционной теории . Большую часть своей карьеры он провел в качестве профессора Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл , где занимал должность заведующего кафедрой социологии в 1969–72 годах и заведующего кафедрой социальных наук в 1976–78 годах.

Жизнь и карьера [ править ]

Ленски родился и вырос в Вашингтоне, округ Колумбия , в семье лютеранского пастора. [1] внук немецкого происхождения теолога Рихарда Чарльза Генри Ленски , [ нужна ссылка ] и племянник детской писательницы Лоис Ленски . Он учился в Йельском университете , где получил степень бакалавра в 1947 году после службы криптографом в 8 -й воздушной армии Англии во время Второй мировой войны, а затем получил докторскую степень в Йельском университете в 1950 году.

Ленски был награжден стипендией преддокторской степени от Совета социальных наук в 1949–50, а затем стипендией старшего факультета в 1961–62; Стипендия Гуггенхайма , 1972–73; и стипендии по обмену старшими преподавателями IREX для Польши, 1978 г. и Венгрии, 1988 г. Он занимал пост вице-президента Американской социологической ассоциации в 1969–70 гг. И был кандидатом на пост президента в 1972 г. Он также был президентом Южного социологического общества . 1977–78 и избран членом Американской академии искусств и наук в 1976 году. В 2002 году он был награжден премией за выдающуюся стипендию Американской социологической ассоциации. [2] [3]

Его произведения были переведены на немецкий, шведский, испанский, польский и китайский языки (как материковый , так и тайваньский переводы).

Ленски женился на поэте Жане Каппельманне в 1948 году. Он и Жан Ленски были активными участниками Движения за гражданские права и противниками войны во Вьетнаме . У них было четверо детей, в том числе биолог-эволюционист Ричард Ленски . После смерти Джина в 1994 году он женился на Энн Бонар, вдове социолога Хьюберта «Тэда» Блэлока . Ленски умер в Эдмондсе, штат Вашингтон, в возрасте 91 года. [4] [3]

Научная работа [ править ]

Социология религии [ править ]

Большая часть самых ранних работ Ленски была посвящена социологии религии и завершилась публикацией книги «Религиозный фактор» . [5] Он определяет религию как «систему убеждений о природе силы(й), в конечном итоге определяющей судьбу человека, и связанных с ней практик, разделяемых членами группы. [6] Рецензент журнала «Комментарии» назвал книгу «крупным достижением» в часто игнорируемой подобласти: [7] а Роберт Вутноу назвал этот том «возможно, одним из немногих« классических »вкладов американских социологов в социально-научные исследования религии». [8]

В 1958 году эмпирическое исследование Ленски «влияния религии на политику, экономику и семейную жизнь» в районе Детройта выявило, среди прочего, существенные различия между католиками, с одной стороны, и (белыми) протестантами и евреями , с другой. руку в отношении экономики и естественных наук. Выводы Ленски подтвердили основные гипотезы Макса Вебера работы «Протестантская этика и дух капитализма» . По словам Ленски, «вклад протестантизма в материальный прогресс был в значительной степени непреднамеренным побочным продуктом определенных отличительных протестантских черт. Это было центральным моментом теории Вебера». Ленски отметил, что более чем за сто лет до Вебера Джон Уэсли , один из основателей методистской церкви , заметил, что «трудолюбие и бережливость» сделали методистов богатыми. «В раннюю эпоху протестантский аскетизм и преданность работе , как отмечали и Уэсли, и Вебер, по-видимому, были важными моделями действий, способствующими экономическому прогрессу. И то, и другое способствовало накоплению капитала, столь критически важного для экономического роста и развития. наций». Однако, по словам Ленски, аскетизм среди современных протестантов был редкостью, а отличительная протестантская доктрина «призвания» была в значительной степени забыта. Вместо этого современные (белые) протестанты и евреи обладали высокой степенью «интеллектуальной автономии», которая способствовала научному и техническому прогрессу. [9] Напротив, как отметил Ленски, католики развили интеллектуальную ориентацию, которая ценила «послушание» учениям своей церкви выше интеллектуальной автономии, что делало их менее склонными к научной карьере. Католические социологи [10] [11] пришел к тем же выводам. [12]

Ленский связал эти различия с Реформацией и реакцией на нее католической церкви. По мнению Ленски, Реформация поощряла интеллектуальную автономию среди протестантов, в частности анабаптистов , пуритан , пиетистов , методистов и пресвитерианцев . В средние века существовали тенденции к интеллектуальной автономии, примером чего являются такие люди, как Эразм . Но после Реформации лидеры католической церкви все чаще отождествляли эти тенденции с протестантизмом и ересью и требовали от католиков послушания и верности церковной дисциплине. По мнению Ленского, его исследование показало, что эти различия между протестантами и католиками сохранились до наших дней. Как следствие, «ни одна из преимущественно католических наций в современном мире не может быть классифицирована как ведущая индустриальная нация. Некоторые католические страны, такие как Франция , Италия , Аргентина , Бразилия и Чили , являются достаточно высоко из них являются лидерами в технологических и научных областях, и, похоже, они вряд ли станут таковыми. Недавно [1963] некоторые бразильские католические ученые-социологи сравнили прогресс своей страны с прогрессом в мире. США и пришли к выводу, что главным фактором, ответственным за разницу в темпах развития, является религиозное наследие двух стран». [13]

Эколого-эволюционная теория [ править ]

В последующих публикациях ( Власть и привилегия , 1966; [14] Человеческие общества , 1970; [15] и эколого-эволюционная теория , 2006 г. [16] ), Ленский построил на фундаменте эволюционной теории, заложенной в 18 веке А.Р. Дж. Тюрго , Адамом Фергюсоном , Джоном Милларом и Томасом Мальтусом , а в 19 и 20 веках Чарльзом Дарвином , Льюисом Генри Морганом , Лесли Уайтом и многими другими. Вслед за ним биологические эволюционисты предложили более современную экологическую и эволюционную теорию общественного развития от каменного века до наших дней. Он рассматривал накопление информации, особенно технологической, как самый основной и самый мощный фактор эволюции человеческого общества (хотя и не единственный, как утверждали некоторые из его критиков). Ленски утверждал, что эволюция культурной информации является продолжением эволюции генетической информации, при этом характеристики человеческого общества являются продуктом взаимодействия как генетических, так и культурных влияний.

Члены любого общества объединены общей и частично самобытной культурой и сетями социальных отношений друг с другом. Эти связи различаются по интенсивности и своеобразию в зависимости от величины информационного запаса общества и степени контактов с другими обществами. С приобретением сигналов, а позднее и символов, предки современного человека обрели критически важную способность делиться информацией, полученной посредством индивидуального опыта. Эти и другие более поздние достижения в области технологий связи и транспорта заложили основу для крупных изменений в политических и экономических системах, социальном неравенстве, науке, идеологии и других сферах жизни. [17]

Теория Ленски была хорошо принята. Бывший президент политических наук Американской ассоциации Хайнц Юлау назвал книгу «Власть и привилегии» «шедевром сравнительного социального анализа», а Ральф Дарендорф назвал ее «творческой и существенной работой [и] незаменимым руководством». [18] «Социологическая теория» посвятила номер журнала комментариям и оценкам его работы (том 22, № 2, июнь 2004 г.).

Одной из особенностей работы Ленски, получившей довольно широкое признание среди социологов, что отражено в ее включении в ведущие вводные учебники по этой дисциплине, является его экологическая и эволюционная типология человеческих обществ, впервые предложенная в книге « Власть и привилегии» и развитая позднее в «Человеческих обществах» и других книгах. публикации [14] [15] [19] Эта типология основана на сочетании двух элементов: (1) типа среды, к которой общество должно адаптироваться, и (2) уровня его технологического развития. В своей самой базовой форме Ленски выделяет семь типов обществ:

Эти типы часто комбинируются различными способами (например, индустриализирующиеся садоводческие и аграрные общества, такие как Гана и Бразилия в конце 20-го века) и могут быть с пользой подразделены на более или менее развитые (например, простые и развитые садоводческие общества).

Важной особенностью теории Ленски был его акцент на необходимости широко инклюзивного подхода к построению теории. В статье 1988 года он утверждал, что макросоциологическая теория должна основываться на наших знаниях обо всей вселенной человеческих обществ, как в прошлом, так и в настоящем, и должна стремиться объяснить основные особенности этой вселенной, как ее единообразия, так и ее вариации. [20] Это, несомненно, особенность теории, которую многие социологи находят тревожной и непривлекательной из-за сложившейся в американской социологии в двадцатом веке традиции фокусирования теории и исследований на собственном обществе в течение ограниченного периода времени (т. е. американского общества в двадцатом веке). ) или горсткой обществ (например, современных индустриальных обществ) в течение столь же ограниченного периода времени.

Критика марксизма [ править ]

Другой примечательной особенностью творчества Ленского был его интерес к марксистским обществам . Это выросло из его беспокойства о силах, определяющих общественное развитие. Карл Маркс , оказавший большое влияние на социологическую мысль в середине двадцатого века, имел очень оптимистический взгляд на человеческую природу, что отражается в его вере в неизбежность коммунизма в будущем, когда руководящим принципом в человеческих обществах будет « от каждого по способностям, каждому по потребностям». Ленский рассматривал марксистские общества 20-го века как важные, но слишком часто игнорируемые социальные эксперименты, которые подвергли испытанию взгляд Маркса на человеческую природу и нашли его недостаточным. [21] [22] Его ранние работы 1950-х годов о статусном несоответствии (т.е. социально-классовом разделении, этнической напряженности и дискриминации) получили положительный отклик среди ряда влиятельных восточноевропейских социологов, которые сочли ее гораздо более эффективным инструментом, чем коммунистической партии официальная модель . анализируя и понимая реалии социального неравенства в своих обществах, и в то же время предоставляя полезный инструмент для бросания вызов все более неприемлемому коммунистическому общественному порядку. [23] [24]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Герхард Э. Ленски, 88 лет, бывший пастор лютеранской церкви Грейс» . Вашингтон Пост . 11 ноября 1978 года.
  2. ^ «Лауреаты крупных наград удостоены чести в Чикаго» (пресс-релиз). Американская социологическая ассоциация . Осень 2002 года.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карен Джадж (8 декабря 2015 г.). «Герхард Ленски, 1924-2015» . Университет Северной Каролины , факультет социологии.
  4. ^ Ричард Ленски (7 декабря 2015 г.). «Жизнь хорошо прожита» . Возвращение к Теллиамеду . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 года.
  5. ^ Ленски, Герхард (1961). Религиозный фактор: социологическое исследование влияния религии на политику, экономику и семейную жизнь . Даблдей США LCCN   61009197 . ОСЛК   656217 .
  6. ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , с. 331
  7. ^ Маршалл Склер (1 ноября 1961 г.). «Религиозный фактор, Герхард Ленски» . Комментарий .
  8. ^ Роберт Вутноу (2004). «Возвращение к религиозному фактору». Социологическая теория . 22 (2): 205–218. дои : 10.1111/j.0735-2751.2004.00212.x . S2CID   144917602 .
  9. ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 350-352.
  10. ^ Томас Ф. О'Ди, Американская католическая дилемма: исследование интеллектуальной жизни , Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1958
  11. ^ Фрэнк Л. Крайст и Джерард Шерри (редакторы), Американский католицизм и интеллектуальный идеал , Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1961
  12. ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 283-284.
  13. ^ Герхард Ленски, Религиозный фактор , стр. 347-349.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Герхард Ленски (1966). Власть и привилегии: теория социальной стратификации . МакГроу-Хилл. ISBN  978-0807841198 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Герхард Ленски; Патрик Нолан; Жан Ленски (1970). Человеческие общества: введение в макросоциологию . МакГроу-Хилл, Paradigm Press, Oxford University Press. ISBN  978-0199382453 . (в 12-м издании по состоянию на 2014 г. )
  16. ^ * Ленски, Герхард (май 2005 г.). Эколого-эволюционная теория: принципы и приложения . Издательство Парадигма. ISBN  978-1-59451-101-1 .
  17. ^ Эколого-эволюционная теория , Часть I; Человеческие общества , 12-е изд., гл. 1-4
  18. ^ Обзоры власти и привилегий , American Sociological Review , vol. 61, стр. 482–5.
  19. ^ Масьонис, Джон Дж. (2012). Социология, 14-е издание .
  20. ^ Герхард Ленски (1988). «Переосмысление макросоциологической теории». Американский социологический обзор . 53 (2): 163–171. дои : 10.2307/2095685 . JSTOR   2095685 .
  21. ^ Герхард Ленски (1978). «Марксистские эксперименты по дестратификации: оценка». Социальные силы . 57 (2): 364–383. дои : 10.2307/2577674 . JSTOR   2577674 .
  22. ^ Герхард Ленски, Патрик Нолан, Жан Ленски, Человеческие общества , 7-е изд., 1995, глава 15.
  23. ^ Биргитта Недельманн и Петр Штомка (ред.), Социология в Европе: в поисках идентичности (Берлин: де Грюйтер, 1993), стр. 155
  24. ^ Казимеж Сломчинский, Сокращение социального неравенства и расхождение факторов статуса (несоответствие статуса и сокращение социального неравенства) Studia Socjologiczne, 56 (1), стр. 35–46

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42f35933319508835bacc50697f77146__1696378320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/46/42f35933319508835bacc50697f77146.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gerhard Lenski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)